О следственном деле Н.А. Васильчикова
Имя корнета Кавалергардского полка Николая Александровича Васильчикова впервые было названо А.Н. Вяземским 20 декабря 1825 г. Он был арестован 25 декабря 1825 г. в Москве по приказу, последовавшему 20 декабря. 29 декабря был доставлен в Петербург, помещён под арест на городовом карауле, допрошен и препровождён в дом коменданта Петропавловской крепости, во вновь отделанный арестантский покой № 2 с запиской Николая I: «Присылаемого Васильчикова посадить по удобности, дав писать, что хочет и содержа хорошо».
При первом допросе, снятом генерал-адъютантом В.В. Левашовым, он показал, что был принят в 1825 г. в тайное общество, имевшее «либеральные намерения», и назвал фамилии 8 известных ему членов общества - кавалергардов (док. 3/1).
31 декабря 1825 г. в Следственном комитете были рассмотрены бумаги Васильчикова.
10 января 1826 г. он был допрошен в Следственном комитете. Сохранившаяся запись его показаний свидетельствует, что Васильчиков не сообщил ничего нового по сравнению с первыми показаниями (док. 5/3).
Тогда же ему были вручены «вопросные пункты», касающиеся планов общества, времени начала его действий, его целей, связей Северного с Южным и т. д. (док. 3/1). Отвечая на эти вопросы, Васильчиков показал, что общество желало установить конституционное правление, освободить крестьян и ввести свободу книгопечатания. К названным уже фамилиям членов общества, он прибавил ещё фамилии 3 членов, а также сообщил, что слышал о существовании Южного общества (док. 6/4).
В связи с утверждением П.Н. Свистунова, что он открыл в присутствии И.А. Анненкова в ноябре 1824 г. Васильчикову цель общества - введение в России республиканского правления, а Н.А. Васильчиков продолжал настаивать, что ему известны были лишь конституционные намерения общества, 7 мая 1826 г. была дана очная ставка Васильчикову со Свистуновым, во время которой каждый остался при своём мнении (док. 7/5).
16 мая П.Н. Свистунову был задан вопрос для уточнения даты приёма в общество Н.А. Васильчикова (так как сам Н.А. Васильчиков показал, что это произошло в 1825 г., а П.Н. Свистунов - в 1824 г.) и о знании Н.А. Васильчиковым действительной цели общества. В своём ответе Свистунов показал, что Васильчиков был принят в общество в 1824-1825 гг., причём отметил, что, возможно, им и не была открыта Васильчикову республиканская цель Южного общества, а говорилось о перемене правления. Он также подчеркнул, что Васильчиков активного участия в делах общества не принимал (док. 8/6).
В тот же день с аналогичным вопросом Следственный комитет обратился к И.А. Анненкову. Анненков отрицал своё присутствие в момент приёма Васильчикова в тайное общество Свистуновым, но подтвердил, что Васильчиков являлся членом тайного общества (док. 9/7).
Кроме указанных выше документов, дело Н.А. Васильчикова содержит опись документов, формулярный список о службе Васильчикова, выписку из показаний декабристов и записку о Васильчикове (док. 1, 2/8, 10/10, 11/9); вопросы «о воспитании» и ответы на них в деле отсутствуют.
По докладу Следственной комиссии о Н.А. Васильчикове последовала 15 июня 1826 г. резолюция Николая I, согласно которой после месячного заключения в крепости он переводится тем же чином в полк 5-го резервного кавалерийского корпуса. По высочайшему приказу 7 июля переведён в Тверской драгунский полк.
Следственное дело Н.А. Васильчикова хранится в ГА РФ, в фонде 48 под № 59.
Согласно современной нумерации в деле насчитывается 14 листов, заполненных текстом. На листах сохранилась также нумерация, проставленная во время формирования дела надворным советником Ивановским, которая учла 12 листов, документ № 1 (опись) был вшит в дело перед листом 1, не была пронумерована также обложка дела.
Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания Н.А. Васильчикова по различным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 59:
1. Дело № 300 «О казённых претензиях, открывшихся на бывших полковых командирах и прочих офицерах, прикосновенных к делу о тайном обществе», л. 11-11 об., 20 (ответы от 15 января и 11 февраля 1826 г.).
2. Дело № 293 «О вещах и деньгах, принадлежавших арестованным лицам», л. 77 (расписка от 14 апреля 1826 г.).
3. Дело № 303 «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел», л. 118 об. (ответ без даты).
4. Дело № 304 «Об отобранных от арестованных лиц сведениях, не состоит ли у кого в залогах недвижимое имение как в опекунских советах, банке, так и в приказах общественного призрения», л. 66 об., 67 (ответы без даты).