Глава X
ПОРТРЕТЫ А. БЕСТУЖЕВА (ПО ПАМЯТИ) И М. БЕСТУЖЕВА, А ТАКЖЕ АВТОПОРТРЕТЫ, ИСПОЛНЕННЫЕ Н. БЕСТУЖЕВЫМ В ЧИТИНСКОМ ОСТРОГЕ
С полной несомненностью можно утверждать, что в том же 1828 г. Бестужев писал - и, по-видимому, не раз - автопортреты, писал своего брата Михаила. Не раз по памяти делал он и портреты брата Александра, который, минуя каторгу, был отправлен из крепости на поселение в Якутск. Именно в Якутск в начале июня 1828 г. был доставлен из Читы и Захар Чернышев. Он рассказал Александру Бестужеву о жизни его братьев в остроге, рассказал о том, как бодро и мужественно переносят они тяготы тюремного быта.
Сообщая в письме, отправленном 16 июня 1828 г. в Читу братьям Николаю и Михаилу, что приезд Чернышева положил конец его вынужденному одиночеству, Александр Бестужев писал: «Я получил известия о вас, которых так ждал. Ваша стойкость укрепляет мой дух, являя собой столь прекрасный пример терпения. Она учит меня, как, оценив должным образом ваше безразличие к физическим страданиям и подражая ему, я и сам могу стать достойным уважения. И не стыдно ли было бы нам падать духом, когда слабые женщины возвысились до прекрасного идеала геройства и самоотвержения?
Поистине, когда я думаю об этом, я проникаюсь чистым и умиротворяющим душу восторгом. Это освежает мой дух и примиряет меня с человеческим родом, подчас таким надменным и низким». В конце письма Александр Бестужев сообщал: «Видел портрет, нарисованный тобою, почтенный Николай, и воспоминания хлынули мне в душу. Если можно, сделай мой: усы вниз и без бакенбард». Портрет показал ему, конечно, Захар Чернышев, - то был портрет или самого Чернышева или портрет сестры его - А.Г. Муравьевой.
Рассказывал Чернышев Александру Бестужеву и о работе Николая над портретами декабристов. В следующем письме, отправленном в Читу 23 июня, Александр писал: «Ты, любезный Николай, как я слышал, порою рисуешь; я тоже получил краски, но как терпение есть такая вещь, которую нельзя переслать по почте, то до сих пор не брался за кисть, и это к счастию бумаги; перо мое лежит в пыли, гусиное, как петушье». 16 августа в новом письме А. Бестужев просил брата: «Ты, любезный Никола, много меня порадуешь, прислав мне при случае свой и Мишин портреты». С той же просьбой он обращался к брату 14 декабря 1828 г.: «Пришли мне свой и Мишéлев портреты, - как хочешь».
Николай Бестужев исполнил эти просьбы: он послал брату написанный по памяти портрет его, а также свой автопортрет и портрет Михаила. Просьба Александра, чтобы Николай изобразил его на портрете без бакенбард и с усами вниз, вызвана, очевидно, тем, что А. Бестужев носил бакенбарды, когда виделся в последний раз с братом. Встреча эта произошла уже в Сибири, 22 ноября 1827 г., когда братья случайно оказались в Иркутске, откуда жандармы повезли Николая и Михаила в Читинский острог, а Александра - в Якутск.
В Институте русской литературы хранится авторское повторение того акварельного портрета А.А. Бестужева, который был сделан для него Николаем Александровичем в 1828 г.: на портрете Александр Александрович изображен так, как просил: «усы вниз и без бакенбард». Это авторское повторение сохранялось у самого художника; после его смерти оно было подарено в 1869 г. Михаилом Бестужевым М.И. Семевскому. Александр Бестужев изображен в белой рубашке с черным галстуком-бантом и в бледно-розовых помочах.
Портрет нельзя причислить к числу удачных произведений Николая Бестужева; сказалось, несомненно, то, что он был написан по памяти. До конца жизни Александра (он был убит 7 июня 1837 г. на Кавказе, в бою у мыса Адлер) у него хранились портреты, присланные братом Николаем из Читинского острога. После гибели Александра Бестужева друг его А.Н. Креницын переслал в Петербург Павлу Бестужеву все работы Николая, найденные у покойного. «Портреты братьев <Николая и Михаила> получил; рамки еще у А-й», - отвечал Павел Бестужев Креницыну 21 августа 1837 г.
Где теперь находятся эти портреты - неизвестно. Неизвестна также судьба автопортретов Николая Бестужева и портретов Михаила, которые, несомненно, посылались из Читинского острога сестрам и матери. Из-за отсутствия документальных данных мы лишены возможности выяснить как характер этих портретов, так и их число.
Глава XI
ДРУЖБА Н. БЕСТУЖЕВА В ЧИТИНСКОМ ОСТРОГЕ С ЖЕНАМИ ДЕКАБРИСТОВ: А.Г. МУРАВЬЕВОЙ, М.Н. ВОЛКОНСКОЙ и Е.И. ТРУБЕЦКОЙ. - ДВА ПОРТРЕТА М.Н. ВОЛКОНСКОЙ. - ПОРТРЕТ Е.И. ТРУБЕЦКОЙ.
Женщин, преодолевших необыкновенные трудности, чтобы вырвать у царя разрешение на добровольную ссылку в Сибирь, было одиннадцать. Ценою величайшего самопожертвования они получили возможность разделить участь декабристов - своих мужей и женихов. И сейчас нельзя, не возмущаясь, читать те предписания, которые были выработаны Николаем I, чтобы заставить жен и невест декабристов отказаться от их намерения.
Вскоре предписаниям была придана сила закона: Комитет министров, по инициативе царя, принял постановление, по которому «невинная жена, следуя за мужем-преступником в Сибирь, должна оставаться там до его смерти». Мало того: правительство, - как указано в журнале Комитета министров, - «отнюдь не принимало еще на себя непременной обязанности после смерти их дозволить всем их вдовам возврат в Россию».
Таким образом, после истечения срока каторжных работ мужей, жены их, добровольно последовавшие за ними в Сибирь, до конца дней своих должны были оставаться на поселении в Сибири. Они обязаны были оставить в России своих детей, «а дети, которых приживут в Сибири, поступят в казенные крестьяне». Немало и других жестоких мер изобрел Николай I, чтобы всячески затруднить отъезд самоотверженных женщин.
Женам осужденных (всем, кроме М.К. Юшневской) в ту пору было лишь немногим больше 20 лет, но держались они с необыкновенной стойкостью. Когда М.Н. Волконской было сказано: «Подумайте об условиях, которые вам придется подписать», она ответила: «Я подпишу их, не читая». А 8 февраля 1827 г. из Нерчинского завода, накануне свидания с мужем, она писала: «Наконец я в обетованной земле». И современники, и следующие поколения высоко оценили подвиг женщин, которых Некрасов назвал «декабристками» и о которых написал: «Самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине».
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
«Беспримерной, святой героиней» называл Т.Г. Шевченко одну из жен декабристов, последовавших за мужем в Сибирь, а их подвиг он считал «богатырской темой» для писателя. С глубоким благоговением произносили имена этих женщин узники Читы и Петровского. «Слава стране, вас произрастившей! - писал о них декабрист А.П. Беляев. - Вы стали, поистине, образцом самоотвержения, мужества, твердости при всей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!» Декабристки были хранителями не только своих мужей, но всех, без исключения, товарищей их. С полным основанием исследователь пишет: «Если декабристы, в конце концов, добились мало-мальски сносного существования, то этим они обязаны всецело своим женам».
Когда Николай Бестужев был доставлен в Читинский острог, там жили уже А.Г. Муравьева, Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, Е.П. Нарышкина и А.В. Ентальцева, через несколько недель туда приехали А.И. Давыдова, П.Е. Анненкова, Н.Д. Фонвизина. Они «возвысились до прекрасного идеала геройства и самоотвержения», - писал Александр Бестужев из Якутска. Слова эти он написал издалека; можно себе представить, с какой душевной признательностью относился к женам товарищей Николай Бестужев, один из тех, кто повседневно ощущал на себе самом их неустанную заботу. Из всех жен декабристов самой большой любовью, самым большим уважением среди заключенных пользовалась А.Г. Муравьева. В письмах и воспоминаниях декабристы неизменно писали о ней с трогательной теплотой, с чувством большой благодарности.
Меньше года провел в стенах Читинского острога С.И. Кривцов, но и он уже в полной мере имел возможность почувствовать на себе и оценить великое человеколюбие, которое было свойственно А.Г. Муравьевой и ее мужу. Вот какими словами поминал он своих друзей в письме, посланном сестре 2 июня 1828 г., вскоре после отъезда из острога на поселение: «Я не в состоянии, милая сестра, описать тебе все ласки, которыми они меня осыпали, как угадывали и предупреждали они мои малейшие желания <...> Александре Григорьевне напиши в Читу, что я назначен в Туруханск, и что все льды Ледовитого океана никогда не охладят горячих чувств моей признательности, которые я никогда не перестану к ней питать».
«В ней было какое-то поэтически возвышенное настроение, хотя в сношениях она была необыкновенно простодушна и естественна. Это составляло главную ее прелесть, - вспоминал о Муравьевой И.И. Пущин. - Непринужденная веселость, с доброй улыбкой на лице не покидала ее в самые тяжелые минуты первых годов нашего исключительного существования». Так же душевно относились к ней все жены декабристов. «Александрину Муравьеву я любила больше всех, - писала в своих воспоминаниях М.Н. Волконская. - У нее было любящее сердце, благородство сказывалось во всех ее поступках».
Различными путями - и легальными, и нелегальными - А.Г. Муравьева систематически получала из России огромные денежные суммы и все деньги без остатка тратила на то, чтобы улучшить, облегчить, украсить жизнь декабристов. Именно она организовала, в частности, присылку русских и иностранных книг, журналов и газет. Николая Бестужева связывали самые дружеские отношения со всеми женами декабристов. В Чите он подружился с Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Но отношение его к А.Г. Муравьевой было проникнуто чувством особого уважения и благодарности.
Все, что нужно было Николаю Бестужеву для многочисленных работ, затеянных им сразу же, как только он прибыл в острог, он получал из России благодаря предупредительному вниманию Александры Григорьевны. По-видимому, в Чите Бестужев исполнил несколько ее портретов; не раз он писал там по просьбе А.Г. Муравьевой и всех ее близких, находившихся в Чите (а ведь здесь, после того, как на поселение уехал брат ее, остались ее муж, деверь и их родственник - М.С. Лунин, а также ее двоюродный брат - Ф.Ф. Вадковский). К тому же никто из узников острога, кроме самого Николая Бестужева, не был так близко связан с художественным миром России, не проявлял такого интереса к изобразительному искусству, как братья Муравьевы.
Отец Никиты и Александра - М.Н. Муравьев, педагог, историк и поэт, был на протяжении двух десятилетий попечителем Московского университета. Впоследствии он занял должность товарища министра народного просвещения, был почетным любителем Академии художеств и, так же как и отец Бестужевых, постоянно общался со многими выдающимися деятелями литературы и искусства конца XVIII - начала XIX века.
После смерти мужа - в 1807 г. - Е.Ф. Муравьева не только не прервала эти связи, но и значительно расширила их. В ее доме, который, по словам современника, являлся «одним из роскошнейших и приятнейших в столице», частыми гостями были писатели и художники. Характерно, что, посылая в 1817 г. через А.Н. Оленина из-за границы поклоны друзьям, Орест Кипренский писал: «Кланяюсь также Катерине Федоровне; я надеюсь, что Катерина Федоровна охотно будет кланяться от меня Николаю Михайловичу Карамзину, Никите Михайловичу Муравьеву и господину Батюшкову».
Постоянные посетители вечеров А.Н. Оленина и Ф.П. Толстого, Никита и Александр Муравьевы встречались здесь с самыми значительными представителями русского изобразительного искусства. А мать их так часто заказывала лучшим тогдашним художникам портреты членов своей семьи, что постепенно превратилась как бы в настоящего коллекционера. Когда же сыновья ее были отправлены на каторгу в далекую Сибирь и у нее на воспитании остались трое внуков - дети Никиты Михайловича и Александры Григорьевны, - семейные портреты приобрели для нее самой, для ее сыновей и невестки, особую ценность.
Вот почему в их переписке тех лет так часто и много говорится о присылке портретов. «Если у Росса не было времени закончить Ваш портрет в Петербурге, - писала Александра Григорьевна Екатерине Федоровне из Читы 10 апреля 1827 г., - закажите портрет в Москве Лагрене. Он сделал портрет маменьки такой похожий, что только не говорит. Муж всякий раз спрашивает, не забыла ли я напомнить Вам о портрете».
Вскоре Екатерина Федоровна прислала свой портрет, рисованный П.Ф. Соколовым. «Никита поручил мне особенно благодарить Вас за Ваш портрет, он находит его изумительным; что до меня, то я в жизни не видела ничего более похожего, только Вы худощавее, чем Вас изобразили», - писала Александра Григорьевна 24 мая.
В следующих письмах она просит заказать для детей копию своего портрета, находящегося в Петербурге, и прислать в Читу портреты детей. «Мы оба, Никита и я, очень благодарим Вас за подробности, которые Вы сообщаете нам о детях, они заставляют нас одновременно смеяться и плакать; я с радостью вижу, что дети много времени проводят с Вами; прошу Вас, закажите для них копию с моего портрета, что у маменьки, работы графа Местра.
Все находят его изумительно похожим; быть может они, по крайней мере Катя, не совсем забыли мое лицо и узнают меня» (письмо от 7 июня). «Не заказывайте, пожалуйста, Маньяни портрета Изики, у него, что бы он ни делал, получается карикатура. Я не хочу видеть ее косой, криворотой. Ибо у него особый дар: он схватывает черты лица, набрасывает их на бумагу, а затем располагает наобум, как вздумается» (письмо от 12 августа).
Через два месяца портреты детей были получены Александрой Григорьевной. В середине октября она писала Е.Ф. Муравьевой: «Я получила портреты малюток. Изика так изменилась, что я не узнала бы своего ребенка, а ведь прошло всего только десять месяцев, как я с ней рассталась. Что касается Кати, то она была гораздо красивее. Меня поразило сходство ее с моим мужем <...>. Портреты доставляют мне большую радость; я целыми днями ничего не могу делать, все на них смотрю».
В следующем письме, отправленном 24 октября, А.Г. Муравьева извещала: «Портреты дошли в прекрасном состоянии. Они доставляют мне большую радость <...> В первый день я не могла оторвать от них глаз, а на ночь поставила их в кресла, напротив себя, и зажгла свечу, чтобы осветить их, таким образом я видела их всякий раз, как просыпалась. Я отдала портреты мужу».
Е.Ф. Муравьева сообщила невестке, что она заказала новые портреты детей. «Я ежедневно благодарю Вас в душе за то, что Вам пришла мысль заказать для меня портреты детей маслом и в натуральную величину», - отвечала Александра Григорьевна 6 декабря. Эти строки из писем А.Г. Муравьевой относятся к одному лишь 1827 году. Просьбы прислать портреты не сделались реже и в последующие годы. Вне всяких сомнений, и Е.Ф. Муравьева постоянно просила присылать из Читы ей и ее родственникам портреты сыновей, невестки и племянника - М.С. Лунина, а также племянника Чернышевых - Ф.Ф. Вадковского.
Но письма Е.Ф. Муравьевой, адресованные в Сибирь, не сохранились, и мы лишены возможности установить, какие портреты А.Г. Муравьевой и ее родственников, находившихся в остроге, исполнил Бестужев в читинские годы. Но, хотя сейчас и не известен ни один из портретов тех лет кисти Бестужева, изображающий А.Г. Муравьеву, Никиту и Александра Муравьевых, З.Г. Чернышева, Ф.Ф. Вадковского и М.С. Лунина, тем не менее никаких сомнений нет, что эти портреты Николаем Бестужевым в Чите написаны были и что А.Г. Муравьева отправляла их и Е.Ф. Муравьевой, и Чернышевым, и Вадковским, и Луниным...
Не раз писал Бестужев в Чите и М.Н. Волконскую. Лишь два таких портрета Волконской известны нам ныне. По всем данным, это наиболее ранние, если не первые из портретов жен декабристов, исполненные Бестужевым на каторге. На одном из них М.Н. Волконская изображена у раскрытого окна на фоне высокого тына, которым был окружен Читинский острог; возле тына - полосатая будка, около будки стоит часовой в кивере и с ружьем в руках; за тыном видна крыша острога.
Таким образом фоном портрета Бестужев сделал внешний вид острога, в котором декабристы находились в Чите. Интересно, что на стене, за спиной у Волконской, висит портрет ее отца работы Соколова, - тот самый портрет, который Бестужев копировал в первые недели пребывания в остроге, чтобы овладеть техникой акварельной живописи. На втором портрете Волконская изображена в той же позе (опершись левой рукой о стол), в том же черном платье с широкими у плеч рукавами, но тут нет ни будки с часовым, ни портрета отца на стене.
Нам представляется, что существует прямая связь между этими портретами Волконской и портретами Артамона Муравьева и Анненкова. Портреты Волконской подтверждают наше предположение: в 1828 г. Бестужев, повидимому, решил запечатлеть в создаваемой им галерее не только своих союзников и их жен, но и обстановку тюрьмы.
Если наше предположение правильно, портреты Волконской, как и изображения Муравьева и Анненкова, следует датировать весенними или летними месяцами 1828 года. Нашу датировку в какой-то степени подтверждает и то обстоятельство, что технический и живописный уровень этих портретов не очень высок. Бестужев с большой тщательностью выписал волосы Волконской, собранные в пышную прическу, с буклями и локонами, старательно изобразил кружевной двойной воротник, а также красную скатерть и шерстяную шаль с восточным узором, лежащие на столе.
Но несмотря на то, что художнику, вероятно, удалось уловить и передать сходство, выражение лица Волконской безжизненно; не удалось Бестужеву запечатлеть без ошибки и перспективу; тональность акварелей тяжелая; отсутствует воздушная среда, не передана объемность, - вот почему изображения получились плоскостными. И все же, внук Волконской считал, что первый из этих портретов «поражает своей мечтательной прелестью»; он ощущал «впечатление великой печали, которая дышет в этой маленькой картинке».
Действительно, при всей своей технической и живописной неумелости, портреты Волконской не лишены эмоциональности. Приходится пожалеть, что первый из этих портретов не дошел до наших дней. По цветному воспроизведению, появившемуся в 1904 г. в издании «Записок» Волконской, выпущенном ее сыном, видно, что уже пятьдесят лет назад акварель была испорчена: уже тогда она была в дырах, в царапинах, отсутствовали отдельные ее части.
Мы воспроизводим этот портрет по сохранившемуся в фототеке Третьяковской галереи негативу (негатив этот был сделан в 1905 г. с оригинала, экспонировавшегося на «Историко-художественной выставке русских портретов» в Таврическом дворце в Петербурге). Портрет принадлежал потомкам Волконской, а о том, где он находился после 1914 г., сведений нет. Оригинал второго портрета, тоже принадлежавший Волконским, находится ныне в экспозиции Всесоюзного музея А.С. Пушкина, развернутой в залах Эрмитажа.
30 августа 1828 г. в Чите был получен царский указ о снятии с заключенных кандалов. Одновременно комендант острога начал разрешать узникам выходить из тюрьмы в сопровождении конвойного. Это облегчило Бестужеву работу над портретами жен декабристов. «После того, что сняли с нас железа, и самое заключение наше было уже не так строго, - рассказывает И.Д. Якушкин в своих «Записках», - мужья ходили всякий день на свидание к своим супругам <...>
Потом и нам дозволялось ходить к женатым, но ежедневно не более как по одному человеку в каждый дом, и то не иначе, как по особенной записке которой-нибудь из дам, просившей коменданта под каким-нибудь предлогом позволить такому-то посетить ее». Ни в малой степени не мешал Бестужеву писать портреты в домах у его друзей и неизменный конвой. «Когда мы были в гостях у кого-нибудь в доме, - сообщает Д.И. Завалишин, - то конвойный сидел в передней или без церемонии обращался в прислугу».
Кроме А.Г. Муравьевой и М.Н. Волконской, Бестужев в Чите, несомненно, писал и Е.И. Трубецкую. Когда историк М.И. Семевский спросил Михаила Бестужева, с кем его брат был особенно близок в Чите, тот ответил: «он был всем нужен, и он был со всеми одинаково близок. Но предпочтительно он сблизился с Трубецким, из женатых, т. е. вне каземата».
Так как декабристам было запрещено переписываться с родными, а женам их это разрешалось, то именно Екатерина Ивановна и вела в читинские годы переписку Николая и Михаила Бестужевых. Она переписывала черновики их писем к матери, сестрам, братьям и отправляла по назначению от собственного имени. Вот почему можно предположить, что портреты Трубецких Бестужев в те годы писал и дарил им не раз.
Между тем ни в основной коллекции портретов декабристов, принадлежавшей самому Бестужеву, ни в одном из советских музеев и архивохранилищ портретов Е.И. Трубецкой его кисти не оказалось. По-видимому, портреты эти перешли к ее дочерям и сыновьям. Один такой портрет, собственность дочери Е.И. Трубецкой, З.С. Свербеевой, по нашему предположению, и принадлежит кисти Бестужева.
Догадка наша основывается на следующем. Портрет не мог быть написан в Петербурге, где жила до конца 1826 г. Екатерина Ивановна: она изображена в простом домашнем платье. Княгиня Трубецкая, урожденная графиня Лаваль, живя в столице, не стала бы позировать художнику в таком наряде. Значит, портрет написан в Сибири, и, судя по возрасту Трубецкой, - в первые годы ее пребывания там. Как указано в предисловии к «Запискам князя С.П. Трубецкого», выпущенным З.С. Свербеевой (в этом издании и воспроизведен - фототипией - портрет), - это миниатюра; если судить по репродукции, писана она, по-видимому, гуашью на слоновой кости.
В своих воспоминаниях А.П. Соколов, сын знаменитого художника, рассказывает: «Акварельные краски до П.Ф. Соколова употреблялись не иначе, как большая часть из них - с белилами при работе на слоновой кости (miniature) и исключительно с белилами на бумаге (gouache)». Именно таким материалом и пользовался Бестужев до ссылки. Документально подтверждается, что уже в середине 1828 г. он располагал в Читинском остроге всем необходимым для портретных миниатюр.
5 марта 1828 г. А.Г. Муравьева писала Е.Ф. Муравьевой: «Я попрошу Вас также прислать краски для миниатюры на слоновой кости и жидкие краски (couleurs liquides)». Если учесть, что с этой просьбой Александра Григорьевна обратилась к Екатерине Федоровне через два с половиной месяца после прибытия Бестужева в Читу и что в остроге никто, кроме него, портретные миниатюры на слоновой кости не писал, то станет ясно, для кого просимое предназначалось.
Наконец, следует указать, что в той же технике миниатюры и в том же материале Бестужев выполнил на каторге несколько женских портретов, из которых до нас дошли: портретная миниатюра, исполненная в 1828 г. в Читинском остроге гуашью на слоновой кости, изображающая Л.И. Степовую, портретные миниатюры такого же характера, исполненные в 1830-1832 гг. в Петровской тюрьме и изображающие М.К. Юшневскую и К.П. Ивашеву.
Все это и приводит нас к убеждению, что портретная миниатюра, воспроизведенная З.С. Свербеевой и изображающая Е.И. Трубецкую, была тоже исполнена Бестужевым. И лишь отсутствие на портрете подписи художника или его инициалов явилось причиной того, что до сих пор вопрос об авторстве Бестужева не ставился даже предположительно. Миниатюра эта - один из немногих известных портретов Е.И. Трубецкой. Находилась она в собрании З.С. Свербеевой, которая умерла в 1924 г. Где теперь этот портрет Е.И. Трубецкой - неизвестно.
В литературе имеются данные, которые позволяют предположить, что один из исполненных Бестужевым портретов Трубецкой принадлежал И.Д. Якушкину. Летом 1854 г. в Иркутске тяжело заболела Трубецкая. «Ее здоровье очень меня беспокоит, дай бог, чтобы оно скорее поправилось, - писала Е.А. Бестужевой старшая дочь Трубецкой, Александра Сергеевна Ребиндер. - Теперь туда приехал Якушкин с сыном; папенька и маменька очень были рады видеть его после восемнадцатилетней разлуки». Вскоре - 14 октября 1854 г. - Трубецкая скончалась. «Кончина Екатерины Ивановны сильно поразила Ивана Дмитриевича, постоянного ее друга», - писал на следующий день С.Г. Волконский И.И. Пущину.
Узнав, что у Якушкина хранятся портреты ее родителей, А.С. Ребиндер попросила показать их ей и, быть может, подарить. 16 января 1855 г. Якушкин писал из Иркутска Пущину в Ялуторовск: «Вчера я <...> обедал и провел вечер у Сергея Петровича. Прошу Вас достать из шкафа, что в сенях, портреты Катерины Ивановны и Серг<ея> Петр<овича>. Саша очень желает их видеть и, может быть, увезет их с собой». В такой же степени, как и с Трубецкими, Якушкин был дружен с Бестужевым. Вот почему можно с уверенностью утверждать, что упомянутые в письме Якушкина портреты Трубецких были исполнены в Читинском остроге или в Петровской тюрьме Бестужевым.
В архиве Якушкиных в числе трех сохранившихся там до наших дней акварельных портретов работы Бестужева один изображает С.П. Трубецкого. Можно предположить, что портрет Е.И. Трубецкой, принадлежавший Якушкину, был подарен им в 1855 г. ее дочери. Существует ли этот портрет в настоящее время - неизвестно (А.С. Ребиндер умерла в Петербурге в 1860 г.).
Портрет А.В. Ентальцевой Бестужев вряд ли успел выполнить: она уехала вместе с мужем в апреле 1828 г. на поселение в Березов, а писать портреты жен декабристов до сентября 1828 г., то есть до снятия оков и облегчения тюремного режима, для него было весьма затруднительно. Но портреты других жен своих товарищей Бестужев писал в Чите неоднократно. Однако ни один из этих портретов читинского времени не уцелел.
Сохранились портреты П.Е. Анненковой, А.И. Давыдовой, Е.П. Нарышкиной, но они были выполнены позже, уже в Петровской тюрьме. Совсем неизвестны портреты Н.Д. Фонвизиной, хотя различные документальные данные, в том числе дошедшая до нашего времени переписка ее мужа с Бестужевым, прямо свидетельствуют о том, что портреты эти существовали. Таковы те скудные сведения, которые нам удалось обнаружить о портретах жен декабристов, исполненных Николаем Бестужевым в Читинском остроге.







