© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Зыков Дмитрий Петрович.


Зыков Дмитрий Петрович.

Posts 1 to 10 of 25

1

ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ ЗЫКОВ

(1798 - 22.03.1827).

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQxLnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvT29jck1oYmpzYWQ5SEdGU0h2R1pWV2xTS1BsTDBtR3E1aU8wVUEvNDhZN1VXMkxDTDguanBnP3NpemU9MTMxNXgxNjAwJnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj1lODM1N2U3MDhmNDA4MTAwMTBjNjg4OTQ0MmIyMzFhYSZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]

Отставной штабс-капитан л.-гв. Преображенского полка.

Отец - капитан Пётр Васильевич Зыков, мать - Прасковья Алексеевна Дубенская (оба скончались до 1824 г.); за отцом в Саратовской и Нижегородской губернии в 1823 г. - 800 душ.

Воспитывался у родственников. В службу вступил в 3 артиллерийскую роту Нижегородского ополчения - 13.03.1813, подпрапорщик л.-гв. Преображенского полка - 8.02.1815, прапорщик - 11.08.1818, подпоручик - 5.07.1820, поручик - 20.09.1821, штабс-капитан - 12.12.1823. в отставке «за болезнью» - 2.01.1824. В 1820 в «Сыне отечества» опубликовал «Письмо к сочинителю критики на поэму "Руслан и Людмила"» (ч. 64, №38, с. 227, с подписью NN).

Член Северного общества (1823).

Приказ об аресте - 13.01.1826, арестован в Москве - 23.01, доставлен в Петербург на главную гауптвахту - 26.01, 27.01 переведён в Петропавловскую крепость («посадить по усмотрению и содержать хорошо») в №13 Невской куртины.

Высочайше повелено (15.06.1826), продержав ещё месяц в крепости, выпустить с запрещением жить в столицах. Освобождён - 15.07.1826.

Скончался после продолжительной болезни в Пензе (рапорт Пензенского гражданского губернатора Ф. Лубяновского Николаю I от 29.03.1827).

ВД. XVIII. С. 215-228; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 173.

2

«Подмастерье» поэта

Е. Сапрыгина

Имя автора «Письма к сочинителю критики на поэму «Руслан и Людмила», напечатанного в 31-й книжке «Сына Отечества», за 1820 год, долгое время было неизвестно. Некоторые считали, что за литерами NN, завершающими письмо, скрывается критик и поэт П.А. Катенин, тем более, что этим псевдонимом ему уже приходилось пользоваться. Однако, лишь с появлением «Воспоминаний о Пушкине», написанных П.А. Катениным в 1852 году по просьбе П.В. Анненкова, стало известно имя автора одной из первых критических статей, посвящённых тогда ещё молодому, но уже талантливому поэту Пушкину, - офицера-преображенца Дмитрия Петровича Зыкова (1798-1827).

Катенинские воспоминания П.В. Анненков не опубликовал, хотя и использовал их частично в «Материалах для биографии Александра Сергеевича Пушкина»; следы же самой рукописи затерялись и их уже считали совсем затерянными, однако в 1934 году их нашёл и обнародовал советский литературовед Ю.Г. Оксман. Несмотря на продолжительное время, прошедшее после обнаружения рукописи, исследователи-пушкиноведы, не сочли возможным заняться биографией критика.

Д.П. Зыков является на страницах катенинских воспоминаний при описании второй встречи Пушкина и Катенина, состоявшейся в 1818 году в Петербурге, в помещении Преображенских казарм:

«Все офицеры жили тогда в верхнем этаже казарм, на углу Большой Миллионной и Зимней канавки. Молодой товарищ мой Д.П. Зыков, по какому-то случаю у себя угощал завтраком; пришёл ко мне слуга доложить, что меня ожидает гость: Пушкин. Зная только графа В.В. Пушкина, я подумал: не он ли?

- Нет, - отвечал слуга, - молоденькой, небольшой ростом.

Тут я догадался и по галерее пошёл к себе. Гость встретил меня в дверях, подавая в руки толстым концом свою палку и говоря:

- Я пришёл к вам, как Диоген к Антисфену: побей, но выучи.

- Учёного учить, - портить, - отвечал я, взял его за руку и повёл в комнаты; через четверть часа все церемонии кончились, разговор оживился, время неприметно прошло, я пригласил его остаться обедать, пришли ещё кой-кто, так что новый знакомец ушёл уже поздно вечером».

Кого же из присоединившихся к их поэтическому дуэту имел в виду П.А. Катенин под словами «кой-кто»? Нетрудно догадаться... Прервав свой завтрак у приятеля-однополчанина, П. Катенин, как благовоспитанный человек, не мог не объясниться с Зыковым и не представить ему визитёра, а потому знакомство Зыкова с Пушкиным в этой ситуации весьма вероятно, как и присутствие их обоих на последующем обеде. А поскольку оба молодых человека к тому же являлись сверстниками (Зыков был только на год старше Пушкина) и имели общие интересы, прежде всего литературные, то для дружеского общения открывались большие возможности.

Но что представлял собою в то время Д.П. Зыков?

Происходил он из Пензенских дворян. В лейб-гвардии Преображенский полк был зачислен 8 февраля 1815 года семнадцатилетним юношей и тогда же попал под влияние старшего однополчанина штабс-капитана П.А. Катенина, двадцатипятилетнего офицера, выгодно отличавшегося от других как своими боевыми заслугами, так и широкой эрудицией, декламационным и поэтическим талантами. Недаром он носил прозвище «Оракул Преображенского полка». Ко времени визита Пушкина в Преображенские казармы товариществу Катенина и Зыкова исполнилось уже три года.

Надо сказать, что литературные интересы Зыкова, страстного к учению, который, «несмотря на военного ремесла заботы, успел ознакомиться почти со всеми древними и новыми европейскими языками, известными по изящным произведениям», восходят к давним традициям полка, офицеры которого рьяно занимались самообразованием: науками, языками и изящными искусствами.

Достаточно вспомнить, что из числа преображенцев вышли такие писатели, поэты и чтецы-декламаторы, как Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, А.А. Шаховской, С.Н. Марин, С.П. Потёмкин и П.Ф. Шапошников (последние из перечисленных - близкие друзья Катенина). Да и сам Павел Александрович к тому времени стал заметным театральным автором и переводчиком, а также подающим надежду поэтом, что и привлекло к нему молодого Пушкина.

В Большом зале Преображенских казарм происходили литературные и театральные празднества, где выступали маститые литераторы и актёры, ставились спектакли силами офицеров полка. В полковой библиотеке часто проводились литературные диспуты, обсуждались книжные новинки. Отголоски споров переносились и в жилые помещения казарм.

По словам Катенина Пушкин очень часто и охотно посещал его, но упорно избегал ответных визитов. Биографы объясняют его затворничество крайне бедной обстановкой жилища, однако в нашем случае думается, что он опасался встречи поэта-преображенца с кем-либо из своих приятелей-арзамасцев - литературных противников Катенина.

Павел Александрович держался другой политики: он не прятал Пушкина от своих знакомых, а, наоборот, охотно знакомил их. Так, зимой 1818 года он представил молодого поэта князю Шаховскому и через то ввёл Пушкина в круг актёров и театральных писателей столицы.

«В то же время, - продолжает свой рассказ мемуарист, - работал он над первым из своих крупных произведений, и отрывок за отрывком прочитал мне две или три песни «Руслана и Людмилы». Без сомнения, сия поэма была уже гораздо выше ученических опытов; но и в ней ещё много незрелого, и тут случилось мне в первый раз заметить в покойнике нечто, может быть, укоренившееся в нём едва ли в пользу его славы на будущее время: он сознавался в ошибках, но не исправлял их.

Очень помню, что я заметил ему место, когда Руслан, потеряв меч, приезжает на старинное побоище, покрытое мёртвыми телами и оружием, и между ими ищет себе меча; вдруг застонало, зашевелилось мёртвое поле, - но Руслан не нашёл себе меча по руке и поехал далее. Такой ничтожный конец после такого пышного начала крайне удивил меня; мне вспомнился стих Горация, как гора родила мышь, и я спросил у Пушкина, над кем он шутит? Он бесспорно согласился, что дело нехорошо, но не придумав ничего лучшего, оставил как есть, в надежде, что никто не заметит, и просил меня никому не сказывать. Я отвечал, что буду молчать по дружбе, но моя скромность поможет ему не долго, и когда-нибудь догадаются многие».

Конечно, Катенин не ограничился только одним вышеприведённым замечанием в адрес поэмы, но так ли бесспорно соглашался с ним автор? Кого же тогда Пушкин имел в виду, начиная третью часть поэмы со следующего лирико-сатирического отступления:

Напрасно вы в тени таились
Для мирных, счастливых друзей,
Стихи мои. Вы не сокрылись
От гневных зависти очей.
Уж бледный критик, ей в услугу,
Вопрос мне сделал роковой:
Зачем Русланову подругу,
Как бы на смех её супругу,
Зову и девой и княжной?
Ты видишь, добрый мой читатель,
Тут злобы чёрную печать!
Скажи, Зоил, скажи, предатель,
Ну как и что мне отвечать?
Красней, несчастный, бог с тобою!
Красней, я спорить не хочу;
Довольный тем, что прав душою,
В смиренной кротости молчу.

Нельзя утверждать, что Пушкин обыгрывает тут одно из катенинских замечаний, что могло бы привести к открытому конфликту, но и Катенин не был так прост, чтоб не понять намёка на нежелательность вмешательства «критиков-завистников» в творческий процесс автора. Разумеется, он был сильно задет.

Пушкин работал в то время не только над поэмой: к 1820 году у него насчитывалось до трёхсот стихотворений вольнолюбивого и обличительного характера, которые, естественно, не были напечатаны, а ходили в списках по рукам. Эти тетради имелись и у преображенцев, в частности у Д.П. Зыкова, о чём впоследствии он сам признался на следствии по делу декабристов.

Осваивая вольнолюбивую лирику, молодой поэт шёл по стопам своего старшего товарища Катенина, который также являлся автором ряда крамольных стихов, часть которых под видом переводов, ему удалось даже провести в печать. Таковым был отрывок из трагедии Корнеля «Цинна», где говорилось о готовящемся покушении на императора. Революционные произведения Катенина были известны многим членам тайного общества и сочувствующим движению. О популярности их пишет в своих мемуарах Ф.Ф. Вигель:

«Раз случалось мне быть в одном холостом, довольно весёлом обществе, где было много и офицеров, рассуждая между собою в особом углу, вдруг запели они на голос известной в самые дни революционной песни «Пойдём спасать империю», переведённую... Катениным. Я их не затверживал, но они меня так поразили, что остались в памяти:

Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
То свергнем мы трон и царей...

У меня волосы встали дыбом. Заметив моё смущение, некоторые подошли ко мне и сказали, что это была одна шутка и что мысли их вовсе не согласны с содержанием песни. Я поспешил поверить им и самого себя успокоить».

Разумеется, Катенину - одному из активных членов «Союза спасения» и руководителя «Военного общества», творчество которого служило действенным орудием пропаганды, мальчишеские опыты Саши Пушкина казались несерьёзными, он считал их просто «замашками либерализма». «Правду сказать, - писал он, - они всегда казались угождением более моде, нежели собственным увлечением». К тому же, в отличие от осторожного Катенина, Пушкин любил демонстрировать их то в театре, то в молодёжных собраниях и в конце-концов слух о его стихах дошёл до правительства и послужил причиной его ссылки на юг. В мае 1820 года поэт вынужденно оставил Петербург.

В его отсутствие увидела свет поэма «Руслан и Людмила», вызвавшая полемику в литературных кругах. Одной из первых статей, посвящённых ей, стал критический разбор, сделанный неким «В», опубликованный в журнале «Сын Отечества». Критик провозглашал поэму лучшим произведением в русской литературе за последнее время и сравнивал автора с Гомером.

Антикритика на статью А.Ф. Воейкова, а это он скрывался за литерой «В», появилась в том же журнале «Сын Отечества» за псевдонимом «NN». Статья была составлена в форме вопросов. Объём её небольшой, а потому мы приводим её полностью:

«Письмо к сочинителю Критики на поэму «Руслан и Людмила».

Вы разбирали одно из лучших произведений литературы сего года; позвольте вас попросить объяснить некоторые места, о которых вы ничего не говорите. Я уверен, что вы возьмёте на себя труд отвечать на мои вопросы. Начнём с первой песни. Зачем Финн дожидался Руслана? Зачем он рассказывает Руслану свою историю, и как может Руслан в таком несчастном положении с жадностью внимать рассказы (или, по-русски, рассказам) старца?

Зачем Руслан присвистывает, отправляясь в путь; показывает ли это огорчённого человека? Зачем Фарлаф с своею трусостью поехал искать Людмилы? Иные скажут: затем, чтобы упасть в грязный ров...

Зачем маленький Карло с большою бородою (что, между прочим, совсем не забавно) приходил к Людмиле? Как Людмиле пришла в голову странная мысль схватить с колдуна шапку (впрочем, в испуге чего не наделаешь?), и как колдун позволил ей это сделать?

Каким образом Руслан бросил Рогдая, как ребёнка, в воду, когда:

Они схватились на конях;
..............................................
Их члены злобой съединенны;
Объяты молча, костенеют, и проч.

Не знаю, как Орловский нарисовал бы это. Зачем Руслан говорит...

О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями!
Зачем же, поле, смолкло ты
И поросло травой забвенья...
Времён от вечной темноты,
Быть может, нет и мне спасенья! и пр.

Так ли говорили русские богатыри? И похож ли Руслан, который чрез минуту после восклицает с важностью сердитой:

Молчи, пустая голова
............................
Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Я еду, еду, не свищу.
А как наеду, не спущу!
...Знай наших! и проч.

Зачем Черномор, доставши чудесный меч, положил его на поле, под головою брата; не лучше ли бы было взять его домой? ... Вероятно ли, что Руслан победил Черномора и, пришед в отчаяние, не находя Людмилы, махал до тех пор мечом, что сшиб шапку с лежащей на земле супруги? Зачем Карло не вылез из котомки убитого Руслана? Что предвещает сон Руслана? Зачем это множество точек после стихов; ...

Зачем, разбирая Руслана и Людмилу, говорить об Илиаде и Энеиде? Что есть общего между ними? Как писать (и, кажется, сериозно), что речи Владимира, Руслана, Финна и проч. нейдут в сравнение с Гомеровыми? Вот вещи, которых я не понимаю и которых многие другие также не понимают.. NN».

Эта статья, состоящая из вопросов читателя к автору за внешней простодушной тональностью, была не так уж безобидна. Она вскрывала действительную алогичность некоторых моментов, психологические несоответствия в поведении героев и лексические неточности языка. Появление статьи П.А. Катенин так освещает в своих воспоминаниях о Пушкине:

«Вскоре после первого издания «Руслана и Людмилы» вышла на сию поэму в «Сыне Отечества» критика в форме вопросов; я прочёл её с большим любопытством, не зная на кого подумать. Она приметно выходила из круга цеховой журналистики; замечания тонкие, язык ловкий и благородный обличали человека из хорошего общества; поломал голову с полчаса и отстал. Через несколько дней встречает меня Пушкин в театре и говорит:

- Критика твоя немножко колется, но так умна и мила, что за неё не только сердиться, но даже...

Я перебил его речь:

- С чего ты взял, что статья написана мною?

- Греч мне сказал.

За словом и Греч явился, мы его остановили при входе и я спросил: на чём он основывал своё сказание? С геройской смелостью отвечал Николай Иванович:

- Почерк вашей руки.

Это уже выходило из рук вон; я с некоторою досадой заметил ему, что если он не знает моего почерка, не следовало говорить наобум, а если, что вероятнее, знает, и подавно не следовало говорить неправды нелепой; ибо кто хочет скрыть своё имя, скроет и руку, а писца найти нетрудно. Доказательства мои были так ясны, что Николаю Ивановичу оставалось одно средство: отыграться; с двусмысленной улыбкой сказал он мне:

- Простите, если я ошибся; по уму и слогу не мог я другому приписать. Я пожал плечьми и отворотился; мне хотелось только разуверить Пушкина, в чём я и успел. Тому так давно, что я уже не уверен: при нём ли самом было объяснение или при В.А. Жуковском, который в отсутствии автора заботился об издании и успехе поэм: тот или другой, для сущности дела всё равно».

В действительности объяснение Катенина с Гречем происходило в театре в присутствии В.А. Жуковского. Отсутствие же Пушкина в Петербурге в это время, наблюдавшего за полемикой на дистанции, подтверждается им самим письмом Н.И. Гнедичу от 4 декабря 1820 года:

«Номера Сына доходили до меня... Кто такой этот В., который хвалит моё целомудрие, укоряет меня в бесстыдстве, говорит мне: красней, несчастный? (что между прочим очень неучтиво), говорит, что характеры моей поэмы написаны мрачными красками этого нежного чувствительного Корреджио и смелою кистью Орловского, который кисти в руки не берёт и рисует только почтовые тройки и киргизских лошадей?.. Допросчик умнее, а тот, кто взял на себя труд отвечать ему (благодарность и самолюбие в сторону) умнее их всех»...

Итак, впервые Пушкин увидел журналы с критическими статьями на свою поэму в Кишинёве, видимо, в конце ноября 1820 года. Он ещё не получал известий из Петербурга насчёт развернувшейся полемики, иначе уже знал бы, что за буквой В. скрывается А.Ф. Воейков, а на вопросы NN позднее ответил А.А. Перовский. Однако никто не разоблачил «допросчика», вопросы которого не стал опротестовывать Пушкин, отнесшийся к автору статьи уважительно.

Инкогнито автора статьи «Письмо к сочинителю критики на поэму «Руслан и Людмила», раскрыл П.А. Катенин в «Воспоминаниях о Пушкине», в 1852 году.

«Сочинителя статьи открыл я несколько недель спустя в том самом Дм. Петр. Зыкове, о коем уже было помянуто... он был не только скромен, но даже стыдлив, и не доверял ещё себе, таил свои занятия ото всех».

О предполагаемом авторстве Катенина Пушкин узнал, скорее всего, от Гнедича. Желая знать наверняка, он пишет брату Льву Сергеевичу Пушкину 27 июля 1821 года:

«Что делает Катенин? Он ли задавал вопросы Воейкову в Сыне Отечества прошлого года?» И, видимо, убеждается в этом, ибо 27 июня 1822 года в очередном письме Гнедичу пишет:

«Я отвечал Бестужеву и послал ему кое-что. Нельзя ли опять стравить его с Катениным». Слово «опять» обличает Пушкина, он проговаривается, что уже натравливал однажды А.А. Бестужева на Катенина и, скорее всего, это было в случае появления грубой и резкой критической статьи А.А. Бестужева (Марлинского) на перевод Катениным трагедии Расина «Эсфирь». Проницательный Катенин мог подозревать это и сделать ответный ход...

В критике юношеской поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» нельзя исключить соавторства Катенина с Зыковым, однако оно не являлось лобовым, реальным, скорее всего, оно осуществлялось исподволь, незаметно, среди бурных обсуждений литературных новинок, какие практиковались среди преображенцев и в которых Катенин первенствовал. Он делал тактичные замечания, анализировал план и детали произведения, подмечал промашки в стиле и языке, всё это было взято на заметку его восприимчивым учеником - литературным «подмастерьем», может быть даже бессознательно...

Была ли критика на «Руслана и Людмилу» единственной статьёй Зыкова? При его скромности могло статься так, что напечатанные им труды остались анонимными. Об одной из попыток опубликования им своей статьи в печати, упоминает Катенин в письме к Н.И. Бахтину от 22 мая 1823 года:

«Зыкова статью Греч не поместил по смешной плутнево отговорке, что отставному гвардейскому полковнику нельзя признаться или быть признанным наставником актёра: какого актёра? Каратыгина! Как будто упражнение и сверх того успешное в искусстве может унизить чьё-нибудь звание».

Очевидно, что статья была посвящена репетиционным занятиям Катенина с тогда ещё начинающим актёром В.А. Каратыгиным. Статья Зыкова до нас не дошла, и вообще его литературное творчество разрознено и утрачено, но оно бесспорно существовало, а может и существует, но без связи с фамилией автора.

В 1823 году Зыков - тогда уже штабс-капитан - вступил в Северное общество. Катенин не был причастен к этому, поскольку был сослан в свою костромскую деревню. Впрочем, пребывание Зыкова в тайном обществе длилось недолго: в начале 1824 года он ушёл в отставку по семейным обстоятельствам и отбыл в свои имения, которые ему достались после смерти родителей.

В Петербурге Зыков бывал наездами, в связи с тяжбой по поводу имений. Так в 1825 году он подал жалобу в Сенат о насильственном завладении Ясашными крестьянами деревни Усть-Узы с тремястами десятинами лесу, принадлежавшему к имению села Безводного, Вознесенского тож в Саратовской губернии в Петровском уезде в имении отца его, а также в имении матери в селе Парфеньево с деревнями в Тверской губернии в Калязинском уезде.

Оба имения были заложены в Московском опекунском совете. Зыков решил продать имение покойной матери, чтобы заплатить долги. (Безводное (Вознесенское), русское село Алферьевского сельсовета Пензенского района. Основано помещиком в XVIII веке. С 1780 г. в Петровском уезде Саратовской губернии. В 1795 г. село Вознесенское, Безводное тож, показано за капитаном Петром Васильевичем Зыковым с прочими владельцами, 105 дворов, 540 ревизских душ (РГВИА, ф. ВУА, д. 19014, Петр. у., №36)).

Накануне восстания Дмитрий Петрович уехал по дедам в Москву и в самом восстании декабристов в Петербурге не мог участвовать, тем не менее следственная комиссия вышла на его след и 13 января 1826 года издала приказ об аресте. 23 января 1826 года он был арестован в Москве, а спустя четыре дня привезён в Петербург и заключён в одиночную камеру Петропавловской крепости.

Начались систематические допросы и очные ставки со свидетелями. О Зыкове давали показания А. Бестужев, А. Поджио, В. Голицын, Е. Оболенский. Последний писал в анкете: «Его знания были более литературные и в особенности относились к древней поэзии: зная греческий, латинский, итальянский, английский, немецкий и французский языки, его беседа вообще была более литературная, нежели политическая».

Бестужев же вообще отрицал близкое знакомство с Зыковым: «...и потому только его помню, что он горячо спорил со мною за сочинения Катенина, над которыми я подшучивал»...

В изъятых у Зыкова бумагах при обыске во время ареста, были обнаружены списки крамольных стихов.

- Объясните, с каким намерением имели вы у себя найденные в числе бумаг ваших стихи под заглавием чувства русского, начинающиеся так:

Когда увидим мы свободу золотую,
Друзья, в Отечестве своём?

Далее: России долго быть под скипетром железным
И долго тяжкие оковы ей влачить. .. и пр.

Равным образом скажите, кто именно сочинитель сих стихов? - спрашивал отставного штабс-капитана А. Бенкендорф. «Стихи сии были выписаны иною из рукописного собрания сочинений А. Пушкина, если я не ошибаюсь лет семь или восемь тому назад. Быв 19-летним юношею, или лучше сказать ребёнком, я увлекался примером, восхищался тем, чем другие восхищались, желал знать, что все знают и переписывал стихи Пушкина, которые мне попадались, единственно из подражания и безо всякого дурного намерения» - отвечал Зыков.

Стихи «Чувства русского», разумеется, не принадлежали перу А.С. Пушкина. Прежде всего в них наблюдается нарушение метрики, что никогда, даже в юношеском возрасте, не допустил бы поэт по врождённому чувству гармонии. Даже само название и содержание стихотворения, угадываемое даже в нескольких строчках, подсказывает, что политический строй России противопоставляется более передовому - западному. Это мог написать человек, своими глазами видевший другие страны и в то же время патриот, скорбящий об Отчизне.

Таким мог быть русский офицер, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. Но ни Пушкин, ни сам Зыков по возрасту не подходили на эту роль, лишь П.А. Катенин идеально вписывался в неё, тем более что приведённые в анкете строки перекликаются с известным революционным гимном «Идём спасать империю», переведённым Катениным с французского языка на русский в те же годы:

Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
То свергнем мы трон и царей!

Свобода, свобода!
Ты царствуй над нами.
Ах, лучше смерть,
Чем жить рабами -
Вот клятва каждого из нас...

Те же слова-символы, та же эмоциональная приподнятость, тот же революционный пафос...

Но что же получается? Спасая Катенина, Зыков перекладывает вину на Пушкина? Но повременим порицать Дмитрия Петровича, а вспомним, как сам Пушкин в аналогичных обстоятельствах переложил авторство крамольной «Гаврилиады» на поэта-сатирика Д.П. Горчакова, из тетради стихов которого он её, якобы, переписал. Правда наговор Пушкина на Горчакова не мог повредить сатирику из-за смерти последнего, однако и зыковское свидетельство против Пушкина не могло пойти поэту во вред, ибо он уже был наказан ссылкою за крамольные стихи, а дважды за одну вину не преследуют.

После семи месяцев заточения в крепости Д.П. Зыков был освобождён с запрещением жить в столицах и обязательным негласным надзором. От Сибири его спасла только болезнь лёгких, усилившаяся от долгого пребывания в сыром каземате Петропавловской крепости. Освобождение из крепости предполагало немедленную высылку Зыкова из Петербурга, однако, по ходатайству П.А. Катенина, находившегося в Петербурге для разрешения своих финансовых дел, Зыков остался в столице для излечения, поселившись у своего друга. Однако, власти тревожились длительным пребыванием подследственного в Петербурге и торопили его с отъездом.

«Мой гость Зыков уехал наконец, - пишет П.А. Катенин А.М. Колосовой 6 сентября в Москву, - наступила минута, когда мне пришлось бы иметь из-за него неприятности; однако же он при первой возможности ускакал». Арест Зыкова отодвинул его планы на приезд в Москву по устройству дел по имению, потому после освобождения он возобновил свои хлопоты о поездке в Москву.

20 августа 1826 года Петербургский военный генерал-губернатор получил следующее предписание:

«В Санкт-Петербурге находится за болезнию отставной из лейб-гвардии Преображенского полка штабс-капитан Зыков, которому воспрещено жить в столицах. По Высочайшему Государя Императора повелению, я покорнейше прошу Ваше превосходительство приказать объявить ему, что для устройства домашних дел его позволяется ему приехать в Москву после высочайшей коронации, но не более как на 1 месяц, по истечении коего в то же время должен выехать. Начальник Главного штаба Дибич».

Итак, в начале сентября 1826 года Д.П. Зыков покинул Петербург, однако, куда же он направился и где пребывал первое время? След затерялся, а местопребывание его не было известно даже Главному штабу, который в поисках Зыкова делал запросы Петербургскому и Московскому губернаторам, на что те давали отрицательные ответы. Зыков выпал из поля зрения правительства, но мог ли он оставить своих друзей в неведении?..

16 сентября 1826 года неизвестный подал в Московский почтамт письмо, адресованное в Санкт-Петербург Павлу Александровичу Катенину. Оно было перлюстрировано и содержало следующее:

«Вчера, почтеннейший Павел Александрович, узнал я, что Александр Пушкин в Москве и признаюсь немало порадовался. Видно и здоровье и обстоятельства его поправились. Здесь уже говорят, что его приглашают в службу и он нейдёт и его просят, а он неумолим и пр. Ежели я сказал это для Вас и не новое, так хорошее. А теперь расскажу о другом, например угощал царь гвардию театром. Ложи первого яруса и четыре ряда кресел занимали офицеры и пр. солдаты - это что-то новое? Давали «Чванство Транжирина» и «Казака-стихотворца». Третьего же дня князь А.А. Шаховской трактовал публику Аристофаном, что господа греки (и я слышал стороной) худо гостей отпотчивали. А Вас кажется совсем переселили на Дон, воображаю! «Северная Пчела» пояснила мне недоконченное ваше, а то вижу... что тут и глупость и всего в меру. Что за мёд собирает ваша «Северная Пчела», - уж такой сладкий, что нам простым людям и приторно».

Многие из друзей Катенина: Бахтин, Каратыгин, Колосов, Голицын находились во время коронации в Москве и писали ему развёрнутые письма с подробными описаниями торжеств, в том числе и о гастролях Петербургского Большого театра; им, разумеется, не было необходимости писать Катенину анонимно... Упомянутое письмо, вернее всего, принадлежало Д.П. Зыкову, нелегально посетившему столицу во время коронационных торжеств.

Тут многое сходится: дата его отъезда из Петербурга и отсыл письма из Москвы приходятся на середину сентября 1826 года одновременно с неустановленным исчезновением Зыкова из поля зрения властей; анонимность и эзопов язык письма, намёки на поправившееся здоровье и обстоятельства, хотя и спроецированные на здорового Пушкина, а также интерес к самому поэту и кроме того интересы писавшего: театр, гвардия, литературные журналы, всё, что могло интересовать бывшего преображенца.

После коронации Д.П. Зыков опять появляется в Москве, и на этот раз уже легально, с разрешением на месяц, что вызвало встревоженную реакцию властей:

«Генерал-адъютант Бенкендорф, усмотрев из дневных рапортов о приезжающих, что 19 января 1827 года в Москву прибыл отставной Преображенского полка штабс-капитан Зыков, прикосновенный к делу о злоумышленных обществах, и обязанный подпискою не выезжать в столицы - покорнейше просит Его Превосходительство Алексея Николаевича о благосклонном уведомлении, воспоследовало ли разрешение на приезд означенного Зыкова в Московскую столицу».

Разрешение было подтверждено и Зыков провёл месяц в Москве. В середине февраля 1827 года он вернулся домой, в Пензу, а 11-го апреля того же года Николаю I-му был представлен рапорт Пензенского гражданского губернатора Ф. Лубяновского:

«Господин управляющий министерством внутренних дел Тон 8-го сего месяца предписал мне к исполнению Высочайшего Вашего Императорского Величества повеление доносить ежемесячно о поведении проживающего в Пензе отставного гвардии штабс-капитана Зыкова, прикосновенного к делу о злоумышленных обществах.

Сей штабс-капитан Зыков после продолжительной болезни 22 числа сего марта в Пензе скончался, о чём обязанностью считаю Вашему Императорскому Величеству верноподданнейше донести.

Гражданский губернатор Ф. Лубяновский. 29 марта 1827. Пенза».

В своих «Воспоминаниях о Пушкине» П.А. Катенин помянул давно уже покойного друга следующими словами:

«Ранняя смерть, на тридцатом году, не позволила ему сотворить своё имя общеизвестным и уничтожила надежды его приятелей».

3

Е. Сапрыгина

Портрет вдогонку

Несмотря на довольно богатый изобразительный ряд первого тома книжного диптиха «Стражи и слуги времени», в него не попало несколько очень нужных иллюстраций, в основном, портретов, которые удалось отыскать лишь после его выхода в свет. Имея в виду, что книги диптиха предполагают двуединство, мы считаем возможным опубликовать вновь найденные портреты во втором томе диптиха с соответствующими комментариями и под названием «Портреты вдогонку».

Это в первую очередь, касается изображения главного героя статьи «Подмастерье поэта» из раздела «П.А. Катенин и его окружение» - Дмитрия Петровича Зыкова (1798-1827), сослуживца Катенина по Лейб-гвардии Преображенскому полку, и одного из первых критиков на поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

На рисунке изображён сидящий за раскрытой на столе нотной тетрадью совсем молодой офицер в мундире одного из Лейб-гвардейских полков. Рядом с ним гитара. Вспоминаются показания самого Д. Зыкова, данные позднее в Следственной комиссии по делу декабристов, очень характеризующие его в эти годы: «Быв девятнадцатилетним юношею, или лучше сказать ребёнком, я увлекался примером, восхищался тем, чем другие увлекались, желал знать, что все знают и переписывал стихи Пушкина, которые мне попадались, единственно из подражания, без всякого дурного намерения».

Именно таким и предстаёт перед нами молодой офицер с новоявленного портрета. А обрести его помогла нам соавтор книги «Слуги времени» по серии статей «Петербург Катенина» - И.Б. Муравьева, биографическую справку которой мы считаем уместной привести в данный момент.

«Ирина Борисовна Муравьёва родилась 28 сентября 1961 года в Ленинграде. В 1978 году, после окончания школы, поступила на службу в библиотеку Ленинградского технологического института имени Ленсовета (ныне Санкт-Петербургский государственный институт - технологический университет). Работала сначала на профессорском абонементе, затем в отделе научной обработки литературы, а ныне - в секторе истории книги, где занимается изучением книг дореволюционных годов издания и книг первых послереволюционных лет, а также экслибрисов, дарственных надписей и заметок в текстах книг.

Окончила вечернее отделение исторического факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) по кафедре античности. Участвовала в ряде конференций, в том числе в Катенинских и Селифонтовских чтениях в Костроме в 1992 и 2000 годах, а также в ряде генеалогических и библиотечных конференций в Петербурге.

Из печатных трудов имеются статьи о катенинских местах в Петербурге (Труды Катенинских чтений), о письмах В.М. Жемчужникова к Н.Н. Селифонтову («Памяти Селифонтова». Кострома. 2000), о Перовских и дочери Прасковьи Кампенгаузен в «Известиях РГО», о личных библиотеках ректоров Технологического института (в журнале «Библиотечное дело» № 1 (25). 2005)), о В.Я. Курбатове, как химике и историке искусств («На пересечении наук. К истории междисциплинарных исследований в науке.» (Межвузовский сборник научных трудов. - СПб. СПб ГТИ (Т. У., 2005), о книгах, изданных в период Первой русской революции («Первая русская революция 1905-1907 годов и проблемы становления гражданского общества в России: Межвузовский сборник научных трудов» - СПб ГТИ (Т. У.), 2006), а также ряд статей в газете «Технолог» об учёных Технологического института и их книгах».

Очевидно, что при таком образовании, любви и знании редких печатных источников, участии в создании диптиха «Стражи и слуги времени», И.Б. Муравёева внутренне была готова к выявлению и опознанию портрета друга и однополчанина П.А. Катенина – Дмитрия Петровича Зыкова, хотя, на первый взгляд, это событие кажется случайным.

История обнаружения портрета следующая. Соавтор некоторых статей данного сборника И.Б. Муравьева, обнаружившая снимок с портрета в редком специальном печатном издании, так описывает эту находку: «В эту пятницу я зашла в «Мир искусства», букинистический магазин на Невском, 3. Попалась мне в руки книга «Русская графика. XVIII - перв. половины XIX века: Новые материалы» /Гос. Русский музей. – Л.: Искусство. 1984. Раскрываю её на с. 140-141 и... лишаюсь дара речи! На с. 141 воспроизведён портрет Дмитрия Петровича Зыкова работы К. Гампельна! Рисунок великолепный!.. Естественно, книги этой я уже из рук не выпустила.

На с. 140, (что я прочла уже позже) написано: «...портрет юного офицера, в форме гвардейского пехотного полка, сидящего за столом с книгой. На стуле рядом - гитара. На обороте рисунка карандашная надпись: Дмитрий Зыков. Так же, как и в случае с портретом Херхеулидзева, за отсутствием каких-либо других портретов этих лиц, мы можем лишь высказать предположение, что здесь изображён декабрист и писатель Дмитрий Петрович Зыков, принятый в Тайное общество в 1823 году...» Сноска 55; ГТГ, р. - 4956. Б., ит. и цв. кар.; 33,5 х 27,5 (в свету). Внизу справа монограмма: СН. Поступил из Музейного фонда (ранее в собрании Волковых). Статья С.И. Великановой «Новые факты творческой биографии К.К. Гампельна». С. 126-145».

Портрет, как видишь, очень хороший. Посылаю его тебе».

Имя и фамилия изображённого довольно распространённые, а отчество отсутствует. Чтобы избежать того, что изображённый Д. Зыков оказался лишь тёзкой и однофамильцем катенинского друга и однополчанина, надо убедиться, что он служил именно в Лейб-гвардии Преображенском полку, а не в каком-либо другом, пусть и гвардейском полку, и именно в те годы, когда был нарисован изображённый гвардеец.

Портрет его, к сожалению, не датирован. Подобную экспертизу мы попросили сделать Александра Михайловича Горшмана. А пока, дожидаясь его ответа, подняли биографическую справку о художнике: «Гампельн Карл Карлович. Гравёр, литограф и рисовальщик, р. в 1794 в Москве, ум. после 1880 там же. Воспитанник института для глухонемых в Вене, затем там же учился в Академии художеств. В 1817-1826 жил в Петербурге, позднее в Москве». Далее следует перечисление его работ и их местонахождение.

Для нас наиболее значительным моментом этой справки является проживание художника с 1817 года по 1826 год в Санкт-Петербурге, ведь именно там квартировали Лейб-гвардейские полки, и там, в Северной столице встретился художник со своей моделью. Но когда же именно? Вряд ли в 1818 году, поскольку, первые батальоны гвардейских полков почти целый год пребывали в Москве на закладке храма Христа Спасителя. Значит позднее, начиная с 1819 года. Приблизиться к более точной дате создания портрета позволило письмо А.М. Горшмана от 19. 07. 2006 года:

«Зыков Ваш нарисован Гампельном в мундире Преображенского полка не ранее начала 1818 года, когда в трёх старейших гвардейских пехотных полках, Преображенском, Семёновском и Измайловском, были введены красные нагрудные лацкана с белой выпушкой по краям. Только в Преображенском полку петлицы на воротниках мундиров и рукавных клапанах были в виде горизонтальных восьмёрок из перекрещивающихся дубовых и лавровых ветвей.

Эполеты у него по типу начала двадцатых годов, во всяком случае, до 1827 года, когда форма эполет была несколько изменена, и были введены звездочки для различия чинов. У Зыкова звёздочки отсутствуют, так что, уразуметь в каком он состоит чине, никак нельзя. Обер-офицер, поручик ли, штабс-капитан или капитан - сие неведомо. Это Вам лучше знать в каком чине он был в начале 20-х годов XIX века».

Благодаря компетентной консультации А.М. Горшмана картина стала проясняться. На рисунке К. Гампельна изображён именно наш Дмитрий Петрович Зыков в мундире Лейб-гвардии Преображенского полка. Дата создания произведения - начало 20-х годов XIX столетия, причём, наиболее вероятная (по моложавому виду модели) её ранний рубеж - 1820-й год, когда молодому офицеру, родившемуся в 1798 году, было 22 или, может быть, исходя из неизвестного нам месяца рождения, 21 год, что по тем временам считалось возрастом совершеннолетия – это ли не причина заказа портрета!

В ту пору Дмитрий Зыков был в чине поручика Лейб-гвардии Преображенского полка и по наущению своего друга и начальника П.А. Катенина опубликовал в «Сыне Отечества» критическую статью под названием «Письмо к сочинителю Критики на поэму «Руслан и Людмила», навсегда закрепившую его имя в анналах отечественной литературы. Таким образом, был пополнен изобразительный ряд окружающих П.А. Катенина лиц.

Подробная биография Д.П. Зыкова, как и история его взаимоотношений с П.А. Катениным, изложены в очерке «Подмастерье поэта» (см. выше).

4

№ 74

Зыков,

отставной шт[абс]-капитан

№ 1

Опись

Делу об отставном штабс-капитане Зыкове

Число бумаг ............................................................................................................................ Страницы в деле

1. Допрос, снятый с штабс-капитана Зыкова, г[осподином] генерал-адъютантом Левашовым ............ 1

2. Вопросы Зыкову и ответы его ................................................................................................................. 2, 3

3. Вопрос капитану Муравьёву 31 генваря с ответом на оный .................................................................... 4

4. Вопросы Зыкову того ж числа ................................................................................................................. 5, 6

5. Ответы его .................................................................................................................................................. 7, 8

Вопросы, сделанные 27 марта:

6. Коллежскому асессору Пущину и ответ его .............................................................................................. 9

7. Штабс-капитану Александру Бестужеву с ответом ................................................................................. 10

8. Полковнику князю Трубецкому с ответом ............................................................................................... 11

9. Подпоручику Рылееву с ответом его ......................................................................................................... 12

10. Поручику князю Оболенскому с ответом ............................................................................................... 13

11. Вопрос подполковнику Поджио 6 апреля с ответом на оный ........................................................ 14, 15

12. Вопрос капитану Муравьёву 9 апреля с ответом ................................................................................... 16

13. Вопрос полковнику Вольскому с ответом ............................................................................................... 17

14. Вопрос князю Оболенскому 13 апреля с ответом его ...................................................................... 18, 19

15. Вопрос камер-юнкеру князю Голицыну 16 апреля с ответом на оный ...................... 20 // (л. 1 б. об.)

16. Очная ставка князю Оболенскому с Зыковым ....................................................................................... 21

17. Послужной список его за 1823 год .................................................................................................... 22, 23

18. Копия с записки о Зыкове .................................................................................................................. 24, 25

19. Записка деж[урного] генер[ала] Гл[авного] шт[аба] его в[еличества] № 117 ................................... 26

20. Ответ на оную ............................................................................................................................................ 27)1

Надворный советник Ивановский // (л. 27)

1. Пункты 19, 20 описи написаны другим почерком и чернилами.

5

№ 2 (17)

Копия с формулярного списка о службе лейб-гвардии Преображенского полка поручика Зыкова, который высочайшими приказами 12 декабря 823-го произведён на вакансию в штабс-капитаны, а 2 генваря 1824 года за болезнью уволен от службы

Выписана из списка, представленного при прошении о увольнении его от службы от 30 октября 1823 года // (л. 22 - 23)

Чин, имя, отчество и прозвание, также какие имеет ордена и прочие знаки отличия

Поручик Дмитрий Петров сын Зыков

Сколько от роду лет

26

Из какого состояния, и буде из дворян, то не имеет ли крестьян, и если имеет, то где, в каких селениях, и сколько именно

Из дворян. Крестьян за отцом его состоит в Саратовской и Нижегородской губерниях 800 душ

В службу вступил и во оной какими чинами происходил и когда

чины -- годы -- месяцы -- числа

С начала -- 813 -- Марта -- 13

Подпрапорщиком -- 815 -- Февра[ля] -- 8

Прапорщиком -- 815 -- Авгу[ста] -- 11

Подпоручиком -- 820 -- Июля -- 5

Поручиком -- 821 -- Сентя[бря] -- 20

В течение службы в которых именно полках и баталионах по переводам и произвождениям находился

полки и баталионы -- годы -- месяцы -- числа

Нижегородского ополчения в 3-й артиллерийской роте

Лейб-гвардии в Преображенском полку

В сём полку

Во время службы своей в походах и в делах против неприятеля где и когда был, также какие награды за отличие в сражениях и по службе удостоился получить

Не бывал

Российской грамоте читать и писать и другие какие науки знает ли

По-российски, по-французски и по-немецки читать и писать. Математике, геометрии и географии знает

В домовых отпусках был ли, когда именно, на какое время и являлся ли на срок

819 генваря от 20-го на 2 1/2 м[еся]ца, 822-го марта с 20 по 1 апреля. 822-823 марта с 10 на 6 м[еся]цев для излечения болезни

В штрафах был ли, по суду или без суда, за что именно и когда

Не бывал

Холост или женат и имеет ли детей

Холост

В комплекте или сверх комплекта, при полку или в отлучке, где именно, по чьему повелению и с которого времени находится

В комплекте при полку

К повышению достоин или зачем именно не аттестуется

Достоин

Подлинный подписал: полковник Исленьев

Верно: Начальник архива Деларю

С подлинным читал: помощник начальника архива Петров // (л. 1 в.)

6

№ 3 (1)1

№ 193

Отставной гвардии шт[абс]-капитан Зыков

Знали вы о тайном обществе и принадлежали ли оному?2

Я о тайном обществе совершенно не знал и ни от кого предложений на сей счёт не получал. Служа в Преображенском полку, откуда вышел в отставку токмо два года, я короткое знакомство имел3 со всеми моими товарищами. Знал Оболенского и Пущина в Москве, от коих об обществе совершенно ничего не слыхал.

Буде есть на меня показание, то прошу очной ставки с моими обвинителями, чем надеюсь совершенно оправдаться.

Гвардии штабс-капитан Дмитрий Зыков4

Генерал-адъютант Левашёв5 // (л. 4)

1 Вверху листа помета карандашом: «В крепость».

2 Ниже на полях вертикальная помета карандашом: «31 генв[аря] допрошен».

3 Далее зачёркнуто: «в полку».

4 Допрос подписан Д.П. Зыковым собственноручно.

5 Ниже написано карандашом: «Ник[ита] Муравьёв лично показал, что он член. Оболенский в бумаге к государю писал то же».

7

№ 4 (3)

1826 года 31 генваря высочайше учреждённый следственный Комитет требует от вас, г[осподина] капитана Муравьёва, показания в следующем:

Из числа членов тайного общества вы показали служившего в Преображенском полку штабс-капитана Зыкова, в Пензе имеющего жительство. Не известно ли вам, когда и кем он был принят в члены тайного общества? Какое принимал участие в намерениях оного или когда вы открыли ему цель сего общества и какого он был о том мнения?

Г[енерал]-адъ[ютант] Бенкендорф

Честь имею донести, что мне не известно, кем был1 принят штабс-капитан Зыков, а полагаю, что он вступил в Общество в 1822 году2; он не был никогда3 деятельным членом и с тех пор как оставил Петербург не был в сношении с оным.

Капитан Муравьёв4

Г[енерал]-адъ[ютант] Бенкендорф // (л. 5)

1 Слова «неизвестно, кем был» подчёркнуты карандашом.

2 Слова «а полагаю... году» подчёркнуты карандашом.

3 Далее зачёркнуто ошибочно написанное дважды слово «никогда».

4 Показание написано Н.М. Муравьёвым собственноручно.

8

№ 5 (4)1

1826 года 31 генваря в присутствии высочайше учреждённого Комитета для изыскания о злоумышленном обществе отставной штабс-капитан Зыков спрашиван и показал.

1

Присягали ли вы на верность подданства государю императору Николаю Павловичу? Где и когда присягали?

2

Давно ли в отставке? Где имеете постоянное пребывание и не были ли в штрафах и под судом во время службы, и по увольнении от оной, и за что именно?

3

Комитет имеет в виду по показаниям кап[итана] Ник[иты] Муравьёва, кн[язя] Оболенского и других2, что вы были в числе членов тайного общества, а с тем вместе знали о намерениях и принимали участие в действиях оного. В таком случае, не допущая до улик, могущих усугубить вину вашу, отвечайте чистосердечно и без утайки:

a) Когда и кем вы были приняты в члены тайного // (л. 5 об.) общества? Какие причины побудили вас вступить в оное и в чём состояла ваша обязанность?

b) В чём состояла настоящая цель общества, объявленная всем членам, и сокровенная, известная только некоторым?

c) В чём заключались те пособия и надежды, кои общество имело в виду для исполнения своих планов?

d) Когда и у кого бывали вы на совещаниях общества? В чём заключались сии совещания, кто разделял их и кто вообще были известны вам члены общества?

e) У кого видели вы приготовленные конституции? В каком духе были они написаны и кто составлял их?

f) Когда общество предполагало начать открытые действия свои, какими средствами думало оно преклонить на свою сторону войска и произвесть революцию и что в сём случае замышляло употребить противу // (л. 6) священных особ царствующей фамилии? Кто делал о том предложения и кто одобрял оные?

g) Что известно вам о сношениях здешнего общества с южным, а сего последнего с польским, ту же цель имеющим?

h) От кого и что вы слышали о покушениях на жизнь покойного государя императора прежде капитана Якушкина в 1817 году, потом членов Южного общества в 1823 году в бытность его величества в Бобруйске, и, наконец, во время пребывания его в Таганроге?

j) В каких отношениях вы были знакомы с Сергеем, Матвеем и Никитою Муравьёвым, с Якушкиным, кн[язем] Трубецким, Рылеевым и Алекс[андром] Бестужевым и часто ли видались с ними?

k) Объясните, с каким намерением имели вы у себя найденные в числе // (л. 6 об.) бумаг ваших стихи под загл[авием]: «Чувства русского»3, начинающиеся так:

Когда увидим мы свободу золотую
Друзья в отечестве своём?

Далее:

России долго быть под скипетром
железным
и долго тяжкие оковы ей влачить...

и прочее?

Равным образом скажите, кто именно сочинитель сих стихов?

Г[енерал]-адъ[ютант] Бенкендорф // (л. 7)

1 Вверху листа помета чернилами: «Читано 3 февраля».

2 Фраза со слов: «по показаниям...» вписана между строк.

3 Слова «под загл[авием]: «Чувства русского» вписаны над строкой.

9

№ 6 (5)1

На вопросные пункты, сделанные мне от высочайше учреждённого Комитета для изыскания о злоумышленном обществе, честь имею объявить.

1

Присяги на верность подданства государю императору Николаю Павловичу до сих пор не делал потому, что о восшествии его на престол узнал в дороге и по деревням, где находился, присяжного листа нигде не видал.

2

В отставке нахожусь уже слишком два года и с тех пор большею частию проживал с родными в г[ороде] Пензе, а частию и в деревне, в двадцати верстах от сего города находящейся. Ни во время службы, ни по увольнении от оной ни в каких штрафах и под судом не был.

3

Хотя Комитет, по показаниям г[оспод] Муравьёва, кн[язя] Оболенского и других, и имеет в виду, что я был в числе членов тайного общества, а с тем вместе знал о намерениях и принимал участие в действиях оного, однако же я, отвечая на заданные мне вопросы, надеюсь доказать несправедливость сих показаний:

a) В члены тайного общества я никогда и никем принят не был, не имел никаких причин вступать в оное и не принимал на себя никаких обязанностей.

b) Не быв членом сего общества, я не мог знать о его объявленной и сокровенной цели.

c) По вышеизъяснённой причине пособия и надежды общества для исполнения своих планов мне равно не известны // (л. 7 об.)

d) Так как я от роду не бывал ни на каких тайных совещаниях, то посему нахожусь в совершенной невозможности отвечать, в чём они заключались и кто разделял их.

e) Приготовленных конституций мне видеть ни у кого не случалось, и посему я не могу отдать никакого отчёта о их содержании; равно никогда не слышал, чтобы кто либо занимался составлением оных.

f) Не имея точного понятия о существовании и цели общества, я не могу знать, как скоро оно намерено было начать действовать открытым образом и какими средствами думало оно преклонить на свою сторону войска; равно и о замыслах противу священных особ царствующей фамилии я от роду ни от кого и нигде не слыхал.

g) О сношениях здешнего общества с так называемыми южным и польским мне ничего не могло быть известно, потому что я только из сего вопросного пункта узнал о их существовании.

h) Клянусь всем, что есть свято, что о покушениях на жизнь покойного государя императора я никогда и ни от кого не слыхал.

j) С Сергеем Муравьёвым никогда даже не говаривал; Матвея Муравьёва видел раза два в обществе; с Никитой Муравьёвым видался во всю свою жизнь раз пять. Кн[язя] Трубецкого, Рылеева и Александра Бестужева никогда не видывал, а о г[осподине] Якушкине слышу в первый раз от роду. Вот отношения, в которых я нахожусь ко всем вышеозначенным лицам. // (л. 8)

k) Стихи сии были выписаны мною из рукописного собрания сочинений . Пушкина, если я не ошибаюсь, лет семь или восемь тому назад. Быв девятнадцатилетним юношею, или, лучше сказать, ребёнком, я увлекался примером, восхищался тем, чем другие восхищались, желал знать, что все знают, и переписывал стихи Пушкина, которые мне попадались, единственно из подражания и без всякого дурного намерения.

Отставной гвардии штабс капитан Дмитрий Петров сын Зыков2

Генерал-адъютант Бенкендорф // (л. 9)

1 Вверху листа помета карандашом: «3 февр[аля]»

2 Ответы написаны Д.П. Зыковым собственноручно.

10

№ 7 (6)

1826 года марта 27 дня. От присутствия высочайше учреждённого Комитета о злоумышленном обществе г[осподину] коллежскому асессору Пущину дополнительный вопросный пункт.

Комитет требует вашего показания, был ли вашим сочленом отставной л[ейб]-г[вардии] Преображенского полка штабс-капитан Зыков, когда и кем был принят, с кем из членов был в сношении, какое принимал участие в намерениях общества1 и содействовал ли к исполнению оных?

Г[енерал]-адъ[ютант] Бенкендорф

По требованию Комитета сим честь имею ответствовать, что господин Зыков, сколько я слышал, к обществу принадлежал2, но, кем он был принят, с кем был в сношениях и какое принимал он участие, мне не известно; я мало с ним знаком. К сему показанию коллежский асессор Пущин руку приложил3

Г[енерал]-адъ[ютант] Бенкендорф // (л. 10)

1 На полях против слов: «общества... оных» помета карандашом: «принадлежал».

2 Слова: «к обществу принадлежал» подчёркнуты карандашом.

3 Показания написаны И.И. Пущиным собственноручно.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Зыков Дмитрий Петрович.