Н. Бакай
Сибирь и декабрист Г.С. Батеньков*
(*Доклад, сделанный 27 декабря 1925 г. в ТГУ на объединённом заседании Секции Научных Работников, Совета Краевого Музея и Общества Изучения Томского края.)
Один из крупнейших исследователей русской мысли и литературы М.О. Гершензон в 1916 году сказал: «О Батенькове, этом замечательном человеке, писали, но тайна его судьбы до сих пор не разгадана». Другой исследователь, в настоящее время академик, Модзалевский, уже не так давно, в 1918 году, в одной из своих работ, касаясь Батенькова, говорит: «Декабрьское дело вовлекло в свой водоворот 579 человек, но наиболее страшная судьба из всех этих почти 6 сотен человеческих жизней, не считая 5 казнённых, постигла Гавриила Степановича Батенькова».
Избрав темой настоящего доклада «Сибирь и Батеньков», мне хотелось бы сообщить в докладе главнейшие черты из его жизни и деятельности, как периода Сибирского, так и периода жизни в Европейской России. Но прежде всего два слова об источниках. Юбилейный год принёс немало работ, посвящённых декабристам и декабризму, но среди этих работ почти нет материалов, посвящённых Батенькову. Главнейшим из этих изданий можно признать «Следственное дело о декабристах», в состав которого входит 500 дел.
Для каждого декабриста и вообще для каждого, призванного к следствию, заведено особое дело. Но к изданию этого важного материала приступлено не так давно, вышел только первый том, имеющий главное отношение к декабристу Трубецкому. Несомненно, что Центрархив, взявший издание этих материалов на себя, доведёт его до конца, и мы получим тогда более полные данные о Г.С. Батенькове, по крайней мере, об участии его непосредственно в декабрьском движении. Но всё-же многие вопросы из жизни Батенькова едва-ли когда-нибудь выяснятся: время и обстоятельства своё дело сделали. Современники Батенькова давно уже в могилах, а документов у нас, при поразительном веками воспитанном неуважении к ним, сохранилось немного.
Первый вопрос - где родился Батеньков. Можно вполне определённо сказать, что Батеньков родился в Тобольске 25-го марта 1794 г. в семье ниже среднего достатка. Оставляя легенду о том, что Батеньков родился в таком истощённом состоянии, что его сочли за мёртво-рождённого и положили в гробик, где он подал первые признаки жизни, необходимо, однако, признать, что организм Батенькова в младенчестве отличался чрезмерной слабостью.
Нервная восприимчивость проявлялась в высшей степени, оставив следы и на всю остальную его жизнь, хотя физическое его здоровье вообще впоследствии окрепло и закалилось. Резкие звуки, резкие черты на изображениях лиц вызывали у Батенькова неприятные впечатления. Сделавшись однажды случайным свидетелем, как убивали к столу домашнюю птицу, Батеньков получил отвращение от всякой животной пищи, и стал избегать её, а позже и совсем не употреблял, прибегая к овощным и молочным продуктам.
Что касается первоначального обучения, то в нём главную роль играли врождённая любознательность и недюжинные умственные способности. Читать он научился самоучкой по буквенным карточкам. Писать же начал, по-видимому, прежде всего, татарскими буквами. Так как родители не обладали средствами, то Батеньков, после элементарной школьной подготовки, поступает в военно-сиротскую школу в Тобольске с курсом несколько выше бывших уездных училищ.
По окончании школы он, несомненно, как наиболее способный, поступает в Петербургский Кадетский корпус, откуда 21-го мая 1812 года в возрасте 19-ти лет получает назначение в одну из артиллерийских бригад. Участвует Батеньков в походе во Францию и при Монмирале, получив 10 штыковых ран, умирающим был найден среди трупов, отнесён французами в городской госпиталь, где постепенно поправился.
Когда русские заняли Монмираль, Батеньков снова находился в рядах войск при блокаде Меца. По возвращении войск в Россию в 1816 году, он оставляет военную службу, усиленно готовится к экзамену для поступления в Институт Путей Сообщения, успешно выдерживает испытание и, по окончании, получает назначение в Сибирь управляющим округом путей сообщения с местопребыванием в Томске.
Вот в этом-то периоде, т. е. до 1816 года, сыграло важную роль в жизни Батенькова его знакомство с первым декабристом В. Раевским, арестованным ещё в 1822 году, т. е. до декабрьского движения. Уже в 1811 году двое мальчиков-кадетов, Батеньков и Раевский, делились своими мечтами о свободе и воле. «По поступлении в кадетский корпус, - сообщает Батеньков, - подружился я с Раевским. С ним проводили мы целые вечера в мечтаниях.
Мы развивали друг другу свободные идеи и желания наши поощрялись ненавистью к фронтовой службе. С ним в первый раз осмелился я говорить о царе, как о человеке, и осуждать поступки цесаревича. В разговоре с Раевским были минуты восторга. Идя на войну, мы расстались друзьями и обещались сойтись, дабы позже привести идеи наши в действо». Это тот Раевский, который так близко стоял к Пушкину в период его ссылки в Кишинёв 1820-1822 года. Кишинёвский период был эпохой наибольшего воздействия на поэта оппозиционных течений прошлого века.
Когда Батеньков после войны, прибыл в Петербург, он был принят в масонскую ложу св. Михаила и его близость к этой масонской ложе послужила к основанию им масонской ложи в Томске «Восточное Светило».
Как член масонской ложи, как человек глубоко честный, чуждый тех своекорыстных интересов, которые доминировали в тогдашней жизни Томска в среде его сослуживцев, Батеньков приобретает репутацию беспокойного человека, чему особенно способствовала его размолвка с Томским губернатором Ильичевским из-за постройки моста в городе, сделанной Батеньковым гораздо дешевле против цены, по которой Ильичевский хотел отдать постройку подрядчику.
Но беспокойный человек по своему уму, занятиям и энергии нужен был Сибири и он не затерялся здесь. Обстоятельства благоприятствовали. На горизонте Сибири в 1818 году появляется Сперанский, назначенный в Сибирский край генерал-губернатором.
Для Сперанского, чтобы хотя несколько выяснить те колоссальные злоупотребления, которые имели место здесь в первой четверти XIX века, то полное пренебрежение и законами, и распоряжениями центра, тот ужасающий гнёт, который испытывало всё население Сибири и, наконец, то наглое глумление над человеческой личностью, которым забавлялась Сибирская высшая администрация в лице Пестеля, Трескина, Ильичевского и других, а за ней и низшая администрация, нужны были сотрудники, и одним из первых делается Батеньков.
Какие же обстоятельства и какие картины сибирской жизни наблюдает Батеньков теперь, когда ему открыли возможность стать ближе к этой жизни уже далеко за пределами Томска до Иркутска и Байкала. Вот эти впечатления. В 1817-1818 гг. в Иркутской губернии был исправник Лоскутов. Всегда мрачный и грозный, он делался ещё мрачнее и суровее, если долго не видел крови и не слыхал стонов; развеселялся когда кровавые ручьи и лужи обагряли землю, и стоны наполняли воздух.
Окружённый всегда казаками, вроде опричников, Лоскутов возил всегда с собой орудия казни: розги, палки и плети. Приезд его в населения был сигналом к пролитию крови: тотчас начинались истязания, в которых он доходил до адской утончённости. Селение, извещённое о его прибытии, заблаговременно готовило ему жертвы. Толпы обречённых к наказанию стояли на улице, пучки розог и палок были разложены в большом количестве. Не было пощады ни полу, ни возрасту, ни состоянию здоровья. Старики и дети, беременные женщины, больные и хилые, все равно подвергались истязанию. Вопли и стоны раздирали душу. Некоторые умирали на месте, другие спустя день-два.
За какие же тяжкие преступления подвергались таким бесчеловечным истязаниям? Плохо вспахана земля - секли; не чисто во дворе или в избе - секли; прореха на рубашке или сарафане - секли; за всё и про всё секли. Если на население падало подозрение в краже ящика или тюка с обоза, а виновный не был пойман, без разбора секли всё население деревни, и это было великим праздником для исправника.
Сам Лоскутов был одним из величайших грабителей губернии и, награбив огромное имение, сделался из нищего богачом. У него было отобрано, при ревизии Сперанского, деньгами 138, 242 рубля, кроме серебра и мехов. Перед прибытием Сперанского, Лоскутов отобрал в целом уезде все чернила, перья и бумагу и сложил их в волостное правление. Но просьбы всё же были написаны и вручены Сперанскому двумя стариками, согласившимися передать их. Невообразим был ужас этих стариков, когда при переправе через р. Кан, старики увидели рядом со Сперанским Лоскутова.
Оба упали почти без чувств на колени, держа просьбы на голове. Сперанский велел Репинскому, приехавшему вместе с ним, читать просьбы. Так как всё сообщаемое было подтверждено уже известными фактами, то Лоскутов был немедленно отрешён от должности и арестован. Старики говорили Сперанскому: «Как бы тебе за нас чего худого не было, ведь ты не знаешь Лоскутова».
Почти в это же время в Енисейске городничий Куколевский катался по городу в экипаже, запряжённом чиновниками, что он делал сколько для собственного удовольствия, сколько и для наказания этих чиновников, которые хотели ходатайствовать о смене его. Тогда же в Томске смотритель тюрьмы Худяков, когда пересылали арестантов, сам осматривал их и тех из них, которые не могли откупиться от наказания, он подвергал по своему усмотрению наказанию розгами, чтобы они не делали проступков в будущем.
В 1819 году в августе Батеньков вместе с Сперанским во время перепряжки лошадей за Красноярском шёл пешком, окружённый толпой народа. Один из крестьян сообщил, что у них были готовы просьбы на исправника, но после рассудили, что «он ещё человек порядочный, что может другой будет худший, где же тебе взять хорошего, а нам от нового за просьбу крепко достанется. При том этот уже сыт, а другой приедет голодный».
Таковы впечатления Батенькова о Сибири. Какие мысли в Батенькове всё виденное, слышанное и проверенное возбуждало в нём? Он думал о возможности если не искоренения, то значительного ослабления зла в Сибири, созданием новых учреждений, точнее, уставов хозяйственно-административного уклада и привлечением на службу в Сибирь лучших людей.
Под руководством Сперанского он с большой энергией создаёт целый ряд уставов-проектов. Это были: 1) Устав об управлении сибирскими инородцами; 2) устав об управлении сибирских киргизов, 3) устав о ссыльных и этапах, 4) устав о сибирском городовом казачестве и т. д. Кроме того, он же редактирует общее установление для управления сибирскими губерниями. По окончании этой работы в 1821 году мы видим Батенькова в Петербурге со Сперанским.
Тяжёлое впечатление от Сибири, не вполне одобренные Сперанского-Батенькова проекты о реформе сибирских учреждений, о выборном начале в учреждениях Сибири от общественных групп, близкое знакомство с вопросом о военных поселениях, встреча с декабристами Рылеевым, Бестужевым и Пущиным заставляют Батенькова искать выхода из создавшегося положения.
«Проходя мысленно историю внутренней нашей администрации, я удостоверился, сообщает Батеньков, что она, не быв утверждена на политической свободе, не может быть прочна и не может достигать своего назначения». Губернаторов он характеризует как воевод XVII в., а генерал-губернаторов, как сатрапов.
Батеньков поступает в члены Северного общества декабристов. Известно, что северяне в среде декабристов со своими воззрениями были конституционалисты и базировались на положении, выработанном в этом отношении Никитой Муравьёвым, проектировавшем ограничение верховной власти и создание двухпалатной системы управления. Но окончательные суждения в этом направлении о Батенькове осторожнее будет отложить до издания указанного выше дела о нём.
Отнесённый к третьему разряду государственных преступников, он подлежал наказанию в 20-летние каторжные работы, причём вина его была сформулирована следующим образом: «Был членом северного общества, прежде вступления в общество питал образ мыслей, согласный с духом общества. Знал об умысле на цареубийство, согласился на умысел бунта и приготовлял товарищей к мятежу планами и словами».
Но затем вместо ссылки в Сибирь на каторжные работы Батеньков был заключён в форт Свартгольм, находившийся на Аландских островах, а затем, вскоре перемещён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где в одиночном заключении пробыл 21 год 1 месяц и 18 дней.
Историк-биограф и теперь стоит перед вопросом - почему Батеньков так жестоко был наказан? Документы молчат по этому поводу, других сообщений нет, бывшие современники Батенькова давно сошли в могилу. Вероятнее всего здесь имели значение следующие обстоятельства: Батеньков - сибиряк и опасались ссылать его в Сибирь, где его хорошо знали.
Кроме того, Николай I мстил Батенькову за то, что тот на допросе с горячностью защищал деятельность и планы членов тайного общества и «проявил мечты не только о роли члена временного правления, но и члена регентства». Месть Николая I должна была ещё более увеличиваться, когда стремления следственной комиссии узнать от Батенькова об отношениях Сперанского к Северному обществу не привели ни к чему, месть должна была увеличиться от писем Батенькова из крепости, если они доходили до Николая I.
Как прошёл этот 21 год в жизни Батенькова? Он живой был в могиле. В своём стихотворении «Одичалый» Батеньков писал:
«Скажите, светит-ли луна
И есть-ли птички хоть на воле?
Ужель и люди веселятся
Друг другу смеют поверяться
И думают, и говорят?»
Сохранились сведения, что Г.С. Батеньков из крепости, в первые годы пребывания, посылал письма Николаю I. Об этом имеется указание в недавно напечатанном письме сына декабриста И.Д. Якушкина - Е.И. Якушкина, когда он в 1855-1856 гг. ездил в Сибирь и встретился с Батеньковым, передавшим ему содержание писем. В одном из этих писем Г.С. Батеньков писал:
«Было время, в Москве стоял на площади болван, да приезжал из орды баскак - в том и состоял весь адрес-календарь, оба его тома. Баскак заставлял всех болвану кланяться. Теперь баскака нет, а кланяться всё заставляют. Надо же это когда-нибудь кончить».
В другой раз он писал: «меня держат в крепости за оскорбление царского величия. Есть-ли в этом какой-нибудь смысл? Как я могу оскорбить царское величие? У царя огромный флот, многочисленная армия, множество крепостей, как же я могу оскорбить? Ну что ежели я скажу Николай Павлович свинья - это сильно оскорбит царское величие?».
Одно из писем заканчивалось: «и на мишурных тронах царьки картонные сидят». Доходили ли эти письма по назначению? Батеньков считал, что доходили. Крепостное начальство приходило в ужасное волнение при получении писем и держало Батенькова некоторое время строже. «Николай I, - замечает Батеньков, - был уверен, что я сошёл с ума и подобных писем не мог писать в здравом рассудке».
Не верю - всё переменилось
И солнце красное сокрылось,
Но может быть лишь для меня?
Дни, недели, месяцы проходили для Батенькова в одном и том же помещении и одинаково.
Каземат имел 10 шагов в длину и 6 в ширину при 4-х аршинной высоте. Караульным солдатам было запрещено говорить с заключённым. На вопрос который час, какой день - был ответ: «Не велено говорить».
Пищу Батенькову давали растительную. Из книг дали только библию, но дали по просьбе Батенькова на языках славянском, еврейском и греческом. Лишь на седьмой год ему позволили выходить на короткое время в коридор около каземата, но никого, он здесь, кроме солдат, не видел, и с ним было строго запрещено разговаривать.
С 1828 года, т. е. после перехода в Петропавловскую крепость, по 1845 год равновесие душевного состояния Батенькова всё более и более нарушалось. Он потерял счёт времени и ему казалось иногда, что он уже несколько сот лет в заключении. О многом он совершенно потерял понятие. Как памятник умственных упражнений Батенькова, случайно сохранилась толстая в 40 писанных листов тетрадь, в которую он записывал обрывки своих мыслей.
Предметом рассуждений являются тут вопросы политические, административные и философские, но Ореус, у которого была в руках эта тетрадь, говорит: «Одиночное заключение сделало своё дело и стройный ход мозговой работы у несчастного узника прервался». То Батеньков приходит в возбуждённо-восторженное состояние, то впадает в уныние и приводит себя к убеждению, что он должен совершенно отрешиться от мира. Он слышит какой-то голос, осуждающий его.
В 1835 году он представил смотрителю равелина Яблонскому пакет, адресованный Николаю I, но пакет не был доставлен по назначению «по расстройству ума Батенькова». В пакете было обращение к Николаю I: «Постучимся ещё, - пишет Батеньков, - ведь я могу каждый день пить и есть. Могу пламенно любить невесту и деву. Возврати мне свободу». И дальше: «Как стоит сия необъятная громада, вмещающая в себе миллионы лиц. Что каждый человек в сравнении с нею». Вслед за этим рассуждением-бредом находим проект указа или рескрипта какому-то преосвященному об образовании комитета для выслушивания слова Батенькова.
За этими записками Батенькова о нём снова жуткое молчание на протяжении 10 лет. Узник снова забыт, он сам не подаёт о себе признаков жизни, но ещё живёт и мыслит.
О нём вспомнили в 1845 году и вот по какому поводу. В январе 1845 года от Батенькова была получена записка: «Библию я прочёл уже более ста раз. И так терплю в этом нужду. Для облегчения печальных моих чувств желал бы я переменить чтение». Он просит выписать ему «Отечественные записки». Очевидно, возвратилось сознание, возвращалась постепенно нормальная мозговая работа у Батенькова.
В январе 1846 года был возбуждён вопрос об освобождении Батенькова из крепости. Этому освобождению предшествовал незначительный эпизод: возбуждение комендантом крепости Скобелевым вопроса об увеличении ежедневного денежного пайка на содержание Батенькова. Скобелев вошёл с ходатайством к шефу жандармов Орлову с секретным рапортом 19-го января 1846 года такого содержания:
«На пищу арестанта Алексеевского равелина определено в сутки 28 4/7 копейки: чашка чая с хлебом, но ассигнуемых денег не достаёт, необходимо доассигновать 16 3/7 копейки».
Сделан был доклад Николаю I. Последний согласился. Кроме того Орлов, полбзуясь докладом о Батенькове, указал, «что все соучастники в преступлении Батенькова, даже более виновные, уже несколько лет освобождены от каторжных работ и находятся на поселении, тогда как он остаётся в заточении и доселе. Не было соображений - не следует ли каким либо образом, без вреда общественного, облегчить и его участь».
Последовал ответ: «Согласен, но он содержится только потому, что был доказан в лишении рассудка. Надо его переосвидетельствовать и тогда представить, как далее с ним поступить можно».
Скобелев ответил, что «с 1839 года при нередких посещениях равелина, он никогда не находил преступника Батенькова вполне лишённым рассудка и в 6 последних лет он был тих и скромен. При разговоре он часто сбивается, повторяет одно и то же слово несколько раз, но предмет материала помнит, читая выписываемые ему журналы хорошо понимает, а из латинской библии истины передаёт вразумительно и ясно».
Дальше Скобелев сообщает: «Дозволить Батенькову жить во внутренних городах России - неловко, не потому что он был бы опасен, но по тому влиянию, какое могут произвесть рассказы о его 20-летнем заключении; здесь подобные явления неизвестны и будут судиться превратно. Но пользуясь свободой в Тобольске или Томске под присмотром полиции он будет на своём месте».
31-го января 1846 года последовало распоряжение: «Отправить Батенькова в Томск с надёжным жандармским унтер-офицером». Таким унтер-офицером был избран Никифор Жданов, получивший 14-го февраля на прогоны от Петербурга до Томска 429 рублей, кормовых для себя жандарм получил 85 руб. 76 коп., а для Батенькова было отпущено 30 рублей, снабжён он был инструкцией от начальника штаба корпуса жандармов Дубельта:
«Во время пути никуда с ним, Батеньковым, не заезжать и не позволять ему отлучаться, наблюдать, чтобы он ни с кем не имел разговора ни о своей жизни, ни даже о своём имени, равно и самому Жданову уклоняться от всяких вопросов насчёт препровождаемого арестанта, на ночлегах останавливаться не в городах».
14 февраля 1846 года в 6 часов пополудни Батеньков в сопровождении жандарма оставил Алексеевский равелин и выехал в Томск. Одиночное заключение закончилось, он был на свободе. Зная всё, что он перенёс и как жилось ему в равелине, можно легко представить душевное состояние 50-летнего Батенькова, после 21 года пребывания в могиле, вдруг очутившись на свежем воздухе, в возке, сперва на улице шумного города, а затем среди покрытых снегом полей и равнин своей необозримой родины-мачехи.
15 лет спустя Батеньков в одном из своих писем отметил: «Когда отпустили меня из равелина в 1846 году, я был как новорождённый младенец».
Переезд Батенькова до Томска из Петербурга через Москву и Владимир 4500 вёрст продолжался 24 дня. Батеньков был привезён в Томск, по сообщению томского губернатора Татаринова, 9 марта, в 4 часа пополудни и тотчас был направлен к томскому полицмейстеру «для водворения его в Томске».
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTExLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTQxMjQvdjg1NDEyNDM0My8xYzg2MmYvUHBfWWJiV2xTd3MuanBn[/img2]
Томск. Вид на Благовещенский собор и дом исправника Николая Ивановича Лучшева. В этом доме с марта 1846 года в течение 10,5 лет проживал ссыльный декабрист Гавриил Степанович Батеньков. Дом находился на пересечении пер. Протопоповского (совр. Пионерский) и Благовещенского (совр. Батенькова) и до наших дней не сохранился. В советские годы на его месте было построено трёхэтажное кирпичное здание райкома КПСС (сейчас - Ленинский районный суд г. Томска). Фотография 1900-х.
По прибытии в Томск Батеньков поместился в единственной тогда гостинице Томска «Лондон», но вскоре весть о его прибытии разнеслась по городу, нашлись люди, когда-то его знавшие или о нём слышавшие, они приняли участие в Батенькове, нашли ему помещение в доме одного из местных чиновников Лучшева. В семье Лучшева Батеньков и нашёл первое тихое пристанище, после многострадального предшествующего периода. Как отразился этот период на Батенькове?
Завалишин, сообщая в апреле 1848 года о приезде Батенькова в Томск, прибавляет: «Одиночество сильно на него подействовало, но здоровье выдержало это испытание, он и мыслью теперь начинает освежаться». Волконская, жена декабриста, в своих записках сообщает, что Батеньков по выходе из заключения оказался почти совсем разучившимся говорить: «нельзя было ничего разобрать из того, что он хотел сказать; даже его письма были непонятны.
Способность выражать правильно свои мысли вернулась к нему мало-помалу. При всём этом он сохранил своё спокойствие, светлое настроение и неисчерпаемую доброту; прибавьте сюда силу воли, которую вы в нём знаете, и вы поймёте цену этого замечательного человека».
Что представлял из себя Томск в 40-х годах прошлого столетия? Всего населения было в нём 14 тысяч. Обыватели Томска разделялись на многочисленные кружки в зависимости от материальных средств и социального положения. Была в Томске публичная библиотечка, в которой числилось 712 названий и 1683 тома. Была и типография, но книги в ней не печатались.
Книжной лавки не существовало. Книги, газеты и журналы выписывали из Петербурга. В 7-ми классной мужской гимназии всего было 79 учащихся, из них живущих постоянно в Томске 69 учащихся. Частных учебных заведений до 1843 г. в Томске совсем не было. В 1844 г. было открыто первое частное женское учебное заведение; учащихся было 21.
Обыватели были заинтересованы лишь в своём материальном благополучии. Интересов морального и интеллектуального характера у них почти не было. Батеньков был одинок. И всё же с жизнью в Томске он примирился.
В октябре 1856 г. Батеньков писал Елагиной: «Томском я вполне доволен. Нашлись люди, которые меня любят и не оставляют. Они по возможности примирили меня с жизнью. Ещё я жив, ещё дышу и вот даже пишу тебе». Через год, в марте 1847 г., в письме к дочери Сперанского Батеньков сообщал: «Продолжительные страдания наложили на всё бытие моё неизгладимые печати. Уже я стар и сед. Впрочем, вы ещё узнали бы меня.
Я год живу в Томске. Несколько отдохнул. Снова увидел людей, как из гроба вставший. Понятия переступили время и пространство. Через сравнение и протвоположение могу делать такие комбинации понятий, какие и не предполагал возможными». В Томске знакомые Батенькова помогли ему устроиться. Благодаря знакомым Батеньков устроил около Томска заимку «Соломенное» или «Соломенный Дворец», где он проводил нередко целые дни. «Соломенное» было в верстах трёх от города, оно было расположено в очень красивом месте.
Понемногу затягивались его физические страдания, по-видимому, постепенно улучшалось и его душевное настроение, но только по-видимому. Какую среду нашёл Батеньков в Томске, близко подойдя к которой, он мог бы слиться с нею. Эта среда была не окружавшие его люди, сколько молчаливые друзья, таившие в себе творчество человеческой мысли, - это был, книжный мир. Батеньков набрасывается на книги, журналы и газеты, русские и иностранные, последние он достаёт из библиотеки местного золотопромышленника Асташёва. Он очень увлекается философской литературой, усиленно просит прислать из России сочинения Шеллинга.
Он по возможности следит за ходом русской литературы, в частности, за произведениями Жуковского, и в одном из писем делится с Елагиной своими мыслями по поводу восточного эпоса в связи его с «Рустемом» Жуковского. За этими запросами мыслей Батенькова, когда читаешь его письма, видишь большой интерес у него к надвигающимся событиям в Европе и особенно в Европейской России.
Но зная, что письма его подвергаются перлюстрации, он делает только намёки на свои мысли в этом направлении. Касаясь событий восточной войны, Батеньков замечает: «Никого нет умного ни с той, ни с другой стороны в такое чреватое будущим время. Может быть одной дозы согласия на новый во всём порядок, сообразно с успехами жизни, - было бы на всё достаточно и к утолению жажды народов и к покою властей».
Несколько позднее Батеньков по этому поводу сообщал Якушкину: «К нас в Томске патриоты так разбушевались, что мне житья от них не было. Когда англичане и французы появились в Балтийском море, то все почти говорили, что теперь их флот не уйдёт, - его сожгут и пойдём воевать в Англию. А когда высадились в Крыму, то такая радость была, что и описать невозможно. Чем бы ни кончилась война, - прибавил Батеньков, - она должна принести нам пользу: переворот и у нас, и везде неизбежен. В этом убеждают все события последних лет». Откликаясь на современные события, Батеньков много читал и следил за ходом жизни и в России и за границей.
В письме к Елагиной в январе 1848 г. Батеньков писал: «Книги читаю охотно; но не имею никакой возможности проследить всё, что было без меня, я стараюсь приводить к общим понятиям, и привыкнуть сливать понятия и соображать читанное, с равным участием и старое и новое. Не легко поставить мысль в гармонию с мыслью целого поколения, при мне не существующего, и которое мне довелось видеть только в углу и в отрывке. Но это психически и занимает меня преимущественно. Вижу ежечасно новое и не знаю скуки».
Шли годы и здоровье Батенькова сдавало всё больше и больше. К тому же и климатические условия в Томске давали себя чувствовать. В январе 1848 г. Батеньков отмечает: «Мы перетерпели страшные морозы; теперь не более 17 градусов, что мы считаем оттепелью. Совершенно отвык от здешнего климата: голова отяжелела, нервы ослабели, раны начали беспокоить и никак не могу согреться».
Ещё определённее он говорит об этом в июне 1850 г.: «В продолжение краткого лета я бываю здоров; но с наступлением осени весь обращаюсь в болезнь, многие раны, полученные в сражениях против французов, предрасположение к цинготным, апоплексическим, а частью нервным и душевным недугам, особливо при морозах зимою, и при недостатке пособий, мучат меня и истощают».
Но дождался Батеньков переезда в Россию лишь в 1856 г. по общей амнистии декабристов. Он избрал для местопребывания село Петрищево, Белёвского уезда, Тульской губернии, у друга детства Елагина, а затем город Калугу.
В Томске долгое время и настойчиво сообщали, что Г.С. Батеньков оставил свои записки Лучшевой, завещавшей эти записки положить, когда она умрёт, в гроб, что и было будто бы исполнено. Но Батеньков, как теперь устанавливается, никаких записок не вёл. Близко стоявший к Батенькову Е.И. Якушкин, в год отъезда из Томска Батенькова спросил у него: «Вы хотели писать записки, начали ли вы или отложили в долгий ящик?»
Батеньков ответил: «И не начал и не начну. Писать может только тот, кто уверен, что его бумаги сохранятся; а у нас кто может быть в этом уверен? Фамильных архивов у нас нет, а у себя держать бумаг нельзя. Думал положить бумаги в монастырь, потому что попы бумаг читать не станут и не узнают, что у них за бумаги, но нельзя поручиться, что бумаги не уничтожатся. Как же при таких обстоятельствах писать?»
В краевом музее Томска хранится альбом рисунков архитектурного характера, частично приписываемых Батенькову. Но до тех пор, пока специалисты не выскажут своего мнения по этому поводу, дать точное заключение об альбоме нельзя, т. к. он не датирован и нет подписи.
Время до 1862 г. прошло, насколько можно судить по сохранившимся данным, в горячей работе у Батенькова по крестьянскому вопросу. В конце 1850-х и начале 1860-х годов шла сначала организационная работа по этому вопросу. Утверждены были губернские комитеты, подготовившие записки с проектами по вопросам экономического и правового характера по крестьянскому делу: сюда входили вопросы о земельном наделе, о правах на выкуп надела, об устройстве крестьянских обществ и т. д. Огромной ценности эти материалы в 4-х томах были изданы за границей в Бонне.
Из этих материалов, да и из других источников видно, что в Калуге при разрешении крестьянского вопроса имел большое значение небольшой кружок по тому времени передовых людей, куда входили декабристы, в значительной степени способствовавший разрешению правовых и экономических вопросов по крестьянскому делу в пользу крестьян. Своими занятиями и опытом Батеньков очень много работал для более правильного разрешения этих вопросов. В одном из своих писем декабрист Оболенский писал к декабристу Муравьёву-Апостолу: «Гавриил Степанович Батеньков пользуется сочувствием по личному его характеру, уму чисто русскому и несомненным достоинствам».
Здоровье Батенькова, между тем, всё более и более ухудшалось. В октябре 1863 г. Оболенский сообщал Муравьёву-Апостолу: «Всё менее и менее имеем надежду на сохранение нашего славного Гавриила Степановича. Я его оставил в трудном, но не безнадёжном положении». Но уже 10-го ноября 1863 г. тот же Оболенский писал М.И. Муравьёву-Апостолу: «Грустную весть сообщаю тебе, друг Матвей Иванович: нашего Гавриила Степановича нет уже между нами.
29-го октября, в 9 часов вечера, он умер. Так совершил он свой путь житейский на 70-ом году от рождения, совершил его, украсив жизнь делами любви. Грустно было расставаться с ним. Какое-то чувство безотчётное, но тяжёлое наполняло сердце, когда тело его бездыханное лежало на столе, так ещё недавно полное жизни и отвечавшее слову любви словом взаимным. Его симпатичная натура приобрела ему много друзей, которых он сумел сохранить до конца своей жизни.
Он завещал себя похоронить в имении Елагиной в Петрищеве, что и было исполнено».
По имеющимся сведениям, полученным в декабре 1925 г., могила Батенькова сохранилась. На ней находится каменная плита с надписью: «Декабрист Батеньков».







