Глава V
Новатор в борьбе со старым миром
Мы рассмотрели антикрепостническую идеологию новатора, его национальное мировоззрение, его чувство чести и взгляд на свое место в жизни. Хотя эти вопросы и захватывают важные и разнообразные стороны его бытия, они все же не исчерпывают идейного состава пьесы. Осталась еще немаловажная область: способы борьбы новатора. Рассмотрено, как он противопоставлен старому миру в идеях, теперь надо рассмотреть, как он противопоставлен ему в действии. Новатор осудил действительность, он хочет ее перестроить. Как он действует, какими рычагами, управляющими, по его мнению, изменением действительности, он желает овладеть? Какое историческое объяснение может получить система его действий?
Нет сомнений, что эта сторона не раскрыта, а лишь приоткрыта в комедии. Герой действует всего один день и только в парадных комнатах дома, никем не будучи понят, не находя сочувствия и ни разу не высказавшись в одиночестве. В этом драматургическом русле выражение способа действия против враждебного мира ограничено строгими рамками.
Какими же способами воздействия на действительность располагает герой в этой драматургической системе? Он борется обличающим словом. Как защищается против него старый мир? Клеветой. Он объявляет его сумасшедшим. Комедия привычна для нас с детства, со школьной скамьи, подчас она - первое театральное впечатление жизни. В ней все «ясно» и кажется само собой разумеющимся.
Только что очерченное чрезвычайно простое и привычное положение, как представляется большинству читателей, не требует никаких объяснений. Между тем данная ситуация борьбы и сопротивления имеет свое историческое объяснение. Она почерпнута из бытия, принадлежит бытию и входит в историю как результат довольно сложного процесса. Она сама по себе является звеном в цепи исторического развития и начинает несколько по-иному пониматься в результате освещения историей.
Авангард молодой России - декабристы были для той эпохи на высоком уровне понимания хода всемирно-исторического процесса. Составить себе представление о том, какими силами движется история, было для них существенно необходимо. Ведь они сознательно хотели воздействовать на ход истории, это было смыслом их существования, делом их чести. Они хотели преобразовать Россию посредством переворота в ней. Какие же рычаги воздействия на действительность нашли новаторы в первой четверти XIX в.? Они были убеждены, что миром правят мнения.
Вольтер считал общественное мнение «королевой мира» («La reine du monde») и рассматривал историю человечества как историю в значительной мере «человеческих мнений» («L’histoire est en partie le recit des opinions des hommes»). Тезис «миром правят мнения» («c’est l’opinion qui gouverne le monde») был тогда последним завоеванием человеческого разума, последним словом науки.
Идеалистический по существу, этот тезис не позволял добраться до глубины общественных отношений и не содержал в себе истины, однако он был прогрессивен для своего времени. Он был шагом вперед по сравнению с идеологией феодального периода, когда считалось, что миром правит бог. Противопоставленный положению о боге - двигателе истории - тезис «миром правят мнения» двигал мысль вперед, отбрасывал ее от клерикального мировоззрения, выбирался к простору понимания человеческих отношений и их развития без вмешательства потусторонней силы.
Французская революция с ликованием вынесла вперед тезис об общественном мнении, правящем миром. Этот лозунг был написан на победном знамени, которое революция водрузила над обветшалым миром деспотизма королей, владычества дворян и попов. Еще Дюкло писал: «L’opinion publique tôt ou tard renverse toute espèce de despotisme» («Общественное мнение рано или поздно опрокидывает любой деспотизм»). Конвент установил даже день Праздника Мнения («Fête de l’Opinion»).
Провозглашенное решающей силой общественное мнение глубочайшим образом интересовало мыслящих и активных современников. Проект Сперанского (1803) ставил себе сознательной целью усилить «народное мнение» и его влияние на власть. Профессор Герман - тот самый, кого позже судил Рунич и чьи лекции слушали по возвращении из-за границы декабристы (в том числе Пестель), - учил: «Мнение народа (opinion publique) есть царь царей; оно дает законам более или менее силы в материальном пространстве».
Лицеисты, слушавшие лекции Куницына, горячо воспринимали эти же суждения, и Кюхельбекер записал в знаменитом лицейском «Словаре»: «Пусть общее мнение решает гражданские несогласия...» Сила общественного мнения была предметом упорного размышления, и отголосок этой же внимательной работы мысли виден в уже цитированной записи Грибоедова (1819): «В Европе, даже и в тех народах, которые еще не добыли себе конституции, общее мнение по крайней мере требует суда виноватому...»
Стремясь к основной цели - «потрясению» феодальной аристократии и уничтожению сословности, - дворянские революционеры и находили рычаг, которым хотели повернуть мир: оказывается, силой, потрясающей феодализм, является «общее мнение». Пестель, полагавший, что «отличительной чертой нынешнего столетия» является борьба между «массами народными» и феодальной аристократией, находил, что последняя «общим мнением всегда потрясена быть может и, следовательно, некоторым образом от общего мнения зависит».
Иными словами, сила, свергающая феодально-крепостной строй, и есть, с точки зрения декабристов, общественное или «общее» мнение. Декабристы говорили в то время о «пользе отечества, состоящей в образовании общего мнения». Что такое революция, по мнению декабристов? Один из них с замечательной яркостью формулировал сущность явления со своей точки зрения: революция есть «общее развержение умов». Открытие «истинной» силы, двигавшей историей, пленяло одних, пугало других. Греч не без остроумия писал, ощущая некую новизну только что сделанного открытия: «Общее мнение - не батальон, ему не скажешь "смирно!"».
* * *
Первое тайное общество декабристов - Союз Спасения - зародилось в обстановке чрезвычайного идейного оживления после заграничных походов. Либеральные идеи имели очень широкое распространение. «В это время свободное выражение мыслей было принадлежностью не только всякого порядочного человека, но и всякого, кто хотел казаться порядочным человеком», - пишет Якушкин в своих «Записках». Казалось, например, что цареубийство само по себе будет достаточно для «всеобщего развержения умов» и торжества свободы. Ведь все же готовы! Степень идейной готовности общества к перевороту крайне преувеличивалась.
Декабрист Фонвизин отмечал негодование «общественного мнения против Александра - не одних либералов, а целой России!» С особой силой выразил ту же мысль декабрист Каховский: «Ни одно государство столь скоро не способно к восстанию, как наше». Без учета этой субъективной уверенности первых русских дворян-революционеров в сравнительно легкой достижимости их целей невозможно понять особенностей декабристской тактики.
Членов декабристского общества мучила «неопределенность средств» и то, что действие общества было «незначаще». Возникла мысль о новой тактике - сознательном формировании общественного мнения. Было решено работать над созданием и желательным направлением той силы, которая движет историей. И. Бурцов, несмотря на всю свою скрытность, показывал на следствии, что целью Союза Благоденствия было «приготовлять общественное мнение... к освобождению крепостных людей, каковые перемены могли не нравиться дворянству».
То же решение декабрист Бриген передает так: «Надежды, кои оно (тайное общество. - М.Н.) имело в виду, были: действовать согласием на общее мнение, выставлять посредством оного на вид добродетельные дела и похвальные поступки и на позор злые и, таким образом, награждать гласностию первые и наказывать последние». Некоторые члены общества отводили для этой работы над подготовкой общественного мнения к перевороту до двадцати лет, относя, таким образом, срок самой революции примерно к 1838 г. Все это делалось, «дабы общее мнение революции предшествовало». Это было постоянным правилом, которое декабристы неизменно отстаивали через все трансформации тайного общества.
Так выросло своеобразное понимание значения пропаганды - действия словом. Так формирование главной исторической силы - «общего мнения» - стало на некоторое время в центр декабристской тактики.
Члены Союза Благоденствия со всей страстью отдались пропаганде. Убеждение, что они формируют основную силу переворота, не оставляло их. Проповедь велась с жаром, поднимала и вдохновляла молодежь, становилась правилом и обязанностью честного человека. «Чтобы противодействовать всему злу, тяготевшему над Россией, необходимо было прежде всего противодействовать староверству закоснелого дворянства и иметь возможность действовать на мнение молодежи», - пишет Якушкин. 1818-1819 гг. были временем расцвета этой пропаганды.
«В это время главные члены Союза Благоденствия вполне ценили предоставленный им способ действия посредством слова истины, они верили в его силу и орудовали им успешно», - пишет тот же Якушкин. Усердную проповедь новых идей оттеняет и покаянная фраза А. Бестужева на следствии: «Я, как и все молодые люди, кричал на ветер...» Он добавлял: «без всякого намерения», в чем можно сильно усомниться.
Все изложенное объясняет появление новой характерной фигуры в русском обществе после Отечественной войны и заграничных походов. Это фигура молодого оратора, военного или штатского человека, горячо увлеченного политической проповедью нового. Он - во всеоружии передового политического образования, он громит косную старину. Ему свойственна горячность, страстность, он «с жаром витийствует», как пишет злобный Вигель, который отметил самый факт появления новой «моды», ставшей знамением времени: «Быть неутомимым танцовщиком, в разговорах с дамами всегда находить что-нибудь приятное, в гостиных при них находиться неотлучно - все это перестало быть необходимостью.
Требовалось более ума, знаний; маленькое ораторство начинало заступать место комплиментов». Характерна смелость, убежденность этого «ораторства» в гостиных, клубах и собраниях, взгляд на свою проповедь как на кровное, нужное дело. Об этом ясно свидетельствует Якушкин: «Вообще свобода мыслей тогдашней молодежи пугала всех, но эта молодежь везде высказывала смело слово истины». «В этом деле мы решительно были застрельщиками или, как говорят французы, пропалыми ребятами...» Молодые проповедники «стали при всех случаях греметь против диких учреждений, каковы палка, крепостное состояние и прочее» (Якушкин).
Появление молодого, убежденного и горячего проповедника новой жизни, конечно, не ограничивалось пределами тайного общества - оно было знамением времени и захватывало более широкий круг людей. Оно было своеобразным и ярким проявлением новой общественной жизни. Пушкин в Петербурге 1818-1820 гг. и Пушкин в южной ссылке 1820 г. становится по-особому понятен, когда факты его биографии ложатся на фон этого общего движения времени. Секретные агенты, наблюдавшие жизнь Пушкина на юге, доносили, что он неустанно проповедует против правительства и даже ругает его «во всех кофейнях». Найденная рукопись дневника П. Долгорукова замечательно характеризует эту же сторону дела. Пушкин, если применять слова Вигеля, также «с жаром витийствовал» в Кишиневе за столом у наместника Инзова.
«Наместник ездил сегодня на охоту с ружьем и собакою, - повествует П. Долгоруков. - В отсутствие его накрыт был стол для домашних, за которым и я обедал с Пушкиным. Сей последний, видя себя на просторе, начал с любимого своего текста о правительстве в России. Охота взяла переводчика Смирнова спорить с ним, и чем более он опровергал его, тем более Пушкин разгорался, бесился и выходил из терпения. Наконец полетели ругательства на все сословия. Штатские чиновники - подлецы и воры, генералы - скоты большею частью, один класс земледельцев почтенный. На дворян русских особенно нападал Пушкин. Их надобно всех повесить, а если б это было, то он с удовольствием затягивал бы петли».
Позиция проповедника, острого разоблачителя пороков старого мира была присуща и прирожденному оратору П.Я. Чаадаеву. Все без исключения мемуаристы подчеркивают его превосходное уменье владеть словом. Чаадаев сохранил это качество до конца своих дней, несмотря на все пережитые потрясения; позднейшие эпиграммы николаевского времени, пытаясь высмеять опальных Чаадаева и Михаила Орлова, не могли не отметить их «краснобайства» и «витийства»:
Чета московских краснобаев:
Михаил Федорыч Орлов
И Петар Яковлич Чадаев
Витийствуют средь пошляков.
Не любивший Чаадаева Денис Давыдов сердито называл его «маленьким аббатиком», который «в гостиных бить привык в маленький набатик», то есть явно пытался дать характеристику именно ораторству Чаадаева (слова из известного стихотворения Д. Давыдова «Был век бурный...»). В этой же связи нельзя не отметить, что Брут и Перикл, чьи образы фигурируют в известной пушкинской надписи к чаадаевскому портрету, оба были выдающимися ораторами древности. Смелость выступлений Чаадаева общеизвестна (например, он во всеуслышание обзывал Аракчеева злодеем).
Красноречие было выдающейся чертой самого Грибоедова. Современник свидетельствует, что «красноречие его, всегда пламенное, было убедительно... Трудно было не согласиться с ним во мнении». Грибоедов мог говорить «вдохновенным языком». Нельзя не вдуматься в вырвавшееся у Булгарина выражение, что Грибоедов родился «с характером Мирабо». Ясно, что образ Мирабо неприложим к человеку, лишенному ораторского дарования.
Вспомним, что Грибоедов однажды даже говорил о себе в шутку как о проповеднике новой религии, «втором Магомете», - для этого надо было безусловно ощущать себя проповедником и оратором. Смелость грибоедовских обличений также отмечалась современниками. Александр Бестужев писал: «Твердость, с которою он обличал порочные привычки, несмотря на знатность особы, показалась бы иным катоновской суровостью, даже дерзостью».
Чацкий - несомненный оратор. «Как говорит! и говорит как пишет!..» - восклицает о нем Фамусов. Это качество героя не только может отражать индивидуальную особенность автора комедии, - оно прежде всего отражает историческое бытие своего времени, позицию молодого поколения, которое, как говорил Якушкин, «при всех случаях гремело» против старого строя.
Черта ораторства, несомненно, насыщена историзмом, и судить о ней надлежит, учитывая особенности явления в целом: словесные обличения, проповедь, яркое, открытое заявление о своих взглядах были не только делом чести лучших представителей молодежи, но и по-особому оценивались передовым лагерем, верившим, что «мнения правят миром».
В самооценке и в самоощущении передовых людей того времени их проповедь оказывалась важной и даже существеннейшей работой, - воздействием на основную силу, с их точки зрения, двигавшую историей. Ведь миром правили мнения! Поэтому, когда высокомерные гимназисты в эпоху реакции после 1905 г., начитавшись Алферова и еще кое-кого, громили Чацкого за «болтовню» и трату времени на «пустые слова», они прежде всего демонстрировали свое полное бессилие, а главное - бессилие своих учителей разобраться в историческом смысле явления.
Основная функция агитации - завоевание сторонников, иначе говоря, консолидация единомышленников, стягивание общественных сил к определенному лагерю. Выполняет ли Чацкий эту функцию? В комедии как будто нет. Сторонников у него не оказалось, он никого не убедил, был побежден и оставил поле сражения. Но так будет обстоять дело лишь до тех пор, пока вы, подчиняясь волшебным законам искусства, будете - незаконно - считать комедию не произведением искусства, а самою жизнью, действительным происшествием.
Но верните явлению основной его признак - полагайте его художественным произведением, отдайте ему присущую ему функцию драматургического представления, очертите сцену, зажгите рампу, дорисуйте амфитеатр, заполните зрительный зал, восстановите в правах широкий круг сочувственных зрителей, - и Чацкий действует уже не в кругу Фамусовых, а в историческом кругу какого-то поколения, чьи жадные и сочувствующие глаза устремлены на сцену.
Пока пьеса не была разрешена, ее тысячи раз играли мысленно на воображаемых сценах (ибо читать драматургическое произведение, конечно, значит мысленно представлять его себе на сцене), потом стали играть и на воображаемых (поскольку она не только смотрелась, но и читалась) и на реальных сценах. Вот в этом широком не фамусовском кругу Чацкий и сыграл свою основную роль консолидатора сил молодой России и выполнил свою задачу блестяще. Редко кто может сравниться с ним в русском общественном движении XIX в. по объему выполненной работы, длившейся более столетия.
* * *
Тактика декабристов в дальнейшем претерпела существенные изменения. С 1821 г. с принятием планов военной революции стал иначе расцениваться и удельный вес агитационного ораторского слова в общей системе декабристских планов. Однако пропаганда и далее продолжала считаться сильным орудием действия. Так, по показанию декабриста Бригена, тайное общество и после петербургского совещания 1820 г., когда приняло республиканскую программу и задумалось над коренной переменой тактики, все же не отказалось от формирования «общественного мнения».
На совещании у Федора Глинки, по его собственному свидетельству, рассуждали и о том, «каким способом действовать на общее мнение». «Nous commencerons absolument par la propagande» («Мы начнем обязательно с пропаганды»), - говорил Никита Муравьев декабристу А.П. Барятинскому во время его приезда в 1823 г. в Петербург с требованием активизации Северного общества. Матвей Муравьев-Апостол дает интересное свидетельство о решении продолжать работу над формированием общественного мнения уже после революции: «Во все время существования временного правления общество должно было производить свое действие тайным образом, чтобы создать общее политическое мнение насчет введения нового порядка вещей».
В лице декабристов и их друзей сошло со сцены поколение, среди которого нашлось бы немало выдающихся парламентских ораторов. Легко представить себе на политической трибуне Михаила Орлова, Пестеля, Никиту Муравьева, пылкого Бестужева-Рюмина, Владимира Раевского, Лунина и многих других. Сибирь, каторга, виселица, ссылка оказались судьбою этих выдающихся русских ораторских дарований.
До нас дошли многие свидетельства о значительных политических речах, произнесенных декабристами, и о большом впечатлении, которое эти речи произвели на слушателей. Дошли даже - удивительным образом - некоторые образцы этих речей, обладающих своим стилем, пафосом, ритмом. Напомним, что известная речь Бестужева-Рюмина («Век славы военной...»), звучавшая во MXAT’e в исполнении Леонидова (пьеса Н. Лернера «Николай I»), является подлинной речью декабриста, дошедшей до нас в его следственном деле. Сергей Муравьев-Апостол был о ней высокого мнения.
Николай Тургенев и Михаил Орлов выступали с политическими речами в литературном обществе «Арзамас»; Михаил Орлов говорил политическую речь на заседании Библейского общества. Известно, какое огромное впечатление произвел на декабристов доклад Пестеля на петербургском совещании 1820 г. о преимуществах республики. Огромное впечатление произвела на декабристов и другая его речь - против постановления о ликвидации тайного общества, принятого Московским съездом Союза Благоденствия в 1821 г. Эта речь как бы открывает собою историю Южного общества декабристов.
Речь Александра Бестужева подняла на восстание солдат гвардейского Московского полка. «Я говорил сильно, меня слушали жадно», - признается декабрист на следствии. При аресте декабриста В. Раевского была найдена рукопись, могущая послужить образцом ораторского искусства декабристов (обращение «граждане!», восклицания, многочисленные вопросы и т. д.). Возмущаясь теми, кто русских крепостных крестьян называет «счастливыми», автор пишет:
«Эти счастливцы в изорванных рубищах, с бледными, изнуренными лицами и тусклыми взорами просят не у людей (ибо владельцы их суть тираны), но у судьбы пищи, отдыха и смерти... Кто дал человеку право назвать человека моим и собственным? По какому праву тело, имущество и даже душа одного может принадлежать другому? Откуда взят закон торговать, менять, проигрывать, дарить и тиранить подобных себе человеков?
Не из источника ли грубого неистового невежества, злодейского эгоизма, скотских страстей и бесчеловечия?.. Предки наши, свободные предки с ужасом взглянули бы на презрительное состояние своих потомков, они в трепетном изумлении не дерзали бы верить, что русские сделались рабами... Россия... требует необходимого и скорого преобразования... Дворянство русское, погрязшее в роскоши, в разврате, в бездействии и самовластии, не требует перемен, ибо с ужасом смотрит на необходимость потерять тираническое владычество. Граждане! тут не слабые меры нужны, но решительность и внезапный удар...»
Когда П. Волконский - друг царя и деятель, весьма влиятельный в военном министерстве, - продумывал меры для предупреждения дальнейших волнений после Семеневского восстания, он прежде всего думал о том, как заставить молчать этих столичных ораторов, которых было все же так много, что он не полагал возможным всех их выслать, - предполагался лишь арест самых виновных.
«Не могу от вас скрыть, - писал П. Волконский Васильчикову в апреле 1821 г., - что все, что вы ни говорите о том духе, который господствует среди молодежи, вовсе неутешительно. Я нахожу, однако, что, несмотря на их многочисленность, надо стараться заставить их молчать, иначе число их будет прибавляться... ежели бы схватить некоторых из тех, которые говорят более других и которые должны быть вам известны, как главные, это бы заставило молчать многих других... К тому же дела в Италии и Пьемонте могут служить хорошим примером всем этим краснобаям».
Так характеризуется та общественная среда, которая дала Грибоедову материал для создания образа действий Чацкого. Сама историческая действительность подсказала автору ораторскую позицию героя. Герой обличал старый мир, боролся против него словом. В историческом смысле это отнюдь не индивидуальная особенность героя, - так жило и так действовало передовое поколение его времени и авангард поколения - декабристы. Это было в то время их тактикой. В художественном творчестве, как всегда бывает, совокупность этих черт приобрела индивидуальный оттенок. Но и тут передана именно ситуация поколения, его позиция, его способ действия и вместе с тем его горячее убеждение в правоте своего дела.
В свете только что изложенного вопрос о прототипе Чацкого не имеет значения в плане исторического объяснения комедии. Были мнения, что в лице Чацкого изображен П.Я. Чаадаев, что в какой-то мере он отразил Михаила Орлова, Николая Тургенева, Катенина, Якушкина. Характерна самая множественность кандидатов. Очень возможно, что в Чацком изображены именно все пятеро сразу, да сверх этого еще кто-то шестой, десятый, сороковой, - в этом и состоит обобщающая сила образа.
В веренице многочисленных названных и неназванных современниками «прототипов» несомненно должен числиться и уезжающий на Восток горячий двадцатитрехлетний молодой человек, в точности похожий на пылкого декабриста Александра Одоевского, - сам Александр Сергеевич Грибоедов. В Чацком налицо именно типическое обобщение передового деятеля эпохи раннего декабризма. Как это ни противоречиво выглядит на первый взгляд, но вопрос о «прототипе» интересен, в сущности, лишь тогда, когда снят вопрос о типе.
Если речь идет о подлинно художественном образе, то есть типе, находка «прототипа» не поможет, она нередко сомнительна, поскольку речь идет о широком обобщении черт многих современников. Наоборот, когда перед нами произведение, не преследующее цели художественного изображения, - острый политический памфлет, направленный против определенного лица, или фотография какой-то реальной ситуации, - тогда вопрос об оригинале, с которого списан портрет, приобретает чрезвычайный интерес, но это уже не проблема «типа».
Только рассмотрение исторической среды может дать нить исследователю типа, наблюденного автором и воссозданного на основе какого-то бытия, какой-то современности. Именно история и есть для литературоведа то «третье измерение», которое снимает с материала расположение его на плоскости и дает ему объемность, глубину, новую перспективу.
Чацкий непонятен без широкой среды молодых агитаторов своего времени, ораторов, стремящихся создать общественное мнение, убежденно действующих словом, полагающих в этом именно действии свое общественное призвание и дело своей чести. Тот яркий эмоциональный тон, который ему свойствен, характеризует движение времени. «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья», - писал Пушкин.
И такой сдержанный конспиратор, как Пестель, не мог отказаться от близкого пушкинскому слова «восторг», да еще добавил к нему «блаженство», «щастие», «восхищение», когда передавал настроения декабристского круга, мечтавшего о лучшем будущем для своей родины: «Я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении.
Когда с прочими членами, разделяющими мой образ мыслей, рассуждал я о сем предмете, то, представляя себе живую картину всего щастия, коим бы Россия по нашим понятиям тогда пользовалась, входили мы в такое восхищение и, сказать можно, восторг, что я и прочие готовы были не только согласиться, но и предложить все то, что содействовать бы могло к полному введению и совершенному укреплению и утверждению сего порядка вещей».
Этот «восторг» был особой чертою времени, чертой ранней революционности, еще не сознававшей всех великих трудностей на своем пути. Испанские революционеры присвоили себе как партийное название термин «эксальтадос» (к этой партии принадлежал, например, Ван Гален), немецкие деятели говорили о «буре и натиске» - «Sturm und Drang», - все это были явления, выросшие в широком смысле слова на одних исторических корнях и глубоко связанные с работой вдохновенного и убежденного слова.
* * *
Самый способ мести старого мира новатору отнюдь не имеет того первостепенного значения, которое имеют способы борьбы самого новатора со старым миром. Важен более всего факт борьбы с новатором, факт мести и нападения. Однако при ближайшем рассмотрении не безынтересен, с исторической точки зрения, и самый способ мести, которым все же следует заняться, хотя его значение и второстепенно.
Старый мир мстит новатору клеветой: он объявляет его сумасшедшим. Этот мотив играет важную роль в пьесе и дает концу третьего акта основное движение, сказывающееся и далее на внутреннем ходе событий последнего, четвертого, акта. Может быть, этот мотив безумия - плод вольной фантазии автора или, как полагали некоторые исследователи, результат чисто литературного заимствования? Нет, и он тесно связан с окружавшей автора действительностью.
В историческом плане настоящей работы существен вопрос: возникала ли и повторялась ли данная ситуация в исторической реальности? Имеем ли мы дело со случайностью или с чем-то закономерно обусловленным? Иначе говоря, в борьбе старого с новым на данном этапе исторического процесса пользовался ли старый мир, уже обреченный историей, но еще обладавший огромной властью (государственной, юридической властью, властью общественного мнения «староверов» и т. д.), подобным оружием борьбы с противниками?
Оказывается, на этот вопрос можно дать утвердительный ответ. Представители старого мира этим оружием пользовались, причем двояко: с одной стороны, его использовало правительство, с другой - по собственной инициативе - косное дворянское общество. Позднейший случай 1836 г., когда Николай I объявил сумасшедшим П.Я. Чаадаева за «Философическое письмо», помещенное в «Телескопе», может быть предварен рядом «дочаадаевских» случаев. «Некто Михайло Васильев, крепостной человек помещика Е., был посажен, находясь в здравом рассудке, в дом сумасшедших», - показывал декабрист Ф. Глинка на следствии.
Позже царское правительство стало сажать в тюрьму инакомыслящих, не испытывая нужды в подобном предлоге, однако при Александре I этот прием еще неоднократно использовался. Был объявлен сумасшедшим и заключен в тюрьму юнкер Жуков, сочинитель вольнодумных стихов о свободе, направленных против царизма. Во время разгрома Петербургского университета и затеянного Руничем «процесса» против вольнодумных профессоров Галичу во время следствия угрожали объявить его сумасшедшим.
Исследователь движения в армии в связи с восстанием Семеновского полка С.Н. Чернов замечает: «Понятно, почему она [власть] так заботливо пересматривает офицерский корпус, передвигает, смещает, ссылает и сажает в сумасшедшие дома отдельных его членов». Заметим заодно, что еще до чаадаевского случая, когда Сенат рассматривал дело участника июльской революции во Франции 1830 г. Михаила Кологривова, граф С.С. Уваров и граф Ф.А. Толстой пришли к выводу, что Кологривов «поступал, как безумный, и, как безумный, должен быть наказан».
Герцен в ссылке узнает от доктора целую историю, как вятский губернатор, самодур и крепостник Тюфяев, объявил сумасшедшим чиновника - брата своей любовницы, который пытался помешать этой связи. Чиновник, здоровый и нормальный человек, был посажен в сумасшедший дом, где и умер. Это же орудие, в руках ловких пройдох и дельцов, очевидно, использовалось как средство для получения наследства и проч. Отголосок этих случаев явственно чувствуется в реплике Загорецкого: «Его в безумные упрятал дядя-плут; схватили, в желтый дом и на цепь посадили».
Наряду с этими случаями, когда объявление безумным является орудием в руках центральной власти или даже частных лиц, имеют место и другие «дочаадаевские» случаи использования этого способа борьбы самим дворянским обществом. Распускают слухи о сумасшествии не угодного обществу лица с целью его дискредитации. Судя по рассказам Новосильцевой, такой слух был пущен о самом Грибоедове, не поладившем с барской Москвой из-за раболепства перед иностранцами.
Сумасшедшим был объявлен и В.К. Кюхельбекер. Тенденцию того же порядка, выраженную еще в самом слабом виде, можно усмотреть в реакции соседей на деятельность Евгения Онегина как помещика - его объявляют «опаснейшим чудаком», когда он заменил легким оброком ярем старинной барщины. Особенно же любопытен случай с декабристом Ф. Глинкой, адъютантом графа Милорадовича, петербургского губернатора.
Активный член Союза Благоденствия и упорный агитатор, он был объявлен сумасшедшим за свои либеральные идеи. Глинка сам пишет, что петербургский «свет» объявил его сумасшедшим: «...так, что я должен был ездить по домам, чтоб показываться, - о сем можно спросить у Кусовых, Уваровых, у графа Толстого и у сестры графа Милорадовича, которая, встретясь со мною у графа Дивиера, глядела на меня со слезами и призналась, что уж посылала человека проведывать, до какой степени я сошел с ума, как ей о том сказал полковник NN.»
Таким образом, в эпоху Грибоедова была известна и практически применялась та форма мести передовому человеку, которая художественно изображена в «Горе от ума». С себя ли, с Кюхельбекера ли, Глинки или еще с кого-либо нам не известного списал Грибоедов данную ситуацию Чацкого (может быть, сразу со многих аналогичных случаев, типизировав ситуацию, - последнее правдоподобнее), ему не было никакой нужды читать повесть Виланда о мести абдеритов Демокриту, чтобы ввести в комедию мотив объявления героя сумасшедшим. Для введения этого мотива надо было просто наблюдать русскую действительность своего времени. Другой вопрос, не мог ли Виланд наблюсти форму такого же мщения в Пруссии семидесятых годов XVIII в., - этот вопрос интересно было бы выяснить. Итак, даже мотив объявления новатора сумасшедшим был мотивом реальным, отражал действительность.
Но, с точки зрения историка, важно уяснить себе, кроме этого, реальное содержание мотива о сумасшествии в самой комедии и его композиционное в ней значение. Как это ни странно, вопрос оказывается чрезвычайно сложным. Кажется, ясно, что слух о сумасшествии Чацкого - это месть новатору, клевета на него, форма расправы с ним. Однако привычная для нас и даже любимая нами и общепризнанная театральная традиция дала мотиву иную трактовку.
Слух о сумасшествии Чацкого в театральных постановках (в том числе и во MXAT’e) трактуется как информация об истинном положении дела: да, все эти гости, старухи и старики, Хлёстова и Фамусов, все они искренне-де убеждены, что Чацкий действительно сошел с ума. Они в испуге шарахаются от него, они верят слуху о сумасшествии. Такая трактовка не противоречит противостоянию двух лагерей: так новы и необыкновенны излагаемые Чацким мысли, что представители старого мира поверили, что он сошел с ума.
Но, не противореча идее двух лагерей в пьесе, такая трактовка все же снижает остроту ситуации: если вы знаете, что такой-то ваш знакомый действительно сумасшедший, убеждены в этом и в разговоре с кем-либо говорите об этом знакомом как о сумасшедшем, при чем тут клевета? Утверждение о сумасшествии станет клеветой только тогда, когда вы будете нарочно, из целей злобы, мести и т. д. распространять то, ложность чего вам заведомо известна. Если же ложность слуха вам неизвестна и вы верите ему, то, распространяя его, вы ошибаетесь, а не клевещете.
С чем же мы имеем дело в комедии? С ошибочным мнением старого мира, что Чацкий безумен, или с клеветой старого мира, что Чацкий безумен? Разница существенна.
Грибоедов исчерпывающим образом разъяснил этот вопрос в своем письме к Катенину и с точностью установил авторское понимание мотива. Разъясняя другу план и замысел комедии, указав на противоречие героя с обществом, его окружающим, Грибоедов пишет: «Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит». Это ясно выраженное авторское понимание отражено и в ходе действия.
Прежде всего сам Чацкий правильно понимает положение: когда он в вестибюле под лестницей узнает о распространившемся слухе, он восклицает: «Что это? слышал ли моими я ушами! Не смех, а явно злость...» Он допускает далее, что при распространении слуха нашлись и глупцы, поверившие слуху («поверили глупцы»), однако он возмущен вовсе не «глупостью» общества, а его злобностью, клеветничеством. Он говорит о своих врагах в последнем монологе - «мучителей толпа», он клеймит их как «лукавых простяков», называет «в вражде неутомимыми».
Вдумаемся теперь в аргументацию безумия Чацкого, которая дается на балу гостями. Подтверждая мнение, что Чацкий сумасшедший, Хлёстова, Молчалин, графиня-внучка, Наталия Дмитриевна и Загорецкий наперебой доказывают справедливость этого мнения. Какими же доводами?
Хлёстова
Туда же из смешливых;
Сказала что-то я, он начал хохотать.
Молчалин
Мне отсоветовал в Москве служить в архивах.
Графиня-внучка
Меня модисткою изволил величать!
Наталия Дмитриевна
А мужу моему совет дал жить в деревне.
Загорецкий
Безумный по всему.
Ясно, что все приведенные выше аргументы в пользу безумия Чацкого вовсе не являются таковыми. И не просто вообще они не являются таковыми в силу своего логического содержания, они, несомненно, не являются таковыми и для лиц, их выдвигающих. Хлёстова, Молчалин, графиня-внучка, Наталия Дмитриевна, Загорецкий лишь выдают эти соображения за доказательства сумасшествия Чацкого. Это место ясно обнаруживает истинный смысл мотива о сумасшествии: клевета как оружие против новатора. Каков бы ни был ум Наталии Дмитриевны или графини-внучки, они ведь не могут серьезно думать, что совет мужу жить в деревне или сравнение с модисткой есть доказательство сумасшествия.
И, уж конечно, Молчалин не думает, что совет не служить в архивах - доказательство того, что Чацкий помешан. Все эти лица - от Фамусова до Наталии Дмитриевны - излагают не доказательства безумия Чацкого, а просто свои мотивы недовольства Чацким, и только. Когда княгиня при разъезде говорит о Чацком: «Я думаю, он просто якобинец, ваш Чацкий!!!» - то она и вскрывает подоплеку дела. Сумасшедший не может быть якобинцем. Ее же слова: его «давно бы запереть пора» - лишь обнаруживают истинный смысл клеветы.
Стоит только восстановить авторское толкование мотива, как сразу снимается ряд несправедливых претензий, которые придирчивые критики предъявляют к пьесе. Н.К. Пиксанов в своей работе «Творческая история "Горя от ума"» даже выделяет специальную главу под названием «Мелкие недостатки сценария», где имеется пункт: «Несогласованности в эпизоде сплетни о сумасшествии Чацкого». Так, например, критик удивляется, как это Фамусов «не принимает как хозяин никаких спешных мер к удалению сумасшедшего, наоборот, долго и беззаботно спорит с Хлёстовой, сколько душ у Чацкого».
Констатировав далее якобы «уверенность всех» в «ненормальности» Чацкого, критик удивляется, как огромный монолог о французике из Бордо не прерывается ни одной ремаркой автора, регулирующей поведение толпы. Непонятно-де, как перепуганные гости смогли в конце монолога о французике из Бордо спокойно перейти к танцам и картам. Указывается, что, по признанию Вл. Ив. Немировича-Данченко, этот переход к танцам после ужаса, возбужденного сумасшествием Чацкого, Художественному театру «не особенно удается».
Конечно, трудно «с величайшим усердием» танцевать, если рядом находится реальный сумасшедший, которого надо связать. Но восстановите авторское понимание мотива: никто не поверил, что Чацкий сумасшедший, это клевета на него, - и сразу становится понятно, почему Фамусов может начать оживленный спор с Хлёстовой о числе душ, почему публика может перейти к танцам, почему не надо принимать «никаких спешных мер к удалению сумасшедшего»: по той простой причине, что Чацкий не сумасшедший, и это всем отлично известно.
Чацкому отомстили, он наказан, он посрамлен, осмеян и унижен, даже более того, - одновременно возвеличены его антагонисты. Если новатор вовсе лишен ума, если он сумасшедший, то сторонники старого, очевидно, умны, их взгляды - образец нормальности. Удовлетворенные, они могут начать танцевать «с величайшим усердием».
Заметим, что разъяснение авторского понимания дано в письме Катенину в ответ на критику пьесы. Письмо Грибоедова - результат глубокого размышления, сосредоточенного переживания: «Умнейший, любезнейший Павел Александрович! Вчера я получил твое письмо, и знаешь ли, какое оно действие произвело на меня? Я заперся на целый день, и у огонька моей печки полсутки пожил с тобою, почтенный друг... Критика твоя, хотя жестокая и вовсе несправедливая, принесла мне истинное удовольствие...»
Вот в этом-то письме, всецело посвященном только авторскому разъяснению комедии, и значатся слова: «Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют...» Н.К. Пиксанов считает необходимым вступить в полемику с Грибоедовым и заявить: «Странное утверждение. Оно высказано второпях». Это же замечание было бы справедливо обратить против критика.
* * *
Итак, старый мир покарал новатора. Он отомстил ему клеветой, которая не только снимала какое бы то ни было значение его идейной атаки (какие уж там идеи у сумасшедшего!), не только ставила новатора в униженное и смешное положение (что, мол, слушать сумасшедшего, мелющего чепуху; Фамусов так и говорит в конце концов о Чацком: «Что он тут за чепуху молол!»), но и возвеличивала цену противной стороны, оттеняла правоту противоположных положений.
Эмоциональная насыщенность речей героя, их высокий логический строй и проникновенный тон говорят за то, что Чацкий убежден в силе своего слова и верит в правильность взятой линии поведения. Однако проповедь его терпит явную неудачу. Он проповедовал напрасно, он не приведен к торжеству, победа не увенчала его усилий. Автор явно иного мнения о способе его действий, чем сам герой. Вот тут-то позиции автора и героя впервые явно не совпадают. Это - своеобразнейшая черта комедии.
Автор доверия герою лучшие свои мысли. Он ни в малейшей мере не хотел сделать своего героя смешным; попытки некоторых критиков утверждать противное совершенно беспочвенны. Грибоедов создал у тысяч и миллионов читателей убеждение в правоте Чацкого и неправоте старого мира. Аполлон Григорьев назвал Чацкого «единственным героическим лицом нашей литературы», - для XIX в. утверждение справедливо. Сверх этого, Чацкий едва ли не единственный положительный герой, удавшийся русской литературе XIX в. Однако всей ситуацией пьесы автор породил сомнения в методе действий героя.
Горячая проповедь нового не могла не иметь - и исторически, и в ходе пьесы, в ее внутренних закономерностях - одной цели: завоевания сторонников, создания мнения, поддерживавшего новое. Однако ни сторонники не были завоеваны, ни мнения не создалось. Результат получился обратный: новатор больно столкнулся с иным «общественным мнением», сформированным старым миром. Это «общественное мнение» оказалось силою старины, его опорой. Оно направлено против силы человеческого ума, против новых, справедливых понятий.
Старый мир в совершенстве владеет механизмом, управляющим этой грозной силой; чуть понадобилась она ему - и вот это злобное «общественное мнение» староверов возникло и уже катится, нарастая, как снежная лавина, знаменуя собою сплоченность лагеря. Это «общественное мнение» - одно из активных действующих лиц «Горя от ума». Оно выступает на сцену со слов Софьи: «Что мне молва - кто хочет, так и судит», - уже героиня готова бороться с ним; оно встает во весь рост в словах Фамусова: «Вот то-то все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы! Учились бы, на старших глядя...» Именно оно создало оценку положения: «он - сумасшедший». Очевидно, борьба словом не приводит к цели - передовое общественное мнение не создается, властвует косная старина.
Чье это сочиненье!
Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют -
И вот общественное мненье!
И вот та родина...
В более раннем тексте это место звучало так:
О праздный! жалкий! мелкий свет!
Не надо пищи, сказку, бред
Им лжец отпустит в угожденье,
Глупец поверит, передаст,
Старухи, кто во что горазд,
Тревогу бьют... и вот общественное мненье!
И вот Москва! - Я был в краях,
Где с гор верхов ком снега ветер скатит,
Вдруг глыба этот снег, в паденье все охватит,
С собой влечет, дробит, стирает камни в прах,
Гул, рокот, гром, вся в ужасе окрестность.
И что оно в сравненье с быстротой,
С которой, чуть возник, уж приобрел известность
Московской фабрики слух вредный и пустой.
«Общественное мнение» уходит со сцены последним: «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Эти значительные и полные смысла слова завершают комедию. Княгиня Марья Алексевна - сильнейший рычаг «общественного мнения» староверов. Княгиня Марья Алексевна, так сказать, «правит миром».
Чацкий, горячо убежденный, что «нынче свет уж не таков» и общий смех держит «в узде» охотников поподличать, явно рассчитывает на уже создавшуюся силу нового «общественного мнения». Однако вопрос переворачивается - Грибоедов думает иначе, чем Чацкий: никакого нового общественного мнения как решающей силы - нет, наоборот, торжествует «общественное мнение» староверов. Этот перевернутый тезис героя об общественном мнении также одно из доказательств несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя.
Расхождение позиций героя и автора уже рассматривалось в критической литературе. Первый подметил это и гениально расшифровал А.С. Пушкин: «Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен», - писал Пушкин кн. П.А. Вяземскому 28 января 1825 г. В письме к А. Бестужеву от конца января того же года из Михайловского Пушкин подробно развивал ту же мысль: «Теперь вопрос: в комедии "Горе от ума" кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями.
Все, что говорит он - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными». Правда, сам Пушкин в Кишиневе за столом у Инзова три года тому назад проповедовал перед первыми случайно попавшимися чиновниками и «кричал» против правительства во всех кофейнях. Но теперь были иные времена.
Совершенно ясно: Пушкин полагает, что высказываемые Чацким мысли - правильны: «Все, что говорит он - очень умно». Но Чацкий осужден не за содержание своих речей, а за их адрес, иначе говоря, за способ своего действия. Он мечет бисер перед Фамусовым и Скалозубом. К чему это? Так думал Пушкин в 1825 г.
Вопрос этот занимал и Аполлона Григорьева: «Чацкий менее, чем вы сами, верит в пользу своей проповеди, но в нем желчь накипела, в нем чувство правды оскорблено. A он, кроме того, влюблен». Но и это объяснение не снимает замеченной Пушкиным разницы в позициях автора и героя, в их оценках положения.
Грибоедов явно показал неудачу проповеди Чацкого, а через это разоблачил и отбросил надежды на дворянское общественное мнение, которое может-де перевернуть мир. Нет, в этом надо усомниться, - не может этого сделать дворянское «общественное мнение»! В силу этого внезапно снимается сама основная общественная функция проповеди, во имя которой ею, проповедью, занимались сотни молодых ораторов из Союза Благоденствия и их друзей. Авторская позиция в комедии - отнюдь не энтузиастическое отношение к тактике воздействия словом, проповедью на косное дворянское общественное мнение.
Рожденная из глубины передового общественного течения эпохи, задуманная в эпоху энтузиастического отношения к смелой агитации словом, комедия в процессе своего создания вдруг сняла эти установки на проповедь и, сохранив самое высокое согласие с правотою излагаемых героем мыслей, осудила всем ходом действия и исходом интриги принятый героем способ действия. Она доказала несостоятельность способа.
Как это могло случиться? История помогает нам раскрыть процесс, в котором произошло это расхождение позиций героя и автора. Герой как бы задержался на старых позициях, автор же пошел далее, вместе с общественным движением.
Когда еще в 1818 г. Пестель, учитывая реакцию дворянства на самое умеренное предложение в речи кн. Репнина, разочаровался в возможности опоры на дворянство, в завоевании большинства дворянства на сторону новых идей, когда декабристы пришли к выводу, что «нельзя будет к тому дворянство склонить», - тут уже был зародыш новой тактики, мысль работала над новым способом действия. Хотя члены Союза Благоденствия усердно «гремели» против диких учреждений - палок, Аракчеева и проч., упомянутые дикие учреждения продолжали существовать и властвовать.
Пестель не был согласен с тактикой воздействия на мнение, но это сомнение еще далеко не сразу овладело членами тайного общества. Однако сомнения в правильности избранной тактики все отчетливее и отчетливее проявлялись в идеологии декабризма. Революционная ситуация в Европе и процессы по существу аналогичные, хотя и не достигшие той же степени интенсивности в России, были почвой, на которой росло сомнение.
Декабристы рассчитывали, что общественное мнение в стране будет готово через двадцать лет, а в это время в Европе уже пахло революционной грозой, усиливалось движение и в России, восставал - невиданное дело! - старейший лейб-гвардии Семеновский полк. Настроение становилось все напряженнее. «Многие притеснительные постановления правительства... явно порицались членами Союза благоденствия, через что во всех кругах петербургского общества стало проявляться общественное мнение... Многие стали рассуждать, что вокруг их делалось... Зато другие жаловались, что Тайное общество ничего не делает; по их понятиям, создать в Петербурге общественное мнение и руководить им была вещь ничтожная» - так пишет Якушкин.
Иначе говоря, отношение к формированию общественного мнения стало дифференцироваться в декабристской среде. Нашлись и сомневающиеся. Декабристов томило сознание, что «время не сближает их с целью». Сомневающимся в правильности старой тактики «хотелось бы от общества теперь уже более решительных приготовительных мер для будущих действий». На петербургском совещании 1820 г. тайное общество переменило свою программу на республиканскую, объединив в тот момент руководящую группу тайного общества на этой радикализированной программе.
В 1821 г. Союз Благоденствия был ликвидирован на московском съезде. Под этой конспиративной формой руководящая группа декабристов провела отсев слабых элементов от организации. За время действия Союза Благоденствия в него просочилось немало примазавшихся членов, слабо понимающих цели общества, иной раз невежественных болтунов, крикливых говорунов, наносивших урон престижу организации. От них давно хотелось освободиться. Углубленная разработка программы, принципиальная перемена тактики, новые формы открытого выступления - все это, будучи серьезным поворотом в жизни организации, давало повод осуществить отсев слабых, неподходящих элементов.
Теперь на вопрос, как действовать, дается уже иной ответ: силою оружия. У этого ответа есть вариант: «посредством войск». «Граждане! Тут не слабые меры нужны, а решительность и внезапный удар» - эти слова речи, записанной в бумагах Вл. Раевского, отражают уже новую точку зрения на «средства». Эти слова в корне противоречат репетиловскому тезису: «Но государственное дело: оно, вот видишь, не созрело, нельзя же вдруг». Нет! Можно «вдруг», - нужна решительность и внезапный удар. Иными словами - нужно открытое революционное выступление.
Старый член тайной организации декабрист Матвей Муравьев в своих показаниях чрезвычайно ясно раскрывает эту эволюцию тайного общества. Основная задача у всех сменявших друг друга декабристских обществ была одна: «Цель одна была - введение представительного правления. Первое общество надеялось достичь ее распространением просвещения. А после, т. е. Северное и Южное общество, посредством силы». Позиция заговорщиков коренным образом изменилась. Декабрист Юшневский, например, был недоволен молодыми офицерами: «Они только в комнатах рассуждают, а не дело делают, а надобно меньше говорить, а дело делать и действовать». Это была существенно новая точка зрения.
В одной из предыдущих глав (VII), освещающей кавказский период жизни Грибоедова, приведен материал, позволяющий заключить, что в период своего общения с Кюхельбекером Грибоедов не испытывал ни застоя, ни движения назад. Его мировоззрение двигалось вперед и радикализировалось со всей общественной средой, его окружавшей. Можно предположить, что именно в эту зиму 1821/22 г. в Тбилиси и обозначилось это внутреннее отодвижение позиции автора от позиции героя.
Убеждение в правоте взглядов героя осталось и закрепилось, это чувствуется в горячем, эмоциональном тоне монологов Чацкого, в твердом авторском убеждении в правильности излагаемых героем мыслей. Но позиция скепсиса по отношению к массе косного дворянства, это декабристское «нельзя будет дворянство склонить» - уже проникает в сознание. Вопрос о формировании общественного мнения предстает в новом свете. Авторская позиция в «Горе от ума» радикализировалась: Грибоедов глубоко усомнился в надеждах на формирование дворянского общественного мнения, отверг надежды на него как на силу, преобразующую родину.
Таким образом, применяемые Чацким способы воздействия на действительность не кажутся правильными автору, Грибоедову. Он не считает их эффективными, на практике показывает своему герою - Чацкому, что они не приводят к цели. А цель сама по себе правильна! Завоевать своей родине «свободную жизнь», разрушить угнетательский крепостной строй, вывести страну из крепостнической косности на широкий простор передового развития! Это ли не великая задача? Но достигать ее надо другими, более действенными способами.
Позиция Грибоедова в этих вопросах яснее раскрывается при анализе образа Репетилова. Этот анализ является непосредственным продолжением тем, поставленных в настоящей главе. Существо дела состоит в том, что Грибоедов, как и Пушкин, смотрит на тактику героя с высоты позиций, завоеванных позднейшим развитием общественного движения. Образ действия героя возник на ступени раннего декабризма.
Новая же авторская оценка образа действия героя возникает на более позднем этапе общественного движения, когда оно сменило тактику борьбы, задумалось над более глубоким пониманием сил, управляющих общественным развитием, несколько приблизилось к вопросу о роли народа. Комедия писалась на протяжении длительного времени и не могла не отразить в себе изменений, протекших между исходным отношением автора к своему герою и последующей эволюцией авторского сознания.
Жизнь шла вперед, зрела и развивалась, рождая новые идеи, новое понимание действительности. И волны этого нового понимания мощно набегали из широкого жизненного простора на творимую автором комедию. Даже песок на морском берегу хранит на себе волнистый рисунок прибоя. Комедия должна была запечатлеть на себе глубокие движения изменяющейся жизни.







