Письма декабристов из Собири
Помещая письма, показания, завещания декабристов, составляющие часть богатой коллекции, собранной Б. Кубаловым, редакционная комиссия руководилась, прежде всего, желанием дать читателю новый, неопубликованным материал, освещающий некоторые моменты пребывания декабристов в Восточной Сибири. С другой стороны, комиссия руководствовалась желанием поместить, несмотря на сравнительно небольшое значение, и письма таких декабристов, как батья. Борисовы, Краснокутский, памятуя, что о жизни этих декабристов в Сибири сохранилось мало архивных данных, и почти не сохранилось писем.
Письма Ф.Ф. Вадковского, относящиеся к 1840-1842 гг., являются необходимым и своевременным дополнением к изданным письмам его в сборнике «Декабристы» О-ва Политкаторжан в статье Сиверса: «Декабрист Вадковский в его письмах к Оболенскому».
Письмо члена тайного общества военных друзей К. Игельстрома к А. Крюкову, вскрывающее безотрадное и бесправное положение декабриста-поселенца в сибирской глуши, по богатству заключающегося в нём материала должно найти место в сборнике и стать известным массовому читателю (Помещено оно было Чагиным в газете «Свободный Край» 1918 г., № 96).
Большой интерес представляют письма надломленного ссылкой члена тайного общества соединённых славян Аполлона Веденяпина. Они вскрывают не только душевную драму, переживаемую декабристом, но дают немало богатого бытового материала. Бытовой материал даёт и письмо Колесникова - члена Оренбургского тайного общества.
Ценны публикуемые впервые и письма Шимкова, а также Громницкого с генерал-губернаторскими на них пометками.
Помещая указанный материал, редакционная комиссия, по техническим соображениям не придерживается орфографии подлинников, «Письма» печатаются под редакцией Б.Г. Кубалова, ему же принадлежат и примечания.
Редакционная Комиссия.
№ 1
Ваше Превосходительство!
Сделайте милость, дозвольте г-ну Вольфу приехать в Бельск, чтобы подать помощь меньшому моему ребенку которого я был вынужден вывезть из Иркутска больного с опухшею ногою и которого дорогой простудили, теперь у него свело ногу, и он может навечно остаться калекою. В надежде, что это само собою пройдет, я медлил сколько возможно, чтобы не беспокоить Ваше П-ство, но как положение больного сделалось хуже, то решился, наконец, утруждать Вас. Я не прошу Вас прислать другого доктора: Вам известно самим, что в самом Иркутске предпочитают Г-на Вольфа прочим, и доверяют более его искусству. Я надеюсь, что Ваше П-ство не оставите без внимания столь важную для меня просьбу1.
С глубочайшим почтением, имею честь быть Вашего П-ства
покорный слуга И. Анненков.
18-го февраля 1837 года.
Бельск.







