© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Колошин Пётр Иванович.


Колошин Пётр Иванович.

Posts 1 to 10 of 13

1

ПЁТР ИВАНОВИЧ КОЛОШИН

(11.10.1794 - 16.12.1849).     

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTQ1LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTA1MzIvdjg1MDUzMjY2OC8xZjE1ZjQvUmxVMERGM1MwdDAuanBn[/img2]

Неизвестный художник. Портрет Петра Ивановича Колошина. 1822-1824. Холст, масло. 54 х 48 см. Частное собрание. Атрибуция Н.А. Кирсанова. Ранее портрет В.М. Шаховского.

Коллежский советник в Департаменте внешней торговли.   

Отец - полковник Иван Михайлович Колошин, мать - Мария Николаевна Козловская (1759 - 10.04.1826), похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Родился в Кинешемском уезде Костромской губернии. В службу вступил колонновожатым в свиту по квартирмейстерской части - 6.03. 1812, прапорщик - 10.05.1813, переведён в Гвардейский генеральный штаб - 7.03.1816, откомандирован в Московское учебное заведение для колонновожатых для преподавания фортификации и всеобщей истории - 2.08.1817, подпоручик - 27.11.1817, поручик - 13.06.1819, штабс-капитан - 28.03.1820.

Переведён в квартирмейстерскую часть подполковником - 24.11.1821. Помощник начальника Московского училища колонновожатых до его закрытия в феврале 1823, помощник директора Училища колонновожатых в Петербурге - с 1.05.1823 до 25.08.1824, уволен от службы - 8.01.1825, чиновник особых поручений в Департаменте внешней торговли - 6.04.1825.   

Поэт. Член Вольного общества любителей российской словесности (сотрудник - 17.12.1823, действительный член - 1824), участник литературного кружка С.Е. Раича в Москве в 1823. Переводчик. Масон. 

Член преддекабристской организации «Священная артель», Союза спасения (1816), Союза благоденствия (член Коренного совета, председатель Московской управы с 1819, один из авторов «Зелёной книги»). 

Арестован, но после допроса у В.В. Левашова освобождён. 

Член Департамента уделов - 5.12.1829, вице-директор Комиссариатского департамента - 30.04.1832, действительный статский советник - 2.04.1833, назначен состоять по Военному министерству - 22.04.1841, член Совета министра государственных имуществ, тайный советник (1849).   

Умер в Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище. 

Жена - Мария Сергеевна Мальцева (21.01.1804 - 9.03.1878, Женева), похоронена на кладбище Кларенс.

Сыновья:

Сергей (6/18.04.1823, Москва - 8/24.01.1841, Венеция, похоронен на кладбище Сан-Микеле), студент С.-Петербургского университета; надпись на надгробии: / Студент / С.-Петербургского Университета. / Я первый / прибыл к вам / и первый / вас оставил / не плачьте / мне здесь хорошо / я дома [Венеция, могила у алтарной части Греческой церкви Св. Георгия, в стене напротив апсиды].

Иван (1827-1891), тайный советник, гофмейстер; с 1853 - младший секретарь миссии в Бельгии, с 1856 - старший секретарь миссии в Испании, с 1871 - поверенный в делах, а с 1876 - чрезвычайный посланник и полномочный министр в Бадене, с 1882 - член Совета МИД; женат на испанке среднего круга, не принадлежавшей к состоятельным семействам.

Дочери:

Мария (р. 4.01.1825, С.-Петербург [Метрические книги церкви Управления почт. ЦГИА. СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 214. Л. 657]);

Анна (р. 4.01.1825, С.-Петербург [Метрические книги церкви Управления почт. ЦГИА. СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 214. Л. 657] - 30.11.1830, С.-Петербург [Метрические книги Исаакиевского собора. ЦГИА. СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 236. Л. 58]);

Екатерина (2.05.1830 - 1900), замужем за графом Альфредом Фёдоровичем Келлером (3.05.1820 - 16.06.1897).

Братья: 

Михаил (ск. 1812); 

Павел (1799 - 21.01.1854, Москва, похоронен в Новодевичьем монастыре), с 1824 женат на  гр. Александре Григорьевне Салтыковой (1805 - 16.06.1871, Москва, похоронена в Новодевичьем монастыре).

Сёстры:   

Варвара (ск. 24.11.1850), девица; похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище; 

Елена (26.02.1790 - 9.10.1850, Москва, похоронена в Донском монастыре), замужем за кн. Александром Ивановичем Долгоруковым (7.06.1793 - 7.12.1868).

ВД. XX. С. 413-416. ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 224.

2

Пётр Колошин - автор «Послания к артельным друзьям»

А.Ю. Вейс

I

Священная артель - одна из организаций, предшествовавших возник­новению декабристских тайных обществ. В нее входили братья Муравь­евы, Колошины, Пущины, Бурцов и другие. Документы, касающиеся деятельности Священной артели, очень немногочисленны: несколько стра­ниц в воспоминаниях И.И. Пущина1, Н.Н. Муравьева-Карского2, А.Е. Розена3 и несколько строк в дневнике В.К. Кюхельбекера4.

Известно только одно художественное произведение, посвященное Священной артели, - это послание «К артельным друзьям». До сих пор из него было опубликовано всего 28 стихов. По словам А.С. Шишкова5, послание было подписано фамилией «Мещевский». Между тем это не соответствует истине, и новонайденные материалы дают возможность установить имя настоящего автора.

В Институте русской литературы Академии наук СССР, в архиве И.Е. Великопольского (1797-1868), нам удалось обнаружить полный текст послания (ИЗ стихов). Он записан рукою Великопольского в тетра­ди, озаглавленной «Избранные места из разных писателей». Под текстом стихотворения тою же рукою четко выведено: «Петр Калошин»6. Приводим послание полностью:

К артельным друзьям

Друзья! В приют свой удаленный
От света тяжких уз,
Мечтаньем сладким увлеченный,
Я к вам перенесусь.
Леса дремучие и горы,
И реки между нас;
Не тешат дружбы разговоры,
Не бьет беседы час.
Но что возможет мысль крылату
В пути остановить?
И душу, чувствами богату,
Что может охладить?
Артель святая! Где гуляешь
Порывом беглых дум?
Чем сердце днесь увеселяешь?
В чем пищу видит ум?
Природы ль зря во всем созданье
Ненарушимый строй,
Ты утопаешь в созерцанье,
Блаженствуя душой?
Иль окружен<ная> тенями
Из древности седой
Ты красишь мудрыми гостями
Свой уголок простой?
Иль мыслию склоняясь долу
К родимой стороне,
Бродящих дум по произволу
Блуждаешь в сладком сне
Прошедшего в странах блаженных?..
Почто ж вслед мыслей окрыленных
Я сам не возмогу лететь,
Спуститься в милый круг почтенных
И сердце дружбой отогреть?
Здесь все так хладно, безответно,
Все душу робкую страшит;
Здесь время сном тяжелым спит,
И жизнь влачится неприметно...
Ужель на радость нам даны
Лишь беглые минуты,
А груды лет посвящены
На грусть и скорби люты?
Все в мире держится одной
Десницею незримой;
Везде согласный, дивный строй,
Во век ненарушимый.
И прах взметенный, и светил
Бесчисленные сонмы
Глагол единый подчинил
Под равные законы.
И сей водимые рукой
Блаженствуют вселенны,
Везде согласный дивный строй
Все счастием прелыценны.
Один лишь смертный мира чужд,
Отверженный твореньем,
В борьбе страстей, в грызенье нужд,
Забытый провиденьем,
Влекомый пламенной душой -
Не находя, желает,
Везде зрит счастья дивный строй -
И счастия не знает.
Друзья! Вот стон души моей
Скорбящей, одинокой!
Мечта златая ранних дней
Еще от нас далеко.
Еще в тумане скрыта цель
Возлюбленных желаний.
Кто ж благотворную артель,
Источник всех мечтаний,
Высоких чувств и снов златых
Для счастия отчизны -
Кто ж в шуме радостей пустых
Мне заменит в сей жизни?
Я с вами - и в душе горит
Добра огонь священный!
Без вас - иной все кажет вид,
Столь низкий и презренный.
Но час пробьет, услышим мы
Отчизны призыванья!
Тогда появятся из тьмы
Душ пламенных желанья. 
Сплетенные рука с рукой,
На путь мы ступим жизни,
И пылкой полетим душой
Ко счастию отчизны.
И кто возможет положить
Преграды нам в полете?
Кто для отчизны хочет жить,
Тот выше бедствий в свете.
Судьба! Вознаградишь ли ты
Счастливо ожиданье?
Быть может, сладостны мечты,
Младых сердец желанья
Пройдут, как утра легкий сон,
Как беглых струй теченье,
И мы, завистных слыша стон,
Зря злобы исступленье,
Беспечность слабых и к другим
Их хладное участье,
Лишь вздохом горести почтим
Всеобщее несчастье.
Друзья! Блажен, кто в жизни сей
На возмущенном море,
Искусный кормчий средь зыбей
Стихий в упрямом споре.
Отважно плыл и вел других
Десницей благотворной.
Но кто зрит слабость сил своих
Средь бури непокорной -
Тот счастлив, коль дрожащий челн
Извел из вод смущенных
И зрит спокойно ярость волн
О берег раздробленных.

Переписывая какое-либо сочинение в свою тетрадь, Великопольский почти всегда указывал, откуда оно взято, и проставлял имя автора.

В тех же случаях, когда автор был ему неизвестен, Великопольский опреде­лял его имя предположительно. Так, например, под текстом стихотворе­ния «Омир» (на лл. 15 об.-16) в скобках указано: «Из журнала Невский зритель, № 1, 1821-й г. Имя автора не подписано, но кажется Плетнев». В эту же тетрадь Великопольский переписал вольнолюбивые стихо­творения Пушкина «Деревня» и «Ода на свободу» («Вольность»), а также «Трумф» Крылова и указал имена авторов.

Не сделал он исключения и для Петра Колошина. А чтобы не спутать его с Павлом, братом Петра, он предусмотрительно написал имя полностью: Петр Калошин. Многое Великопольский было переписано из «Невского зрителя» за 1821 г.; встречаются в его тетради и вещи, напечатанные ранее. Судя по этим записям, можно предположить, что тетрадь велась в начале двадцатых годов. Наиболее поздняя запись в тетради - это отрывок из «Послания к цензору» Пушкина, относящегося к 1822 г. Таким образом, ясно, что стихотворение «К артельным друзьям» было написано не позд­нее 1822 г.

Откуда же мог Великопольский получить стихотворение Колошина?

Оставив Московский университет, Великопольский переехал в Петер­бург и 2 мая 1815 г. поступил в лейб-гвардии Семеновский полк. В Петербурге Великопольский занялся литературным трудом и постепенно вошел в литературные круги: в первой половине 1819 г. он был принят в действительные члены Общества любителей словесности, наук и художеств, а 23 августа 1820 г. избран в члены-сотрудники Вольного общества любителей российской словесности7.

В эти же годы в Петербурге служил при Гвардейском генеральном штабе прапорщик Петр Иванович Колошин, член Священной артели. Во второй половине 1817 г. он был командирован в качестве преподава­теля математики в московское училище для колонновожатых (муравьевское)8. Великопольский, служа в лейб-гвардии Семеновском полку, безусловно, знал об артели полка, закрытой в 1815 г. по царскому приказу, и, вероятно, знал и о Священной артели.

После восстания Семеновского полка репрессии коснулись и Великопольского. Его перевели в пехотный полк, в провинцию9. Здесь он встретился с И.И. Пущиным, который был участником похода, совершенного гвардией после восстания Семеновского полка: гвардия была послана в этот поход в наказание за «вольнолюбивый дух».

Вполне допустимо, что Великопольский, офицер Семеновского полка, знакомый Пущина10, родственника Колошиных11 и члена Священной ар­тели, знал от друзей - «артельщиков» стихотворение «К артельным друзьям» и, заинтересовавшись им, переписал его именно в ту тетрадь, где находятся произведения Пушкина и Крылова.

Чем же объяснить историю, изложенную А.С. Шишковым?

Рассказывая о том, что в 1824 г. А.Ф. Воейков предполагал напеча­тать в своем журнале отрывок из послания, Шишков сообщает следующее: «...я велел цензорам при малейшем сомнении относиться ко мне. Многое останавливал. Напоследок, пришедший раз цензор принес ко мне поступив­шие к нему стихии спрашивает, велю ли я их пропустить. Стихи сии присланы под следующим заглавием: Послание к артельным друзьям. Год пос­тавлен 1817.

Имя сочинителя означено Мещевский. Слова артельные друзья само собою показывают, что послание сие относится не ко всем вообще чи­тателям, но к какой-то артели, то есть неизвестному или тайному обществу. Год 1817 есть тот самый, с которого стали наиболее печатать и распускать книги, явным образом возмутительные против веры и правительства».

Далее Шишков пишет: «Я призвал к себе журналиста (Воейкова) и спро­сил у него: как смел он такие стихи принять с намерением издать в своем журнале? Он сперва покушался дать им благовидный смысл; но когда уви­дел, что сего невозможно, то в извинение свое отвечал мне, что не смеет присылаемых к нему стихов не принимать, опасаясь, что его вызовут за то на поединок.

Потом, когда я у него спросил, кто такой Мещевский, подписавшийся под сими стихами, где он живет и откуда прислал их? то он мне сказал, что этот Мещевский года три или четыре тому назад умер и оставил у него свои сочинения. И так, по словам его, опасался он, что и мертвый вызовет его на поединок! Цензор тоже боится, что если он не пропустит, то его разругают или прибьют. Вот до чего простирается дерзость таковых писаний и требований!»12.

Шишков не разрешил напечатать отрывок. То, что отрывок был под­писан фамилией Мещевского, можно объяснить только некоторыми осо­бенностями Воейкова как редактора. О них мы скажем ниже.

3

II

Для того чтобы установить с полной очевидностью, кто был автором стихотворения «К артельным друзьям», необходимо изучить творчество Петра Колошина и Александра Мещевского, сопоставить произведения обоих поэтов и остановиться на редакторской деятельности А.Ф. Во­ейкова.

Но прежде надо точно установить, кто был автором стихотворений, опубликованных в «Сыне отечества» за подписью: «П. Колошин I» и «П. Колошин».

В «Критико-биографическом словаре» С.А. Венгерова имеются сведения о том, что стихи писал Павел Колошин, о Петре же Колошине сказано, что он был переводчиком13. В данном случае, как будет видно ниже, Венгеров допустил неточность.

Остановимся на двух стихотворениях, опубликованных в «Сыне оте­чества». Одно из них - «Воспоминание и надежда» - подписано «П. Коло­шин I»14.

Петр Колошин родился в 1794 г. и был старше брата Павла на пять лет, поэтому резонно считать П. Колошиным первым именно Петра.

Второе стихотворение - «Счастие» - подписано: «П. Колошин»15. Так же как и первое, оно, безусловно, принадлежит Петру Колошину. В этом нас убеждают прежде всего автобиографические подробности, содержащиеся в стихотворении: 

Я финские видел бесплодные скалы,
Гарумны, Секваны роскошны брега...16 

Обратимся к воспоминаниям Муравьева-Карского: «Мария Ни­колаевна (мать братьев Колошиных) упросила князя Волконского, чтобы командировали второго сына ее, Петра17, на съемку в Финляндию, куда он и отправился <...> в полночь <28 мая 1815 г.> прибыл на стан­цию Кипень. Под самый бой стенных часов вошел в комнату Петр Коло­шин, который выехал из Петербурга в один день со мной, следуя по почте в Париж...»18. 

Именно Петр Колошин, избороздивший во время топографической съем­ки Финляндию и побывавший во время похода 1815 г. в Европе, мог пи­сать в своих стихах о финских «бесплодных скалах» и «роскошных бре­гах» Гаронны и Сены.

Кроме этих двух стихотворений, в «Сыне отечества» в 1819 г. была напечатано еще стихотворение под заглавием «Призрак»19, подписанное цифрами: «16. 11.», что обозначает «П. К.», то есть 16-я и 11-я буквы тогдашнего русского алфавита. Принадлежность стихотворения Петру Колошину сомнений не вызывает, так как тематически и стилисти­чески оно явно примыкает к «Счастию» и другим стихам Колошина20. Именно это стихотворение Петра Колошина, так же как и его стихотворение «Деревня» и послание «К артельным друзьям», надо думать из-за редакторского произвола Воейкова, были связаны с именем Мещевского.

В декабре 1825 г. А.Ф. Воейков перепечатал в «Новостях литературы»21 стихотворение «Призрак» с подписью: «Мещевский». Современный иссле­дователь журналистики интересующего нас периода, Н.И. Мордовченко, указав на положительную сторону деятельности Воейкова как кри­тика и полемиста, неизменно выступавшего на стороне Пушкина и его друзей, писал:

«В деятельности Воейкова было много и отрицательных черт: он был литературным дельцом, и коммерческие интересы своих изда­ний ставил на первый план. Он бесцеремонно относился к литературной собственности и зачастую, без всякого ведома авторов, перепечатывал их произведения в своих журналах. В 1820-е годы вошел в обиход даже осо­бый термин „воейковствовать", „воейковщина", имевший определенный предосудительный смысл»22.

По всей вероятности, именно эти, не вполне благовидные редакторские «привычки» Воейкова позволили ему не только перепечатать уже опубликованное стихотворение Петра Колошина «При­зрак» под фамилией Мещевского, но и впервые опубликовать стихотворение Колошина «Деревня» в октябрьской книжке «Новостей лите­ратуры» 1825 г. под тем же именем23. В 1824 г. Воейков, как видим из свиде­тельства А.С. Шишкова, предполагал напечатать в «Новостях литературы»24 послание «К артельным друзьям», опять-таки под фамилией Мещевского.

Воейков, однокашник Жуковского и Мещевского по Московскому уни­верситетскому пансиону, разумеется, не хуже Жуковского был осве­домлен о судьбе ссыльного и воспользовался смертью Мещевского для опубликования и перепечатки стихов Колошина, вероятно без его ведо­ма, по соображениям чисто коммерческим.

Эти редакторские манипуляции Воейкова ввели в заблуждение Ф. Шипулинского, который безоговорочно считал автором стихотворе­ний «Призрак» и «Деревня» Мещевского25. Шипулинский не подозревал, что «Призрак» был опубликован впервые, очевидно, самим Колошиным в том же самом журнале, где за год до «Призрака» были напечатаны два других стихотворения Колошина - «Воспоминание и надежда» и «Счастие».

Не знал Шипулинский и того, что стихотворение «Деревня», вероятно также с ведома автора, было напечатано спустя год после декабрьских событий 1825 г., в альманахе «Северная лира на 1827 год», с подписью «К-н». Этот криптоним раскрыт М.Н. Лонгиновым на принадлежавшем ему экземпляре альманаха, чыне хранящемся в библиотеке ИРЛИ. В подписи под стихотворением Лонгинов приписал карандашом: «[Петр Иванович] К[олоши]н».

Как и подобает настоящему библиографу и библиофилу, Лонгинов не только сделал эту важную приписку, но и обосновал ее. На листке перед фронтисписом рукою Лонгинова сделана карандашом помета: «Все имена выставлены по указанию Д.П. Ознобишина. Москва. 5 мая 1861. М. Лонгинов»26. Это свидетельство чрезвычайно важно: Ознобишин был не только соредактором Раича по «Северной лире», но и хорошо знал Петра Колошина, участвуя вместе с ним в литературном кружке Раича в 1823 г. в Москве27.

Это свидетельство, а также автобиографические детали, тема и самый стиль стихотворения «Деревня» подтверждают авторство Колошина:

Как часто я беглою мыслью прошедшего мир обтекаю:
И волжски приветные воды, и фински седые туманы,
И шумная роскошь Парижа, и мирные Эльбы прибрежья,
Все розовым облаком счастья в дни юности было одето,
И даже теперь вспоминаньем печальной душе благотворно. 

Лирический герой стихотворений Колошина - это человек своего вре­мени, жадно всматривающийся в мир, размышляющий о судьбах людей, о познании истины, о социальной неправде:

Иль в тихой, бестрепетной сени ученья;
Водимый слепцами ты истину ловишь? 
О, младости милой товарищ моей!
О, юноша телом, но старец душою,
Склонися к моленью стенящего друга:
Скажи мне, где счастье найти под луной? 

(«Счастие»). 

Я зрел человека в довольстве, в свободе
И к тяжкой неволе привыкших рабов;
С палат нисходил под соломенны кровы -
И видел не счастье, но счастья личину... 

(«Счастие»).

Где ты, неотлучный, пленяющий призрак?
Кто ты одинокой веселье души?
И труд, и забавы, и скорби, и радость,
И шумное людство, и мирная сень:
Все твой мне являет возлюбленный образ.
Проснется ли утро, и сердце летит
Дохнуть упоеньем воскресшей природы -
Ты, мнится, порхаешь в прохладном дыханье,
И ты в возникающих сердца мечтах! <...>
Когда ж восхищаюсь красою созданья,
Всемощною мыслью парю в небесах,
И чувство бессмертья во мне отзовется;
Я вижу твой взор: он весельем блистает,
Величье мое отражается в нем.
Чей образ ты носишь? Кто, смертная, может
Такую небесную прелесть иметь?
Что значит всесильное сердца стремленье?
Ужели ты призрак из будущих дней?

(«Призрак»).

Общие черты, присущие лирическому герою всех стихотворений, о ко­торых упоминается выше, а также и лирическому герою послания «К ар­тельным друзьям», дают основание утверждать, что автором их было одно и то же лицо, именно Петр Колошин.

4

III 

Остановимся на стихотворении «К артельным друзьям». Все, что М.В. Нечкина говорит об авторе послания, характеризуя живые воспо­минания поэта об артели, с которой он разлучен28, следует отнести к Петру Колошину. Петр Колошин, как уже указывалось выше, откоман­дированный из Петербурга в Москву, был разлучен с артелью с сентября 1817 г.29 Настроения, вызванные разлукой с «артельными друзьями», нашли живое отражение в стихах Колошина: 

Друзья! В приют свой удаленный
От света тяжких уз,
Мечтаньем сладким увлеченный,
Я к вам перенесусь.
Леса дремучие и горы,
И реки между нас;
Не тешат дружбы разговоры,
Не бьет беседы час.

Вероятно, в данном случае московское училище для колонновожатых и было приютом, удаленным от «тяжких уз» петербургского света. В Петер­бурге же для «артельщиков» этим приютом, этим святым местом была артель30. Недаром Петр Колошин называет ее «артель святая»; Н.Н. Муравьев называл ее «святое братство»31.

Н.Н. Муравьев говорит о Священной артели: «Для порядка в обществе нашем были приняты правила с общего согласия; я был избран в казна­чеи и артельщики. Мы обедали большею частью дома, жили порядливо, умеренно и были довольны. Занимаясь поутру службою или образованием своим, мы проводили вечера вместе, в беседе»32. 

Позже, сравнивая артель на Кавказе, имевшую характер чисто быто­вого содружества, со Священной артелью, Н.Н. Муравьев писал: «Я искал хоть чем-нибудь вспомнить старую артель нашу, но не удалось; не те люди, не то единообразие в обычаях, мыслях, не та связь» 33. Эти слова, так же как и стихотворение «К артельным друзьям», написаны по живым следам, поэтому их значение для исследователей истории Свя­щенной артели безусловно.

Стихотворение вероятнее всего надлежит датировать 1817 годом. Наиболее острый период разлуки с артельными друзьями был пережит Петром Колошиным в конце 1817 - в самом на­чале 1818 гг.; вскоре же, в начале 1817 г., в московское училище для колонновожатых был откомандирован также М.Н. Муравьев, и с его при­ездом ощущение одиночества, которым был охвачен Колошин, надо полагать, исчезло.

Воспоминания об артели, написанные много времени спустя (запись В.К. Кюхельбекера в Свеаборгскойкрепости сделана 11 января 1835 г.34, то есть почти через 20 лет, а строки И.И. Пущина, посвященные артели в «Записках о Пушкине»35, написаны почти через 40 лет), тоже свиде­тельствуют, что бывшие члены артели сохранили о ней благодарную память. «Артель святая» оказывала на своих членов «благотворное» и сильное воздействие.

Испытал его на себе и Петр Колошин:

Кто ж благотворную артель,
Источник всех мечтаний,
Высоких чувств и снов златых
Для счастия отчизны -
Кто ж в шуме радостей пустых
Мне заменит в сей жизни?

Всем приведенным выше стихам, автором которых был Петр Колошин, присуща стилистическая общность. Как одну из стилистических особен­ностей творчества Колошина отметим наличие в его стихах вопроситель­ных предложений. В стихотворении «Воспоминание и надежда» в первой строфе читаем:

Давно ли беспечный, как воздуха житель,
Несытой душею я радость ловил?
Давно ли мне мир сей был счастья обитель?
Давно ли я сердцем все в мире любил?
Ужели и сонмы волшебных мечтаний
Исчезли на веки, о юность, с тобой?
Ужели и прелесть безвестных желаний
Не будет тесниться в груди молодой?
Ужели на веки рукою железной
Рассудок волшебны покровы сорвал,
И мир не воскреснет мечтою любезной?
Ужель невозвратно век счастья пропал?

Сравним эту строфу с последней строфой «Счастия»:

Где ж юности милый, обманчивый призрак?
Где с голосом сердца согласный ответ?
Ужели так рано проститься с мечтою?
Ужель все надежды исчезли, как дым?
Что ж в жизни осталось? -
С бесчувственным сердцем
Не ведать ни грусти, ни слез упоенья,
И в мире пустыню лишь видеть одну!
Ужели на то нас судьба сотворила,
Чтоб многие годы быть каменным, мертвым,
Чтоб в темну могилу, не живши, сойти? 

Наконец, сравним эти отрывки с уже приводившимися стихами Колошина и убедимся в их стилистической и смысловой близости. Отдельные стихи «Счастия» и послания «К артельным друзьям» осо­бенно близки и по смыслу и по стилистическим особенностям.

Счастие

Скажи мне, где счастье найти под луной?
Все счастия ищут - никто не находит...
Ничто не излечит грызенъя забот...
Иль горести смертным одни суждены?

К артельным друзьям

Один лишь смертный мира чужд,
Отверженный твореньем,
В борьбе страстей, в грызенье нужд,
Забытый провиденьем,
Влекомый пламенной душой -
Не находя, желает,
Везде зрит счастья дивный строй -
И счастия не знает.
 

Таким образом, в то время как фразеологии и синтаксису стихотворе­ний «Воспоминание и надежда», «Счастие», «Призрак», «Деревня» и «К артельным друзьям» присущи одни и те же особенности, - ни по со­держанию, ни по идейным устремлениям ни одно из них не имеет ничего общего со стихами Мещевского: 

Покоясь у ручья, под тенистою ивой,
Пастух, мечтаешь ты в беспечности счастливой
О радостях твоих - овечках, иль плодах,
Блестящих для тебя на пышных деревах. 

Это типичный для большинства поэтов школы Карамзина призыв устраниться от борьбы, смириться и искать пристанища в уединении. 

Гонялись долго мы за алчной суетою,
За пышной славою, сим призраком пустым;
Не лучше ли нам жить с беспечною душою?..
Земное счастие проходит так, как дым.
Уединение, о друг души бесценный,
Обитель радостей, каких на свете нет!
Страдалец, и людьми и роком угнетенный,
В тебе надежное пристанище найдет37. 

Те же мысли автор высказывает и в следующих стихах:

Учись терпеть, Меналк; терпенье - наша доля!
Быть счастливым, страдать, - на то есть божья воля! 

(«Меналк и Дамет»).

Быть счастия игрою
Нам рок определил;
Теперь оно с тобою,
А завтра - след простыл38. 

Покорность, смирение перед роком, - разве об этом писал в своих сти­хах Колошин?

Но что возможет мысль крылату
В пути остановить?
И душу, чувствами богату,
Что может охладить?
(«К артельным друзьям >). 

Таким образом, биографические данные, а также идейная и стилисти­ческая близость стихотворений «Воспоминание и надежда», «Счастие», «Призрак» и «Деревня» к вновь найденному тексту послания «К артельным друзьям», с одной стороны, с другой - их идейные и стилистические отличия от стихотворений Мещевского убеждают нас в том, что автором послания был член Священной артели, поэт и переводчик Петр Иванович Колошин.

К пяти рассмотренным стихотворениям Петра Колошина нужно причис­лить эпиграмму на Н.В. Неведомского, которую долгое время припи­сывали Пушкину:

Неведомский - поэт, не ведомый никем,
Печатает стихи, неведомо зачем39. 

Датировать стихи Петра Колошина надлежит в такой последователь­ности: 

1. «Воспоминание и надежда» - написано до 1817 г., ранее стихотво­рения «Счастие».

2. «Счастие» - написано, повидимому, еще до разлуки автора с артелью, иначе этот важный факт получил бы в стихах отражение. Первая строфа обращена либо к М.Н. Муравьеву, отлучавшемуся не раз на Кавказ в 1814-1815 гг.40, либо к Н.Н. Муравьеву, уехавшему в Грузию летом 1816 г. 41; таким образом, оно написано до 1817 г.

3. «К артельным друзьям» - 1817 г.

4. «Эпиграмма на Н.В. Неведомского» - 1819 г.

5. «Призрак» - 1819 г.

6. «Деревня» - не позднее октября 1825 г. На этом заканчивается первый период творчества поэта, связанный с эпохой Священной артели и Муравьевским училищем колонновожатых. Лучшим произведением Колошина явилось в этот период послание «К ар­тельным друзьям».

5

IV

Второй период творчества Колошина связан с Вольным обществом люби­телей российской словесности, одним из литературных филиалов Союза Благоденствия.

Из опубликованного В.Г. Базановым «Журнала ученых упражнений <...> Вольного общества любителей российской словесности» видно, что в 1824 г. Колошин присутствовал на одиннадцати заседаниях Общества и на пяти из них читал стихотворения: четыре переводных и одно оригинальное:

1. «Сон Гюона». Перевод из «Оберона» Виланда. Прочитан 14 января 1824 г.

2. «Монастырь св. Бриггиты». Перевод из «Оберона» Виланда (до нас не дошел). Прочитан 11 февраля 1824 г.

3. Неизвестный отрывок. Перевод из «Разбойников» Шиллера (до нас не дошел). Прочитан 10 марта 1824 г.   

4. Неизвестный отрывок. Перевод из «Оберона» Виланда (до нас не дошел). Прочитан 24 марта 1824 г.

5. «Пароход». Прочитан 11 августа 1824 г.43

Как явствует из записей в «Журнале...», все эти произведения получи­ли от членов Общества одобрение и были единогласно «избраны к печати»44.

Между прочим, Н.П. Барсуков указывает, что Колошин в 1823 г. в Москве состоял членом литературного кружка, группировавшегося вокруг С.Е. Раича; участниками кружка были М.П. Погодин, С.П. Шевырев, Андрей Н. Муравьев, В.П. Титов, Д.П. Ознобишин, В.И. Обо­ленский, В.П. Андросов, Н.В. Путята, А.Ф. Томашевский, В.Ф. Одоевский и др45. В другом месте, говоря об этом сообществе, Барсу­ков подчеркивает, что Петр «Колошин мечтал перевести всех греческих и римских классиков и пр<очих>»46. Переводческую деятельность Колошина в Вольном обществе, очевидно, надо рассматривать как одну из попыток осуществить эти мечтания.

17 декабря 1823 г. Петр Колошин был избран в члены-сотрудники Вольного общества, а в 1824 г.- в действительные члены; в журнале Общества появился его перевод из Виланда и стихотворение «Пароход»47. 

«Пароход» - одно из лучших и наиболее зрелых стихотворений Колошина. Ни в одном из его произведений не сказались с такой силой реа­листические тенденции: 

Здесь - все для твоего пера
И пища и воспоминанье:
Здесь каждый камень есть созданье
И прочный памятник Петра.
Не он ли первый опрокинул
Погибель на плеча врагам?
Не он ли захотел и двинул
Россию к финским берегам?
Давно ль, одеянный туманом,
Забытый гордым океаном,
Сей уголок морей дремал
Среди болот непроходимых?
Жилища бурь неукротимых,
Пловец его не посещал -
И птиц морских печальны крики
Иль финской песни голос дикий
Один в пустынных берегах
Примету жизни означали.
Теперь в болотах и скалах
Роскошны города восстали:
Богатства от концов земли
Рекой в путь новый поспешили,
И чужеземны корабли
Залив пустынный заселили.

Нельзя не отметить близость образа города в стихотворении Колошина к панораме Петербурга во вступлении к «Медному всаднику».

*  *  *

Петр Колошин, автор послания «К артельным друзьям», поэт, основ­ными чертами своего творчества близкий лучшим традициям дека­бристской поэзии, должен занять среди поэтов-декабристов то место, ко­торое ему принадлежит по праву.

6

Примечания:

1. Пущин, стр. 74-75.   

2. Н.Н. Муравьев. Записки. - «Русский архив», 1885, № 9, стр. 30 и др.;1886, №2, стр. 142; №4, стр. 461-462. 

3. Розен, стр. 240.   

4. Ю.Н. Тынянов. Пушкин и Кюхельбекер. - «Лит. наследство», т. 16-18, 1934, стр. 330.

5. «Записки, мнения и переписка адмирала А.С. Шишкова», т. II. Берлин, 1870, стр. 266-267. 

6. ИРЛИ. Архив И.Е. Великопольского. 32129, б. 17, лл. 23-25. 

7. Б.Л. Модзалевский. И.Е. Великопольский. - Сб. «Памяти Леонида Николаевича Майкова». СПб., 1902, стр. 339, 340, 342 (существует отдельный оттиск  с особой пагинацией); Б а з а н о в, стр. 408. 

8. <Н.В. Путята.> Николай Николаевич Муравьев. - «Современник», 1852,. № 5, отд. II, стр. 9; ЦГИАЛ, ф. № 19, оп. 1, ед. хр. 2554, л. 7 об.]

9. Б.Л. Модзалевский. Указ, соч., стр. 344.   

10. В ИРЛИ, в архиве И.Е. Великопольского (шифр 32101/ССХ1, б. 17. II, тетрадь № 7, лл. 25-26) сохранился автограф написанного им стихотворения: «Отрывок из письма к Ив. Ив. Пущину. Динабург. Июля 28-го, 1824 года». Это стихотворение с изъятием четырех строк опубликовано Б.Л. Модзалевским (указ. соч., стр. 350-351).

11. Пущин, стр. 74; ЦГИА, ф. № 48, д. 224, л. 3 об.   

12. А.С. Шишков. Указ. соч., т. II, стр. 266, 268.   

13. С.А. Венгеров. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, изд. 2, т. I. Пг., 1915, стр. 388.

14. «Сын отечества», 1818, № 38, стр. 267-268. 

15. Там же, № 46, стр. 35-37. 

16. Гарумна, Секвана - латинские названия рек Гаронны и Сены. 

17. Петр был вторым сыном после Михаила, умершего во время Отечественной войны 1812 г. 

18. Н.Н. Муравьев. Указ. соч., 1886, № 2, стр. 136.

19. «Сын отечества», 1819, № 13, стр. 38-40. 

20. Указанию на это стихотворение в «Сыне отечества», как на произведение Петра Колошина, я обязан М.К. Азадовскому.  

21. «Новости литературы», 1825, № 12, стр. 182-184.

22. «Очерки по истории русской журналистики и критики», т. I, изд. Лен. гос. ун-та, 1950, стр. 243-244.

23. «Новости литературы», 1825, № 10, стр. 79-80.

24. Примечание в книге А.С. Шишкова (указ. соч., т. II, стр. 268), указывающее на то, что Воейков занимался в это время (то есть в 1824 г.) изданием «Сына отечества», вводит читателей в заблуждение. В это время Воейков редактировал «Русский инвалид» и издавал «Новости литературы», соредактором же «Сына отечества» вместе с Гречем он был в 1821 г.

25. Ф. Шипулинский. А. Мещевский (Забытый ссыльный поэт). - «Искус­ство», 1927, стр. 171-198.   [/i]

26. Этот экземпляр альманаха указан нам Я.Л. Левкович. Стихотворение «Деревня» напечатано на стр. 109-113 альманаха. 

27. Н.П. Барсуков. Жизнь и труды М.П. Погодина, кн. 1. СПб., 1888, стр. 212.   

28. М.В. Нечкина. Священная артель. Кружок Бурцова и Колошина в 1814-1817 гг. - «Декабристы и их время», 1951, стр. 160.

29. <Н.В. Путята.> Н.Н. Муравьев. - «Современник», 1852, № 5, отд. II, стр. 9; Н.Н. Муравьев. Записки. - «Русский архив», 1886, № 2, стр. 142, 145, 146; № 4, стр. 452; Д.А. Кропотов. Жизнь графа М.Н. Муравьева в связи с событиями его времени и до назначения его губернатором в Гродно. СПб., 1874, стр. 95.   

30. На основании изучения материалов Ленинградского областного исторического архива нами установлено, что дом генеральши Христовской, где с 1815 г. жили участники Священной артели (Н.Н. Муравьев. Записки. - «Русский архив», 1886, № 2, стр. 142; Д.А. Кропотов. Жизнь графа М.Н. Муравьева. СПб., 1874, стр. 87), находился на месте теперешнего дома № 11 по ул. Марата, почти напротив дома А.Н. Радищева.   

31. М.В. Нечкина. Указ. соч., стр. 156.

32. Н.Н. Муравьев. Указ. соч., 1886, № 2, стр. 142.

33. Там же, № 4, стр. 462.   

34. Ю.Н. Тынянов. Указ. соч., стр. 330.

35. Пущин, стр. 92.

36. А. Мещевский. Эклога «Меяалк и Дамет». - «Вестник Европы». 1810, № 1, стр. 37. 

37. А. Мещевский. Уединение. - «Избранные сочинения из „Утренней зари". Труды благородных воспитанников университетского пансиона», ч. I. М., 1809, стр. 263.   

38. А. Мещевский. Дружба. - «Вестник Европы», 1810, № 1, стр. 42. 

39. Эпиграмма была написана после выхода в свет сборника стихов Н.В. Неведомского «Воин-поэт». Сборник вышел в начале 1819 г., следовательно, датировать эпиграмму следует 1819 г. Историю эпиграммы - см. в «Заметке об Исаковском изда­нии Сочинений Пушкина» Н.В. Путяты и в комментариях к ней К.В. Пигарева. - «Звенья», VI, 1936, стр. 161-167. 

В биографической справке о Колошине, составленной К.В. Пигаревым, содер­жатся два ошибочных утверждения. Так, в справке говорится, что Колошин дослу­жился «до чина гвардии подпоручика» (стр. 167). Это неверно: Петр Колошин уже в 1821 г. был подполковником; умер он в 1849 г. в чине тайного советника (ВД, т. VIII, стр. 327; см. также: Список гражданским чинам первых шести классов по старшинству. СПб., 1849, стр. 47).

Ссылаясь на «Список лиц, прикосновенных по разным случаям к делу о тайных обществах, которые не были требованы к следствию» и на «Записки» графа М.В. Толстого, Пигарев говорит о Петре Колошине, тогда как приведенные в «Списке лиц» и в «Записках» факты касаются не Петра, а его младшего брата Павла. Именно Павел Колошин сидел в крепости, именно ему был запрещен въезд в столицы (разрешение жить в Москве он получил только в 1831 г.; здесь он и умер и похоронен на Новодевичьем кладбище).

40. Д.А. Кропотов. Указ. соч., стр. 86.

41. Н.Н. Муравьев. Указ. соч., 1886, № 2, стр. 145-146. 

42. «Соревнователь просвещения и благотворения», 1824, ч. XXV, стр. 139-141. - В архиве ИРЛИ (шифр 9642, VII б. 2) хранится тетрадь Н.А. Селиванова под заглавием: «Собрание разных мелких стихотворений, пиэс, мыслей и отрывок театральных», где на стр. 114-116 переписан этот перевод. 

43. «Соревнователь просвещения и благотворения», 1824, ч. XXVII, стр. 346-348. - Стихи посвящены А.О. Корниловичу. Впервые высказал предположение, что эти стихи принадлежат Петру Колошину, А.Г. Грум-Гржимайло в статье «Декабрист А.О. Корнилович» («Декабристы и их время», II, стр. 355). 

44. Базанов, стр. 392, 394, 396, 397, 401. 

45. Н.П. Барсуков. Жизнь и труды М.П. Погодина, кн. 1. СПб., 1888, стр. 212. 

46. «Старина и новизна», кн. 7. СПб., 1904, стр. 195. 

47. Базанов, стр. 407; «Соревнователь просвещения и благотворения», 1824, ч. XXVII, стр. 90.

7

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTU4LnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTgxMjQvdjg1ODEyNDYzNC8xNzI0ODMvZ2k0Qkx0UGtUTTguanBn[/img2]

Неизвестный художник. Портрет Петра Ивановича Колошина. 1830-е. Холст, масло. Государственный исторический музей.

8

№ 224)1

КОЛОШИН

коллежский советник, служащий по Министерству финансов

На 6 листах

№ 1

ОПИСЬ

делу о коллежском советнике Колошине

Число .................................................................................................................... На каких бумаг листах

1. Начальный допрос, снятый с Г[осподина] Колошина генерал-адъютантом Левашовым ..... на 1

2. Выписка из показаний, на г[осподина] Колошина членами общества сделанных ................ на 2

3. Отношение мин[истра] фин[ансов] с просьбою Колошина ..................................................... 3-6)2

Надворный советник Ивановский // (л. 3)

1 Вверху листа помета карандашом: «№ 223».

2 Цифра «6» написана другим почерком.

9

№ 2 (1)

№ 77

Чин и имя ваши? Принадлежите ли вы обществу тайному?

О несчастном происшествии когда вы узнали?

Кого знали из членов сего общества?

Коллежский советник Колошин, служу у министра финансов.

В 1816 году принадлежал я тайному обществу, коего занятие было российская словесность, потом старание распространить просвещение между гражданами. Во время похода гвардии в Москву общество было перенесено большею частию в сию столицу. Наконец, в 1820-м году, видя, что общество сие принимало сочленами людей, коих чувства и мысли со мною были не согласны, я от оного отказался. Вскоре засим вышла подписка не принадлежать ни к каким тайным обществам. Обещание сие я дал и с тех пор свято оное исполнял.

В день происшествия был я целое утро в департаменте, где услышал о том, что делалось. Из любопытства пошёл около 2-х часов на площадь, где несколько время был. И наконец, видя стеснение толпы, возвратился домой.

Из числа оглашённых членов знал я г[осподина] Рылеева по его литературе, двух Бестужевых и Сомова по тем же сношениям, а Оболенского // (л. 3 об.) по1 публике, не зная, однако ж, принадлежали ли какому-либо обществу. Знал я ещё двух Пущиных, с коими нахожусь я в родстве, Трубецкого по прежнему обществу, о коем я выше упоминал.

По истине всё показал и ничего прибавить не имею.

Коллежский советник Колошин2

Генерал-адъютант Левашов // (л. 4)

1 Далее зачёркнуто: «обществу».

2 Последняя фраза и подпись написаны П.И. Колошиным собственноручно.

10

№ 3 (2)

Выписка показаний на кол[лежского] советника Колошина

Нарышкин -- Член общества (111). 2 п[оказание]. 1-я с[траница].

Н. Муравьёв  -- А. Муравьёв, желал приобрести обществу брата своего Михайлу, Бурцова и Петра Колошина. Но они не иначе согласятся войти, как с тем, чтобы изменён был1 сей устав, проповедующий насилие и основанный на клятвах, и чтобы общество ограничилось медленным действием на мнение (72). С[траница] 15.

Оболенский  -- О существовании тайного2 общества знает; но обществу не принадлежит (24). С[траница] 15.

Якушкин -- Старший Колошин был принят в3 общество в С[анкт]-Петербурге под названием военного (134). С[траница] 18. Пу[нкт] 6.

Титов  -- В конце 1815 или в начале 1816 года в С[анкт]-Петербурге в числе4 учредителей сего общества, и едва ль не оба брата Колошины [...]5. С[траница] 1. Член общества. С[траница] 9.

Трубецкой -- Колошины были приняты в Союз благоденствия в 1818 году (21). С[траница] 3. Член общества. С[траница] 52. // (л. 4 об.)

После допроса, снятого г[осподином] генерал-адъютантом Левашовым по высочайшему повелению освобождён. // (л. 5)

1 Слова «изменен был» вписаны над строкой.

2 Слово «тайного» вписано над строкой.

2 Предлог «в» написан дважды.

4 Слова «в числе» вписаны над строкой.

5 В подлиннике пропуск.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Колошин Пётр Иванович.