№ 8 (7)
1826 года генваря 9, получа от присутствия высочайше учреждённого тайного Комитета вопросные пункты, капитан Муравьёв сим честь имеет донести:
1
В донесении моём от 8-го числа я показал всё, что знал о Кавказском обществе. Ссылаюсь на г[оспод] - Рылеева, кн[язя] Оболенского, Александра Бестужева (ибо Николая я не знал). Сообщили ли они мне о намерении отделить Кавказ от России и о предложении г[енерала] Ермолова сделаться царём оного? Я мог, ослеплённый безрассудною страстью, желать преобразований в правлении, но по правилам моим я бы никогда не согласился отторгать области от моего отечества и служить орудием личного честолюбия кого бы то ни было.
Полковник фон дер Бриген1 оставил П[етер]б[ург] уже летом 1825 года и слышал о намерении Якубовича, о котором мы с ним в Думе рассуждали, - слышал ли он о сём? Будучи в Москве, я говорил с членами: Фонвизиным, Пущиным, Семёновым, Митьковым и Нарышкиным2 по поручению Думы. Называл ли я кому-либо из3 них о том? Они могут это показать. Я говорил с генералом Орловым4, он может также показать, сообщил ли я ему сию столь важную новость.
Я приведу здесь в доказательство того, что во время моего пребывания в Петербурге Якубович5 не имел прямых сношений с Думою, слова Рылеева5 мне: // (л. 11 об.) Якубович всё спрашивает, чтобы я ему назвал кого-либо из членов, но я ему говорю, что это против Устава. Рылеев, к[нязь] Оболенский, фон дер Бриген и Семёнов6 (который находился тогда ещё в П[етер]б[урге]) без всякого сомнения подтвердят, что, узнав о намерении Якубовича7, мы все пятеро единогласно постановили, чтобы для безопасности общества никто не имел сношений с Якубовичем7, кроме Рылеева7, принявшего его, что до моего отъезда, сколько мне известно, и исполнялось. Уповая на их искренность, я ссылаюсь на то, что они о том покажут.
1 Фамилия подчёркнута карандашом.
2 Пять фамилий подчёркнуты карандашом.
3 Далее зачёркнуто: «из оных».
4 Фамилия подчёркнута карандашом, и на полях сделана помета карандашом: «NB. Для улики Орлова, что действовал».
5 Фамилия подчёркнута карандашом.
6 Четыре фамилии подчёркнуты карандашом.
7 Фамилия подчёркнута карандашом.
2-е
Пестель показывает, что положено было обществом увезти царствующую фамилию в чужие края. Как было сие положено и когда? Пестель1 был в П[етер]б[урге] в феврале или марте, не помню наверно, 1824 года и пробыл более месяца. Во всё это время виделся я с ним четыре раза. Первый раз у меня, где мы вовсе не о том говорили, но спорили о началах представительного правления и о слитии обоих обществ. В сём свидании, удостоверясь в его властолюбии, я ему чистосердечно о том говорил; с тех пор пресеклась между им и мною всякая связь и откровенность.
Второй раз виделись мы в Думе, коей тогдашние члены к[нязь] Трубецкой и Оболенский2 могут засвидетельствовать, что дело шло не о флоте, а о том, что я уже изложил в показании моём генваря 8-го дня. На первом собрании я не был, а были из Думы только два члена: Трубецкой и Оболенский2. Говорили ли на оном о флоте, того не знаю, но мне о том никто не упоминал. А что дошло до меня о том собрании, я уже изложил в прежнем донесении. // (л. 12) Имел ли Пестель частные свидания с Рылеевым и говорили ли они о флоте, то мне неизвестно.
Пестель после того не был уже у меня. Я заходил к нему два раза, но он не вдался со мною ни в какие рассуждения, а во второй раз даже во всё время читал мне своё мнение о внутренном устройстве войска. Во всём этом ссылаюсь на него.
После его приезжал в П[етер]б[ург] кн[язь] Волконский3, будучи уже женихом, и ничего не привёз из Южного общества. Мне он говорил только, что надобно усугубить деятельность. Говорил ли он другим членам Думы о флоте - не знаю, но весьма сомневаюсь. И так как приезд сей князя Волконского4 можно вовсе не считать, то можно утвердительно сказать, что с марта или апреля месяца 1824 года, до отъезда моего, сношения между обоими обществами пресеклись почти. К[нязь] Оболенский, Рылеев, Семёнов4, к[нязь] Трубецкой могут подтвердить это. Когда же был сделан этот план и кем, участвовал ли я в оном и знал ли я его, вот вопросы, которые я бы желал, чтобы Пестель разрешил.
Всё, что я знал о флоте, равно как об Кавказском и других обществах, я уже имел честь довести до сведения Комитета.
Капитан Муравьёв5
Генваря 9 дня // (л. 13)
1 Фамилия подчёркнута карандашом.
2 Две фамилии подчёркнуты карандашом.
3 Слова «кн[язь] Волконский» подчёркнуты карандашом.
4 Фамилия подчёркнута карандашом.
5 Ответы написаны Н.М. Муравьёвым собственноручно.