© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Вольховский Владимир Дмитриевич.


Вольховский Владимир Дмитриевич.

Posts 21 to 30 of 39

21

№ 6 (5)

1826 года февраля 1-го дня высочайше учреждённый Комитет требует от полковника Митъкова пояснения:

Как по имени, какого чина, где служит и ныне находится тот Вальховский, которого он, Митьков, в числе прочих называет членом тайного общества?

Служил капитаном в Гвардейском Генеральном1 штабе его императорского величества. Как по имени и где ныне находится, не знаю.

Полковник Митьков2 // (л. 6)

1 Слова «Гвардейском Генеральном» вписаны над строкой вместо зачёркнутого «Главном».

2 Ответ написан М.Ф. Митьковым собственноручно.

22

№ 7 (6)1

Секретно

Вследствие личного объяснения с вашим превосходительством имею честь препроводить две записки, извлечённые из дел Комитета о злоумышленном обществе, о штабс-капитане Гвардейского Генерального штаба Вальховском и фанен-юнкере Нарвского драгунского полка Скарятине.

Военный министр Татищев2

№ 528

27 марта 1826

Его прево[сходительст]ву барону И.И. Дибичу // (л. 7)

1 Вверху листа зачёркнутые пометы карандашом: «Для объя[вления] по возвращ[ении]» и чернилами: «К сведению».

2 Ниже пометы карандашом: «В Комитет. Сделать записку о Скарятине!», «Подлинное показание Вальховского отдано к допросам».

23

№ 8 (7)1

Летом 1812 года предложено мне было вступить в Союз благоденствия, общество, имевшее целью благотворение и нравственное усовершенствование членов, с условием ничего не делать противного правительству. Следующие лица мне известны были как члены общества: Гвардейского Генерального штаба офицеры: Бурцов, Павел Колошин, Никита Муравьёв, конной артиллерии Пущин; л[ейб-]гв[ардии] Московского полка Михайла Нарышкин; л[ейб-]гв[ардии] Егерского полка Семёнов и Горскин; вместе с ними я видел иногда и некоторых других, но точно не могу сказать, // (л. 7 об.) были ли они членами общества или нет; из находившихся не в С[анкт]-Петербурге называли мне членами: Гвардейского Генерального штаба полковника Муравьёва, брата его Михайла Муравьёва и Петра Колошина.

Цель союза, сколько она мне была открытою, я действительно нашёл не противозаконною ни делом, ни намерением; но, с другой стороны, вскоре я увидел, что общество сие вовсе бездеятельно и нимало не соответствовало пышно возвещаемому назначению своему, почему участие мое в оном стало постепенно ослабевать, а с 1820 // (л. 8) года совершенно прекратилось; в 1821-м году, по возвращении моём из похода в Бухарию, мне сказывали, что и весь союз разрушился, после чего как об оном, так ни об каком другом тайном обществе я уже ничего ни от кого не слышал. Всегда обнаруживаемая мною прямая преданность престолу и долгу службы, и присяге моей не позволила, вероятно, никому решиться сделать мне какое-либо злоумышленное предложение иначе обо всем мне известном я почёл бы за священную обязанность довести до сведения моего начальства.

Гвардейского Генерального штаба капитан Вальховский // (л. 9)

1 Вверху листа зачёркнуты пометы карандашом: «Для объя[вления]», далее два слова неразборчивы; чернилами: «К сведению». На полях помета карандашом: «в Комитет».

24

№ 9 (8)

1826-го года мая 9-го дня от высочайше учреждённого Комитета г[осподину] полковнику Нарышкину вопросный пункт.

В 1823-м году на совещаниях общества у Пущина и у других находился служивший в штабе Гвардейского корпуса квартирмейстерской части капитан Владимир Вольховский. Объясните, сколько вспомнить можете, у кого и когда бывал Вольховский в 1823 году на совещаниях общества; в чём именно состояли оные, какого он был притом мнения, и не известно ли вам, какое впоследствии принимал он участие в делах общества и с кем состоял в особенных сношениях?

Честь имею известить, что капитан Вальховский был членом Союза благоденствия и в 1821-м, 1822-м и 1823-м годах находился в сношениях и посещал неко- // (л. 9 об.) торых из членов оного, как-то: Пущина (Ивана), к[нязя] Оболенского Евгения, служившего в лейб-гвардии Егерском полку Семёнова, Никиту Муравьёва и меня. Кем он был принят, не знаю, также на каких именно находился совещаниях. Сколь мне известно, мнения его политические были всегда умеренные; и, кажется, в последние годы капитан Вальховский мало участвовал в действиях общества, находясь неоднократно в продолжительных откомандировках по службе своей. По отбытии моём из С[анкт]-Петербурга в начале 1824-го года, мне неизвестно, с кем из членов капитан Вальховский сохранил сношения. В прошедшем 1825 году он также находился в откомандировке.

Полковник Нарышкин1 // (л. 10)

1 Ответ написан М.М. Нарышкиным собственноручно.

25

№ 10 (9)1

1826-го года мая 9-го дня от высочайше учреждённого Комитета Конно-пионерного эскадрона штабс-капитану Назимову вопросный пункт.

В 1823-м году на совещаниях у Пущина и у других находился служивший в штабе Гвардейского корпуса квартирмейстерской части капитан Владимир Вальховский. Объясните, сколько вспомнить можете, у кого и когда бывал Вальховский в 1823 году на совещаниях общества; в чем именно состояли оные, какого он был притом мнения, и не известно ли вам, какое впоследствии принимал он участие в делах общества и с кем состоял в особенных сношениях? // (л. 10 об.)

На вопросный пункт от высочайше учреждённого Комитета имею честь ответствовать: Поелику на совещаниях общества я никогда не бывал, то и не знаю, из кого именно состояли2 и в чём оные заключались. Капитана же Владимира Вальховского в 1823 году3 я видал весьма редко, быв иногда у Пущина и бывшего лейб-гвардии Московского полка капитана Нарышкина, где разговоры были большею частию о посторонних вещах, о книгах и новостях, не касающихся общества. Если же, может быть, при капитане Вальховском и говорили о делах, касающихся общества, каких-либо, то не упомню, когда именно и о чём.

Вообще к[апитан] Вальховский был всегда кроток и воздержан в словах, и сколько я понимал его, то политические мнения его клонились к монархическому конституционному правлению. Утвердительного же участия его даже и в сих последних предо мною он не обнаруживал; и в чём именно заключалась прикосновенность его к обществу, я не знаю, равно и того, с кем из членов оного был он впоследствии в особенных сношениях.

Штабс-капитан Назимов4 // (л. 11)

1 Вверху листа помета чернилами: «10 мая».

2 Слово «состояли» вписано над строкой.

3 Слова «в 1823 году» вписаны над строкой.

4 Ответ написан М.А. Назимовым собственноручно.

26

№ 11 (10)

1826 года 9-го мая от высочайше учреждённого Комитета г[осподину] подполковнику Поджио вопросный пункт.

В 1823 году, во время бытности вашей в Петербурге, на совещаниях общества у Пущина и у других находился служивший в штабе Гвардейского корпуса квартирмейстерской части капитан Владимир Вальховский. Объясните, сколько вспомнить можете, у кого и когда бывал Вальховский в 1823 году на совещаниях общества; в чем именно состояли оные, какого он был притом мнения, и не известно ли вам, какое впоследствии принимал он участие в делах общества и с кем состоял в особенных сношениях?

Высочайше учреждённому тайному Комитету честь имею донести, что в 1823-м году на главном совещании у Пущина, когда приступали к выбору членов Главной управы, я там встретился со многими из членов общества, мне до того неизвестными. Между прочими, о ком я уже высочайше учреждённому Комитету честь имел донести, помню был и господин Вальховский, фамилию коего хотя мне тогда и сказывали, но по прекращении моём с ним сообщения и по маловажному тогда его влиянию в разговорах, внимания // (л. 11 об.) моего не остановил особенного над ним. С тех пор я с ним нигде не встречался и более не слыхал о нем. Тогда равно с нами приступал к выбору членов.

В сношениях, как мне тогда казалось, он был более с Никитой Муравьёвым и полковником Нарышкиным. О мнениях его также ничего не могу сказать. Я позже всех приехал и по приезде моему, уложив правила в1 приёме членов, сейчас приступили к избранию членов Главной управы, после чего вскоре разъехались, а потому ничего от него не слыхал насчёт цели общества. Мне кажется, что на том совещании о республиканском правлении не рассуждали, по крайней мере, после приезда моего сего не было. Вот все, что могу сказать о капитане Вальховском.

Отставной подполковник Поджио2 // (л. 12)

1 Слово «в» вписано над строкой.

2 Ответ написан A.B. Поджио собственноручно.

27

№ 12 (11)1

1826 года мая 9-го дня от высочайше учреждённого Комитета лейб-гвардии Драгунского полка штабс-капитану Бестужеву вопросный пункт.

В 1823-м году на совещаниях общества у Пущина и у других находился служивший в штабе Гвардейского корпуса квартирмейстерской части капитан Владимир Вальховский. Объясните, сколько вспомнить можете, у кого и когда бывал Вальховский в 1823 году на совещаниях общества; в чём именно состояли оные, какого он был притом мнения, и не известно ли вам, какое впоследствии принимал он участие в делах общества и с кем состоял в особенных сношениях? // (л. 12 об.)

Ответ.

Я у Пущина в Петербурге не бывал сроду, и потому не могу знать, бывал или нет у него Вальховский. О сношениях его с обществом тоже ничего не слыхал и встретился с ним в 1825-м году в Москве в мае месяце у Ивана Пущина, но он мне рекомендовал его не как члена, но только соученика по Лицею. Видел я Вальховского мельком, так что даже мнений его узнать не мог; разговор был о экспедиции в Бухарию, куда его приглашали, и мы было хотели взять вместе места в дилижансе, чтобы ехать в Петербург, но он поторопился, и более с тех пор мне слышать о нем не удалось. Что же касается до совещаний общества в 1823 году, я не мог иметь о них сведения, тем менее быть на оных как простой член. А вследствие сего дать о них показания даже не в состоянии.

Штабс-капитан Алекс[андр] Бестужев2 // (л. 13)

1 Вверху листа помета чернилами: «9 мая 1826».

2 Ответ написан А.А. Бестужевым собственноручно.

28

№ 13 (12)

Показания на капитана Гвардейского Генерального штаба Вальховского

Кол[лежский] ас[ессор] Пущин  -- Что Вальховский находился в совещании, бывшем у него в 1823 году при выборе членов в Северную управу (Думу). Он в последнее время всё находился в откомандировках по службе, по обществу никакого участия не принимал (в ответах 6 майя, пункт 3).

Митьков, на 9 стр[анице] и в последних ответ[ах], пункт  --  Вальховского знал членом общества в 1821 году1 и видел в собрании у Пущина при образовании Думы, потом он с прочими членами был у него, Митькова, когда присоединено к правилам общества стараться изыскивать средства для введения конституции.

Князь Трубецкой  -- Называет Вальховского членом Союза благоденствия в 1818 году2, отставшим от оного (на обор[оте] 4 и обор[оте] 3.3).

Фон-дер Бриген  -- Называет его членом Союза благоденствия.

Нарышкин  -- Что Вальховский был членом Союза благоденствия и находился в сношениях с некоторыми членами в 1821, 1822 и 1823 годах. Мнения его политические были умеренны, // (л. 13 об.) и в последние годы мало участвовал в действиях общества, находясь неоднократно в продолжительных откомандировках.

Назимов  -- Знал Вальховского, что он член общества; встречался с ним у Пущина и Нарышкина, но не помнит, чтобы при нём говорили о делах общества.

Поджио, подполковник  --  Вальховский был весьма кроток и в словах воздержан. Политически его мнения клонились к монархическому конституционному правлению; утвердительного же участия и в сем последнем не обнаруживал. Вальховский был на совещании у Пущина при выборе членов в Главную управу. По маловажному влиянию его в разговорах Поджио не обратил своего внимания на него, и потому не знает его мнения. С тех пор о нем не слыхал.

Сверх того называют Вальховского членом общества Матвей Муравьёв-Апостол, полковник Бурцов и Аврамов. // (л. 14)

1 Слова «в 1821 году» вписаны над строкой.

2 Далее зачёркнуто: «но потом».

29

№ 14 (13)

Гвардейского Генерального штаба о штабс-капитане Вальховском

Вальховский в показании, представленном по начальству, объяснил, что в 1818 году было ему предложено вступить в общество «Союз благоденствия», имевший целию благотворение и нравственное образование членов, причем объявлено ему было условие, что ничего в обществе противного правительству не заключается. Не видя в цели и действиях общества ничего противузаконного, он вступил в оное, но вскоре усмотрев, что оно не соответствовало пышно возвещаемому назначению своему, стал мало-помалу охлаждаться, а в 1820 году участие его в оном совершенно прекратилось. Потом // (л. 14 об.) в 1821 году по возвращении его из Бухарин узнал, что союз разрушился, и с тех пор ни о каком другом тайном обществе не слыхал.

Показание коллежского асессора Пущина, полковника Митькова, Нарышкина, князя Трубецкого, Бригена, подполковника Поджио и штабс-капитана Назимова

Из показаний же других обнаруживается, что Вальховский был членом Союза благоденствия, состоял в сношениях с обществом после 1821 года и участвовал в совещаниях, бывших в 1823 году у Пущина и других членов об учреждении Думы, причём выбраны членами оной князь Трубецкой, Никита Муравьёв и князь Оболенский и прибавлено к правилам общества следующее: стараться изыскивать // (л. 15) средства по введению конституции.

Г[осподин] дежурный генерал Главного штаба его императорского величества от 1 августа № 1310 уведомил г[осподина] военного министра, что г[осподин] начальник Главного штаба полагает заключающиеся в оной (записке) обстоятельства, до капитана Вальховского относящиеся, оставить без дальнейшего изыскания.

Верно: над[ворный] сов[етник] Ивановский

30

О следственном деле В.Д.Вольховского

Об участии в тайном обществе капитана Гвардейского Генерального штаба, товарища А.С. Пушкина по лицею, Владимира Дмитриевича Вольховского Комитету стало известно из первых показаний Трубецкого, данных им до 19 декабря 1825 г. 23 декабря Трубецкой вновь назвал его имя в вписке членов тайного общества, отметив, что он «отстал» от организации.

В январе о Вольховском упомянули в своих показаниях Митьков, Бурцов, М. Муравьёв-Апостол и Аврамов. Бурцов и Аврамов назвали его участником только Союза благоденствия. Митьков и М. Муравьёв-Апостол отметили, что Вольховский впоследствии стал членом Северного общества: в конце 1823 г. в Петербурге он присутствовал на собраниях, имевших принципиальное значение для «северян», где избиралась Северная дума и ставилась задача «изыскивать средства к получению конституции».

1 февраля от пятерых указанных выше декабристов потребовали сведения об имени, чине и месте службы Вольховского. Все показали, что он служил в Гвардейском Генеральном штабе, относительно местонахождения Вольховского один Бурцов отметил, что, по его сведениям, Вольховский находится в экспедиции в Средней Азии (док. № 2/1, 3/2, 4/3, 5/4, 6/5).

В феврале - марте об участии Вольховского в Союзе благоденствия дал показания А.Ф. Бриген, а Митьков подтвердил его участие в совещаниях членов Северного общества в 1823 г. В начале апреля Вольховский, находясь в Бухаре, представил через И.И. Дибича в Комитет объяснение о своём участии в тайном обществе. Он утверждал, что участвовал только в деятельности Союза благоденствия, не направленном против правительства, а после роспуска союза ни в каком другом обществе не состоял (док. № 8/7).

6 апреля объяснение Вольховского было зачитано в Следственном комитете, где сочли, что «показание сие согласно с отобранными от главных членов тайного общества об участии Вольховского показаниями, вследствие коих он был помещён в представленном государю императору списке 42-х отставших членов Союза благоденствия». Однако дознание о Вольховском продолжалось. 6 апреля С.М. Семёнов показал, что был на заседании одной из управ Союза благоденствия вместе с Вольховским. 12 апреля М. Муравьёв-Апостол в пространных показаниях назвал Вольховского в числе присутствовавших на собрании у Пущина в 1823 г., а также на заседании членов Северного общества у Рылеева, где читали конституцию Никиты Муравьёва.

В последующие дни вопросы о Вольховском получили Митьков, Рылеев, Пущин, Оболенский, Нарышкин. Назимов, Поджио, А. Бестужев. Следователей в основном интересовало участие Вольховского в совещаниях 1823 г., мнения его, высказанные там, а также дальнейшие действия его по обществу. Митьков, отвечая на вопросы от 19 апреля, подтвердил факт присутствия Вольховского в 1823 г. на заседаниях у Пущина и у него, Митькова. Рылеев в ответах на вопросы от 24 апреля отметил, что встречал Вольховского на совещаниях, «он всегда был на стороне конституционной монархии».

Пущин, получив вопросы 6 мая, согласился с тем, что Вольховский присутствовал на совещаниях в 1823 г., где избиралась Северная дума, но отметил, что участия в делах общества он не принимал и «в последнее время все находился в командировках по службе». Оболенский в ответах от 11 мая показал, что Вольховский до 1823 г. «был в обыкновенных сношениях с нами по делам общества наравне с прочими членами», затем находился в командировках, и теперь Оболенскому неизвестно, «в каком он отношении находится ныне к обществу». Оболенский указал также на знакомство Вольховского с «конституцией» Пестеля.

Вопросы Комитета Нарышкину, Назимову, А. Поджио и А. Бестужеву находятся в деле Вольховского (док. № 9/8, 10/9, 11/10, 12/11). Они дали о нём скупые показания, подчеркнув, что он мало участвовал в делах общества, находясь в длительных командировках. Назимов назвал Вольховского сторонником монархического конституционного правления.

По решению начальника Главного штаба И.И. Дибича, согласованного, несомненно с Николаем I, дело В.Д. Вольховского было оставлено «без дальнейшего изыскания» (док. № 14/13). В октябре 1826 г. он был переведён на Кавказ.

Следственное дело В.Д. Вольховского хранится в ГА РФ, в фонде № 48, под № 240. Согласно современной нумерации в нем насчитывается 27 листов, в том числе чистые. Кроме того, на листах сохранилась нумерация, проставленная во время формирования дела А.А. Ивановским. Эта первоначальная нумерация закрепила в деле 25 листов. Документ № 1 не был пронумерован Ивановским.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Вольховский Владимир Дмитриевич.