Сергей Муравьёв-Апостол и семья Капнистов
В.Н. Орлов
Публикуемая нами дарственная надпись Семёна Капниста на книге «Лирические сочинения» его отца - известного поэта В.В. Капниста, адресованная С.И. Муравьёву-Апостолу, вносит новый небезинтересный штрих в далеко не полную картину дружеских и литературных связей и отношений вождя восстания Черниговского полка.
Вот эта надпись:
Любезному Сергею Ивановичу
Муравьёву-Апостолу
проводившему в могилу отца моего, 1-го ноября 1823 года.
Семён Капнист
Биография С.И. Муравьёва-Апостола разработана недостаточно. Мы мало знаем об этом блестящем, разносторонне одарённом и обаятельном человеке, производившем на редкость сильное впечатление на всех, кто имел случай узнать его близко. В частности, мы располагаем крайне скудными, отрывочными и случайными данными о художественных вкусах и литературных интересах Сергея Муравьёва.
Братья Муравьёвы-Апостолы выросли в семье, где литературу не только высоко ценили и тонко понимали, но где ею занимались практически, профессионально. Отец их, видный дипломат И.М. Муравьёв-Апостол (1765-1851), был вместе с тем довольно заметным в свое время писателем, деятельным участником Беседы любителей русского слова, автором оригинальной комедии «Ошибки, или Утро вечера мудренее» (1794) и широко известной книги «Путешествие по Тавриде» (1823), переводчиком Шеридана («Школа злословия», 1794), Аристофана («Облака», 1821) и греческих поэтов.
И.М. Муравьёв-Апостол был близок со многими русскими писателями. Живые литературные связи поддерживали и его сыновья. Так, например, Сергей Муравьёв дружил с К.Н. Батюшковым (они были, кроме того, в дальнем родстве). Особенно тесно сошлись они во время заграничного похода 1813-1814 гг. Уцелевшие отрывки из переписки Сергея Муравьёва с Батюшковым ясно свидетельствуют об общности их интеллектуальных и художественных интересов.
Из писем Сергея Муравьёва к Батюшкову до нас дошло лишь одно - от 22 февраля 1816 г., из Москвы. Письмо это весьма знаменательно. Оно написано в характерной для той поры эпистолярной манере - нарочито имитирует тон непринужденной салонной болтовни, изобилует перифразами, метафорами, мифологическими уподоблениями, откликами на злобу дня литературного быта (упоминания о А.Ф. Мерзлякове и Д.И. Хвостове).
Основная тема письма - обличение «скуки». В духе и стиле времени юный Муравьёв поучает своего старшего приятеля (Батюшков был старше его на восемь лет): «К сожалению, милый мой Константин, я - не поэт, не философ, не эпикуреец; я только твой старый боевой товарищ, горячо тебя любящий, да к тому же увалень по-прежнему. Итак, я не мог бы поведать тебе все эти мудрые речи, а скажу попросту: очень худо, что ты скучаешь, - лучше было бы, если б ты веселился».
Попутно Муравьёв сообщает своему корреспонденту о том, что познакомился с поэтом В.Л. Пушкиным. По-видимому, в ту пору он и сам пробовал писать стихи, хотя и говорил о себе: «я - не поэт». Во всяком случае, известно, что он владел стихотворной формой. До нас дошло (в устной передаче) одно замечательное стихотворение Сергея Муравьева, написанное по-французски (в 1823 г.).
О том, что литературные интересы Сергея Муравьёва были не только постоянными, но и достаточно глубокими и самобытными, со всей убедительностью свидетельствует хотя бы в высшей степени интересное письмо его к г-же Гюеннэ от 18 ноября 1825 г. Оно было написано по частному поводу: Муравьёв подверг острой, разрушительной критике один французский роман, в котором по всей справедливости усмотрел клевету на вождей и героев французской буржуазной революции XVIII века. Но смысл и значение этого письма гораздо шире, нежели обличение реакционного и пошлого литературного произведения. Наиболее важна в этом письме его позитивная сторона.
Как правильно отметил Б.Е. Сыроечковский, в письме Сергея Муравьёва к г-же Гюеннэ, по существу, развернута целостная и стройная концепция революции как героического деяния, которое вызывает к жизни и питает своими идеями высокое и героическое, проникнутое духом гражданской морали революционное искусство. В революции Муравьёв видит могучую силу, освобождающую духовную, творческую энергию человека и закаляющую его характер.
В испытаниях освободительной борьбы небывало активизируются мысль и чувство человека. Героика борьбы формирует героические характеры. Революция помогает человеку осознать подлинное своё призвание, она воодушевляет его на смелые подвиги во имя торжества великих и благородных идей, во имя «общего блага». И такая революция, по мысли Муравьёва, должна породить новую, революционную поэзию - поэзию освободительной борьбы.
Из письма Сергея Муравьёва к г-же Гюеннэ ещё раз проясняются глубокие и прочные преемственные связи декабристов с первым поколением русских просветителей, выступившим на сцену в эпоху подготовки буржуазной революции.
В этом свете знаменательными и, конечно, далеко не случайными представляются близкие, дружеские отношения, которые связывали братьев Муравьёвых-Апостолов с семьёй Капнистов - не только с ее молодыми представителями, но и с В.В. Капнистом.
Семьи Муравьёвых-Апостолов и Капнистов жили в постоянном и самом тесном общении. Впоследствии они и породнились: младшая сестра декабристов, Елена, в 1823 г. вышла замуж за Семёна Капниста. Родовые поместья Муравьёвых (Хомутец) и Капнистов (Обуховка), расположенные по соседству (на расстоянии около 20 верст), были самыми заметными культурными гнёздами на Украине.
В воспоминаниях дочери В.В. Капниста, С.В. Скалон, нарисована широкая и яркая картина бытового и культурного уклада этого поместного гнезда. Жившее здесь многочисленное молодое поколение поголовно увлекалось литературой и искусством. Но здесь Предавались также и жарким спорам на самые актуальные общественно-политические темы.
В Хомутце и в Обуховке зачастую гостили товарищи Муравьёвых-Апостолов по Тайному обществу: М.П. Бестужев-Рюмин, Н.И. Лорер, Никита и Александр Муравьёвы, М.С. Лунин, А.В. Поджио, А.Ф. Бриген и другие. Бывал здесь и вождь южных декабристов П.И. Пестель.
В обстановке Обуховки оживала и приобретала реальные и конкретные формы преемственная связь между старшим поколением русских просветителей и декабристами. Связь эта воплощалась в личности самого владельца Обуховки.
В.В. Капнист (1757-1823) - видный деятель русского литературного движения последних десятилетий XVIII в., ближайший друг и литературный соратник Державина, пользовался высоким уважением в передовых кругах русского общества. Декабристы ценили упрочившуюся за Капнистом репутацию пылкого гражданского поэта и смелого сатирика, автора знаменитой обличительной комедии «Ябеда» (1798). Передовой молодёжи, конечно, был близок и понятен антикрепостнический пафос не менее известной «Оды на рабство» (1783), которою Капнист откликнулся на указ о закрепощении украинских крестьян:
Воззрите вы на те народы,
Где рабство тяготит людей;
Где нет любезныя свободы
И раздаётся звук цепей:
Там к бедству смертные рождённы,
К уничтоженью осуждённы,
Несчастий полну чашу пьют;
Под игом тяжкия державы
Потоками льют пет кровавый
И зляе смерти жизнь влекут...
Упрочению за В.В. Капнистом репутации смелого, вольнолюбивого писателя способствовали некоторые знаменательные обстоятельства его общественно-литературной биографии. «Ода на рабство» в своё время не была дозволена к напечатают и появилась только в 1806 г., в недолгий период официального «либерализма», в сборнике Капниста «Лирические сочинения» (любопытно, что в 1848 г. цензура изъяла эту оду из нового издания сочинений Капниста).
«Ябеда» же произвела при своём появлении на свет впечатление открытой общественной манифестации против чиновничьих нравов и порядков, господствовавших в судебных учреждениях. После четырёх представлений (прошедших с громким успехом) комедия была снята со сцены по личному распоряжению Павла I; издание её было конфисковано, а сам автор едва избежал серьёзных репрессий (впоследствии запрещение «Ябеды» было отменено).
Не приходится сомневаться в том, что автор «Ябеды» и «Оды на рабство» не раз вступал с будущими декабристами в беседы и споры по самым острым социально-политическим вопросам современности. Характерно, что Сергей Муравьёв, только что возвратившись в Хомутец из Петербурга, спешит известить о своем прибытии В.В. Капниста и сообщить ему, что он привёз из столицы политические новости, которые нельзя доверить посторонним лицам: «...приятнейшею обязанностью себе поставляю приехать в Обуховку, дабы лично засвидетельствовать Вам, милостивый государь, истинное моё почтение, ... а новостей-то, новостей!.. - с три короба! Только что они тяжелы, нельзя с нарочным верховым послать».
Правда, старый просветитель либерального толка, невидимому, не всегда находил общий язык с молодыми дворянскими революционерами, замыслившими добыть свободу вооруженной рукой. Так, С.В. Скалон рассказывает в воспоминаниях, что однажды (в 1819 г.) В.В. Капнист довольно зло подсмеивался над горячими спорами «о политических делах и о разных предположениях и преобразованиях», которые вели в его присутствии Муравьёвы-Апостолы, Лунин и Н.М. и А.М. Муравьёвы. Напомним в этой связи, что Сергей Муравьёв-Апостол отличался особенной горячностью суждений и принадлежал к числу самых пламенных и нетерпеливых деятелей декабристского подполья.
Муравьёвы-Апостолы и их соратники должны были гораздо чаще находить общий язык в беседах с младшими Капнистами - сыновьями поэта. Их было трое: Семён, Алексей и Иван. И каждый из них в той или иной мере оказался причастным к декабристскому движению.
Алексей Васильевич Капнист (1796-1869) с 1814 г. служил в гвардии, в Измайловском полку, а с 1822 г. - в Киеве, адъютантом генерала Раевского. Он состоял членом Союза Благоденствия. Из показаний офицера лейб-гвардии Измайловского полка Миклашевского, рассказавшего о тайном объединении офицеров (преимущественно измайловцев), выясняется, что А.В. Капнист (вместе с братом Семеном) посещал собрания этого кружка и принимал участие в вольных разговорах «о законах, правлениях, парламентских спорах, испанской и неаполитанской революциях».
Известно, что в двадцатые годы А.В. Капнист неоднократно встречался с С.И. Муравьёвым-Апостолом и другими южными декабристами - в Каменке, Хомутце, Киеве. В середине января 1826 г. А.В. Капнист был арестован и отправлен в Петербург, где просидел в крепости до 24 апреля и был выпущен за отсутствием улик.
Другой брат - Иван Васильевич Капнист (ум. в 1860 г.) - был знаком с Пестелем, часто беседовал с ним и, как можно догадываться, пользовался авторитетом в кругу декабристов. Сохранилось предание, что последние намечали И.В. Капниста, в случае удачи своего дела, в состав «временного правления».
Наконец, старший из братьев Капнистов - Семён Васильевич (1793-1844), который и подарил С.И. Муравьёву-Апостолу книгу своего отца, - был связан с декабристскими организациями не только идейно, но и формально. С 1814 по 1822 г. он служил в Петербурге (по гражданской части), а впоследствии на юге (в Одессе и в Полтаве), был кременчугским уездным предводителем дворянства и кончил свой жизненный путь директором гимназий и училищ Полтавской губернии.
По характеристике некролога, это был «редкий гражданин, редкий человек <...> и много заботился о бедных». Семён Капнист состоял членом Союза Благоденствия. По формулировке «Алфавита декабристов», он «принадлежал к числу членов Союза Благоденствия, но уклонился и не участвовал в тайных обществах, возникших с 1821 года», почему и было «высочайше повелено оставить его без внимания».
В молодые годы Семён Капнист писал стихи и кое-что даже печатал (в «Чтениях в Беседе любителей русского слова», в «Журнале древней и новой словесности»). Одно его стихотворение - «Вечер в Тавриде» - вошло в известную хрестоматию «Образцовые русские стихотворения» (ч. IX, 1824, стр. 253-254). С.В. Капнист, очевидно, принимал некоторое участие в столичной литературной жизни. Он состоял членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств - в прошлом прогрессивного литературного объединения, деятельность которого началась «под знаком Радищева». В архиве Вольного общества в «деле» С.В. Капниста сохранилось его неизданное стихотворение «Совет».
Поэтические способности Семёна Капниста были весьма скромны. Судя по некоторым его произведениям, он иногда пытался, хотя и в самой общей форме, выразить на языке поэзии воодушевлявшие его идеи истины и справедливости, человеколюбия и патриотического долга. Такова его ода в честь известного вельможи Д.П. Трощинского, дружески связанного со старшим поколением Капнистов и Муравьёвых-Апостолов.
В этой оде, написанной в 1812 г. по случаю возвращения Трощинского на служебное поприще, юный поэт воспевал «трудный путь» государственного служения, строго осуждал «корысть, самоуправств разврат, крамолы, смуты и раздоры» и характеризовал ушедшего в своё время на покой Трощинского как мудрого человека, равнодушного к «пышным титлам», как честного деятеля, который удалился на лоно сельской тишины, не желая мириться с непорядками, укоренившимися в государстве. Однако как только разразилась Отечественная война, как только «буря брани заревела», гражданский долг призвал престарелого вельможу «вновь на поприще вступить», и поэт видит в этом высокий пример для подражания:
Твоим усердьем оживленны,
Мы плуг перековали в меч...
В 1823-1825 гг. Семён Капнист поддерживал самые тесные дружеские и родственные отношения с Муравьёвыми-Апостолами. Уцелело два письма (от 24 апреля и 21 мая 1824 г.) С.И. Муравьёва-Апостола к С.В. Капнисту из Василькова. Письма очень дружеского характера. В одном из них нашли отражение интересы корреспондентов: Муравьёв по просьбе Капниста сообщает ему свой перевод греческих надписей IV века до нашей эры, демонстрируя незаурядную эрудицию в области античной истории и философии.
В публикуемой нами дарственной надписи Семена Капниста С.И. Муравьёву-Апостолу говорится о смерти В.В. Капниста. Текст надписи находит дополнительное освещение в воспоминаниях С.В. Скалон. В.В. Капнист скончался 28 октября 1823 г. в имении Д.П. Трощинского - Кибенцы, где он остановился проездом и внезапно захворал. Среди лиц, бывших при кончине поэта, находился и С.И. Муравьёв-Апостол.
С.В. Скалон пишет: «Двое суток мы все, из сторонних - Сергей Иванович Муравьёв и доктор, которые любили и уважали его, как самого близкого им человека, и толпа рыдавшего народа окружали гроб его...» На следующий день, 29 октября 1823 г., С.И. Муравьёв-Апостол проводил тело Капниста в Обуховку, где состоялись похороны. Об этом именно и говорит надпись на книге. Никаких помет владельца в книге нет.