Декабрист Гавриил Степанович Батеньков
А.А. Брегман
Декабрист-сибиряк Гавриил Степанович Батеньков занимает в движении декабристов особое, выдающееся место. Герой Отечественной войны 1812 г., храбрый офицер-артиллерист, друг и соратник М.М. Сперанского, деятельный участник его сибирских реформ, инженер, архитектор, оригинальнейший философ и мыслитель, человек с умом государственного деятеля, поэт, литературный критик, активнейший участник подготовки восстания 14 декабря на Сенатской площади, декабристский кандидат во Временное революционное правительство.
Его богатая биография, полная героизма и драматизма, занимала и современников, и потомков. Его жизнь и деятельность, «загадка» 20-летнего заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости и многогранное творчество изучались и анализировались в трудах историков и литературоведов, юристов и философов, общественных деятелей, краеведов и архитекторов.
Первый биографический очерк о Г.С. Батенькове был напечатан через 26 лет после его смерти. В 1918 г. Батенькову посвятил статью известный советский литературовед, знаток декабристской эпохи Б.Л. Модзалевский. В 1947 г. Е.П. Федосеева защитила кандидатскую диссертацию: «Декабрист Г.С. Батеньков (опыт биографии)». О Батенькове написаны две монографии (Бородавкин А.П., Шатрова Г.П. Декабрист Г.С. Батеньков. Томск, 1960; Карцов В.Г. Декабрист Г.С. Батеньков. Новосибирск, 1965).
В ряде статей освещаются общественно-политическая, научная и литературная деятельность декабриста, участие его в подготовке реформы Сибирского управления, работа в должности инженера Корпуса путей сообщения по созданию архитектурных и гидротехнических сооружений, прокладке дорог и строительству мостов. Достойное место отведено Г.С. Батенькову и в трудах по истории развития общественной мысли и революционного движения в первой четверти XIX в., накануне и в период первой революционной ситуации (1859-1861) в России и в трудах по истории государственных преобразований.
Материалы о службе, научной и общественно-политической деятельности, а также письма публикуются уже с конца XIX в. Но многое ещё не опубликовано. Почти все авторы работ о Батенькове, созданных за сто с лишним лет, несмотря на различия оценок и отдельных выводов, видели в нём одного из выдающихся деятелей Северного общества декабристов, всесторонне одарённого, незаурядного человека, высоко эрудированного мыслителя.
Гавриил Степанович Батеньков родился 25 марта 1794 г. в г. Тобольске. Отец его - прапорщик 2-го батальона Стефан Герасимович Батеньков (1740 - 1808/1809), мать - Анастасия Андреевна Прянишникова (1763 - 13.02.1819). Отец декабриста женился на ней после смерти первой жены.
Детство Батенькова протекало в патриархальной религиозной семье, где даже пожилой отец не мог ничего решать без ведома своих родителей. Религиозность воспитывалась в ребёнке с младенчества. Первые уроки своего воспитания и познания окружающего мира Батеньков связывает с именем «дяди Осипа», посетившего Тобольск проездом на Алеутские острова, откуда ездил «с отчётом и за милостями императрицы по подвигам Шелихова».
К сожалению, фамилию первого воспитателя двухлетнего Батенькова достоверно установить затруднительно. Можно предположить, что это был любознательный и деятельный сподвижник Г.И. Шелихова по российской торговой компании поручик Осип Арканов, заседатель Нижнекамчатского земского суда. Географический атлас, подаренный им мальчику, стал для него «классическою книгою», с которой и началось образование Батенькова.
Первоначальные основы грамоты мальчик приобрёл самостоятельно. По словам Батенькова, он научился читать и писать с помощью букв, рисованных на карточках. «Писать начал вдруг сам, без приготовления, разумеется, не каллиграфически и едва ли не прежде всего татарскими буквами».
После смерти отца Батеньков был определён в Военно-сиротское отделение Главного народного училища в Тобольске. В дни сиротского отрочества он дружил с молодым живописцем - учеником художника, родственника матери. В его мастерской он часто бывал вместе с другими учениками.
Батеньков вспоминал: «Во время продолжения работ мы, незанятые, следили с любопытством и за приготовительной техникой <...> и в то же время, кто мог, читал книги, а после, как умели, старшие разбирали их. Живительнее всего были сочинения Карамзина: «Путешествие», «Аглая», «Безделки». Иногда восторгались и парили с Державиным и находили ближе к сердцу Дмитриева, Богдановича, Долгорукова».
Круг чтения Батенькова в тобольском кружке молодёжи и часы, проведённые им в мастерской художника, закладывали основы будущей политической осторожности и умеренности и формировали художественные наклонности будущего строителя и архитектора. Юношеские интересы Батенькова видны из его показаний Следственному комитету 22 марта 1826 г., которые он сам назвал «полной биографией»:
«Первые мысли о выгодах свободного правления и привязанность к оному, как обыкновенно бывает, получил я во время обучения истории. Древние греки и римляне с детства сделались мне любезны, но природные мои склонности влекли к занятиям другого рода: я любил точные науки и на 15 году возраста знал уже интегральное исчисление, почти самоуком».
В 1811 г. семнадцатилетний Батеньков покинул Тобольск - он был зачислен в Дворянский полк при 2-м кадетском корпусе в Петербурге. Через год учебы, в начале Отечественной войны 1812 г., юный сибиряк был выпущен из корпуса прапорщиком артиллерии. В корпусе началась его дружба с будущим «первым декабристом» Владимиром Федосеевичем Раевским.
В показаниях от 22 марта 1826 г. Батеньков написал: «<...> я подружился с Раевским <...>, с ним проводили мы целые вечера в патриотических мечтаниях, ибо приближалась страшная эпоха 1812 года. Мы развивали друг другу свободные идеи, и желания наши, так сказать, поощрялись ненавистью к фронтовой службе. С ним в первый раз осмелился я говорить о царе, яко о человеке, и осуждать поступки с нами цесаревича. В Сибири, моей родине, сие не бывает». Последние слова свидетельствуют о появлении у Батенькова ещё в начале самостоятельного жизненного пути интереса к политическим проблемам, связанным с «патриотическими мечтаниями».
21 мая 1812 г. прапорщик Батеньков поступил в 13-ю артиллерийскую бригаду корпуса генерала от инфантерии Остен-Сакена и осенью 1812 г. принял участие в боевых операциях. В 1813-1814 гг. участвовал в заграничных походах русской армии. 8 января 1813 г. вступил в Силезию, 7 августа того же года в сражении у селения Крайнбау командовал двумя орудиями и получил первое ранение. 17-19 сентября сражался при г. Мейсене.
Во время вражеской вылазки из крепостей Виттенберг и Магдебург 4 октября того же года «чрез расторопность свою спас и доставил к армии артиллерийские снаряды, будучи между неприятельскими войсками». За этот подвиг Батеньков получил чин подпоручика и 20 декабря вместе с бригадой вступил во Францию. В январе 1814 г. участвовал в сражениях при г. Вакулере, местечке Бриень ле Шато и в генеральном сражении при селении Ларотьер «при разбитии главной французской армии», за отличия в которых награждён орденом св. Владимира 4-й степени с бантом.
30 января 1814 г., прикрывая отступление корпуса при местечке Монмираль, получил десять штыковых ран, взят в плен, из которого был освобожден 10 февраля того же года генерал-майором И. И. Дибичем. А уже с 15 марта по 4 апреля командовал двумя орудиями батарейной роты № 10 в составе прусского корпуса при блокаде крепости Мец. 31 июля вернулся с войсками в Россию вместе со своей 13 -й бригадой, переименованной в 27-ю.
13 декабря 1814 г. Батеньков получил отпуск «для излечения ран» и уехал в Тобольск к матери. В Тобольске он явился к начальнику 10-го округа инженеров путей сообщения инженер-полковнику Риддеру и заявил о своём желании перейти из артиллерии на службу в Корпус инженеров путей сообщения. Однако вызванный из отпуска 1 апреля 1815 г., Батеньков получил назначение в корпус генерала от инфантерии Дохтурова и вновь оказался в заграничном походе. С 22 по 25 июня 1815 г. он принимал участие во второй блокаде крепости Мец, а затем, по 30 августа, «следовал до города Вертю». 24 декабря вместе с армией вернулся в Россию.
Военно-походная жизнь сыграла большую роль в жизни Батенькова. Начитанный, остроумный, отважный сибиряк оказался в центре дружеской офицерской компании и получил доброе прозвище Книжник. Во время войны он стал «походным поэтом», о чём вспоминал спустя многие годы. Особый интерес у него и его друзей (Елагина, Паскевича, Бердяева и других) вызывали философские проблемы.
Увлечение немецкой идеалистической философией Шеллинга и Канта стало источником дружеских бесед и споров, которые друзья называли «галиматейной философией». Себя участники этих споров и бесед называли «галиматейными философами». В своей переписке они пользовались условной терминологией, заимствованной у масонов. Отсюда же и шуточное название дружеской компании «Кагал» (от древнееврейского kahal - собрание, община).
Вернувшись в Россию в конце 1816 г., Батеньков продолжал служить в артиллерии. Но военная служба уже тяготила его. 7 мая 1816 г. прошение об увольнении с чином, мундиром и пенсией было удовлетворено. Но указ об отставке Батеньков получил только в марте 1818 г. уже в Сибири.
Этот уход с военной службы следует рассматривать как протест против аракчеевского произвола, воцарившегося в армии после окончания Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1815 гг. Сам Батеньков об этом периоде своей жизни так писал в показаниях Следственному комитету: «Война представила мне поучительную картину; но я выходил из строя за ранами, должен был беспрестанно лечиться и продолжал своё образование <...>. Военной славы не искал, мне всегда хотелось быть ученым или политиком. Во время двух путешествий за границу мысли о разных родах правления практическими примерами во мне утвердились, и я начал иметь желание видеть в своём отечестве более свободы».
Гавриил Степанович твёрдо решил, уйдя с военной службы, заняться науками и стать инженером. Друзья сочли это решение опрометчивым, так как в военной карьере они видели гарантию материального достатка и продвижения по служебной лестнице. Предупреждения и уговоры друзей не остановили Батенькова. Он воспользовался данным ему ещё в 1815 г. разрешением готовиться к экзаменам в Институт Корпуса инженеров путей сообщения и прибыл в Петербург. В это же время он стал членом столичной масонской ложи «Избранного Михаила», которая впоследствии превратилась в одну «из побочных вольных организаций Союза благоденствия».
Членами этой ложи были многие будущие декабристы: Николай Бестужев, братья М. и В. Кюхельбекеры, Ф.П. Толстой, Ф.Н. Глинка и другие. Вступление Батенькова, как и других декабристов, в масонскую ложу было не столько данью аристократической моде, сколько стремлением использовать масонские организационные формы для углубления и развития оппозиционных настроений, нравственного совершенствования. Передовые члены ложи использовали её для формирования антифеодального общественного мнения - обязательного условия успешного становления и развития тайных декабристских обществ.
5 октября 1816 г., успешно сдав экзамен в институте, он получил звание инженера 3-го класса и назначение по его «прошению и желанию» («на помощь престарелой матери») на службу в 10-й (Сибирский) округ. 21 ноября Батеньков прибыл в Тобольск к полковнику Ф.Ф. Риддеру.
Вероятно, именно тогда он получил стихотворное «Послание» от В.Ф. Раевского, написанное ещё в 1815 г. Поручик Раевский служил в то время в Каменец-Подольске адъютантом командующего артиллерией 7-го пехотного корпуса. Он был центром дружеского кружка офицеров-единомышленников, мечтавших «о благоденствии народа». В знак дружбы члены кружка носили железные кольца. Вспоминая дни Отечественной войны 1812 г., Раевский обращается к другу - участнику заграничных походов:
Почто ж зовешь меня, мой друг,
Делить все радости с тобою!
Могу ль покоем обладать?
Пловец над пропастью бездонной
В отчизне милой, но безродной,
Не ведая, куда пристать,
Я в море суеты блуждаю,
Стремлюсь вперед, ищу пути
В надежде пристань обрести
И - снова в море уплываю.
Послание Раевского не могло оставить равнодушным начинающего инженера, мечтавшего быть полезным родине. Но дел в Тобольске ему не нашлось. Бездеятельность и долгое отсутствие писем от А.А. Елагина, друга-однокашника, навевали на Батенькова грустные мысли. По просьбе генерал-губернатора Сибири И.Б. Пестеля Главное управление путей сообщения предписало Батенькову принять на себя техническое руководство инженерно-строительными работами в Томске, необходимыми для приведения в порядок городских улиц и укрепления набережной реки Ушайки.
В конце марта 1817 г. Гавриил Степанович приступил к работе. Его увлекла новая деятельность и особенно идея строительства моста через р. Ушайку. «Три короба наболтал я об укреплении берега реки, теперь занимаюсь проектом моста, и хочется построить оный аркою из железа на каменных быках», - писал он другу 24 мая 1817 г. Но строительство моста зависело не столько от местного, сколько от петербургского начальства. Поэтому, ожидая решения Главного управления, Батеньков проектировал пока перестройку ключа, снабжавшего жителей питьевой водой.
Согласия на строительство моста по своему проекту он не получил и был вынужден строить по «образцовым чертежам», утверждённым без учета специфики отдельных районов империи. Поэтому вместо «большого железного моста» началось возведение деревянного, утверждённого томским губернатором. Одновременно шло строительство ключа по проекту Батенькова, также не одобренному петербургским начальством, избегавшим лишних хлопот во всём, что касалось благоустройства отдалённых от столицы губерний.
Свою службу в Томске Батеньков считал хлопотливой и требующей значительной отваги, поскольку работы велись колодниками - ссыльными арестантами, закованными в цепи, или местными жителями в порядке повинности, т. е. людьми, работающими по принуждению, без необходимых знаний и опыта. А придирки местного начальства, препоны со стороны чиновников Главного управления отражались на настроении Батенькова. Любя всегда Сибирь как свою родину, в этот период он с горечью написал: «Сибирь мне не нравится, но <...> не смею подумать о всегдашнем переселении за черту Урала. <...> Я, видно, родился для того, чтоб терпеть, живу редко так, как хочу, и мало имею способов угождать себе».
Заявление это было не совсем справедливо. Именно тогда Батеньков уже наладил дружеские отношения со многими сибиряками, ставшими ему близкими на всю жизнь. Он организовал с этими друзьями Томскую масонскую ложу, которая через своего казначея Н.И. Кусова поддерживала связь со столичной «ложей-матерью» «Избранного Михаила». В своих показаниях Батеньков об этом говорил: «Жил довольно долго в Томске, где из семи или восьми человек составили мы правильную масонскую ложу, и истинно масонскую, ибо кроме добра ни о чем не помышляли».
Тогда же Батеньков влюбился в свою дальнюю родственницу Прасковью (Полину) Аргамакову. Так что его недовольство жизнью можно объяснить главным образом служебными трудностями и отдалённостью близких ему по духу друзей, живших в столицах и связанных с видными деятелями русской культуры. Поэтому он так настойчиво просит А.А. Елагина прислать сочинения В.А. Жуковского: «Тебе известно, что я люблю словесность, и, следственно, прочесть хорошие творения всегда мне приятно, <...> сблизь нас более и более, я буду писать к нему».
Контрасты в настроении были результатом критических размышлений о тяготах жизни людей, ссылаемых подчас безвинно в Сибирь на каторгу и в ссылку, о бедности местных жителей, принуждаемых к трудовой повинности, справиться с которой они не могли из-за своей нищеты. Батеньков неоднократно писал о нецелесообразности для экономики государства использовать на стройках подневольный труд, так же как и при других формах деятельности. Он утверждал, что вольный рабочий сможет работать гораздо лучше и добросовестней, так как будет заинтересован в результате труда, от которого зависит его заработок.
Несмотря на все неприятности томской службы, придирки начальства, недоверие сослуживцев, тоску о далёких друзьях и интересной жизни в столице, Батеньков не может оставить Сибирь. Он утверждает: «Родимая сторона образует наши привычки, склонности и образ мыслей; <...> служить в Сибири я никому не желаю, но жить в ней согласен до последнего издыхания». Уехать из Сибири не позволяло ему и чувство долга перед матерью: «Я привязан к Сибири волею матери, я одну её имею, и прочее всё мне чуждо по крови. Опять от неё удалиться для меня страшно, особливо когда нужды и болезни не оставляют меня преследовать».
В Томске он завёл новые знакомства. Читал на вечерах в томских домах поэмы Жуковского «Людмила» и «Громобой», писал стихи, занимался переводами и ждал отпуска. Но вместо отпуска 3 января 1818 г. Батеньков снова отправился в Тобольск для вступления (временно) в должность управляющего 10-м округом путей сообщения в связи с отъездом инженер-полковника Ф.Ф. Риддера в отпуск в Петербург и Лифляндию.
«Здесь теперь посадили меня на воеводство», - иронизирует Гавриил Степанович в письме из Тобольска 19 января 1818 г. Он начинает задумываться о прожитых годах, и ему кажется, что он «уже состарился» (это в 24 года!) и пора «выкинуть из головы мечты» о лучшем:
«Кто в мире и любви умеет жить с собою,
Тот радость и любовь во всех странах найдёт», -
философски решает будущий декабрист. Отдалённость друзей-однополчан и «пустоту» он компенсирует любимым занятием - учением. По-прежнему много работает за чертёжным столом, рисует и даже вышивает.







