40. И.Д. Якушкину
Оёк, 22 июня 1840
Нынешний раз я замедлил ответом, любезный мой Иван Дмитриевич, к бывшим занятиям прибавились еще летние и прогулки с детьми. Слава богу, что оне все здоровы. Жена моя пишет тебе о них, она немного на себя клеплет, и ты в этом ее узнаешь. Если она погрешает против себя, то недоверчивостию к себе самой, а не самохвальством. Вчера получили письмо от Матв[ея] Ив[ановича]. Он пишет, что вы ездили с ним на стеклянный завод и заказывали трубочки; из этого я заключаю, что ты занимаешься изготовлением каких-нибудь аппаратов.
Сообщай мне свои удачи и неудачи; мне любопытно будет следовать за твоими опытами. Я, кажется, написал тебе, что нам прислали дагерротипную картину1; ты, вероятно, знаешь, в чем состоит процесс. Солнечные лучи посредством камер обскуры оттисняют предмет на металлической доске. Произведение весьма любопытное, и полагаю, что оно должно подвинуть теорию света. Я не знаю в подробности всего производства. Доска медная высеребренная, покрыта, кажется, хлоровой кислотою, окурена парами ртути, а после оттиска раствором или парами йода для того, чтоб оттиск отстал. Она под стеклом и оклеена бумагою, вероятно для того, чтоб воздух не касался доски. Не знаю, не изгладит ли свет этой картины, она у меня висит на стене.
Долго искали способа создания оттиска, потому что от лучей вся доска чернела. Металлический блеск доски, отражая предмет, препятствует видеть изображение; надобно, чтоб свет на нее не падал, иначе все то, что черно, кажется блестящим, а светлые места темными. Я полагаю, что если бы полировка доски была лучше, то все черты вышли бы еще отчетливее. Много и так нельзя видеть иначе как в микроскоп. Сквозь стекло кажется, как будто работано графштихом. Не знаю, так ли оно оказывается без стекла; я не решился снять, чтоб это рассмотреть. Жаль, что подвижность живых предметов будет всегда препятствовать их снятию. Говорят, теперь доискиваются способа отпечатывать предметы с их красками; сомневаюсь, чтоб могли когда до того достичь. Я читал, что продается англичанами бумага, которую они называют чувствительною, но на ней тени выходят белыми, а свет темным, как и должно быть; но все это полезно для путешественников, неискусных в рисовке, и, кроме того, и у искусных сберегает время.
Вернет2 путешествует с дагерротипом. Этот инструмент еще очень дорог, но, вероятно, все со временем упростится и подешевеет, теперь еще неприступно для небогатых. Для рисования, кажется, еще выдумано другое орудие - диограф, который копирует картины; я не знаю, в чем он состоит. Вообще мы в этом очень отстали, многие новые изобретения нам не известны, если где найдешь слово о них, то так недостаточно, что ничего не поймешь. Видно, они еще мало наших русских занимают, или то, Что мы не имеем источников, откуда могли бы почерпать сведения о них.
Вот я дошел до конца своей бумаги и должен кончить. До сих пор не получил еще я Annuaire du Bureau des Longitudes*, который ты мне послал, я просил справиться о нем, и мне велели сказать, что написали запрос о нем. Прости, мой милый друг Иван Дмитриевич, обними за меня Матвея Ивановича, засвидетельствуй мое почтение его жене и Александре Васильевне и поклонись Вас[илию] Кар[ловичу].
Трубецкой
*Ежегодник Бюро долгот (франц.).
ГАРФ, ф. 279, оп. 1 , д. 97, л. 7- 8 об.
1 Дагерротип - аппарат для «светописи» (фотографирования). Открыт французским изобретателем Л.-Ж.-М. Дагерром в 1838 г.
2 Вернет - лицо неустановленное.







