№ 10 (10)
На 1-й
Вот источник моего с братом несчастного положения, ибо если бы не знакомство с сим человеком, я бы не был в оном, но бог судья праведный! Он ему воздаст за то, что он для приведения своего плана в действие избрал нас своими орудиями, употребив к тому искусно личину добродетели, ибо он узнал, что это есть наша слабая струна и что другим путём он не успел бы в своём предприятии, погубив тем самым1 нас, а ещё, что ужаснее, может быть, целое семейство2.
Он говорит, что он заметил нас по духу, который мы имели, а я должен сказать, что до знакомства с ним и я свободного образа мыслей ещё не имел и никакого не имел понятия о3 тайном обществе, но чрез его разговоры, основанные на добродетели и любви к отечеству, я получил свободный образ мыслей, и из его слов мы могли догадываться о существовании какого-нибудь тайного общества (как я прежде сего и показывал), которое впоследствии он открыл под именем Ордена восстановления, дав понятие, что цель оного есть самая добродетельная.
Таким образом4, он, продолжая рассуждать о разных родах правления, старался нас более и более вовлекать в свободный образ мыслей, а мы теперь гибнем, потому5 что6 по молодости и неопытности своей не видели сети, // (л. 42 об.) которую он так искусно поставил на пути добродетели для того, чтобы сделать нас своим орудием и навсегда погубить! План достойный его! Первое же наше7 знакомство с ним было прошлого года весной в новом Адмиралтействе, когда он стоял там за советника, а мы с братом зашли к Дивову, стоявшему там в карауле, после же сего он, желая продлить знакомство, приходил к нам довольно часто, продолжая свои обыкновенные беседы.
На 2-й
План же о составлении общества нами был не что иное, как одна шалость, которому мы после того всегда смеялись; ибо он никакой9 не имел цели, а хотели мы, чтоб были литературные вечера; да и какой могли мы выдумать план, ибо брату было 20, а мне 17 лет, и мы тут же его бросили, ибо не имели ни книг, ни денег, чтоб записаться в библиотеку.
На 3-й
На вопросы мои, зачем он прибыл сюда и что писал государю, он говорил иногда, что будто он писал государю о заведении колонии в местечке Росс на северо-западном берегу Америки, а иногда о позволении существования сего ордена в России, но большею частью всегда старался отклонять вопросы.
В рассуждении же Н. Бестужева и того, что будто нам надлежало скоро быть принятым в тайное общество, совершенная неправда, ибо мы от первого его узнали о тайном обществе10. Я Н. Бестужева совсем не // (л. 43) знал, а слышал от моего брата, который служил вместе с ним11 на фрегате «Проворном» во время похода их в Гибралтар, о том что он12 человек весьма хороший и с большими познаниями, а равно и Вильгельма Кюхельбекера я совсем не знал хорошо, но видел его несколько раз у его брата, и вот всё моё знакомство с ним.
Тщетно бы я стал исчислять все средства, которые он употребил для уловления нас в свои сети, ибо единственно13 и чрез него мы теперь в сём ужасном положении, сделавшись виновниками против государя, не имея в виду никакого утешения, кроме одного раскаяния и ожидания смерти, утешительницы несчастных, но кто такой был14 принадлежавший к Ордену восстановления, которого будто бы он назвал брату, я этого не знаю, ибо не слыхал15.
На 4-й
В рассуждении 4-го пункта я ничего не могу сказать, ибо я на вооружении корабля не был, а уже после прибыл на оный прямо на рейд, а посему образ поведения и цель его поездки в Кронштадт мне неизвестны, а слышал от него, что он оным не был доволен16.
1 Далее слово «как» зачёркнуто.
2 Десять строк от начала ответа отчёркнуты на полях карандашом и отмечены пунктом «з».
3 Слово «от» исправлено на «о».
4 Слово «образом» вписано над строкой.
5 Слово «потому» вписано над строкой.
6 Тринадцать строк от слов «который мы имели, а я должен сказать...» на полях отчёркнуты карандашом и отмечены пунктом «и».
7 Слово «наше» вписано над строкой.
8 Девять строк от слов «которую он так искусно поставил...» на полях отчёркнуты карандашом.
9 В слове «никакой» «ни» вписано над строкой.
10 Слова «мы от первого его узнали о тайном обществе» вписаны над строкой.
11 Слова «с ним» вписаны над строкой.
12 Слово «он» вписано над строкой.
13 Слово «единственно» вписано над строкой.
14 Слово «был» вписано над строкой.
15 Восемь строк от слов «Тщетно бы я стал исчислять...» отчёркнуты на полях карандашом.
16 Две строки от слов «цель его поездки...» отчёркнуты на полях карандашом и отмечены пунктом «и».
На 5-й
По возвращении нашем из похода я до самого его отпуска виделся с ним не более1 4-х или 5 раз, так что моё знакомство2 с ним шло к разрушению, за что он несколько раз мне выговаривал, и, наконец, в один день3 пред самым его отъездом он был у Арбузова, куда зашли // (л. 43 об.) и мы с братом; между разговорами он вдруг говорит, что он получил позволение нас принять, что меня весьма удивило как потому, что последнее время он уже остерегался меня, так и потому, что я ему никогда не объявлял своего желания вступить в оное, и вынул какую-то бумагу из кармана, я же, заметив его маленькую неловкость, сейчас ушёл, а кажется, и брат мой также, и я не знаю, в чём было содержание этой бумаги.
Таким образом, я и брат мой избавились от тайного общества, в которое он нас хотел вовлечь, можно сказать силою4, к коему5 не принадлежали совсем и знали об оном только6 из слов Завалишина7. В рассуждении же Дивова я ничего не могу сказать, ибо не быв членами общества, мы не могли его принять. Что же касается до того, что будто бы он только узнавал мнения, то это может быть; но я8 знаю только то9, что если бы не Завалишин, то мы не были бы10 виновны против нашего государя и не были бы осуждены на вечное несчастье11.
1 Слова «не более» вписаны над строкой.
2 Далее зачёркнуто: «шло».
3 Слова «в один день» вписаны над строкой.
4 Слова «в которое он нас хотел вовлечь, можно сказать, силою» вписаны над строкой.
5 Далее зачёркнуто: «и».
6 Слово «только» вписано над строкой.
7 Семнадцать строк от слов «По возвращении нашем из похода...» отчёркнуты карандашом на полях и отмечены пунктом «л».
8 Слово «я» вписано над строкой.
9 Слово «то» вписано над строкой.
10 Слово «бы» вписано над строкой.
11 Пять строк от слов «мы не могли его принять...» отчёркнуты на полях карандашом и отмечены пунктом «л».
На 6-й
Это правда, что он всегда старался отклонять все вопросы, которые я ему делал касательно ордена, почему я, видя, что это всегда ему мешает1, прекратил оные, а вместе с этим и сам стал от него удаляться; так что под конец наше с ним знакомство было весьма холодно. // (л. 44)
На 7-й
О происшествии, описанном в седьмом пункте, я ничего сказать не могу; ибо я от Арбузова о оном никогда не слыхал, а равно и от Завалишина.
На 8-й
По отъезде Завалишина я слышал от Арбузова, что он хотел с ним переписываться, но не знал, в чём состоял2 предмет ихней3 переписки, а также не помню, чтобы он сказывал, что они дали друг другу ключ.
Беляев 2-й4
Г[енерал]-адъ[ютант] Бенкендорф // (л. 45)
1 Далее зачёркнуто: «и».
2 Далее зачёркнуто: «их».
3 Слово «ихней» вписано над строкой.
4 Показания написаны П.П. Беляевым собственноручно.