Участие М.Ф. Орлова в тайных революционных организациях - Союзе спасения и Союзе благоденствия
М.Ф. Орлов и Союз спасения (1817 г.). Литературный кружок «Арзамас»
11 ноября 1816 г. Орлов был уже в Москве, а в конце января 1817 г. попал в Петербург. Как только он приехал, у нему явился полицейский чиновник. Н. Тургенев писал об этом брату Сергею: «По приезде его сюда явился к нему какой-то полицейский чиновник и отобрал у него какие-то запрещённые книги». Вероятно это было связано с подозрениями правительства о причастности Орлова к Гренебольскому мятежу.
Очень скоро Орлов понял, какие серьёзные изменения произошли в России за время его отсутствия, - правительство перешло к реакционному курсу. Ещё с конца 1815 г. в России фактически управлял Аракчеев. Вместо освобождения крестьян царь в виде «благодарности» преподнёс русскому народу военные поселения - худшую форму крепостного угнетения.
Передовые люди того времени, военная молодёжь, бок о бок с русскими солдатами прошедшая все войны с 1812 по 1815 г., видели смысл жизни в необходимости трудиться для блага родины, для счастья её народа. Мерзости крепостного права, бесправие народа, отсталость России - всё это возмущало патриотические чувства и национальную гордость лучших людей России. Основной и ведущей идеологией, объединявшей будущих декабристов, была идея борьбы против самодержавия и крепостного права.
Н.И. Тургенев вспоминал, что он «слышал, как люди, возвращавшиеся в С.-Петербург после нескольких лет отсутствия, выражали своё изумление при виде перемены, происходящей во всём укладе жизни, в речах и даже поступках молодёжи этой столицы; она, как будто, пробудилась к новой жизни, вдохновляясь всем, что было самого благородного и чистого в правительственной и политической атмосфере».
Другой известный современник писал: «Посещая свет в этой столице хотя бы совсем немного, можно заметить, что большой раскол существует тут в высшем классе общества. Первые, которых можно назвать правоверными (погасильцами), - сторонники древних обычаев, деспотического правления и фанатизма, а вторые - еретики, защитники иноземных нравов и пионеры либеральных идей. Эти две партии находятся всегда в своего рода войне, - кажется, что видишь духа мрака в схватке с гением света».
Орлов попал в обстановку идейного кипения. Всюду говорили о необходимости немедленных реформ, обсуждали планы преобразований. О политике толковали везде: дома, на балах, в театрах, на вечеринках.
Уже более чем полгода в Петербурге существовало революционное тайное общество. Это был ответ молодого поколения на действия реакции. Само название говорило за себя: Союз спасения России, которая, по мнению будущих декабристов, стояла на краю гибели. Целью тайного общества было введение представительного правления, установление конституции, ликвидация абсолютизма и крепостного права. Организаторы общества ещё не думали о республике, желая дать России конституционно-монархическое правление.
Орлов примкнул к лагерю прогресса. Он был близко знаком со многими членами Союза спасения. П.П. Лопухин, М.С. Лунин, Ф.Ф. Гагарин, А.Н. Муравьёв, С.П. Трубецкой, М.Н. Новиков - это его старые друзья. По возвращении на родину Орлов возобновил работу своей тайной организации. Об этом свидетельствовал он сам: «Сим занимался я конец 1816 года и начало 1817 года». В конце февраля 1817 г. Орлов встретился с А.Н. Муравьёвым и предложил ему вступить в «Орден Русских Рыцарей».
Муравьёв также считал, что Михаил Орлов вполне подходящая кандидатура для Союза спасения. А.Н. Муравьёв говорил Орлову, что «Россия стоит на краю пропасти, что надобно всем людям иметь прочную связь, дабы при случае отечественный отголосок».
Вот что писал об этом Никита Муравьёв, хорошо осведомлённый о событиях, в «Историческом обозрении хода общества»: «Пестель уехал в Митаву, и Александр Муравьёв заступил место старейшины. Генерал Михайло Орлов находился тогда в Петербурге. Они открылись друг другу потому, что каждый из них стал уговаривать другого вступить в своё общество. Переговоры сии кончились тем, что они обещались не препятствовать один другому, идя к одной цели, а оказывать себе взаимные пособия».
М.Н. Новиков, примыкавший ранее к «Ордену Русских Рыцарей», разочаровался в нём и, во время отсутствия в России Орлова и Мамонова, вступил в Союз спасения. Более того, он завербовал в это общество П.И. Пестеля и Ф.Н. Глинку.
Хотя «Орден Русских Рыцарей» не слился с Союзом спасения, Орлов пользовался огромным доверием у большинства членов Союза спасения. Он писал, что между ним и многими членами тайной организации «вскоре установилось доверчивое отношение и мало-помалу я узнал, в чём их дело». Александр Муравьёв показал Орлову устав своей тайной организации. Орлов настолько был в курсе дел Союза спасения, что много лет спустя, находясь под следствием, смог его воспроизвести письменно.
По свидетельству Орлова, вступивший в общество человек знал только то, кто его принял. Орлов даже нарисовал чертёж, объясняющий структуру тайного общества. Орлов лично рассказывал Пестелю о своём тайном обществе. Пестель вспоминал впоследствии, что о тайном обществе под названием «Русских Рыцарей» говорил ему «генерал Орлов, сказывая, что к оному принадлежал граф Мамонов». Пестель знал, что «у них печатная книжечка об обществе».
Со временем Орлов начал охладевать к своему тайному обществу. По сути дела оно исчерпало себя. Орлов понял, что будущее за более демократической и многочисленной организацией - Союзом спасения. Не вступая в это тайное общество, он сближался с его участниками всё больше. Орлов предполагал, что был внесён в список его членов под рубрикой «друг». Впоследствии Орлов связывал ликвидацию «Ордена Русских Рыцарей» с тем, что он узнал о существовании Союза спасения.
«В 1816 и отчасти в 1817 г. вместе с Мамоновым я был занят одним делом, - писал он. - Но это дело осталось неосуществлённым и вскоре было совершенно им оставлено из-за его путешествия и болезни, а мною - вследствие одного открытия, которое я тогда сделал. Именно, я узнал о сорганизовавшемся обществе молодых людей, большей частью гвардейских офицеров; они также были в восторге от успеха Tugend Bund'a и работали в этом смысле. Не присоединяясь к ним, я с ними сблизился».
Декабрист А.Е. Розен вспоминал: «В то время Мих. Ф. Орлов, гр. Мамонов и Н.И. Тургенев расположены были составить отдельное общество «Русских Рыцарей», но после нескольких совещаний остались в Союзе спасения».
Формально «Орден Русских Рыцарей» постепенно прекратил своё существование. Три его главных участника - М. Орлов, Н. Тургенев и М. Новиков, - пересмотрев свои политические взгляды, окончательно отошли от прежних узкозаговорщических аристократических идей. Они вступили в декабристские организации: раньше всех М. Новиков - в Союз спасения (1816 г.), М. Орлов и Н. Тургенев - в 1818 г. в Союз благоденствия. М. Дмитриев-Мамонов был тяжело болен. «Характерная для [Ордена] черта - основанное на крупном землевладении «пэрство» - также отмерла, не дав своих рецидивов в последующем идейном развитии движения».
Вскоре после возвращения в Петербург Орлов встретился с Н.И. Тургеневым, который пригласил его принять участие в литературном обществе «Арзамас». Это общество возникло в октябре 1815 г.
«Арзамас» был не просто литературным кружком. Общество имело чёткую идеологическую программу. Его участники вели борьбу за торжество новой прогрессивной литературы против оплота реакции, душителей свободного слова, боящихся даже самых малых изменений в феодально-крепостническом порядке. «Староверы» организовали литературное общество - «Беседу любителей русского слова». В противовес «Беседе» и был создан «Арзамас». Методом борьбы была избрана злая шутка, издёвка над мракобесами-реакционерами. Активными членами этого литературного общества были: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, Д.Н. Блудов, Д.В. Дашков, Д.П. Северин, С.С. Уваров, А.И. Тургенев, В.Л. Пушкин, Д.А. Кавелин, Д.В. Давыдов, А.Ф. Воейков, которые получили прозвища, взятые из баллад Жуковского.
По-видимому, Орлова привёл в «Арзамас» Н. Тургенев. 25 февраля 1817 г. он писал С. Тургеневу: «В будущем заседании, вероятно, будет принят в «Арзамас» Михаил Орлов». Впервые в «Арзамасе» Орлов появился 16 марта 1817 г. Заседание происходило у С.С. Уварова. В этом заседании Орлов получил своё арзамасское прозвище - Рейн. А уже 1 апреля 1817 г. Н. Тургенев писал брату Сергею: «Михаил Орлов вступил в «Арзамас» и в первом заседании будет говорить речь, т. е. отпевать одного или нескольких беседистов». Орлов вступил в «Арзамас» как раз в то время, когда он узнал о существовании Союза спасения и сблизился с его руководителями. У него зародилась мысль сделать «Арзамас» легальной трибуной тайного общества.
20 апреля 1817 г. на заседании «Арзамаса» Орлов произнёс вступительную речь. В арзамасских протоколах об этом дне было сказано: «День вышеозначенный был определён мудрецами и пророками для принятия клятвенных слов Рейна».
Орлов обращался к арзамасцам с призывом определить цель общества: «Цель достойнейшую ваших дарований и тёплой любви к стране Русской. Тогда-то Рейн прямо обновлённый потечёт в свободных берегах Арзамаса, гордясь нести из края в край, из рода в род, не лёгкие увеселительные лодки, но суда, наполненные обильными плодами мудрости вашей... Тогда-то просияет между ними луч отечественности и начнётся для Арзамаса тот славный век, где истинное свободомыслие могущественной рукой закинет туманный кризис предрассудков за пределы Европы».
Выступление Орлова было воспринято как призыв к общественно-политической деятельности. 10 мая 1817 г. Н. Тургенев сообщал брату Сергею о речи Орлова и добавлял: «Умный и прекрасный человек. Намерения и характер его превосходны». Уже в следующем заседании «Арзамаса» Орлов предложил «завести журнал, коего статьи новостью и смелостью идей пробудили бы внимание читающей России. Расширив таким образом круг действия общества, он находил необходимым умножить число его членов; сверх того, предлагал каждому отсутствующему члену предоставить право в месте пребывания его учредить небольшое общество, которое бы находилось в зависимости и под руководством главного».
В.А. Жуковский, протоколировавший это заседание в стихах, так описывал выступление Орлова:
«Тут осанистый Рейн, разгладив чело...
Важно жезлом волшебным махнул, и явилось нечто
Пышным вратам подобное, к светлому зданью ведущим,
Звёздная надпись сияла на них: Журнал Арзамасский.
Мощной рукою врата растворил он; за ними кипели
В светлом хаосе призраки веков...
С яркой звездой на главе Гением тихим носилось
В свежем гражданском венке божество: Просвещение,
дав руку
Грозной и мирной богине Свободе! И все арзамасцы,
Пламень почуя в душе, ко вратам побежали...»
Вторая речь Орлова произвела огромное впечатление на арзамасцев. Была разработана целая программа действий, выходящая даже за пределы журнала. План завоевания «Арзамаса» успешно осуществлялся.
9 июня 1817 г. Н. Тургенев писал С. Тургеневу: «Арзамасское общество решилось создать журнал... Орлов очень рад журналу и обещает много помещать в него». Постепенно руководство «Арзамасом» перешло в руки Орлова и Н. Тургенева, и кружок получил нужную им политическую направленность.
Орлов, всё более сближавшийся с Союзом спасения, сумел привнести в «Арзамас» идеи тайного общества. Свои усилия Орлов и Н. Тургенев сосредоточили на предполагаемом журнале, стремясь сделать его своим политическим рупором. Они нашли поддержку у своего близкого друга П.А. Вяземского, тоже мечтавшего о проведении конституционных реформ, однако в рамках монархического строя.
Орлов взялся писать устав «Арзамаса» и внёс в него политическую окраску. Так, целями «Арзамаса» определились «польза отечества, состоящая в образовании общего мнения», и распространение «мнений, ясных и правильных».
Союз спасения обязывал своих членов работать над созданием общественного мнения. В обязанности членов «Арзамаса» входило «наблюдать политическое и нравственное состояние России и прочих государств» и «сообщать публике плоды своих наблюдений и в особенности посредством постоянного периодического издания».
В августе 1817 г. а «Арзамас» вступил один из активных членов Союза спасения - Никита Муравьёв. Предполагалось, что в будущем журнале он будет вести отдел обозрения современных происшествий. В это же время в «Арзамас» вступил молодой А.С. Пушкин. Его имя значилось среди поэтов, которые должны были давать стихи для арзамасского журнала.
Свои идеи и взгляды Орлов не скрывал. О его оппозиционных настроениях знали при дворе и даже сам царь. Благоволение царя к Орлову давно прошло. 10 месяцев Орлов ожидал назначения по службе. Наконец, после больших маневров в августе 1817 г. царь назначил Орлова начальником штаба 4-го пехотного корпуса, командиром которого был герой Отечественной войны, известный всей России генерал Н.Н. Раевский. Новое своё назначение в Киев, где находился штаб корпуса, Орлов воспринял как опалу. Царь удалял из Петербурга беспокойного генерала, то осаждающего его проектами освобождения крестьян, то высказывающего непокорность его воле.
15 августа Орлов уезжал из Петербурга. 13 августа у него собрались члены «Арзамаса». В этом заседании были подписаны законы «Арзамаса» и зачитаны три программы журнала. Две темы по разделу «политика» предложил Орлов: первая - «расположение идей свободы, приличных России в её теперешнем состоянии, согласованных со степенью её образования, не разрушающих настоящего, но могущих приготовить лучшее будущее», и вторая - «образцы общественного мнения».
На первую тему взялись писать Орлов, Н. Тургенев и Северин. На вторую - Никита Муравьёв. Третью тему предложил Н. Тургенев: «Показать заслуги Англии и Франции перед Европою». Орлов уезжал в Киев с явным намерением продолжать начатую им политическую деятельность, и возлагал большие надежды на журнал. Он передал Тургеневу ещё одну тему программы для журнала: «О представительном правлении». В ней Орлов хотел «показать, что представительная система заключает в себе все выгоды других форм правления, существовавших в древних и новых временах, не имея их недостатков...» Орлов брался писать статью на эту тему. На следующий день Орлов уехал. 2 сентября 1817 г. Н. Тургенев писал брату Сергею: «Орлов отсюда уехал в Киев. Он был одним из ревностнейших членов Арзамаса и в особенности подвинул его на серьёзное дело».
После отъезда Орлова политическая направленность «Арзамаса» начала постепенно сходить на нет. Последняя программа и статья, начатая Орловым, не были одобрены арзамасцами.
Узнавший об этом С.И. Тургенев писал: «Кажется Рейн со своей статьёй о представительном правлении слишком рано потёк». Близился явный раскол кружка, и только чисто внешние обстоятельства сами собой прекратили его работу. Большинство участников «Арзамаса» разъезжалось из Петербурга. Но «Арзамас» неминуемо распался бы и без этого, - слишком различными были интересы его новых и старых членов. Новая программа, предложенная Орловым, была им не под силу.
По дороге в Киев Орлов заехал в Москву и встретился там с Александром Муравьёвым. От него он узнал о серьёзных разногласиях между старыми членами Союза спасения и вновь вступившими. Многие из последних не соглашались с уставом, проповедующим насилие и основанным на масонских клятвах. Они требовали постепенности в борьбе за введение конституции и за освобождение крестьян. На первый план они выдвигали пункт устава о создании в России общественного мнения. Тактику дворцового переворота без опоры на общественное мнение они ставили под сомнение. Возникал вопрос и о необходимости расширения организации, вовлечения в неё большого количества участников и отхода от её узкозаговорщического характера.
В Москве, куда переместилась деятельность Союза спасения к осени 1817 г., противоречия эти особенно обострились в связи с планом убийства царя.
Решение о цареубийстве было в конце концов отвергнуто, как не обеспечивающее «достижения основной цели, очевидно - представительной системы и уничтожения крепостничества». Возникшие противоречия повлекли борьбу за уточнение программы и установление более отчётливых организационных форм. Это и привело к ликвидации общества. Нужно было выработать новую программу, которая стала бы руководством в борьбе за освобождение крестьян и за конституцию. В конце 1817 г. тайное общество Союз спасения перестало существовать. Бывшие члены приступили к созданию новой тайной организации. Также наступил новый этап в политической деятельности Михаила Орлова.







