© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Леман Павел Михайлович.


Леман Павел Михайлович.

Posts 21 to 22 of 22

21

№ 18 (17)

Копия

О полковнике Пермского пехотного полка Лемане

Леман сознался, что в августе 1825 года, быв на следствии в Вятском пехотном полку, принят он в тайное общество Пестелем, который, взяв с него клятву никому не открывать о сём, сказал, что нескромного яд или кинжал найдут везде. Пестель объявил ему, что общество намеревалось по принятии большого числа членов требовать от Сената Конституции. О республиканском же правлении, революции или чтобы посягнуть на священных особ императорской фамилии, он ничего никогда не слыхал, равно и о других предположениях общества, о сношениях и средствах // (л. 38 об.) ничего не знал.

Из членов говорил об обществе только с Пестелем и майором Лорером, и то мало. Пестель раза три читал ему отрывки из своей Конституции о преобразовании войска, уменьшении им срока службы, о даровании свободы крестьянам и разделении земли. О правилах общества не только никогда не читал, но даже не говорил. Поручений по обществу Леман никаких не имел, кроме предложения Пестеля принимать членов, однако Леманом никого не принято. По привезении Лемана в С[анкт]-Петербург он тотчас показал о бумагах Пестеля, // (л. 39) которые поручик Крюков отвозил в Тульчин, и тем подал повод к их отысканию.

Леман утверждает, что вскоре после вступления в общество он раскаялся в своей неосторожности, не разделял никаких намерений оного, но не отрёкся гласно и не объявил, потому что не имел достаточных доказательств.

Некоторые из лиц, принадлежавших к Южному обществу, называют Лемана членом, но никто не говорит, чтобы он принимал какое-либо участие в действиях общества. От 17 марта его императорское высочество цесаревич // (л. 39 об.) Константин Павлович сообщил начальнику Главного штаба его императорского величества письмо Лемана, коим испрашивал покровительства его высочества.

Леман в письме сём, от 6 генваря писанном, упоминал между прочим, что он в вине своей пред государем императором принёс уже чистосердечное признание, и сие родило сомнение насчёт места и времени, когда и где составлено и каким образом могло быть отправлено означенное письмо в Варшаву, так как Леман взят 6, а в Петербург доставлен 14 генваря // (л. 40) и находился уже под арестом.

Но на сделанные по сему случаю вопросы Леман утверждает, что после взятого начальником Главного штаба 2-й армии с него допроса, в котором сделал он искреннее признание и который, по мнению его, должен быть представлен государю императору, он, Леман, написав вышеозначенное письмо на имя цесаревича, просил жену арендатора Клеофаса, у коего квартировал в местечке Немирове, отправить с почтою в Варшаву, для чего и отдал ей оное запечатанным, прежде отъезда своего в Петербург.

На подлинной докладной записке означена следующая высочайшая резолюция за подписанием барона Дибича: «Продержав ещё месяц в крепости, возвратить на службу с переводом в другой полк и не давать ему батальона впредь до повеления».

Верно: над[ворный] сов[етник] Ивановский // (л. 40 об.)

Высочайшим приказом 7 июля 1826 означенный Леман переведён в Томский пехотный полк.

22

О следственном деле П.М. Лемана

В числе членов тайного общества имя Павла Михайловича Лемана впервые было указано в списке предателя А.И. Майбороды, приложенном к рапорту генерал-адъютантов А.И. Чернышёва и П.Д. Киселёва главнокомандующему 2-й армией П.Х. Витгенштейну от 20 декабря 1825 г.

Полковник Пермского пехотного полка П.М. Леман был взят по делу П.И. Пестеля 29 декабря 1825 г. в м. Немирове, где квартировал полк, привезён в Тульчин и допрошен 30 декабря. 31 декабря 1825 г. он был отпущен. Между тем из Петербурга последовал 30 декабря 1825 г. приказ об его аресте, на основании которого он был арестован 6 января 1826 г. в Тульчине и привезён 14 января 1826 г. в Петербург, где заключён на Главную гауптвахту, а после допроса в Зимнем дворце генерал-адъютантом В.В. Левашовым, помещён в арестантский покой № 16 куртины между бастионами Екатерины I и Трубецкого Петропавловской крепости.

При допросе 30 декабря 1825 г. в Тульчине Леман сообщил о своём личном знакомстве с П.И. Пестелем, А.И. Майбородой, И.Ф. Фохтом, Н.И. Лорером, а также сведения о существовании тайного общества и его целях, полученные от Пестеля, и членах его, названных также Пестелем, о Юшневском, Барятинском, Бестужеве-Рюмине, Муравьёве-Апостоле, Лорере, Канчиялове и Фохте, названном Майбородой; о знакомстве с главами «Русской Правды». От Пестеля он слышал о Петербургском и Польском тайных обществах, от Лорера слышал о тайном обществе в Кавказском корпусе (док. № 3/2).

При допросе у В.В. Левашова в Петербурге Леман показал, что в августе 1825 г. Пестель открыл ему, что «есть тайное общество, желающее преобразования правительства», и Леман имел слабость в него войти и дать клятву о нём никому не говорить. Пестель назвал ему имена некоторых членов общества и призвал умножать их число, что Леман, однако, не делал. Он также сообщил то, что ему было известно о сохранении членами тайного общества бумаг Пестеля (док. № 4/1). Этот первоначальный допрос был заслушан в Комитете 16 января 1826 г. и было решено заготовить ему вопросные пункты.

18 января 1826 г. Леман был допрошен по широкому кругу вопросов в Следственном комитете (док. № 5/6). В ответах на них Леман ничего нового, по сравнению с двумя предыдущими показаниями, не открыл (док. № 6/7).

Значительную часть следственного дела Лемана составляют материалы, связанные с выяснением обстоятельств посылки Леманом 6 января 1826 г. из Немирова письма на имя великого князя Константина Павловича, в котором он раскаивался, что не открыл ранее о существовании тайного общества, опасаясь угрозы, объявленной ему при принятии в общество (док. № 7/8, 8/9, 9/10, 10/11, 11/12, 12/13, 13/14, 14/15, 15/16).

12 апреля 1826 г. была дана очная ставка Пестелю с Леманом, о которой имеется следующая запись в журнале заседаний Следственного комитета: «Сей последний (Леман) утверждал, что при принятии в члены тайного общества Пестель угрожал его ядом и кинжалом в случае несдержания клятвы о сохранении тайны, по какой причине Леман и не решился открыть правительству заговор. Пестель от сего отрёкся, объясняя, что сего ни с кем не делал и что, может быть, говорил только Леману (но без всякого к нему применения) о существовавших в прежнем обществе подобных угрозах. Положили: по неимению других улик, оставить обстоятельство сие под сомнением».

Кроме указанных выше документов, следственное дело П.М. Лемана содержит опись документов дела, копию формулярного списка о службе Лемана, вопросы о «воспитании» и ответы на них Лемана и записку о Лемане (док. № 1, 2/5, 16/3, 17/4, 18/17).

По докладу Следственной комиссии 13 июня 1826 г. о Лемане последовала следующая резолюция царя: «Продержав ещё месяц в крепости, возвратить на службу с переводом в другой полк, не давать ему баталиона впредь до повеления и ежемесячно доносить о поведении». По приказу царя от 7 июля 1826 г. переведён в Томский пехотный полк.

Следственное дело П.М. Лемана хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 89.

Согласно современной нумерации в деле насчитывается 42 листа; нумерация, проставленная при формировании дела военным советником Вахрушевым, учла 50 листов. Документ № 1 попал в дело позднее и не был им пронумерован.

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания П.М. Лемана по различным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 89:

1. Дело № 305, «Просьбы арестованных лиц по разным предметам и родственников их». Л. 62 (письмо от 25 февраля 1826 г.).

2. Дело № 394, П.И. Пестеля. Л. 223 (протокол очной ставки с Пестелем от 12 апреля 1826 г.); опубл.: Восстание декабристов. Т. IV. С. 181-182.

3. Дело № 293, «О вещах и деньгах, принадлежащих арестованным лицам». Л. 319 (расписка от 14 июля 1826 г.).

4. Дело № 303, «Об отобранных от арестованных лиц сведениях, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел». Л. 60 об. (ответ без даты).


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Леман Павел Михайлович.