О домах жён декабристов в Петровском Заводе
З.В. Краснова
Читинская область, как никакая другая, связана с именами почти всех участников декабрьского восстания. Именно здесь отбывали каторгу 85 декабристов - сначала в Читинском остроге, затем в казематах Петровского Завода (ныне город Петровск-Забайкальский).
К сожалению, материальных памятников пребывания декабристов на читинской земле осталось немного. Однако до нас дошли их воспоминания, редкие архивные документы (планы домов, усадеб, акварельные рисунки), содержащие сведения о жизни и деятельности декабристов на каторге и поселении, а также обширная переписка их с родными и знакомыми.
В Государственном архиве Читинской области, в фонде Нерчинского горного правления хранится «Атлас казённых строений при Петровском Заводе за 1842 год». На его первом листе приведён «Ситуационный план Петровскому Заводу с показанием всех казённых и частных зданий, плотины, водопроводов и частию окрестностей» с экспликацией из 43 наименований.
Далее на отдельных листах даны чертежи всех перечисленных в экспликации казённых построек, а также и фасады десяти не сохранившихся до настоящего времени домов жён декабристов. Весь этот материал явился иллюстрацией к «Ведомостям о казённых постройках за 1842 год». В ведомостях имеется перечень домов, купленных у жён декабристов при отъезде их на поселение, и сведения о том, для каких казённых нужд эти дома были затем приспособлены. Сопоставляя документы нетрудно воспроизвести местоположение, планировку и внешний вид усадеб декабристов.
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTMudXNlcmFwaS5jb20vYzg1NTYyMC92ODU1NjIwNzQ2L2ZlMjBmL09SQ0RGVUxnTERFLmpwZw[/img2]
Прекрасным дополнением к упомянутым материалам служит рисунок, выполненный декабристом В.П. Ивашевым. На рисунке показан общий вид так называемой Дамской улицы, которую замыкают заводские постройки и не существующая ныне деревянная церковь.
Застройка улицы типична для Сибири того времени - бревенчатые дома, крытые в большинстве своём тёсом, протяжённые заборы (заплоты) из грубо отёсанных брёвен или плах, уложенные между массивными столбами, широкие ворота, дощатые тротуары, коновязи. На некоторых постройках видны соломенные крыши, прижатые жердями. Добросовестность исполнения рисунка позволяет разглядеть ряд важных деталей дома и усадьбы Трубецких. Можно представить себе облик деревянной церкви с ярусной колокольней.
Этот весьма ценный рисунок уточняет характеристику посёлка, данную декабристом Н.В. Басаргиным: «Петровский Завод, большое заселение с двумя тысячами жителей, с казёнными зданиями для выработки чугуна, с плавильнею, большим прудом и плотиною, деревянною церковью и двумя- или тремястами изб, показался нам после немноголюдной Читы чем-то огромным».
В отличие от декабристских домов в Чите, дома в Петровском Заводе были просторнее, добротнее и удобнее. Их строили надолго. Но при этом они всё же были очень скромны и в своём внешнем облике имели много сходства. Одноэтажные (исключение составлял дом Е.И. Трубецкой), рубленые, с четырёхскатными, крытыми тёсом крышами, обнесённые высокими заплотами, они мало отличались от обычных домов горнозаводских рабочих. Почти все дома были построены или куплены вблизи каземата, образовывая сравнительно короткую улицу, которую стали называть Дамской.
В воспоминаниях декабриста Д.И. Завалишина мы читаем о том, что вновь построили себе дома Трубецкая, Волконская, Анненкова и Муравьёва, остальные женщины «купили старые дома, но улучшили их пристройками и отделкою».
Жена декабриста С.Г. Волконского имела два дома с многочисленными хозяйственными пристройками. Один из них, небольшой, на маленьком участке, находился далеко от каземата. Эту усадьбу М.Н. Волконская приобрела в первые же недели пребывания в Петровском Заводе. Однако, когда декабристам было разрешено жить в квартирах своих жён, маленький дом перестал её удовлетворять. Она начала строительство нового дома и служб на участке, расположенном значительно ближе к каземату.
Новая усадьба Волконских имела протяжённость вдоль улицы 64 м, а в глубину - 50 м. Дом размерами в плане 19,2 х 16 м длинным пятиоконным фасадом был обращён на улицу. Шесть жилых комнат, просторная прихожая и кухня с подсобными помещениями отапливалась четырьмя печами. Устроенный со двора вход вёл в дом через тамбур. Окна были широкие, необычные для Сибири. В глубине двора имелся довольно большой (с двумя печами) флигель размерами в плане 16 х 7,2 м. Внутренний забор разделял усадьбу на две части. В одной находились дом и флигель, в другой - хозяйственные постройки.
До 1837 г. усадьба Волконских являлась одним из немногих мест, где узники отдыхали после пребывания в мрачном сыром каземате. Особенно частыми гостями здесь были Ф.Б. Вольф, А.В. Поджио, И.И. Пущин, И.Д. Якушкин. В 1837 г. Волконские уехали на поселение в деревню Урик Иркутской губернии и оба дома продали ведомству завода. Маленький дом был приспособлен под солдатские казармы, а в 1849 г. - под квартиры служащих. Большой дом занял управляющий заводами, в 1861 г. в нём размещалась школа.
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTc4LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvVldialpsQUtwOWpHeDJrc2NKZzVkLXUwWmk1MHhoc3BkN2lCQ3cvRXpUbVZMbGFzeEEuanBnP3NpemU9MTU1NHg5OTUmcXVhbGl0eT05NSZzaWduPTlhM2RmMGU1ODMxMjFlYzAzMjE3OGUxMjJkYjk3YzYwJnR5cGU9YWxidW0[/img2]
Школа в Петровском Заводе, расположенная в бывшем доме М.Н. Волконской. 1920. Бумага, серебряно-желатиновый отпечаток. 8,9 х 13,7 см. Государственный исторический музей.
Ближе к каземату по той же стороне улицы, что и усадьба Волконских, находилась усадьба П.Е. Анненковой размерами 38,2 х 85 м. На усадьбе стоял ничем не примечательный просторный дом размерами в плане 19,8 х 15,1 м, с открытым крыльцом. В нём имелись шесть больших и одна маленькая комната, сени и прихожая. Естественное освещение обеспечивали 13 окон, три из которых были тройными - «итальянскими». Большая комната служила, вероятно, гостиной; одна дверь соединяла её с прихожей, вторая - со смежной комнатой. Почти все комнаты были проходными. Можно предположить, что непроходная комната с двумя окнами на улицу (в противоположном от гостиной углу дома) служила кабинетом.
В этом доме Анненковы жили до 1835 г., т. е. до отъезда в селение Бельское Иркутской губернии. В 1836 г. дом вместе с мебелью был куплен ведомством завода. В 1849 г. его предполагалось отремонтировать, подвести каменный фундамент, переложить печи, оштукатурить. В 1852 г. дом использовали как казарму.
В документах имеется подробный перечень мебели, приобретённой заводом у Анненковых: четыре обитых ситцем дивана различной величины, шесть столов, три шкафа (платяной, бельевой и книжный), зеркало в раме красного дерева, шесть стульев с ситцевыми подушками и ряд других вещей.
К северу от дома Анненковой на участке размерами 33,4 х 45,7 находилась усадьба Трубецких. Размещённые здесь постройки имеют для нас особое значение, так как принято считать, что главный усадебный дом сохранился; размеры его в плане 15,4 х 8,6.
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTU4LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvMmR2eGU1Nk9jT0Z6NmRSZXRSZU5ub2JUOWJqeXpnSmV6VzlSWWcvaXA4ZG56dHBncU0uanBnP3NpemU9MTI4MHg4ODAmcXVhbGl0eT05NSZzaWduPTUwNTg2MWRmY2RjYWUwMDNlMWFlOGEyZTQ4YmQ2N2YyJnR5cGU9YWxidW0[/img2]
Петровский Завод. Дом Е.И. Трубецкой. 1930-1950-е. Серебряно-желатиновый отпечаток. 9 х 12,2 см. Государственный исторический музей.
Кроме этого дома, на плане усадьбы показано квадратное строение, возможно, амбар. Следует отметить, что на рисунке Ивашева отчётливо видны два рядом стоящих амбара, один из них, безусловно, относится к усадьбе Трубецких. Вместе с тем на рисунке отсутствует деревянная ограда на кирпичных столбиках, изображённая на плане усадьбы. Видимо, в 1830-х гг. здесь ещё стоял типичный сибирский заплот из плах, а узорчатая ограда, возможно, появилась уже после отъезда Трубецких на поселение, когда усадьба перешла в казённое ведомство.
Согласно рисунку Ивашева, главный дом был рубленый, необшитый, с четырёхскатной тёсовой крышей и подшивным дощатым карнизом. Несомненно, это был двухэтажный, тщательно отделанный «шестистенок»: «...простой, бревенчатый, он, однако, выделялся из всех заводских зданий стройностью и красотой размеров».
К главному фасаду дома примыкало парадное крыльцо с открытым балконом над ним. Тамбур площадью 10,7 кв. м освещался двумя узкими окнами. За прихожей площадью 13,5 кв. м находилась столовая, в левом переднем углу которой стояла печь. О назначении комнат можно говорить только предположительно. Скорее всего, справа от столовой была гостиная, из соседнего с ней помещения по одномаршевой лестнице можно было подняться в жилые комнаты, будуар и кабинет. Кухня и комната прислуги, вероятно, располагались слева от входа на первом этаже.
В 1839 г. Трубецкие, уезжая на поселение, также продали дом ведомству завода. После этого дом неоднократно ремонтировали и переделывали; согласно оценочным ведомостям 1842 и 1849 гг., в нём помещалась контора. С 1852 г. дом занимал помощник управляющего заводом.
До наших дней дом дошёл сильно изменившимся. Со стороны двора к нему примыкает пристройка, лестница перенесена в центральную часть здания. Частично изменена и внутренняя планировка. Однако общее объёмное решение осталось прежним; размеры дома совпадают с указанными на плане 1842 г. Окончательно вопрос о подлинности дома Трубецких может быть решён только в результате тщательных натурных исследований.
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTU0LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTU2MjAvdjg1NTYyMDc0Ni9mZTIwNS9vdVY2UVhISHFiZy5qcGc[/img2]
Неизвестный художник. Дом А.Г. Муравьёвой в Петровском заводе. Бумага, акварель, сепия. 1830-е. 23 х 35,2 см. ИРЛИ РАН.
На углу Дамской улицы и улицы, ведущей к каземату, находилась усадьба А.Г. Муравьёвой.
Протяжённость усадьбы составляла 51,4 м. Главный фасад дома выходил на улицу, которая вела к каземату. Вход в дом был устроен со двора через открытое крыльцо и длинные сени. По одну сторону сеней находилась небольшая холодная кладовка, по другую - нечто вроде тамбура перед кухней и подсобными помещениями. В жилые комнаты - спальню, столовую и гостиную - выходили, скорее всего, непосредственно из сеней, через две двери. Небольшая центральная комната с итальянским окном служила столовой. Пристройка к дому с юго-западной стороны, вероятно, была сделана позже, так как отделена от основного дома двойной стеной. Размеры дома (без пристройки) 15,5 х 14 м; размеры пристройки 8,2 х 7,6.
В 1832 г. А.Г. Муравьёва умерла от нервной послеродовой горячки. Дом был переписан на её трёхлетнюю дочь Софью. В 1836 г. Н.М. Муравьёв с дочерью уезжает на поселение и продаёт дом заводу, который использует его для размещения солдат.
На другой стороне Дамской улицы, напротив усадьбы Муравьёвых, находился большой участок А.И. Давыдовой размерами 38,4 х 73,6 м. Помимо дома здесь имелись флигель и многочисленные хозяйственные пристройки.
Вход в усадьбу был с улицы, ведущей к каземату. На неё же был ориентирован главный фасад размерами в плане 7,4 х 17,9 м. Вход в дом был устроен со двора через узкое длинное крыльцо. Помимо тёплых маленьких сеней в доме было шесть тёплых проходных комнат. Самая большая - гостиная размерами 6,7 х 5,9 м - освещалась двумя окнами, одно из которых было тройным. Самая маленькая - размерами 2,6 х 5,4 м - служила, вероятно, прихожей. Остальные четыре комнаты имели приблизительно одинаковую площадь - около 22-23 кв. м, кухня и комната для слуг находились в просторном флигеле. В 1839 г. в нём уже помещалась квартира штаб-лекаря, а через семь лет - казарма для вольнонаёмных заводских рабочих.
Напротив дома Давыдовой на низком болотистом месте располагалась небольшая усадьба Е.П. Нарышкиной размерами 41 х 28 м. В центре усадьбы стоял дом площадью 179 кв. м с двумя открытыми крыльцами (со стороны двора и правого торца). Через тамбур и сени можно было пройти в три различные по назначению помещения: прямо - в гостиную (36,9 кв. м), налево - в кухню (36,9 кв. м), направо - в смежные комнаты (30,2 и 30,3 кв. м). К гостиной примыкала небольшая комната площадью 11,6 кв. м. На территории усадьбы также был построен большой флигель и баня. С 1842 г. в доме проживали заводские служащие.
Рядом с участком Нарышкиных, ближе к каземату, находилась усадьба К.П. Ивашевой. Ещё до её приезда в Петровский Завод этот участок размерами 50,3 х 39,6 м вместе с небольшим одноэтажным домом был приобретён друзьями В.П. Ивашева. Домик оказался холодным и не очень удобным. Поэтому вскоре Ивашева решила сделать пристройки. В расширенном и отремонтированном доме размерами 14,1 х 16, 3 м было пять жилых комнат, отапливаемых тремя печами, сени и кухня. К нему примыкала большая хозяйственная пристройка. В глубине двора находился флигель на две комнаты. В 1836 г. дом был продан ведомству завода. В 1839 г. в нём размещалась меховая мастерская, а в 1852 - жили служащие завода.
В стороне от Дамской улицы за рекой Мкртой, сравнительно недалеко от каземата (1.8 км), на участке площадью 848,8 кв. м стоял небольшой дом М.К. Юшневской, купленный в декабре 1830 г. за 800 руб. Кроме дома на участке находились сарай и баня с большими печами. В 1833 г. М.К. Юшневская писала брату мужа: «...у меня домик, в котором две только комнаты и третья прихожая, очень маленькая, тёплый и довольно выгоден, по миниатюрному моему хозяйству и по скромной моей жизни помещение сие довольно достаточно...»
Но, судя по плану, Юшневская пристроила сени, кладовую и маленькую комнату размерами 2,8 х 2,3 м. После этого площадь дома составила 80 кв. м. Большая прихожая соединяла две симметрично расположенные тёплые комнаты площадью по 18 кв. м каждая. В 1839 г. дом был куплен ведомством завода и передан служащему Калугину. В 1852 г. в доме размещалось училище.







