[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTIxLnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcva0w4dFVnX1l4SDJ5OVRfeDNUNGJUbS1RTkd2N1NZdFhkZFRLelEvV21FY1BjX0ZLYmcuanBnP3NpemU9MTMxNngyMDE5JnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj00OWQzM2MxZmNmYWVkOGE2YmFiOTMxMmE0YmEzMDQ2ZCZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]
Фотография Рейсерта и Флиге. Портрет Надежды Алексеевны Неведомской-Дюнор с автографом. С.-Петербург. 1886. Фотопечать чёрно-белая, тиснение, литограф, рукопись. 10,3 х 14,5; паспарту 10,5 х 16,3 см. РГАЛИ.
Надежда Алексеевна Неведомская-Дюнор (рождённая Семёнова; по мужу Неведомская; сценический псевдоним Дюнор и Динар) [1832, Петербург - 26.1 (8.2).1905, Москва] - артистка оперы (сопрано), камерная певица. Род в дворянской семье. Дочь декабриста Алексея Васильевича Семёнова. С юных лет занималась музыкой и пением под руководством матери, позднее брала уроки фортепьяно у Герке и вокала у итальянского педагога Нигри.
В начале 1850-х гг. выступала в музыкальном кружке своего дяди, композитора А. Львова, принимала участие и в любительских спектаклях. В 1858 уехала в Париж, где брала уроки пения у П. Виардо, затем совершенствовалась в Лондоне (у М. Гарсиа-сына) и в Милане (у Ф. Ламперти). Вернувшись в Петербург, неоднократно участвовала в концертах РМО под управлением А. Рубинштейна, в которых исполняла арии из опер «Фиделио», «Обера», «Страделла».
Позднее гастролировала в Лейпциге (с пианистом И. Мошелесом) и Баден-Бадене, затем изучала оперные партии во Флоренции под руководством П. Романи и в 1862-1868 с неизменным успехом пела в лучших оперных театрах Турина, Генуи, Милана, Перуджи, Флоренции. За это время выступила в 14 операх, среди которых «Дон Жуан», «Норма», «Лукреция Борджа», «Эрнани», «Ломбардцы» (была партнершей итальянских певцов В. Мореля и Э. Фреццолини).
С 1868 жила в Ницце, где выступала в концертах. В том же году гастролировала в Лондоне и Париже. В концертах исполняла арии и романсы (на языке оригинала). Репертуар включал произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, Л. Бетховена, романсы русских композиторов. С 1873 жила в Москве, где принимала участие во многих концертах РМО под управлением Н. Рубинштейна.
П.И. Чайковский отмечал прекрасное исполнение ею арии Бетховена «Ah! perfido!», а также романсов русских композиторов: «Два превосходных романса - персидскую песню Рубинштейна и несказанно прелестную колыбельную песнь Глинки певица исполнила художественно и всё с тем же утончённым чувством меры и изяществом, которые свидетельствуют о её вполне зрелом таланте».
Обладала сильным голосом обширного диапазона. Музыкальные критики разных стран отмечали у певицы изящество вкуса и артистическое дарование, владение «мастерством одушевлённой игры, умением придавать и игре, и пению особую прелесть и грацию». Надежду Алексеевну называли «Северной звездой», голос её сравнивали с голосом Ж. Фодор, а игру - с драматическим искусством Э. Рашель. Талантом певицы восхищались И. Тургенев, Ф. Глинка, А. Апухтин, посвятивший ей стихи:
Я слушал Вас... Мои мечты
Летели вдаль от светской скуки;
Над шумом праздной суеты
Неслись чарующие звуки.
Я слушал Вас... и мне едва
Не снились вновь как в час разлуки -
Давно замолкшия слова,
Давно исчезнувшие звуки.
Я слушал Вас... и ныла грудь,
И сердце рвалося от муки,
И слово горькое: «Забудь!»
Твердили гаснувшие звуки.
(1858. 30 декабря).
Вела педагогическую деятельность в московском Мариинском институте. Среди учеников - Е. Збруева.
Соч.: Очерки моих воспоминаний (рук., 1905) - в ЦГАЛИ, ф. 811, оп. 1, ед. хр. № 1.
Лит.: Памяти Н.А. Неведомской-Дюнор // Рус. ведомости. 1905. № 31. С. 3; Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. - М., 1953. С. 112, 116.







