Следственное дело М.П. Бестужева-Рюмина
Михаил Павлович Бестужев-Рюмин - один из пяти декабристов, повешенных Николаем I, - играл выдающуюся роль в движении. Он был еще очень молод в годы возникновения и деятельности ранних декабристских организаций и сравнительно поздно стал членом тайного общества. Принятый в члены Южного общества в 1823 г. в Киеве «на контрактах» Сергеем Муравьевым-Апостолом, Бестужев-Рюмин, естественно, дает в своих показаниях немного материала по ранней истории декабристских организаций.
Не будучи членом ни Союза спасения, ни Союза благоденствия, он сообщает на допросах весьма краткие, а подчас и смутные данные об этих обществах, не внося, как правило, чего-либо нового в наше представление о них. Но все же и тут имеются некоторые детали, заслуживающие внимания. Так, Бестужев-Рюмин передает, что, будучи на каком-то «Московском съезде» (un congrès à Moscou) Сергей Муравьев-Апостол, его ближайший друг, «написал тогда речь», в которой «предлагал овладеть доверием войск, захватить Москву и провозгласить там новый порядок» (документ № 9 (67).
Сведения такого рода Бестужев-Рюмин мог почерпнуть лишь непосредственно от своего ближайшего друга - от самого Сергея Муравьева-Апостола, поэтому подобные свидетельства заслуживают серьезного внимания. Однако главный интерес дела Бестужева-Рюмина, конечно, не в данных о ранней истории тайного общества, а в богатейших и подробнейших сведениях о тех событиях, свидетелем и участником которых был он сам.
В лице Бестужева-Рюмина перед нами - горячий патриот, страстно преданный родине и революционному делу. Энергичный и талантливый, всецело отдающий себя подготовке восстания, выдающийся организатор движения и пламенный оратор, Бестужев-Рюмин, несмотря на свою молодость (в момент следствия ему, по собственному свидетельству, всего двадцать четыре года), занимает в движении декабристов видное место2.
1 Тут, по-видимому, имеются в виду совещания декабристов - членов Союза спасения в 1817 г. в Москве, в Хамовнических казармах. В следственных материалах эти совещания известны под названием «Московского заговора 1817 года».
2 В формуляре Бестужева-Рюмина (док. № 2 (8) показано, что ему к моменту следствия было 26 лет; расхождение между формуляром и следственной анкетой можно объяснить обычным завышением возраста дворянского сына при первоначальной записи в военную службу, практиковавшимся в дворянских кругах с целью ускорить получение первого обер-офицерского чина.
Он проходит через важнейшие события истории тайного общества как активнейший их участник.
Вместе со своим другом Сергеем Муравьевым-Апостолом он возглавляет самую значительную после центральной Тульчинской - Васильковскую управу Южного общества. Он исполняет ответственнейшие поручения тайной организации, участвует в руководстве управой и является с момента вступления в члены организации активным участником съездов руководителей Южного общества в Каменке и в Киеве «на контрактах».
Бестужев-Рюмин в силу этого прекрасно осведомлен о чрезвычайно важных и сугубо конспиративных сторонах жизни общества. Он знаком с конституционными проектами, ведет переговоры с тайным польским обществом, присоединяет к Южному обществу новую тайную организацию - Общество соединенных славян, участвует в составлении революционного «катехизиса», ведет агитацию среди солдат, совместно с другими декабристами организует восстание Черниговского полка.
Отметим подробное знакомство Бестужева-Рюмина с «Русской Правдой» Пестеля. Поскольку он не только знакомился с нею, но и активно участвовал в обсуждении ее основ, его подробное показание о содержании конституционного проекта приобретает первостепенное значение (документ № 13 (10), обширный ответ на 6-й вопрос). Сопоставляя свидетельство Бестужева-Рюмина с дошедшей до нас неполной рукописью «Русской Правды», мы приходим к выводу, что его показание освещает ряд вопросов, не отразившихся в дошедших до нас текстах этого интереснейшего конституционного проекта.
Так, Бестужев-Рюмин дает подробные показания о правах и обязанностях власти «блюстительной» («Сената», в изложении Бестужева-Рюмина), обязанной следить за точным выполнением революционной конституции. Сообщение Бестужева-Рюмина в данном случае более подробно, чем дошедшие до нас неполные тексты «Русской Правды» Пестеля.
Более подробно, нежели это известно из дошедших до нас конституционных текстов самого Пестеля, излагает Бестужев-Рюмин устройство будущих министерств, права и обязанности революционных министров. Изложение Бестужева-Рюмина доносит до нас отголоски живого обсуждения «Русской Правды» в среде южных декабристов, аргументацию в пользу тех или иных решений.
Предпосылкой всего революционного мировоззрения Бестужева-Рюмина является убеждение во всеобщем ропоте народа против правительства и крепостного права, всеобщем недовольстве. «Мы считали на всеобщее негодование», - свидетельствует он. Идя на восстание, декабристы были уверены, что армия готова к восстанию, - и Бестужев-Рюмин был горячо убежден в этом. Недовольство армии считалось, в тайном обществе «аксиомом», по выражению Бестужева-Рюмина.
Следственный комитет раздраженно спрашивал: «Где и в чем именно заключалось то всеобщее негодование в войсках, о котором он упоминает?» «Сие было мнение всего общества, на коем и основывались планы оного», - отвечает Бестужев-Рюмин. Дело Бестужева-Рюмина, как и следующее за ним дело Матвея Муравьева-Апостола, содержит чрезвычайно ценный материал о солдатах - участниках движения и о пропаганде декабристов среди солдат. Аналогичный материал уже знаком исследователям по делу Сергея Муравьева-Апостола и использован в монографических работах. Настоящая публикация расширяет и обогащает наши сведения о настроениях солдат и брожении в армии.
Внимательно вдумываясь в русскую действительность, анализируя ее, Бестужев-Рюмин изучает также историю революций в других странах, в частности в Англии и Франции, вникает в их опыт. Дело Бестужева-Рюмина доносит до нас тексты его ораторских выступлений - целых речей о способах «избежания Вандеи», хранит его рассуждения о ходе и особенностях французской и английской «рестораций»1 о политике «Стуартов», покусившихся «возсесть на престол предков своих» и т. д.
1 Т.е. реставраций.
Ценные показания дает Бестужев-Рюмин и о таких важных идейных документах движения, как «катехизис», читавшийся солдатам во время восстания Черниговского полка, и другие революционные воззвания. Бестужеву-Рюмину принадлежит важное свидетельство об авторстве этих документов: «Обе прокламации и катехизис были сочинены Сергеем Муравьевым и мною» (документ № 13 (10), ответ на 7-й вопрос).
Важным документом, характеризующим идеологию декабристов, являются тексты политических речей Бестужева-Рюмина, воспроизведенные им по памяти в следственном деле. Замечательна, например, воспроизведенная им самим в ответах следствию речь, которую он произнес в связи с присягой членов Общества соединенных славян («на третьем заседании у Андреевича»).
Полная высокого революционного патриотизма, она является важным источником для изучения идейной жизни тайного общества и вместе с тем одним из образцов ораторского искусства декабристов, дошедшего до нас в авторской передаче. «Век славы военной кончился с Наполеоном. Теперь настало время освобождения Народов от угнетающего их рабства, и неужели Русские, ознаменовавшие себя столь блистательными подвигами в войне истинно отечественной - Русские, исторгшие Европу из-под ига Наполеона, не свергнут собственного ярма и не отличат себя благородной ревностью, когда дело пойдет о спасении Отечества, счастливое преобразование коего зависит от любви нашей к свободе», - так говорил Бестужев-Рюмин членам Общества соединенных славян.
Дело Бестужева-Рюмина является источником первостепенной важности для изучения Общества соединенных славян и его присоединения к Южному обществу. Как известно, именно Бестужев-Рюмин организовал это присоединение, познакомил Славян с целями и задачами Южного общества, с конституцией Пестеля. Бестужеву-Рюмину принадлежит важное свидетельство о республиканском характере идеологии Общества соединенных славян: «...цель их - соединение всех Славянских племен в одну Республику».
Бестужев-Рюмин свидетельствует и о том, что конституционные основы «Русской Правды» вызвали возражения у членов Славянского общества («Спиридов, которому я давал выписки из Русской Правды, написал было на многие пункты свои возражения (особенно на учреждение Сената)»). Бестужев-Рюмин откровенно показывает, что он считал своим долгом пресечь начавшиеся со стороны Славян возражения и «предупредить новые». Он нарочно сообщил Славянам ряд вымышленных преувеличенных данных о Южном обществе, об его силе, широте распространения и готовности к выступлению.
Бестужев-Рюмин предложил Славянам согласиться на участие в цареубийстве и привел к присяге членов Славянского общества, вызвавшихся быть цареубийцами. Подробное описание бурных заседаний Славян по вопросу о слиянии с Южным обществом декабристов и выступлений Бестужева-Рюмина мы находим, как известно, в «Записках» И.И. Горбачевского, где они отражены, так сказать, со «славянской» стороны1.
1 И.И. Горбачевский, Записки и письма, под ред. Б.Е. Сыроечковского, М. 1925, изд. 2, доп. и испр. Особ. стр. 45-88.
Публикуемое дело Бестужева-Рюмина рисует другую сторону вопроса - отношение Южного общества к присоединению к нему Славянского и значение этого присоединения для южной декабристской организации. В этом - ценность свидетельств Бестужева-Рюмина по данному вопросу.
Дело Бестужева-Рюмина является чрезвычайно важным источником и для изучения другого значительного вопроса декабристского движения - взаимоотношений русского революционного общества с польским революционным обществом. Бестужев-Рюмин явился тем лицом, которому Директория Южного общества декабристов поручила ведение переговоров с поляками.
Вопрос этот, еще недостаточно изученный в литературе о декабристах, получает для своего дальнейшего исследования важный документальный материал в настоящей публикации. Здесь содержится прямое свидетельство о том, что Директория Южного общества поручила Бестужеву-Рюмину заключить договор с революционным польским обществом о совместном выступлении.
Подробно излагается и самая платформа соглашения. Бестужев-Рюмин успешно провел переговоры с польскими революционерами и пришел в основном к соглашению по важнейшим вопросам о совместных действиях. Передаваемый Бестужевым-Рюминым по памяти устный «договор» с поляками (письменные сношения были запрещены в обоих обществах, и условия совместных действий, конечно, не были формально зафиксированы в письменном документе) является одним из важнейших документов данной публикации (документ № 13 (10), ответ на 21-й вопрос). Бестужев-Рюмин подробно перечисляет по памяти обязательства как той, так и другой стороны.
Революционная Россия обязывалась «отдать независимость Польше». 6-й пункт договора гласит: «Общество Русское всеми мерами будет стараться искоренять ненависть, существующую между обоими Народами, представляя, что в просвещенном веке, в котором м живем, польза всех Народов одинакова, а закоренелая ненависть есть принадлежность времен варварства».
Поляки обязались со своей стороны «восстать в одно время с нами», воспрепятствовать Константину Павловичу вернуться в Россию, а также «подавать нам все помощи, в их возможности состоящие». Революционная Польша обязывалась «принять правление республиканское». Руководство восстанием закреплялось за русской революционной организацией. План этот, как известно, не удалось осуществить, но самое его наличие является фактом большой важности в истории революционного общения двух братских славянских народов.
Бестужев-Рюмин играл активнейшую роль в выработке общего плана выступления Северного и Южного обществ. Он вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом стоял во главе той Васильковской управы Южного общества, которая вступила в непосредственные переговоры с Северным обществом через князя С. Трубецкого. Последний прибыл в Киев для выработки совместных программных установок и тактики переворота, инициативу которого брало на себя Северное общество.
Программная сторона соглашения между Севером и Югом накануне самого выступления - чрезвычайно важный и до сих пор мало исследованный вопрос в изучении декабристской идеологии. Не конституционный проект Никиты Муравьева и не конституционный проект Пестеля принимались за непосредственную программную основу предположенного государственного переворота, - на основе всего предыдущего опыта должен был быть выработан новый конституционный проект.
«Известно, что Северное общество, в особенности Тургенев, Никита Муравьев и к(нязь) Сергей Трубецкой всегда Пестелеву конституцию отвергали, с некоторыми даже переменами Сергеем Муравьевым и мною предложенными, ввести не соглашались, - свидетельствует Бестужев-Рюмин, - и при отъезде Трубецкого из Киева1 было положено между нами тремя, что он предложит Северному обществу по введении временного Правления составить Комитет из числа членов для сочинения конституции...»
1 По собственному свидетельству, С. Трубецкой вернулся с юга в Петербург 8 или 10 ноября 1825 г. («сего ноября месяца 8-го или 10-го» - (см. «Восстание декабристов», Т. I, стр. 10). Иначе говоря, соглашение Севера с Югом о совместной программе выступления, оповестителем о котором он был, явилось наиболее поздним из всех, гам известных, - в следующем же месяце произошло восстание.
Выработке общей конституционной программы накануне выступления декабристы придавали огромное значение. Бестужев-Рюмин передает выразительный разговор с декабристом Тизенгаузеном незадолго до выступления (несомненно доносящий до нас не только тему, но и живые интонации декабристских споров): Тизенгаузен полагал, что начинать рано: «Как же начать, когда у нас ничего не готово?» «Я ему отвечал, - показывает Бестужев-Рюмин, - что вы подразумеваете под словом ничего? Перед началом революции должны быть две вещи готовы. Первая, это хорошая конституция, ибо изготовь ее прежде восприятия действий, [и] мы избегнем долговременности и ужасов революций Английской и Французской; другая вещь та, чтоб иметь под рукой значительное число войск благонадежных».
Общие республиканские настроения («республика была положена с самого начала») соединились с явным расчетом на рылеевскую группу в Петербурге, - Бестужев-Рюмин сочувственно передает сетования вернувшегося из Петербурга Матвея Муравьева-Апостола,, что «Трубецкой, Никита Муравьев, Тургенев проводят время в беспрерывных политических прениях и тем связывают руки Оболенскому и Рылееву».
Важно и общее решение Южного общества, принятое и представителем Севера Трубецким, - выступать в 1826 г. («не откладывать действий далее будущего года»).
В свете всех этих свидетельств особенно важны показания Бестужева-Рюмина о восстании Черниговского полка. Это восстание также было осколком общего плана действий, органически принадлежало плану.
Бестужев-Рюмин - активный участник восстания. На его глазах жандармы производят обыск в квартире отсутствующего в тот момент его друга Сергея Муравьева-Апостола. Приказ об аресте самого Бестужева-Рюмина несколько запаздывает. Вместе с освобожденным из-под ареста силою оружия Сергеем Муравьевым-Апостолом он возглавил восстание.
Бестужев-Рюмин дает много ценных свидетельств о сборе восставшего полка в Василькове, чтении «катехизиса», дальнейших передвижениях и разгроме восстания. Арестованный на поле восстания с оружием в руках, Бестужев-Рюмин - свидетель всей истории восстания Черниговского полка.
Характеристика дела Бестужева-Рюмина была бы неполна без упоминания о его ценнейших свидетельствах, относящихся к А.С. Пушкину.
Именно в деле Бестужева-Рюмина сохранены замечательные данные не только о личном знакомстве декабриста с Пушкиным, но и о влиянии на декабристов его революционной поэзии. «Рукописных экземпляров вольнодумческих сочинений Пушкина и прочих столько по полкам, что это нас самих удивляло», - свидетельствует Бестужев-Рюмин.
Это же показание не только говорит об обстоятельствах первого личного .знакомства Бестужева-Рюмина с Пушкиным, но и свидетельствует о факте личного знакомства Сергея Муравьева-Апостола с поэтом. Бестужев-Рюмин показывает: «С Пушкиным я несколько раз встречался в доме Алексея Николаевича Оленина в 1819 году - но тогда еще был я ребенком. С. Муравьев с тех пор, что оставил Петербург, Пушкина не видал».
Слова «тогда еще был я ребенком» нуждаются в несомненной поправке, внесенной еще первым комментатором этого свидетельства в пушкинской литературе П.Е. Щеголевым, Бестужеву-Рюмину было тогда около 17 лет, - возраст этот никак нельзя назвать «детским».
Замечательно и показание Бестужева-Рюмина о Грибоедове, с которым он также был лично знаком. Показание Бестужева-Рюмина о киевской встрече с Грибоедовым, отраженное и в деле Грибоедова, является одним из важных свидетельств о близости автора «Горя от ума» к революционным кругам.
* * *
В настоящей публикации текст документов воспроизведен в точном соответствии с подлинником. Некоторые отступления от этого общего правила указываются ниже.
Орфография подлинника сохранена, за исключением буквы ять (ѣ), твердого знака в конце слова, а также и десятиричного (і). Явные описки подлинника исправлены в тексте и оговорены в примечаниях.
Пунктуация подлинника сохранена. Особенности речи писавших, отраженные в тексте, неправильные начертания слов и согласования также сохраняются, сопровождаясь в необходимых случаях примечанием: так в подлиннике. Чернильные подчеркивания в тексте (принадлежащие, как правило, автору текста) передаются курсивом (авторское подчеркивание в те времена обычно несло функцию современных кавычек, передавало прямую речь и т.д.).
Пометы, сделанные карандашом, принадлежат официальным читателям следственного дела (генерал-адъютанту Чернышеву и др.) и оговариваются в примечаниях. В данном томе, как и в предыдущих томах издания «Восстание декабристов», вертикальные отчеркивания по техническим причинам не воспроизводятся.
Документы каждого следственного дела в настоящем издании расположены в хронологическом порядке; при этом в ряде случаев пришлось переменить порядок их следования в архивном деле, если расположение документов нарушало хронологическую последовательность. Имеющиеся в обоих делах копии формулярных списков о службе декабристов помещены в каждом случае в начале публикации.
В начале дела, как и во всех ранее изданных делах декабристов, помещена опись документов, составленная военным советником Вахрушевым, затем дан формулярный список. Отдельные документы снабжены порядковыми номерами от составителей и номерами в круглых скобках, под которыми они значатся в описи, составленной Вахрушевым.
Документы, не вошедшие в опись, составленную Вахрушевым, пронумерованы следующими по порядку номерами.
Даты указаны в тех документах, в которых они проставлены в подлиннике, а где их нет, даются в оглавлении документов в квадратных скобках.
Документы, написанные или только подписанные декабристами, оговорены соответствующим образом в подстрочных примечаниях.
Примечания подлинника отмечались звездочкой, примечания составителей - цифровой нумерацией. Тексты, написанные на иностранных языках, даются в подлинниках с последующим переводом, сделанным для настоящей публикации. Если издатели располагали переводом, сделанным в свое время для следствия и включенным в состав следственного дела, то в этом случае нового перевода уже не производилось, а неточности старого перевода оговаривались в примечаниях. Переводы иностранных текстов выполнены научным сотрудником ЦГИА М.А. Сыромятниковой.
Проф. М.В. Нечкина