101. Е.И. Якушкину
1850. Ялуторовск. Августа 9-го
На-днях я получил два твоих письма, от 5 и 13 июля и, давно не имея от тебя никакого известия, очень им обрадовался. Спасибо тебе, мой милый друг, что ты еженедельно ко мне пишешь и исправно извещаешь о себе и о всех близких и родных. Я также еженедельно пишу к тебе, и если мои письма до тебя неисправно доходят, то это уже не наше дело; мы можем только отправлять друг к другу наши листки, а дальнейшая их участь зависит уже не от нас.
Посланные тобой книги я еще не получил, но, вероятно, получу на будущей неделе, одна из них должна быть диссертацией профессора Грановского и предмет, который взят им из средневековой истории Франции; огромные похвалы этой книге я давно прочел, кажется в «Современнике»1.
Комедию Островского тотчас по получении здесь пятого номера «Москвитянина» я прочитал и тогда же писал тебе подробно о впечатлении, какое она произвела на меня и вообще на здешнюю читающую публику2; читая эту комедию, я истинно радовался, видя в ней отпечаток неоспоримого дарования молодого сочинителя, обещающего много для нашей еще столь бедной литературы хоть сколько-нибудь замечательными произведениями; но обещать и сдержать [слово], как говорят французы, не одно и то же.
Много благодарю тебя за предложение присылать мне иногда какие-нибудь книги; у нас вообще их здесь очень мало, и редко случается прочесть хорошее сочинение; но, впрочем, хороших сочинений, где бы то ни было, появляется не много, а по привычке приобретенную потребность что-нибудь читать можно и здесь удовлетворить, читая хоть русские журналы. По приезде моем в Ялуторовск я просил бабушку прислать мне несколько сочинений по всем предметам естественных наук не потому, чтобы я имел особенную наклонность к этим наукам, но почти из расчета; какая-нибудь сотня книг, читая которые, я все-таки сколько-нибудь тружусь, заменяют мне огромную библиотеку по какой-нибудь другой части науки.
Что тебе жить в Москве в разлуке с женой и дочерью очень неудобно, я вполне понимаю, но утешаюсь за тебя мыслью, что обеим им прожить лето в деревне будет на пользу. Обеих их и тебя, мой милый друг, крепко обнимаю. Всем покровским при случае поклонись от меня, а у бабушки Катерины Васильевны за меня поцелуй ручку.
И. Якушкин.







