Бунтари поневоле
Биографии офицеров-участников восстания Черниговского пехотного полка, не бывших членами тайных обществ, никогда самостоятельно не изучались. Ярлык «попутчики», равно как и формальные описания их поведения в дни выступления, ясности не вносили. Среди невольных бунтарей было двое рязанцев - А.Д. Белелюбский и князь А.П. Мещерский. Стоит сказать, что с лёгкой руки ряда краеведов (А.М. Сторожева, Н. Петрова, Е.С. Степанова, Е.Н. Крупина, Л.В. Димперана) они стали именоваться членами декабристских организаций и эти неправильные данные уже успели войти в школьные учебники.
Отец А.Д. Белелюбского - Дмитрий Петрович (ок. 1777-1813) - дворянин, отставной ефрейт-капрал. Мать - дворянка Анна Ивановна, урождённая Левашёва (ок. 1773 - 25.11.1859). За Д.П. Белелюбским по 5-й и 6-й ревизиям в д. Зеркалы (Караваево, Воиново тож) Данковского уезда числилось 7 мужских душ. Ему также принадлежало (по данным 5-й ревизии) 6 душ в с. Княжом Ряжского уезда.
А.Д. Белелюбский родился 3 октября 1803 г. в д. Зеркалы, и через 7 дней был крещён в с. Урусово Раненбургского уезда. Мальчика назвали Амплей. Он всю жизнь подписывался этим именем, хотя это искажение имени св. апостола Амплия, память которого празднуется 31 октября. О детстве А.Д. Белелюбского ничего неизвестно. В 1818 г. А.Д. Белелюбский унаследовал имение отца в д. Зеркалы. В 1819 г. А.Д. Белелюбский был внесён в VI часть родословной книги по Рязанской губернии. Свидетельство о дворянстве требовалось ему для карьеры военного. 19 января 1820 г. А.Д. Белелюбский поступил подпрапорщиком в Черниговский пехотный полк.
Начало биографии А.П. Мещерского было более неординарным. Его отец - отставной подпоручик, князь Пётр Иванович (ок. 1759-1833). На 1818 г. за П.И. Мещерским в с. Турово Ряжского уезда числилось 11 мужских душ. П.И. Мещерский был женат дважды. От первой жены - Екатерины Ивановны NN (?-?) имел дочь Александру (ок. 1791-?). Второй избранницей князя стала его дворовая Авдотья Савельева (ок. 1773-?).
Эта свадьба состоялась 22 мая 1811 г. От второго брака П.И. Мещерский прижил дочерей Параскеву (1812-?), Анну (1813-?) и Серафиму (ок. 1815-1853). Нам удалось найти данные лишь о судьбе последней. Она была замужем за отставным подпоручиком Д.В. Головниным (1807-?), родной брат которого, Н.В. Головнин, фигурировал в ходе следствия над декабристами, а был кузеном известный мореплаватель, вице-адмирал В.М. Головнин.
Единственный сын П.И. Мещерского, Александр, родился вне брака 26 февраля 1801 г. в с. Гремячка Ряжского уезда у незамужней дворовой девушки Авдотьи Савельевой. О детстве А.П. Мещерского ничего неизвестно. В 1817 г. П.И. Мещерский с родом был внесён в V часть родословной книги по Рязанской губернии. Вероятно, князь прочил сыну карьеру военного.
10 июня 1819 г. А.П. Мещерский поступил подпрапорщиком в Черниговский пехотный полк. Там и встретились два рязанца. Роковой для обоих 1825 год и Белелюбский, и Мещерский встретили прапорщиками. Косвенно о стиле жизни наших героев можно судить по списку должников купца Ошлендера. На конец 1825 г. Белелюбский был должен ему 1400 рублей, а Мещерский - всего 50.
30 декабря 1825 г. С.И. Муравьёв-Апостол с двумя восставшими ротами Черниговского пехотного полка вошёл в Васильков. А.П. Мещерский до полудня находился в карауле. Вернувшись на квартиру, он услышал сигнал тревоги и выехал верхом, дабы выяснить происходящее. Пешком к гауптвахте направились подпоручики В.Я. Кондырев и В.Н. Рыбаковский. Там они были окружены толпой солдат во главе с поручиком И.И. Сухиновым. Угрожая пистолетом, Сухинов потребовал от офицеров «присоединиться к партии возмутителей». Сухинов лично представил А.П. Мещерского С.И. Муравьёву-Апостолу. Последний повторил требование следовать за восставшими, сопроводив его угрозами.
А.Д. Белелюбский был в карауле на гауптвахте и не решился оказать сопротивления восставшим, ибо имел под своим началом не более 8 человек. Подпоручик М.П. Бестужев-Рюмин и поручик А.Д. Кузьмин, угрожая Белелюбскому пистолетами, потребовали присоединиться к восстанию. Согласившийся Белелюбский был отправлен для снятия всех часовых по городу и сбора их на гауптвахте.
Вместо этого он поспешил на свою квартиру, где решил спрятаться до поры до времени. 31 декабря Белелюбский послал на разведку своего денщика Власа Костин, но тот вернулся без новостей. Тогда Белелюбский сам вышел в город, где и столкнулся лицом к лицу с С.И. Муравьёвым-Апостолом. Он отвёл Белелюбского на свою квартиру, где тот находился до выхода полка из Василькова.
Понимая, что следование за Муравьёвым-Апостолом будет расценено как участие в бунте, офицеры Е.И. Апостол-Кегич, В.Я. Кондырев и А.П. Мещерский 30 декабря договорились покинуть мятежников при первой возможности. Утром следующего дня они посетили васильковского городничего Девилерса и сообщили ему, что следуют за бунтовщиками не по своей воле.
Утром 2 января 1826 г. в с. Мотовиловка восставших покинул Белелюбский. На рассвете 3 января из д. Пологи бежали Апостол-Кегич, Кондырев и Мещерский. Тем не менее, все беглецы были привлечены к следствию как обвиняемые.
Единственной поблажкой было содержание их без кандалов. Согласно окончательному приговору, Белелюбского и Мещерского следовало посадить в крепость на 6 месяцев «для восчувствования оказанного ими при возмущении малодушия» с последующим определением на службу. Приговор был объявлен Белелюбскому и Мещерскому 26 июля 1826 г. В тот же день они были отконвоированы в крепость Бобруйск, а 26 января 1827 г. освобождены и отправлены в г. Острог Волынской губернии в полк.
А.Д. Белелюбский долго не прослужил и был уволен в отставку по домашним обстоятельствам 10 мая 1828 г. Полицейский надзор за ним не установили, и поэтому следы его на некоторое время теряются. Вероятно, он уехал в Рязанскую губернию. Правда, по ревизии 1834 г. за А.Д. Белелюбским крестьян ни в одном из уездов губернии не числилось.
Следующим известным эпизодом его биографии стало собственноручное прошение от 10 октября 1849 г. на имя рязанского губернатора П.С. Кожина об исключении судимости из указа об отставке. Кожин переправил прошение в III отделение Е.И.В. канцелярии, откуда ответили отказом. Вердикт был сообщён Белелюбскому под расписку, которую он дал 14 января 1850 г. градской полиции Ряжска, где жил последнее время. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Ещё меньше задержался на службе Мещерский. Он был уволен в отставку по домашним обстоятельствам приказом от 21 февраля 1828 г. Поселившись в имении отца, А.П. Мещерский зажил тихой и спокойной жизнью. За ним был установлен секретный надзор, не давший никаких результатов. В 1850 г. в канун подготовки амнистии по случаю празднования 25-летия царствования Николая I губернатор П.С. Кожин подал прошение о снятии с А.П. Мещерского надзора, но тот «помещён был в списке лиц, которым не испрашивалось облегчения участи».
Со смертью отца А.П. Мещерский вышел из под его опеки, бывшей, скорее всего, пострашнее любого полицейского надзора. Александру досталось всё движимое и недвижимое имущество в с. Турово Ряжского уезда и д. Локотки Раненбургского уезда. 2 сентября 1834 г. А.П. Мещерский женился на дочери отставного подпоручика, соседа по с. Гремячка Ряжского уезда Ф.У. Шмарова - Федосье Фёдоровне (1812-?). Молодожёны поселились в имении Мещерского. Детей у А.П. Мещерского не было. 10 июля 1853 г. А.П. Мещерский умер от чахотки в с. Турово, там же он и похоронен
Павел Трибунский