© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Иванов Илья Иванович.


Иванов Илья Иванович.

Posts 21 to 30 of 35

21

№ 19 (20)

1826 года, майя 2 дня, в присутствии высочайше учреждённого Комитета по разноречию в показаниях дана очная ставка поручику Громницкому с комиссионером 10 класса Ивановым в том, что первый из них показывал, что Троицкого пехотного полка капитан Киселевич и поручик Ярошевич были приняты в Общество славян Ивановым по окончании лагеря 1825, когда Троицкий полк содержал караул в г. Житомире, о чём он, Громницкий, чрез отставного Борисова получил записку от Иванова, в коей уведомлял он, что, открыв Киселевичу и Ярошевичу об обществе, принял их в оное.

Напротив того, комиссионер Иванов отрицал:

1) Что он Киселевича и Ярошевича никогда не принимал, да и состоят ли // (л. 41 об.) они в каком-либо обществе, он вовсе неизвестен.

2) Что он к Громницкому с отставным Борисовым приписал только в письме артиллерийского офицера кланяться Киселевичу и Ярошевичу, о принятии же их в общество он ничего не упоминал.

На очной же ставке:

Поручик Громницкий1.

Подтвердил своё показание о том, что в записке, полученной от Иванова, он сообщал ему, что он открылся Киселевичу и Ярошевичу и просил их также пригласить к содействию.

Поручик Громницкий2

10 класса Иванов1.

Что Киселевич и Ярошевич не приняты им в общество, и он им не объявлял об оном, а только приглашал (их) Тютчева и Громницкого3 видеться с ними для переговоров о содействии обществу.

10 класса Иванов4

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 42)

1 Далее текст написан другим почерком.

2 Показания подписаны П.Ф. Громницким собственноручно.

3 Слова «Тютчева и Громницкого» вписаны над строкой.

4 Показания подписаны И.И. Ивановым собственноручно.

22

№ 20 (21)

1826 года, майя 3 дня, в присутствии высочайше учреждённого Комитета по разноречию в показаниях дана очная ставка подпоручику Фролову с комиссионером 10 класса Ивановым в том, что первый из них показывал, что когда по открытии общества начали некоторых лиц брать под арест, он у Иванова спрашивал, какая была цель общества и что будет с членами оного, и получил ответ, что общество хотело умертвить государя, но им за сие ничего не будет, ибо защитят их французский, австрийский и английский дворы.

Напротив того, комиссионер Иванов утверждал, что он с подпоручиком Фроловым, разговаривая насчёт обществ и о аресте членов оных, сказал ему, что хотя намерение их было (как он уже известился из газет) умертвить блаженной памяти государя императора, но союзные державы не допустили б до того, а теперь до времени ничего не будет, пусть каждый ожидает своей участи и покоряется власти.

На очной же ставке:

Подпоручик Фролов1

подтвердил своё показание

Подпоручик Фролов2

10 класса Иванов1

остался при своём показании

10 класса Иванов3

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 43)

1 Далее текст написан другим почерком.

2 Показания подписаны А.Ф. Фроловым собственноручно.

3 Показания подписаны И.И. Ивановым собственноручно.

23

№ 21 (22)1

1826 года, майя 6 дня, от высочайше учреждённого Комитета 10 класса Иванову дополнительный вопросный пункт.

Поручик Громницкий показывает, что в генваре или феврале м[еся]цах прошлого 1824 года, находясь в жалонерской команде при корпусной квартире, он приезжал вместе с Борисовым 2-м к вам на квартиру, где вы и рекомендовали им обоим вновь принятого вами члена Костыру, служащего в одном с вами комиссионерстве. По окончании лагеря при Лещине, когда баталион, в котором служит Громницкий, вступил в караул в Житомир, то в продолжение сего времени вы, увидевшись с ним, Громницким, объявили ему, что вы ещё приняли члена в тайное общество, но кто он такой, Громницкий не имел случая узнать. // (л. 43 об.)

Комитет требует от вас положительного и чистосердечного показания: когда именно вами принят Костыра и ещё другой член, показываемый Громницким, и как сей последний по имени и фамилии и какого чина?

Причём Комитет предваряет вас, что упорство ваше при столь ясных доказательствах послужит единственно к усугублению вины вашей.

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 44)

1 В верху листа помета чернилами: «6 мая 826».

24

№ 22 (23)

В высочайше учреждённый Комитет

10 класса Иванова

Дополнительное показание

Поручик Громницкий приезжал ко мне с Борисовым 2-м в окончании февраля не 1824, а прошлого 1825 года; пред тем же служащему в комиссионерстве 3-го пехотного корпуса журналистом 10 класса Костыре я объявил, что народы славянского происхождения имеют соединиться в одно Государство, сходно Клятвенному обещанию и «Катехизису» общества, о чём и я недавно узнал от знакомого; рекомендовал же им как служащего со мною вместе и говорил, что он принят мною в общество.

Другой же есть канцелярист Выгодовский, коего я при первом вопросе показал.

10 класса Иванов1

Генерал-адъютант Чернышёв

6 майя 1826)2 // (л. 45)

1 Показания написаны И.И. Ивановым собственноручно.

2 Дата подчёркнута чернилами линией в виде большой фигурной скобки, повёрнутой в горизонтальное положение.

25

№ 23 (24)1

1826 года, майя 6 дня, от высочайше учреждённого Комитета подпоручику Борисову 2-му дополнительный вопросный пункт.

Поручик Громницкий показывает, что в генваре или феврале м[еся]цах прошлого 1824 года, находясь в жалонерской команде при корпусной квартире, он приезжал вместе с вами к 10 класса Иванову на квартиру, где он и рекомендовал обоим вам вновь принятого им члена Костыру, служащего в одном с ним комиссионерстве, и что по окончании лагеря при Лещине, когда баталион, в котором служит Громницкий, вступил в караул в г. Житомире, то в продолжение сего времени Иванов, увидевшись с ним, Громницким, объявил ему, что он ещё принял члена в тайное // (л. 45 об.) общество, но кто он такой, Громницкий не имел случая узнать. Поясните откровенно, справедливо ли показание Громницкого, и не известны ли вам, как по имени и фамилии и какого чина упоминаемый здесь другой член, принятый Ивановым?

Генерал-адъютант Чернышёв

В конце февраля прошлого 1824 года, когда я с поручиком Громницким был у чиновника 10 класса Иванова в г. Житомире, то он, Иванов, подлинно рекомендовал нам комиссионера Костира; однако после говорил, что он несовершенно ещё объяснил ему цель Славянского союза, что он, Костирь, имеет добрые качества, но больше ничего, причём я советовал ему, Иванову, не торопиться уведомлять Костира о всём подробно, а он сказал, что это есть его мнение. После же присоединения славян к Южному обществу, когда ни спрашивал Иванова: «Что нам Костирь, можно ли от него чего-нибудь ожидать?» - то он отвечал мне: «Ничего, кроме молчания, он человек женатый и занят совсем другим предметом, нежели мы». По сей причине Костирь был забыт, и его ни о чём не уведомляли.

Касательно другой особы, принятой, по словам Громницкого, Ивановым в Славянский союз, я ничего не знаю, но мне кажется, что Иванов говорил Громницкому о Выгодовском. Впрочем не могу всего утверждать, однако ежели бы Иванов // (л. 46) кого-нибудь принял в Славянское общество, то он бы уведомил о сём меня, и мне было бы сие известно.

Подпоручик Борисов 2-й2

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 47)

1 В верху листа помета чернилами: «6 майя».

2 Ответ написан П.И. Борисовым 2-м собственноручно.

26

№ 24 (23)

1826 года, майя 8 дня, от высочайше учреждённого Комитета комиссионеру Иванову дополнительный вопросный пункт:

В данных ответах вы утверждаете, что кроме Драгоманова, Костыри и Выгодовского в общество никого не принимали.

Подпоручик же Мазгана показывает, что принят был в общество Славянское вами.

Объясните, справедливо ли сие показание?

Генерал-адъютант Чернышёв

Прошлого 1825 года в летнее время капитан Тютчев, видевшись со мною, сперва изъяснил намерение принять в Славянское общество подпоручика Мазгану и был у меня с ним на квартире только познакомиться; затем вскоре он, Тютчев, объявил мне, что Мазгана уже принят; собственно же я его не принимал, о чём небезызвестно должно быть и поручику Громницкому.

10 класса Иванов1

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 48)

1 Ответ написан И.И. Ивановым собственноручно.

27

№ 25 (26)

1826 года, майя 9 дня, от высочайше учреждённого Комитета 10 класса Иванову дополнительный вопросный пункт:

В ответах своих вы отрицаетесь, что ни на одном совещании у Андреевича не были, но Спиридов, Тютчев, Киреев и Лисовский утверждают, что вы действительно на оных находились.

Почему Комитет при всех средствах уличить вас по сему предмету ещё в последний раз требует от вас откровенного и положительного показания: о чём именно при бытности вашей на тех совещаниях было рассуждаемо и что положено?

Генерал-адъютант Чернышёв

Прошлого лета, будучи в селении Млинищах у командира 8-й артиллерийской бригады лёгкой № 2 роты г[осподина] подполковника барона Корфа, имел намерение видеться с подпоручиком Горбачевским и, узнавши, что он на квартире у Андреевича, заходил туда, где уже собирались в ожидании Бестужева, но до прибытия его, Бестужева, я был вызван к г[осподину] Корфу, отколь возвратился в Житомир.

Затем ещё случалось мне быть в Млинищах, в который день известился я от Бечасного, что будет собрание, и ожидал на квартире у г[осподина] подполковника Корфа до времени извещения меня о том; но не дождавшись никого, пошёл к Андреевичу и там застал по окончании уже собрания офицеров, готовившихся возвратиться на свои квартиры, а некоторых по улице идущих1 и на дворе, после сего я к некоторым знакомым отзывался, для чего // (л. 48 об.) меня не позвали, но не получивши удовлетворительных ответов, того же часа возвратился. В разговоры же в первом и последнем случае относительно общества и намерения оного я не входил.

10 класса Иванов2

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 49)

1 Слово «идущих» написано над строкой.

2 Ответ написан И.И. Ивановым собственноручно.

28

№ 26 (27)

1826 года, майя 12 дня, в присутствии высочайше учреждённого Комитета по разноречию в показаниях дана очная ставка 10 класса Иванову с прапорщиком Киреевым, из коих первый показывал:

а) Что о цели Южного общества, чтобы посягнуть против государя императора и всех особ императорской фамилии, он не знал и ни от кого не слыхал.

б) Что хотя в лагере при Лещине и заходил он к Андреевичу на собрания, но в первый раз, до прибытия ещё Бестужева, был вызван к подполковнику Корфу, а в другой раз нашёл собрание уже оконченным и членов, готовившихся возвратиться на свои квартиры, а некоторых встретил на дворе и на улице и ни с кем из них относительно общества и намерений оного ничего не говорил; напротив же того, прапорщик Киреев утверждал, что // (л. 49 об.) Иванов находился на том совещании у Андреевича, когда Бестужев читал возмутительную речь и объявил, что начало действий долженствовало открыться в 1826 году и именно уничтожением покойного государя и его фамилии.

На очной же ставке:

10 класса Иванов1,

отрицая улику Киреева, остался при своём показании.

10 класса Иванов2

Прапорщик Киреев1

утвердил то, что Иванов был у Андреевича на совещании и что при нём было вышеизложенное предположение.

Прапорщик Киреев3

Генерал-адъютант Чернышёв // (л. 50)

1 Далее текст написан другим почерком.

2 Показания подписаны И.И. Ивановым собственноручно.

3 Показания подписаны И.В. Киреевым собственноручно.

29

№ 27 (28)

1826 года, майя 12 дня, в присутствии высочайше учреждённого Комитета по разноречию в показаниях дана очная ставка комиссионеру 10 класса Иванову с канцеляристом Выгодовским, из коих первый показывал: а) что о цели Южного общества, чтобы посягнуть против государя императора и всех особ императорской фамилии, он не знал и ни от кого не слыхал, б) что хотя в лагере при Лещине и заходил он к Андреевичу на собрания, но в первый раз, до прибытия ещё Бестужева, был вызван к подполковнику Корфу, в другой же раз нашёл собрание уже оконченным и членов, готовившихся возвратиться в свои квартиры, а некоторых встретил на дворе и на улице, и ни с кем из них относительно общества и намерений оного не говорил.

Напротив же того, канцелярист Выгодовский утверждает, что Иванов, возвратясь из // (л. 50 об.) лагерей, бывших в августе 1825 года под Лещиным, рассказывал ему, Выгодовскому, что там открыто новое общество, которое занимается составлением для государства конституции, что в оном преимущественно действуют Муравьёвы и Бестужев, что в Петербурге и в Москве учреждены тайные верховные думы и оные занимаются реформою учреждений и что за собранием потребных приготовлений и сил общество Южное в августе месяце сего 1826 года имело намерение восстать противу покойного государя императора и ниспровергнуть существующее правление.

На очной же ставке:

10 класса Иванов1.

Согласился с показанием Выгодовского, кроме последних слов, что общество в августе сего 1826 г. хотело восстать против покойного государя и ниспровергнуть порядок вещей, чего и сам не знал.

10 класса Иванов2

Канцелярист Выгодовский1

утвердил своё показание.

Канцелярист

Павел Выгодовский3

[Генерал-адъютант]4 Чернышёв // (л. 51)

1 Далее текст написан другим почерком.

2 Показания подписаны И.И. Ивановым собственноручно.

3 Показания подписаны П.Ф. Выгодовским собственноручно.

4 Слова «генерал-адъютант» срезаны с частью листа.

30

№ 28 (29)

В высочайше учреждённый Комитет

прапорщика Киреева

Дополнительное показание

В показании моём высочайше учреждённому Комитету, равно как и на очной ставке в присутствии оного с комиссионером Ивановым, я утвердительно сказал, что сей последний находился на совещании у Андриевича в селении Млинищах, от чего не отступая и теперь, я припоминаю себе одно обстоятельство, которое, представляя высочайше учреждённому Комитету, прошу всепокорнейше удостоить оное своего внимания.

В самое то время, когда многие члены общества шли на совещание в квартиру Андриевича, комиссионер Иванов заходил для некоторых дел к командиру 2-й лёгкой роты 8-й артиллерийской бригады подполковнику барону Корфу, откуда точного времени прихода его в общество сказать не могу, ибо следующее обстоятельство заставляет меня думать, что он пришёл туда позже приезда Бестужева.

Сверх показанных мною на совещании слов Бестужева, он говорил ещё, чтобы сколь можно // (л. 51 об.) более стараться приобщать к обществу людей военных, нежели людей прочих состояний, и, говоря о сих последних, показывал вид некоторой холодности. Многие члены были с ним несогласны и поясняли, что и сии последние могут принести немалую пользу обществу распространением оного и прочим тому подобным.

Бестужев, соглашаясь с сим, прибавил, что, ожидая скорого восстания, нам нужнее те люди, которые быв приспособлены1 некоторым образом к действиям, могут выйти сейчас в поле, и что военный человек в сём случае имеет ещё и то преимущество пред прочими, что своим примером может увлечь за собою гораздо более. В продолжение сего времени, сколько могу себе припомнить, комиссионера Иванова тут не было, который, узнав после в собрании о таковом суждении Бестужева, был оным недоволен.

Сообразив все сии обстоятельства, моё запамятование оных, может быть, навлечёт на комиссионера Иванова то, чего он по справедливости своего показания и не заслуживает, а потому, представляя оные на вид высочайше учреждённому Комитету, // (л. 52) приношу всепокорнейше оный не оставить оные своим рассмотрением.

Показанные мною обстоятельства должны быть известны Петру Борисову, Горбачевскому и, может быть, другим, бывшим на совещании.

Прапорщик Киреев2

1826 года, майя 14 дня3 // (л. 2)

Генерал-адъютант Чернышёв

1 Слово «приспособлены» вписано над строкой.

2 Показания написаны И.В. Киреевым собственноручно.

3 Месяц и число подчёркнуты чернилами волнистой линией.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Иванов Илья Иванович.