Глава V
Грибоедов и декабристы после разгрома восстания
Задача настоящей главы может быть истолкована сравнительно просто: собрать все скудные данные об отношении Грибоедова к декабристам и декабристов к Грибоедову после разгрома восстания, охватив период времени с 1826 г. до конца жизни писателя, и представить эти данные в систематическом виде. Однако такое понимание задачи представляется несколько упрощенным. Ведь отношения с декабристами были какой-то частью идейной жизни Грибоедова.
Очевидно, состав задачи сложнее: необходимо восстановить и тот контекст идейной жизни писателя, частью которой было его отношение к декабристам и к их движению. Поэтому необходимо кратко очертить и дальнейшую эволюцию всего круга декабристских проблем в мировоззрении Грибоедова. Эта постановка вопроса, однако, не ограничена узко «грибоедовской» темой, она сама является частью более общей проблемы истории русского общественного движения после восстания декабристов.
Декабрьская катастрофа явилась переломным моментом в истории русского общественного движения. Она оказалась и исходным пунктом дальнейшего его развития. Передовые деятели понимали жизненность основных лозунгов восстания и после его разгрома: борьба за ликвидацию крепостного права и самодержавия оставалась центральной исторической задачей. Тяжелые уроки разгромленного восстания говорили о невозможности бороться за указанные высокие цели без активного участия народа.
Однако пути разрешения этой великой задачи были еще неясны, и передовая общественная мысль глубоко и тревожно работала над их уяснением. Таково было основное содержание переломного момента. Русское общественное движение восходило на новую ступень. Пройдет еще некоторое время, и Герцен, представитель второго поколения дворянских революционеров, отчетливо сформулирует смысл уроков декабристского восстания словами: «Декабристам на Сенатской площади не хватало народа».
Между периодом декабристов и периодом Герцена лежит существенная переходная полоса, наименее изученная в истории общественного движения России: вторая половина двадцатых годов. Период этот далеко не бесплоден и далеко не заполнен одной «реакцией». Именно тут начинает откристаллизовываться мнение передовых людей о декабристах и их опыте; именно тут горько продумываются вновь старые вопросы о способах свалить самодержавие и крепостное право и вновь перебираются всевозможные решения этих вопросов.
В новый период вступает история тех двух лагерей в русском общественном движении, которые разбирались выше. В них происходят существенные перегруппировки. Историки еще не только не систематизировали всего необходимого материала, но даже не выявили его. При этой работе выявления обращает на себя внимание материал, группирующийся около истории самих потерпевших поражение деятелей, - около декабристов. Поэтому все, что можно собрать об отношении Грибоедова к разгромленному движению и его представителям, имеет далеко не только узкое значение истории личных симпатий и личного горя. Это - выявление материала, который в будущем найдет свое место в общей картине движения вперед русской общественной мысли на основе усвоения опыта только что отгремевшей борьбы.
«Гром пушек на Сенатской площади разбудил целое поколение», - писал тот же Герцен. Этому грому было бы труднее разбудить молодое поколение, если бы оно росло в старинной среде, абсолютно глухой к только что происшедшему, молчавшей о нем, забывшей его. Эта среда не была единой, она была расслоена: ее передовые люди запомнили раскаты выстрелов, - ведь это они, старшее поколение, донесли их эхо к новому молодому поколению.
Среда сочувствующих современников - сверстников декабристов - сыграла свою значительную роль в сохранении их традиций. А охранять эти традиции и думать об их новом смысле значило думать и о деле восстания, о том деле, которое не пропало. «Не пропадет ваш скорбный труд», - писал декабристам Пушкин. Поэтому, как ни скромен материал этой главы, он служит большой, пока еще не разработанной в науке теме.
Внесем сначала в тему некоторые хронологические уточнения.
Третьего сентября 1826 г. Грибоедов был уже на Кавказе. Жить ему оставалось только два года и неполных восемь месяцев, - его убили в январе 1829 года.
Таким образом, история отношений Грибоедова к разгромленным декабристам и их делу имеет очень небольшую протяженность во времени. История же его личных взаимоотношений с сосланными на Кавказ декабристами и того короче: если еще вычесть из упомянутого краткого периода то время, которое Грибоедов пробыл в Иране и в Петербурге в связи с Туркманчайским договором, период, когда он мог иметь личное общение с декабристами, еще более сожмется и окажется менее двух лет.
И все же за этот краткий период в интересующей нас области совершились некоторые события, важные для разбора поставленной темы.
Внешне жизнь Александра Сергеевича Грибоедова протекает в изучаемое время под знаком идущей вверх дипломатической карьеры. Падение Ермолова не отражается на его восхождении: в конце марта Ермолова отрешают от должности, место его занимает Паскевич. 4 апреля 1827 г. Паскевич предписывает Грибоедову принять ведение дипломатических дел России с Турцией и Ираном. С 12 мая Грибоедов принимает участие в Эриванском походе и активно работает как дипломат.
10 февраля подписан в Туркманчае мирный договор с Ираном - создание Грибоедова. Он отбывает в Петербург с текстом подписанного договора и в марте 1828 г., по представлении императору, осыпан наградами: получает чин статского советника, орден Анны 2-й степени с алмазами и четыре тысячи червонцев. Заметим, что в этом награждении не было ничего из ряда вон выходящего: дипломаты, заключавшие удачный мир, награждались и щедрее. Грибоедов назначается затем министром-резидентом в Иран, составляет сам для себя инструкцию, выезжает с молодой женою в Тавриз; его повсюду встречают с пышностью, подобающей его дипломатическому сану. Такова внешняя линия его успехов.
Однако на всем протяжении этой восходящей дипломатической карьеры идет синхронно ей другая - несовпадающая - линия фактов и переживаний: хлопоты за сосланных декабристов, заботы о них, воспоминания о случившемся, возникновение художественных замыслов, полных ненависти к крепостному праву. Могли ли хлопоты и заботы о тех, чьи имена вслух и называть-то запрещалось, повредить Грибоедову в его карьере? Конечно, могли! Мы увидим далее, что Грибоедов осмелился лично просить императора за сосланных. Грибоедов сам был на подозрении и свое пребывание на Востоке после смелого обращения к императору называет «политической ссылкой». Первые годы после восстания 14 декабря были особенно трудными годами для хлопот за ссыльных.
Рассмотрим сначала вопрос о личных отношениях Грибоедова и декабристов в указанное время. Наиболее ранним документом этого периода является письмо Грибоедова к декабристу Александру Александровичу Добринскому из Тифлиса от 9 ноября 1826 г. Добринский, о котором уже упоминалось ранее, поручик лейб-гвардии Финляндского полка, был связан по Северному обществу со Свистуновым; последний принял его в члены в апреле 1825 г.
Свистунов сообщил Добринскому и о существовании Южного общества, и о республиканских планах последнего. Добринский содержался под арестом на той же гауптвахте главного штаба, что и Грибоедов. Они пробыли вместе короткое время, с 19 мая до 24 мая, когда последовало царское соизволение на перевод Добринского в Кавказский корпус с ежемесячным донесением о поведении.
Иначе говоря, Грибоедов пробыл с Добринским в совместном заключении всего дней шесть, но результатом были самые дружеские отношения. Добринского надо было устроить в полк, предназначенный для ближайших боевых действий, - это давало способы быстрейшего служебного продвижения для сосланного на Кавказ и приближало перспективы снятия кары. Попасть же в бездействующий полк где-либо в отдалении от линии боевых действий значило обречь себя на длительное прозябание без перспектив производства.
Грибоедов хлопотал перед Ермоловым за Добринского, просил о переводе в такой полк и получил согласие в самые трудные для Ермолова дни, когда за ним зорко наблюдали и когда царская опала уже тяготела над каждым его шагом. Грибоедов не мог сообщить Добринскому о всех своих хлопотах в обычном почтовом письме и искал оказии, то есть посылал письмо в секретном порядке: «Дорогой товарищ по заточению, не думайте, что я о вас позабыл.
Я не подавал признаков жизни лишь потому, что не случилось верной оказии, чтобы переслать вам записку» (подлинник по-французски). Он обещает немедленно добиться результатов и сообщить о них, приглашает - что любопытно - довериться «счастливой звезде» его, Грибоедова («Je vous engage de vous reposer avec moi dans ma bonne étoile»). Очевидно, он именно этой «счастливой звезде», то есть случаю, приписывает собственную удачу, уведшую его целым из царского заточения. Он просит сообщить ему о себе, советует пока что отвлечься от мрачных мыслей, читать книги у «Мишеля Грекова», с которым Грибоедов, очевидно, хорош, просит напомнить о нем, Грибоедове, знакомым по гарнизону - знак широких связей самого Грибоедова в Кавказском корпусе.
Письмо это самое дружеское. Интересно, что в нем отражены хлопоты Грибоедова и за другого ссыльного по делу декабристов - подпоручика лейб-гвардии Преображенского полка Николая Васильевича Шереметева, принятого в Северное общество Оболенским и в наказание переведенного, как и Добринский, из гвардии в армию, в 43-й егерский полк, с ежемесячным донесением о поведении.
Другая группа данных относится к братьям Бестужевым. Сосланный на Кавказ Петр Бестужев рассказывает, как встретил у Грибоедова своего брата, также сосланного по делу декабристов, Павла Бестужева. Грибоедов, следовательно, принимал братьев Бестужевых, Петра и Павла, его квартира оказалась местом, где они смогли, не сговариваясь, встретиться.
Но этим не ограничивалось дело. Грибоедов не только принимал Бестужевых, но еще чем-то активно помогал им, недаром Петр Бестужев пишет о Грибоедове: «Общий друг и благодетель наш», а Грибоедов называет Петра Бестужева своим «приемышем», то есть приемным сыном. Грибоедов предпринимал шаги и для облегчения участи своего друга, декабриста Александра Бестужева, наиболее близкого ему среди всех братьев Бестужевых. А. Бестужев пишет, что Грибоедов взял слово с Паскевича ему благодетельствовать, даже выпросить его из Сибири у государя. «Я видел на сей счет сделанную покойником записку... Благороднейшая душа! Свет не стоил тебя... по крайней мере я стоил его дружбы и горжусь этим».
К сожалению, этот замечательный документ - записка Грибоедова об осужденном декабристе - не дошел до нас.
Общение с сосланными на Кавказ декабристами было далеко не безопасным для личной карьеры Грибоедова. Все они были, разумеется, поднадзорны, и связи с ними могли легко стать известными III Отделению. Лица, которые сами были привлечены к процессу, как Грибоедов, тем легче могли себя скомпрометировать. Существенно, что Грибоедов очень хорошо сознавал это, оберегая других, которые были в аналогичном положении, но не щадя себя самого. Так, он прекратил переписку с Бегичевым по почте и переписывался лишь оказиями.
«Тебя не браню за упорное молчание, угадываю причины; однако, коли в Москве будешь, схвати удобный случай и напиши», - пишет он Бегичеву 9 декабря 1826 г. из Тбилиси. Не считал Грибоедов возможным в это время переписываться и с Жандром, арестованным по делу декабристов, но быстро отпущенным и «прощенным» (он не был замешан в тайную организацию и обвинялся лишь в том, что принял после восстания Одоевского, дал ему одежду и денег на побег).
Грибоедов боялся скомпрометировать его своими письмами. «В переписке ли ты с Андреем? - спрашивал Грибоедов Бегичева. - Он от меня ни строчки не имеет. Невозможно». Последнее слово означает «переписка невозможна». По-видимому, Грибоедов возобновил с другом переписку только после своего торжественного приезда в Петербург с Туркманчайским миром. Но, оберегая своих нескомпрометированных или «прощенных» друзей от письменных сношений с собою, Грибоедов, как видим, не щадил себя и не только сам переписывался с декабристами в том же 1826 г., но и открыто хлопотал за них.
Ряд документов, дошедших до нас, говорит о том, какой незаживающей раной была для Грибоедова мысль об Александре Одоевском. Неизвестна точная дата стихов, посвященных Грибоедовым юному декабристу, осужденному на двенадцатилетнюю каторгу. Стихи находились в описанной и изданной Д.А. Смирновым «Черновой тетради» Грибоедова. Написаны они, по-видимому, не ранее июля 1826 г., когда Грибоедов узнал о приговоре, и не позже первой половины июня 1828 г., когда Грибоедов забыл у Бегичева, проезжая на Восток, материалы «Черновой тетради». Из текста стихов видно, что Грибоедов не раз писал стихи, касавшиеся Одоевского, но ни одни, кроме этих, не дошли до нас:
Я дружбу пел... Когда струнам касался,
Твой гений над главой моей парил,
В стихах моих, в душе тебя любил
И призывал и о тебе терзался!..
О мой творец! Едва расцветший век
Ужели ты безжалостно пресек?
Допустишь ли, чтобы его могила
Живого от любви моей сокрыла?..
В разгар работы над Туркманчайским мирным договором, создавшим его дипломатическую славу, Грибоедов не забывает о декабристах: он умоляет Паскевича вырвать Одоевского из Сибири. «Вспомните о ночи в Тюркменчае перед моим отъездом. Помогите, выручите несчастного Александра Одоевского», - пишет Грибоедов Паскевичу.
В Петербурге, осыпанный царскими милостями, Грибоедов пишет Одоевскому письмо, отрывок которого каким-то образом сохранился в архиве М.П. Погодина: «Брат Александр. Подкрепи тебя бог. Я сюда прибыл на самое короткое время, прожил гораздо долее, чем полагал, но все-таки менее трех месяцев. Государь наградил меня щедро за мою службу. Бедный друг и брат! Зачем ты так несчастлив!
Теперь ты бы порадовался, если бы видел меня гораздо в лучшем положении, нежели прежде, но я тебя знаю, ты не останешься равнодушным при получении этих строк и там... в дали, в горе и в разлуке с ближними. Осмелюсь ли предложить утешение в нынешней судьбе твоей! Но есть оно для людей с умом и чувством. И в страдании заслуженном можно сделаться страдальцем почтенным. Есть внутренняя жизнь нравственная и высокая, независимая от внешней. Утвердиться размышлением в правилах неизменных и сделаться в узах, в заточении лучшим, нежели на самой свободе. Вот подвиг, который тебе предстоит. Но кому я это говорю?
Я оставил тебя прежде твоей экзальтации в 1825 году. Она была мгновенна, и ты верно теперь тот же мой кроткий, умный и прекрасный Александр, каким был в Стрельне и в Коломне в доме Погодина. Помнишь, мой друг, во время наводнения, как ты плыл и тонул, чтобы добраться до меня и меня спасти. Слышу, что снисхождением высшего начальства тебе и товарищам твоим дозволится читать книги. Сей час еду покупать тебе всякой всячины, реэстр приложу возле».
Вчитываясь в этот страшный человеческий документ, который, наверно, внутренне дорого стоил Грибоедову, обратим прежде всего внимание на фразу: «Слышу, что снисхождением высшего начальства...» Кто-то в Петербурге проинформировал Грибоедова о том, что в ближайшем будущем в тюремном режиме сибирских каторжников-декабристов ожидаются изменения: пока запрещено, но в скором времени будет дозволено («дозволится») читать книги.
Информация эта не какой-либо досужий слух, - она авторитетна, ибо Грибоедов немедленно, «сей час» же, едет покупать книги, не выжидая, не ища проверки и не нуждаясь ни в каких подтверждениях полученного сведения. В этой связи и глагол в настоящем времени - «слышу» (не «слышал» или «говорят», а «слышу») - воспринимается как запись только что, в эту же минуту полученного сведения: очевидно, Грибоедов пишет письмо в присутствии этого авторитетного информатора и фиксирует на бумаге то, о чем только что шел разговор.
Кто же может быть этим петербургским авторитетным лицом, которое точно осведомлено о будущих, еще не проведенных в жизнь, но имеющих быть проведенными изменениях в сибирском режиме декабристов? Таким лицом мог быть лишь человек, чрезвычайно близко прикосновенный к III Отделению, находящийся в курсе правительственных решений по сибирскому режиму каторжников.
Ища подобных лиц среди петербургских связей и встреч Грибоедова в 1828 г., мы без труда находим наиболее правдоподобного кандидата в лице не кого иного, как Александра Христофоровича Бенкендорфа. Из собственных писем Грибоедова за данное время мы узнаём, что он видел в Петербурге А.Х. Бенкендорфа, с братом которого, Константином Христофоровичем, служившим в войсках Паскевича на Кавказе, был хорошо знаком лично.
В это время брат Бенкендорфа также приехал в столицу вскоре вслед за Грибоедовым; последний бывал у него в Петербурге и встречался с его братом, шефом жандармов, в неофициальной обстановке. Трудно представить себе, чтобы Грибоедов, из головы которого в это время не выходил Одоевский, упустил подобный случай для хлопот за сосланного на каторгу друга.
Биограф Грибоедова, располагавший не дошедшими до нас грибоедовскими документами, замечает, что данное письмо посылалось «официальным путем чрез начальство», не по оказии или почтой. Каким же это путем? Ведомственный путь для подобных писем один - через III Отделение, иного и быть не могло. Подобные письма стеснены в искренности содержания и по существу должны иметь два адреса: они предназначены и для родных и для чужих - соглядатайских - глаз.
Вчитываясь в документ, мы легко замечаем эту двойственность. Самые слова «снисхождение высшего начальства», «в страдании заслуженном» даже по стилю чужды интимному личному письму и представляют собою как бы обломки какого-то официального ходатайства. Есть возможность проверить искренность поучения Грибоедова о христианском самоусовершенствовании узника: сопоставим отношение Грибоедова к каторге Одоевского, свободно выраженное в только что приведенном стихотворении, с отношением, высказанным в данном письме.
Стихи открывают перед нами мир бушующей скорби, протестующей не то что против властей, а даже против самого бога, допустившего несправедливость: «О мой творец! Едва расцветший век ужели ты безжалостно пресек? Допустишь ли, чтобы его могила живого от любви моей сокрыла?» Протест стихов стоит в резком контрасте с вымученной резиньяцией письма.
В стихах Одоевский - человек, живым закопанный в землю; едва ли можно придумать более отчетливый образ для мучительного протеста против тюрьмы и каторги декабриста. В письме же Одоевский несет как бы «заслуженное» страдание и на досуге может заняться самоусовершенствованием. Ясно чувствуется, что это письмо является одновременно и ходатайством властям за осужденного.
Преступление осужденного - не что иное, как «экзальтация» молодости, она была «мгновенна», в настоящее же время страдалец предан благочестивому самоусовершенствованию, он «кроток», «умен», «прекрасен». Ему и вообще свойственны перечисленные превосходные качества; следует доказательство, как он «плыл и тонул» во время наводнения 1824 г., чтобы спасти товарища.
Кстати сказать, если информатором Грибоедова по вопросам тюремного режима декабристов был Бенкендорф, а путем отсылки письма - III Отделение, то воспоминание о том, как Одоевский «плыл и тонул», желая спасти Грибоедова во время петербургского наводнения 1824 г. (как раз в это время Грибоедов и жил в доме Погодина, о котором он упоминает в письме), могло иметь особый расчет: А.Х. Бенкендорф был активным участником спасения утопающих во время наводнения 1824 г., и рассказанный Грибоедовым факт мог расположить его в пользу «несчастного молодого человека».
После всего изложенного понятно, как болезненно должно было подействовать на Грибоедова какое-то не дошедшее до нас письмо В.С. Миклашевич, полное напоминаний о необходимости хлопотать за Одоевского и даже упреков Грибоедову в «холодности». Ответное письмо Грибоедова от 3 декабря 1828 г. - один из самых волнующих декабристских документов Грибоедова. «Верно, сами догадаетесь, неоцененная Варвара Семеновна, что я пишу к вам не в обыкновенном положении души. Слезы градом льются... Александр мне в эту минуту душу раздирает. Сейчас пишу к Паскевичу: коли он и теперь ему не поможет, провались все его отличия, слава и гром побед, все это не стоит избавления от гибели одного нещастного, и кого!!! Боже мой, пути твои неисследимы...»
Дошедшее до нас письмо Грибоедова к Паскевичу кончается особо выделенным текстом с подчеркнутой надписью «Главное», который невозможно и теперь читать без волнения: «Благодетель мой бесценный. Теперь без дальних предисловий просто бросаюсь к вам в ноги, и если бы с вами был вместе, сделал бы это и осыпал бы руки ваши слезами. Вспомните о ночи в Тюркменчае перед моим отъездом. Помогите, выручите несчастного Александра Одоевского.
Вспомните, на какую высокую степень поставил вас господь бог. Конечно, вы это заслужили, но кто вам дал способы для таких заслуг? Тот самый, для которого избавление одного несчастного от гибели гораздо важнее грома побед, штурмов и всей нашей человеческой тревоги. Дочь ваша едва вышла из колыбели, уже государь почтил ее самым внимательным отличием, Федю тоже того гляди сделают камер-юнкером.
Может ли вам государь отказать в помиловании двоюродного брата вашей жены, когда двадцатилетний преступник уже довольно понес страданий за свою вину, вам близкий родственник, а вы первая нынче опора царя и отечества. Сделайте это добро единственное, и оно вам зачтется у бога неизгладимыми чертами небесной его милости и покрова. У его престола нет Дибичей и Чернышевых, которые бы могли затмить цену высокого, христианского, благочестивого подвига. Я видал, как вы усердно богу молитесь, тысячу раз видал, как вы добро делаете. Граф Иван Федорович, не пренебрегите этими строками. Спасите страдальца».
Эти строки Грибоедов писал менее чем за два месяца до своей трагической смерти. Биография А.И. Одоевского еще недостаточно исследована, и история хлопот за него не вполне выяснена. Однако никак нельзя утверждать, что хлопоты за него остались безрезультатными: Одоевский упомянут в царском указе от 8 ноября 1832 г.: в силу указа был отменен его каторжный приговор, он был «обращен на поселение» в Иркутской губернии.
Отметим, что в мае 1836 г. Одоевский был переведен в Ишим, Тобольской губернии, а в июле 1837 г. определен рядовым в Кавказский корпус. Облегчение 1836 г. было сделано по ходатайству престарелого отца Одоевского, «поддержанному князем Варшавским», то есть именно Паскевичем. Не приходится сомневаться, что ходатайство последнего было для Николая I наиболее весомым. Следовательно, Пасксвич выполнил горячую просьбу Грибоедова - хлопотал перед Николаем I за А. Одоевского.
Остановимся теперь на замечательном и ранее неизвестном факте - на личном обращении Грибоедова к Николаю I с ходатайством за сосланных декабристов.
В опубликованной в «Воспоминаниях Бестужевых» записи мы читаем о Грибоедове: «Благородство и возвышенность его характера обнаружились вполне, когда он дерзнул говорить в пользу людей, при одном имени которых бледнел оскорбленный властелин». Текст этот свидетельствует, что Грибоедов ходатайствовал за декабристов перед каким-то высокопоставленным лицом или лицами, однако перед кем именно - остается неясным. Но вопрос полностью уясняется при обращении к рукописному подлиннику записи Петра Бестужева: оказывается, в печатной публикации его текста было пропущено существеннейшее слово «государю» после слова «говорить».
Точный текст читается, следовательно, таким образом: «Благородство и возвышенность его характера обнаружились вполне, когда он дерзнул говорить государю в пользу людей, при одном имени которых бледнел оскорбленный властелин». Итак, Грибоедов говорил не с кем иным, как с самим царем, и узнаём мы об этом новом факте из записи декабриста, очевидно, слышавшего рассказ об этом разговоре от самого Грибоедова.
Когда же мог произойти этот знаменательный факт?
После восстания декабристов Грибоедов виделся с Николаем I дважды: в воскресенье 6 июня 1826 г., при своем представлении императору в группе «чиновников», только что освобожденных из-под ареста, и затем весною 1828 г., во время аудиенции по случаю прибытия в Петербург с Туркманчайским трактатом. Ясно, что упомянутый Бестужевым разговор не мог происходить во время первого свидания. Правдоподобнее всего предположить, что разговор с царем состоялся именно во время мартовской аудиенции 1828 г., когда Грибоедов был в зените своего служебного успеха по случаю удачного Туркманчайского мира.
Таким образом Грибоедов презрел вопросы карьеры и в разгар своего дипломатического торжества обратился к царю с просьбой о сосланных декабристах.
Грибоедов совершил акт большой смелости, и более чем правдоподобно, что «оскорбленный властелин» побледнел при одном имени осужденных. Ясно, Грибоедов этим неслыханно смелым поступком не мог снискать расположения Николая I. Царь не согласился принять отставку Грибоедова и вновь послал его в Иран, где его ожидала смерть. Едва ли Николай предвидел именно этот исход и расправлялся с подозрительным дипломатом, хлопочущим за сосланных декабристов, именно этим путем. Но вполне правдоподобно, что, удостоверившись после этого разговора в непрекратившемся сочувствии Грибоедова к сосланным, царь был заинтересован в удалении Грибоедова из столицы: будучи далеко на Востоке, Грибоедов не был столь опасен в идейном смысле, как в Петербурге.
В связи с только что изложенным по-новому читается одно ранее не совсем понятное выражение из письма Грибоедова к Булгарину от ноября 1828 г. из Тавриза. Грибоедов называет тут свое пребывание в Иране «политической ссылкой». Действительно, до своего туркманчайского торжества он, может быть, мог горько говорить о «ссылке» на Восток, но теперь он появился тут вновь в высоком дипломатическом ранге, осыпанный царскими милостями, всеми признанный счастливец, в зените карьеры. Почему же после всего этого он называет почетное дипломатическое назначение «ссылкой», да еще «политической»? Это было ранее неясно. Но теперь, после того как смелый разговор Грибоедова с царем о сосланных декабристах нам известен, выражение «политическая ссылка» полностью уясняется.
* * *
Переходя теперь к истории декабристских идей в творческом сознании Грибоедова за интересующий нас период, отдадим себе прежде всего отчет в том, что успешная служебная карьера отнюдь не была его «призванием». Он резко отличал от нее цель и истинный смысл своей жизни. «Я рожден для другого поприща», - пишет он Бегичеву и много раз повторяет ту же мысль в переписке и разговорах с друзьями. «Все, чем я до сих пор занимался, - для меня дела посторонние», - говорил он о своей службе Бегичеву. Он резко отличает свою зависимость от службы и свою зависимость «от цели в жизни, которую себе назначил».
К своей дипломатической должности на Востоке он едет по «проклятой дороге, по которой я в 20-ый раз проезжаю без удовольствия, без желания: потому что против воли». В письме к П.Н. Ахвердовой он пишет о своем желании совсем «убежать от службы, которую ненавижу от всего моего сердца» («déserter complètement le service que je hais de tout mon coeur»). Как дипломат и чиновник, он внимателен к вопросу о ранге и чине, он обращает внимание правительства на ранг английского посла в Тегеране, требует, чтобы русский представитель не был бы поставлен ниже; его заботит вопрос о чине как вопрос о престиже среди иностранных дипломатов в чужой столице.
Пренебрежение этой стороной дела было бы недопустимо в столь одаренном и умном дипломате, как Грибоедов. Однако внутренне все это не вызывало в нем удовлетворения. В интимном письме к П.Н. Ахвердовой, с которой он был откровенен, он пишет об «отвращении», которое возбуждают в нем ранги и отличия («le dégoût que je porte aux rangs et aux dignités»). «Чем далее от Петербурга, тем более важности приобретает мое павлинное звание», - пишет он Булгарину.
Та форма деятельности, которую Грибоедов считал своим призванием, была формой воздействия на мир посредством художественного творчества: его призванием была, по его же словам, поэзия, которую он любил «без памяти», создание художественных произведений. Это и являлось целью в жизни, им самим себе назначенной. Поражает именно активная сторона воздействия на действительность в его понимании художественного творчества. Он не воспринимает художественную деятельность как форму самоуслаждения, как замкнутый круг личных эмоций, - ему свойственно ощущение острой необходимости иметь живой круг слушателей, среду, воспринимающую результаты его творчества.
Тема общественного служения поэта, проникающая творчество его друга В. Кюхельбекера, является, по всем данным, и грибоедовской темой. Сюжеты произведений, им избираемые и лелеемые, - это сюжеты значительной социальной заостренности: «Горе от ума», «1812 год», «Радамист и Зенобия», «Грузинская ночь». Всему облику Грибоедова с его действенным складом ума и чуткостью его творческой фантазии к общественным вопросам свойствен активный характер сознательного стремления воздействовать на мир.
Мыслью об общественном значении поэта проникнуты горькие строки его письма к Бегичеву, обошедшие всю грибоедовскую литературу: «Кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов? Все-таки Шереметев у нас затмил бы Омира, - скот, но вельможа и крез. Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов». С этих позиций и надо подойти к идейной стороне творчества Грибоедова после восстания декабристов.
Какие же художественные замыслы относятся к интересующему нас периоду? Установим сначала круг документов, ложащихся в основу исследования.
К этому периоду, несомненно, относится замысел «Грузинской ночи». Работа над нею может быть довольно точно датирована на основании воспоминаний Бегичева и Булгарина: первый сообщает, что Грибоедов 13-15 июня 1828 г., во время последнего своего свидания с Бегичевым, читал ему в качестве своего нового произведения отрывки из трагедии, - речь идет о «Грузинской ночи».
Булгарин сообщает, что Грибоедов писал эту трагедию «в последнее пребывание свое в Грузии»; по контексту ясно, что речь идет о периоде до приезда в Петербург с Туркманчайским миром. Таким образом, «Грузинская ночь», о которой друзья Грибоедова ничего не знали в предшествующее время и узнали лишь тогда, когда он приехал из Ирана с Туркманчайским миром, очевидно, задумана и писалась Грибоедовым в какое-то время между возвращением в Грузию после своей реабилитации по делу декабристов (3 сентября 1826 г.) и до февраля 1828 г., когда он выехал из Туркманчая в Петербург с текстом мирного договора.
Она, очевидно, и в Петербурге и по пути из Петербурга на Восток еще жила в творческом сознании писателя, ибо на убеждения Бегичева прочесть ему всю трагедию Грибоедов никак не согласился: «Я теперь еще к ней страстен, - говорил он, - и дал себе слово не читать ее пять лет, а тогда, сделавшись равнодушнее, прочту как чужое сочинение, и если буду доволен, то отдам в печать».
Судя по данным, приведенным у Бегичева, Грибоедов в основном трагедию закончил, так как просьбу друга прочесть ее ему всю он отвел не тем соображением, что она еще не закончена, а словами: «Я теперь еще к ней страстен». У Булгарина же осталось впечатление, что трагедия вполне закончена не была, но передача им ее сюжета в очень подробной форме говорит, во всяком случае, о большой работе, уже проделанной над нею Грибоедовым. Очевидно, трагедия взяла у Грибоедова немало времени. Трудно поэтому предположить, чтобы Грибоедов одновременно работал над какими-нибудь другими крупными замыслами.
Идейное содержание «Грузинской ночи» разобрано ранее в главе X. Идейная позиция противника крепостного права в трагедии «Грузинская ночь» выявлена с огромной силой. В этом отношении «Грузинская ночь» ни в малейшей мере не противоречит идеям «Горя от ума»: и после разгрома восстания Грибоедов остается ненавистником крепостного права и его глубоким идейным противником.
Более того, в «Грузинской ночи» мысль автора сосредоточилась на самой проблеме крепостного права более, нежели в «Горе от ума». В «Горе от ума» молодой новатор противостоит старому миру, весь идейный комплекс его мировоззрения мотивирует его позицию, и в основе композиции пьесы - столкновение двух лагерей. В «Грузинской ночи» проблема крепостнического обладания человека человеком особо выделена, философски трактована и положена в основу композиции.
Однако нет сомнений, что грибоедовская разработка этой декабристской идеи времени - борьбы с крепостным правом - вступила в авторском сознании в новый фазис развития после разгрома восстания.
Характерно, что острое столкновение человеческого права и лютой господской власти над человеком (кормилица говорит: «Ругаться старостью - то в лютых ваших нравах») не ведет к торжеству правды. Вмешивается сила, очень похожая на Рок древних трагедий: мать вступает в союз со злыми духами для пагубы своему господину; пуля, направленная князем в сердце возлюбленного его дочери, попадает в дочь, пуля кормилицы пронзает сердце ее сына. Исход, как то и должно быть в трагедии, далек от оптимистического разрешения конфликта, - справедливость не побеждает, результат трагичен и мрачен.
В «Горе от ума» справедливость хотя формально и не побеждает, но общее художественное впечатление о судьбе героя все же оставалось оптимистическим. Конфликт человеческого права с крепостнической господской властью еще глубже понимается автором, и все его существо на стороне человеческих прав, но путей преодоления зла он в данном произведении не находит и рисует безысходность горя и гибель человека.
«Грузинская ночь» - не единственный творческий документ идейной жизни Грибоедова после разгрома восстания. К тому же документальному кругу надо, на мой взгляд, отнести замысел «Радамиста и Зенобии». Уясним сначала вопрос о времени возникновения этого грибоедовского текста.







