А.З. Тихантовская, Н.Ф. Караш, Б.Н. Капелюш
Декабрист Сергей Григорьевич Волконский
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTY3LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvdm5xeVBuZFM1Q3kwNDY2YWNGVHhxV0RkeURMSmRmeExuVU93MGcveWp0b3JBQ2g1LXMuanBnP3NpemU9MTA3NHgxNTAwJnF1YWxpdHk9OTYmcHJveHk9MSZzaWduPTk5MjlmZjliZjY3NzMxZDU1ZmRiN2Q1ZWVkZGM4ZGRlJnR5cGU9YWxidW0[/img2]
Вильям Унгер (1837-1932) по оригиналу Ж.-Б. Изабе 1814 года. Портрет князя Сергея Григорьевича Волконского (1788-1865). Лист из издания «Записки Сергея Григорьевича Волконского (декабриста)» (СПб., 1901). Бумага, офорт. 13,8 × 9,5; 27,2 × 17,3 (с паспарту). На паспарту под изображением надписи: Съ минiатюры Изабэ 1814 г. // Грав. В. Унгеръ // Свиты Е. В. Генералъ-Маiоръ // Князь Сергiй Григорiевичъ // ВОЛКОНСКIЙ. Государственный исторический музей. Поступление: в 1944 г. из Государственного музея Революции СССР.
В исторической литературе, посвящённой декабризму, как в дореволюционной, так и советской, нет почти ни одной работы, где бы не упоминалось имя С.Г. Волконского. Однако часть этих работ носит общий характер и потому удовлетворяется весьма краткой характеристикой декабриста, другая, имеющая непосредственное отношение к нему, касается лишь отдельных моментов его биографии. Личность же Волконского в целом ещё не стала предметом тщательного и всестороннего изучения, ещё не определено в полной мере его место и роль как участника первого этапа революционного движения в России.
С.Г. Волконский - видный член Южного общества, глава его Каменской управы - был верным соратником и единомышленником идеолога декабризма П.И. Пестеля, он был связан с важнейшими направлениями деятельности общества. Им осуществлялась связь с северянами, которой Пестель придавал особое значение в подготовке революционного выступления, контакты с Польским патриотическим обществом.
Из четырёх генералов, участников декабристского движения, может быть, именно он на протяжении всей долгой жизни оказался наиболее последовательным в своих убеждениях и верный своим идеалам.
Данный биографический очерк ни в коей мере не претендует на исчерпывающее исследование жизни и деятельности С.Г. Волконского. Цель его - познакомить читателя с основными вехами жизни декабриста, показать, как постепенно происходило формирование его взглядов, которые привели представителя высшей аристократии в ряды тайного общества и далее на каторгу в Сибирь, и этим, хотя бы частично, заполнить пробел, существующий в изучении деятельности одного из активных участников декабристского движения.
Сергей Григорьевич Волконский родился 8 декабря 1788 г. Он принадлежал к старинному княжескому роду, генеалогическое древо которого своими корнями уходило в глубь веков. Его отец, Григорий Семёнович, генерал от кавалерии, военный губернатор Оренбурга, член Государственного совета, свою молодость провёл под знамёнами А.В. Суворова и Н.В. Репнина. За отвагу и выносливость Суворов называл его «неутомимый» и «трудолюбивый». Всю свою жизнь Г.С. Волконский сохранял о великом полководце благоговейную память, невольно подражал ему в манере поведения, что современникам казалось чудачеством.
Мать декабриста, Александра Николаевна, дочь знаменитого полководца и дипломата фельдмаршала Н.В. Репнина, была статс-дамой и обер-гофмейстериной высочайшего двора, близким другом императрицы Марии Фёдоровны. Несколько суховатая по натуре, свято следовавшая нормам дворцового этикета, она не утратила своего положения при дворе и после ареста и ссылки младшего сына.
До 14 лет Сергей Волконский воспитывался дома, где его наставниками были, как указывал он на следствии, «первоначально иностранец Фриз, а по смерти его отставной российской службы подполковник барон Каленберг». Дальнейшее образование он получил сначала в пансионе П.И. Жакино, затем в петербургском пансионе аббата Николя, самом привилегированном учебном заведении той поры.
Среди воспитанников Николя были Алексей и Михаил Орловы, Константин и Александр Бенкендорфы, Михаил Воронцов, князья Гагарины и др. Система образования считалась настолько совершенной, что к советам аббата Николя в вопросах воспитания юношества прибегали такие просвещённые люди, как, например, княгиня З.А. Волконская, для сына которой он создал специальную программу обучения.
В формулярном списке С.Г. Волконского в графе «Российской грамоте читать и писать и другие какие науки знает ли» записано: «По-российски, французски и немецки читать и писать, математики, фортификации и географии».
Однако сам Сергей Григорьевич всегда сознавал, что его образование далеко не совершенное, и в дальнейшем, особенно в годы ссылки, восполнял его пробелы.
Военная биография Волконского началась рано. Зачисленный ещё восьмилетним мальчиком сержантом в Херсонский гренадерский полк, он продвигался по службе, считаясь в ней лишь номинально. В июле 1796 г. - штабс-фурьер в штабе генерал-фельдмаршала А.В. Суворова, в августе - адъютант в Алексопольском пехотном полку, полковой квартирмейстер в Староингерманландском мушкетёрском, флигель-адъютант, а затем ротмистр в Екатеринославском кирасирском, затем Ростовском драгунском и вновь в Екатеринославском полку. Всюду он числился «в отпуске до окончания наук».
И только 28 декабря 1805 г. он вступает в действительную военную службу в Кавалергардский полк в чине поручика. В своих «Записках» Сергей Григорьевич подробно рассказывает о войнах и сражениях, в которых он принимал участие. Волконский не пытается дать общую картину событий, он строго придерживается принципа писать лишь о том, что видел собственными глазами. Однако многочисленные авторские отступления, в которых анализируются взаимоотношения различных военачальников и даются оценки многим из них, где раскрываются подлинные мотивы тех или иных поступков отдельных высокопоставленных лиц, расширяют рамки повествования, придавая ему масштабность и выразительность.
Упоминая о своём участии во многих боевых эпизодах, Волконский почти всегда воздерживается от оценки личного поведения в бою. В этом смысле его «Записки» дополняют формулярный список. Стремительное продвижение по служебной лестнице, многочисленные награды красноречиво свидетельствуют о храбрости, которую проявлял будущий декабрист на полях сражений.
Во время антинаполеоновской кампании 1806-1807 гг., будучи адъютантом генерал-фельдмаршала графа М.Ф. Каменского, а позднее - генерал-лейтенанта А.И. Остермана-Толстого, он за участие в сражении под Пултуском получает орден Владимира IV степени с бантом; золотым знаком отличия награждён за Прейсиш-Эйлаутское сражение, золотой шпагой - за храбрость, проявленную в битве под Фридляндом.
В войне со Швецией, в ходе которой к России была присоединена Финляндия, Волконский не участвует. В своих «Записках» он писал: «По независимости моих мнений и почитая эту войну несправедливою, я отказался от предложенного мне служения». Эта неожиданная оценка Волконским русско-шведской кампании связана с тем, что он видел в ней лишь территориальные притязания. Подлинные же причины её возникновения лежали гораздо глубже: России необходимо было упрочить своё положение на Балтийском море и обезопасить Петербург от нападений, Швеция, со свой стороны, стремилась взять реванш за все поражения в предшествующих войнах с Россией.
Во время турецкой кампании он сражается под Шумлою и Рущуком, участвует в покорении крепости Силистрии. В 1811 г., уже в звании флигель-адъютанта, отличается в боях при деревне Малой Слободзее и при занятии лагеря визиря.
Участие в «летучих отрядах» во время Отечественной войны 1812 г. принесло ему звание полковника, два года спустя 24-летний Волконский за боевые действия под Калишем, Люценом и Денневицем получает чин генерал-майора, ордена Георгия IV степени, Анны II степени, а после генерального сражения при Лейпциге награждается орденом св. Анны I степени. Закончил свои боевые действия Волконский Лаонским сражением, и хотя в 1815 г. он принимал участие в наступлении союзных войск, непосредственно в военных операциях ему быть не довелось.
Отечественная война 1812 г. сыграла переломную роль в жизни Волконского. До этого времени он, как и вся военная молодёжь его круга, вёл жизнь довольно бурную. Об этой поре в его «Записках» сказано: «Моральности никакой не было в них, весьма ложными понятия о чести, весьма мало дельной образованности и почти во всех преобладание глупого молодечества, которое теперь я назову чисто порочным».
Война заставила лучшую часть дворянской молодёжи по-новому взглянуть на себя, на свою роль в защите родины, глубже почувствовать ответственность за её судьбу. И не случайно, что в эти годы она ищет выхода из бездуховности своего прежнего существования, житейской пустоты, стремясь к нравственному совершенствованию, к жизни деятельной, вдохновляемой высокими идеалами.
Поиски такой жизни приводят Волконского на первых порах к масонству. Как известно, тайные масонские организации в XVIII в. возникли как в Западной Европе, так и в России. Масоны провозгласили своей целью мирное объединение человечества на основах братства. Расплывчатость программы приводила к тому, что среди масонов нередко оказывались как консервативно, так и прогрессивно мыслящие деятели. В России, например, в первые масонские ложи входили видные просветители (Н.И. Новиков и др.), питавшие иллюзорные надежды с помощью масонства содействовать распространению знаний, воспитанию молодого поколения в духе гражданских добродетелей и неприятия крепостничества.
Подобные иллюзии разделяли и многие будущие декабристы. Достаточно сказать, что среди членов ложи «Соединённых друзей» встречаются имена П.Я. Чаадаева, А.С. Грибоедова, П.И. Пестеля, С.Г. Волконского, принятого в неё в 1812 г.; в ложе «Пламенеющие звёзды» - К.Ф. Рылеева; в ложе «Избранного Михаила» - братьев Кюхельбекеров, А.А. Дельвига, Г.С. Батенькова и т.д. Вероятно, вступая в ложу и принимая провозглашённую масонами «идею братства», молодое поколение верило, что оно «служит нравственным и общественным целям» и может принести этим пользу обществу.
Однако, не увидев в ложе «Соединённых друзей» серьёзной направленности, Волконский в 1815 г. становится одним из учредителей новой ложи - «Трёх добродетелей» (её инсталляция - 11 января 1816 г.). Как писал Н.М. Дружинин, здесь уже «перед нами - рационалистическая среда передовых офицеров, которые ищут опоры для тесного дружеского объединения».
На одном из первых заседаний Волконский произнёс речь, в которой призывал активизировать деятельность ложи и ратовал за строгий отбор новых достойных членов. Скоро таковые появились: на ближайшем заседании ложи «в ученики» был посвящён князь Ф.Ф. Гагарин, будущий член тайного Военного общества, принят был и Александр Ипсиланти, впоследствии возглавивший греческое восстание против турецкого ига. В ложу вступают также члены Союза спасения князь С.П. Трубецкой, М.И. и С.И. Муравьёвы-Апостолы, Н.М. Муравьёв, П.И. Пестель.
В это время Волконский ещё не входил в преддекабристские организации, членом Союза спасения он не состоял, но в ложе был очень деятелен, занимал должности 2-го и 1-го «надзирателя», а временно исполнял даже обязанности мастера, одного из высших чинов ложи. Из протоколов ложи «Сфинкс» явствует, что Волконский был и её членом, входя в число рыцарей Верховного Капитула. Был он также «почётным» членом организованной в Киеве ложи «Соединённых славян».
Однако вскоре Волконский, как и многие другие будущие декабристы, разочаровался в масонстве, так как деятельность масонов не приобретала политического направления, на которое они рассчитывали. И хотя он продолжал числиться членом ложи «Трёх добродетелей» до самого её закрытия в 1822 г., задолго до этого его поиски пошли по иному пути.
В эти годы политическое самосознание только начинает в нём формироваться. Заложенные изначально чувства справедливости, совести, чести пробуждали стремление проникнуть в смысл событий, происходящих вокруг, определить своё отношение к ним. Не только жажда новых впечатлений, желание увидеть мир своими глазами, но и возможность присмотреться к жизни, текущей за пределами России, сравнить и осмыслить её - вот что побудило Волконского совершить путешествие за границу. Позднее в своих «Записках» он напишет: «...всё, что мы хоть мельком видели в 13-м и 14-м годах в Европе, вообще врастило во всей молодёжи чувство, что Россия в общественном и внутренне политическом быте весьма отстала, и во многих вродило мысль поближе познакомиться с ней».
Вскоре такой случай представился. В 1814 г. после Лаонского сражения Волконский был отозван из корпуса барона Винценгероде в Петербург, где пробыл в свите императора до его отъезда на Венский конгресс. В число сопровождавших государя лиц он не вошёл, и это позволило ему взять отпуск для поездки за границу. Через Вену он едет во Францию, затем посещает Англию, Бельгию, Голландию и даже предполагает отправиться в Америку. В путешествии его меньше всего привлекают красоты природы; он изучает, по собственному выражению, «народности и людей».
Европа в эти годы всё ещё жила воспоминаниями о революции, которая выплеснула на улицы дремавшую дотоле энергию народа, заставившую пошатнуться троны и приведшую к господству новые общественные силы. Посещение Франции, где вновь воцарились Бурбоны, которые вернулись на французский престол после четвертьвекового перерыва, «ничему не научившись и ничего не забыв», позволило Волконскому убедиться, что разбуженное революцией народное самосознание не может быть подавлено.
В качестве примера он приводит в «Записках» как «обстоятельство общественное той эпохи» рассказ о похоронах знаменитой трагической актрисы Рокур, известной своей благотворительностью. Ей было отказано в церковной панихиде. Но возмущённый народ, чтивший покойную, сломал железные ворота, внёс гроб в церковь и сам совершил богослужение. Узнав о происходящем, король, как добавляет Волконский, «понимая всю силу народной власти, поспешил дать приказание, чтоб и церковное отслужение присоединилось к народной почести».
Узнав о бегстве Наполеона с острова Эльбы, Волконский, находившийся в этот момент в Англии, спешит снова во Францию, где присутствует при триумфальном въезде бывшего императора в Париж.
Интерес к личности Наполеона Волконский, как и другие декабристы, пронёс через всю жизнь. Как и у них, его отношение к Наполеону претерпело существенные изменения. В период кампании 1806-1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. охваченные патриотическим чувством молодые русские офицеры видели во французском императоре лишь узурпатора и тирана, мечтали об освобождении европейских народов от наполеоновского ига. 20 ноября 1812 г. Волконский писал сестре с Березины: «Вот мы и победили непобедимых, и я надеюсь, что наши прошлые несчастья будут оплачены с лихвой проклятому Наполеону».
Поражение Наполеона, его низложение и ссылка изменили представление об «императоре-тиране». В условиях торжества консервативных общественных сил, когда победитель - Священный союз - вместо обещанной народам свободы начинает наступление на их гражданские права, Наполеон, взнесённый к власти на гребне революции, в какой-то мере становится воплощением самой идеи революции.
С другой стороны, как справедливо пишет Ю.М. Лотман, «судьба Бонапарта сделалась бы символом безграничной власти человека над своей собственной судьбой». Человек без роду и племени, безвестный корсиканец, поднявшийся на вершину славы не благодаря рангу или чину, а благодаря личным качествам - достоинству, уму, силе характера, дарованию, - такой Наполеон всё чаще вызывает восторженное поклонение. Достаточно напомнить, например, рассказ декабриста Н.И. Лорера «Из воспоминаний русского офицера» и его же стихотворение «Наполеон».
Волконский, «восторженный наполеоновским бытом истории», увозит с собой из Вены целое собрание портретов Бонапарта, за что получает порицание от Александра I. Позднее, уже в 1841 г., когда останки Наполеона были перевезены с острова Святой Елены во Францию, он писал другу семьи Жозефине Тюрненже в Париж: «Вы недавно были свидетелями большого национального исторического события - возвращения останков великого человека под нежно любимое им небо отечества. Последующее поколение восстанавливает справедливость. Я присутствовал при его возвращении с острова Эльбы. Он был грандиозен в ту эпоху».
Возвращение Волконского из путешествия в Россию было возвращением во вчерашний день Европы, которая, по мысли будущего декабриста, обогнала Россию на целую эпоху. Рубежом этой эпохи он считает Французскую революцию. «К отечеству любовь, - говорит он ещё на первых страницах своих «Записок», - не в одной военной славе, а должна бы иметь целью поставить Россию в гражданственности на уровень с Европой и содействовать к перерождению её сходно с великими истинами, выказанными вначале Французской революции, но без увлечений, ввергнувших Францию в бездну безначалия».
Полностью принимая идеи свободы, равенства и братства, провозглашённые «Декларацией прав человека и гражданина», он отвергает революционный террор, к которому прибегли якобинцы в борьбе против сил, враждебных революции. «Великие истины» - это тот новый масштаб, с которым постоянно, прямо или косвенно, соотносит Волконский всё происходящее вокруг.
А перед глазами вернувшегося на родину офицера всё та же крепостническая Россия, то же бесправие крестьян, которые ещё совсем недавно проявляли чудеса храбрости на полях сражений. Вспоминая картины удивительной доблести и героизма народа в Отечественной войне, Волконский, как честный человек, не может не признать его нравственное превосходство над многими из дворян, пытавшимися извлечь из войны лишь выгоду.
Не лучше было и положение в армии: муштра, палочный режим продолжали калечить душу и тело солдата, недавнего защитника Отчизны. Тягостное впечатление произвёл на Волконского смотр русских войск в Париже 1815 г., когда, чтобы не ударить лицом в грязь перед иностранными державами, срочно были отпущены специальные средства на то, чтобы обуть дотоле босых солдат. Докладывали свои деньги и командиры, замечает Волконский, верно наверставшие их потом из полковой кассы «в обиду нижним чинам».
Высокий душевный настрой народа был для Волконского точкой отсчёта нравственной оценки своего круга: армейской молодёжи, дворянской элиты, царедворцев, военачальников. Перед молодым генералом вставали вопросы, которые требовали разрешения. Зрелость, пришедшая на полях брани, призывала к размышлениям. «Зародыш обязанностей гражданина сильно уже начал выказываться в моих мыслях, чувствах, - писал Волконский в мемуарах, - и на место слепого повиновения, отсутствия всякой самостоятельности в оных вродилось невольно от того, чему я был свидетелем в народных событиях в 1814 и 15 годах, что гражданину есть обязанности отечественные, идущие, по крайней мере, наряду с верноподданническими».
Эта мысль была высказана им и Следственной комиссии 23 апреля 1826 г. в ответе на вопрос, «с которого времени откуда заимствовали первые вольнодумческие и либеральные мысли»: «Считаю, что с 1813 года первоначально заимствовался вольнодумческими и либеральными мыслями, находясь с войсками по разным местам Германии и по сношениям моим с разными частными лицами тех мест, где находился. Более же всего получил наклонность к таковому образу мыслей во время моего пребывания в конце 1814 и в начале 1815 года в Париже и Лондоне, как господствующее тогда мнение. Как в чужих краях, так и по возвращении в Россию вкоренился сей образ мыслей книгами, к тому клонящимися».
Нет сомнения, что, упоминая о частных лицах, с коими он встречался в Германии, Волконский имел в виду прежде всего Юстуса Грунера, активного участника немецкого патриотического движения, стремившегося способствовать освобождению германских земель от диктаторства Наполеона. Вспоминая о нём в «Записках», Волконский признаётся: «...в этих разговорах получил я более познания об обязанностях гражданина к отечеству».