Павел Христофорович Граббе
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTMwLnVzZXJhcGkuY29tL3MvdjEvaWcyL04wV2xBVnVPZzZQS1FWOXBob3FLUTZuaGZLOWo4Ny05Mm1ZVm1CTmJ1d1ozQ0JWbWQ1YXFCR0twSnc5a3lSeHg4OGlrR19wYVBLQV9LU0p6MHhqeUlOU1cuanBnP3F1YWxpdHk9OTUmYXM9MzJ4MzQsNDh4NTEsNzJ4NzcsMTA4eDExNiwxNjB4MTcyLDI0MHgyNTcsMzYweDM4Niw0ODB4NTE1LDU0MHg1NzksNjQweDY4Nyw3MjB4NzcyLDEwODB4MTE1OSwxMjI0eDEzMTMmZnJvbT1idSZjcz0xMjI0eDA[/img2]
Василий Фёдорович Тимм (1820-1895), Александр Эрнестович Мюнстер (1824-1908). Гравюра: «Портрет Генер. Адъют. Генер.-лейтенант Граббе». Вырезка из «Русского художественного листка».
В армейской верхушке дореволюционной России было немало лиц нерусского происхождения. Один из них был Павел Христофорович Граббе.
Он родился 21 декабря 1789 г. в Кексгольме в дворянской семье.
Отец - Христофор (Кристофер) Валентин Вильгельмович Граббе (ск. 1792), поручик Сибирского пехотного полка, затем казначей Кексгольмского уездного казначейства, в 1790-х гг. эконом Воспитательного дома в СПб., титулярный советник. Мать - Юстина Регина Хейзер (ск. в Могилёве в 1828 г.), во вторм браке Микулина.
«Только первые четыре года младенчества провёл я в родительском доме, - вспоминал П.Х. Граббе - потом отвезён в Петербург, в дом друга отца моего, инженер-генерала Степана Дмитриевича Микулина, который определил меня в Сухопутный Кадетский Корпус в 1794-м году, где уже застал я старшего моего брата Карла, за два года перед тем туда отданного. Здесь провёл я одиннадцать лет, от нянек, которые меня приняли, до эполет артиллерийского подпоручика, с которыми выпустили».
По окончании кадетского корпуса в 1805 г. Граббе был направлен во 2-й артиллерийский полк. В том же году попал в артиллерийскую роту Владимирского пехотного полка. Вспоминая этот период, Граббе писал: «Не доходя один переход до Варшавы, я догнал свой полк. Варшаву полк прошёл парадным маршем. Стечение народа на улице было огромным, балконы и окна домов сияли красавицами во всём блеске нарядов. Отовсюду до меня долетали слова: «Посмотрите, посмотрите на этого офицера - это дитя» и при этом восклицали: «Как можно такое дитя посылать на войну?».
Во время войны с Францией (1805-1807) Граббе - участник жестоких рукопашных сражений - был впервые ранен под Голоминым и Прейсиш-Эйлау и награждён орденом Св. Анны 4-й степени и золотым рыцарским крестом. Вспоминая эти дни, он впоследствии напишет: «Движение французов на Кёнигсберг принудило нас к отступлению. В последовавшем вскоре Фридланском сражении я был в линии при Владимирском полку. Мы стояли на правом фланге армии.
Поражение нашего левого фланга, увлекшее за собою и главнокомандующего, ... оставило нас без приказаний и в критическом положении. В памяти осталась у меня бедная моя верховая лошадь. Во время сражения, когда я слез с неё, ядром прострелило её насквозь, перервав подпруги и одно путлище. Долго пролежав, она встала и, несмотря на висевшие наружу внутренности, пошла за орудиями и проводила нас до самой переправы. Это было последнее сражение войны и кампании 1807 года».
В 1810-1812 гг. Граббе как военный дипломат при Российской миссии в Мюнхене занимался сбором информации о военной ситуации в Европе. В 1812 г. был командирован с секретной миссией в Берлин. По возвращении он назначается адъютантом М.Б. Барклая де Толли в Вильно.
С началом Отечественной войны 1812 г. Граббе - адъютант А.П. Ермолова, которого он очень высоко ценил. «При этом имени я несколько остановился. И теперь, по истечении сороколетнего периода, в памяти народной, кроме, может быть, Кутузова, ни один не займёт такого важного места. Это тем замечательнее, что главнокомандующим, кроме Грузии и Кавказа, в Европейских войнах он не был, хотя народная молва всякий раз в трудных обстоятельствах перед всеми его назначала.
Народность его принадлежит очарованию, от него лично исходившему на всё его окружавшее, потом передавалось неодолимо далее и не знавшим его, напоследок распространялось на всю Россию во всех её сословиях и живёт поныне в народе».
Под Смоленском 6 августа 1812 г. Граббе с небольшим отрядом прикрыл отступление русских войск от атаки Наполеоновской армии. Был награждён орденом Св. Георгия 4-го класса. Участвовал во всех крупных сражениях кампании 1812 года. За битву при Бородино получил орден Св. Анны 2-й степени, за Тарутино - Св. Владимира с бантом. Упоминая впоследствии Бородинское сражение, Граббе писал:
«Чтобы не допустить нас воспользоваться одержанным успехом, всё пространство, неприятелем против нас занимаемое, покрылось артиллерией и засыпало нас картечью, гранатами и ядрами. Сто двадцать орудий под начальством генерала Сорбье (как мы узнали из бюллененя) составили одну огромную, неумолкаемую батарею. По выдававшейся углом нашей позиции огонь неприятеля был перекрёстный и действие его истребительное.
Несмотря на то, пехота наша, в огромном устройстве, стояла по обе стороны Раевского батареи. Ермолов послал меня сказать пехоте, что она может лечь, для уменьшения действия огня. Все оставались стоя и смыкались, когда вырывало ряды. Ни хвастовства, ни робости не было. Умирали молча.
Когда я отдал приказание Ермолова одному батальонному командиру, верхом стоявшему перед батальоном, он, чтобы лучше выслушать, наклонил ко мне голову. Налетевшее ядро размозжило её и обрызгало меня его кровью и мозгом».
6 октября за действия при Малоярославце Граббе был произведён в штабс-капитаны. В 1813 г. он состоял в составе русского отряда в Легионе союзных войск генерала Вальмодена. В 1814 г. участвовал в сражениях на территории Франции, был произведён в капитаны и в 1815 г. вернулся в Россию. В конце 1816 г. Граббе получил чин полковника, а 3 января 1817 г. был назначен командиром Лубенского гусарского полка. По свидетельству генерала Ридигера, Граббе с «отличными способностями ума соединял примерное усердие к службе».
В 1818 г. Граббе вступает в тайное общество Союз благоденствия и участвует в работе его Московского съезда. По этой причине 4 марта 1822 г. он был уволен «за явное несоблюдение порядка военной службы» и сослан на жительство в Ярославль. В 1826 г. Граббе привлекался к следствию по делу декабристов. 4 месяца содержался в Динаминдской (Дюнамюнде) крепости. 19 июля был освобождён и возвращён на прежнее место службы.
Во время русско-турецкой войны 1828-1830 гг. он командовал Новороссийским драгунским полком, затем возглавлял авангард войска и завершил кампанию начальником штаба русских войск в Валахии. 26 июня 1828 г. Граббе оставил следующую запись в своём дневнике: «В 3 часа утра выступили к Калафату. Жар начался с рассвета. Авангард под моим начальством, состоявшим из казачьего Золоторёва 4-го полку, впереди; за ним две роты Колыванского пехотного полка с двумя орудиями пешей артиллерии между ними; эскадрон Новороссийского драгунского полка сзади.
Едва только авангард стал вступать на позицию и занял берег Дуная, как подплывавшая канонерская лодка открыла по нему из мортирок и ружей огонь; несколько выстрелов пушечных и ружейных достаточны были, чтобы заставить оную и ещё две за нею плывшие удалиться и остаться издали зрителями сражения. Начальник отряда, решась атаковать правый фланг неприятеля, двинулся вперёд; тогда неприятельская кавалерия вышла к нему навстречу в гораздо превосходящем числе и отчаянно его атаковала. Жестокое кавалерийское дело началось.
Три эскадрона улан и два драгун несколько раз делали атаки на толпы наездников и всегда с успехом; превосходство числа позволило им на одну минуту охватить правый фланг нашей конницы; но генерал Гейсмар, взяв две гренадёрские роты, подвёл их на 60 шагов, велел открыть батальонный огонь и кинулся вперёд и в то же время всей кавалерии атаковать. Всё это было исполнено быстро и решительно. Неприятель опрокинут, рассеян и преследован почти до самых окопов. Урон наш состоит из двух обер-офицеров раненых. Нижних чинов убитых и раненых до 80-ти, лошадей около 50-ти. Турки потеряли до 400 человек».
За бой 14 сентября 1828 г. под Байалештами, где Новороссийские драгуны решили исход боя в свою пользу с превосходящим противником, Граббе был представлен ко второму ордену Св. Георгия, но получил орден Св. Владимира 3-й степени. За бой под Раховым, когда будучи ранен в ногу, продолжал командовать отрядом до полной победы, получил чин генерал-майора, а за сражение под Оровицами ему была пожалована золотая сабля, украшенная бриллиантами.
Однако не всё было безоблачно в судьбе Павла Христофоровича. Опала царя за участие в тайном обществе, смерть в течение одного года его первой жены Веры Михайловны, урождённой Скоропадской (29.06.1801 - 12.02.1828), 2-х летнего младенца сына Николая, матери, воровство казённых денег из подчинённого ему фонда инвалидов войны, стеснённое материальное положение - всё это омрачало его существование. (В.М. Граббе с сыном были похоронены в Москве на кладбище Спасо-Андроникова монастыря, но могилы их не сохранились. - Прим. автора).
В сорокалетнем возрасте он встретил свою вторую супругу. Её звали Екатерина Евстафьевна Ролла - дочь бессарабского дворянина. Их знакомство состоялось в г. Яссы после победного похода в Малую Валахию. Местная знать давала балы в честь русских освободителей. На одном из балов и произошла встреча седеющего генерала и юной красавицы. Обряд венчания состоялся 13 апреля 1830 г. в Яссах. Второй брак принёс Павлу Христофоровичу семейное счастье и семерых детей.
Женитьба заставила Граббе на время оставить службу. Он выкупил небольшое имение Блотница, Прилукского уезда Полтавской губернии (ныне село Болотница Талалаевского района Черниговской области). Дом решено было построить на хуторе Тимчиха (ныне село Грабщина Талалаевского района Черниговской области).
Вскоре Граббе был снова призван на службу. Началась польская кампания 1830-1831 годов. В должности начальника штаба 1-го пехотного корпуса Граббе участвовал в сражениях под Минском, Калушиным, в штурме Варшавы. За сражение при Остролянке, в котором он был ранен и контужен, Граббе был удостоен второго ордена Св. Георгия. По завершении Польской кампании он был назначен начальником 2-й драгунской дивизии. За время командования довёл её до образцовой. Николаем I, лично проводившим смотры войск, неоднократно отмечалась безукоризненная выучка вверенных Граббе полков.
Во время Кавказской войны 1839-1842 гг. Граббе командовал войсками на Кавказской линии, был произведён в генерал-адъютанты. Под руководством Граббе успехом завершился штурм крепости Ахульго. За этот поход Павел Христофорович получил орден Св. Александра Невского. Дальнейшие события на Кавказе развивались не столь успешно. После неудачного четвёртого похода в сентябре 1842 г. Граббе был смещён с должности.
После недолгого пребывания в Киеве Граббе уединяется с семьёй в недавно отстроенном имении. Привольная сельская жизнь в Блотнице была настолько благодатна, что стареющий генерал подумывал навсегда оставить службу.
В 1849 г. Граббе назначается командующим особого отряда в северных комитатах Венгрии. За успешные военные действия по подавлению Венгерской революции он был награждён золотой саблей, украшенной алмазами с надписью «За поход в Венгрию. 1849 год». 21 августа 1851 г. после тяжёлой и длительной болезни скончалась жена Граббе. После похорон Павел Христофорович уезжает в Петербург.
В период Крымской войны он назначается главнокомандующим войск в Кронштадте, а затем военным губернатором в Ревеле и командующим войсками в Эстляндии. За успешное выполнение поставленной задачи Граббе был произведён в генералы от кавалерии и награждён орденом Св. Владимира 1-й степени.
В 1862 г. Граббе назначен Наказным атаманом Войска Донского. В 1863 г. он был награждён высшим орденом Российской Империи - Св. Андрея Первозванного. В 1866 г. Павел Христофорович стал членом Государственного Совета и был возведён в графское достоинство.
Сыновья П.Х. Граббе - Николай (1832-1896), Михаил (1834-1877), Александр (1838 -1863) и Владимир (1843-1893), получили блестящее образование в Пажеском корпусе, дочери - Софья, Мария и Екатерина - светское воспитание. Одна из них стала фрейлиной императрицы. Граббе пережил младшую дочь Марию, в юном возрасте не перенесшую тяжкую болезнь, сына Александра, штаб-ротмистра Гродненского гусарского полка, скончавшегося от ран, полученных в войне с поляками.
Последние восемь лет жизни Граббе провёл в своём имении. Похоронили его при большом стечении народа с почестями в ограде Блотницкой церкви (разрушена в годы ВОВ) 15 июля 1875 года.
Любимец отца, Михаил Павлович Граббе, генерал-майор, погиб в русско-турецкой кампании при штурме Карса, был похоронен рядом с отцом в 1877 году (их могилы не сохранились). Старший сын - Николай, чьим крёстным отцом был Николай I, командовал Нижегородским драгунским полком, Харьковским военным округом, похоронен как и его брат Александр в Александро-Невской лавре в Петербурге (могилы не сохранились). Младший сын Владимир, участвовал в двух походах, получил звание генерал-майора.
Военная карьера Граббе показывает, насколько преданно он и его потомки служили интересам Российской Империи.
А.М. Чикиш