244. З.С. Свербеевой
Москва, 23 августа 1860
Милая моя Зинуша, я приехал сюда только вчера вечером. Заезжал к Алек[сандру] Викт[оровичу]1. Лариса Андреевна хотела вместе со мною ехать, чтоб отвезти свою племянницу, и я остался для того лишний день; однако она племянницу не повезла, сделался насморк, и она не решилась ехать и поручила мне племянницу, которую я привез к ее матери в вдовий дом. А накануне мы не выехали, потому что лошади сдурели, разбили экипаж и ушибли кучера. Вот как это случилось: Дараган отправлял в тот же день своего сына в гимназию и с ним еще гимназиста и студента, Ваня ехал с ними четвертый. Для Лар[исы] Анд[реевны] с девочкой, дочерью и мною приготовили коляску. Сын Дарагана хотел пощеголять лошадьми и уговорил кучера, чтоб он заложил в тарантас лошадей с бубенчиками и хомуты с побрякушками. Лошади были молодые, не съезженные и кучер не слишком ловкий. Как скоро тронулись и услышали шум от побрякушек, забились, кучер справиться не умел, потаскали по двору, сломали экипаж, а кучер упал и ушибся. Тогда отправили только Ваню с молодыми людьми, а мы должны были остаться.
Я ожидал найти одних Поджио, полагая, что хозяева за границей или в Тульском имении, оказалось, что оне тут всем семейством. Александр В[икторович] живет в особом флигеле, отделенном от дома частицею небольшого, но хорошо содержащегося сада. Хозяева к ним очень внимательны, он занимается летом и весною разными опытными посадками и посевами, хвалится удачей некоторых из своих опытов, особенно травосеянием. Живут они на своем иждивении, занимая только флигель, который без них оставался бы пустой. Раз мы все обедали у хозяев по приглашению, а два раза одни, в день приезда и в день отъезда, приглашали и в этот последний, но Л[ариса] А[ндреевна] отказалась, потому что в этот день не хотела совсем выходить, и все окошки были притворены. Погода дождливая, и с полей многое не убрано.
Из Петербурга мы выехали вместе с Н[иколаем] Р[омановичем] до Вишеры, где его оставили. Дети остались в Пе[тер]бурге; я было предложил остаться при них, но Отец нашел, что это не нужно. Я не думаю, чтоб он остался долее одного дня в Вишере, потому что все лил дождь. Нога его заживала, однако все еще болела. Дети Остались здоровы. Коля послал со мною игрушки Кате, посуду, судок, который перешлю, когда будет случай. За день до отъезда я обедал у Галагана на даче и много говорили о положении, которое теперь комиссии доканчивают. В течение месяца будет окончено распределение по статьям в законодательной форме* и представлено в Главный комитет.
Не ожидают больших изменений в этом Комитете, так как Панин согласен в большей части пунктов с комиссиями. Главные основания: надел в таком размере, чтобы семейство могло содержаться и уплачивать казенные повинности; уничтожение всяких поборов на помещика с оставлением только работы или платы за отведенную землю; обязательный труд на 2 года. Выкуп по желанию крестьян за облигации от правительства; уничтожение женской работы. Вопрос о пользовании лесом и топливом признают сами неудовлетворительно решенным. Мировые судьи из дворян по избрании крестьянами, две инстанции, вторая из собрания всех мировых судей уезда, полагается их по 3 или 4, смотря по обширности округа, решают дела окончательно. Достать положения невозможно, П[анин] не допускает гласности. Когда утверждено будет, напечатают 250 т[ыс.] экземпляров для раздачи помещикам и волостным.
Хлеб здесь в цене не упадает, напротив, вчера хлебник из Нового Иерусалима сказывал Поджио, что цена на муку поднялась. Овес будет дорог. Может быть, будет требование за границу; в Германии постоянные дожди мешали уборке.
Прощай на сей раз, душа моя, расцелуй мужа и детей. Христос с вами.
[Приписки на полях:] Ваня привез Сашин портрет и отдал Кат[ерине] Дм[итриевне]. Я повесил большой венок на крест, Надя приговорила посадить цветы. Кто-то еще, не известный мне, украшает могилу цветами. Маша здесь, я сейчас иду к ним2.
Писем я не нашел ни от кого; твое получил из Пе[тер]бурга и Л[арисы] А[ндреевны] получил.
К ним адрес: ка Крюковскую станцию железной дороги, оттуда в сельцо Сокольское г. Дарагана.
Ваня вас обнимает, Федя кланяется. Сестры нет, обедаю сегодня у Ип[полита] Ив[ановича].
*«в законодательной форме» написано поверх строки.
ГАИО, ф. 774, oп. 1, д. 246, л. 158-159 об.
1 А.В. Поджио с семьёй в 1860 г. поселился в имении своего сибирского знакомого К.Я. Дарагана в с. Никольском Московской губ., где его навестил С.П. Трубецкой.
2 Скорее всего М.А. Трубецкая и её семья.