О следственном деле Ф.А. Жебровского
Секретарь графа Ильинского Фаддей Антонович Жебровский как член Общества соединённых славян стал известен Следственному комитету из показаний В.А. Бечаснова от 8 февраля 1826 г. 15 февраля последовала высочайшая резолюция об его аресте. 20 февраля он был арестован в местечке Романове, отправлен в Житомир, затем в Петербург, куда прибыл 27 февраля 1826 г., и помещён на главную гауптвахту, а в апреле в особый арестантский покой Петропавловской крепости.
При первом допросе, снятом генерал-адъютантом В.В. Левашовым, Жебровский сознался, что в 1823 г. или 1824 г. его уговорили вступить в тайное общество П.И. Борисов, Н.О. Красницкий и В.А. Бечаснов, но в связи с отъездом в Варшаву и Вильно он их больше не видел и о существовании тайных обществ там, где он находился, ему ничего не известно (док. № 2/1).
14 марта 1826 г. Жебровский был допрошен в Следственном комитете, и ему были даны письменные вопросы (док. № 3/4). Ответы на них Жебровского были написаны на русском и на польском языках, их содержание в основном совпадало с первым показанием по поводу приёма его в общество, на другие вопросы он ответил отрицательно (док. № 4/5). По поводу его показаний в журнале Следственного комитета 17 марта 1826 г. было записано, что Жебровский «признался в принадлежности к Славянскому обществу. Положили: взять в соображение».
27 марта 1826 г. было решено спросить у Жебровского по поводу бумаг, отобранных у него и представленных сенатором П.Г. Дивовым генерал-адъютанту А.И. Чернышёву, - донесения А. Товианского к председателю Литературного общества в Вильно Т. Лозинскому от 19 декабря 1819 г. (док. № 5/6, 6/7). Но задан этот вопрос был ему позднее.
2 мая 1826 г. Следственный комитет допросил П.И. Борисова 2-го по поводу открытия Жебровскому цели общества, на что П.И. Борисов подтвердил, что ознакомил Жебровского с «Катехизисом» общества, но цели ему не открыл (док. № 9/8).
3 мая Комитет задал Жебровскому вопрос по поводу упоминаемого в найденных у него бумагах Литературного общества в Вильно и связанных с ним лиц (док. № 10/9). Жебровский пояснил, что общество собиралось заниматься издательской деятельностью, о настоящем местонахождении Т. Лозинского и А. Товианского ему неизвестно (док. № 11/10).
Кроме указанных выше документов, дело Ф.А. Жебровского содержит опись документов дела, выписку из показаний декабристов о Жебровском, копию с записки о Жебровском (док. № 1, 12/0, 13/11). Документы, написанные Жебровским имеют языковую особенность: поляк по национальности, он часто употреблял слова, не свойственные русскому языку, вставлял в текст русскую транскрипцию польских слов.
По докладу Следственной комиссии от 15 июня 1826 г. в отношении Жебровского последовало высочайшее повеление: «Вменя арест в наказание, освободить и отправить в в место жительства, препоручив местной полиции иметь за ним надзор».
Следственное дело Ф.А. Жебровского хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 102.
Согласно современной нумерации оно состоит из 24 листов, заполненных текстом, включая три литерных. На листах также сохранилась нумерация, проставленная во время его формирования военным советником Вахрушевым. Эта первоначальная нумерация учла в деле 28 листов, в том числе чистых, вне её оказались листы документов № 1 и 12/0.
Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания Ф.А. Жебровского по различным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 102:
1. Дело № 303, «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел». Л. 79 (ответ от 25 апреля 1826 г.).
2. Дело № 146, В.И. Шеколлы, Л. Островского, А.С. Невенгловского, П.К. Головинского, Н.О. Красницкого, Костыры. Л. 42-43 (показание от 27 мая 1826 г.).
3. Дело № 304, «Об отобранных от арестованных лиц сведениях, не состоит ли у кого в залоге недвижимое имение как в опекунских советах, банках, так и в приказах общественного призрения». Л. 84 (ответ от 28 мая 1826 г.).
4. Дело № 295, «О деньгах и вещах, принадлежащих арестованным лицам». Л. 160 (расписка от 17 июня 1826 г.).