А.А. Беляков
Иван Николаевич Горсткин
Иван Николаевич Горсткин родился в Пензе 12 мая 1798 г. В 1807-1814 гг. учился в благородном пансионе при Московском университете. В 1810 г. был переведён из «меньшого возраста» сразу в высшие французский и алгебраический классы. Во время своей учёбы в пансионе получал «призы» за успехи в науках.
20 июня 1814 г. вступил в службу юнкером в 4-й резервный батальон лейб-гвардии Егерского полка, а 31 июля переведён в полк. Полк в середине июня только что прибыл из похода во Францию и стоял на временных квартирах в Ораниенбауме, Петергофе, Стрельне и Ропше.
9 июня 1815 г., после высадки Наполеона во Франции в марте того же года, лейб-гвардии Егерский полк по Высочайшему повелению выступил на запад. К 4 августа полк прибыл в Вильно. Однако ещё в июне англичане и немцы разбили армию Наполеона под Ватерлоо, и гвардии было приказано возвращаться назад. 11 октября полк вернулся в Петербург.
10 сентября 1815 г., во время возвращения в Петербург, Иван Николаевич был произведён в портупей-юнкеры. 5 августа 1817 г. лейб-гвардии Егерский полк выступил в поход на Москву, куда прибыл 20 сентября. 12 октября полк участвовал в торжествах по поводу закладки храма Христа Спасителя. 24 января 1818 г. Иван Николаевич был произведён в прапорщики, т.е. стал офицером лейб-гвардии Егерского полка. Во второй половине июня 1818 г. полк выступил из Москвы и 4 августа вернулся в Петербург.
В 1818 г., во время пребывания в Москве, был принят в раннюю декабристскую организацию Союз благоденствия. В Записке о Союзе благоденствия А.Х. Бенкендорфа, в то время - начальника Штаба Гвардейского корпуса, направленной в мае 1821 г. императору Александру I, говорилось: «Мало-помалу привлечено множество офицеров Главного штаба, из полков же наиболее в Измайловском, бывшем Семёновском, Егерском, Московском, Конной гвардии и гвардейской артиллерии. Примечательнейшие по ревности: Бурцов, фон дер Бриген, два Колошина, Оленин, Копылов, Кутузов, Горсткин, Нарышкин, Корсаков и другие».
Согласно показаниям на следствии председателя и блюстителя Коренной управы Союза благоденствия князя Сергея Петровича Трубецкого, Иван Николаевич был председателем управы в лейб-гвардии Егерском полку. В Союзе благоденствия представлял область правосудия, т.е. ему необходимо было разыскивать злоупотребления и всячески их искоренять.
Из показаний на следствии видно, что Иван Николаевич вступил в Союз благоденствия из-за карьеры, желания быстрейшего продвижения по службе с помощью тайного общества. Союз благоденствия как тайное общество создавался для содействия анонсированным императором Александром I после Отечественной войны внутренним реформам - введению представительного правления и отмене крепостного права. Поэтому нет ничего удивительного, что в Союзе благоденствия Иван Николаевич не увидел ничего противозаконного:
«Главные надежды общества состояли в том, что со временем многие из членов оного займут известные места в государстве, народ образуется к тому времени, общее мнение родится, и тогда нечувствительно вещи примут лучший, будто, оборот, на каковой предмет и положено было непременным правилом служить, невзирая ни на какие неприятности, ежели б кому оные причинены быть могли».
С 21 ноября 1819 г. - подпоручик.
В 1820 г. - оставил Союз благоденствия. Основная причина этого была в том, что нахождение в обществе не содействовало продвижению по службе. Дополнительно, Иван Николаевич был противником взглядов одного из руководителей Союза благоденствия Павла Ивановича Пестеля, который предлагал отказаться от тактики медленного захвата власти и настаивал на военной революции - перевороте с участием армии. Благодаря Пестелю общество из организации, содействующей правительству, стало превращаться в тайный союз, ему противостоящий.
В декабристоведении Иван Николаевич известен в основном благодаря тому, что он один из немногих указал, что Александр Сергеевич Пушкин присутствовал на собрании у декабристов: «Вскоре потом гвардия выступила в Санкт-Петербург, где прошло, может быть, полгода, об обществе и слуху не было. Потом стали у некоторых собираться, сначала охотно, потом с трудом соберётся человек десять, я был раза два-три у князя Ильи Долгорукова, который был, кажется, один из главных в то время, у него Пушкин читывал свои стихи, все восхищались остротой».
27 апреля 1821 г. лейб-гвардии Егерский полк выступил в «итальянский» поход. В связи с революционными событиями в Италии, войска стягивались к границе. 10 июня полк был расквартирован в местечке Бешенковичи Витебской губернии, а 5 октября переведён на зимние квартиры в Вильно. 27 октября 1821 г. Иван Николаевич был уволен «за болезнью» от службы поручиком.
31 июля 1824 г. - определён в штат гражданской канцелярии Московского военного генерал-губернатора, 30 октября 1824 г. - переименован в коллежские секретари. С 24 апреля 1825 г. - титулярный советник, с 13 мая 1825 г. - вступил в исполнение должности советника Московского губернского правления, а 15 июня 1825 г. - указом Сената «определён в сие правление советником».
В начале 1825 г. Иван Иванович Пущин создал в Москве декабристскую организацию «Практический союз». Оформление организации произошло в марте 1825 г. на квартире у Ивана Николаевича. Обязанность члена состояла в том, чтобы «не иметь при своей услуге крепостных людей... Сверх того, при всяком случае, где есть возможность к освобождению какого-нибудь лица, оказывать должен пособие или денежное, или какое-либо другое».
Пущин считал, что при тогдашних обстоятельствах нет возможности полностью уничтожить крепостное право. Он решил осуществить сначала более скромную цель - освободить дворовых людей. По показаниям Ивана Николаевича на следствии на осуществление этой цели было отведено пять лет.
В январе 1825 г. князь Евгений Петрович Оболенский создал в Москве ячейку декабристской организации Северное общество. Исследователи считают, что Иван Николаевич состоял членом московской ячейки Северного общества, т.к. это следует из показаний Сергея Николаевича Кашкина: «во время пребывания князя Оболенского в Москве он ещё принял в общество в моём присутствии господина Горсткина (советника Московского губернского правления)».
Сам Иван Николаевич категорически отрицал своё участие в Северном обществе, организовавшем восстание на Сенатской площади. Вероятно, таким образом он отводил от себя обвинение в причастности к нему, т.к. это грозило серьёзным наказанием.
Новость о восстании декабристов на Сенатской площади Иван Николаевич узнал через четыре дня, 18 декабря 1825 г., в Москве. На следствии он назвал выступление «ужасным». Ещё через неделю, 27 декабря, фамилия Горсткина впервые прозвучала в показаниях князя Сергея Петровича Трубецкого. 15 января 1826 г. был подписан приказ об аресте Ивана Николаевича, а сам он был арестован 19 января в Москве и 23 января привезён в Петербург на главную гауптвахту. 24 января переведён в Петропавловскую крепость («присылаемого Горскина содержать по усмотрению хорошо») в камеру № 3 Невской куртины, а 30 января - в № 1.
15 июня 1826 г. император Николай I повелел: «продержав ещё 4 месяца в крепости, отправить на службу в Вятку, где и оставить под бдительным надзором местного начальства».
23 сентября 1826 г. отставлен с должности советника Московского губернского правления и уволен в отставку.
9 ноября 1826 г. прибыл в Вятку и определён в канцелярию губернатора. В Вятке жил вместе со всей своей семьёй. Общался со ссыльными поляками, благодаря которым научился «беспроигрышно» играть в карты, что способствовало улучшению его материального состояния.
7 июля 1827 г. разрешено безвыездно жить в своём имении в сельце Голодяевка Чембарского уезда Пензенской губернии. 8 августа 1827 г. приехал в Голодяевку. За ним был установлен «неприметный надзор тщательнейшим образом». 20 декабря 1827 г. обратился к Пензенскому губернатору с прошением о разрешении бывать в Чембаре по хозяйственным или судебным делам. Разрешение было получено. 3 ноября 1828 г. - разрешено жить в Пензе.
Осенью 1829 г. ездил по делам имения в Тульскую губернию. В 1830 г. «без предварительного испрошения» съездил в село Секретарка Сердобского уезда Саратовской губернии, за что был вынужден объясниться с исправником.
Весной 1831 г. хлопотал о возвращении на гражданскую службу. Пензенский губернатор Александр Алексеевич Панчулидзев был готов взять его чиновником особых поручений, но император Николай I наложил на прошение запрет.
Весной 1832 г. пытался устроиться в канцелярию Московского генерал-губернатора князя Дмитрия Владимировича Голицына, под началом которого служил до ареста, но, несмотря на ходатайство Голицына перед императором, получил отказ. Князь Пётр Андреевич Вяземский конфиденциально, в частном письме, сообщал Ивану Николаевичу, что ему запрещено служить в Пензенской и Тульской губерниях, т.к. у него там собственность, на остальные же губернии запрет не распространяется. Также ему было запрещено служить на должностях, избираемых дворянством.
В мае 1833 г. подал прошение о внесении его с детьми в дворянскую родословную книгу Пензенской губернии. «Как я имею желание участвовать в делах дворянства Пензенской губернии по Чембарскому уезду, то [прошу] об исключении меня из Тульской губернии и уезда оного и по уезду Крапивенскому благоволено б было сделать зависящих от Пензенского дворянского собрания распоряжений».
В декабре 1837 г. МВД утвердило за Иваном Николаевичем подряд на постройку зданий Пензенского приказа общественного призрения. Он должен был построить здание больницы, дом умалишённых, дом работный и смирительный. Строительство закончилось в 1844 г.
17 марта 1848 г., после личной встречи Ивана Николаевича с руководителем III отделения собственной Е.И.В. канцелярии графом Алексеем Фёдоровичем Орловым и его личного ходатайства перед императором, дано право поступления на службу в Москве и беспрепятственного въезда в Петербург.
С 4 апреля 1849 г. - чиновник особых поручений при Московском генерал-губернаторе графе Арсении Андреевиче Закревском, пензенском помещике. На этой должности за все годы службы жалование не получал. С 13 ноября 1851 г. - коллежский асессор, с 13 ноября 1855 г. - надворный советник.
2 сентября 1858 г. был создан Пензенский губернский дворянский комитет об улучшении быта помещичьих крестьян. Это было сделано во исполнение рескрипта императора Александра II от 5 апреля 1858 г. о создании подобного комитета в каждой губернии - для обсуждения вопроса по улучшению быта помещичьих крестьян и подготовки проекта «Положения о выкупе помещичьих земель, отчуждаемых в собственность крестьян», т.е. проекта реформы освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Уже как пензенский дворянин, Иван Николаевич был избран от чембарского дворянства в этот Комитет. В 1858-1859 гг. входил в состав редакционной комиссии Комитета. Вместе со своим зятем, инсарским предводителем дворянства Михаилом Александровичем Литвиновым, как депутат пензенского дворянства участвовал в деятельности Редакционной комиссии в Санкт-Петербурге (депутаты 2-го приглашения). 4 мая 1860 г. они давали Редакционной комиссии пояснения к пензенскому проекту.
Позиция депутатов от губерний сильно отличалась от позиции Редакционной комиссии. Автор «Материалов для истории упразднения крепостного состояния помещичьих крестьян в России», который был современником описываемых событий, писал: «В Москве, в Английском клубе, большие надежды полагались в особенности на пензенского депутата, Горсткина, известного крикуна. От его объяснений в комиссии ждали решительного поражения сей последней и наперёд праздновали победу.
Дело однако ж приняло другой оборот. Крики Горсткина разбились о хладнокровие и разумную логику диспутовавших с ним членов комиссии. Его ловили в противоречиях самому себе. Кончилось тем, что, после заседания, сам же Горсткин принёс членам комиссии благодарность за их учтивость и долготерпение и сознался, что рассказы депутатов первого призыва о нетерпимости комиссии были несправедливы. При этом он объявил, что он и его товарищи считают обязанностию засвидетельствовать публично своё удовольствие насчёт сношений с их комиссией».
Иван Николаевич доказывал, что у крестьян нет права собственности на землю. Она «полная собственность помещиков, от помещиков же зависит наделить крестьян, ими освобождаемых, таким количеством земли, какое им угодно, и если бы крестьяне были наделены не 2,25, а 1,5 десятинами на тягло в каждом поле, то и то должны были почитать себя счастливыми, так как едва ли удельные и государственные крестьяне имеют 1,5 десятины пахотной земли в поле на тягло, и это количество, по нашим понятиям, обеспечивает быт крестьян».
Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, один из членов Редакционной комиссии, заметил, что статистика, приводимая Иваном Николаевичем, не верна. У государственных крестьян Пензенской губернии накануне освобождения было по 3 десятины пахотной земли на тягло.
Позиция пензенского дворянства, которую твёрдо защищали её депутаты, была в освобождении крестьян за выкуп с землёй, с распространением на неё (после выкупа) права частной собственности. Таким было мнение значительной части дворянства губернии, которое считало общину «историческим банкротом», а в крестьянах-собственниках видело защитников государственного порядка. Иван Николаевич разделял это мнение и, как указывал Семёнов-Тян-Шанский, относился к общине «с ненавистью».
С 1860 г. - коллежский советник. С 1861 г. хотя формально и числился в должности чиновника особых поручений при Московском генерал-губернаторе, но с припиской: «в отсутствии».
13 февраля 1861 г. избран членом (по выбору предводителей дворянства) губернского по крестьянским делам присутствия и отслужил в этой должности 14 лет.
С 10 октября 1866 г. - статский советник.
В 1868-1870 гг. - член губернского рекрутского присутствия.
С 24 января 1869 г. - действительный статский советник.
С 1869 г. - почётный мировой судья Пензенского уезда.
Имел знаки отличия, учреждённые 19 февраля 1861 г., 17 апреля 1863 г., 24 ноября 1866 г. и 3 февраля 1869 г., а также бронзовую медаль в память войны 1853-1856 гг.
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTE0LnVzZXJhcGkuY29tL2hBSlhoZndINHdCd2czSm5ndVFQMVM4dDBJMXBlRHcwdjVPZkVRL0RpR3M0MDhfX1A0LmpwZw[/img2]
Иван Николаевич Горсткин скончался 26 ноября 1876 г. в Пензе. Похоронен 28 ноября на кладбище Пензенского Троицкого женского монастыря рядом с первой женой.







