М.Ф. Орлов - создатель тайного революционного общества «Орден Русских Рыцарей» (1814-1817 гг.)
Первое тайное общество (1814 - июнь 1815 г.)
Орлов возвратился в Россию осенью 1814 г., когда его родина была в тяжёлом положении.
Победоносные русские войска вернулись из-за границы. Наступило время возместить жертвы, понесённые народом во время войны. «В 1812 г., - писал К. Маркс, - когда крестьян призывали записываться в ополчение, им, хотя и неофициально, но с молчаливого согласия императора, было обещано освобождение как награда за патриотизм». Но 30 августа 1814 г. правительство обнародовало манифест, в котором было сказано, что «верный наш народ да получит мзду от бога». Отмены крепостного права не последовало. Так царское правительство отблагодарило народ-победитель. Более того, увеличилась эксплуатация крестьян. Русский народ отвечал на это волнениями, настойчиво требовал освобождения.
Положение страны после войны было крайне тяжёлым. Война разорила десятки тысяч крестьянских хозяйств и даже целые губернии. Государственные финансы, находившиеся в плохом состоянии ещё до войны, теперь оказались в катастрофическом положении. В государственных учреждениях процветало взяточничество, воровство и вымогательство. Сословные ссуды были настоящим бичом для народа: в них господствовали страшные злоупотребления, подкупы, волокита. Не было спокойно и среди солдат. Шли разговоры о необходимости сокращения срока службы, об отмене муштры, палочной дисциплины и жестоких телесных наказаний.
После окончания войны европейская реакция во главе с русским царём воспользовалась результатами побед над Наполеоном для упрочения феодально-монархического режима. Общая стабилизация реакции в Европе позволила царизму начать наступление на крестьянское движение и оппозиционные настроения в дворянском обществе.
Но в противовес реакционному лагерю, в России складывался лагерь патриотической оппозиции, готовившейся вступить в бой; ядром его стали передовые офицеры, обогащённые политическим и жизненным опытом Отечественной войны. Кризис крепостного хозяйства, народные волнения, сопровождавшие и ускорявшие этот процесс, постепенное развитие в стране капиталистических отношений - таковы были объективные причины для появления новой, передовой идеологии. Отечественная война ускорила формирование этой идеологии. К этому лагерю молодой России принадлежал и Михаил Орлов. Для него наступило время, когда надо было определить, по какому пути пойдёт Россия. Орлов не сомневался, что социальный и политический строй должен измениться.
Его служебные дела по-прежнему складывались очень удачно. В 26 лет Орлов был генерал-майором, флигель-адъютантом царя, который благоволил к нему. Перед Орловым были открыты все пути для блестящей карьеры при дворе. Но, пренебрегая собственным благополучием, на первое место он ставил общественные интересы: «заняться административной деятельностью» для блага Отечества для искоренения «внутренних разбойников», бороться с беспорядками, «кои слишком часто обличаются во внутреннем управления России» - «с такими мыслями, - писал Орлов, - я вернулся в Россию».
По словам Ф.Ф. Вигеля, «Михаилу, исполненному доброты и благородства, ими дышащему, казалось мало собственного благополучия: он беспрестанно мечтал о счастии сограждан... В конституционном государстве он равно блистал бы на трибуне, как и в боях».
Орлов общался с людьми, для которых, как и для него, любовь к отечеству была превыше всего. Именно этих людей имел в виду Пестель, вспоминая годы, когда «дух преобразования» заставлял «везде умы клокотать». Их патриотические чувства возмущало и приводило в негодование «рабство огромного большинства русских, жестокое обращение начальников с подчинёнными, всякого рода злоупотребления власти, повсюду царствующий произвол».
Каким путём вывести Россию из тупика и отсталости, чем заменить старый, мешающий прогрессу политический и социальный порядок - эти проблемы волновали Орлова. Он переживал период сложных идейных исканий, полный внутренних противоречий: критически переосмысливал революционный опыт прошлого. По происхождению Орлов принадлежал к высшим слоям дворянского общества и был крепко связан со своим классом. Путь Французской революции был для него совершенно неприемлем, восстание Пугачёва, якобинский террор внушали ужас с детских лет. Отсюда пристальный интерес, который проявлял Орлов к опыту послевоенной Франции, создавшей представительную конституционную монархию, к либеральным идеям французской буржуазии, английскому парламентаризму, к русской аристократической оппозиции XVIII в.
О политических взглядах Орлова в этот период можно судить по его письму к известному идеологу французской революции Жозефу де Местру. Оно было написано в благодарность за присланную в подарок книгу де Местра «Рассуждения о Франции», вышедшую впервые в 1796 г., переизданную в 1817 г.
В своей книге Жозеф де Местр восхвалял брата казнённого французского короля графа Прованского, именовавшего себя в то время Людовиком XVIII, и заявлял, что Французская революция - это наказание, ниспосланное богом. Автор пророчил возврат Бкрбонов на французский трон. В ответном письме Орлов пишет, что Французская революция - «великая эпоха, это эпоха человека и разума». Но не намерен подражать ей, так как видит, «как из глубины этой катастрофы возникает прекрасный урок для народов и королей. Подобный пример даётся для того, чтобы ему не следовать. Он относится к категории великих бедствий, постигших человечество».
Вероятнее всего, мысль Орлова такова: если бы в своё время королевская власть добровольно согласилась на народное представительство и дала Франции конституцию, то революция не произошла бы. Если же монархия является тиранией, то народ поднимается против неё. Можно предположить, что Орлова в 1814 г. интересовал не граф Прованский и события 1796 г., а современный ему французский король Людовик XVIII, согласившийся на компромисс с французской буржуазией.
Французская представительная конституционная монархия 1814 г. могла заинтересовать Орлова как пример для России. Он выразил пожелание автору книги описать события, последовавшие за 1796 г. вплоть до восшествия на престол Людовика XVIII.
Орлов ещё верил в царя, обещавшего провести реформы в России после окончания войны, и готов был вступить в ряды его помощников в этом деле. Но постепенно Орлов приходил к выводу, что ждать преобразований от правительства бессмысленно. В 1814 г. у него созрела мысль об организации тайного общества. «Я первый задумал в России план тайного общества. Это было в 1814 году», - сообщал он впоследствии.
По его представлениям, такое общество должно было состоять «из самых честных людей, для сопротивления лихоимству и другим беспорядкам, кои слишком часто обличаются во внутреннем управлении России». Раздумывая над тем, кого привлечь к организации тайного общества, Орлов остановился на кандидатуре своего близкого друга Матвея Александровича Дмитриева-Мамонова, оппозиционные настроения которого ему были известны.
Орлов обратился к нему с письмом, в котором «уговаривал его участвовать» «в своих планах». Граф Дмитриев-Мамонов, герой Тарутинского и Малоярославецкого сражений, страстный патриот, пожертвовавший в 1812 г. огромные средства на организацию борьбы с Наполеоном, вполне подходил для этой роли. Отечественная война направила его на путь политической борьбы.
На предложение Орлова он ответил, «что враг внутренний страшнее всякого внешнего врага и что он сомневается в успехе». «Тем не менее, - сообщал Орлов, - мы согласились тогда относительно некоторых предположений». В 1814 г. началась их совместная работа над созданием тайного общества. К сожалению, не сохранилось ни одного документа, написанного рукой Орлова. Поэтому судить о планах основателей можно только по бумагам и письмам Дмитриева-Мамонова.
Задуманное тайное общество получило название «Орден Русских Рыцарей». Оно имело конспиративно-заговорщический характер и по замыслу автора делилось на две части - «Внутренний Орден», включавший членов - учредителей и руководителей тайной организации, и «Внешний Орден», состоящий из рядовых участников. Последних предполагалось идейно воспитывать, постепенно подготовлять к борьбе за политическое освобождение под руководством «невидимых братьев». Вступающие в Орден не должны были знать верховного руководства организации и её коренных членов, входящих в состав «Внутреннего Ордена». Они беспрекословно подчинялись им. Неподчинение должно было повлечь за собой «предание их суду неизвестных и невидимых судей».
Только после того, как неофиты постепенно пройдут соответствующую подготовку и пройдут три степени масонских испытаний, они смогут узнать сокровенную цель Ордена и удостоиться приёма во «Внешний Орден».
Близкие друзья Орлова - Н.И. Тургенев и П.А. Вяземский - свидетельствовали, что и Орлов и (в особенности) Дмитриев-Мамонов увлекались масонством. Действительно, Мамонов разработал статуты и ритуалы приёма в каждую степень в масонском духе с таинственностью, клятвами на мече, погашением света, появлением молний, питьём крови и т. д. Но всё это предназначалось только для неофитов. Обрядность должна была испытывать волю и дух вновь вступающего, закалять его.
Будущий член «Ордена Русских Рыцарей» клялся быть готовым умереть за свободу, не бояться преследований - «оков, бичей, темниц, пыток, яда, пистолета и кинжала», смело пролить «кровь врагов свободы» и «истребить их до последнего». В его обязанности входило разоблачение злоупотреблений представителей власти, вызов на дуэль, или издание смелого памфлета против правительства, битва с представителем власти, который вредит Ордену в обществе.
Идеологические основы масонства с проповедью пассивности, смирения, враждебности насилию, верноподданничества и бегства от действительности были чужды Дмитриеву-Мамонову и Орлову. Борьба, влекущая за собой пролитие крови врагов свободы, готовность с оружием в руках умереть за свободу, революционный пафос, решительные действия - вот каким содержанием наполнял Мамонов старые масонские формы.
Пройдя все ступени, член «Внешнего Ордена» допускался во «Внутренний Орден» и узнавал его конкретные политические цели, которые Мамонов изложил в конституционном проекте под названием «Пункты преподаваемого во Внутреннем Ордене учения». Это был черновой набросок какой-то большой работы Мамонова и, по-видимому, Орлова, которая до нас не дошла. Предположительно исследователи датируют проект 1814 г.
Уже первый пункт проекта свидетельствовал о стремлении автора ограничить самодержавие в России. Согласно этому документу, у царя отнималось право вводить налоги, объявлять войну, заключать договоры с иностранными государствами, ссылать и наказывать, награждать орденами, назначать на высшие государственные, военные и дипломатические посты. Царь лишался самых важных своих прерогатив.
Верховная власть в стране, законодательная и исполнительная, вручалась Сенату, состоящему из 1000 человек. В нём 200 мест предназначалось представителям высшей аристократии, или, как их называл автор проекта, наследственным пэрам, 400 - представителям дворянства и ещё 400 - представителям «простого» народа. Таким образом, сохранялся сословный принцип - большинство мест в Сенате предполагалось отдать дворянству и его верхушке - аристократии.
Институт вельмож, или пэров, предполагалось создать путём дарования им «уделов городами и поместьями».
Пэрами и вельможами, по замыслу автора, могли быть активные участники революционного переворота, члены «Ордена Русских Рыцарей», а не представители старой русской знати - опоры самодержавия. Мамонов это оговаривает. Намечалась некоторая земельная реформа - «общее размежевание земель в России» с раздачей земли частным лицам, особенно отличившимся на службе государству. Членам «Ордена Русских Рыцарей» за их заслуги перед государством в деле преобразования России выделялись в собственность поместья, земли и фортеции. Купцы также могли получить земли и дворянское звание, но с условием учредить «в Сибири заведения, могущие приносить обществу пользу ежегодную от 400 000 до 500 000» рублей.
Проектируемый Сенат должен был произвести в России ряд преобразований. Первым и главнейшим было «упразднение рабства в России», т. е. отмена крепостной зависимости. Каким путём должно было произойти освобождение крестьян - с землёй или без земли - в проекте не указывалось, но вероятнее всего без земли. Вводилась свобода печати - «вольное книгопечатание», но не было ни слова о других демократических свободах. Улучшалось положение солдат, отслуживших свой срок: считалось необходимым дать им землю в личное пользование, даровать привилегии и льготы, учредить для них специальные инвалидные дома.
Но отсутствовало радикальное решение об отмене 25-летней службы в армии. Для развития внутренней и внешней торговли России автор проекта предлагал учредить торговую компанию для ведения торговли с Сибирью, Китаем и Японией. С этой целью проектировалось «построение гавани при устье реки Амура», проведение новых каналов, например, Волго-Донского и Волго-Западно-Двинского.
У автора имелись большие завоевательные планы. Он хотел расширить внешние рынки России, учредить военный флот в Архангельске с целью препятствовать «английской торговле в оном краю», иметь сильный флот в Чёрном и Балтийском морях. Планировалось даже сочинить проект «выгодной войны против персиан и вторжения в Индию», присоединить Венгрию, Сербию и все славянские народы к России, предполагалось «переселение гренландов в Сибирь», «присоединение Норвегии к России», «изгнание турков из Европы».
Автор проекта нетерпим к казнокрадству, или, как он его называет, лихоимству. Такое преступление, по его мнению, следует карать смертью или торговою казнью, т. е. наказанием кнутом в присутствии большого стечения народа. Он проектировал «лишение иноземцев всякого влияния на дела государственные» и даже «конечное падение, а естьли возможно, смерть иноземцев, государственные посты занимающие».
Таково основное содержание «Пунктов преподаваемого во Внутреннем Ордене учения».
Как видно, на первом этапе существования тайного общества его организаторы мыслили политическое устройство России в виде монархии, ограниченной аристократическим сенатом. Орлов и Мамонов хотели видеть у кормила государственного правления крупную земельную аристократию, к которой по происхождению принадлежали сами.
Проект был очень незрелым и противоречивым. Наряду с планируемыми важнейшими преобразованиями (упразднение «рабства в России» и ограничение самодержавия) автор стремится усилить политическую власть дворянства, его высший слой - аристократию и крупнейших землевладельцев и не хочет расстаться с феодально-аристократическими прерогативами.
В какой момент принял Орлов участие в работе над проектом - сказать трудно. Некоторые положения «Пунктов» идут вразрез с его действиями. Можно утверждать, что желание присоединить Норвегию к России принадлежало не ему. Ведь в 1814 г., когда сочинялся проект, Орлов посетил Норвегию и помогал этой стране отстоять свою независимость от посягательства Швеции.
Орлов предполагал написать книгу, в которой он ставил перед собой задачу обосновать идею революционного переустройства России, исходя из её исторического и политического строя с древнейших времён до современности. У него были и более широкие намерения - показать «вероятное будущее европейских наций... и место среди них России». Из писем известно, что Дмитриев-Мамонов знал его замыслы и высоко их оценивал. Он называл их «философией Ордена», «книгой жизни Ордена», «учением Ордена».
Так как работа Орлова совпала по времени с работой Дмитриева-Мамонова над конституционными проектами России, можно предположить, что он хотел её сделать как бы «историческим обоснованием и введением» к проекту Мамонова. К сожалению, текст не сохранился.
В 1815 г. Орлов попытался убедить царя провести освобождение крестьян. По свидетельству С.Г. Волконского, он склонял князя И.В. Васильчикова, графа М.С. Воронцова и Д.Н. Блудова подписаться под адресом к царю, содержащим просьбу об уничтожении крепостного права в России. Как все подобные записки, эта также осталась без ответа. Убедившись лишний раз в безнадёжности легальных попыток, Орлов с ещё большей энергией отдался идее организации тайного общества.
Вместе с Дмитриевым-Мамоновым он раздумывал, как претворить свою политическую программу в жизнь. Постепенно оба пришли к убеждению, что уничтожить самодержавие без насилия невозможно. Они пересмотрели своё отношение к идее ограниченной монархии. Недавние события в Испании, где король Фердинанд VII, вернувшись из эмиграции, жестоко расправился с кортесами, послужили, по словам Дмитриева-Мамонова, плачевным примером того, что «epargner les Tyrans c'est se preparer, se forger des fers plus pesants que ceux qu'on veut quitter (щадить тиранов - это готовить, ковать себе оковы, более тяжкие, чем те, которые хотят сбросить). Что ж кортесы! Разосланы, растоптаны, к смерти приговариваемы, и кем же? - Скотиною, которому они сохранили корону».
В письме к Орлову, относящемся, вероятно, к первой половине 1815 г., Мамонов писал о заговорах, «которые низвергли с трона избираемых цезарей древнего Рима». Он предлагал другу действовать как на войне, разрушать то, что мешает видеть общую картину. «Разве вы не разрушаете здания, - писал он, - которое закрывает общую перспективу в день сражения или преграждает вам путь, если вы можете сделать это выстрелами». Он сравнивал секрет их тайного общества с секретом мины, наполненной порохом.
«Нужно её взорвать!» - писал он, т. е. начать наступление на самодержавие. Республиканско-тираноборческие идеи Дмитриев-Мамонов выразил в своей книге «Краткие наставления Русскому Рыцарю», о которой он сообщал Орлову. Книга предназначалась для агитации среди вступающих во «Внешний Орден». С большим трудом Дмитриеву-Мамонову удалось её напечатать; было издано всего 25 экземпляров. Он переправил их Орлову с просьбой быть осторожным в выборе читателей. «Я далёк от всякого страха, - писал он, - но самая сущность дела требует осторожности».
Вероятнее всего, брошюра была издана в первое полугодие 1815 г., так как в конце июня Орлов уехал из России. Вряд ли Дмитриев-Мамонов стал бы переправлять книжки за границу даже с оказией. До сих пор не найден ни один печатный экземпляр брошюры. Имеется только её рукописный текст, который был обнаружен в тетради, принадлежавшей известному масону М. Невзорову. Этот текст проникнут республиканско-революционным пафосом.
Красной нитью через всю работу проходит мысль о необходимости жестокой борьбы со злом, освобождения от оков, от позорной жизни под гнётом. Если отбросить христианско-масонскую терминологию автора, становится очевидным, что вновь вступающих в «Орден» готовили к борьбе с самодержавием. Можно утверждать, что автор обращался не к масонам, а к товарищам, вступающим на путь борьбы с тиранией.
В одном из пунктов «Кратких наставлений» Мамонов прямо объявляет о своём отношении к самодержавию: «Естьли бы тебе предложили диктаторский виссон Кессаря и кинжал Катона, что бы избрал ты себе в удел? Естьли ты поколеблешься хоть на одну минуту, то знай, что ты исключил себя навеки из сонма духов повелительных».
Все симпатии автора на стороне республиканца Катона, яростного врага узурпатора власти Цезаря.
Но не только греческие и римские республиканские герои привлекают Мамонова. Новгородцы на месте вечевом для него ещё больший символ мужества, героизма, свободы и любви к Родине. Мамонов проповедует насильственное свержение самодержавия. Его не пугает возможность пролития крови врагов. Наоборот, «кровь врагов добродетели и чести есть тук и фимиам, приносимый на алтарь их».
Переворот, подготовляемый тайным обществом, Мамонов сравнивает с вулканами, молчащими иногда тысячелетия, но, которые, извергаясь, «изменяют в один миг лицо земли».
Однако структура «Ордена», носящего заговорщический характер, не могла подготовить массовый революционный переворот. Вероятнее всего, государственный переворот мыслился как цареубийство, совершаемое заговорщиками. Тем не менее реальной тайной организации в 1814 и первой половине 1815 г. Орлов и Дмитриев-Мамонов не создали.
Они только предпринимали шаги для поисков единомышленников. Из письма Дмитриева-Мамонова известно, что поэт-партизан Денис Давыдов принял участие в составлении текста «Кратких наставлений Русскому Рыцарю». Давыдов был родственником и другом Орлова. Вероятно, Орлов привлёк его к участию в тайной организации.
Совместная работа друзей прервалась в июне 1815 г. из-за второго похода русских войск во Францию.