© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Васильчиков Николай Александрович.


Васильчиков Николай Александрович.

Posts 11 to 14 of 14

11

№ 10 (10)

Выписка из показаний на корнета Васильчикова.

Прапорщик Толстой -- Член общества (99). Пок[азание] 1 и 2 по[казание], 9 пу[нкт].

В Москве встречался с Анненковым и Васильчиковым, и Свистуновым; расспрашивали друг друга о знакомых членах. 2 пок[азание], пу[нкт] 3.

Горожанский -- Член общества, принятый им, Горожанским (83). Пок[азание] 1.

Чернышёв -- Член общества (78). С[траница] 4, на обо[роте].

Свистунов -- Член общества (61). В 1 по[казании] и на об[ороте] 6 с[траницы].

Он должен выехать из Петербурга вместе с Васильчиковым, который взялся пособлять ему в покупке ремонтных лошадей. С[траница] 6 на обор[оте], пун[кт] 10.

Когда Васильчиков приехал из деревни1, Свистунов был [у] него, встретил у него Муравьёва.

20-го числа по приказанию московского генерал-губернатора явились к нему поутру и отправили свои вещи в дом Васильчикова. С[траница] 10.

В Москве останавливался у Васильчикова, чтобы прожить целый год. С[траница] 11 на обор[оте].

Вадковский -- Член общества (59). 2 пока[зание], пун[кт] 6.

Вяземский 2-й - Член общества (50), 1 по[казание], с[траница] 1.

Анненнков -- Член общества (46). С[траница] 6 на об[ороте], пун[кт] 4. // (л. 13 об.)

1 Далее зачёркнуто: «Горожа...».

12

№ 11 (9)

О корнете Кавалергардского полка Васильчикове

Васильчиков на сделанный ему вопрос сознался, что принят в общество в 1825 году корнетом Свистуновым. Он знал, что целию оного было введение конституции, но дальнейшие подробности ему неизвестны. Одна неосторожность вовлекла его в общество, о котором не объявил, гнушаясь названия доносчика; в члены никого не принял и не только ни в чём не содействовал обществу, но даже старался по мере возможности отклониться от оного. Из разговоров токмо и то недавно узнал он, что находился в Северном обществе и что есть другое, Южное. При сём Васильчиков объявил всех известных // (л. 13 об.) ему или подозреваемых членов.

Показание Свистунова

Напротив того, корнет Свистунов показывает, что около ноября 1824 года открыл он Васильчикову цель общества, состоящую в введении в России республиканского правления. Однако показание сие Васильчиков отвергнул на очной ставке с Свистуновым, который присовокупил, что он говорил ему только вообще о перемене правления. В действиях же общества Васильчиков не принимал никакого участия, и после принятия его в члены он почти не говорил с ним про общество. Васильчиков во время возмущения 14 декабря был вне С.-Петербурга.

Верно: над[ворный] сов[етник] Ивановский

На подлинной докладной записке означена следующая высочайшая резолюция за подписанием барона Дибича: «Продержав ещё месяц в крепости, выписать тем же чином в полки 5-го резервного кавалерийского корпуса».

13

О следственном деле Н.А. Васильчикова

Имя корнета Кавалергардского полка Николая Александровича Васильчикова впервые было названо А.Н. Вяземским 20 декабря 1825 г. Он был арестован 25 декабря 1825 г. в Москве по приказу, последовавшему 20 декабря. 29 декабря был доставлен в Петербург, помещён под арест на городовом карауле, допрошен и препровождён в дом коменданта Петропавловской крепости, во вновь отделанный арестантский покой № 2 с запиской Николая I: «Присылаемого Васильчикова посадить по удобности, дав писать, что хочет и содержа хорошо».

При первом допросе, снятом генерал-адъютантом В.В. Левашовым, он показал, что был принят в 1825 г. в тайное общество, имевшее «либеральные намерения», и назвал фамилии 8 известных ему членов общества - кавалергардов (док. 3/1).

31 декабря 1825 г. в Следственном комитете были рассмотрены бумаги Васильчикова.

10 января 1826 г. он был допрошен в Следственном комитете. Сохранившаяся запись его показаний свидетельствует, что Васильчиков не сообщил ничего нового по сравнению с первыми показаниями (док. 5/3).

Тогда же ему были вручены «вопросные пункты», касающиеся планов общества, времени начала его действий, его целей, связей Северного с Южным и т. д. (док. 3/1). Отвечая на эти вопросы, Васильчиков показал, что общество желало установить конституционное правление, освободить крестьян и ввести свободу книгопечатания. К названным уже фамилиям членов общества, он прибавил ещё фамилии 3 членов, а также сообщил, что слышал о существовании Южного общества (док. 6/4).

В связи с утверждением П.Н. Свистунова, что он открыл в присутствии И.А. Анненкова в ноябре 1824 г. Васильчикову цель общества - введение в России республиканского правления, а Н.А. Васильчиков продолжал настаивать, что ему известны были лишь конституционные намерения общества, 7 мая 1826 г. была дана очная ставка Васильчикову со Свистуновым, во время которой каждый остался при своём мнении (док. 7/5).

16 мая П.Н. Свистунову был задан вопрос для уточнения даты приёма в общество Н.А. Васильчикова (так как сам Н.А. Васильчиков показал, что это произошло в 1825 г., а П.Н. Свистунов - в 1824 г.) и о знании Н.А. Васильчиковым действительной цели общества. В своём ответе Свистунов показал, что Васильчиков был принят в общество в 1824-1825 гг., причём отметил, что, возможно, им и не была открыта Васильчикову республиканская цель Южного общества, а говорилось о перемене правления. Он также подчеркнул, что Васильчиков активного участия в делах общества не принимал (док. 8/6).

В тот же день с аналогичным вопросом Следственный комитет обратился к И.А. Анненкову. Анненков отрицал своё присутствие в момент приёма Васильчикова в тайное общество Свистуновым, но подтвердил, что Васильчиков являлся членом тайного общества (док. 9/7).

Кроме указанных выше документов, дело Н.А. Васильчикова содержит опись документов, формулярный список о службе Васильчикова, выписку из показаний декабристов и записку о Васильчикове (док. 1, 2/8, 10/10, 11/9); вопросы «о воспитании» и ответы на них в деле отсутствуют.

По докладу Следственной комиссии о Н.А. Васильчикове последовала 15 июня 1826 г. резолюция Николая I, согласно которой после месячного заключения в крепости он переводится тем же чином в полк 5-го резервного кавалерийского корпуса. По высочайшему приказу 7 июля переведён в Тверской драгунский полк.

Следственное дело Н.А. Васильчикова хранится в ГА РФ, в фонде 48 под № 59.

Согласно современной нумерации в деле насчитывается 14 листов, заполненных текстом. На листах сохранилась также нумерация, проставленная во время формирования дела надворным советником Ивановским, которая учла 12 листов, документ № 1 (опись) был вшит в дело перед листом 1, не была пронумерована также обложка дела.

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания Н.А. Васильчикова по различным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 59:

1. Дело № 300 «О казённых претензиях, открывшихся на бывших полковых командирах и прочих офицерах, прикосновенных к делу о тайном обществе», л. 11-11 об., 20 (ответы от 15 января и 11 февраля 1826 г.).

2. Дело № 293 «О вещах и деньгах, принадлежавших арестованным лицам», л. 77 (расписка от 14 апреля 1826 г.).

3. Дело № 303 «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел», л. 118 об. (ответ без даты).

4. Дело № 304 «Об отобранных от арестованных лиц сведениях, не состоит ли у кого в залогах недвижимое имение как в опекунских советах, банке, так и в приказах общественного призрения», л. 66 об., 67 (ответы без даты).

14

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTUwLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTcyMjQvdjg1NzIyNDY2OC8xYzJkMy9qa254dWV2XzFWQS5qcGc[/img2]

Неизвестный фотограф. Портрет Николая Александровича Васильчикова. 1900-е. С миниатюры неизвестного художника 1-й трети XIX в. Картон, желатино-серебряный отпечаток. 14,8 х 11 см; 36,1 х 26,2 см. Государственный исторический музей.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Васильчиков Николай Александрович.