Письма декабриста Артамона Захаровича Муравьёва
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTM1LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvNUFlUjFoQ3FKc1ZiNGVGV3V6Q0xILTE4SjlYTE1xVlhNMmR5eFEvR05mR0cwaEctNGcuanBnP3NpemU9MTA2M3gxMzc4JnF1YWxpdHk9OTYmc2lnbj1mZThiMmE4MTBmYTQ0MzVmNzE3N2I0NjRjNjBjOTc2ZSZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]
Неизвестный художник с оригинала Н.А. Бестужева. Портрет Артамона Захаровича Муравьёва. 1850-1860-е. Фотобумага на картоне, акварель. 19,8 х 25,0 (овал); 22,9,8 х 23,5 см. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. Москва.
Всё выявленное на данное время эпистолярное наследие декабриста Артамона Захаровича Муравьёва, состоит из 345 писем. Значительная их часть написаны жёнами декабристов, разделивших с мужьями каторгу и ссылку. Речь идёт о четырёх женщинах, взявших на себя ведение переписки А.З. Муравьёва. Это М.Н. Волконская, А.Г. Муравьёва, Е.И. Трубецкая и М.К. Юшневская. Причина тому - запрет на переписку осуждённых декабристов с родственниками и друзьями, оставшимися в России. Только благодаря усилиям сначала М.Н. Волконской, а затем присоединившихся к ней А.Г. Муравьёвой, Е.И. Трубецкой и М.К. Юшневской, Артамону Захаровичу удалось установить связь с женой и другими родственниками в России.
Значительно меньшую по объёму, но наиболее ценную часть эпистолярного наследия А.З. Муравьёва составляют его автографы (40 писем). Эти письма написаны им собственноручно во время следствия в Петропавловской крепости, по пути в Сибирь и в Сибири. Первый автограф сибирского периода относится к 1831 г., когда А.З. Муравьёву представилась возможность написать письмо жене и детям собственноручно). Во время пребывания в Петровском Заводе им было написано несколько писем жене и сыну своей рукой, также отправленных с надёжной оказией.
Письма последнего периода жизни А.З. Муравьёва на поселении дошли до нас в небольшом количестве. Они обращены к товарищам по сибирскому изгнанию. Писем этого периода к жене, сыну, родственникам пока не обнаружено. Не дошли до нас и письма А.З. Муравьёва, написанные до событий декабря 1825 г. Вероятнее всего, они были уничтожены самим декабристом, его родственниками и знакомыми из соображений собственной безопасности. Исключением является единственное письмо Артамона Муравьёва 1812 г. к родственникам Николаю, Матвею и Михаилу Муравьёвым.
Несохранившаяся переписка, разумеется, была весьма обширной. Возможные адресаты её, предположительно, - большой круг родственников и знакомых декабриста. К числу их, прежде всего, нужно отнести его отца, З.М. Муравьёва, а также других представителей старшего поколения разветвлённого рода Муравьёвых (дядюшки и тётушки) и многочисленных двоюродных и троюродных братьев и сестёр.
Несомненно, существовала переписка с сестрой Екатериной Захаровной и её мужем Е.Ф. Канкриным, а также братом Александром. По матери родственником А.З. Муравьёва был М.Б. Барклай де Толли. Возможно, была какая-то переписка и с представителями этого рода. Адресатами несохранившихся писем А.З. Муравьёва могли быть и родственники со стороны жены Веры Алексеевны из рода Горяиновых: её отец, мать, братья и сёстры, а также компаньонка В.А. Муравьёвой С.И. Митрополова.
Нельзя исключить возможности переписки с кем-то из товарищей по университету. Ими были С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, А.С. Грибоедов, П.Я. Чаадаев, В.А. и Л.А. Перовские, П.И. Колошин, И.Г. Бурцов. Адресатами могли быть любимые профессора университета - например, Ф.Х. Рейнгард, у которого Артамон и Александр Муравьёвы жили в Москве во время обучения.
Возможно, существовала переписка с товарищами по службе - например, М.А. Фонвизиным, В.К. Тизенгаузеном, И.С. Повало-Швейковским, Л.А. Нарышкиным и другими. Разумеется, какая-то переписка существовала с товарищами по тайному обществу в сибирской ссылке. Судя по дошедшим до нас нескольким письмам сибирского периода, можно предположить обмен письмами с И.И. Пущиным, М.И. Муравьёвым-Апостолом, с Никитой и Александром Муравьёвыми, Е.П. Оболенским, И.Д. Якушкиным, И.А. Анненковым, с семействами Волконских, Трубецких, Давыдовых. А также с сибирскими знакомыми А.З. Муравьёва - Я.Д. Казимирским, В.Н. Басниным.
Настоящая публикация состоит из 40 собственноручных писем декабриста, т.е. наиболее ценного из всего сохранившегося эпистолярного наследия А.З. Муравьёва.
Тексты писем публикуются по автографам. Письма расположены в хронологической последовательности, даты воспроизводятся в точном соответствии с оригиналом, но помещены под текстом каждого письма. В недатированных письмах предполагаемая дата заключена в квадратные скобки. Расшифровка неясных в оригинале слов, а также недописанные части слов заключены в квадратные скобки. Тексты писем приведены к нормам современной орфографии.
Некоторые письма написаны по-французски, поэтому в подстрочных примечаниях отмечаются только те письма, подлинники которых написаны по-русски. Под строкой помещены также пометы адресата, перевод иностранных и пояснение архаичных слов, неточностей, допущенных в письмах, а также примечания составителя текстологического характера. Сведения о местонахождении и публикации писем даны в комментариях к каждому письму.







