© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Богородицкий Онисим Пантелеймонович.


Богородицкий Онисим Пантелеймонович.

Posts 1 to 2 of 2

1

ОНИСИМ ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ БОГОРОДИЦКИЙ

(ок. 1784 - 20.02.1826).

Профессор Харьковского университета.

Из духовного звания. Отец - Пантелеймон Иванов  (ок. 1747 (по др. данным, ок. 1751) - между 5 и 16 февраля 1804) - первоначально был священником в церкви св. Николая Чудотворца в с. Красное (Собакино) Михайловского уезда Рязанской губернии. В 1783 г. он ещё отправлял там требы, зато в следующем году указан уже новый иерей - Федот Тимофеев.

Вероятно, в 1784 г. Пантелеймон Иванов был переведён в с. Крестобогородицкое (Моховое) Скопинского уезда той же губернии, где велось строительство нового храма. С 1785 по 1804 г. он был священником в Крестовоздвиженской церкви указанного села. Мать О.П. Богородицкого - Марфа Васильевна (ок. 1748 (по др. данным, ок. 1751) - ?) - дочь священника из г. Гремячи (ныне - пос. Гремячее Тульской обл.). Из детей Пантелеймона Иванова известны: Иоанн - священник, Гавриил - священник, Пётр и Агриппина.

Поступил в Рязанскую духовную семинарию - 1794, перешёл в Московскую духовную академию - 1801, учитель в рязанской семинарии - 1806, учитель в рязанском уездном училище - 1810, а с 1814 в рязанской гимназии, поступил на медицинский факультет Московского университета - 1815, окончил его со степенью лекаря - 1818, защитил диссертацию, получил степень доктора медицины и должность акушера Московского воспитательного дома - 1821, избран ординарным профессором по кафедре акушерства в Харьковский университет - 1823, утверждён - 1824.

Член Союза благоденствия (1818).

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 244.

2

Жизнь и деятельность О.П. Богородицкого

Полноценные биографии членов ранних декабристских организаций крайне немногочисленны. Мало сохранилось портретов этих людей, а их мемуарные характеристики чрезвычайно редки. На этом фоне человеку науки, врачу, выходцу из духовного сословия, члену Союза Благоденствия Онисиму Пантелеймоновичу Богородицкому, на первый взгляд, посчастливилось. Ему посвящено несколько заметок, преимущественно энциклопедического характера. К сожалению, все без исключения авторы оперируют одним и тем же набором фактов, что не позволяет обрисовать жизнь и деятельность Богородицкого с достаточной полнотой. Мы постараемся восполнить этот пробел, привлекая ранее не использовавшиеся материалы.

Отец О.П. Богородицкого - Пантелеймон Иванов (ок. 1747 (по др. данным, ок. 1751) - между 5 и 16 февраля 1804) - первоначально был священником в церкви св. Николая Чудотворца в с. Красное (Собакино) Михайловского уезда Рязанской губернии. В 1783 г. он ещё отправлял там требы, зато в следующем году указан уже новый иерей - Федот Тимофеев.

Вероятно, в 1784 г. Пантелеймон Иванов был переведён в с. Крестобогородицкое (Моховое) Скопинского уезда той же губернии, где велось строительство нового храма. С 1785 по 1804 г. он был священником в Крестовоздвиженской церкви указанного села. Мать О.П. Богородицкого - Марфа Васильевна (ок. 1748 (по др. данным, ок. 1751) - ?) - дочь священника из г. Гремячи (ныне - пос. Гремячее Тульской обл.). Из детей Пантелеймона Иванова известны: Иоанн - священник, Гавриил - священник, Пётр и Агриппина.

Точную дату и место рождения будущего декабриста установить не удалось. Собранные данные позволяют утверждать, что Богоридицкий родился около 1784 года. В пользу этого говорят: а) запись в ревизской сказке 1795 г., когда мальчику показано 11 лет; б) формулярные списки Богородицкого 1810 и 1812 гг., в которых его возраст назван 26 и 28 лет соответственно; в) собственноручное заявление 1821 г., где О.П. Богородицкий указал, что ему 37 лет. Естественно, в отсутствии записи в метрической книге эти доказательства достаточно условны. Но, с нашей точки зрения, они более надёжны, чем данные из метрики умершего человека, по которой обычно вычисляют время рождения Богородицкого.

О детстве Онисима нам ничего не известно. Первые достоверные сведения относятся к 1794 году. 11 декабря этого года сын священника Пантелеймона Иванова поступил в рязанскую духовную семинарию. Здесь мальчик провёл семь лет. Вероятно, свою фамилию он получил в семинарии. Как мы указывали выше, его отец был священником в с. Крестобогородицкое. Усечённое название села и было взято в качестве фамилии. Интересно, что и младший брат Онисима, Гавриил, обучавшийся в семинарии, также получил фамилию Богородицкий, тогда как их отец и брат Иоанн остались без фамилий.

Из семинарии О.П. Богородицкий поступил 20 октября 1801 г. в Славяно-греко-латинскую академию. Параллельно в качестве вольного слушателя он посещал лекции по опытной физике, естественной истории, эстетике и поэзии в Московском университете. В аттестате 1810 г. указано, что Богородицкий «во всех преподаваемых ему науках оказал успехи отлично хорошие». Видимо, эта характеристика относится ко всем учебным заведениям.

По окончании академии Богородицкий 1 сентября 1806 г. был определён на службу в родную семинарию. В 1806/7 уч. г. он преподавал латинскую грамматику и арифметику. В 1807/8 и 1808/9 уч. гг. Богородицкий обучал семинаристов латинскому синтаксису, французскому языку и «изъяснял публично» катехизис. В 1809/10 уч. г. он преподавал латинскую и российскую поэзию, всеобщую и российскую географию, французский язык.

По аттестации ректора семинарии, архимандрита Иеронима, поведение Богородицкого во время службы было хорошим и он «все возложенные на него должности в течение четырёх лет проходил ревностно и успешно». Сверх того, семинарское начальство отмечало, что Богородицкий «по особенной склонности к наукам частно упражнялся и имел достаточные сведения в тригонометрии, алгебре и механике, в технологии, в статистике, в познании прав гражданских и политических, в теории изящных искусств и особенно в древней и новейшей словесности во всей её обширности, занимался притом рисованием».

Тем не менее Богородицкий решил порвать с духовным сословием. 20 июля 1810 г. он был уволен по собственному прошению из семинарии без чина, так как не выслужил необходимых лет. Через 13 дней, 2 августа, по желанию Богородицкого, он был уволен из духовного сословия в светское. В тот же день Богородицкий был принят на службу в рязанское уездное училище учителем истории, математики и рисования, где преподавал до конца декабря 1813 года. 31 декабря Богородицкий был награждён чином губернского секретаря.

С 1 января 1814 г. Богородицкий числился старшим учителем по классу истории, географии и статистики в рязанской мужской гимназии. Но долго Богородицкий в этом учебном заведении не проработал. В январе 1815 г. он подал прошение об отставке, сославшись на плохое здоровье. Богородицкий просил присвоить ему по выслуге лет чин титулярного советника.

Онисим Пантелеймонович получил отличную характеристику от директора гимназии В.Е. Воскресенского, который писал, что Богородицкий оказывал «в должностях на него возложенных отменную ревность и соединял усердие своё с успехами, с честностью и с благородным поведением». Высшие инстанции (училищный комитет и Совет Московского университета, а также попечитель учебного округа) не имели ничего против увольнения Богородицкого со службы с аттестатом, но вот просимый чин решили не присваивать. 15 марта 1815 г. Онисим Пантелеймонович был уволен от должности.

К сожалению, нами не найдено никаких удовлетворительных объяснений тому обстоятельству, что 30-летний учитель гимназии оставил службу и отправился в Москву для получения образования в новой для него сфере. Весной - в начале лета 1815 г. (до 26 июня) он записался вольным слушателем медицинского факультета Московского университета на лекции Г.Ф. Гофмана, В.М. Котельницкого, Е.О. Мухина, Г.И. Фишера фон Вальдгейма, Н.Г. Щёголева. В «студенческом альбоме» на 1817/18 уч. г. Богородицкий отмечен как посещающий лекции Ф.Ф. Гильтебранта, М.Я. Мудрова, Е.О. Мухина, В.П. Ризенко, В.М. Рихтера.

Отучившись два с половиной года, Богородицкий обратился в Совет университета с просьбой проэкзаменовать его на звание лекаря. Публичное испытание в присутствии экзаменаторов, назначенных Советом, и члена Московской медицинской конторы состоялось 10 декабря 1817 года. Испытуемому было предложено 15 вопросов из минералогии и зоологии, физики и математики, патологии, «врачебного веществословия», ботаники, детских и женских болезней, акушерства, анатомии, физиологии, судебной медицины, медицинской полиции, терапии, хирургии, фармакологии, химии. Все ответы на вопросы были даны Богородицким на латинском языке. Экзаменаторы оценили его знания как превосходные.

После теоретического экзамена последовало двухнедельное лечение больных в клиническом институте при университете под надзором директора М.Я. Мудрова. Составленные Богородицким две истории болезни были одобрены. Затем в присутствии профессоров Гильтебранта и Мухина Богородицкий сделал заданную факультетом «демострацию сердца», оценённую как превосходную, и хирургическую операцию с отметкой «очень хорошо».

Отношением от 9 марта 1818 г. Совет университета просил попечителя округа А.П. Оболенского утвердить Богородицкого, сдавшего экзамен «с превосходным успехом», в звании лекаря первого отделения, что и последовало 13 марта. Богородицкий был одним из пяти человек, удостоенных этого звания в 1818 году.

Сдача экзаменов на звание лекаря совпала по времени со вступлением Богородицкого в нелегальный Союз Благоденствия. Сентябрь-декабрь 1817 г. были временем организационного оформления и создания устава тайного общества. По свидетельству А.Н. Муравьёва, Богородицкий был принят П.И. Колошиным в числе первых членов Союза. Произошло это в конце 1817 или начале 1818 года. По словам Муравьёва, Богородицкий «никакого влияния в действиях общества не имел и оставался как бы посторонним».

Богородицкий вошёл в состав управы Союза, которую возглавил А.Н. Муравьёв. Пассивную роль Богородицкого в обществе, по крайней мере, до мая 1819 г., подтверждает в своих показаниях А.Н. Муравьёв. Никаких других данных по этому вопросу в распоряжении учёных нет. Можно предположить, что Богородицкий и в последующее время своего членства в Союзе не заявил себя активным адептом декабризма. Косвенно такое предположение подтверждается тем обстоятельством, что Богородицкий после роспуска Союза Благоденствия не вошёл ни в одну из тайных организаций.

Сведений о жизни Богородицкого в 1818-1820 гг. крайне мало. Вероятно, он каким-то образом был причастен к работе клинического института при университете. Он был также оставлен слушателем при университете, согласно его прошению. Известно, что в 1818 г. Богородицкий поступил в класс химии, фармакологии и истории медицины. Относительно посещения им других классов (естественной истории, физиологии и судебной медицины, повивального искусства) данные есть лишь за 1820 - начало 1821 года. По всем классам у Богородицкого показаны хорошие и отличные успехи.

В апреле 1821 г. Богородицкий подал на факультет прошение о допущении его к экзамену на доктора медицины и все необходимые документы. Прошение было получено 25 апреля, и ему был дан законный ход. Судя по всему, экзамен Богородицкого на доктора медицины начался 26 апреля.

В присутствии членов Московской медицинской конторы ему было предложено восемь вопросов из математики и физики, химии, фармакологии и «врачебного веществословия и рецептуры», зоологии, минералогии и ботаники, анатомии, физиологии, судебной медицины и медицинской полиции, акушерства, детских и женских болезней, клиники, хирургии и хирургических повязках и инструментах.

Ответы на все вопросы были весьма удовлетворительными. После чего Богородицкому были даны две письменные работы на латинском языке, с чем он справился удовлетворительно. Датой окончания Богородицким устных и письменных экзаменов в документах факультета указано 2 мая 1821 года.

Параллельно экзаменам Богородицкий по зданию факультета с 28 апреля начал практическое лечение больных в клиническом институте при университете под надзором М.Я. Myдрова. Лечение двух пациентов продолжалось до 1 июня. В свидетельстве, подписанном Мудровым, отмечалось, что Богородицкий «оказал отличную способность, принадлежность и опытность в своём деле».

2 мая 1821 г. Богородицкий заявил о своем желании писать диссертацию об ипохондрии. В течение пяти месяцев она была написана, после чего отпечатана в типографии Московского университета. 4 октября того же года диссертация была представлена Богородицким на факультет. Диссертация была одобрена членами факультета, и, вероятно, в конце октября прошел публичный диспут. Богородицкий защищал диссертацию на латинском языке. Официальные документы отметили выступления профессоров и студентов университета, а также посторонних оппонентов.

7 ноября 1821 г. Совет университета представил попечителю учебного округа документы на утверждение О.П. Богородицкого в звании доктора медицины. 9 ноября 1821 г. попечитель утвердил лекаря первого отделения Богородицкого, «оказавшего на экзамене отличные сведения в медицинских науках», в степени доктора медицины. Богородицкий был одним из четырёх человек, удостоенных в 1821/22 уч. г. в Московском университете этого звания.

После получения звания доктора медицины перед Богородицким, видимо, встала проблема поиска работы. В начале февраля 1822 г. он подал прошение в Московский воспитательный дом на занятие вакансии репетитора при повивальном институте. 20 февраля он был принят на испытательный срок (четыре месяца) с жалованием 300 руб. в год и казённой квартирой. Богородицкий читал лекции по акушерству. В течение испытательного срока Богородицкий зарекомендовал себя с самой выгодной стороны, и в конце июня 1822 г. был утверждён в должности.

Помимо работы в повивальном институте, Богородицкий был практикующим акушером. Он также стремился поступить на службу в Московский университет. В марте 1822 г. им было подано прошение в Совет университета о причислении к преподавателям. Совет посчитал Богородицкого «способным и достойным» к чтению лекций на медицинском факультете. После чего Совет 27 марта 1822 г. сообщил о своём решении попечителю, предложив причислить Богородицкого к факультетским преподавателям без жалования.

В случае появления дополнительных денег Совет считал необходимым дать Богородицкому жалование. Но он так и не стал преподавать на медицинском факультете университета. Другой неудачей Богородицкого была попытка весной-летом 1823 г. получить вакантную должность младшего городского акушера.

Неудача с оставлением при Московском университете и с получением должности младшего городского акушера, видимо, подвигла Богородицкого к поиску другого места работы, соответствующего его статусу и званию. Как и когда Богородицкий попал в поле зрения руководства Харьковского университета - неизвестно. Преподавание акушерства, детских и женских болезней в Харьковском университете было введено в 1811 году.

С 1811 по 1819 г. профессором по кафедре повивального искусства был И.П. Каменский. После его смерти чтение лекций временно было поручено адъюнкту патологии и терапии И. Гнедичу. Как отмечают историки медицины, оба преподавателя давали слушателям лишь теоретическое изложение вопросов, сопровождая их редкими упражнениями на фантомах. Вероятно, отсутствие специалистов в собственном учебном заведении заставило руководство Харьковского университета начать поиск подготовленных лиц на стороне.

Осенью (?) 1823 г. Богородицкий был избран, а в 1824 г.- утверждён ординарным профессором по кафедре повивального искусства Харьковского университета. Богородицкий начал преподавать теоретическое и практическое акушерство, а также детские и женские болезни. В качестве пособия он использовал второе издание книги известного французского акушера Ж. Капюрона (CAPURON J. Cours theorique et pratique d' accouchemens... P. 1816). Выбор именно этой книги как учебного пособия объяснялся широкой распространенностью и добротностью издания, а также тем, что оно использовалось в аналогичных целях преподавателями Московского университета. Изредка профессор проводил упражнения на фантоме.

Историки медицины считают, что Богородицкий ничем не отличался от своих предшественников. Авторы коллективного труда «Медицинский факультет Харьковского университета за первые 100 лет его существования (1805-1905)» отзывались о Каменском, Гнедиче и Богородицком в том смысле, что они «читали потому только, что назначены были на эту кафедру».

О последних годах жизни Богородицкого известно мало. На торжественном акте 30 августа 1825 г. им была прочитана речь на латинском языке о физическом воспитании детей. В том же году она появилась в печатном виде.

20 февраля 1826 г. Онисима Пантелеймоновича не стало. В апреле 1826 г. имя Богородицкого несколько раз прозвучало в ходе допросов декабристов (А.Н. Муравьёв, С.М. Семёнов). Но привлечь умершего к следствию было невозможно. В результате о Богородицком лишь упомянул в «Алфавите» А.Д. Боровков. А дальше о Богородицком и писали, и не писали. Шаблон вытеснил образ живого человека.

П.А. Трибунский


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Богородицкий Онисим Пантелеймонович.