№ 38 (37)
Перевод с французского.
Варшава 17/5 июля 1826
№ 37
Его императорскому высочеству цесаревичу и великому князю Константину Павловичу, главнокомандующему
Следственного комитета
Рапорт
Вашему императорскому высочеству благоугодно было известить Следственный комитет о получении рапорта от 16/28 прошедшего июня, в котором его высокопревосходительство господин российский военный министр ваше императорское высочество имеет честь уведомить, что прежде решительного окончания дела над бывшим бригадным генералом графом Ходкевичем, предводителем дворянства Переяславского уезда Лукашевичем и обывателем Киевской губернии г[осподином] Проскурою, участвовавшими в тайных обществах, его императорское величество император и король повелеть соизволил сделать ещё дополнительные о них допросы здесь находящимся капитану Маевскому и другим лицам о участии, которое они принимали в изворотах // их общества.
Комитет, спеша исполнить сие высочайшее повеление, при сём прилагает вашему императорскому высочеству новые снятые допросы с капитана Маевского, князя Яблоновского и г[осподи]на Гродецкого.
Касательно же графа Александра Ходкевича имеет честь донести, что все дальние изыскания о нём были тщетны, и он так мало был в сношении с лицами, которые в продолжение следствия явились в Комитет, что невозможно ничего нового узнать после снятых прежде допросов, которые и были постепенно отправлены в Санкт-Петербург. В таком же отношении остаётся и г[осподи]н Проскура.
Подлинный подписал: Граф Станислав Замойский // (л. 71)
Производилось в Варшаве в дворце
Брухловском 28 июня / 10 июля 1826 года
Допрос капитану Маевскому1 и ответные пункты.
Вопрос Ответ
Переяславский маршал Лукашевич утверждает, что он, приняв степень тамплиера от вас в 1821 году, и после вместе с вами уговорил несколько поляков к сему обществу. А посему и должны вы о сём дать подробный ответ.
1 Так в подлиннике.
Обстоятельство, приводимое г[осподино]м Лукашевичем, точно действительно было. Мы приняли в 1821 году в г[ороде] Киеве несколько человек в квартире г[осподи]на Пулавского, коих имена объявил я в прежнем допросе (смотри допрос 18/30 марта 1826).
Лукашевич объявил, что вы, объяснив ему цель тамплиеров, объяснили ему также нужду сделать особое общество и на тот конец хотели вы выписать из Единбурга статут тамплиеров. Объясните, что вы по сему обстоятельству с ним сделали?
В сей статье г[осподин] Лукашевич худо меня понял, я вовсе не говорил ему о сформировании особого общества, но только что учреждаемое нами общество тамплиеров должны мы считать ложею, к сформированию коей сказал я ему, что я аккредитован в Единбурге (чего вовсе не было), и что напишу туда о высылке постановления.
Лукашевич показал, что вы предлагали ему войти в Патриотическое общество, кое назвали вы Тугендбундом. // (л. 71 об.)
Какое было последствие сему вашему предположению? // (л. 72)
И в сём случае г[осподи]н Лукашевич смешивает разные, временем отделённые обстоятельства, когда я в 1821 году предлагал г[осподи]ну Лукашевичу войти в общество // (л. 71 об.) тамплиеров, ещё весьма сам мало знал о существовании Патриотического общества и не принадлежал к оному, то не мог я ему предложить вступить в оное.
В 1824 году узнав от г[осподи]на Карвицкого, что существует в России некое тайное общество и что Патриотическое общество входит с ним в некоторые сношения, просил г[осподина] Лукашевича узнать что-нибудь об оном. Приняв моё предложение, г[осподин] Лукашевич приехал однажды ко мне ночью и остерёг меня, равно и г[осподина] Тышковского, вместе со мною живущего, чтобы мы вовсе в оное не мешались. Это-то один раз только и случилось мне говорить с ним о Патриотическом обществе.
О сём объяснил я уже в прежних моих показаниях (смотр[и] допрос 25 марта / 6 апреля 1826)1, а потому и не понимаю, что побудило г[осподина] Лукашевича сказать, что я хотел принять его в сие общество и что я назвал оное Тугендбунд, о коем названии я тогда вовсе не слыхал. // (л. 72)
1 Здесь вставка. Слова в скобках написаны в соседней графе.
Пестель и князь Волконский объявили, что они имели известие от членов Польского общества о существовании тайных обществ в Малороссии, коих главною целию была независимость Малороссии и соединение оной с Польшею, главою коих был маршал Лукашевич. Известно ли вам сие?
О том я вовсе не знаю, и буде позволено мне объявить мнение моё, то скажу, что, зная отвращение г[осподина] Лукашевича к подобным обществам, и что он настаивал на нас, чтобы мы не принадлежали ни к каким обществам, то и заключаю почти наверное, что он в сём случае обвинён несправедливо.
Знаете ли вы подполковника Хотяинцова и в каких отношениях были вы с ним касательно общества?
Подполковника Хотяинцова вовсе не знаю, помню только, что, будучи раз у Лукашевича, застал у него одного штаб-офицера квартирующего там полка, который весьма вольно о многих вещах разговаривал, и Лукашевич предостерёг меня, дабы я избегал его разговора, говоря, что он прегорячая голова (zapalona glowa). Но был ли это Хотяинцов или кто другой, того я не знаю, ибо у Лукашевича не спрашивал и с сим офицером никаких сношений личных ни до того случая, ни после не имел ни в малейшем отношении.
Отложено до будущего заседания.
Подписал Маевский
С подлинным верно: бригадный генерал Раутенштраух // (л. 73)
Производилось в Варшаве в дворце
Брухловском 29 июня / 11 июля 1826 года
Допрос капитана Маевского
Вопросы Ответы
Лукашевич объявил, что Пулавский сказал ему, что Российское общество желает соединиться с Польским посредством князя Яблоновского, Гродецкого и Тарновского и что он узнал сие от вас.
Известие сие о желании Российского общества соединиться с Польским столь было общее, что довольно было войти в залу контрактовую, дабы слышать о сём. С моей стороны не помню, сказывал ли я о том Пулавскому, но хотя бы и так было, то ежели бы не сказал я ему о том, кто-нибудь другой объявил бы ему, поелику обстоятельство сие чрезвычайно было явно.
Откуда знал Лукашевич о всех действиях Патриотического общества, как то объявляет князь Волконский? // (л. 73 об.)
Каким образом знал г[осподин] Лукашевич, что делается в Патриотическом обществе, того вовсе не знаю, поелику я к оному не принадлежал; касательно же общества тамплиеров, то мы не остерегались г[осподина] Лукашевича, ибо в оном обществе ничего непозволительного не было; он же, Лукашевич, хотя и был в степени тамплиера, но никогда, как я уже сказал, принадлежать не // (л. 73 об.) хотел, сверх того, возвратившись из Малороссии, предостерегал нас всех и всячески убеждал, чтобы мы не принадлежали ни к какому обществу, поелику могут выйти из того самые дурные последствия.
Князь Волконский и Пестель объявили, что один из членов Патриотического общества или из общества тамплиеров отправлен был в Малороссию и удостоверился, что тамошнее общество весьма многолюдное. Кто был сей посланный член?
О таковом отправлении в Малороссию члена из Патриотического общества вовсе не знаю, поелику я к оному не принадлежал; из общества же тамплиеров никто с тем предметом посылаем не был. Могу догадываться только, что те, кои входили в сношение с Российским обществом, нарочно, может быть, говорили об обществе в Малороссии, чтобы своему тем более дать важности.
Подписал Маевский
С подлинным верно: бригадный генерал Раутенштраух. // (л. 74)
В Варшаве 29 июня / 11 июля 1826
Допрос князя Яблоновского
Вопрос Ответ
Князь Волконский и полковник Пестель объявили, что они знали от вас о существовании в Малороссии разных тайных обществ, с коими Польское общество имело сношение. Цель сих обществ была независимость Малороссии и отдача оной под покровительство Польши, буде оная умеет возвратить свою независимость. Главою сих обществ будто бы был переяславский маршал Лукашевич, а посему обязаны вы касательно сего обстоятельства дать точнейшие ответы.
Они объявили, что // (л. 74 об.) это из общества посылаем был член в Малороссию, который удостоверился, что Малороссийское общество весьма многолюдное. По сим пунктам отвечайте и объявите, кто был посланный член и всё, что вы о сём знаете?
Я говорил князю Волхонскому и Пестелю об обществе тамплиеров, кое, как сказывал мне о том председатель Карвицкий, что существует будто и в Малороссии и что много там членов; но о других обществах, существующих в Малороссии, и о цели оных не слыхал и я не говорил. Он же, Карвицкий, сказывал мне, что главою тамплиеров в Малороссии некий тамошний поветовый маршал, и когда я рассказывал о том Волхонскому и Пестелю, то они сказали мне, что то должен быть Лукашевич, коего вовсе не знаю и не имел с ним ни малейшего сношения.
Не знаю и того, ездил ли кто из членов наших в Малороссию и имел ли там какие связи насчёт общества, а буде я сказал что-нибудь подобное князю Волхонскому // (л. 74 об.) и Пестелю, то на тот конец, дабы они думали, что связи наши далеко расширяются и что в их крае имеют даже сношения, однако же, не помню, говорил ли я сие.
Под[писал] А. Яблоновский
С подлинным верно: бригадный генерал Раутенштраух // (л. 75)
В Варшаве 29 июня / 11 июля 1826 года
Допрос г[осподи]на Гродецкого
Вопрос Ответ
Князь Волконский и полковник Пестель объявили, что они знали от вас о существовании в Малороссии разных тайных обществ, с коими Польское общество имело сношение. Цель сих обществ была независимость Малороссии и отдача оной под покровительство Польши, буде оная умеет возвратить свою независимость. Главою сих обществ будто бы был переяславский маршал Лукашевич, а посему обязаны вы касательно сего обстоятельства дать точнейшие ответы.
Они объявили, что это из общества посылаем был член в Малороссию, который удостоверился, что Малороссийское общество весьма // (л. 75 об.) многолюдное. По сим пунктам отвечайте и объявите, кто был посланный член и всё, что вы о сём знаете?
Ни князю Волконскому, ни Пестелю и никому даже не мог я говорить о существовании в Малороссии тайных обществ, поелику и сам я о том ничего вовсе не знал и не знаю.
Переяславского маршала Лукашевича вовсе не знаю и никогда его не видал, хотя он (как я слышал) часто довольно бывал в Киеве и долго пребывал в сём городе.
Касательно же посылки из общества Польского в Малороссию члена также ничего не знаю и ни от кого о том не слышал. Одним словом, относительно таковых обществ, // (л. 75 об.) существующих будто в Малороссии, смело утверждаю, что не имел я о сём предмете и не имею ни малейшего сведения.
Под[писал] А. Гродецкий
С подлинным верно: бригадный генерал Раутенштраух // (л. 76)