Декабрист, учёный, художник
«Мужество и труды - вот наш девиз»
Из письма П.И. Борисова к сёстрам.
Петровский завод, 27 февраля 1839 года
Братья Борисовы принадлежали к числу лучших людей своего времени. Они отличались беззаветной преданностью идеям и делу, которому служили, исключительной решительностью, стойкостью и мужеством.
Пётр Иванович Борисов (1800-1854) и его старший брат, неизменный друг и помощник, Андрей Иванович Борисов (1798-1854), были основателями и руководителями, а позднее и историками Общества соединённых славян. Они были сыновьями офицера Черноморского флота Ивана Андреевича Борисова, дворянина, никогда не имевшего ни поместий, ни крепостных крестьян. Человек просвещённый и гуманный, он был единственным учителем и наставником своих сыновей и оказал на них большое влияние.
Служба братьев Борисовых в армии началась в 1816 году, когда они вступили юнкерами в 52-ю лёгкую роту 26-й артиллерийской бригады, переименованную позднее в Грузинскую гренадерскую артиллерийскую бригаду за участие в военных действиях на Кавказе. А.И. Борисов вышел в отставку в чине поручика в 1823 году, с тем чтобы помочь отцу в содержании и воспитании двух младших сестёр и брата. П.И. Борисов к моменту восстания декабристов на юге был подпоручиком 1-й батарейной роты 8-й артиллерийской бригады, расквартированной в Новгороде-Волынском.
Братьями независимо от первых тайных обществ декабристов - Союза спасения и Союза благоденствия - были основаны Общество первого согласия и Общество друзей природы, которые ставили перед собой не только просветительские, но и политические цели. Общество соединённых славян было организовано ими в 1823 году совместно с видным деятелем польского освободительного движения Юлианом Люблинским.
П.И. Борисов был основным автором программных документов и девизов всех этих обществ, президентом Общества соединённых славян. Осенью 1825 года Общество соединённых славян слилось с Южным обществом декабристов, составив в нём особую «славянскую управу». В дни революционного выступления Черниговского полка П.И. Борисов и приехавший к нему А.И. Борисов делали всё возможное, чтобы содействовать успеху восстания; они принадлежали к числу сторонников самых решительных действий.
П.И. Борисов был арестован в январе, его брат - в марте 1826 года, они были привезены в Петербург и заключены в Петропавловскую крепость. На следствии оба брата держали себя твёрдо, стремились никого не выдавать, каждый пытался уменьшить вину другого. Осуждённые Верховным уголовным судом по первому разряду, они были приговорены первоначально к смертной казни, а затем «к лишению чинов и дворянства и к ссылке в каторжную работу вечно». Позднее срок каторжных работ был сокращён и заменён пожизненным поселением в Сибири.
П.И. и А.И. Борисовы принадлежали к числу тех декабристов, которые раньше других были отправлены в Сибирь, последними покинули каторжную тюрьму и до амнистии не дожили. Каторжные работы они отбывали сначала на Александровском винокуренном заводе (сентябрь и октябрь 1826 года), рудниках Благодатска (с 26 октября 1826 года по 25 сентября 1827 года), а затем - вместе со всеми другими осуждёнными декабристами - в Чите (до осени 1830 года) и Петровском заводе (до 27 июля 1839 года). Первые два года на поселении они провели в селе Подлопатки (Подлопаточное) близ Верхнеудинска, с июля 1841 года и до конца жизни - в деревне Малая Разводная, расположенной недалеко от Иркутска.
П.И. Борисов скончался скоропостижно 30 сентября 1854 года, в тот же день покончил с собой А.И. Борисов. До конца своих дней братья Борисовы оставались верными идеалам созданного ими Общества. И.Д. Якушкин, побывавший в Малой Разводной незадолго до совершившихся там трагических событий, писал 20 сентября 1854 года И.И. Пущину: «С истинным удовольствием я обнял П. Борисова. Он почти нисколько не изменился, та же поднятая бровь, та же глухота, та же доброта и те же убеждения, что и прежде».
Художественное наследие П.И. Борисова привлекало к себе внимание ряда исследователей. О его рисунках в той или иной связи писали Н.А. Северцов, М.К. Азадовский, М.Ю. Барановская, Н.Н. Мельникова, И.С. Зильберштейн, В.В. Сорокин, В.Б. Бахаев. Все имеющиеся в работах этих авторов сведения об акварелях П.И. Борисова учитывались нами и использовались при анализе материалов художника.
Рисунки П.И. Борисова являлись частью его природоведческих исследований и создавались в процессе изучения растительного и животного мира Восточной Сибири. Нужно сказать, что братья Борисовы, не учившиеся ни в каких учебных заведениях, в течение всей своей жизни упорно занимались самообразованием. С молодых лет они были увлечёнными натуралистами, в Сибири вели природоведческие наблюдения, создали естественнонаучные коллекции.
Одновременно они стремились овладеть различными ремёслами и художественными навыками. А.И. Борисов освоил переплётное дело, П.И. Борисов стал художником. И в этом они остались верны заветам Общества соединённых славян, параграф седьмой «Правил» которого был ими сформулирован в своё время таким образом: «Почитай науки, художества и ремёсла, возвысь даже к ним любовь до энтузиазма и будешь иметь истинное уважение от друзей твоих».
Сохранились некоторые материалы, связанные с научными занятиями П.И. Борисова. Среди них особое место для изучения рисунков П.И. Борисова занимает его труд «Орнитологическая фавна Восточной Сибири», оставшийся неопубликованным и сохранившийся в рукописной копии. Авторство П.И. Борисова установлено В.В. Сорокиным. Текст работы был скопирован несколькими переписчиками, а затем выправлен самим П.И. Борисовым.
Труд этот является обобщением собственных наблюдений, которые вели братья на протяжении всей своей жизни над птицами в естественных условиях и в неволе, а также сопоставлением результатов этих наблюдений с выводами крупнейших орнитологов. Помимо скрупулёзно точного описания таких пород птиц, которые были отобраны П.И. Борисовым для данного труда, их повадок, образа жизни, связанных с этими птицами поверий, рукопись содержит подробнейшие описания внешнего вида птиц, их «убора», или «наряда», по терминологии автора, а также ряд интереснейших поэтических и философских рассуждений.
Описания передают особенности облика птиц, которые зависят от их пола и возраста, а также от времени года; более того, они включают все тонкости цвета и формы оперения. Этот труд П.И. Борисова свидетельствует о том, что такое воспроизведение природы доступно учёному, обладающему даром и взглядом художника. Именно поэтому он и сумел воссоздать в своей живописи окружавший его мир природы с поэтической одухотворённостью и научной достоверностью. Нельзя также забывать об исключительном трудолюбии и беспредельной преданности своему творческому замыслу П.И. Борисова, создававшего свои произведения в условиях каторги и на поселении.
По сведениям, которыми мы располагаем, до нашего времени сохранилось четыреста шестьдесят пять акварельных рисунков: двести восемьдесят один рисунок хранится в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; шестьдесят семь - в библиотеке Ботанического института им. В.Л. Комарова в С.-Петербурге; пятьдесят - в Отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки; двадцать девять - в Отделе изобразительных материалов Государственного Исторического музея; двадцать четыре - во Всероссийском музее А.С. Пушкина в С.-Петербурге; десять - в Музее декабристов в Новоселенгинске (филиал Бурятского государственного объединённого исторического и историко-художественного музея); три - в Центральном государственном архиве литературы и искусства; один - в Государственном Литературном музее в Москве.
На основании всех просмотренных источников удалось установить, что П.И. Борисовым в Сибири, помимо сохранившихся, было создано не менее двухсот акварелей. Определить их точное количество оказалось невозможным, поскольку иногда речь идёт не о каких-либо конкретных работах, а о целых альбомах, которые могли содержать разное число рисунков. Таким образом, в настоящее время можно считать, что П.И. Борисову принадлежит не менее шестисот шестидесяти - шестисот семидесяти акварельных рисунков.
П.И. Борисов овладел навыками акварельной живописи, несомненно, ещё до ареста. Насколько важна была для него живопись, можно судить по тому, что он, не имея в Петербурге родственников или близких знакомых, сумел приобрести всё для неё необходимое, находясь в Петропавловской крепости. Во всяком случае, в Сибирь он вёз с собою из Петербурга все рисовальные принадлежности. И.С. Зильберштейн опубликовал документы бывшего Нерчинского горного правления, рассказывающие об этих материалах весьма сложную историю.
По прибытии в Благодатский рудник краски, бумага, кисти были у братьев Борисовых сразу же отобраны («взяты на хранение») 23 декабря 1826 года главноуправляющим Нерчинскими рудниками П. Черниговцевым; через два месяца после неоднократных просьб со стороны Борисовых предметы были им возвращены по разрешению начальника заводов Т. Бурнашева. Черниговцев послал вслед за этим одному из чиновников горной администрации секретное отношение такого содержания:
«По просьбе государственных преступников, находящихся при Благодатском руднике, о выдаче им красок, кистей и бумаги для занятий в свободное время рисованием, я делал доклад г. начальнику заводов и кавалеру [Бурнашеву], на что получил и приказание; а потому, препровождая при сем два ящика красок с кистями, предписываю Вашему благородию отдать оные тем преступникам, наблюдая в употреблении их все меры предосторожности».
К сожалению, нам не удалось обнаружить сведений о рисунках П.И. Борисова этого времени, хотя известия о том, что в Благодатске братья вели наблюдения за птицами и составляли коллекции растений и насекомых, сохранились.
В Чите и Петровском заводе П.И. Борисов много рисовал. Вспоминая эти годы, Д.И. Завалишин отметил, что Пётр Иванович «нарисовал акварелью виды всех растений даурской флоры и изображения почти всех пород птиц Забайкальского края».
Именно в это время завязываются научные контакты П.И. Борисова (через неизвестных до сих пор лиц) с Петербургским ботаническим садом Академии наук и Московским обществом испытателей природы. В эти учреждения Борисовы отправляли различного рода коллекции и рисунки Петра Ивановича.
В Чите и Петровском заводе П.И. Борисов создал много рисунков в подарок своим сёстрам и друзьям, жёнам и сёстрам декабристов. Из многочисленных работ этого периода до наших дней сохранились лишь акварели, подаренные художником А.И. Давыдовой, жене В.Л. Давыдова, и местному врачу А.И. Орлову.
Особенно отчётливо можно представить все стороны художественного творчества П.И. Борисова в годы его жизни на поселении. К этому времени относится создание основной части его сохранившихся рисунков.
За два года до окончания срока каторжных работ и отъезда из Петровского завода в село Подлопатки, 25 июля 1839 года, Пётр Иванович начал вести учёт получаемых им вместе с братом денег и продовольствия. Так возникла тетрадь, которую он назвал «Книгой доходов». Он вёл эту тетрадь до конца жизни: последняя запись в ней была сделана 21 мая 1854 года. Документ этот сохранил С.Г. Волконский вместе с другими бумагами Борисовых, оказавшимися у него после их смерти.
«Книга доходов» упоминается в работах В.В. Бахаева, посвящённых пребыванию декабристов на территории современной Бурятии. Давая общую краткую характеристику этого документа, В.Б. Бахаев на его основании заключил, что в годы жизни на поселении П.И. Борисов «выполнил большое количество заказов чиновников и купцов на изготовление альбомов с рисунками животного и растительного мира Сибири». И добавил к этому: «Из множества этих альбомов известны лишь несколько экземпляров».
Обратимся к анализу этого документа. В «Книге доходов» П.И. Борисовым сделана в ряду других пятьдесят одна запись о выполненных им заказах на отдельные рисунки и целые альбомы. Первая запись датирована 11 апреля 1840 года, последняя - 16 августа 1853 года. Записи эти состоят из даты, имени заказчика, количества сделанных рисунков или альбомов, содержания рисунков, полученной за работу платы. Однако многие из них имеют не все сведения.
Объём работы определялся П.И. Борисовым числом рисунков или количеством альбомов, которые он называл «ливрезонами» или «тетрадями» (в одном случае он употребил термин «выдача»). Между ливрезонами и тетрадями разницы не было: все они содержали по десять рисунков. Под «рисунками» в «Книге доходов» подразумевались листы с изображениями, сами же изображения назывались «сюжетами» (в одном случае употреблён термин «предметы»), которых на одном листе, или, иначе говоря, на одном рисунке могло быть и несколько.
Рисунки птиц П.И. Борисов часто называл «орнитологической фавной» или просто «фавной», бабочек он называл «метляками». Свои обычные рисунки (листы) художник оценивал в 15 рублей, а альбомы - соответственно в 150 рублей. Более высокая цена им назначалась за рисунки сложные, такие, скажем, как букеты цветов, или рисунки, содержавшие несколько сюжетов. Более высоко оценивались также альбомы с сопроводительным текстом.
В «Книге доходов» имеются сведения более чем о шестистах рисунках, в том числе о подавляющем большинства рисунков, сохранившихся до нашего времени (о четырёхстах двадцати семи акварелях из четырёхсот шестидесяти пяти). Не вошли в этот документ рисунки, которые П.И. Борисов делал в подарок, а не на заказ.
На основании «Книги доходов» можно определить несколько периодов в живописном творчестве П.И. Борисова времени его жизни на поселении. В течение двух лет пребывания братьев в Подлопатках Пётр Иванович имел крайне ограниченные возможности для занятий живописью.
За всё проведённое там время оказались выполненными только два небольших заказа упоминавшегося выше врача А.И. Орлова, который жил в эти годы неподалёку от Подлопаток, в Верхнеудинске, и начальника Петровского железоделательного завода А.И. Арсеньева. Это объясняется неустроенностью братьев на новом месте, обострением душевной болезни А.И. Борисова, проявившейся впервые в Благодатске, и помещением его в связи с этим временно в Верхнеудинскую городскую больницу, а также отсутствие в этом крае лиц, которые имели бы интерес к произведениям живописи.
М.К. Юшневская, жена декабриста А.П. Юшневского, посетившая Борисовых в Подлопатках, писала 6 июня 1840 года И.И. Пущину о тех тяжёлых условиях, в которых оказались здесь братья, а также и о том, что П.И. Борисову «рисовать никогда и думать нельзя».
В Малой Разводной наиболее плодотворными для художественного творчества П.И. Борисова были 1842-1847 годы. С помощью А.З. Муравьёва, М.К. и А.П. Юшневских, М.Н. и С.Г. Волконских Борисовы наладили быт и Пётр Иванович получил, наконец, возможность уделять живописи значительное время.
Образ жизни братьев в этот период описала М.К. Юшневская. В письме к И.И. Пущину от 24 сентября 1843 года она сообщала: «Соседи мои Борисовы к 1-му октября думают перейти в собственный дом, печи готовы, и, кажется, всё уже готово, только вымыть стены, окошки, полы и окончить крышу, которую перекрывали на новый лад. У них даже доканчивается ограда. Дом невелик, но Анд[рей] И[ванович] умел сделать много комнаток - у него будет четыре, а у П[етра] И[вановича] - две, правда, крошечные комнатки, зато будет тепло. Кухня у них в одной связи через сени, довольно просторная.
Всё сделано хорошо, прочно, зато стоит им много. Кажется, до 3 000 - всё трудами П[етра] И[вановича] приобретено. Можете себе представить, сколько он, бедный, рисовал. Не забудьте, что у него один глаз, другим плохо видит. Анд[рей] И[ванович] всё блажил и вгонял его в издержки бестолковые. До сих пор, то есть два года, носим им кушанье от нас. Теперь, когда перейдут в свой дом, заведут своё хозяйство. Заказы сделаны П[етру] И[вановичу], способы у него будут достаточны. Казённое пособие получают - и М[ария] Н[иколаевна Волконская] ныне им прислала. Разумеется, не всегда может П[ётр] И[ванович] так работать, как до сих пор трудился, ослепнуть недолго...»
В письме, отправленном М.К. Юшневской И.И. Пущину в октябре того же года, она писала вновь: «П[ётр] И[ванович] не оставляет своих занятий, ему сделаны заказы, и он целый день с кистью в руках и увеличительным стеклом сидит в своей комнате, а А[ндрей] И[ванович] переплетает книги». К письму приложен рисунок П.И. Борисова с изображением двух фасадов и плана дома, построенного по проекту А.И. Борисова. В этом доме братья прожили до конца своих дней.
За первые шесть с половиной лет, проведённые в Малой Разводной, П.И. Борисовым было создано более трёхсот акварелей. В их числе и те, которые входят в собрания, в значительной степени сохранившееся до нашего времени: иркутского купца и коллекционера В.Н. Баснина, генерал-губернатора Восточной Сибири В.Я. Руперта, чиновника Главного управления Восточной Сибири К.Я. Дарагана. Среди работ этого периода, остающихся всё ещё не выявленными, назовём альбомы декабриста П.А. Муханова, рисунки врача И.С. Персина, альбомы местных купцов Н. Мясникова и И.Л. Медведникова, а также иркутского гражданского губернатора А.В. Пятницкого.
Судя по именам заказчиков, большое содействие Петру Ивановичу в получении крупных заказов оказывала М.К. Юшневская, находившаяся в дружеских отношениях с представителями высших кругов местной администрации и просвещённой части купечества.
Последний период творчества П.И. Борисова определяется записями «Книги доходов» очень чётко: 1848-1854 годы. В это время он был занят выполнением одного большого заказа, сделанного ему в 1846 или 1847 году чиновником сенаторской ревизии И.Д. Булычовым. Рисунки собрания И.Д. Булычова сохранились полностью.
«Книга доходов» позволяет подсчитать ежегодный заработок П.И. Борисова, связанный с его живописными работами, и бюджет братьев в целом.
Подлопатки
1839 - 1484 р. 30 к. (бюджет в целом)
1840 - 100 р. 75 к. (заработок по рисункам) - 430 р. 41,5 к. (бюджет в целом)
1841- 432 р. 21 к. (бюджет в целом)
Малая Разводная
1841 - 392 р. 66 к. (бюджет в целом)
1842 - 720 р. (заработок по рисункам) - 1401 р. 75 к. (бюджет в целом)
1843 - 900 р. (заработок по рисункам) - 2039 р. 75 к. (бюджет в целом)
1844 - 1235 р. (заработок по рисункам) - 1980 р. (бюджет в целом)
1845 - 1260 р. (заработок по рисункам) - 2301 р. 16 к. (бюджет в целом)
1846 - 822 р. 3,5 к. (заработок по рисункам) - 1615 р. 52 к. (бюджет в целом)
1847 - 1297 р. 50 к. (заработок по рисункам) - 2004 р. 67 к. (бюджет в целом)
1848 - 935 р. (заработок по рисункам) - 1816 р. 55 к. (бюджет в целом)
1849 - 572 р. 69,5 к. (бюджет в целом)
1850 - 2075 р. (заработок по рисункам) - 2638 р. 54 к. (бюджет в целом)
1851 - 200 р. (заработок по рисункам) - 710 р. 64,5 к. (бюджет в целом)
1852 - 537 р. 42,5 к. (бюджет в целом)
1853 - 710 р. (заработок по рисункам) - 1311 р. 50, 25 к. (бюджет в целом)
1854 - 170 р. 54 к. (бюджет в целом)
Как видно из этой таблицы, в 1842-1847 годах П.И. Борисов зарабатывал своими рисунками в среднем до 1000 рублей в год. Позднее, в 1848-1854 годах, заработок его снизился до 600-650 рублей в год, причём заработок этот стал нерегулярным.
Н.А. Белоголовый, сын иркутского купца, в 1840-х годах ученик П.И. Борисова, А.П. Юшневского и А.В. Поджио, впоследствии врач и общественный деятель, писал в своих воспоминаниях о том, что «П[ётр] И[ванович] зарабатывал ничтожные крохи рисованием животных, птиц и насекомых и был в этом искусстве, не находившем в то время почти никакого спроса в России, тонким мастером». Н.А. Белоголовому приходилось нередко бывать в Малой Разводной в гостях у Борисовых, и он запомнил, что у Петра Ивановича «была коллекция сибирских птиц и мелких животных, а также великое множество его собственных рисунков».
Н.А. Белоголовый склонен был обвинять в прямой недобросовестности по отношению к П.И. Борисову самого крупного его заказчика - И.Д. Булычова. «Книга доходов» это подтверждает. Последние записи, касающиеся заказа И.Д. Булычова (№ 48, 49, 50, 51), позволяют подсчитать, что за каждую тетрадь было уплачено лишь 130-140 рублей. Н.А. Белоголовому это могло быть особенно хорошо известно, поскольку через его отца, Андрея Васильевича, был передан П.И. Борисову последний денежный взнос от И.Д. Булычова.
На наш взгляд, скромная плата за рисунки, которую брал П.И. Борисов, и в связи с этим постоянные материальные нужды братьев объясняются не только трудностями получения заказов и недобросовестностью некоторых заказчиков, отмеченными Н.А. Белоголовым, но главным образом непоколебимым чувством собственного достоинства художника, который, раз назначив умеренную цену своим работам, не изменял её на протяжении всей жизни.
Декабристы были хорошо осведомлены о живописных работах П.И. Борисова и высоко ценили его талант художника. Все они настолько привыкли видеть Петра Ивановича за работой, что сложилась легенда о том, что и умер он, рисуя цветы. Именно так описал кончину П.И. Борисова М.А. Бестужев: «... он в одно утро, копируя с живых цветов букеты из забайкальской флоры, едва ли не лучше самого Одюбона, с кистью в руке, склонил голову на стол и отошёл в вечность».
В этих строках интересно и то, что М.А. Бестужев сравнивает П.И. Борисова с Джоном Одюбоном, американским натуралистом и художником, который прославился своим многотомным трудом «Птицы Америки» (1828-1839), содержавшим многочисленные рисунки автора. Сам же художник не раз повторял, что его рисунки - это лишь «слабая копия богатых сибирских оригиналов».
Исследователи художественного наследия декабристов М.Ю. Барановская и И.С. Зильберштейн уделили некоторое внимание и живописным работам П.И. Борисова. М.Ю. Барановская, характеризуя его творчество, писала: «Борисов составил большие коллекции зарисовок различных экземпляров цветов, птиц и насекомых, с изумительным вкусом подобрав краски для передачи довольно сложных цветовых комбинаций.
Здесь он показал себя непревзойдённым мастером, тонким художником». И.С. Зильберштейн отметил: «П.И. Борисов был любителем-натуралистом и владел акварелью. Ещё в молодые годы, изучая фауну и флору, он любил рисовать птиц, бабочек, растения, а в Сибири заполнял акварелями, великолепно выполненными, целые альбомы (некоторые из них сохранились до нашего времени)».
П.И. Борисов создавал свои акварельные рисунки, стремясь к предельной точности в передаче оригинала. И сам Пётр Иванович и его друзья не раз писали, что рисовал он с натуры, с живой природы.
Приведём один только пример, раскрывающий те принципы, которых придерживался П.И. Борисов в своём научном и живописном творчестве. В упоминавшемся выше орнитологическом труде в разделе, посвящённом окраске оперения клёстов, он писал: «Здесь почитаем обязанностью нашей объявить, что относительно различия цвета по возрастам и полам в роде клёстов мы остаёмся в чрезвычайном сомнении, которого, несмотря на все наши старания, до сих пор не могли ещё рассеять собственными нашими наблюдениями.
Подробности, в которые мы намерены войти касательно этого предмета, могут показаться многим излишними и мелочными, но мы думаем, что они послужат лучшим свидетельством добросовестности наших трудов и осторожности, которая постоянно руководствует нас в изображении и описании произведений природы и её законов».
Приведя далее разноречивые мнения по этому вопросу многих орнитологов, не совпадающие в большинстве случаев с его собственным мнением, П.И. Борисов приходит к такому заключению: «Мы предпочитаем во всех доказательствах оставаться в сомнении и удовольствуемся в описании трёх рисунков, взятых нами с молодого ленточного клёста, пойманного в начале июля, с взрослого самца, пойманного в октябре, и старой самки, пойманной в апреле, за верность изображения мы ручаемся смело».
Заметим также, что композиция рисунков зависела от цели исполнявшейся работы. Если акварель создавалась в качестве составной части научного труда, то рисунок содержал один сюжет, одну особь или стадии её развития, но и в таком случае всё «окружение» этой особи давалось не с декоративной целью, а в соответствии с реальной природой: птицы сидели именно на ветках тех деревьев или кустарников, на которые они садились в действительности, в клювах они держали именно тех насекомых, которыми питались.
Соединение нескольких птиц на одном рисунке всегда носило смысловой характер: самка с яичком в гнезде или с птенцами, самец, кормящий птенца, особи одной породы, но разного пола или возраста либо в различные времена года.
Для подарков или по заказам любителей Пётр Иванович предпочитал рисовать таких ярких птиц, как красавчик и малиновка, а также бабочек и букеты цветов. Все рисунки бабочек и букетов, сохранившиеся до нашего времени, различны, хотя некоторые цветы в букетах повторяются. Особенно, видимо, ему нравились цветы сибирской яблони, жёлтого шиповника, даурского багульника и красной лилии - сараны.
Отдельные сюжеты П.И. Борисовым повторялись при выполнении рисунков по заказам разных лиц, но и в таких случаях они не являлись простыми копиями, а вариантами, каждый из которых имел некоторые особенности.
Приведём несколько примеров. Изображения красавчика имеются в альбомах В.Я. Руперта, В.Н. Баснина, К.Я. Дарагана и А.И. Орлова, веточки же, на которых сидит эта птичка, везде разные. Самец и самка пеночки нарисованы в альбомах Руперта, Булычова и Дарагана, однако композиция рисунков разная: в альбомах Руперта и Булычова птички сидят на одной ветке, в альбоме Дарагана - на разных.
Чечётки - самец и самка - в альбоме Дарагана расположены по-иному и на других ветках, чем в альбоме Руперта. На рисунке, изображающем пипи с птенцами, в альбоме Руперта совсем по-другому сделана трава, окружающая гнездо, чем в альбоме Баснина; в собрании Дарагана в этом же рисунке в гнезде изображены три птенца, а не два, как в альбомах Руперта и Баснина.
В рисунке собрания Дарагана самец варакушки повёрнут в другую сторону по сравнению с композицией подобного рисунка в альбоме Руперта; кроме того, птенец в данном варианте сидит с закрытым, а не открытым клювом. Бурундук в альбоме Орлова изображён - в отличие от подобного рисунка, имеющегося в собрании Руперта, - не сидящим на камне, а с кедровой шишкой в лапке.
Все известные нам крупные заказы выполнялись П.И. Борисовым в надежде на их научное использование. Важным свидетельством этого обстоятельства, помимо прямых указаний источников, служит принципиальное отличие в оформлении этих рисунков от оформления рисунков подарочных или заказных, но предназначавшихся тем владельцам, на научные интересы которых автор не рассчитывал, - все они распределены по альбомам не случайными наборами, а в соответствии с принятыми П.И. Борисовым системами классификации птиц или растений.
Их отличительная особенность состоит также в том, что все рисунки этой группы имеют (или имели) авторские объяснительные подписи на русском, латинском, а иногда и французском языках. На отдельных рисунках сохранились надписи, сделанные А.И. Борисовым. На всех иных акварелях П.И. Борисов не имел обыкновения делать какие-либо надписи. Как правило, он не подписывался под своими работами и не датировал их.
Хотелось бы обратить внимание и на то, в чьих руках оказались живописные работы П.И. Борисова в его время. Назовём их владельцев: друзья и родные художника - сёстры Борисовых, сёстры братьев Бестужевых, семьи Волконских, Трубецких, Малиновских, Давыдовых, П.А. Муханов, А.З. Муравьёв, И.И. Пущин; местные врачи - А.И. Орлов и И.С. Персин, горный инженер А.И. Арсеньев, иркутские купцы-меценаты В.И. Баснин, И.Л. Медведников, Н. Мясников, представители высшей столичной и восточносибирской администрации - И.Н. Толстой, В.Я. Руперт, К.Я. Дараган, А.В. Пятницкий, И.Д. Булычов; Петербургский ботанический сад Академии наук и Московское общество испытателей природы. Таким образом, владельцы рисунков П.И. Борисова, получившие их из рук самого художника или его ближайших друзей, - это не только «купцы и чиновники», как это считалось долгое время, а прежде всего декабристы и их окружение, представители местной интеллигенции и известные научные учреждения.
Рисунки П.И. Борисова оформлялись либо в виде тонких книжечек в мягкой обложке, которые под названием «ливрезонов» или «тетрадей» часто упоминаются, как об этом говорилось выше, в «Книге доходов», либо помещались в альбомы в твёрдых сафьяновых переплётах, которым П.И. Борисов в «Книге доходов» не даёт какого-либо специального названия. Часть акварелей передавалась художником своим друзьям или заказчикам в виде отдельных листов в их личные альбомы.
Все известные сейчас ливрезоны (тетради) и альбомы, сохранившиеся в своём первоначальном оформлении и содержащие только работы П.И. Борисова, имеют много общего: одного типа и цвета бумага, одинаковый размер листов и переплётов - 25 х 20 или 20 х 25 (с небольшими отклонениями явно технического порядка), полупрозрачные охранные листы между рисунками и, наконец, главное - авторские подписи к рисункам. До нашего времени в первоначальном оформлении дошли пять ливрезонов и один альбом в сафьяновом переплёте из собрания К.Я. Дарагана и два альбома из такого же материала, принадлежавшие В.Н. Баснину.
Семь альбомов, в которых сейчас сосредоточено собрание И.Д. Булычова, «организованы» в более позднее время уже самим владельцем. Однако эти переделки не уничтожили полностью отличительные особенности первоначального облика тех ливрезонов (тетрадей), из которых альбомы составлены. К более позднему времени, видимо, относится и альбом С.Г. Волконской.
Сохранились, кроме того, три альбома в первоначальном оформлении, принадлежавшие А.И. Давыдовой, А.И. Орлову и В.Я. Руперту, в которых акварели П.И. Борисова занимают место в ряду рисунков и литературных произведений разных авторов. Для этих собраний П.И. Борисов делал рисунки на листах, соответствующих размерам данных альбомов. Таким образом, акварели П.И. Борисова, за исключением одного отдельного листа из собрания К.Я. Дарагана и четырёх акварелей с изображением камеры И.И. Пущина, сосредоточены в девятнадцати ливрезонах и альбомах, шестнадцать из них заполнены только рисунками П.И. Борисова.
Оформлением работ П.И. Борисова занимался его брат. Андрей Иванович Борисов был не только прекрасным натуралистом и помощником Петра Ивановича во всех его естественнонаучных наблюдениях и коллекционировании местной флоры и фауны, но и обладал незаурядным художественным даром. В молодости он вместе с отцом занимался архитектурными работами в маленьких городках и помещичьих усадьбах Слободской Украины; в Малой Разводной по его проекту был построен собственный дом братьев и отделан дом А.З. Муравьёва.
Помимо переплетения книг и журналов, чем А.И. Борисов славился ещё со времени пребывания в Читинском и Петровском острогах, на поселении он занимался изготовлением различных поделок из картона и дерева. С его оценкой произведений изобразительного искусства считались А.З. Муравьёв и В.Н. Баснин при работе по оформлению коллекции последнего. Будучи человеком не менее независимого и гордого нрава, чем его младший брат, Андрей Иванович за эту работу взять вознаграждение от В.Н. Баснина отказался. Всеми необходимыми для переплётных работ материалами и инструментами Борисовых обеспечивали С.Г. Волконский и В.Н. Баснин.
Нельзя не выразить уверенности в том, что в дальнейшем будут обнаружены ещё многие живописные работы П.И. Борисова. Разыскание рисунков, известных по литературе, но не выявленных до сих пор, не может не быть плодотворным, поскольку все те источники, на основании которых устанавливается сам факт их существования, и прежде всего «Книга доходов», отличаются исключительной достоверностью.
Не может вызвать сомнения и то, что найдутся и другие рисунки П.И. Борисова, остающиеся ещё совсем неизвестными. Можно надеятся, что будут обнаружены акварели, которые Пётр Иванович, скорее всего, делал для Е.Д. Ильинской, М.К. Юшневской, В.А. Муравьёвой. Екатерина Дмитриевна Ильинская, сестра Дмитрия Дмитриевича Старцева, селенгинского купца, большого друга братьев Бестужевых, была женой казематского врача декабристов Дмитрия Захаровича Ильинского. После его смерти она стала невестою П.И. Борисова, брак этот расстроился, но привязанность к ней П.И. Борисов сохранил на всю жизнь.
Мария Казимировна Юшневская сблизилась с братьями Борисовыми в Петровском заводе, откуда она нередко писала за них письма, поскольку декабристы, находясь в заключении, не имели права переписки, на поселении она была их помощником и верным другом; добавим, что супруги Юшневские принадлежали к числу почитателей таланта П.И. Борисова. Вера Алексеевна Муравьёва, жена Артамона Захаровича, в Сибирь по состоянию своего здоровья приехать не смогла, хотя имела такое намерение. Для Борисовых же А.З. Муравьёв был одним из наиболее близких людей, неизменная их дружба началась в Благодатском руднике, где они жили втроём в таком тесном чулане, что с трудом размещались там на ночлег.
Пётр Иванович Борисов воплощал в себе тот идеал художника, каким мыслили его декабристы, судя по словам Н.А. Бестужева: «Художник должен быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель».
Собрание акварелей Петра Ивановича Борисова, созданное им в условиях каторги и ссылки, навсегда запечатлело картину живой природы, фауны и флоры Восточной Сибири того времени. Оно представляет собою удивительный памятник, ценный источник для истории русской науки и культуры.
К.С. Куйбышева, Н.И. Сафонова