39. Е.П. Оболенскому
Курган. 28 сент[ября] 1836*
Мысленно обнимаю тебя, любезный Оболенский, дорогой кум, и всё по-прежнему желаю тебе от всей души всех благ в настоящей и будущей жизни.
Наверное, ты читал моё последнее письмо к Пущину и порадовался со мною новому благословению Божию над моим семейством. Добрая жена моя очень тебе кланяется, она сама кормит грудью будущую помощницу свою, маленькую Анну1.
В продолжение прошедших недель был я в непрестанных хлопотах, так что в положенный срок не мог известить тебя о твоём крестнике, которому 5-го числа этого месяца наступил 6-й год; если бы ты мог его видеть и поговорить с ним, ты был бы в восхищении от него. Наружный вид его мало изменился в сравнении с тем, что был он в прошедшем году; тот же полный, белый широкоплечий мальчик с умным выражением на лице; росту в нём теперь 1 аршин 7 3/4 вершка, движения его всегда скоры и живы, голос - очень звонок. Он уже давно читает, но не бегло, особенно останавливается на многосложных словах и на иностранных, пишет, как ты сам увидишь из приложенного его письма; обыкновенно пишет он на аспидной доске, не имея силы владеть пером. Священную историю знает он отрывками из моих рассказов, которые соображаются с его понятиями.
В прошедшем месяце он окончил всеобщую географию всех частей света, ожидаю специальных карт, чтобы приняться за географию отдельных государств, начну с России; из арифметики знает он только цифры и сложение простых чисел, вообще Атий необыкновенно понятлив и имеет хорошую память. Дни проходят совершенно однообразно, только четыре времени года доставляют некоторое изменение в его занятиях и играх; обыкновенно спит он от 10 часов вечера до 7 утра, завтрак его булка и молоко, в 12 часов ест он суп и жаркое или кашу, после обеда спит он час, в 5 часов опять булка с молоком и то же самое в 8 часов, так что мясную пищу употребляет он только один раз в сутки.
Каждое утро и каждый вечер по очереди с Илием читают они наизусть молитву Господню. Летом он нередко хаживал со мною в поле пешком, несколько часов сряду бывал и играл там и возвращался со мной пешком же. Любимая игра его дома - это дровцы четвероугольные разной длины, из коих он строит дома, мосты, церкви, избы, всё, что вздумает. Перед сном я уже не пою ему песен, а рассказываю что-нибудь из русской истории, или всемирной, или естественной, как случиться.
Илий не далеко отстаёт от брата, а Имир, которому в июле пошёл третий год, тот более под крылом у матери, он славный мальчик, лицом лучше всех братьев своих. Энни уже теперь утешает меня своим поведением и успехами в учении. Ты видишь, что я должен благодарить Бога за моих детей и радостно ношу заботы, даже нахожу иногда наслаждение в чрезмерной деятельности. Первым моим опытом в земледелии я остался доволен.
С нетерпением ожидаю письма от Н.А. Бестужева: желаю знать, как вы теперь живёте после отъезда 2-го разряда. Желаю, чтобы всё было у вас благополучно. Нарышкины дружно приветствуют тебя; Елиз[авета] Петров[на] опять захворала; всё прежние болезни, но в меньшей степени; кланяются тебе все прочие мои здешние соизгнанники, они все здоровы. Обними за меня Пущина и скажи, что у Маши 28 июля таки родилась дочь и Суворочка совершенно счастлив.
Всем моим добрым и почтенным соузникам петровским мой усердный поклон и лучшие желания.
От души твой Андрей Розен.
ГИМ. Ф. 297. Д. 10. Л. 39-40 об.
*Пометы Е.П. Оболенского: «Получ[ено] 29 декабря. Отв[ечено] 4 января 1837».
1 Дочь Анна (домашнее имя - Инна) родилась 6 сентября 1836 г.







