© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Капнист Семён Васильевич.


Капнист Семён Васильевич.

Posts 1 to 6 of 6

1

СЕМЁН ВАСИЛЬЕВИЧ КАПНИСТ

(1793 - 19.09.1844).

Чиновник особых поручений при новороссийском генерал-губернаторе.

Из дворян Екатеринославской губернии.

Отец - полтавский губернский предводитель дворянства, писатель Василий Васильевич Капнист (12.2.1758, с. Великая Обуховка, Миргородский полк, Киевская губерния - 28.10.1823, с. Кибинцы, Миргородский уезд, Полтавская губерния; похоронен в с. Великая Обуховка), за ним в Полтавской губернии 500 душ; мать  - Александра Алексеевна Дьякова (29.12.1759 - 1830).

В службу вступил в комиссию прошений - 1814, секретарь Патриотического общества, поступил в Государственную канцелярию - 1818, чиновник особых поручений при новороссийском генерал-губернаторе - 1824.

Член Союза благоденствия. Высочайше повелено оставить без внимания.

Кременчугский уездный предводитель дворянства (1829-1838), директор училищ Полтавской губернии  - 1838.

Скончался в Полтаве в возрасте 53-х лет «после кратковременной болезни, от удара в легких». В некрологе «Полтавских ведомостей» (№39, 1844 г.) описан как «редкий гражданин, редкий человек, он был нежный семьянин и много заботился о бедных».

Жена (с 20.08.1824 в Москве) - Елена Ивановна Муравьёва-Апостол (1.05.1792 - 13.04.1855, С.-Петербург [ЦГИА. СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 755. Л. 1023. Метрические книги Воскресенской церкви]), сестра декабристов Муравьёвых-Апостолов.

Дети (с 1876 графы): 

Анна (3.08.1825 - 6.07.1874, Париж; похоронена на кладбище Пер-Лашез), замужем за Алексеем Алексеевичем Воейковым (1821-1881);

Александра (8.09.1826 - 1872), замужем за Григорием Ивановичем Огневым (р. 12.03.1822);

Елизавета (2.02.1828 - 17.02.1888, Париж; похоронена на кладбище Пер-Лашез), замужем (с 8.11.1864, Веймар) за австрийским подданным художником исторической живописи Петром Роем (р. 1819);

Василий (р. 24.04.1830), с 21.05.1872 женат на Марии Александровне Вегенер (р. 1845);

Елена (1.05.1832 - 12.12.1907, умерла в Париже от воспаления лёгких; похоронена на кладбище Пер-Лашез [ЦГИА. СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 1689. Л. 98]), девица;

Иван (30.05.1834 - 27.11.1910, скончался от паралича мозга в Париже; похоронен на кладбище Пер-Лашез [ЦГИА. СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 1696. Л. 64]), коллежский советник;

Сергей (28.3.1840 - 2.12.1846).

Братья:

Владимир (20.09.1794 - 21.01.1813);

Иван (1795 - 28.09.1860), сенатор; женат на Пелагее Григорьевне Горленко;

Алексей (1796 - 4.04.1869, Висбаден: похоронен в Великой Обуховке), с 1833 женат на Ульяне Дмитриевне Белуха-Кохановской.

Сёстры:

Екатерина (1784-1837), с 1819 замужем за капитаном Александром Ивановичем Полетикой (1765-1843), помещиком с. Аксютинцы и Коровинцы Роменского уезда Полтавской губернии;

Софья (1797-1887), с 1833 замужем за капитаном Василием Антоновичем Скалоном (1805-1882), помощником инспектора классов Полтавского кадетского корпуса, участником Крымской войны (потерял ногу), впоследствии генерал-майором (с 26.10.1858).

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 28, 244.

2

Сергей Муравьёв-Апостол и семья Капнистов

В.Н. Орлов

Публикуемая нами дарственная надпись Семёна Капниста на книге «Лирические сочинения» его отца - известного поэта В.В. Капниста, адресованная С.И. Муравьёву-Апостолу, вносит новый небезинтересный штрих в далеко не полную картину дружеских и литературных свя­зей и отношений вождя восстания Черниговского полка.

Вот эта надпись:

Любезному Сергею Ивановичу

Муравьёву-Апостолу

проводившему в могилу отца моего, 1-го ноября 1823 года.

Семён Капнист

Биография С.И. Муравьёва-Апостола разработана недостаточно. Мы мало знаем об этом блестящем, разносторонне одарённом и обаятельном человеке, производившем на редкость сильное впечатление на всех, кто имел случай узнать его близко. В частности, мы располагаем крайне скудными, отрывочными и случайными данными о художественных вку­сах и литературных интересах Сергея Муравьёва.

Братья Муравьёвы-Апостолы выросли в семье, где литературу не только высоко ценили и тонко понимали, но где ею занимались практи­чески, профессионально. Отец их, видный дипломат И.М. Муравьёв-Апостол (1765-1851), был вместе с тем довольно заметным в свое время писателем, деятельным участником Беседы любителей русского слова, автором оригинальной комедии «Ошибки, или Утро вечера мудренее» (1794) и широко известной книги «Путешествие по Тавриде» (1823), переводчиком Шеридана («Школа злословия», 1794), Аристофана («Об­лака», 1821) и греческих поэтов.

И.М. Муравьёв-Апостол был близок со многими русскими писателями. Живые литературные связи поддерживали и его сыновья. Так, например, Сергей Муравьёв дружил с К.Н. Батюшковым (они были, кроме того, в дальнем родстве). Особенно тесно сошлись они во время заграничного похода 1813-1814 гг. Уцелевшие отрывки из переписки Сергея Муравьёва с Батюшковым ясно свидетельствуют об общности их интеллектуальных и художественных интересов.

Из писем Сергея Муравьёва к Батюш­кову до нас дошло лишь одно - от 22 февраля 1816 г., из Москвы. Письмо это весьма знаменательно. Оно написано в характерной для той поры эпистолярной манере - нарочито имитирует тон непринужденной салонной болтовни, изобилует перифразами, метафорами, мифологиче­скими уподоблениями, откликами на злобу дня литературного быта (упо­минания о А.Ф. Мерзлякове и Д.И. Хвостове).

Основная тема письма - обличение «скуки». В духе и стиле времени юный Муравьёв поучает своего старшего приятеля (Батюшков был старше его на восемь лет): «К сожалению, милый мой Константин, я - не поэт, не философ, не эпикуреец; я только твой старый боевой товарищ, горячо тебя любящий, да к тому же увалень по-прежнему. Итак, я не мог бы пове­дать тебе все эти мудрые речи, а скажу попросту: очень худо, что ты скуча­ешь, - лучше было бы, если б ты веселился».

Попутно Муравьёв сообщает своему корреспонденту о том, что познакомился с поэтом В.Л. Пушкиным. По-видимому, в ту пору он и сам пробовал писать стихи, хотя и говорил о себе: «я - не поэт». Во всяком случае, известно, что он владел стихо­творной формой. До нас дошло (в устной передаче) одно замечательное стихотворение Сергея Муравьева, написанное по-французски (в 1823 г.).

О том, что литературные интересы Сергея Муравьёва были не только постоянными, но и достаточно глубокими и самобытными, со всей убедительностью свидетельствует хотя бы в высшей степени интересное письмо его к г-же Гюеннэ от 18 ноября 1825 г. Оно было написано по частному поводу: Муравьёв подверг острой, разрушительной критике один французский роман, в котором по всей справедливости усмотрел клевету на вождей и героев французской буржуазной революции XVIII ве­ка. Но смысл и значение этого письма гораздо шире, нежели обличение ре­акционного и пошлого литературного произведения. Наиболее важна в этом письме его позитивная сторона.

Как правильно отметил Б.Е. Сыроечковский, в письме Сергея Муравь­ёва к г-же Гюеннэ, по существу, развернута целостная и стройная кон­цепция революции как героического деяния, которое вызывает к жизни и питает своими идеями высокое и героическое, проникнутое духом граж­данской морали революционное искусство. В революции Муравьёв видит могучую силу, освобождающую духовную, творческую энергию человека и закаляющую его характер.

В испытаниях освободительной борьбы небывало активизируются мысль и чувство человека. Героика борьбы формирует героические характеры. Революция помогает человеку осознать подлинное своё призвание, она воодушевляет его на смелые подвиги во имя торжества великих и благородных идей, во имя «общего блага». И такая революция, по мысли Муравьёва, должна породить новую, рево­люционную поэзию - поэзию освободительной борьбы.

Из письма Сергея Муравьёва к г-же Гюеннэ ещё раз проясняются глубокие и прочные преемственные связи декабристов с первым поколе­нием русских просветителей, выступившим на сцену в эпоху подготовки буржуазной революции.

В этом свете знаменательными и, конечно, далеко не случайными представляются близкие, дружеские отношения, которые связывали братьев Муравьёвых-Апостолов с семьёй Капнистов - не только с ее молодыми представителями, но и с В.В. Капнистом.

Семьи Муравьёвых-Апостолов и Капнистов жили в постоянном и са­мом тесном общении. Впоследствии они и породнились: младшая сестра декабристов, Елена, в 1823 г. вышла замуж за Семёна Капниста. Родо­вые поместья Муравьёвых (Хомутец) и Капнистов (Обуховка), располо­женные по соседству (на расстоянии около 20 верст), были самыми заметными культурными гнёздами на Украине.

В воспоминаниях дочери В.В. Капниста, С.В. Скалон, нарисована широкая и яркая картина бытового и культурного уклада этого поместного гнезда. Жившее здесь многочисленное молодое поколение поголовно увлекалось литературой и искусством. Но здесь Предавались также и жарким спорам на самые актуальные общественно-политические темы.

В Хомутце и в Обуховке зачастую гостили товарищи Муравьёвых-Апо­столов по Тайному обществу: М.П. Бестужев-Рюмин, Н.И. Лорер, Никита и Александр Муравьёвы, М.С. Лунин, А.В. Поджио, А.Ф. Бриген и другие. Бывал здесь и вождь южных декабристов П.И. Пестель.

В обстановке Обуховки оживала и приобретала реальные и конкрет­ные формы преемственная связь между старшим поколением русских просветителей и декабристами. Связь эта воплощалась в личности самого владельца Обуховки.

В.В. Капнист (1757-1823) - видный деятель русского литературного движения последних десятилетий XVIII в., ближайший друг и литератур­ный соратник Державина, пользовался высоким уважением в передовых кругах русского общества. Декабристы ценили упрочившуюся за Кап­нистом репутацию пылкого гражданского поэта и смелого сатирика, автора знаменитой обличительной комедии «Ябеда» (1798). Передовой мо­лодёжи, конечно, был близок и понятен антикрепостнический пафос не менее известной «Оды на рабство» (1783), которою Капнист откликнулся на указ о закрепощении украинских крестьян:

Воззрите вы на те народы,
Где рабство тяготит людей;
Где нет любезныя свободы
И раздаётся звук цепей:
Там к бедству смертные рождённы,
К уничтоженью осуждённы,
Несчастий полну чашу пьют;
Под игом тяжкия державы
Потоками льют пет кровавый
И зляе смерти жизнь влекут...

Упрочению за В.В. Капнистом репутации смелого, вольнолюби­вого писателя способствовали некоторые знаменательные обстоятель­ства его общественно-литературной биографии. «Ода на рабство» в своё время не была дозволена к напечатают и появилась только в 1806 г., в недолгий период официального «либерализма», в сборнике Капниста «Лирические сочинения» (любопытно, что в 1848 г. цензура изъяла эту оду из нового издания сочинений Капниста).

«Ябеда» же произвела при своём появлении на свет впечатление открытой обществен­ной манифестации против чиновничьих нравов и порядков, господство­вавших в судебных учреждениях. После четырёх представлений (про­шедших с громким успехом) комедия была снята со сцены по личному рас­поряжению Павла I; издание её было конфисковано, а сам автор едва избежал серьёзных репрессий (впоследствии запрещение «Ябеды» было отменено).

Не приходится сомневаться в том, что автор «Ябеды» и «Оды на рабство» не раз вступал с будущими декабристами в беседы и споры по самым острым социально-политическим вопросам современности. Характерно, что Сергей Муравьёв, только что возвратившись в Хомутец из Петербурга, спешит известить о своем прибытии В.В. Кап­ниста и сообщить ему, что он привёз из столицы политические новости, которые нельзя доверить посторонним лицам: «...приятнейшею обязан­ностью себе поставляю приехать в Обуховку, дабы лично засвидетель­ствовать Вам, милостивый государь, истинное моё почтение, ... а ново­стей-то, новостей!.. - с три короба! Только что они тяжелы, нельзя с на­рочным верховым послать».

Правда, старый просветитель либерального толка, невидимому, не всегда находил общий язык с молодыми дворянскими революционерами, замыслившими добыть свободу вооруженной рукой. Так, С.В. Скалон рассказывает в воспоминаниях, что однажды (в 1819 г.) В.В. Капнист довольно зло подсмеивался над горячими спорами «о политических де­лах и о разных предположениях и преобразованиях», которые вели в его присутствии Муравьёвы-Апостолы, Лунин и Н.М. и А.М. Муравь­ёвы. Напомним в этой связи, что Сергей Муравьёв-Апостол отличался особенной горячностью суждений и принадлежал к числу самых пламен­ных и нетерпеливых деятелей декабристского подполья.

Муравьёвы-Апостолы и их соратники должны были гораздо чаще на­ходить общий язык в беседах с младшими Капнистами - сыновьями поэта. Их было трое: Семён, Алексей и Иван. И каждый из них в той или иной мере оказался причастным к декабристскому движению.

Алексей Васильевич Капнист (1796-1869) с 1814 г. служил в гвардии, в Измайловском полку, а с 1822 г. - в Киеве, адъютантом генерала Раев­ского. Он состоял членом Союза Благоденствия. Из показаний офицера лейб-гвардии Измайловского полка Миклашевского, рассказавшего о тайном объединении офицеров (преимущественно измайловцев), выясняется, что А.В. Капнист (вместе с братом Семеном) посещал собрания этого кружка и принимал участие в вольных разговорах «о законах, правлениях, парламентских спорах, испанской и неаполитанской рево­люциях».

Известно, что в двадцатые годы А.В. Капнист неоднократно встречался с С.И. Муравьёвым-Апостолом и другими южными декабри­стами - в Каменке, Хомутце, Киеве. В середине января 1826 г. А.В. Кап­нист был арестован и отправлен в Петербург, где просидел в крепости до 24 апреля и был выпущен за отсутствием улик.

Другой брат - Иван Васильевич Капнист (ум. в 1860 г.) - был зна­ком с Пестелем, часто беседовал с ним и, как можно догадываться, поль­зовался авторитетом в кругу декабристов. Сохранилось предание, что последние намечали И.В. Капниста, в случае удачи своего дела, в состав «временного правления».

Наконец, старший из братьев Капнистов - Семён Васильевич (1793-1844), который и подарил С.И. Муравьёву-Апостолу книгу своего отца, - был связан с декабристскими организациями не только идейно, но и фор­мально. С 1814 по 1822 г. он служил в Петербурге (по гражданской части), а впоследствии на юге (в Одессе и в Полтаве), был кременчугским уездным предводителем дворянства и кончил свой жизненный путь директором гимназий и училищ Полтавской губернии.

По характеристике некролога, это был «редкий гражданин, редкий человек <...> и много заботился о бедных». Семён Капнист состоял членом Союза Благоденствия. По формулировке «Алфавита декабристов», он «принадлежал к числу чле­нов Союза Благоденствия, но уклонился и не участвовал в тайных обще­ствах, возникших с 1821 года», почему и было «высочайше повелено оста­вить его без внимания».

В молодые годы Семён Капнист писал стихи и кое-что даже печатал (в «Чтениях в Беседе любителей русского слова», в «Журнале древней и новой словесности»). Одно его стихотворение - «Вечер в Тавриде» - вошло в известную хрестоматию «Образцовые русские стихотворения» (ч. IX, 1824, стр. 253-254). С.В. Капнист, очевидно, принимал некоторое участие в столичной литературной жизни. Он состоял членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств - в прошлом про­грессивного литературного объединения, деятельность которого нача­лась «под знаком Радищева». В архиве Вольного общества в «деле» С.В. Капниста сохранилось его неизданное стихотворение «Совет».

Поэтические способности Семёна Капниста были весьма скромны. Судя по некоторым его произведениям, он иногда пытался, хотя и в самой об­щей форме, выразить на языке поэзии воодушевлявшие его идеи истины и справедливости, человеколюбия и патриотического долга. Такова его ода в честь известного вельможи Д.П. Трощинского, дружески связан­ного со старшим поколением Капнистов и Муравьёвых-Апостолов.

В этой оде, написанной в 1812 г. по случаю возвращения Трощинского на служебное поприще, юный поэт воспевал «трудный путь» государ­ственного служения, строго осуждал «корысть, самоуправств разврат, крамолы, смуты и раздоры» и характеризовал ушедшего в своё время на покой Трощинского как мудрого человека, равнодушного к «пышным титлам», как честного деятеля, который удалился на лоно сельской ти­шины, не желая мириться с непорядками, укоренившимися в государ­стве. Однако как только разразилась Отечественная война, как только «буря брани заревела», гражданский долг призвал престарелого вель­можу «вновь на поприще вступить», и поэт видит в этом высокий пример для подражания:

Твоим усердьем оживленны,
Мы плуг перековали в меч...

В 1823-1825 гг. Семён Капнист поддерживал самые тесные дружеские и родственные отношения с Муравьёвыми-Апостолами. Уцелело два письма (от 24 апреля и 21 мая 1824 г.) С.И. Муравьёва-Апостола к С.В. Капнисту из Василькова. Письма очень дружеского характера. В одном из них нашли отражение интересы корреспондентов: Муравьёв по просьбе Капниста сообщает ему свой перевод греческих надписей IV века до нашей эры, демонстрируя незаурядную эрудицию в области античной истории и философии.

В публикуемой нами дарственной надписи Семена Капниста С.И. Му­равьёву-Апостолу говорится о смерти В.В. Капниста. Текст надписи нахо­дит дополнительное освещение в воспоминаниях С.В. Скалон. В.В. Кап­нист скончался 28 октября 1823 г. в имении Д.П. Трощинского - Кибенцы, где он остановился проездом и внезапно захворал. Среди лиц, бывших при кончине поэта, находился и С.И. Муравьёв-Апостол.

С.В. Ска­лон пишет: «Двое суток мы все, из сторонних - Сергей Иванович Муравьёв и доктор, которые любили и уважали его, как самого близкого им человека, и толпа рыдавшего народа окружали гроб его...» На следующий день, 29 октября 1823 г., С.И. Муравьёв-Апостол про­водил тело Капниста в Обуховку, где состоялись похороны. Об этом именно и говорит надпись на книге.  Никаких помет владельца в книге нет.

3

Приложение

Письма С.И. Муравьёва-Апостола к С.В. Капнисту.

1.

На л. 2об. адрес: «Его Высокоблагородию Милостивому Государю Семену Васильевичу Капнисту в г. Одессу».

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQ1LnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvbFBjdDBTX0xUbHRINWJSSkFaUWJvSDJEcHRGT1ZsaXFwd3hHeUEvRjE3N2JYMUxqY2cuanBnP3NpemU9MTI4OHgxNTcyJnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj1iNzc0ZmNlN2Q0YTlhYWNjMWQ2Yjc5ZGMyZDU5M2I1YiZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]

Мариановка1. Февраля 25го дня 1824 года.

Как жаль мне было, любезнейший Семен Васильевич, когда возвратясь в Васильков, я узнал из письма вашего что вы уже проехали2; но виноват в том не я; Вы хотели дни три после нас выехать из Киева; а я пять дней оставался в Марьяновке, в ожидании посещения вашего. По крайней мере когда возвратитесь из Одессы, не позабудьте что от Станции Гребенки3 в 11ти верстах по большей дороге в Васильков, стоит деревня Ксаверьевка4, а от ней в двух верстах в сторону с. Марьяновка, в коей живет многолюбящий вас пустынник.

О своих до сих пор ни каких известий не имею; знаю только что Матушка с сестрою5 в Москве и что Батюшка 10го сего месяца в 6ть часов утра прибыл в Петербург6 , и то, по письму брата Матвея7, которой написал ко мне несколько строчек в самой день приезда Батюшки, когда он еще отдыхал после недугов дороги.

Вот вам лаконический отчет всех моих сведений о наших путешествующих; я не здержал слово свое написав в Москву; и надеюсь иметь уже ответ, когда вы будете ехать назад. Адрессую вам письмо в Одессу, точно так как Боергаву8 писали в Европу, ибо не знаю где вы там остановитесь, но надеюсь что письмо мое столь же верно дойдет к вам. Если вы продлите пребывание ваше в сем городе, напишите о себе несколько слов; и тем порадуйте человека, которой вас искренне любит и уважает. Поклонитесь от меня брату вашему Алексею Васильевичу9.

Душевно вам преданный

С. Муравьев Апостол

Книги оставленныя вами в проезд ваш чрез Васильков, и принадлежащия Бестужеву10, получены мною и отправлены к нему.

1. Марьяновка - село Васильковского повета Киевской губернии, ныне - село Белоцерковского района Киевской области Украины. Расположено близ с. Ксаверьевка, на ответвлении дороги от Одесского тракта на Фастов. Упоминается с конца XVIII в., когда эти земли принадлежали коронному гетману Ксаверию Браницкому. Марьяновка находилась в районе, где в первой половине 1820-х гг. был расквартирован Черниговский полк. Так, к концу 1825 года здесь стояла 4-я мушкетёрская рота полка, относившаяся ко 2-му батальону, которым командовал Сергей Муравьёв.

Около села находилось много курганов, наиболее крупные из них носили имена Перепят и Перепятиха, указанные ещё в грамоте Андрея Боголюбского Печёрскому монастырю. Курган Перепятиха был раскопан в 1845 г., в его раскопках принимал участие Тарас Шевченко, здесь было найдено богатое погребение скифского времени, ограбленное ещё в древности, одно из наиболее ранних.

2. Цель поездки С.В. Капниста в Одессу осталась невыясненной: он мог ехать туда в связи как с карьерной необходимостью (например, для договорённости о поступлении на службу к Новороссийскому генерал-губернатору М.С. Воронцову), так и в связи с личной необходимостью (например, для попутной инспекции имения Гавриловка своей тётки Д.А. Державиной, находившегося в Херсонской губернии).

3. Гребёнки - село Васильковского повета Киевской губернии, расположенное на Одесском тракте, ныне - село Белоцерковского района Киевской области Украины. Основано в 1612 году при заселении земель Белоцерковского староства, страдавших в то время от набегов татар; жители получали так называемые «слободы», то есть освобождение от податей на несколько лет.

С 1622 г. принадлежало шляхтичам Черниевским. Называлось также Гребенники и Угребенники. С 1774 г., после подавления восстания Колиивщина, земли были отданы во владение коронному гетману Ксаверию Браницкому. В XIX веке это было одно из крупных сёл Киевщины. Здесь находилась почтовая станция и постоялые дворы, в селе проводились ярмарки, были православная церковь, костёл и синагога. В конце 1825 года в Гребёнках стояла 6-я мушкетёрская рота Черниговского полка, относившаяся ко 2-му батальону, которым командовал Сергей Муравьёв.

4. Ксаверьевка (Ксаверовка) - село Васильковского повета Киевской губернии, расположенное на Одесском тракте, ныне - село Белоцерковского района Киевской области Украины, примерно в 50 км от Киева. Основано в 1780-х годах коронным гетманом Ксаверием Браницким в его владениях (и названо в честь основателя); земли принадлежали Браницким вплоть до начала XX века.

5. Имеются в виду мачеха Сергея Ивановича Прасковья Васильевна и младшая родная сестра Елена Ивановна. Все остальные сёстры на описываемый момент были либо замужем, либо слишком малы и находились в имении Хомутец во время путешествий родителей.

6. Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол получил назначение на службу в Сенат и выехал с семьёй из Хомутца в Полтавской губернии в Санкт-Петербург, однако, как видно из письма, его жена и домочадцы ещё какое-то время оставались в Москве.

7. После выхода в отставку (приказ о которой был подписан 21 января 1823 г.) Матвей Иванович Муравьёв-Апостол с июня 1823 г. по август 1824 г. находился в Петербурге, где принимал активное участие в делах Тайного общества как представитель южан, в том числе, когда решался вопрос об объединении Северного и Южного обществ и выработке единой программы, что достичь не удалось. Также участвовал в организации Петербургского отделения Южного общества во главе с П.Н. Свистуновым, корнетом Кавалергардского полка.

8. Герман Бургаве (Herman Boerhaave, 1668-1738) - нидерландский профессор медицины, ботаники и химии, прозванный «голландским Гиппократом». Один из основоположников современной физиологии, Бургаве возглавлял кафедры практической медицины и химии в Лейденском университете. Открыл собственную больницу, где, помимо собственно лечебной практики, обучал студентов диагностике и лечению больных. Известность Бургаве в Европе и мире при жизни была столь велика, что письмо одного из китайских мандаринов, подписанное просто «блистательному Бургаве, врачу в Европе», достигло адресата.

9. Капнист Алексей Васильевич (1796-1869) - младший сын В.В. Капниста. В отличие от старшего брата Семёна избрал для себя военную карьеру, 3 октября 1813 года поступив на службу в гвардейский Измайловский полк подпрапорщиком. В 1821 году в чине поручика назначен адъютантом к прославленному генералу, герою Отечественной войны 1812 года Николаю Николаевичу Раевскому, командовавшему тогда 4-м армейским пехотным корпусом и проживавшему в Киеве, вследствие чего А.В. Капнист мог неоднократно встречаться и контактировать со служившим неподалёку С.И. Муравьёвым-Апостолом. К 1825 году Алексей Капнист дослужился до чина подполковника Воронежского пехотного полка.

Был членом Союза благоденствия с 1820 года, однако ответил отказом на предложение М.П. Бестужева-Рюмина присоединиться к Южному обществу, и впоследствии совсем отошёл от участия в тайных обществах. В восстаниях декабристов участия не принимал, был арестован в Киеве 14 января 1826 года и содержался в Петропавловской крепости до 15 апреля, когда было повелено его освободить, вменив арест в наказание.

В следующем 1827 году вышел в отставку с военной службы, и с тех пор вел гражданский образ жизни. Как и его братья, Семён и Иван, избирался уездным предводителем дворянства (Миргородского: с 1829 по 1835 и с 1841 по 1844 годы). В 1833 году женился на Ульяне Белуха-Кохановской, в браке родились 7 детей. В 1836 году открыл школу для крестьянских детей в родовом поместье Обуховка, которое досталось именно ему после раздела имений отца между братьями.

Автор «Записки естественного и гражданского быта русского народа» о закрепощении свободных казаков Малороссии. Был близок к членам Кирилло-Мефодиевского общества, состоял в приятельских отношениях с Т. Шевченко и генерал-губернатором Малороссии Н.Г. Репниным. Скончался в апреле 1869 года в Висбадене, впоследствии его прах был перевезён в Российскую империю.

10. Бестужев-Рюмин Михаил Павлович (1801-1826) - один из лидеров Южного общества декабристов, возглавлявший совместно с С.И. Муравьёвым-Апостолом его Васильковскую управу; бывший сослуживец С. Муравьёва по Семёновскому полку, в дальнейшем с 1821-го года - его ближайший друг и соратник.

Родился в селе Кудрёшки Горбатовского уезда Нижегородской губернии в семье городничего г. Горбатова Павла Николаевича Бестужева-Рюмина и Екатерины Васильевны, урождённой Грушецкой. Был младшим из пяти сыновей, и, по утверждению его племянника К.Н. Бестужева-Рюмина, любимцем своей матери. В 1816 г. вместе с родителями переехал в Москву. Получил хорошее домашнее образование, также слушал лекции профессоров Московского университета.

23 февраля 1818 года получил аттестат Комитета испытаний при Московском университете с оценками «хорошо» и «очень хорошо». С 13 июля 1818 г. - юнкер Кавалергардского полка, с 12 апреля 1819 года - эстандарт-юнкер. Однако, «по слабости груди», 9 марта 1820 г. был переведён в Семёновский полк (где ранее служили его старшие братья Иван, Николай и Владимир). Состоял в 1-й фузилерной роте под началом своего родственника князя Ивана Щербатова, друга Сергея Муравьёва, что косвенно подтверждает их совместный круг общения.

После «Семёновской истории» и раскассирования полка переведён 24.12.1820 в Полтавский пехотный полк в том же чине - подпрапорщиком, поскольку, не будучи офицером, не имел права на повышение при переводе из гвардии в армию. Звание прапорщика получил 12 января 1821 года. Согласно показаниям его полкового командира В.К. Тизенгаузена, до июня или июля 1821 г. находился не при полку, а в учебном батальоне при корпусной квартире в г. Кременчуг (Восстание декабристов: материалы. Т. 11. М., 1954. С. 242).

С 20 мая 1824 г. - подпоручик. По словам Сергея Муравьева-Апостола, был принят им в Южное общество в 1822 г.: «...Бестужев-Рюмин, коего я принял в течении 1822-го года», возглавлял вместе с ним Васильковскую управу. В 1823-1825 гг. Бестужев активно участвовал в разработке планов восстания, в том числе т. н. «Бобруйского» и «Белоцерковского». С 1824 г. подолгу жил у Сергея Муравьёва в Василькове, откуда разъезжал по делам Общества по всей Украине без уведомления своего полкового командира и, очевидно, за собственный счёт. Вёл переговоры с Польским патриотическим обществом в 1823-1824 гг., в сентябре 1825 г., во время Лещинский лагерей, присоединил к Южному обществу Общество соединённых славян.

В декабре 1825 года Бестужев вместе с Сергеем Муравьёвым составил «Православный катехизис» и «Воззвание» для агитации в войсках и среди местного населения. Участвовал в восстании Черниговского полка, взят с оружием в руках 3 января 1826 г., доставлен в Петербург 19 января. А.Х. Бенкендорф, участник следствия над декабристами, так характеризовал его в своих воспоминаниях: «наиболее революционно настроенным из них был Бестужев-Рюмин, молодой человек, якобинец по убеждениям, энергичный, честолюбивый, настоящий демон пропаганды».

Приговором Верховного Уголовного суда осуждён вне разрядов и повешен вместе с С.И. Муравьёвым-Апостолом, П.И. Пестелем, П.Г. Каховским и К.Ф. Рылеевым 13 июля 1826 г.

4

2.

Васильков, 24 апреля 1824 года

Любезнейший Семен Васильевич, после нечаянной и для меня весьма приятной встречи нашей в Хомутце1, возвратясь в Каменку2, нашел я там Н. Н. больного3 и брата вашего Алексея Васильевича - мы провели там вместе день и после опять сошлись в Киеве, куда я приехал на несколько часов. Он намерен ехать к вам в Обуховку4 и следственно сам привезет вам путешествие Батюшки5. Из Москвы никаких известий не имею и Батюшка пишет мне из Петербурга, что он отъезжает в Москву, где проведет праздники6, а после возвратится в Хомутец и пробудет в деревне месяцы Май и Июнь, поедет потом на житье в Петербург по причине назначения его в Сенат. И так, прощай наша мирная деревенская жизнь!... Хомутец превратится в пустыню и я по крайней мере вздыхаю о себе, когда помышляю об ужасном разстоянии, которое меня разделяет от Батюшки и матушки.

Как скоро я узнаю приезд Батюшки в деревню, я постараюсь как можно скорее туда приехать и с нетерпением ожидаю сей вести - а между тем скучно провожу время в скучном Василькове по шею в учениях и победоносных занятиях. Жаль мне очень, любезнейший Семен Васильевич, что не могу сообщить Вам интереснейших вестей - вина моя, ко мне не пишут. Когда я приеду в Хомутец, радостно будет для меня обнять Вас и провести вместе несколько недель; в ожидании же свидания, обнимаю Вас мысленно и прошу вас засвидетельствовать мое почтение Матушке вашей7 и всему вашему семейству и верьте сами истинной дружбе и уважению к вам от души вам преданного

С. Муравьева-Апостола8

1.  Предположительно Сергей Муравьёв приезжал в короткий отпуск в Хомутец на Страстной неделе в начале апреля.

2. Каменка - в описываемое время имение Давыдовых в Чигиринском уезде Киевской губернии (ныне - город в Черкасской области Украины). Впервые упоминается под этим названием в документах середины XVII века, до Давыдовых принадлежала гетману Богдану Хмельницкому, Житкевичам, Любомирскому и фельмаршалу Григорию Потёмкину-Таврическому, от которого и перешла во владение его племянницы Екатерины Николаевны Давыдовой (в девичестве - Самойловой, в 1-м браке - Раевской) (1750-1825). Старшим сыном Е.Н. Давыдовой был генерал Н.Н. Раевский, а младшим - декабрист В.Л. Давыдов, по приглашению которого в 1820-х в Каменке на совещания периодически собирались участники Южного Общества, иногда используя семейные праздники, чаще всего в ноябре, под предлогом отмечания именин Е.Н. Давыдовой.

По названию имения управа, которой руководил В.Л. Давыдов совместно с князем С.Г. Волконским, называлась «Каменской». Неудачная помолвка М.П. Бестужева-Рюмина с Екатериной Андреевной Бороздиной, племянницей В.Л. Давыдова, и разрыв с невестой по настоянию родителей, послужили одной из причин конфликта между Васильковской и Каменской управами в 1825 г. Помимо декабристов, из видных исторических личностей Каменку посещали А.С. Пушкин и П.И. Чайковский (сестра композитора, Александра Ильинична, была замужем за сыном декабриста В.Л. Давыдова Львом).

3. В расшифровке письма И.Ф. Павловского фигурируют инициалы «П. Н.», но еще Н.Я. Эйдельман в своей статье «К биографии Сергея Ивановича Муравьёва-Апостола», сверившись с подлинником, уточнил, что их стоит читать как «Н. Н.», и, исходя из контекста, имеется в виду генерал Николай Николаевич Раевский, который (до смерти своей матери в 1825 г.) часто наезжал в Каменку, и чей адъютант - Алексей Васильевич Капнист - упоминается в том же письме следом.

4. Обуховка (Великая Обуховка) - село на правом берегу реки Псёл Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне - административный центр Великообуховского сельского совета Полтавской области Украины). В XVIII-XIX веках там находилось родовое имение Капнистов. Капнисты были соседями Муравьёвых-Апостолов, чье родовое имение Хомутец находилось в 20–25 км от Обуховки.

5. Речь идёт о вышедшем в 1823 г. «Путешествии по Тавриде в 1820 годе» И.М. Муравьёва-Апостола - сочинении, состоящем из 25 писем к воображаемому собеседнику, сочетающих в себе путевые и исторические заметки. Сочинение описывает путешествие И.М. Муравьёва-Апостола по побережью Чёрного моря и Крыму в 1820 году. Поездка началась с посещения села Порутина в устье Южного Буга (совр. Николаевская область), в окрестностях которого находятся остатки древнегреческого города Ольвии, а далее И.М. Муравьёв-Апостол двинулся в Крым сухим путём.

Один из возможных прототипов «воображаемого адресата» этих писем - поэт К.Н. Батюшков (1787-1855), находившийся в родстве с семейством Муравьёвых: известно, что в 1818 году они с И.М. Муравьёвым-Апостолом встречались в Одессе, где К.Н. Батюшков проводил отпуск и заодно готовил исследование о древней Ольвии (к сожалению, до нас оно не дошло). Сам И.М. Муравьёв-Апостол также перед путешествием «занимался, почти исключительно, чтением всего того, что, относительно к Тавриде, находится в древнейших повествователях и Географах».

6. Праздники - Пасхальная неделя. В 1824 г. Пасха пришлась на 6 апреля.

7. Александра (Олександра) Алексеевна Капнист (1759-1831), в девичестве - Дьякова. Супруга В.В. Капниста с 1780 года, дочь обер-прокурора А.А. Дьякова, сестра Марии Львовой и Дарьи Державиной. Выпускница Смольного института (1779). После замужества почти безвыездно жила с мужем в его полтавском имении Обуховка. В браке родила двенадцать детей, из которых выжили шесть: сыновья - Семён, Владимир, Иван и Алексей, дочери - Екатерина и Софья. Сама обучала детей языкам, музыке и даже математике. Иногда принимала на попечение девушек из соседних семей: например, какое-то время в Обуховке проживала и обучалась у её хозяйки родная сестра матери Н.В. Гоголя Катерина Косаревская.

8. В публикации этого письма историк И.Ф. Павловский приводит в качестве его продолжения текст («Я, Прасковья Васильевна и все наши усердно поздравляем милостивую государыню Александру Алексеевну...»), который по почерку и содержанию никак не может быть написан Сергеем Муравьёвым Семёну Капнисту. По мнению Н.Я. Эйдельмана, это записка рукой И.М. Муравьёва-Апостола; по её содержанию можно заключить, что адресатом был В.В. Капнист, а составлена она не позднее ноября 1822 г.

5

3.

Любезнейший Семен Васильевич, как известия имею - спешу вам сообщить. Матушка и Сестра в Петербурге, куда оне приехали когда узнали о назначении Батюшки в Сенат; я уже от Матушки получил из Петербурга письмо, в коем она описывает мне сколь грустно ей столь долгое время быть в отдалении от Хомутца, куда, я думаю, она скоро возвратится; по крайней мере я так заключаю из письма.

Батюшка же будет к нам назад не прежде конца июня или начала июля; он определен в 5ой Департамент1 и ищет дом в Петербурге2. Это пишет ко мне брат Матвей, и извещает также что Батюшка не расположится на жытие в столице, не побывав предварительно месяца на два в Хомутце3. Все наши здоровы; в последнем письме, хотя брат и пишет мне о Сестрице, но не говорит ни слова о___*4, следственно он еще ничего не знает и все это тайною для всех кроме известных вам. Она разгадается когда наши возвратятся во свояси, и надеюсь, радостно для всех нас; а между тем весьма понимаю душевныя безпокойствия ваши, и приятно мне думать что письма мои служат вам хотя слабым утешением, но принесенным по крайней мере от истиннаго участия, уважения и дружбы. За то еще несколько недель терпения, и все переменится_ и я прискачу в край наш, уже не на утешение, а на общую радость, которую за ранее готовлюсь разделить со всеми нашими.

Мысленно обнимаю вас, Любезнейший друг Семен Васильевич, целую ручки у Почтеннейшей Матушки вашей, и прошу вас всему семейству вашему засвидетельствовать мое почтение.

Преданный вам душевно

Сергей Муравьев Апостол

Майя 13. дня.1824. года.

Г. Васильков.

PS**. Письмо сие доставляется к вам Алексеем Васильевичем, которой уведомил меня что он на днях уезжает к вам. И я бы поскакал с ним вместе, еслиб была к тому возможность, но я прикован к Василькову, и сохраняю решительныя средства вырваться*** для приезда Батюшки.

PS. Bestougeff vous remercie pour votre Souvenir et me charge de vous embrasser de tout son cœur.****

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTUzLnVzZXJhcGkuY29tL2ltcGcvb0hkX21nTjNMa3FmZVlvYmNIcUcxVmVnc29JSkZSaHZJM29BVlEvbWpNS0gyZUZjSEEuanBnP3NpemU9MTMwNngxNTcyJnF1YWxpdHk9OTUmc2lnbj1lZDEyODUyMzdlNWU3MWM3NTQ5ZDAzZDU4M2IzYzdmMCZ0eXBlPWFsYnVt[/img2]

*Пробел в виде нижнего подчёркивания поставлен автором как знак умолчания.

**Первый постскриптум написан вокруг даты, на русском языке.

***Слово вставлено над строкой, между двумя соседними.

****Перевод: Бестужев благодарит вас за ваше воспоминание [о нём] и просит меня обнять вас всем сердцем.

1. С 1805 г. в Сенате был учреждён дополнительный 5-й уголовный департамент, который занимался делами из более чем 20 губерний (С.-Петербургской, Новгородской, Псковской, Олонецкой, Архангельской, Пермской, Тобольской, Иркутской, Томской, Подольской, Волынской, Юрьевской, Минской, Виленской, Гродненской, Черниговской, Полтавской, Могилевской, Витебской, Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и Финляндской). Однако департамент с нагрузкой не справлялся, основными причинами назывались две: во-первых, большинство сенаторов не принимало постоянного участия в делах, во-вторых, по многим делам из губерний, где сохранились «особые права» (например, польских и прибалтийских) расследовать и выносить судебные решения оказалось затруднительно.

В связи с этим 4 января 1824 г. был издан именной Высочайший Указ Сенату, в котором при 5-м департаменте учреждалось новое 3-е отделение с особым обер-прокурором и канцелярией, и изменялись его компетенции, а именно: прежний критерий распределения по принадлежности дел к следственным или уголовным был заменен чисто территориальным критерием - возникновением дела в той или иной губернии, которая приписана к одному из трех отделений департамента. Согласно «Месяцеслову с росписью чиновных особ» за 1824-1826 гг. Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол служил в 1-м отделении этого департамента. Таким образом, его вызов в Петербург и назначение в Сенат объясняется, скорей всего, прозаическими причинами нехватки кадров.

2. Первоначально И.М. Муравьёв-Апостол снимал в Петербурге дом графини Гурьевой, номер 15 по Фонтанке и Караванной улице, рядом с домом своей родственницы Е.Ф. Муравьёвой, о чём она пишет 11 ноября 1824 г. своему племяннику М.С. Лунину: «Он [Иван Матвеевич] нанимает дом Бибико[вых] на Фонтанке, где жили Уваровы. Он теперь ещё здесь один, и жил у меня на даче от куда я переехала 1го ч[исла] Октября».

Домовладения Бибикова на Фонтанке в то время не существовало, поэтому можно с уверенностью сказать, что имелся в виду И.М. Бибиков, зять Ивана Матвеевича, который проживал с семьёй в доме Гурьевой до переезда на квартиры Главного Штаба в конце 1823 г. Как видно из письма, ранее этот же дом нанимали Ф.А. Уваров и его жена Екатерина Сергеевна, сестра М.С. Лунина, которые к 1824 г. уже жили в доме Е.Ф. Муравьёвой. Сейчас это здание по адресу Набережной р. Фонтанки, 27 занимает С.-Петербургское отделение Математического института им. В.А. Стеклова.

В 1825-1826 гг. семья Ивана Матвеевича жила уже в другом месте, что устанавливается по объявлению, данному им в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 14 мая 1826 г.: «Отъезжает тайный советник, сенатор, действительный камергер и кавалер Муравьёв-Апостол, с супругой Прасковьей Васильевной и малолетними детьми Евдокией, Елисаветой и Васильем; при них камердинер Карл Ион, саксонский подданный, и дворовые люди Иван Кононов и Евдокея Брызгова. Спрос на Исаакиевской площади в доме Кусовникова». Соответствующий дом Кусовникова (а точнее, купчихи Анны Кусовниковой) определяется по «Указателю жилищ и зданий в Санкт-Петербурге», изданном С. Аллером в 1823 г. - «На Петровской площади по Галерной улице строение 203».

Несмотря на некоторое различие в указании местоположения, можно с уверенностью считать, что это один и тот же дом, выходивший на Петровскую (ныне Сенатскую) площадь, где произошло восстание 14 декабря, и пострадавший во время него от обстрела. Вот что пишет в своем дневнике за 15 декабря 1825 г. Н.Н. Яновский: «Остановившись близ Галерной улицы, я пошёл <...> к сенатору Ивану Матвеевичу Муравьёву-Апостолу. Стёкла в квартире его были побиты. Он сам с семейством отправились к полковнику Бибикову, зятю его...»

Ещё одно свидетельство приводится в комментарии, предположительно, М.И. Муравьёва-Апостола к «Белой Церкви» Ф.Ф. Вадковского: «Сергей Муравьёв не получил никаких известий о петербургских происшествиях от брата своего Ипполита. В первый раз он узнал об этих происшествиях, въезжая в Житомир, от сенатского курьера, который подошёл к Матвею - сказал ему, что отец его здоров. На расспросы Матвея курьер рассказал ему о происшествии 14 декабря и что дом, к котором жил Иван Матв[еевич] Муравьёв был обстрелян картечью». В 1830 г. дом Кусовниковой выкупили в государственную казну, и на этом участке было заложено здание Синода, построенное по проекту архитектора К. Росси к 1833 г. и соединённое аркой со зданием Сената. В 2008 г. в это здание переехал Конституционный суд.

3. Как видно из данной переписки, а также комментариев к ней, планам И. М. Муравьёва-Апостола о кратковременном возвращении в Хомутец перед окончательным переселением в Санкт-Петербург для службы в Сенате не суждено было сбыться. Более того, можно допустить, что хозяин Хомутца не возвращался в него более никогда. Остаток 1824 и весь 1825 год Иван Матвеевич провёл в Петербурге, а после восстания декабристов и следствия над сыновьями, не дожидаясь приговора, в июне 1826 года выехал с женой и младшими детьми из столицы за границу «по болезни». За рубежом отец Сергея Муравьёва провёл почти 20 лет (преимущественно, в Швейцарии, Неаполе, Венеции и Флоренции), вернувшись в Российскую империю в середине 1840-х годов. До конца своей жизни он проживал сначала в Москве, а затем в Петербурге, где и скончался 12 марта 1851 года.

4. Речь идёт о предстоящей свадьбе С. В. Капниста и Ел. И. Муравьёвой-Апостол.

6

4.

Васильков, 21 мая 1824 г.

Не сердитесь ли вы на меня, любезнейший Семен Васильевич, не полагаете ли вы, что даже имеете право на меня сердиться за долгое мое молчание? Если оно так, то пишите ко мне скорее извинительное письмо - ибо я прав совершенно и виноват брат ваш Алексей Васильевич. Он уведомил меня еще с прошедшаго воскресения, что поедет в Малороссию1 и я отправил к нему письмо для скорейшаго вам доставления2, но он поездку свою отложил до Тройцына дня3 и письмо пролежавши у него, отправлено к вам по почте.

Вы из вступления моего усматриваете, что радость ваша подействовала и на меня, - я вполне ее разделяю, а так как вы теперь счастливы, спокойны, забыли безпокойствия и прежнее отчаяние - но на долго ли? Смотрите, чтобы недели через две еще не написать мне письма отчаяннаго! Вот вы влюбленные переходите от радости к печали по дуновению ветра!... А до июля так еще далеко!

Признаться вам однакож, не смотря на стоическую мою твердость, я также нетерпеливо жду времени возвращения наших. Когда настанет сия желательная минута свидания, вы увидите, что и Стоик умеет радоваться в кругу тех, кои столь близки его сердцу и на себе испытаете, что он умеет горячо обнимать друзей своих, простите любезнейший Семен Васильевич, остаюсь навсегда душевно преданный вам

С. Муравьев-Апостол.

Вот уже две недели, что я от Петербурга ни от кого писем не получаю.

1. Малороссия - историческое название одной из областей на территории современной Украины (первоначально греческий термин, относившийся в XIV в. к церковно-административному делению). В начале XIX в. под ним чаще всего подразумевались расположенные на левобережье Днепра Черниговская и Полтавская губерния (объединённые в Малороссийское генерал-губернаторство), земли, вошедшие в состав русского государства еще в XVII в. при Богдане Хмельницком.

Соответственно, например, Васильков Киевской губернии, находившийся на правом берегу Днепра, на землях, присоединённых в конце XVIII в. по одному из разделов Польши и на тот момент воспринимавшихся ещё во многом как польские, в Малороссию не входил. Сергей Муравьёв и сам в письме С.М. Мартынову в сентябре 1824 г. сообщает, что в том же 1824 году после летних лагерей в Белой Церкви (тоже - Киевская губерния) отправился «в Малороссию, откуда я вернулся в Васильков».

2. Речь идёт о том, что предыдущее письмо С.И. Муравьёва к С.В. Капнисту должен был отвезти брат последнего Алексей Капнист (служивший в тот момент в Киеве), но не сделал этого (см. постскриптум к письму от 13 мая 1824 г.).

3. Троицын день - двунадесятый подвижный праздник, посвящённый сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христа (отсюда ещё одно название - Пятидесятница), отмечается в воскресенье через семь недель после Пасхи. В 1824 г. приходился на 25 мая по старому стилю.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Капнист Семён Васильевич.