© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Бестужев-Рюмин Михаил Павлович.


Бестужев-Рюмин Михаил Павлович.

Posts 71 to 80 of 87

71

№ 59 (53)

1826-го года Майя 5. дня В присудствии Высочайше учрежденнаго Комитета по разноречию в показаниях дана очная Ставка Подпорутчику Бестужеву-Рюмину с Подпорутчиком же Горбачевским, из коих первый показывает, что а.) при втором собрании у Андреевича на вопрос его Бестужева, есть ли кто (из присудствовавших) который согласился бы нанести удар Государю вызвались сами Спиридов, Тютчев, Бечасный, Борисов и Горбачевский и сверьх того Горбачевский назвал еще двух или трех.

b.) Сим вызвавшимся лицам Бестужев дал время обдумать сие до будущего собрания, на котором от устоявших в своем намерении будет уже требовать клятвы; а между тем поручил Горбачевскому записать имена их и

с.) После сего в балагане у Сергея Муравьева Горбачевский при Спиридове ставя крестики, отметил тех, на коих он полагается, в том числе и Отставнаго Борисова.

На против же того Горбачевский объясняет, что

1.) во все при втором собрании у Андреевича Бестужевым не было делано при нем вопроса, согласится ли кто из присудствовавших тогда нанести удар Государю и что ни он Горбачевский и ни кто из означенных лиц на сие не вызывались и еще двух или трех человек он не называл.

2.) Показание Бестужева, что вызвавшимся лицам дал он время обдумать сие, несправедливо и записать имена их он ему не поручал и

3.) Горбачевский не сознается в том, что бывши в Балагане у Сергея Муравьева при Спиридове, отметил крестиками тех, на кого он более полагается в совершении изъясненнаго преступнаго намерения.

На очной же ставке:

Подпорутчик Бестужев-Рюмин

Соглашается с показанием подпоручика Горбачевскаго

Подпорутчик Бестужев Рюмин1

Подпорутчик Горбачевский

Подтверждая свое показание дополняет, что он отмечал крестиками тех на которых полагались для нанесения удара не на совещании у Андреевича, но в балагане у Сергея Муравьева.

Подпорутчик Горбачевский1

Генерал Адьютант Чернышев. || (л. 205)

1 Подписано каждым, собственноручно.

72

№ 60 (54)

1826-го года Майя 5-го дня в Присудствии Высочайше учрежденнаго Комитета по разноречию в показаниях дана очная ставка Подпоручику Бестужеву Рюмину с Порутчиком Громницким в том, что первый из них показывал:

а.) при 2-м собрании у Андриевича на вопрос Его Бестужева, если кто, (из присудствовавших) которой бы согласился нанести удар Государю? Сами вызвались Спиридов, Тютчев, Горбачевский, Бечасный и Борисов 2 и сверх того Горбачевский назвал еще двух или трех.

б.) Сим вызвавшимся лицам, он Бестужев дал время обдумать сие до будущаго собрания, на котором от устоявших в своем намерении будет уже требовать клятвы, а между тем поручил Горбачевскому записать имяна их.

в.) Касательно Громнидкаго не помнит Горбачевский ли или он Бестужев со слов Тютчева || (л. 205 об.) записал его в число готовых на вышеозначенное покушение и

г.) В прочем, он Бестужев членам Славянскаго Общества предлагал только о покушении против однаго Государя, но что бы посягнуть и против прочих Священных Особ
Августейшей Императорской фамилии ни когда никому не говорил. -

Напротив сего Порутчик Громницкий - утверждал:

1.) Показание Бестужева о том, что на 2 собрании у Андреевича был сделан им помянутый вопрос и по оному сами вызвались наимянованныя им члены совершенно не справедливо, ибо ни вопроса его, ни вызова на оный ни чьяго не было.

2.) Бестужев не предлагал так же ни кому, чтобы обдумали свое намерение к будущему собранию, а только требовал, избрать к оному из среды своей предводителей и представить ему всем членам1 Славянскаго общества.

3.) Хотя он Громницкий (как сказывал ему после Тютчев) и помещен в список убийц, но не знает || (л. 206) кем имянно и почему: ибо на сие преступление ни когда ни кому согласия не давал, и ни какия силы не заставили бы его быть злодеем, и

4-е) Объявленная Бестужевым цель Общества была Ввести Республиканское Правление посредством Революции и при наступлении решительных действий  лишить жизни всех, кто бы сему воспротивился, и отсюда уже ясно, что жребий падал на всех Священных Особ Императорской фамилии.

На очной же Ставке:

Подпоручик Бестужев Рюмин не допуская до очной ставки Соглашается с показанием поручика Громницкаго

Подпорутчик Бестужев Рюмин2.

Генерал Адьютант Чернышев. || (л. 207)

1 Так в подлиннике.

2 Подписано М.П. Бестужевым-Рюминым собственноручно.

73

№ 61 (55)

1826-го года Майя 5-го дня в Присудствии Высочайше Учрежденнаго Комитета по разноречию в показаниях дана очная ставка Подпоручику Бестужеву Рюмину с подпоручиком Андриевичем 2-м из коих первой показывал между прочим:

а.) При 2-м собрании у Андриевича на вопрос его Бестужева если кто (из присудствовавших) которой бы согласился нанести удар Государю? Сами вызвались: Спиридов, Тютчев, Горбачевский, Бечасной и Борисов 2. и сверх того Горбачевский назвал еще двух или трех,

б.) сим вызвавшимся лицам, он Бестужев дал время обдумать сие до будущаго собрания, на котором от устоявших в своем намерении будет уже требовать клятвы, а между тем поручил Горбачевскому записать имяна их.

в.) В прочем он Бестужев членам Славянскаго Общества предлагал только о покушении || (л. 207 об.) против однаго Государя, но что бы посягнуть и против прочих Священных Особ Августейший Императорской фамилии ни когда ни кому не говорил.

На против же того Подпоручик Андреевичь утверждал:

1.) На втором собрании у него Андреевича ни предложения Бестужева членам о покушении на жизнь Государя, ни вызова на сие со стороны кого либо из них он не слыхал.

2.) Помнить только, что Бестужев приглашал к себе Горбачевскаго и Спиридова для каких то особенных обьяснений, о которых прочим знать не следовало и

3-е) Бестужев в сию бытность Его на 2-м Собрании разсказывал Членам Славянскаго Общества что для достижения || (л. 208) цели (Южнаго общества) положено лишить жизни весь Дом Августейшей фамилии и что для сего есть уже у них (в Южном обществе) назначенный члены.

На очной же Ставке

Подпоручик Бестужев Рюмин не допуская до очной ставки Согласился с показанием Подпорутчика Андреевича 2.

Подпорутчик Бестужев Рюмин1.

Генерал Адьютант Чернышев. || (л. 213)

1 Подписано М. П. Бестужевым-Рюминым собственноручно.

74

№ 62 (58)1

1826 года Майя 7 дня в Присудствии Высочайше учрежденнаго Комитета подпоручик Бестужев Рюмин опрашивая в дополнение ответов его.

Отставной Подполковник Матвей Муравьев Апостол показывает между прочим, что в начале 1825 года вы написали на французском языке мнение в котором доказывали, что истребление Цесаревича необходимо ибо доколе Его Высочество будет жив, до тех пор Польское общество не может полагаться на войска свои преданные Цесаревичу.

Сие мнение вы отдали было Князю Волконскому для передачи Полякам, но Князь возвратил Вам оное назад. Сергей же Муравьев в Декабре 1825 будучи в Житомире убеждал было Графа Мошинскаго тоже самое мнение ваше переслать к Польскому обществу, но Мошинской отказался от сего тем, что в обществе Польском положено не иметь ни каких бумаг. После чего бумага сия была созжена в Любаре у Артамона Муравьева по получении || (л. 213 об.) известия о повелении арестовать братьев Муравьевых.

Объясните ясно и положительно: справедливо ли таковое Показание Матвея Муравьева, по собственному ли побуждению вашему или по чьему либо настоянию из членов вы решились возобновить сие преступное требование и по чему вы позволили себе таковое, когда во все время старались уверять Комитет, что на истребление прочих особ Императорской фамилии, кроме одного Государя никогда не соглашались.

Генерал Адыотант Чернышев.

1 Вверху листа помета карандашом: «8. Майя 26.» и знак рассмотрения «В».

В сочинении сего мнения я Комитету с самаго начала признался, также подробно объяснил, каким образом оно было послано Гродецкому и возвращено мне. - Во все время Муравьев мне говорил: «зачем хочешь ты взять на себя преступление другаго Народа, не довольно ли || (л. 214) уже того, что мы вынуждены были согласится на смерть Государя».

Совещания у меня с Муравьевыми не было на счет возобновления сего предложения Полякам. - Делал ли Сергей Муравьев оное Мошинскому я не помню чтоб он после о том мне говорил. - Когда я с Муравьевыми опять увиделся, мы уже разсуждали о том что нам предстоит.

Подпорутчик Бестужев Рюмин1.

Генерал Адьютант Чернышев. || (л. 215)

При сем2 я считаю обязанностью доложить Комитету что часто, дабы увеличить мою репутацию, С. Муравьев, писанныя мною бумаги, многим членам показывал. Таким образом, речь против истребления остальных особ Императорской фамилии, читал Трубецкому, речь Славянам и письмо Гродецкому читал Карниловичу, может быть по той же причине, оное письмо читал и Мошинскому, не уговаривая его убедить Поляков на покушение против жизни Цесаревича. (В сей речи не об одном сем предмете находятся суждения).

Здесь, повторяю, что пылким своим нравом, увлекая Муравьева, я его во все преступное ввергнул. || (л. 215 об.) Сие готов в присудствии Комитета доказать самому Муравьеву разительными доводами. Одно только, на что он дал согласие прежде нежели со мной подружился -  это на вступление в общество. Но как он характера не деятельнаго, и всегда имел отвращение от жестокостей, то Пестель часто меня просил то на то, то на другое его уговорить.

К несчастию Муравьев имел слишком обо мне выгодное мнение, и верил мне гораздо более нежели самому себе. - Это все общество знает! А в особенности: Пестель, Юшневский, Давыдов, Оба Пожжио, Трубецкой, Бригин, Швейковский || (л. 216) Тизенгаузен. И каждому из них буде вздумает отперется, я многое берусь припомнить. - Я ласкаю себя надеждой что Комитет имея общеполезную цель узнать оттенки всего, не оставит донесение мое без внимания.

Подпорутчик Бестужев Рюмин1.

Генерал Адьютант Чернышев. || (л. 217)

1 Показание написано М.П. Бестужевым-Рюминым собственноручно.

2 Вверху листа поставлен карандашом знак рассмотрения «В».

75

№ 63 (59)

1826 года Майя 8 дня в присудствии Высочайше учрежденнаго Комитета по разноречию в показаниях дана очная ставка Полковнику Пестелю с Подпорутчиком Бестужевым Рюминым в том, что первый из них показывал отрицательно что ни о каком договоре, заключенном между Бестужевым и Крыжановским не было ему известно ни в 1824 году, ни прежде, ни после, а только сказывал ему Бестужев, что познакомился и говорил об обществах Русском и Польском с одним польским Штаб офицером, имяни коего не припомнит, но вероятно это был Крыжановский и что для сношений с Южным обществом назначен Гродецкий, как и в отчете Бестужева было упомянуто о его сношениях с Гродецким, но ни слова не было говорено о Крыжановском.

Напротив же того Подпорутчик Бестужев-Рюмин утверждает: а) что на Контрактах 1824 года в Киеве он действительно заключил словесный договор с Крыжановским в двух происходивших между ими совещаниях после коих Крыжановский из Киева уехал, б) Что после отбытия уже Крыжановскаго все о чем с ним трактовано было положено Бестужевым на бумагу, которую он под имянем договора представил Южной Директории, вручив Юшневскому, (что и сей последний на сделанный ему вопрос подтвердил) и в) что как || (л. 217 об.) переговоры его Бестужева с Крыжановским и сообщение требования Директории Гродецкому, так и имяна обеих сих поляков упомянуты были в представленном потом Полковнику Пестелю Отчете его Бестужева о сношениях с Поляками.

На очной же ставке:

Полковник Пестель

Подтверждает свое показание, присовокупляя, что отчета, отданного Бестужевым Рюминым Юшневскому, он не видел; о договоре знал, но полагал его заключенным с Городецким, а не с Крыжановским.

Полковник Пестель1

Подпорутчик Бестужев Рюмин

Подтверждает свое показание, дополняя что о Крыжановском он говорил Г. Пестелю словесно; имени же его в представленном Полковнику Пестелю отчете не находилось.

Подпорутчик Бестужев Рюмин1.

Генерал Адьютант Чернышев. || (л. 218)

1 Подписано каждым собственноручно.

76

№ 64 (60)

Его Императорскому Высочеству Цесаревичу

№ 710.

Военнаго Министра

12. Майя.

Рапорт.

В следствие повеления Вашего Императорскаго Высочества № 261 были сделаны Высочайше учрежденным Комитетом для изыскания о злоумышленном обществе вопросы Подполковнику Муравьеву-Апостолу и Подпоручику Бестужеву Рюмину. Касательно того: письменный или словесный был тот договор который заключен в 1824. Году на Киевских Контрактах с Подполковником польских войск Крыжановским о взаимных действиях Южнаго Российского и Польскаго Тайных обществ.

С полученных по сему предмету показаний долгом поставляю представить1 || (л. 218 об.) на благоусмотрение Вашего Императорскаго Высочества копии, а равно и с очной ставки, которую признано было нужным дать по замеченному в ответах разноречию.

При сем имею честь донести Вашему Императорскому Высочеству, что спрошенный Комитетом 4 класса Юшневский, показал что записка упоминаемая в показаниях Муравьева и Бестужева была действительно сим последним представлена Ему Юшневскому ни кем не подписанная и по прочтении ее в присудствии нескольких тогда в Киеве бывших членов общества, истреблена как сделанная Единственно вместо словеснаго объяснения.

При сем донесении посланы Копии с вопросов и ответов Сергея Муравьева Апостола и Бестужева Рюмина и с очной Ставки сим двум лицам данной. || (л. 219)

1 Далее зачеркнуто: «при сем».

77

№ 65 (61)

Господину Главнокомандующему 1-ю Армиею.

№ 716.

13. Майя.

Полтавскаго пехотнаго полка Подпорутчик Бестужев Рюмин в показании своем Высочайше Учрежденному Комитету для изыскания о злоумышленном обществе между прочим объявляет, что в начале 1825 Года он открыл о существовании Тайнаго общества Капитану Муромскаго пехотнаго полка Рачинскому, но без всяких подробностей и не получив от него на содействие согласия1, более с ним не видался и в сношениях не был. ||  (л. 219 об.)

О таковом показании на основании положения упомянутаго Комитета, я долгом поставляю уведомить Ваше Сиятельство.

13. Майя.

1826 г. || (л. 220)

1 Первоначально: «никакого согласия».

78

№ 66 (62)

1826 Года Майя 14 дня в присудствии Высочайше учрежденнаго Комитета Подпоручик Бестужев-Рюмин спрашиван в дополнение прежних показаний:

В ответах Ваших, описывая происходившия в 1824. Году переговоры, с Крыжановским, еы говорите, что прежде нежели приступили к оным, Крыжановский сообщил вам сведения, между прочим о Тайном Обществе существующем в Курляндии под имянем Вольных Садовников, которое с 1823-го находится в сношениях с Поляками и имеет целью присоединение Курляндии к Польше.

Но Подполковник Крыжановский показывает, что он говорил о сем только, что слышал о существовании разных обществ в Гвардии Российской и что между оными есть Вольныя Садовники в намерении узнать от вас, соединились ли Руские в одно общество? и вы отвечали, что кажется соединились, но ни о сношениях Курляндии с Поляками || (л. 220 об.) ни о цели ея соединится с Польшею он говорить вам не мог. Далее Крыжановский поясняет, что когда он спросил у вас и Сергея Муравьева, не знаете ли чего о вольных Садовниках, ибо когда Гвардия стояла в Литве говорено было, что подобнаго названия существует общество, то вы на сие отвечали, что не знаете.

Обьясните положительно, каким образом разговоры Ваши с Крыжановским на счет Курляндскаго Общества происходили, и чем можете доказать, что сведение о сем обществе вы получили от Крыжановскаго.

Точно в том виде, как поместили оное в своих ответах?

Генерал Адьютант Чернышев. || (л. 221)

79

№ 67 (63)

Крыжановский мне сказывал, что в бытность Гвардии в Литве Польское общество получило сведение о существовании общества под названием Вольные Садовники. Мне показалось что Крыжановский говорил что оное находится в Курляндии - и я в сим мнении тем более уверился, что знал что в гвардии нет вольных Садовников, ежели бы они были в Литве я думал, то они бы составляли отрасль Польскаго общества, а я помню что Крыжановский мне сказывал, что это общество независимо от них. Он говорил мне также, что не одно наше обществе желает вступить в сношения с Поляками, || (л. 221 об.) я это отнес и к вольным Садовникам. В ответах желая показать чистосердечие я сказал все, как моя память мне представляла.

Подробностей разговора с Крыжановским, я никак не в состоянии вспомнить.

Подпорутчик Бестужев Рюмин1.

Генерал Адьютант Чернышев. || (л. 222)

1 Показания написаны М.П. Бестужевым-Рюминым собственноручно.

80

№ 68 (64)

1826 года Майя 14 дня в присудствии Высочайше учрежденнаго Комитета Подпорутчик Бестужев Рюмин спрашивая в дополнение прежних его показаний:

В ответах своих вы показываете, что Тютчева и Пестова вы сами включили в число заговорщиков для покушения против жизни Покойнаго Государя Императора потому, что будто бы от них самих слышали и уверены о их готовности на таковое предприятие, а касательно Громницкаго вы не помните записал ли его Горбачевский или вы сами по словам Тютчева.

Между тем Борисов 2-й показывает, что он слышал от Пестова и Горбачевскаго, что он, брат его, Бечасный, Тютчев, Громницкий и Лисовский были назначены для исполнения означеннаго предприятия, что представители: т. е. Горбачевский и Спиридов отметили заговорщиков крестиками:

Комитет, имея столь различныя показания по сему предмету в последний раз требует от вас яснаго и положительнаго ответа. || (222 об.)

1) Действительно ли вы сами назначали в заговорщики Тютчева, Пестова, Громницкаго, Лисовского и Отставного Борисова как не бывших на лицо и по какому удостоверению о прямом их согласии и готовности на преступное действие т. е. когда, где и кому имянно изьявил каждый из них таковыя?

2) Все ли означенныя лица, равно Бечасный, Спиридов и Горбачевский дали вам, или кому либо по вашему поручению клятву в исполнении преступнаго своего обязательства, когда и где имянно?

3) Можете ли вы уличить каждого из них в том, что он действительно дал свое согласие и клятву быть заговорщиком? и

4) Поручали ли вы после того Спиридову и Горбачевскому набирать более заговорщиков нежели членов и что они доносили вам по сему предмету?

Генерал Адьютант Чернышев. || (л. 223)

1 Показания написаны М.П. Бестужевым-Рюминым собственноручно.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Бестужев-Рюмин Михаил Павлович.