И.И. Пущин - Я.Д. Казимирскому
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTU4LnVzZXJhcGkuY29tLy1ZS19PdFhUdlVxdHJNQmJhVVhkZ0pjZVJrMmFyWTFzbkVPVlFRL2ZoTU5tX25mSTA4LmpwZw[/img2] [img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTUudXNlcmFwaS5jb20vREt5TTc2UkN6RGVVR1Q3MmoxT0R2bmZrblpQUkZDd2lIaTF4Q2cvcXkwNTh4QzdvZ2MuanBn[/img2] [img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQ0LnVzZXJhcGkuY29tL2xKaEhEeG1WVkVXQU5pVXRFNmFGejFaZk9WRmx5TGdKUi1vTGF3L0l1LXIwb1lYNkUwLmpwZw[/img2] [img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTU2LnVzZXJhcGkuY29tL0ZLVmlubFJSakpINGY0bVk4eEVpWWI1eG9EQnkxdFBsMTluaGJRL2xqakNTd0RsWWhvLmpwZw[/img2] [img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTI0LnVzZXJhcGkuY29tL0NjUDVwNkpqNzJIVzZIWVlUMXdVRkZVNnJTbUx2Zm5JUV9wdlNRL0tiNDA1YlB6aEtNLmpwZw[/img2] [img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTE2LnVzZXJhcGkuY29tL1JTUDlLaDA0RkltVVJSbllSYmdFSFpxVTM3bnZicnRSNGpyMmNRL0xhWUt6X1FtYVJRLmpwZw[/img2]
Тара, 22-го декабря [1]849
Что с Вами, добрейший Яков Дмитриевич? Пришлось долго ничего не знать о Вас, после частых свиданий. Надеюсь в Ялуторовске найти Ваш дружеский листок с отрадными известиями о всех Ваших домашних, о всех наших стариках. Я еду молодцом, самому не следовало бы это говорить, но Вы меня за это не осудите. Из Красноярска подхватил на первой станции Христиани - она меня ждала с своей немкой за самоваром, пока я в Дрокиной1 с Спиридовым и Ледантю ревизовал хозяйскую шипучку. Шипучка была не то, что Ваша, но Михаил Матвеевич был веселее обыкновенного, и мы поболтали лишний часок. Явился на станцию к спутнице с извинением.
Прошу донести генерал-губернатору, что я исправно доставил до Томска M-lle Christiani. Мы вели себя благоразумно, как Вы можете себе представить. Одним словом, я оберегал её, как умел. Не знаю, довольна ли она мною, хотела сама написать к Катерине Николаевне2. В Томске трое суток в совершенном распоряжении у Батенькова. Он меня показывал близким своим знакомым как редкость. Я повиновался, только не знаю, каково было смотрящим. Жаль, что не видал Асташёва3. Он сам заезжал к нам, но не застал. Его мне больше других хотелось обозреть. Батеньков Вас приветствует. Он, благодаря Бога, живёт хорошо.
Вчера прискакал сюда. Здесь в самом тесном кругу Владимир Иванович один4. Сегодня вечером дальше. Ваше одеяло меня так согревает, что я не знаю даже, есть ли мороз. Вообще всё идёт очень хорошо. За всё благодарен Богу. В Томске у Любимова5 нашёл письмо из Ялуторовска. Все ждут, зовут, и Аннушка вошла в мою мысль вместе встретить новый год. Не знаю, удастся ли это уладить. Боюсь, что[б] не задержала меня тобольская наша колония. Скажут, в Ялуторовске наживёшься, а к нам уже не пустят.
Скажите Смолину6, что письмо его вручил Владимиру Ивановичу7. Без сомнения, не замедлит Ваш вечерний гость получить ответ. Пожалуйста, пожмите крепко руку доброй Александре Семёновне, приласкайте за меня Сашиньку, наставнице её Ларисе Андреевне8 также скажите что-нибудь любезное. Вам это так легко, за словом в карман не пойдёте. Пусть она обнимет за меня Лёлиньку. Дайте обо мне весточку нашим, верно, Вы их часто видаете. Хотелось бы ко всем самому писать, но нет возможности остановиться на минуту у товарища и сесть писать. Да хранит Вас Бог со всеми Вашими близкими.
Ивану Петровичу9 пожатие руки искреннее. Часто мысленно за Вашим гостеприимным столом. Без уверений верьте мне, это отрадное убеждение, с которым я сжился и не расстанусь. Скажите Оттависту10, что наша примадонна11 и до разбития страдивариуса12 бесновалась, мне Аносов13 и другие лица в Томске много чудес об ней рассказывали. Пусть добрый Поджио убедит её быть несколько помягче. Я ему подробно поговорю с ним об ней при случае с места. Навестите Трубецких. Буду к ним писать из Тобольска, хоть всё это неудовлетворительно. Новое их поколение живо и отрадно в моём воспоминании. Бог наградил меня этими утешительными встречами. И у Волконских Вы побываете. Обнимите Мишу14.
Воображаю, с каким трудом Вы разбираете мой листок вполне небрежный. Возьмите зажигательное стекло. Так или иначе поймите меня. Литературы не нужно между нами. До свидания, добрый Человек. Иду обедать с Владимиром Ивановичем к откупщику. После чаю - в повозку. Пусть Сергей Григорьевич15 пошлёт сказать Пежемского жене, что её муж здоров и им всем кланяется. В Красноярске я по праву прежнего казначея Малой артели16 сделал с Василием Львовичем и Спиридовым распределение пяти тысячам, которые хотят дать за дом Митькова. Надеюсь, что эта сумма скоро будет разослана. Всем пришлётся всё, что следует, в Иркутск.
Обнимаю Вас несчётно. И. П[ущин].
Просите Сергея Григорьевича, чтоб он послал Тургенева книгу17 Давыдову и не забыл бы куклу.
ККМ, о/ф 7892/1303 - 27. Подлинник. Публикуется впервые.
1 Дрокино - деревня в 12 верстах от Красноярска.
2 Екатерина Николаевна - жена генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва.
3 Асташёв Иван Дмитриевич (1796-1869) - чиновник, позднее томский золотопромышленник. Дружески относился к декабристу Г.С. Батенькову.
4 Штейнгейль Владимир Иванович (1783-1862) - декабрист, подполковник, член Северного общества. Приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет, в 1826 году срок сокращён до 15 лет. В 1835 году отправлен на поселение в с. Елань Иркутской губернии, в 1837 году - в Ишим Тобольской губернии, в марте 1840 года переведён в Тобольск, откуда в 1843 году получил распоряжение выехать в Тару той же губернии, где прожил 8 лет. Умер в Петербурге.
В период жизни Штейнгейля В.И. в Тобольске он установил дружеские отношения с гражданским губернатором М.В. Ладыженским, оказывал ему помощь в составлении деловых бумаг. Последовал донос генерал-губернатору Восточной Сибири П.Д. Горчакову о влиянии государственного преступника на официальное лицо. Вскоре поступило распоряжение на высылку Штейнгейля в Тару.
5 Любимов Василий Михайлович - юрист, секретарь ялуторовского суда; в 1842 году переведён сряпчим в Туринск, впоследствии - томский полицмейстер. Был близок со многими декабристами, дружил с Г.С. Батеньковым.
6 Смолин Дмитрий - купец из г. Кургана Тобольской губернии.
7 Штейнгейлю, с которым Смолин познакомился в Тобольске, где бывал по торговым делам.
8 Смирнова Лариса Андреевна - классная дама Иркутского девичьего института. С 1851 года - жена А.В. Поджио.
9 Корнилов И.П.
10 Возможно, Пущин так называл А.В. Поджио. Точно установить, кто был поклонником скрипачки Оттавы, заслужившем прозвище «Оттависта», не удалось.
11 Скрипачка Оттава.
12 Страдивариус (1643/1648-1737) - итальянский скрипичный мастер. Была ли у Оттавы скрипка его работы, неизвестно. И.И. Пущин мог написать в шутливой форме.
13 Аносов Павел Петрович - томский гражданский губернатор и главный начальник Алтайских горных заводов с 1847 года. Как инженер и исследователь, открывший новый метод получения стали, вписал своё имя в историю русской металлургии.
14 Волконский Михаил Сергеевич - сын декабриста С.Г. Волконского, родившийся в 1832 году.
15 Волконский С.Г.
16 Так называемая Малая артель, помогавшая материально декабристам, уезжавшим на поселение, была создана около 1831 года. И.И. Пущин состоял её казначеем.
17 Тургенев Николай Иванович (1789-1871) - декабрист, член Союза благоденствия и Северного общества. В 1824 году уехал за границу и в восстании 14 декабря 1825 года не участвовал. Был судим заочно и приговорён к каторжным работам навечно.
В 1847 году издал на французском языке в Париже, Брюсселе и Гааге трёхтомник «Россия и русские», который лёг в основу либерально-буржуазной концепции истории декабризма.







