Взгляды эти заслуживают внимания хотя бы потому, что следы подобных размышлений мы находим у Пушкина, см., например, заметку 1825 (?) г.: «Gardez-vous done d'abolir l'esclavage surtout dans un etat (despotique?)» («Итак, остерегайтесь уничтожать рабство, особенно в государстве деспотическом» - XII, 195 и 481). Эти же мысли были близки Пушкину в период работы над «Дубровским».
Конституционные проекты Дмитриева-Мамонова были опубликованы в 1906 г. А.К. Бороздиным и проанализированы В.И. Семевским и М.В. Нечкиной. Впредь до новых архивных находок исследователю вряд ли удастся что-либо прибавить по этому вопросу.
Менее исследован вопрос тактики, принятой руководителями Ордена русских рыцарей. Имеющиеся в нашем распоряжении документы не позволяют осветить его всесторонне. Необходимо отметить, однако, следующее: в основе организационной структуры ордена лежали идеи конспирации и дисциплины. Члены «Внешнего ордена» 6ecnpeкословно подчинялись «Внутреннему ордену». Нарушение этого правила влечет «предание их суду неизвестных и невидимых судей».
Понятие о суде сем не принадлежит к сим статутам. Братьям наружное Ордена, т. е. первых трех степеней, достаточно знать, что судьи сии и суд сей существуют - судят, карают и наказывают строго и неумолимо без всякого разбирания лиц и уважения». Приговоры «Трибунала невидимых» исполняются посредством вызова на поединок. Разные степени «Внешнего ордена» были изолированы одна от другой, и сообщение между членами их воспрещено. Идея строгого подчинения сближает Орден русских рыцарей с Союзом спасения.
Центральный вопрос изучения деятельности ордена состоит в том, чтобы выяснить, каковы были реальные пути, по которым думали вести общество его руководители. В том, что осуществление своей программы орден связывал с насилием, не может быть никаких сомнений. В письме Орлову Мамонов прямо назвал членов «Внутреннего ордена» - «руководителями революции», а внешнего - их «адептами».
В ответ на письмо Орлова, в котором тот, видимо, жаловался на неосторожность других членов ордена (начало письма не сохранилось), Мамонов писал, что удерживать пылкость сочленов - «это внушать им чувства, которые надо стараться искоренять». И далее: «...что можем мы, что могли бы мы, если бы ни одно лицо, ни одно дело не вышло бы из своего обычного положения?
Если бы все умы оставались спокойными? Деспотизм радовался бы этому покою, который ровняется бесчувственной смерти. После того, как деспотизм утвердился, как у нас, все его меры и действия позволяют ему сбережение своих средств, спокойную уверенность, равномерное движение, что совершенно не годится для тех, кто хочет с ними сражаться. Нужны тайны, секрет, но это не секрет машины, состоящей из рычагов, стержней, веревок, - это секрет мины, наполненной порохом, - нужно ее взорвать».
Как же собирался Мамонов «взорвать» эту мину? Письмо его Орлову указывает на намерения каких-то открытых действий по сплочению вокруг ордена прогрессивно настроенной части общества. Нужно «греметь против тирании, греметь против злоупотреблений, греметь против поляков, взывать к потомству, к теням Шуйских и Пожарских. Нужно установить закон спасения нации, поставить его под охрану всех храбрых людей России, всех истинных сынов отечества».
Однако вся заговорщическая структура ордена была мало приспособлена к подготовке массовых действий. Изучение материалов Ордена русских рыцарей заставляет предполагать, что основой тактики была идея цареубийства. Не говоря уже о том, что обильные данные для подобного предположения дают беседы, речи и катехизис римской степени, на это указывают и другие записи Мамонова: «Всякий монарх только первый слуга государства, всякий монарх, который изменнически действует вопреки желанию своего народа, который думает, что народ сотворен для него, - безумец! Но тот, кто призывает иностранцев на помощь себе и пользуется ими, чтобы угнетать свой народ, открыто объявляет себя его врагом».
«Иностранцы», угнетающие народ, - это для Дмитриева-Мамонова, конечно, та придворная камарилья, которую надо лишить «всякого влияния на дела государственные». В другом месте Мамонов записал в качестве одного из пунктов «учения», «преподаваемого во внутреннем Ордене»: «Конечное падение, а есть ли возможно - смерть иноземцев, государственные посты занимающих».
Мысль о том, что придворная знать - «не отечества сыны», а «питомцы пришлецов презренных» (Рылеев), была широко распространена среди декабристов. Следовательно, и царствующий в России император был, по мнению Мамонова, врагом народа (вспомним, что Великий магистр римской степени требовал «истребить» «до последнего» всех врагов отечества). Но текст этот мог иметь и другой смысл: мы уже приводили слова крайне консервативного представителя младшей ветви того же рода, к которому принадлежал и Мамонов, - М. Дмитриева о том, что царствующие в России императоры «совсем не Романовы, а происходят от голштинцев», что «потомки немцев» «сидят на всероссийском престоле».
Согласно определению Мамонова в § 53 «Статутов» ордена, Александр I должен был считаться «иноземцем», ибо он был не «правнуком», а «внуком иноземца» - голштинца Петра III и, постоянно разъезжая по Европе, не удовлетворял и другому требованию - неизменно пребывать, «не отлучаясь из России». Все это заставляет по-особому оценить требование смерти «иноземцев, государственные посты занимающих», бессмысленное при распространении его на всех иноземцев при дворе и в государственном аппарате, тем более что лишь немногим выше, в § 27 тех же пунктов, Мамонов требовал для этих «иноземцев» только «лишения» их «всякого влияния на дела государственные».
Проекты будущего внутреннего порядка России, разрабатывавшиеся Мамоновым, отмечены печатью аристократизма. Это неоднократно отмечалось исследователями. Здесь, вероятно, сказалось влияние идей аристократической оппозиции XVIII в. Однако нельзя не видеть качественного отличия даже наиболее ранних форм дворянской революционности от вельможного либерализма XVIII в. Как мы увидим в дальнейшем, правительство, возможно, опасалось Дмитриева-Мамонова как вероятного кандидата на престол, однако самому ему, считавшему, что «гражданин Рима знатнее коронованных глав», такие планы были чужды.
Будучи результатом исторической ограниченности ранних этапов дворянской революционности, идеи Мамонова о создании аристократии - сильной политически и экономически - пережили определенную эволюцию. В «Пунктах преподаваемого в внутреннем Ордене учения» мы находим наброски широких реформ демократического характера: мысли о необходимости упразднения «рабства в России», введения «вольного книгопечатания», предания гласности действий правительства, улучшения «состояния солдата» - требования, неоднократно встречающиеся в дальнейшем в программных документах декабризма.
Наряду с этим, однако, мы видим здесь еще чисто аристократическую систему государственного управления: сенат, состоящий на одну четверть из представителей наследственных перов, на одну четверть - из представителей дворянства. Другую половину составляли представители народа. Отчетливо аристократическая тенденция проявилась в методах гарантии конституции - такая задача возлагалась на орден, который для этого получал поместья, земли и «фортеции».
В написанном позже «Кратком опыте» Мамонов пробовал набросать несколько иную структуру: двухпалатное вече, причем нижняя, народная палата, выбирая одного из двух консулов-посадников, уравнивалась тем самым в правах с «палатой вельмож». Здесь же мы сталкиваемся с не проведенной, правда, последовательно мыслью об уничтожении сословий как политико-юридических категорий.
Однако необходимо иметь в виду, что «вельможи», которых Мамонов собирался наделить полнотой политических прав, - это не современная ему русская знать - опора самодержавия. Мамоновская «аристократия» должна была составиться из ведущих участников революционного переворота. Это передовые люди, которые проникнутся революционными идеями и возглавят освободительную борьбу. К реальным русским вельможам своего времени Мамонов относился весьма критически и, конечно, не им отводил руководящую роль в будущей русской вечевой республике.
В том же письме, где он объявил царя врагом народа, Мамонов писал: «Не касаться этого вопроса? Это запретный плод. Вам будет плохо! Не меняйте почет и богатства на нищенскую суму! Пусть! Мы предпочитаем суму великому сану, ненадежное пользование которым отравлено унижением. Поденщик, который ест свой хлеб в поте чела своего, почетнее вельможи, покупающего великолепие ценой бесчестья, и даже того, кто мог бы вещать истину и не делает этого!»
Необходимо сделать несколько замечаний о внешнеполитической программе ордена. В литературе уже отмечался воинственный характер этой программы и ее полная химеричность. Идея прав малых народностей была чужда Мамонову. И все же невозможно отнестись к этой части программы как к документу, не заслуживающему внимания.
Чтобы понять эту сторону воззрений Мамонова, необходимо вспомнить, что международная активность реакционной России, России Александра I, встречала с его стороны резкое осуждение. «Мы вмешиваемся, - писал он, - в дела, которые могут вредить нам разве только противодействием, вызываемым этим вмешательством. Мы действуем как Дон-Кихоты, исправляя вред, причиненный от океана до Вислы. Европа думает, что мы желаем сделать ее участницей избытка нашего счастья и нашей свободы, а мы, освободители других, стонем под ненавистным игом».
Таким образом, первым условием активности на международной арене Мамонов считает внутреннее освобождение России. Только тогда Россия действительно сможет передать «избыток своего счастья» другим народам. Войны Французской республики в эпоху революции приучили современников иначе, чем в XVIII в., решать вопросы войны и мира.
Даже осторожный, консервативно настроенный Евгений Болховитииов (есть, правда, основания сомневаться в принадлежности этой части книги его перу) в 1808 г. писал: «Цветущие и особливо великие республики, окруженные монархиями, вообще долго стоять не могут». Таким образом, мысль о победе освободительного движения в России влекла за собой идею революционной войны с европейскими монархиями. Ограниченность позиции Мамонова состояла в том, что освобождение порабощенных государств от политического деспотизма им мыслилось, как государственное подчинение России, но это было присоединение к революционной России.
После наполеоновских войн мысль о кампаниях, театром которых должна была быть вся Европа, не казалась странной и химеричной. Для того чтобы гарантировать новую Россию от угрозы интервенции, Мамонов наметил две частных войны, которые, обеспечив фланги, резко изменили бы соотношение сил на европейском театре: присоединение к России балканских государств и «восстановление греческих республик под протекторатом России» на юге, а также «присоединение Норвегии» на севере. Планы эти были фантастичны, как многое в построениях автора. Вероятно, другие члены ордена были более реалистичны и демократичны в вопросах внешней политики.
Политика на Востоке мыслилась Мамоновым в несколько ином плане - как продолжение усилий по подъему экономики России (ср. такие пункты, как «соединение Волги и Дона каналом», подъем хозяйственной жизни Сибири). Мамонов планировал «учреждение торговой кампании для Китая, для Япона и Сибири», «построение гавани при устье реки Амура». Также и Индия интересовала членов Ордена русских рыцарей.
М. Орлов был знаком с французом Моренасом, путешественником по Индии и автором книги об этой стране. Видимо, ему адресовано письмо М. Орлова от 8/10 июня 1817 г., хранящееся в ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, которое отмечено в «Описании рукописных материалов по истории движения декабристов» ГПБ как письмо к неизвестному. В этом письме Орлов оповещает своего корреспондента о том, что император пожаловал 2500 франков на издание его книги о языке Индостана. Среди неопубликованных рукописей Д.В. Давыдова находятся «Замечания об Индии», «рукопись, содержащая географический и историко-этнографический очерк Индии».
Таковы программно-организационные контуры Ордена русских рыцарей. Однако для определения места этого общества в истории декабризма необходимо выяснить вопрос о том, как далеко зашла его практическая организация. В научной литературе прочно установилось мнение об эфемерности ордена, поскольку 1814 и частично 1815 гг. были для Мамонова и Орлова временем служебных разъездов в связи с пребыванием в армии, в 1816 г. Мамонов уволен за границу для лечения, а в 1817 г. он уже, по мнению исследователей, сошел с ума. Таким образом, вопрос о времени начала психического заболевания Дмитриева-Мамонова оказывается весьма существенным для истории тайной организации.
Между тем сведения, которые сообщают различные исследователи об этом периоде жизни Дмитриева-Мамонова, пестрят неточностями и фантастическими сообщениями. В комментарии к «Алфавиту декабристов» о Мамонове читаем: «Был одним из основателей Союза Благоденствия; в 1817, заболев душевною болезнью, переселился в подмосковную Дубровицы, откуда в 1826 опекою был переведен в другую подмосковную - Васильевское». А один из новейших исследователей - Ю.И. Герасимова - в комментарии к автобиографии А.Н. Муравьева сообщает, что Мамонов «был помещен в дом умалишенных (?)».
В 1817 г., вернувшись из-за границы, Мамонов заперся в своем подмосковном имении, где и прожил безвыездно до 1823 г. Это время, по прочно установившейся традиции, и считают началом его заболевания.
Обратимся к свидетельствам, которыми располагает исследователь. Данные источников совсем не отличаются такой ясностью и определенностью, чтобы послужить основой для прямолинейных выводов. Судьба Дмитриева-Мамонова оказывается связанной с весьма загадочными обстоятельствами. Люди, хорошо осведомленные, ни в начале 1820-х гг., ни позже его сумасшедшим не считали. А.И. Герцен, говоря о Мамонове, называет его безумие «полудобровольным» и помещает последнего не в ряду клинических безумцев, а в лагере жертв «удушливой пустоты и немоты русской жизни»: «В петушьем крике Суворова, как в собачьем паштете князя Долгорукова, в диких выходках Измайлова, в полудобровольном безумии Мамонова и буйных преступлениях Толстого-Американца, я слышу родственную ноту, знакомую нам всем».
Не считал Мамонова сумасшедшим в 1821 г. и М.П. Погодин, пристально наблюдавший еще с 1816 г., когда его прочили в компаньоны к отбывавшему за границу графу, за жизнью дубровицкого затворника и мечтавший выдать за него А.И. Трубецкую, в которую сам он был влюблен возвышенной романтической любовью. Погодин жил в деревне Трубецких недалеко от Дубровиц и внимательно следил за разговорами о жизни Мамонова. 25 сентября 1821 г. он написал Мамонову письмо, весьма интересное по истолкованию причин удаления последнего из Москвы. Погодин даже не подразумевает возможности объяснения его поступка безумием.
Он пишет: «Я никогда не видал вас. За три года перед сим (Погодин допускает хронологическую неточность. - Ю.Л.) меня приглашали путешествовать с вами; с тех пор вы поселились в моем воображении; я всегда думал, любил думать о вас и, наконец, решился писать к вам, решился сказать о моей идеальной к вам привязанности, сказать, что я искренне уважаю вас, удивляюсь твердости вашего характера, вашему постоянству и сожалею, что отечество лишается достойного сына, сына, который мог бы оказать ему великие услуги, особенно в нынешнее время, решился сказать вам несколько слов о вашем уединении. Я уверен, что причина, побудившая вас к нему, благородна, велика».
Еще более определенно высказывались люди, лично знавшие Мамонова. Н. Киселев писал: «Некоторые даже подвергали сомнению его сумасшествие и искали объяснения его домашнему заточению в каких-то темных и злых интригах». И.А. Арсеньев, который «с малых лет слышал много рассказов о графе Мамонове» (отец его был родственником, а потом опекуном графа), считал, что лишь «в 1824 г. окружающие графа Мамонова стали замечать за ним частые припадки меланхолии, в особенности после получения им писем от сестры, не оставлявшей его в покое с требованиями денег и подарков».
Тот же автор опубликовал письмо Мамонова отцу Арсеньева от 8 сентября 1823 г. и 14 мая 1824 г. Письма посвящены имущественным делам и никакого следа клинического безумия не содержат. Не менее любопытно свидетельство племянника Мамонова - Н.А. Дмитриева-Мамонова.
По авторитетному свидетельству этого мемуариста, официальное признание Мамонова сумасшедшим последовало в 1826 г., но соответствовало ли это действительности и тогда, мемуарист сомневается. «В начале царствования императора Николая Павловича граф Матвей Александрович, по свидетельству докторов, был признан умалишенным и тогда же последовал высочайший указ о взятии его под опеку.
Мне неизвестно, был ли действительно сумасшедшим граф Матвей Александрович в момент взятия его под опеку». Далее идет весьма любопытное описание жизни Мамонова в Дубровицах. «Нельзя, однако, сомневаться в том, что уже в 1820-х годах за ним замечались кое-какие странности. Так, например: живя почти безвыездно в имении своем, в селе Дубровицах, в 35-ти верстах от Москвы, он выстроил там крепость, учредил роту солдат из своих дворовых людей, завел пушки и т. д.
Конечно, в настоящее время таким затеям богатого барина, имеющего достаточные средства для их исполнения, не придали бы особенного значения, но тогда были другие условия жизни. Говорят также, что он учредил общество «Русских рыцарей», нечто вроде масонских рыцарей, и что члены этого общества собирались у него в Дубровицах, но и это еще недостаточное основание для признания его сумасшедшим, других же поводов, или лучше сказать, признаков, по которым свидетельствовавшие его доктора могли бы дать заключение, что он сумасшедший, в то время, кажется, никаких не было, или по крайней мере, мне неизвестно». Далее следует чрезвычайно любопытное, сообщение: правительство, «озабоченное» здоровьем «сумасшедшего», послало к нему отнюдь не врачей: «Из Дубровиц он был взят жандармами», «так как, - наивно поясняет Мемуарист, - не хотел добровольно выехать оттуда».
Есть еще одно свидетельство о военных приготовлениях Мамонова в его имении. Правда, исходит оно от врача-психиатра, получившего доступ к Мамонову лишь в 1840-е гг., когда душевная болезнь уже действительно развилась. Сведения, собранные им о жизни Мамонова в 1840-х гг., естественно, преломлялись сквозь призму позднейших профессиональных наблюдений. По данным врача П. Малиновского, Мамонов вел в Дубровицах следующий образ жизни:
«Днем он занимался составлением чертежей и планов для того, чтобы воздвигнуть каменные укрепления в своем имении, а ночью, когда все спали, гр. М(амонов) выходил, подробно осматривал местоположение и там, где нужно было строить стены и башни, втыкал в землю заранее приготовленные короткие колья». «Укрепления подвигались вперед, башни и стены росли - имение гр. М<амонова>, почти с трех сторон окруженное реками, с остальной, свободной, было бы обнесено довольно высокой и толстой каменной стеною с башнями, если бы гр. М(амонову) не помешали кончить его предположения».
Дубровицы - живописное село около г. Подольска (под Москвой), при слиянии рек Двины и Пахры, знаменитое великолепным храмом начала XVIII в., расположено чрезвычайно выгодно для обороны. В 1812 г. Дубровицы уже были использованы русской армией как выигрышная оборонительная позиция. А. Муравьев вспоминал, описывая отступление от Москвы: «Мы в арьергарде с утра до ночи на всем пути бились с неприятелем, между прочим имели порядочное дело под Дубровицами, имением гр. Мамонова». Видимо, Мамонов, в программе которого стояло «дарование ордену» «фортеций», тщательно взвесил все обстоятельства, выбрав для своего уединения из всех многочисленных вотчин именно эту, столь близкую к Москве и столь защищенную от нападения.
У нас есть возможность проверить эти сообщения показаниями других мемуаристов. Н. Киселев, на заметку которого «Существуют ли записки графа М.А. Мамонова?» мы уже ссылались, писал: «Случайно попались нам в руки небольшие выписки из журнала, веденного графом Мамоновым в Дубровицах. Выписки эти, сделанные одним из многих опекунов покойного графа, свидетельствуют как о здравом уме писавшего журнал, так и о том, что самый журнал действительно не лишен интереса. Судя по имеющимся у нас отрывкам, многие места «Записок», по крайней резкости суждения, не могут явиться в печати...» Однако особенно интересны воспоминания сына учителя русской словесности в доме Мамонова - П. Кичеева. Они рисуют любопытную картину жизни Мамонова в Дубровицах и ареста его в 1823 г.
Вернувшись из-за границы и «будучи от роду не более 26 лет, он поселился в подмосковном своем селе Дубровицах и сделался не только совершенным затворником, но даже невидимкой. По отданному один раз навсегда приказу в известные часы ему подавались чай, завтрак, обед и ужин; также подавались ему и платье и белье, и все это в отсутствии графа убиралось или переменялось». Далее Кичеев рассказывает, что в 1823 г. у Мамонова умер камердинер и был нанят новый, вольный. Он нарушил заведенный в доме порядок и был избит Мамоновым. Пострадавший явился в Москву к генерал-губернатору князю Д.В. Голицыну. Голицын немедленно послал в Дубровицы своего адъютанта, а когда Мамонов его выгнал, явились упомянутые Н.А. Дмитриевым-Мамоновым солдаты.
Далее Кичеев сообщает чрезвычайно любопытную деталь: «Когда за ним (Дмитриевым-Мамоновым. - Ю.Л.) приехали, чтобы везти его в Москву, граф нисколько тому не противился, но вышедши уже на крыльцо и увидя тысячи своих крестьян, он обратился к ним со словами: «Неужели, православные, вы меня выдадите?» Крестьяне тотчас окружили графа и хотели остановить поезд. Но граф успокоил их, сказав, что он пошутил и что ему надо ехать в Москву».
Последняя сцена мало напоминает картину увоза душевнобольного. То, что перед нами не изоляция клинически больного, а арест, подтверждает еще один любопытный документ. По свидетельству Н.А. Дмитриева-Мамонова, в бумагах М.А. Дмитриева-Мамонова им была обнаружена рукопись «на французском языке под заглавием: «Catalogue des gens qui ont contribue ama perte». Некоторые лица, вошедшие в состав этого каталога, охарактеризованы им очень резко, как например: «Araktscheieff - Tristan I'Ermite de notre siecle; Comte G<ourief>, voleur publique, prince W(olkonsky) - une espece de vieille salope» и т. д. Всего в этом каталоге, сколько мне помнится, было записано около 30 лиц более или менее значительных».
Если бы мы располагали списком, возможно, наше представление о сущности этого темного дела было бы более полным, но и то, что, по мнению Н. Мамонова, нити ареста восходили к Аракчееву, достаточно показательно.
Действительно, обстоятельства дела имеют не совсем обычный характер. Человек знатнейшей фамилии, богач и генерал-майор кавалерии, арестовывается без предварительного следствия, по навету камердинера, а сам этот камердинер неожиданно получает прямой доступ к московскому генерал-губернатору. Наконец, сам доносчик, мещанин Никанор Афанасьев, как это следует из письма Мамонова Голицыну, - бывший крепостной человек князя П.М. Волконского - третьего в списке «виновников гибели» Мамонова. Волконский, как начальник главного штаба, в эти годы возглавлял тайную полицию и политический сыск.
Угроза опеки, нависшая над Мамоновым, потрясла его. «Вы надо мною опеки учредить не можете и не смеете, ибо я не, малолетний и не сумасшедший», - писал он Голицыну. Юридических оснований для опеки не было. Хотя Мамонов в письме, написанном крайне запальчиво и, видимо, в состоянии возбуждения, граничащего с бешенством (письмо содержало вызов на дуэль), и отстаивал «право наказывать крепостных людей палками», однако он, видимо, не только был теоретическим противником рабства, но и практически никаких фактов жестокого обращения с крестьянами в распоряжении правительства не было. Об этом свидетельствуют не только попытка крестьян отбить его у фельдъегеря и приехавших с ним солдат, но и хозяйственные бумаги по управлению имением.
Так, в 1816 г., собираясь за границу и находясь в стесненных обстоятельствах (Мамонов был очень богат, но постоянно подвергался вымогательствам со стороны родственников, особенно сестры, и все время нуждался в деньгах), он писал в Арефинскую вотчину бурмистру почти в просительном тоне: «По случаю будущего отъезда моего мне бы очень хотелось прежде обыкновенного срока получить оброчные деньги. Но сие не требуется, а только если без обременения оное сделать можно, то постарайся пожалуй <...>. На усердие твое крайне надежен».
Каковы же были действительные причины ареста Мамонова? Вспомним некоторые предшествовавшие ему события. В мае 1821 г. правительство получило донос Грибовского на Союз благоденствия. Несмотря на то что в нем указывалось на самоликвидацию этой организации, роль Орлова, который «ручался за свою дивизию», была столь резко подчеркнута, что за Кишиневом началось наблюдение. 5 февраля 1822 г. был арестован майор В.Ф. Раевский и началось дело, грозившее крахом всей организации Орлова.
Тесные дружеские связи Орлова и Мамонова были хорошо известны. В Москве знали, что Орлов, приехавший в 1821 г. на съезд Союза благоденствия в Москву, посетил Мамонова в Дубровицах. Последнее обстоятельство тем более бросилось в глаза, что Мамонов долгие годы до этого никого не принимал. П.А. Вяземский сообщал в 1823 г. А.И. Тургеневу, что Мамонов «шесть лет не выходил из своей комнаты в деревне и никого не видал, даже и слуг своих. Один Орлов был у него раза три в продолжении этого времени».
В этих условиях в марте 1822 г.. начальник главного штаба князь Волконский получил новый донос Грибовского, в котором сообщалось о неожиданной активизации «полагавшегося давно исчезнувшим» Ордена русских рыцарей и прямо называлось имя Мамонова. То, что после этого в дом Мамонова явился и предложил свои услуги в качестве камердинера вольноотпущенный того же Волконского, представляется совпадением вряд ли случайным. Новый камердинер оказался подозрительно любопытным. По свидетельству П. Кичеева, хорошо знавшего внешнюю сторону событий, но не понимавшего их сути, он «соскучился служить невидимке» и стал следить за Мамоновым, спрятавшись «за колонну или тумбу». Тут он был замечен и избит Мамоновым. Вслед за этим последовал арест Мамонова.
О том, что дело Мамонова рассматривалось не изолированно от других событий «несчастливого», по словам Орлова, для него 1822 г., свидетельствует часто цитируемая, но недостаточно осмысленная фраза из письма последнего Николаю I: «Думали, что связь с графом Мамоновым была основана на политических вымыслах. Граф Мамонов сошел с ума; бумаги, книги, записки его в руках правительства, и я остался чужд от всяких нарекании».
Речь идет, конечно, о первом аресте Мамонова в 1823 г. (о втором, в 1826 г., речь пойдет дальше). Вполне возможно, что благоволивший к Орлову Голицын, не дал хода всем имевшимся у него документам, но так или иначе ясно, что в свете этих событий построение под Москвой, в крайне выгодной в стратегическом отношении местности, мощного опорного пункта и концентрация в нем оружия вплоть до артиллерии (у Мамонова был уже опыт создания военной части из своих крестьян; видимо, осталась от той поры и амуниция) - все это не могло показаться правительству безобидной «затеей богатого барина». Вместе с дивизией Орлова это составляло вполне реальную угрозу.
Необходимо иметь в виду и другое. Известно, что у Александра I было преувеличенное представление о силе и о финансовых возможностях тайных обществ. В беседе с П.М. Волконским царь уверял, что «они имеют огромные средства». Ясно, что в этой связи особенное внимание обращали на себя не Муравьевы, Н. Тургенев, Якушкин или Пестель - все люди весьма скромного достатка и небольших чинов, а Орлов и, особенно, миллионер Мамонов.
Можно понять, насколько встревожило правительство известие об участии в тайной деятельности одного из богатейших людей России (особенно, если вспомнить, сколь незавидно было материальное положение большинства декабристов). Лишая Мамонова права распоряжаться своим имуществом, правительство тем самым могло надеяться отнять у подпольного движения источники субсидирования. Конечно, вполне вероятно, что в эту пору у Мамонова бывали уже периоды крайнего возбуждения, когда он терял власть над собой. Но, бесспорно, для правительства это был лишь предлог.
Очень любопытны в этом отношении письма прекрасно осведомленного Вяземского А.И. Тургеневу. Сообщив в письме от 20 сентября 1825 г., что «третьего дня привезли сюда больного Мамонова», у которого «род горячки и воспаление в воображении», Вяземский, однако, не видит в нем сумасшедшего, нуждающегося в наблюдении: «Здоровье его лучше (...). Сказывают, что он чудесно хорош. Вдвое стал шире в плечах, лицо приняло какую-то суровость и важность, борода тучная». Через несколько месяцев Вяземский едет к Мамонову как к совершенно здоровому человеку для переговоров об участии в выкупе крепостного Семенова.
Между ними происходит любопытный разговор. Вяземский считает, что нужно по мере возможности в частном порядке «выкупать, отпускать, освобождать, со своей стороны», и крайне раздражен максималистским и вместе пессимистическим высказыванием Мамонова: «Зачем выкупать Семенова, когда миллионы в его положении». Раздраженный Вяземский видит в этом «парадоксы подлости, трусости и сожаления выдать 50 рублей», но о безумии речи не идет. Подлинный смысл разыгранной над Мамоновым комедии Вяземскому был ясен.
Получив известие о привозе его в Москву, он сожалел, «что нет здесь Орлова» и Мамонов «остается один в когтях». Смысл последней фразы раскрывается довольно ясно: «Какое странное явление судьбы! Все, кажется, улыбалось ему в жизни, но со всем счастием мчали его к бездне неукротимое, неограниченное самолюбие и бедственность положения нашего. Ни частный ум его, ни ум государственный или гений России не могли управлять им: он должен был с колесницею своею разбиться о камни». «Частный ум», «ум государственный» - весьма странные характеристики в применении к «сумасшедшему»!
Почему же, однако, Мамонов считал Аракчеева главным своим врагом и первой причиной своей гибели? Ответ на это дает хранящееся в ЦГИАЛ дело «Переписка относительно буйных и непристойных поступках по отношении к властям проживающего) в г. Москве отст(авного) Ген(ерал-) М(аиора) Гр<афа> Дмитриева-Мамонова, 1825» (Ф. 1409. Оп. 1. № 4557).
Как мы уже говорили, после избиения Мамоновым клеврета князя Голицына между ним и московским главнокомандующим произошел резкий обмен письмами. Вызывая князя Голицына на дуэль, Мамонов уже совершал неосторожный поступок: князь Голицын, московский главнокомандующий, был лицом непосредственно представляющим государя (не говоря уже о том, что он был на двадцать пять лет старше), и вызов на дуэль его отставным вельможей должен был рассматриваться как крайняя дерзость.
В этом же письме Мамонов высказал полное презрение к чинам, назвав себя «гражданином», «который предшествует» Голицыну «во всем на свете, кроме табели о рангах». Здесь же он отрицал право правительства вмешиваться в отношения дворянства и крестьян: «Я исповедую и это политическое правило, что правительство не может нас лишить сего права без общего и нарочитого нашего согласия».
К несчастью, в запальчивости Мамонов отнес к неотъемлемым правам помещиков право личной расправы с крепостными (для него это означало, как это видно из бумаг по его вотчинам, утверждение помещиком приговора мирского схода и полную независимость крестьян от власти земской полиции). Это дало Голицыну возможность представить конфликт с Мамоновым как спор между жестоким помещиком, избивающим своих крестьян, и бдительной властью. А это составляло юридическую основу для взятия имений в опеку. 23 декабря 1825 г. Комитет министров, по представлению Голицына, связывавшего мнимую жестокость Мамонова с «странным» его поведением (это содержало намек на возможность безумия, хотя прямо такое обвинение еще не выдвигалось), принял решение об учреждении опеки.
Мотивировка решения интересна, поскольку в преступление Мамонову вменяется в основном странность его личной жизни. Таким образом, обнажилась суть дела: спор о границах права правительства вмешиваться в отношения помещика и крестьянина и о границах такого же его права относительно частной жизни человека, т. е. об отношении деспотизма к социальным и личным правам. В решении значилось: «Государю Императору известно уже, что отставной Генерал-Майор Граф Дмитриев-Мамонов, приняв с давнего времени странный образ жизни, отрастил себе бороду, чуждался людей и, предавшись уединению, поступками совершенно противными общежитию, не переставал обращать на себя общее внимание».
Далее сообщалось, что московский генерал-губернатор тщетно надеялся, «что время и прирожденный ум, которым он прежде отличался, выведут его из случайного заблуждения и возвратят к обществу и к обязанности, дворянину законом определенной». Поскольку Мамонов был в отставке, то «обязанность дворянина», видимо, должна была выражаться в том, чтобы жить как все и не создавать соблазнительного прецедента.
Ни о мнимой жестокости в обращении с крестьянами, ни о сумасшествии речи не идет. И тем не менее Комитет министров 23 июня 1825 г. предложил учредить над Мамоновым опеку. Решение подписали князь Лопухин, князь Алексей Куракин, Н. Мордвинов, князь Лобанов-Ростовский, граф Милорадович, В. Ланской, Татищев 1-й, князь Алексей Голицын, А. Шишков, Е. Канкрин, И. Моллер.
2 июля император утвердил решение. Мамонов обращался за защитой к Дибичу и императору. Однако его письма имели столь дерзкий характер, что могли возыметь лишь обратное действие. В письме к Александру I он, кроме того, упомянул о своем отказе выдать князю Голицыну расписку, «которой содержание известно будет Вашему Императорскому Величеству, буде угодно Вам будет узнать о том». Эти строки привлекли внимание Аракчеева. Лето 1825 г. - особое время: доносы Шервуда и Витта еще не поступили, но дело Раевского-Орлова тянется, правительство полно смутных подозрений, сами декабристы встревожены. Позже Бобрищев-Пушкин 1-й показывал, «что первые слухи о том, что общество открыто, появились летом 1825 г.»
Ненавидевшему Орлова Аракчееву показалось, что, потянув за эту ниточку, можно распутать клубок. Возможно, он подозревал и князя Голицына, которого ненавидел как вельможу и знатного барина. Он решил дознаться, какую же расписку требовали от Мамонова. Были разработаны два варианта. В Дубровицы к Мамонову были из Грузина направлены Клейнмихель и камергер Танеев. Согласно одному варианту, Мамонов должен был быть доставлен в Грузино как арестант (соответствующий приказ на имя князя Голицына был заготовлен), согласно другому - объявлен сумасшедшим и заключен под стражу в Москве.
Второй вариант вступал в действие, если существенных данных для следствия обнаружить не удастся. Посланцы везли личное письмо Аракчеева Мамонову. Аракчеев писал: «Государь император в особенном внимании ко всеподданнейшему письму вашего сиятельства и тому положению, в котором вы находитесь, высочайше соизволяет, чтобы вы прибыли для личных объяснений в Новгород вместе с камергером Танеевым, которому высочайше поручено сопровождать вас в пути».
Посланцы должны были «узнать от вас самих о настоящих обстоятельствах вашего положения». На этом месте Аракчеев собственной рукой вставил в проект письма: «...и получить от вас для доставления к Его И. В. оригинала или копии с вышеупомянутой подписки». Одна характерная деталь: в отношении на имя Голицына было сказано о Мамонове, «чтобы он вместе с камергером Танеевым прибыл в Петербург».
Аракчеев вычеркнул эти слова и вписал на их месте: «Привезен был немедленно камергером Танеевым в Новгород». Аракчеев хотел заняться лично этим делом и не хотел упустить добычу из рук. Дело считалось настолько срочным, что Клейнмихель, задержавшись на ночь в Черной Грязи, специально извинялся тем, что «было уж очень темно и дорога к Москве весьма нехороша».
Танееву же Аракчеев предписывал в специальном письме: «Есть ли Генерал Клейнмихель признает по известным ему обстоятельствам нужным отправить в Новгород отставного Генерал-Маиора Графа Дмитриева-Мамонова, то имеет его привести (так! - Ю.Л.) с собою, стараясь ему, Мамонову, угождать и выиграть его к себе доверие, а по прибытии в Новгород оставить в доме, мною занимаемом, и уведомить меня, прислав ко мне фельдъегеря».
Далее события развивались следующим образом: Мамонову был устроен неловко облеченный в форму беседы допрос. Однако Мамонов сразу же понял сущность игры и, «обратясь к стороне Танеева, спросил: «А г-н камергер Танеев, конечно, будет редактором допросов, и я должен то подписать?» Клейнмихель поспешил заверить, что «он только присутствует при нашем разговоре, а подписывать вам ничего не нужно», хотя Танеев тут же протоколировал всю беседу, которую мы цитируем по протоколу. Клейнмихель сразу же отстранил сюжет конфликта с Голицыным как несерьезный и попытался перевести разговор на Орлова. Мамонов на удочку не попался и высказал (притворное или действительное) полное неведение о кишиневских делах. Рассказывать пришлось Клейнмихелю, а Мамонов отделался восклицанием:
«Ему ли, дураку, говорить речи солдатам!». В беседе Мамонов, видимо, отпустил колкости по адресу темного происхождения рода Клейнмихелей («вступил со мною в разговор об отце моем и о моей службе, усмехаясь весьма часто»). В этом Клейнмихель увидал несомненный признак умственной болезни и приписал: «...как обыкновенно с сумасшедшими случается».
Разговор принял очень острые формы. Допрашивающие ссылались на требования императора и Аракчеева и требовали разъяснений насчет расписки. Видимо, Клейнмихель позволил себе и угрозу. Тогда Мамонов разорвал письмо Аракчеева в клочки и швырнул его Клейнмихелю в лицо (клочки были тщательно собраны Клейнмихелем и в настоящее время хранятся в ЦГИАЛ в отдельном конверте, который занумерован как л. 51 цитируемого дела; клочки легко складываются в цельный текст). Посланцы уехали ни с чем, и именно здесь, чтобы прикрыть вопиющую незаконность всей миссии (получение важных следственных данных послужило бы ей оправданием), впервые официально высказали версию о сумасшествии Мамонова.
В первом донесении Клейнмихеля это обвинение еще не фигурирует. В личном письме, сопровождающем официальный рапорт, Клейнмихель писал: «Он [Дмитриев-Мамонов] был в некотором смущении, вид его довольно суровой, а одежда заключалась в красной русской рубахе, шароварах, полукафтанье, на голове имел шапочку, а бороду не бреет». Пока что это было отмечено лишь как странность - граф был одет по допетровскому манеру. Но после провала миссии это же фигурировало как свидетельство сумасшествия: «При странной наружности, которую придавали ему черная окладистая борода и одежда, заключавшаяся в красной русской рубашке, обшитой золотым галунчиком и в распашном полу кафтанье с татарской же на голове скуфейкою».
В результате последовал официальный рапорт Танеева, содержащий очевидную и прямую клевету: «Можно было заключить, что граф Мамонов, есть ли не совсем сошел с ума, то потерял рассудок и что главная сему причина чрезмерная его гордость и честолюбие. Он по каким-то родословным считает себя родственником государя императора» (Танеев не смел написать правду: Мамонов как раз не считал себя родственником Романовых, т. к. был прямым Рюриковичем, а говорил об отсутствии у правящей династии юридических прав на престол. - Ю.Л.).
Далее Танеев продолжал: «Граф Мамонов, одарен будучи атлетическим сложением и силою, имеет и страсти сильные. Он крепкие напитки употребляет до чрезмерности, и от невоздержанной жизни он впал в любострастную болезнь, от коей нос у него в опасности, и сем, может быть, было одною из причин, что он от людей уединился». Медики не поддержали диагноза Клейнмихеля и Танеева. Доктора Мудров и Маркус диагнозировали лишь «меланхолию» и то с оговоркой, что «к излечению его доктора полагают надежду».
Такой диагноз, конечно, не давал основания для насильственной изоляции. Однако Мамонов был объявлен буйным, препровожден в Москву, где заключен в своем собственном дворце на Яузе арестантом. Он пытался обратиться за защитой «к генералитету и сенаторам», но этикетка сумасшедшего оказалась приклеенной к нему навсегда.
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTYwLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTUwMjQvdjg1NTAyNDkzMi8xYTM3N2IvdVJiTG02b3FhZjguanBn[/img2]
Характерно, что известный своей порядочностью и безупречной репутацией Мудров после осмотра Мамонова навсегда исчез из списка докторов, «пользовавших» узника по распоряжению властей.
Арест и «тюремное заключение близ Яузы», как подписал Мамонов свое обращение «к генералитету и сенаторам» в эфемерной надежде на солидарность русской аристократии, в сочетании с разгромом кишиневского центра М. Орлова, поставившим последнего в положение «вне игры», положили конец деятельности центра Ордена русских рыцарей.
Рухнули и расчеты на Дубровицы как опорный военный лагерь. Были ли они столь уж фантастическими? О сущности плана мы можем судить лишь по его обломкам. Прежде всего следует вспомнить, что, оставляя, к неудовольствию государя, блестящую придворную карьеру и добиваясь должности командира дивизии, Орлов рассчитывал не на Кишинев, а на Нижний Новгород. 23 июня 1820 г. Орлов писал Вяземскому по оказии, предупреждая, что письмо не должно попадать «в чужие руки»: «Жребий мой не слишком завиден, хотя многие может быть и завидуют. Какая бы разница, ежели б я получил дивизию в Нижнем Новгороде или в Ярославле».
Выбор Нижнего Новгорода или Ярославля диктовался стратегической близостью к Москве, а в случае движения восставшей дивизии к Москве готовый, укрепленный, снабженный запасами амуниции и даже артиллерией, оставшимися от времен формирования мамоновского полка, Дубровицкий лагерь мог оказаться военной реальностью. Но выбор Нижнего Новгорода имел и другое - политическое - значение. Не случайно в декабристских планах циркулировала идея о перенесении столицы России в этот город. С Нижним Новгородом связывалась память похода Минина и Пожарского на Москву, что как бы намекало на возможность «переиграть» избрание Романовых.
О том, что такие планы действительно вызревали в недрах ордена, свидетельствует небольшая, но интересная деталь. Есть свидетельство, что «графу Матвею Александровичу принадлежали следующие, поступившие в род Дмитриевых-Мамоновых исторические святыни, сделавшиеся государственным достоянием:
1) Сорочица Дмитрия царевича. В этой сорочице Дмитрий царевич мученически был убит 15 мая 1591 года и на ней остались кровяные пожелтевшие от времени потоки и плена.
2) Деревянная столовая ложка Дмитрия царевича. Эти предметы достались роду Дмитриевых-Мамоновых от родственного рода Нагих, пресекшегося в 1650 г., и хранились в роде Дмитриевых-Мамоновых более 200 лет в особом драгоценном ларце.
3) Знамя князя Дмитрия Михайловича Пожарского».
Смысл этих реликвий очевиден: первые две должны были засвидетельствовать пресечение прямой наследственности московских великих князей и полную необоснованность претензий Романовых на происхождение от Рюрика. Одновременно они содержали намек на особое положение рода Дмитриевых-Мамоновых, происходившего от смоленских князей - потомков Рюрика и родственно связанных с Нагими, из рода которых была последняя жена Ивана Грозного. Особенно же примечательна третья реликвия. Она недвусмысленно намекала на связь похода Пожарского на Москву с планами Ордена русских рыцарей. Чрезвычайно показательно, что по приказу Николая I все реликвии были изъяты.
То, что Орлов получил дивизию в Кишиневе, подорвало, все эти планы, и, вероятно, не случайно. А последующие полицейские акции их окончательно похоронили. Но они свидетельствуют, что главная ставка ордена была не на дворцовый переворот, а на военный поход. Занятие же Москвы, в которой почти не было войск и взять которую силами Орлова, подкрепленного вооруженными крестьянами из Дубровиц не составило бы трудности, сразу же превратило бы мятежников в революционное правительство России.
Однако личная судьба Мамонова - как бы она интересна ни была сама по себе - не может заслонить от нас судьбы его организации.
Какова была степень активности Ордена русских рыцарей после «встречи» его с Союзом спасения? Прекратила ли эта организация свое существование? Для исчерпывающего ответа на этот вопрос у нас нет достаточных материалов. Ясно, что Союз благоденствия втянул в свою орбиту более слабую, хотя и раньше возникшую организацию, и деятельность ордена замерла. Вопрос лишь в том, было ли это «замирание» частичным и временным или произошла его ликвидация. Для решения этого вопроса необходимо остановиться на тактике ведущих членов ордена в начале 1820-х гг.
Как видим, Мамонов в эти годы остался в стороне от магистральных декабристских организаций. Поведение Орлова было иным: почувствовав в них реальную силу, он пошел на активное сближение. Однако изучение тактики Орлова показывает, что он предпочитал держаться независимо и, прекрасно понимая, в какой мере участники тайных обществ заинтересованы в привлечении его к работе, старался вести себя как самостоятельная политическая и военная сила, не сливаясь полностью с движением, в члены которого он вступил. Об этом сам Орлов достаточно откровенно писал Николаю I:
«Я не входил тогда в состав их общества и оставил без осуществления план того общества, которое я сам хотел организовать, потому что я думал со временем воспользоваться их организацией и направить ее соответственно моему замыслу». Последнее привлекло внимание следователей, и на полях появилась надпись: «Каков этот замысел?»
Видимо, в дальнейшем вера в Союз благоденствия окрепла, а надежды на орден окончательно ослабели. Кроме того, став командиром дивизии, Орлов мог надеяться занять в Союзе благоденствия руководящую роль, и летом 1820 г. он вступил в Тульчине в это общество, принятый Пестелем, Юшневским и Фонвизиным.
Вопрос о том, как строить взаимоотношения с Союзом спасения и Союзом благоденствия после обнаружения их существования, волновал и остальных членов ордена. Между Н. Тургеневым, который был сторонником полного слияния, и И.М. Бибиковым произошел знаменательный разговор: «Однажды, - вспоминал Н. Тургенев, - последний [Бибиков], говоря о Союзе Благоденствия, с которым предложено объединить общество, намеченное Орловым, сказал мне, что не считает нужным сливать оба объединения; следует посмотреть, как будет действовать Союз Благоденствия, и пользоваться как его успехами, так и неудачами. Такова была политика этих господ», - иронически заключает Н. Тургенев.
Смысл этого высказывания Бибикова мы поймем, если остановимся на деятельности М.Н. Новикова в этот период.
Полтавский период деятельности М.Н. Новикова освещен в источниках очень слабо. Следственные дела декабристов дают о нем скудные сведения. Еще в 1916 г. в книге А.Н. Пыпина «Русское масонство: XVIII и первая четверть XIX в.» (редакция и примечания Г.В. Вернадского) в «Хронологическом указателе русских лож» назван важный рукописный источник - «Протоколы ученической степени ложи Любви к Истине в Полтаве».
Сообщение это не привлекло в свое время ни историков декабризма, ни специалистов по истории украинской литературы (витией, исправляющим должность секретаря, был И.П. Котляревский, и протоколы должны были быть написаны его рукой), а в настоящее время рукопись, числившаяся еще по описям 1920-х гг. (хранилась в собрании князя Барятинского в ГИМ), видимо, утеряна.
Согласно точке зрения, которая преобладает в показаниях декабристов и была воспринята как следственным комитетом, так и исследовательской традицией, Новиков, переехав в Полтаву, не выполнил поручения Союза благоденствия - «основать управу в Малороссии», успев лишь «завести» «ложу масонскую». Вызванные из Полтавы члены ложи - Лукашевич, Кочубей, братья Алексеевы - дружно показали, что состояли лишь в масонской ложе, и были после ряда допросов отпущены на Украину. Возобладало представление о том, что политическая активность Новикова затухла.
Однако такой вывод мало вяжется с тем, что мы знаем о Новикове в предшествующий период. Первый республиканец среди декабристов, человек, открывший двери тайных обществ перед Пестелем, Ф. Глинкой, Ф. Толстым, в значительной степени повлиявший на развитие политических воззрений главы Южного общества, Новиков был одним из наиболее активных членов в бытность свою в Петербурге. Трудно поверить, что за шесть лет в Полтаве он «не успел» ничего сделать.
При первом ознакомлении с материалом бросается в глаза еще одна особенность: петербургские члены Союза благоденствия оказываются явно не осведомленными в делах Полтавы. Это можно объяснить только одним: не выходя формально из замершего Ордена русских рыцарей и вместе с тем являясь членом Союза спасения, а затем Союза благоденствия, Новиков предпочитал действовать самостоятельно и далеко не обо всем информировал декабристский центр, с которым у него, как увидим, не было ни идейного, ни тактического единства.
Следует отметить, что такое тяготение, особенно «левых» деятелей в период Союза благоденствия, к самостоятельности не было явлением исключительным: по авторитетному свидетельству Н. Муравьева, «Пестель не признал новый союз и действовал отдельно, прежде в Митаве, а потом в Тульчине».
Для полтавских сослуживцев М.Н. Новикова его политический радикализм не оставался секретом. Служивший в канцелярии Н.Г. Репнина И.Н. Сердюков вспоминал: «М.Н. Новиков, надворный советник, умница, декабрист, которого б, если бы не умер, постигла участь Пестеля». То, что имя Новикова заставляло вспомнить в первую очередь Пестеля, показательно.
Для того чтобы решить, была ли ложа в Полтаве только средством «приуготовления» или содержала в своем составе ячейку тайного общества, необходимо прежде всего остановиться на ее составе. Ложа, учрежденная 30 апреля 1818 г., имела в этом году в своем списке двадцать три фамилии. Среди них привлекают внимание, кроме самого М.Н. Новикова - управляющего мастера, - С.М. Кочубей (наместный мастер), В.В. Тарновский (1-й надзиратель), И.П. Котляревский (вития, исправляющий должность секретаря), В.Л. Лукашевич, В.А. Глинка.
Насчет последних двух есть точное свидетельство хорошо осведомленного М. Муравьева-Апостола (он долгое время жил в Полтаве как адъютант князя Репнина): «Новиков принял в члены Союза Благоденствия маршала Лукашевича и полковника Глинку». Первого он именует «значущим членом». Он же свидетельствует, что Новиков не ограничивался «приуготовлением», а «из числа» членов ложи «способнейших помещал в общество, называемое Союз благоденствия». Новиков принял в Петербурге Ф. Глинку, но в данном случае, конечно, меется в виду полковник артиллерии Владимир Андреевич Глинка - член полтавской ложи.