Воспоминания В.Ф. Раевского
Вступительная статья и примечания М.К. Азадовского
Вот уже более трех четвертей века как в декабристской историографии мелькают упоминания о «Записках» Владимира Федосеевича Раевского. Печатались отрывки из «Записок», приводились отдельные цитаты из них, но сами «Записки» в целом оставались неизвестными и как будто где-то скрытыми. О них неоднократно вспоминали в дни юбилея 1925 г., а Н.О. Лернер напечатал даже специальную заметку под заглавием «Где бумаги В.Ф. Раевского?», явно рассчитывая на отклик лиц, осведомленных о судьбе затерянных «Записок». Однако напоминания и призывы оставались без отклика, и можно было думать, что этот ценнейший памятник истории раннего декабризма безвозвратно погиб.
Впервые после 1825 г. имя Владимира Раевского стало широко известно русскому обществу из заметки в герценовской «Полярной звезде» (1861). Заметка эта представляла собою перепечатку официального сообщения о приговоре Раевскому и его брату Григорию и сопровождалась анонимными примечаниями, принадлежащими самому В. Раевскому, под заглавием: «Замечания, написанные в 1849 году». Эти «Замечания» и были, по существу, первопечатной автобиографической запиской Раевского.
Через десять с небольшим лет они были воспроизведены уже в легальной печати на страницах «Русской старины» под заглавием «Заметки Влад. Фед. Раевского, написанные им в Сибири. 1844»; в общем оглавлении тома этот отрывок имеет более распространенное заглавие: «Заметки Вл. Фед. Раевского о заключении его в крепость, следствии и суде над ним и его братом в 1822-1827 гг., по подозрениям в участии их в политическом заговоре (написаны в Сибири, 1844 г.)». Опубликованы они были ревностным собирателем декабристских материалов и хранителем декабристских традиций, Е.И. Якушкиным.
«Заметки» 1844 г. не были мемуарами в подлинном смысле этого слова, - они имели скорее вид справки, в которой автор кратко излагает свое дело, останавливаясь, главным образом, на трагической судьбе своего младшего брата. Некоторые факты, приведенные в «Заметках», сознательно излагались неточно, на что обратил внимание уже первый биограф В.Ф. Раевского - П.Е. Щеголев. Он же правильно определил смысл этих неточностей. Данные «Заметки» были написаны, говорит он, «по поводу официальной бумаги» и имели целью «указать несоразмерность понесенного Раевским наказания с материалом улик».
Е.И. Якушкин не сопроводил своей публикации никакими пояснительными замечаниями ни об источнике напечатанных им «Заметок», ни об их авторе, биография которого была в то время еще совершенно неясной и даже просто неизвестной. Но уже в следующем году в столичных литературных кругах появились сведения о существовании другого, более полного текста «Записок» Раевского.
Они оказались в г. Енисейске, в руках деятеля «Земли и воли» Л.Ф. Пантелеева, отбывавшего в 60-70-х годах ссылку в Восточной Сибири. Об этом сообщил редактору «Вестника Европы», М.М. Стасюлевичу, сам Пантелеев. Поводом для письма Пантелеева явилась печатавшаяся в 1873-1874 гг. серия статей П.В. Анненкова «Пушкин в Александровскую эпоху», - в одном из очерков Анненков говорил (на основании «Воспоминаний» И.П. Липранди) и о Раевском.
Л.Ф. Пантелеев извлек из бывшей у него рукописи Раевского отрывок, в котором упоминался Пушкин, и переслал его Стасюлевичу как материал для биографии поэта. Этот отрывок был опубликован в шестой книжке «Вестника Европы» за 1874 г. и затем многократно целиком перепечатывался в различных статьях и исследованиях, посвященных Пушкину или Раевскому.
В упомянутом письме Пантелеев сообщил и ряд дополнительных сведений (извлеченных им из тех же «Записок») о взаимоотношениях Пушкина и Раевского, а также об аресте последнего; эти сообщения были частично использованы Стасюлевичем в краткой заметке, которой он сопроводил публикацию сообщенного Пантелеевым отрывка. Заканчивая письмо, Пантелеев писал:
«Если вы найдете не лишним передать мое сообщение г. Анненкову, то, на всякий случай, покорнейше прошу его не давать огласки ни моему имени, ни даже тому, что сообщенное известие заимствовано из записок Раевского (последнее по совершенно случайным и временным обстоятельствам). Я однако имею надежду, что записки Раевского не долго будут оставаться под спудом, по крайней мере, то, что в них есть интересного».
О «Заметках», напечатанных в «Русской старине», и об их отношении к находящейся у него рукописи Пантелеев ничего не говорит, - возможно даже, что он и не знал о них.
Однако, несмотря на заверение Пантелеева, «Записки» в печати так и не появились, и по-прежнему продолжал оставаться неизвестным и неясным облик их автора, о котором проникали в печать и распространялись изустно самые противоречивые сведения. В начале 1880-х годов редактор «Русской старины» М.И. Семевский получил от наследников Раевского ряд материалов об их отце (письма, стихотворения), но все эти материалы, пролежав в портфеле редакции около десяти лет, увидели свет лишь в 1890 г.
Только в 1903 г., после появления в «Вестнике Европы» известной статьи П.Е. Щеголева и, имя Раевского прочно вошло в историю русского революционного движения. В этой статье Щеголев ничего не говорит о каких-либо рукописных материалах Раевского, - очевидно, тогда еще они не были ему известны; в новой же редакции своей статьи (1913) он уже щедро пользуется этими материалами, неоднократно приводя цитаты из них и высказывая сожаление, что они остаются неизданными.
Ценные пополнения в этот скудный фонд отрывков и цитат из мемуаров Раевского были сделаны в 1912-1913 гг., когда в «Современнике» и в «Сборнике статей в честь Д.Ф. Кобеко» появились две главы из «Записок» Раевского, относящиеся к двум различным эпохам. Одна публикация представляла собою заметки Раевского о его путешествии из Сибири в Европейскую Россию, совершенном им уже после амнистии (1858), другая содержала воспоминания Раевского о пребывании (1827) в крепости Замостье и о свидании с в. к. Константином Павловичем. В примечаниях к последней публикации комментатор также ссылался на неопубликованную рукопись воспоминаний и даже приводил из нее некоторые отрывки.
Из глухих упоминаний публикатора можно было сделать вывод, что в его руках находится и подлинный основной текст «Воспоминаний» Раевского. В эти же годы появилось в печати и хранившееся в архиве Стасюлевича упомянутое выше письмо Л.Ф. Пантелеева; его появление неизбежно должно было вновь подогреть интерес к становившейся уже легендарной рукописи «Записок» первого декабриста.
И действительно, вскоре по выходе тома «Архива Стасюлевича» с письмом Пантелеева Лернер обратился к нему с запросом о судьбе рукописи. Пантелеев ответил: «Да, была в моем обладании часть бумаг, уцелевших после смерти В.Ф. Раевского; но еще лет 20 тому назад дал я эти бумаги одной особе в Петербурге для прочтения и даже для обработки. Особа ничего не сделала, т. е. ничего не извлекла; зато так удачно переслала их мне, что бумаги никогда не дошли до меня. Брошены ли они были посланцем, или попали в чьи-нибудь руки, - это покрыто мраком неизвестности».
Сам Пантелеев невысоко ценил эти «Записки» и несколько скептически относился к их автору. «Бумаги не высокого значения, - писал он в том же письме. - Уже на старости лет Раевский принялся за свои воспоминания, несколько раз начинал и не кончил. Он, главным образом, распространялся о своем деле, придавая ему огромную важность, равно как и самому себе.
Но в то же время не видно, чтобы он был участником в тайных обществах декабристов». Видимо, эта недооценка «Записок» и смутное представление об их авторе и его значении в истории декабристского движения и явились причиной равнодушного отношения Пантелеева к утрате рукописи, - по крайней мере из его письма не видно, чтоб им предпринимались какие-либо энергичные и решительные шаги для ее отыскания. Не находил он нужным остановиться на данном эпизоде и в собственных «Воспоминаниях».
Совершенно очевидно, что той «особой», о которой с раздражением писал Пантелеев, но мог быть П.Е. Щеголев, так как к последнему нельзя было бы отнести упрек в неиспользовании рукописи. К тому же, если бы Щеголев действительно имел в своих руках данную рукопись и обладал правом на ее воспроизведение, он не преминул бы этим воспользоваться. Можно сделать вывод, что в распоряжении Щеголева были лишь отдельные выписки из другой аналогичной рукописи - подлинный же текст «Записок» Раевского в то время, когда он работал над новой редакцией его биографии, находился в чьих-то других руках.
Новое понимание декабристского движения и задач его изучения, выработанное советскими исследователями, и, в частности, усилившийся интерес к представителям наиболее демократического и революционного течения в декабристской среде не могли не отразиться самым благотворным образом и на изучении роли Раевского. В результате пересмотра прежних точек зрения и специальных архивных разысканий и явился ряд работ, в новом свете изображающих личность Раевского и его деятельность.
Даже первый и основной биограф Раевского, П.Е. Щеголев, в сущности, еще неясно представлял себе личность Раевского и его действительное значение в истории декабризма; он видел в нем лишь типичнейшего представителя вольнодумства александровской эпохи, не выделявшегося сколько-нибудь заметно из среды других деятелей того времени. И только в этом плане усматривал он «некоторое право» Раевского «на память потомства».
Весьма невысоко ценил первый биограф Раевского и его поэтическое творчество; его стихи имели, по мнению Щеголева, лишь историко-литературное значение, - главным же образом в связи с Пушкиным, на творческом развитии которого как-то отразилась кишиневская встреча с пылким революционером; сами же по себе стихи Раевского, - утверждал он, - лишены какой-бы то ни было самодовлеющей эстетической ценности и интересны, главным образом, как материал для биографа.
Иное понимание образа и дела Раевского воссоздавали советские исследования, цикл которых был открыт в 1925 г. статьями и публикациями Ю.Г. Оксмана (письма Раевского к товарищам по Тайному обществу, стихотворное послание к Г.С. Батенькову и его же записка «О солдате» - один из интереснейших памятников декабристской публицистики). Через десять лет тем же исследователем был опубликован незаконченный очерк «Вечер в Кишиневе», где в полубеллетристической форме Раевский воссоздавал один из литературных споров, происходивших между ним и его кишиневскими друзьями во главе с Пушкиным. В этом споре Раевский формулировал свои эстетические позиции.
Еще более плодотворным для изучения Раевского оказалось последнее десятилетие. Исследованиями и публикациями Л. Сперанской, В.Г. Базанова и П.С. Бейсова фонд сочинений Раевского обогатился ценнейшими и разнообразными материалами: стихотворения, письма, наброски художественных отрывков в прозе, официальные заявления и протесты, политические и публицистические трактаты, автобиографические наброски и записки, - среди последних появилась и «собственноручная автобиографическая записка» Раевского, написанная им в 1858 г., во время пребывания в Петербурге, специально для И.П. Липранди.
В свете этих новых материалов и исследований Раевский предстает перед нами уже не как рядовой деятель своего времени, а как выдающийся представитель начальной поры революционного движения, как замечательный пропагандист и организатор, как незаурядный поэт, как писатель-политик с ярко выраженными элементами демократической и революционной мысли и, наконец, как талантливый и блестящий публицист.
В этот поток новых материалов о Раевском включаются, наконец, и его «Воспоминания, первая страница которых восемьдесят лет тому назад была опубликована Пантелеевым. Совершенно неожиданно они были обнаружены несколько лет тому назад в одном из ленинградских книжно-антикварных магазинов.
Эти «Записки» представляют собою две тетради. Обе писаны рукой Раевского и имеют вид черновых записей с большим количеством поправок и помарок. Содержание первой (в дальнейшем будем называть ее условно тетрадь А, а другую - тетрадь Б): 1) глава, содержащая рассказ об аресте, помеченная на первой странице датой: 6 февраля 1841 г.; 2) рассказ о пребывании в крепости Замостье и о свидании с в. к. Константином Павловичем; 3) рассказ об объявлении приговора и 4) глава «Воспоминаний» под заглавием «Путь в Сибирь».
Все эти главы не составляют тесно связанного повествования, но каждая из них представляет собою небольшое самостоятельное целое; кроме того, в той же тетради находятся краткие воспоминания о войне 1812 г., вернее - размышления о ней, - и составленный Раевским перечень важнейших дат его жизни («Мой формуляр»). Открывается тетрадь записью отрывка из проповедей Массильона и нескольких афоризмов.
Из проповеди Массильона Раевский выписал следующее место: «Так, несправедливые приговоры становятся источником жестоких семейных бедствий. С четвертого поколения взыскивает господь кровь, дерзко пролитую из-за несправедливости кого-то из предков, заседавшего в суде и чрезмерно угождавшего страстям других; и мы видим, как эти семьи, пораженные невидимой рукой, изумляют мир своим упадком; и до конца дней своих несут потомки на своем челе печать неправедности их отцов».
За этим отрывком следуют «афоризмы»:
«I. Не делай и не желай того другому, чего себе не желаешь.
II. Чужая тайна есть чужая собственность. Подлый человек только решается огласить вверенную ему, даже неважную тайну.
III. Читай евангелие со вниманием, если хочешь сделаться добрым человеком.
IV. Молчание очень часто равняется уму.
V. Самая глупая книга может быть в отличном переплете и обратно».
Эти афоризмы составляют одно целое с выписанной цитатой из Массильона и в некоторой степени определяют правила поведения Раевского на следствии. На последней странице тетради А записано: «Никита Михайлович Муравьев родился 1795 года в июле месяце. Умер в с. Урик в 18 верстах от г. Иркутска 1843 года 27 апреля».
В эту же тетрадку была вложена копия главы, содержащей рассказ о пребывании в крепости Замостье, с поправками в ней рукой самого Раевского. Очевидно, эту главу он предполагал тогда же поместить в печати, для чего и была приготовлена данная копия, - по этой копии глава и опубликована в 1913 г. В.В. Путиным. В копии она имеет заглавие «Воспоминание. Крепость Замостье и разговор с цесаревичем Константином Павловичем в 1826 году сентября месяца».
Тетрадь Б объединяет в одном переплете печатное издание «Донесений Следственной комиссии» (без каких бы то ни было заметок на полях или в тексте; имеются лишь в некоторых случаях подчеркивания) и рукописную главу, в которой содержится рассказ о пребывании Раевского в Петропавловской крепости и о допросе его Следственной комиссией. Одна страница из этой рукописи вырвана и утрачена. В той же тетради - в начале ее - отдельный листок с записью событий, имевших место в Иркутске в 1827-1830 гг.; листок озаглавлен - «Замечательные события при Лавинском». Приводим эту небольшую запись полностью:
«Замечательные события при Лавинском.
Донесенье его на председателя Горлова и ссылка государственных преступников в Нерчинские рудники.
Архиерей Иереней после многих странных его деяний, неприличных поступков, доносов и вмешательства в гражданские дела признан был за помешанного в уме. Узнавши это, он старался речью возмутить народ, но к счастью но успел, и жандармский подполковник Брянчанинов увез его из Иркутска.
Приезд Анштена и Дове из Швеции для разыскания уклонения магнитной стрелки и Германа - из Пруссии».
Однако совершенно очевидно, что ныне обнаруженная рукопись не является единственным текстом мемуаров Раевского; наряду с ней существовала (и, может быть, существует где-либо и сейчас) другая редакция этих «Воспоминаний». Такой вывод подсказывает сопоставление с ее текстом тех отрывков, которые цитирует в своей статье П.Е. Щеголев: большая часть их отсутствует в настоящей рукописи и, несомненно, заимствована из какого-то другого источника. Так, например, Щеголев приводит по рукописи Раевского характеристику его отца, Федосия Михайловича Раевского.
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQwLnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvaDNVLVlqMF9MZ3RaUm1ldENSUzhNZldVOWZpajh5WUpGUW5uSncvcldTX3I4VzI0V00uanBnP3NpemU9MjAwMHgxMjQ4JnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj00ZjIyZmM2MjA1ZjJkYmY4ZGEyZjg1NmM2Mzk3NjBkZiZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]
А.Г. Филиппов. Церковь Андрея Первозванного в слободе Хворостянка Старооскольского уезда Богословской волости. 2007. Бумага, акварель. 35 x 45 см. Пушкинская библиотека-музей г. Белгорода. В этой церкви был крещён Владимир Федосеевич Раевский. Ныне - это село Хворостянка Богословского сельского округа Губкинского района Белгородской области. Церковь не сохранилась до наших дней, от неё остался только закладной камень, который хранится в Губкинском краеведческом музее.
«Отец мой, - говорит В. Раевский, - был отставной майор екатерининской службы; человек живого ума, деятельный, враг насилия, он пользовался уважением всего дворянства*. В нашей рукописи этих строк нет; отсутствуют в ней также и приводимые далее Щеголевым цитаты, содержащие характеристику преподавания в Московском благородном пансионе, замечания Раевского о значении войны 1812 г., о его изучении Руссо и Монтескье, о пребывании в главной квартире 2-й Армии и др. Отсутствует в настоящей рукописи и цитируемый Щеголевым рассказ о предложении, сделанном Раевскому генералом Киселевым: купить свободу ценою предательства, - очень вероятно, что этот рассказ находился на вырванной и утраченной странице (в тетради Б).
В общем историю создания текста «Воспоминаний» В.Ф. Раевского можно, с некоторой долей условности, представить так: «Воспоминания» были начаты Раевским в 1841 г., в девятнадцатую годовщину его ареста, что он я подчеркнул поставленной в начале текста датой. Он довел «Воспоминания), до рассказа об отправлении его в Тираспольскую крепость и на этом почему-то временно свою работу оборвал. В 1844 г. Раевский начал новые «Записки», но уже в иной форме и имея в виду какое-то особое их назначение. Это тот отрывок, который был опубликован сначала Герценом, а затем в 1873 г. Е.И. Якушкиным.
В 1858 г. Раевский опять возвращается к «Запискам»; им написаны заметки о поездке в Россию, составлена автобиографическая памятка для Липранди. Тогда же он возобновляет и работу над мемуарами. Об этом свидетельствуют заключительные строки написанной в 1841 г. первой главы «Воспоминаний». Первоначально она заканчивалась следующим образом: «Вот причина и начало девятнадцатилетних моих страданий»; затем эти строки зачеркнуты и исправлены; ныне они читаются так: «Вот причина и начало шестилетнего заточения, тридцатилетней жизни в ссылке.
Его сибирская жизнь началась в 1828 г., - стало быть, слова о тридцатилетней ссылке могли быть написаны не ранее 1858 г. Общественное оживление этих лет, которое он имел возможность непосредственно наблюдать во время своей поездки в Россию, свидания со старыми друзьями, встречи с бывшими товарищами по изгнанию, естественно, должны были побудить его вновь вернуться к начатому и оставленному замыслу. Возможно, что некоторым дополнительным стимулом послужило и составление автобиографической записки для Липранди.
Раевский пересматривает теперь текст 1841 г.- приводит в соответствие с современной хронологической датой последние строки и, очевидно, тогда же пишет воспоминания о встрече с Константином и об окончательном приговоре. Следующие же главы (по нашему расположению: вторая и пятая) относятся к более позднему времени: они написаны в 1863-1865 гг., вероятнее всего - именно в 1864 г. Это устанавливается следующими соображениями: во второй главе Раевский, перечисляя членов Союза Благоденствия, упоминает имя М.Н. Муравьева и при этом добавляет: «в настоящее время генерал-губернатор в Вильне».
М.Н. Муравьев был назначен виленским губернатором в мае 1863 г., в апреле 1865 г. он был уже уволен, а в следующем году скончался; из этого следует, что данная глава «Воспоминаний» не могла быть написана не ранее конца 1863 г. и во всяком случае не позже весны 1865 г. К тому же времени относится и пятая глава, содержащая рассказ о путешествии в Сибирь, ибо в ней Раевский упоминает о смерти Батенькова. Батеньков умер в конце 1863 г., - стало быть, и эта глава должна быть отнесена к 1864 г.
О 1864 г., как времени составления этой главы, свидетельствует и «Мой формуляр», заканчивающийся 1863 годом. Таким образом, дошедшие до нас «Воспоминания» оказываются по своему происхождению разновременными. Первая глава была написана в 1841 г., вторая - в 1864 г., третья и четвертая относятся к 1858 г., последняя - к 1864 г. Расположение глава в тетрадях позволяет восстановить и самый процесс образования текста «Воспоминаний»: сначала была написана (в 1841 г.) в тетради А первая глава; в 1858 г.
Раевский вернулся к ней, выправил прежний текст и дополнил двумя новыми главами (третьей и четвертой). Затем работа над мемуарами вновь оборвалась на несколько лет, до 1864 г. В этом году им была написана, уже в другой тетради - тетради В, глава о суде и пребывании в Петропавловской крепости (глава вторая). Она заняла собой почти всю небольшую тетрадь, и для дальнейшего продолжения Раевский вновь обратился к тетради А, внеся в нее последнюю, пятую, главу, там же записав «Мой формуляр». Так как заметки о 1812 г. находятся в той же тетради, занимая место между последней главой и «Моим формуляром», то их следует также датировать 1864 годом.
Вероятно, тогда же были сделаны и карандашные заглавия первой и третьей глав. Вполне понятно, почему именно в 1864 г. Раевский вновь вернулся к работе над мемуарами. К этому влекла прежде всего сама эпоха, влек проявившийся в русском обществе этих лет огромный интерес к событиям «первой битвы за свободу»; в эти же годы одни за другими появляются в печати мемуары декабристов и других деятелей начала века, причем в некоторых из них упоминалось имя Раевского.
Все это не могло не стимулировать Раевского к возобновлению и завершению давно начатой работы; возникла потребность дать свою оценку событий и самому рассказать историю своей жизни и своего участия в делах Тайного общества. Быть может, сыграли в этом некоторую роль и недавние клеветнические выступления Бакунина, отрицавшего значение Раевского в деле декабристов и искажавшего причины его ссылки.
Возникает вопрос, какой же текст «Записок» цитировал П.Е. Щеголев? Точно определить этот источник в настоящее время еще нельзя, но установить его общие контуры до некоторой степени возможно. Большинство приводимых Щеголевым цитат относится к раннему периоду биографии Раевского: воспоминания об отце, о Московском благородном пансионе, о прибытии в главную квартиру Витгенштейна, затем несколько цитат заимствовано из рассказа об аресте и о поездке в Сибирь. Таким образом, соответствие между источником Щеголева и нашей рукописью можно установить лишь в рассказе об аресте и ссылке. Очевидно, была еще какая-то, более поздняя редакция.
В 1868 г. Раевский пишет сестре о «трех переходах» своей жизни: юность, арест и пребывание в крепости, ссылка. «Воспоминания» охватывают лишь «второй переход» и заканчиваются начальным периодом третьего этапа его жизни. Раевский хотел создать связи и законченное изображение всех этих «переходов» и в четвертый раз (если не считать «Заметок» 1844 или 1849 гг.) обратился к составлению своих мемуаров, начав их теперь с рассказа о своей юности и стремясь придать им характер последовательного изложения главнейших событий своей жизни.
Записки же 1858-1864 гг. явились для Раевского предварительными записями, которые он и подверг новой обработке, как об этом позволяют судить некоторые из приводимых Щеголевым цитат. Его письмо к сестре, в котором он делает краткий обзор трех основных этапов («трех переходов») своей жизни и наиболее подробно говорит о пребывании в Сибири, - как бы завершает цикл его мемуарных заметок, служа своеобразной концовкой незавершенных воспоминаний.
«Воспоминания» Раевского в той редакции, в какой они дошли до нас, представляются и незаконченными и неполными. Но и в таком виде они служат ценнейшим вкладом в литературное наследие декабристов и могут быть поставлены наравне с самыми лучшими страницами декабристской мемуарной литературы, являясь важным историческим свидетельством о той эпохе, когда, по словам В.И. Ленина, «монархи то заигрывали с либерализмом, то являлись палачами Радищевых и «спускали» на верноподданных Аракчеевых...».
В нашей исторической литературе до сих пор еще недостаточно полно изучен вопрос о солдатских настроениях и идейной жизни солдатских масс в пору подготовки декабрьского восстания. В одном из своих этюдов П.Е. Щеголев ставит вопрос о сознательном участии солдатских масс в выступлении Сергея Муравьева и решает его отрицательно. «Почему же Черниговский полк последовал за своим вождем, - спрашивал он, - потому ли, что их побуждало к этому отчаянное экономическое положение, сознанное ими, или потому, что в любви к своему батальонному командиру не допускали мысли, что он ведет их не к добру - когда мы поставим этот вопрос, мы должны выбрать последний ответ.
Тягость службы и ненормальность тягостей вряд ли ясно сознавались в то время, хотя недовольство и было». Это суждение, высказанное впервые в 1908 г., Щеголев полностью повторил и в 1925 г. Однако за последние двадцать пять лет накопилось немало материалов, которые позволяют совершенно иначе освещать поставленную проблему. Обнаруженные солдатские прокламации, солдатские стихи и памфлеты, новые факты пропагандистской деятельности декабристов, преимущественно членов Южного общества и Общества Соединенных Славян, - восстановленные исследователями образы энтузиастов - участников движения из среды самой солдатской массы (Анойченко, Шутов, Малафеев и др.) - в корне нарушают выводы и точки зрения дореволюционной историографии.
Но было ли у самих декабристов отчетливое и ясное представление об этих настроениях? В декабристской мемуарной литературе этот вопрос совершенно не освещен; материал для ответа на него приходится черпать, главным образом, из показаний декабристов на следствии, в которых они, конечно, не всегда бывали точны и искренни, а порой и сознательно затушевывали какие-либо стороны или, наоборот, сгущали краски.
И должно признать, что многие крупнейшие представители движения и даже сами вожди его очень смутно представляли себе подлинный характер солдатских настроений, - идейная жизнь масс, в которых они видели опору готовящегося революционного восстания, оказывалась для них скрытой и неведомой. Они уловили дух недовольства и протеста в армии, но не умели разобраться в его причинах и понять его сущность.
Бестужев-Рюмин категорически утверждал на суде, что «негодование солдат существовало прежде возмущения», когда же его спросили, на чем основывает он свое утверждение, Бестужев-Рюмин отвечал: «Сие было мнение всего Общества <...> Почерпнутое же оно из слышимых нами ропотов солдат на тягость и продолжительность службы».
В трудах о декабристах не раз уже цитировалось показание Матвея Муравьева-Апостола, представляющее собой наиболее подробную характеристику солдатских настроений, как они рисовались декабристам. Муравьев-Апостол видел основную причину готовности армии к восстанию - в разрушении дисциплины, основанной «на душевном уважении к начальникам». Причины этого разрушения заключались, по его убеждению, в обкрадывании солдат их начальниками, в грубости и жестокости, длительности ученья и парадов, в обилии штрафованных солдат и т. п.
Таким образом» и в свидетельстве М. Муравьева-Апостола, и в решительном заявлении Бестужева Рюмина на первое место выдвигаются невыносимые материальные и правовые условия солдатской жизни, мотивы же социального угнетения и социальной несправедливости оказались ими не раскрытыми; возможно, что они сознательно избегали говорить о них в своих показаниях на следствии. Это понимание идейных оснований «солдатских ропотов «обусловило и характер пропаганды декабристов среди солдат, - и только некоторые «славяне» (то есть члены Общества Соединенных Славян) затрагивали в своих пропагандистских и агитационных выступлениях не одни профессиональные и экономические интересы, но и темы рабства и отношения к правительству.
Из декабристов - «не славян» эту же линию энергично и настойчиво проводил Раевский. Поручик Михалевский показывал на допросе, будто Раевский говорил солдатам о возможности нарушения присяги, так как и «государь нам присягал с народом хорошо обращаться», между тем он мучит народ; стало быть, «он изменил свою присягу, следственно, и мы бы могли изменить». Михалевский очень сгущает краски, но едва ли его показание в целом выдумано и ложно. Сам Раевский в «Воспоминаниях» именует Михалевского не лжесвидетелем, как, например, Сущева и других юнкеров, а предателем. Политическая пропаганда была положена и в основу педагогической деятельности Раевского в ланкастерской школе. Поэтому чрезвычайно важна та характеристика «духа армии», которую дает Раевский в «Воспоминаниях».
Говоря о намерении Тайного общества произвести «военную революцию», Раевский пишет: «На 2-ую Армию можно было смело рассчитывать <...> Солдаты в 16-й дивизии готовы были на отчаянное дело. Несколько полковых командиров 1-й Армии, революционное движение гвардейских полков в Петербурге, 14 декабря,- пример Черниговского пехотного полка, в котором баталионный командир Апостол-Муравьев собрал полк и пошел ко 2-й Армии, доказывали, как легко было тогда двинуть полки под одно революционное знамя». Раевский говорит не о готовности солдат идти за своими восставшими командирами, а о об их революционной готовности. Раевский ближе других, стоял к солдатским массам, и его свидетельство о революционных тенденциях 2-й Армии представляет исключительный исторический интерес и ценность.
«Воспоминания» Раевского заполняют существенный пробел в декабристской мемуарной литературе, освещая период в жизни Тайного общества, когда члены его подготовляли солдат к активному и сознательному участию в предстоящем восстании. Именно в этой, атмосфере возникли такие памятники декабристской публицистики и агитационной литературы, как политическая записка Раевского «О солдате» и «Православный катехизис» Сергея Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина. Вместе с тем эти «Воспоминания» более отчетливо раскрывают наличие наиболее последовательной революционной линии в самой декабристской верхушке, к которой должно с полным правом причислить и Раевского.
Жизнь Раевского настолько тесно сплетена с историей .важнейших очагов декабристского движения на юге (Кишинев и Тульчин), что новые подробности его биографии сплошь и рядом приобретают более широкое значение, помогая уяснить и осмыслить многие факты в судьбах Тайного общества, в частности, обнаруженные ныне «Воспоминания» дают возможность внести очень существенные дополнения в историю так называемого «разгрома кишиневской организации» в 1822 г. и пересмотреть некоторые сложившиеся и, казалось, прочно установленные точки зрения на этот вопрос.
Одним из центральных моментов в этой «истории» является факт уничтожения обнаруженного в бумагах Раевского списка членов Тайного общества. Впервые об этом стало известно из «Записок» Якушкина: «...когда попал под суд капитан Раевский, заведовавший школою взаимного обучения в дивизии Михаилы Орлова, - рассказывает он, - и генерал Сабанеев отправил при донесении найденный у Раевского список всем тульчинским членам, они ожидали очень дурных для себя последствий по этому делу. Киселев призвал к себе Бурцова, который был у него старшим адьютантом, подал ему бумагу и приказал тотчас же по ней исполнить. Пришедши домой, Бурцов очень был удивлен, нашедши между листами данной бумаги список тульчинских членов, писанный Раевским и присланный Сабанеевым отдельно; Бурцов сжег список, и тем кончилось дело».
П.Е. Щеголев называл этот рассказ «удивительной историей» и, видимо, считал его мало достоверным, однако сообщение Якушкина вполне подтвердилось материалами следственных дел о декабристах. Об этом случае Следственной комиссии стало известно по доносу Майбороды, которому, имел неосторожность рассказать о нем Пестель. По версии Майбороды, Киселев, рассматривая в присутствии Бурцова бумаги, присланные Сабанеевым, уронил нечаянно на пол написанный на четвертушке бумаги список старших членов Тайного общества. Бурцов незаметно поднял этот список, спрятал в руках мундира, «а после оный сжег». Спрошенные по этому поводу Бурцов и Пестель подтвердили донос Майбороды, причем Пестель добавил, что он слышал об этом от Юшневского, Аврамова и доктора Вольфа. О том же спрашивали Лорера, который также подтвердил этот рассказ.
Между «Записками» Якушкина и доносом Майбороды существует некоторое расхождение. По версии последнего, все дело свелось к счастливой для членов Тайного общества случайности: небрежность Киселева и ловкость Бурцова помешали своевременно раскрыть тульчинских заговорщиков. Якушкин же излагает этот эпизод как акт сознательного вмешательства Киселева, который, по убеждению мемуариста, «знал о существовании Тайного общества и смотрел на это сквозь пальцы».
Что же касается Пестеля, Лорера и других спрошенных по этому поводу лиц, то они, по словам Якушкина, ограничились подтверждением доноса Майбороды, не сообщая никаких новых подробностей и явно избегая их из опасения новых вопросов. Раевский в своих «Воспоминаниях» также рассказывает об этом эпизоде с Бурцовым, и его свидетельство является в данном, случае, конечно, вполне авторитетным.
По рассказу Раевского, Сабанеев «один на один» спросил его о значении этого списка. Раевский отвечал, что он «записывал всегда передовых людей по образованию и уму», которых встречал или о которых слышал. «Только-то?» - спросил Сабанеев и на этом прекратил свой допрос. Затем этот список он послал Киселеву, запросив его: «следует ли сделать вопрос майору Раевскому об этих лицах?» Киселев получил эту бумагу при Бурцове и дал ему прочитать ее, затем, - рассказывает Раевский, - «положил бумагу в стол и вышел вон Бурцев воспользовался этим случаем, вынул бумагу и список и бросил в печь».
Таким образом, «Воспоминания» Раевского вполне подтверждают версию Якушкина о сознательном попустительстве Киселева. Но значение этого сообщения Раевского гораздо шире и глубже, ибо проливает свет на ряд сложнейших явлений запутанного дела Раевского и всего следствия о кишиневских декабристах; оно помогает осмыслить и поведение главнейшего действующего лица в процессе Раевского - генерала Сабанеева.
Раевский и в «Воспоминаниях», и во всех официальных обращениях, и в автобиографии, написанной для Липранди, резко обвинял Сабанеева, считая его пристрастное и злобное отношение причиной всех своих несчастий. С другой стороны, поведение Сабанеева во время следствия над Раевским и суда над ним вызвало ряд серьезных нареканий со стороны высших судебных органов.
Председатель Военно-судной комиссии при Литовском отдельном корпусе генерал Дурасов указал на ряд «беспричинных упущений, неправильностей и даже противозаконностей». Дурасов обратил внимание на «сокрытие» от суда «мелких обстоятельств», потерю ряда важных бумаг, оставление без внимания многих «прикосновенных лиц» и т. д. Вообще ему казалось, что в производстве самого следствия было обращено гораздо большее внимание на «малозначащие обстоятельства». Полевой аудиториат также находил, что дело исследовано Сабанеевым «не во всех частях».
Сабанеев проявил медлительность в аресте Раевского и в захвате бумаг Охотникова, дав тем самым возможность уничтожить важнейшие документы; он не дал хода показаниям штабс-капитана Тулубьева, сообщавшего о восхищении Раевского «итальянскими происшествиями», не препроводил в Комиссию всех отобранных у Раевского бумаг, некоторые же из них вообще удержал у себя, помешав тем самым Военно-судной комиссии изучить их.
Сам он также, по мнению Полевого аудиториата и генерала Дурасова, не сумел в них разобраться должным образом, не проверил тщательно сведений, сообщенных майором Юминым, и, - самое главное, - не выяснил и не выяснял вопроса о существовании «какого-либо Общества» и о принадлежности к нему Раевского и других «прикосновенных лиц»». Военно-судной комиссией было установлено - и это полностью вошло затем во «всеподданнейший доклад»» Дибича - девять пунктов «отступлений» (то есть упущений) Сабанеева; в одном из пунктов было прямо указано, что Сабанеев «не спросил Раевского, не принадлежал ли он к какому-либо Обществу».
Последний пункт («К») был формулирован следующим образом: «Многие упущения военного суда, означенные подробно в выписке <комиссии> военного суда, при войсках Литовского корпуса учрежденной, падают также на ответственность генерала Сабанеева, потому что суд сей производился, даже самая выписка из дела составлялась по личным его, генерала Сабанеева, надзором.
Он, при начале суда, дал собственную инструкцию суду, что должно делать, кого о чем и как спрашивать, оставив все оригинальные бумаги у себя, препроводил только выписку из оных, предоставив самому себе по черновым бумагам, у Раевского отобранным, делать надлежащие разыскания: каковым действием и ограничил власть суда в назначенных им самим пределах».
Таким образом, по заключению Дибича, Сабанеев явно не справился с данным ему ответственным поручением. Этот официальный вывод довольно прочно вошел в последующую историческую литературу и сохранился в ней вплоть до сегодняшнего дня. «Нити от Тайного общества находились в руках Киселева и Сабанеева, но распутать сложный клубок заговора им так и не удалось».
Сабанеев «не сумел раскрыть существование в 16-й дивизии Тайного общества и ничего не сделал для выяснения политических взглядов Орлова», - подводит итог следствию и суду В.Г. Базанов. Базанов видит в этой «неудаче» Киселева и Сабанеева исключительно заслугу Раевского. Бесспорно, поведение Раевского во время следствия и суда, где он проявил замечательную стойкость, выдержанность, смелость, находчивость, сыграло огромную роль, но необходимо учесть и другие обстоятельства.
Ошибки, допущенные Сабанеевым, настолько очевидны и, можно сказать, настолько элементарны, что их трудно объяснить лишь недосмотром или оплошностью со стороны Сабанеева или, наконец, его бездарностью, как можно заключить из построений некоторых исследователей. Такие явные промахи как-то плохо вяжутся с известным нам обликом Сабанеева и его репутацией. Сабанеев был достаточно прозорлив и хитер, и трудно допустить, чтобы он мог оказаться столь наивным, беспомощным и совершенно сбитым с толку отпором Раевского.
Поведение Сабанеева невольно подсказывает другой вывод и заставляет искать другие мотивы его поступков. Напрашивается вывод о сознательном расчете и определенной линии поведения Сабанеева: он не захотел распутать дело до конца. Он упорно вел следствие по одному, и очень узкому, пути, концентрируя все обвинение вокруг одного Раевского, тщательно индивидуализируя его дело, ограничивая его пределами исключительно дисциплинарных проступков, не переводя в плоскость общеполитическую и старательно избегая расширить круг привлеченных лиц.
Между тем в его распоряжении были определенные указания Главной квартиры 2-й Армии и Главного штаба. Ссылаясь на высочайшее повеление, начальник Главного штаба князь П.М. Волконский рекомендовал «обратить особенное внимание не только на противузаконные действия самого подсудимого, майора Раевского, но и на всех прикосновенных лиц, более или менее причастных поступкам подсудимого». Сабанеев этого явно не выполнил.







