© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Толстой Яков Николаевич.


Толстой Яков Николаевич.

Posts 11 to 18 of 18

11

№ 123)1

О старшем адъютанте Главного штаба его императорского величества (Якове)2

ТОЛСТОМ

На 10 листах

№ 1

ОПИСЬ

делу о старшем адъютанте Главного штаба его императорского величества Толстом

№ .................................................................................................................................................................. Листы

1. Вопрос дополнительный полковнику Митькову и ответ его ...................................................................... 1

2. Вопрос поручику князю Оболенскому и ответ его ....................................................................................... 2

3. Вопрос полковнику князю Трубецкому и ответ его ..................................................................................... 3

4. — " — полков[нику] Пестелю с ответом его .................................................................................................. 4

5. Докладная записка о старшем адъютанте Главного штаба Толстом ........................................................ 5

Белые листы .............................................................................................................................................. с 6-10)3

Надворный советник Ивановский // (л. 1)

1 Вверху листа пометы карандашом: «Надзор», «№ 122».

2 Имя «Якове» написано другим почерком.

3 Цифра 5 и слова «Белые листы... 10» написаны рукой А.А.Ивановского.

12

№ 2 (1)

1826 года майя 27 дня.

От высочайше учреждённого Комитета о злоумышленном обществе г[осподину] полковнику Митькову дополнительный вопросный пункт.

В ответах ваших вы показали, что во время бытности вашей в чужих краях вы видались со старшим адъютантом Главного штаба его императорского величества Толстым. Объясните, в чём состояли суждения ваши с ним о тайном обществе при сём свидании, что именно вы ему открыли о действиях здешних членов и о совещаниях, бывших пред вашим отъездом; какое принимал он участие в действиях и намерениях общества и в какое именно время было означенное ваше с ним свидание? Также, объясните, если вам известно, когда именно Толстой отправлен в чужие край, какое он оказывал содействие // (л. 1 об.) в пользу1 общества во время нахождения его здесь в С[анкт]-Петербурге, как имя его и какого чина?

Сим честь имею донести. Я видел Толстого в 1824 году в бытностью мою в Париже, где я с ним и познакомился, а прежде его не знал, а слышал от Николая Тургенева, что Толстой принадлежал к прежнему тайному обществу. Я ему сказывал, что перед отъездом моим в 1823 году составилось вновь тайное общество, но об оном суждений он со мною никаких не имел и мне ничего о прежних обществах не говорил. Когда именно Толстой отправился в чужие край и какое он оказывал содействие в пользу общества во время его пребывания здесь, в С[анкт]-Петербурге, я не знаю. Имя его Яков, какого чина, не знаю.

1826 года майя 27 дня.

Полковник Митьков2 // (л. 2)

1 Слова «он оказывал содействие в пользу» написаны по стёртому тексту.

2 Ответ написан М.Ф. Митьковым собственноручно.

13

№ 3 (2)

От высочайше учреждённой Комиссии л[ейб]-г[вардии] Финляндского полка поручику князю Оболенскому вопросный пункт.

В ответах своих вы назвали членом тайного общества Толстого. Объясните, которого вы из двух братьев Толстых разумели: старшего ли, адъютанта Главного штаба его величества, Якова, находящегося ныне в чужих краях, или другого и как его имя, чин и где он служит?

Названный мною членом общества Толстой есть действительно старший адъютант Главного штаба его величества, Яков Николаевич Толстой, лейб-гвардии Павловского полка штабс-капитан. При сём долгом поставляю представить Комиссии, что Толстой был принят мною в общество (сколько я ныне упомнить могу) за несколько месяцев до выступления гвардии в поход в Вильно в 1821 году, т[о] е[сть] в конце 1820 года.

Сие принятие его состояло единственно в том, что в разговоре с ним об Отечестве нашем и о внутреннем состоянии оного, я ему объявил по дружеским сношениям с ним о существовании общества, имеющего цель достижения конституционного правления чрез несколько лет распространением просвещения, улучшением состояния крестьян и тому подобными мерами.

После чего предложил // (л. 2 об.) я ему вступить в общество, на что получив от него отзыв неудовлетворительный, я, признаюсь, оставался в изумлении и замешательстве, не ожидая его отказа, что видя, Толстой, дабы не оставить меня в сомнении о скромности его, касательно объявленного ему мною существования общества, объявил мне, что он готов содействовать лично цели общества распространением просвещения и улучшением состояния крестьян, но ни в какие личные обязательства по обществу не намерен входить, и никаких личных сношений по делам оного иметь с ним, либо из членов оного, исключая меня.

После чего, дав мне честное слово о хранении тайны, оставался он в сём отношении со мною по обществу1, не вступая ни в управу и (сколько я ныне упомнить могу) не имея ни с кем из членов общества личных сношений до выступления гвардии в начале 1821 года. После чего он вскоре уехал в чужие края, откуда не возвращался, и со мною даже никакой переписки частной с того времени не имел.

О принятии же Толстого и о сих обстоятельствах принятия его сообщил ли я в то время кому-либо из членов общества, я ныне упомнить не могу, но обязанностию поставил представить обстоятельства сии Комиссии для исправления сделанной мною ошибки в названии Толстого членом общества, в то время когда он знал лишь о существовании оного2, никакого личного в оном участия не принимал, и едва несколько месяцев пробыв в сем отношении к обществу, уехал в чужие края, отколе и не возвращался, прекратив все сношения со мною.

Князь Евгений Оболенский3 // (л. 3)

1 Далее зачёркнуто одно слово.

2 Далее зачёркнута буква «а».

3 Ответ написан Е.П. Оболенским собственноручно.

14

№ 4 (3)

От высочайше учреждённой Комиссии полковнику князю Трубецкому вопросный пункт.

В ответах своих вы называете членом тайного общества некоего Толстого. Объясните, как его имя, чин и где он служит?

Названный мною Толстой служит старшим адъютантом Главного штаба его императорского величества; его зовут Яков Николаевич. Хотя я и показывал его членом тайного общества, однако ж я утвердительно удостоверить в том не могу, ибо я не знаю, ни когда он к оному принадлежал, ни в какое время он1 от оного отстал. Знаю только, что по возобновлении общества, он никакого участия не принимал.

Полковник князь Трубецкой2 // (л. 4)

1 Слово «он» вписано над строкой.

2 Ответ написан С.П. Трубецким собственноручно.

15

№ 5 (4)

От высочайше учреждённой Комиссии полковнику Пестелю вопросный пункт.

В ответах своих вы называете членом тайного общества некоего Толстого. Объясните, как его имя, чин и где он служит?

Я другого Толстого членом общества не знаю, как того, который в 1819 и 1820 году был председателем Коренной думы Союза благоденствия. Имени и чина его я вовсе не знаю и никогда не знал; где он в последнее время1 служил, мне неизвестно, но в то время, коли не ошибаюсь, считался он по морскому ведомству. Более всего известен он по разному своему художеству.

Полковник Пестель2 // (л. 5)

1 Слова «в последнее время» вписаны вместо зачёркнутого слова.

2 Ответ написан П.И. Пестелем собственноручно.

16

№ 6 (5)

Князья Трубецкой и Оболенский, называя Толстого членом общества, присовокупляют, что он уже три года находится за границею и со времени отбытия из России все сношения с членами общества прекратил.

Полковник Митьков объясняет, что во время бытности его в 1824 году в чужих краях виделся в Париже с Толстым, о принадлежности которого к прежнему обществу слышал он прежде того от Тургенева. При сём свидании он ему открыл о возобновившемся обществе, но более ни о чём с ним не говорил.

Высочайше повелено поручить под секретный надзор начальства и ежемесячно доносить о поведении.

Сия высочайшая резолюция приведена в исполнение г[осподином] начальником Гл[авного] штаба.

Верно: Над[ворный] сов[етник] Ивановский1

1 Скрепа А.А. Ивановского «Верно» находится перед текстом резолюции Николая I.

17

О следственном деле Я.Н. Толстого

Яков Николаевич Толстой - старший адъютант Главного штаба, член Союза благоденствия и общества «Зелёная лампа», во время следствия находился за границей. Об участии его в тайной организации Комитету стало известно 23 декабря 1825 г. из ответов С.П. Трубецкого. В его показаниях говорилось, что Толстой «три года находится в отпуску за границею» и об отношении его к тайному обществу, действовавшему после его отъезда, ничего не известно. После прочтения показаний Трубецкого в Комитете 28 декабря было решено о всех упомянутых там в качестве членов тайного общества, в том числе и о Я. Толстом, «представить его императорскому величеству».

2 января 1826 г. С.Г. Краснокутский назвал Я. Толстого членом тайного общества в 1819-1820 гг. 12 января Трубецкой получил вопрос об обществе «Зелёная лампа» и, отвечая, упомянул Толстого в числе его участников. 21 января Оболенский подал в Комитет список известных ему лиц, входивших в тайное общество на разных этапах его существования. Он отметил, что Яков Толстой «со времени отъезда за границу прекратил все сношения с членами общества». Митьков в ответах на вопросы от 24 января показал, что слышал о Толстом, как и о некоторых других, которые «принадлежали прежде к различным обществам». Митьков также сообщил, что во время своего пребывания за границей встречался там с Толстым.

В материалах следствия отложилось показание С.М. Семёнова от 6 апреля, где упоминалось имя Толстого как члена Союза благоденствия. По словам Семенова, Оболенский предполагал основать отдельную управу во главе с Толстым и Токаревым. В показаниях Семёнова содержатся сведения также о том, что Толстой должен был, по плану Тургенева, войти в новое тайное общество. Его хотел создать Тургенев в Петербурге после Московского съезда 1821 г. Показания Семёнова не были учтены в деле Толстого.

В мае Комитет, переименованный в Комиссию, допросил о Я. Толстом трёх человек, которые ранее назвали его имя в числе участников тайного общества: Митькова, Оболенского, Трубецкого, а также Пестеля (док. N° 2/1, 3/2, 4/3, 5/4). Митьков показал, что при встрече с Толстым за границей он известил его о возобновлении тайного общества, но о «содействии» Толстого «в пользу общества» Митьков не знал.

Оболенский и Трубецкой отвечали, что Толстой недолгое время находился в тайном обществе, участия в нём почти не принимал и, отправясь за границу, прервал все связи с обществом. Пестель объявил, что он знал лишь одного Толстого - художника, бывшего в 1819 и 1820 гг. Председателем Коренной думы Союза благоденствия, то есть Ф.П. Толстого. На этом следствие по делу Толстого было закончено.

По распоряжению Николая I Я.Н. Толстой, оставшийся за границей, был отдан под секретный надзор (док. N° 6/5). «Исполнение сделано г. начальником Главного штаба его величества». 26 июля 1826 г. Толстой обратился из Парижа к Николаю I с оправдательным письмом (оно даёт некоторое представление о заседаниях управ Союза благоденствия и о возобновлении общества после 1821 г.).

В письме Толстой изображал себя завлечённым в тайное общество, цель которого была введение конституции. Он быстро, по его словам, покинул общество. Письмо осталось без ответа. В октябре того же года Толстой вновь посылает в Петербург всеподданнейшее прошение и записку, повторяющую в основном его июльское письмо. 25 ноября 1826 г. он был уволен от службы. В Россию Толстой не вернулся и спустя много лет, резко изменив свои взгляды, стал агентом русского правительства за границей.

Почти всё следственное дело Я.Н. Толстого (показания декабристов о Толстом как члене тайного общества, записка о нём) были опубликованы П.Е. Щеголевым в первом приложении к работе «Зелёная лампа» под названием «К биографии Я.Н. Толстого».

Следственное дело Я.Н. Толстого хранится в ГАРФ, в фонде № 48, под № 123. По современной нумерации в деле 10 листов, в том числе чистые. А.А. Ивановский, формируя дело, также учёл в нём 10 листов. Документ N° 1 не был им пронумерован.

18

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTYwLnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvNVdFSWJnNEM2SGx0NllBdlZMdVkwVEJfR3J0eEI2Z2tqSy1zLWcvNEVPUkplNTNQbWMuanBnP3NpemU9MTcwMHgxNDY0JnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj05NzRmMDNmNjUxMmM1ZmU0Y2IwMGU4ZDg0MmMwZjM1MCZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]

Eugène Adolphe Disdéri. M. Jacques Tolstoï en huit poses, quatre assis et quatre en pied en 1860 épreuve sur papier albuminé. H. 20,0; L. 23,2 cm. Мusée d'Orsay, Paris, France.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Толстой Яков Николаевич.