© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Жебровский Фаддей Антонович.


Жебровский Фаддей Антонович.

Posts 11 to 15 of 15

11

№ 10 (9)1

1826 года майя 3 дня от высочайше учреждённого Комитета шляхтичу Жебровскому дополнительные вопросные пункты.

В бумагах, взятых у вас, найдено на польском языке донесение регента Товианского на имя председателя Виленского литературного общества Лозинского о том, что он за отлучкою из Вильны не может присутствовать в том обществе.

Объясните с полным чистосердечием:

1) Кто именно значащиеся в донесении Лозинский и Товианский, где они находятся и в чём состоят главные их занятия?

2) Какое именно то Литературное2 общество в Вильне, в котором были Лозинский председателем, а Товианский членом, какая цель сего общества, какие обязанности поступивших в оное и какие упражнения их?

3) С дозволения ли правительства общество сие существует или остаётся для него неизвестным и для чего? // (л. 16 об.)

4) Давно ли вы знакомы с Товианским и на чём основана связь ваша с ним?

5) Не принадлежит ли он, равно и Лозинский, к какому-либо тайному обществу и к какому именно?

6) Почему бумаги Товианскому принадлежащие, находились у вас?

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 17)

1 Вверху листа помета чернилами: «5 майя 1826».

2 Слова «Какое именно то Литературное» написаны по стёртому.

12

№ 11 (10)

Комитету, по высочайшему повелению учреждённому,

на дополнительные вопросные пункты шляхтича Жебровского

Ответ

На 1-е

Лозинский и Товианский обучались в Виленском университете. Товианский был после в 1818 или 1819 году регентом, но где, я того не помню, Лозинский, как я опустил1 Вильно в 1820 году, был ещё в Вильне, но где они ныне находятся и чем занимаются, мне неизвестно.

На 2-е

В 1819 году, как помню, Лозинский сделал проект издавать периодическое письмо и приглашал меня в помощь своего намерения, ибо Лозинский математикою занимался, пристал на то, дабы то периодическое письмо литературе было посвящённое. В таковом намерении надо было сделать большой запас материалов и наконец просить правительства дозволения. В силу чего начали мы делать приготовление и оценять свои работы. Но как Лозинский принёс раз перевод одной Горац[иевой] оды, а я стал доказывать, что он, Лозинский, не отдал мысли латинского сочинителя, вместо учтивого ответа начал меня грубыми ругать словами. Я, ображен2 таким поступком, забрал мои бумаги, с которыми забрал и письмо Товианского3, отказался от их намерения, и таким образом общество то развязало своё действо. Цель Литературного общества была: писать так, дабы изданные письма были достойные публики.

На 3-е

Как помянутое общество вначале уничтожилось и действа своего никакого не имело, то и правительству не было известным.

На 4-е

С Товианским знаком я с 1819 года, но кроме далёкой знакомости никакой близкой связи с ним не имел и не имею.

На 5-е

Не принадлежат ли они какому тайному обществу, мне совсем неизвестно. // (л. 17 об.)

Как бумага Товианского находилась у меня, показал я во 2-м ответе.

Фаддей Жебровский4

4 мая 1826 года

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 19 б)

1 От польского «opuscic» - «покинуть».

2 От польского «obrazic sie» - «обидеться».

3 Слова «с которыми забрал и письмо Товианского» вписаны над строкой.

4 Ответ написан Ф.А. Жебровским собственноручно.

13

№ 12 (0)

Выписка из показаний о шляхтиче Жебровском

Кто показывает -- Содержание

Подпоручик Горбачевский -- Называет членом.

[Подпоручик] Борисов 2-й -- Что он, Жебровский, принят в 1824 году (В заключение). Жебровский не был принят в Южное общество потому, что прервал с Борисовым все сношения при самом вступлении.

Дворянин Люблинский -- Называет членом. // (л. 18)

14

13 (11)

Копия

О секретаре графа Ильинского шляхтиче Жебровском

Жебровский при первом и втором допросах показал, что в 1823 или 1824 году Борисов и Красницкий, быв у него, предлагали ему вступить в тайное общество, но он от сего отказался. Чрез несколько месяцев после того, приехав к нему, повторили они таковое предложение, и он по неотступности их изъявил своё согласие, узнав от них, что намерение их общества состояло в том, чтобы составить счастие людей. О цели и средствах к достижению оной обещали они после открыть ему, но сего не сделали потому, что вскоре по изъявлении им согласия, уехал он // (л. 18 об.) в Варшаву и Вильну по делам графа Ильинского, где пробыл без малого год, в течение которого времени никого из них не видал; 16-го же февраля сего года в местечке Романове увидел Красницкого, от которого узнал, что Борисов и Бечасный взяты и посланы в С[анкт]-Петербург. Южному обществу никогда он не принадлежал, о намерениях оного покуситься на жизнь блаженной памяти государя императора и всех священных особ августейшей императорской фамилии никогда не слыхал и не знает; в сношениях ни с кем из членов общества не был, ни на одном из совещаний их общества не находился // (л. 19 а) и ни о каком другом тайном обществе неизвестен.

Борисов 2-й показывает, что при приглашении Жебровского ко вступлению в общество прочитал он ему один только «Катехизис» славян, но заметивши в нём нерешимость, не открыл ему ни настоящей цели общества, ни средств к достижению оной и, сколько ему известно, Красницкий также ничего не говорил ему о сём. Борисов притом подтверждает, что он, Жебровский, более занимался делами графа Ильинского, нежели своими замыслами и мечтами, и что он с 1824 года не видался с ним, не писал к нему и даже не знал, где он // (л. 19 а об.) находится. В Южное же общество он совсем не поступал.

Прочие принадлежавшие к Славянскому обществу лица о Жебровском ничего не говорят, кроме Горбачевского и Люблинского, которые называют его членом сего общества.

Содержится в крепости с 14 апреля.

На подлинной докладной записке означена следующая высочайшая резолюция за подписанием барона Дибича: «Вменя арест в наказание, освободить и отправить на место жительства, препоручив местной полиции иметь за ним надзор».

Означенный Жебровский отправлен на место жительства посредством с[анкт]-петербургского военного генерал-губернатора. Об учреждении над ним надзора сообщено от господина председателя Комиссии господину волынскому гражданскому губернатору 20 июня 1826 № 823 и донесено его императорскому высочеству цесаревичу того ж числа № 824.

Верно: надворный советник Ивановский

15

О следственном деле Ф.А. Жебровского

Секретарь графа Ильинского Фаддей Антонович Жебровский как член Общества соединённых славян стал известен Следственному комитету из показаний В.А. Бечаснова от 8 февраля 1826 г. 15 февраля последовала высочайшая резолюция об его аресте. 20 февраля он был арестован в местечке Романове, отправлен в Житомир, затем в Петербург, куда прибыл 27 февраля 1826 г., и помещён на главную гауптвахту, а в апреле в особый арестантский покой Петропавловской крепости.

При первом допросе, снятом генерал-адъютантом В.В. Левашовым, Жебровский сознался, что в 1823 г. или 1824 г. его уговорили вступить в тайное общество П.И. Борисов, Н.О. Красницкий и В.А. Бечаснов, но в связи с отъездом в Варшаву и Вильно он их больше не видел и о существовании тайных обществ там, где он находился, ему ничего не известно (док. № 2/1).

14 марта 1826 г. Жебровский был допрошен в Следственном комитете, и ему были даны письменные вопросы (док. № 3/4). Ответы на них Жебровского были написаны на русском и на польском языках, их содержание в основном совпадало с первым показанием по поводу приёма его в общество, на другие вопросы он ответил отрицательно (док. № 4/5). По поводу его показаний в журнале Следственного комитета 17 марта 1826 г. было записано, что Жебровский «признался в принадлежности к Славянскому обществу. Положили: взять в соображение».

27 марта 1826 г. было решено спросить у Жебровского по поводу бумаг, отобранных у него и представленных сенатором П.Г. Дивовым генерал-адъютанту А.И. Чернышёву, - донесения А. Товианского к председателю Литературного общества в Вильно Т. Лозинскому от 19 декабря 1819 г. (док. № 5/6, 6/7). Но задан этот вопрос был ему позднее.

2 мая 1826 г. Следственный комитет допросил П.И. Борисова 2-го по поводу открытия Жебровскому цели общества, на что П.И. Борисов подтвердил, что ознакомил Жебровского с «Катехизисом» общества, но цели ему не открыл (док. № 9/8).

3 мая Комитет задал Жебровскому вопрос по поводу упоминаемого в найденных у него бумагах Литературного общества в Вильно и связанных с ним лиц (док. № 10/9). Жебровский пояснил, что общество собиралось заниматься издательской деятельностью, о настоящем местонахождении Т. Лозинского и А. Товианского ему неизвестно (док. № 11/10).

Кроме указанных выше документов, дело Ф.А. Жебровского содержит опись документов дела, выписку из показаний декабристов о Жебровском, копию с записки о Жебровском (док. № 1, 12/0, 13/11). Документы, написанные Жебровским имеют языковую особенность: поляк по национальности, он часто употреблял слова, не свойственные русскому языку, вставлял в текст русскую транскрипцию польских слов.

По докладу Следственной комиссии от 15 июня 1826 г. в отношении Жебровского последовало высочайшее повеление: «Вменя арест в наказание, освободить и отправить в в место жительства, препоручив местной полиции иметь за ним надзор».

Следственное дело Ф.А. Жебровского хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 102.

Согласно современной нумерации оно состоит из 24 листов, заполненных текстом, включая три литерных. На листах также сохранилась нумерация, проставленная во время его формирования военным советником Вахрушевым. Эта первоначальная нумерация учла в деле 28 листов, в том числе чистых, вне её оказались листы документов № 1 и 12/0.

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания Ф.А. Жебровского по различным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 102:

1. Дело № 303, «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел». Л. 79 (ответ от 25 апреля 1826 г.).

2. Дело № 146, В.И. Шеколлы, Л. Островского, А.С. Невенгловского, П.К. Головинского, Н.О. Красницкого, Костыры. Л. 42-43 (показание от 27 мая 1826 г.).

3. Дело № 304, «Об отобранных от арестованных лиц сведениях, не состоит ли у кого в залоге недвижимое имение как в опекунских советах, банках, так и в приказах общественного призрения». Л. 84 (ответ от 28 мая 1826 г.).

4. Дело № 295, «О деньгах и вещах, принадлежащих арестованным лицам». Л. 160 (расписка от 17 июня 1826 г.).


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Жебровский Фаддей Антонович.