© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Борисов Пётр Иванович.


Борисов Пётр Иванович.

Posts 11 to 20 of 24

11

№ 6

П.И. Борисов - В.С. Шапошникову2

Подлопатки. 1 октября 1839 г.

Милостивый Государь Владимир Сергеевич.

Быть вместе с братом было и всегда будет постоянным единственным моим желанием, тюремное заточение казалось мне не столь тягостным потому, что я был подле него, каждый день мог его видеть, ходить за ним, во время болезни утешать и облегчать его горести. Он никогда не был для меня тяжким бременем, в особенности же после освобождения нашего, а я, как прежде, так и теперь, для него необходим.

С юных лет соединяет нас не одна братская любовь, но и дружба. Эта дружба росла с летами, укреплялась от несчастий, испытываемых нами. Мы были уверены, что один только гроб в состоянии разлучить нас, но вдруг, когда менее всего думали мы о разлуке, когда надеялись отдохнуть от гонений судьбы и насладиться сколько-нибудь спокойствием безмятежной жизни, вдруг, не знаю почему и как, нас разлучают, у меня отнимают брата и друга. У него все - я уверен, что это делано с благим намерением, с целью доставить пользу нам обоим; но, вероятно, генерал-губернатору представили положение моего брата в ложном преувеличенном виде.

Дня два тому назад Вы сами изволили видеть обоих нас, говорили с моим братом и можете судить, что ум его очень далек от помешательства и его поступки не заслуживают никаких строгих мер. Он бывает иногда в меланхолии, к которой примешивается даже несколько мизантропия, однако же, мизантропии безвредной. Он боится людей, не желая им зла, ненависть не сродни его сердцу. Никогда не впадает в безумие, тихой и даже робкой его нрав, недоверчивость к людям, опасение навлечь на себя и на других малейшие подозрения, подвергнуться стеснительности, нести снова тяжесть наказания служат лучшим ручательством, что он не сделает ничего вредного и не нарушит общественного порядка и спокойствия.

Я желал быть поселенным близ города или неподалеку от такого места, где бы в случае болезни которого-нибудь из нас можно было иметь скорое пособие медика, а не для того, чтобы врачевать меланхолические припадки моего брата. Вам известно, что искуснейшие врачи редко успевают в исцелении нравственных недугов, их исцеляет почти всегда тихая, спокойная жизни и время. Наилучшее и действительнейшее лекарство для успокоения моего брата, для рассеяния его меланхолии - уединенная и спокойная жизнь, занятия, согласные с его вкусом, и мое присутствие. Все это я могу доставить ему сам, не утруждая начальство, как скоро куплю или выстрою собственный дом, и в этом случае все мои заботы, все труды будут для меня удовольствиями.

Будучи уверен в доброте Вашего сердца, также и в скромности моей просьбы, я смело прибегаю к вам и прошу исходатайствовать мне у генерал-губернатора дозволение провести остаток моей жизни вместе с моим братом, умереть на руках его, я готов на все, только бы с ним.

Если нельзя возвратить его ко мне на поселение в Подлопатки, отдать на мои руки, если я не могу служить порукою, что он не причинит никаких хлопот начальству, то покорнейше прошу поместить и меня в Удинскую больницу, чтобы я мог ходить сам за моим братом и облегчать его страдания, которых он вовсе не заслужил и которым я один причиною. В полной уверенности, что вы не откажете довести до сведения генерал-губернатора моей просьбы, примите участие в положении моего брата и великодушно извините огорченного брата за длинное, несвязное и ошибками наполненное письмо.

Честь имею быть, Милостивый Государь, Ваш покорнейший слуга Петр Борисов.

ГАРФ, ф. 279, оп. 1, ед. хр. 207, л. 22 об. -24.

12

№ 7

П.И. Борисов - С.Г. Волконскому

Подлопатки. 19 марта 1841 г.

Почтеннейший Сергей Григорьевич.

Бремя не может переменить такого сердца, как Ваше, и его расположение, наверное, не подверглось разрушительному влиянию разлуки, невзирая на то, что мы уже очень давно не писали друг к другу. С полным убеждением в справедливости этого мнения беру перо и хочу писать к вам о мелочах, собственно меня касающихся.

Невыгодное местоположение бедной нашей деревушки, лежащей в глуши среди песков и гор, заставили меня, наконец, согласиться с желанием моего братца просить перевода на ту сторону Байкала, предоставляя воле и усмотрению высшего начальства назначить для нас любое из селений, находящихся неподалеку Иркутска. Вчерашний день мы оба написали просительные письма к графу Бенкендорфу и генерал-губернатору.

Представьте, сколько встретилось нам затруднений. Мы не знаем не только формы писем такого рода, но даже адресов, однако же, трудности не могли удержать нас. Мы кое-как преодолели их; не знаю, какое будет следствие; но думаю, что граф и генерал-губернатор извинят невежество отшельников и, устранив форму, обратят внимание на сущность дела. А как просьба наша, кажется, весьма основательна, то полагаю, что она не будет оставлена без удовлетворения.

Но это, почтеннейший Сергей Григорьевич, одно вступление, настоящее дело еще впереди, однако, и о нем стану говорить тотчас; вероятно, вы слышали от Александра Викторовича [Поджио], что при отправлении нашем из Петровского Завода я надеялся по приезде на поселение, не медля нимало, начать строиться и хозяйничать, сеять и жать или по крайней мере косить, почему наделал слишком на сто рублей железных вещей, необходимых в домашнем быту зажиточного поселянина, и запасся разной величины стеклами. Согласитесь, что в моих надеждах я был не слишком [нрзб], однако, злая судьба чуть-чуть не сравняла меня с бедным мечтателем [нрзб].

К счастью моему, железо не так ломко, как хрусталь и фарфор и, пролежав больше полутора года бесполезно, не повредилось ни в чем. Правда, оно занимало значительное место в тесной нашей избе, но не было в тягость. Участь стекол иная, их довольно убыло, поэтому я не скажу о них ни слова более, а займусь одним железом. В случае перевода нашего под Иркутск я не знаю, что с ним делать: везти ли его с собой или продать здесь, но как и кому? Между крестьянами нашей деревни едва ли найдутся требователи на мои железные поделки. В своих избах многие из них и стекла почитают излишнею роскошью, несовместимым с крестьянским бытом. Самое же ближайшее из окрестных селений лежит от нашей деревни в 25 верстах, все прочие - в 40 и более.

Сам я не могу выехать из места моего поселения; найти человека, который бы взялся торговать за меня, бросив хозяйство, очень трудно. Следовательно, продажа этих произведений в здешних местах не только убыточно, но и крайне затруднительно. Жаль отдать за бесценок хорошие и необходимые для дома вещи, особенно, при моих обстоятельствах, когда сто рублей составляют весьма значительную сумму. Вот что заставляет меня беспокоить Вас моим письмом и просить позволения прислать к Вам мои железные поделки заранее, пока летний путь и море не затрудняют пересылку и не увеличивают цену провоза; но вместе е тем просить и совета: каким образом я должен адресовать к Вам мою посылку?

Если мы будем переведены в соседство Иркутска, то мне кажется, что полезные вещи пригодятся для дома. Тогда я попрошу доставить их в будущее место моего поселения, в противном случае стану просить Вас взять на себя труд сбыть их по сходной цене. Вы знаете, что они стоят, не считая провоза, а поблизости такого многолюдного города, наверное, найдутся покупщики на товар этого рода.

Зная доброту Вашего сердца, почтеннейший Сергей Григорьевич, я обращаюсь к вам прямо с твердой уверенностью, что Вы извините меня. Если важное мое дело покажется Вам ничтожною безделицею - ценность богатств вещь сомнительная, важность ее увеличивается и уменьшается беспрестанно, смотря по лицам, времени и обстоятельствам. Эта пошлая истина говорит в мою пользу, и мою заботливость о железных поделках спасает от смешного.

Потрудитесь поклониться от меня Александру Викторовичу [Поджио], скажите ему, что Фишер3 посмеялся над знаниями петровских ботаников и до сих пор не может понять, каким образом человек, занимающийся составлением флоры Восточной Сибири или по крайней мере цветники или букеты сибирских цветов, не знает растения, самого обыкновенного во всей Даурии, уже около 100 лет известного всем ботаникам и даже простым любителям цветоводства.

Он без сомнения догадается тотчас, что речь идет о слабительном корне, которого семена и с тщанием отделанный рисунок был выслан и Санкт-Петербург как диковинка, как английский мог Русское или, лучше сказать, сибирское название этого растения мужик-корень, принятое нашими ботаниками, происходит от его корня, который имеет некоторое сходство с человеческой фигурой, а латинское Stellera chamejasme [стеллера карликовая] дано в честь ученого Стеллера, которым оно открыто.

Этот вид Стеллера с двумя другими составляет особенный род и принадлежит к одному семейству с [нрзб] кружевное дерево, то есть к семейству thymeleасеа [ягодниковые] новейших французских ботаников - нельзя не вспомнить русской пословицы: «Век живи, век учись». Княгине свидетельствую глубочайшее мое почтение и Мишеньку поздравляю с прошедшим его праздником - днем рождения. Неллинька, вероятно, меня забыла, но я помню очень хорошо всех тех, которые оказывали мне, какое могли, расположение, и остаюсь с преданными чувствованиями признательности и уважением вашим

Петром Борисовым.

P. S. Еше просьба, почтительнейший Сергей Григорьевич: посылаю к Вам письмо к моим сестрицам. Потрудитесь отправить его в с. Баромлю Харьковской губернии Ахтырского уезда. Не получил до сих пор ответа от родных на письма, отправленные мною с исхода прошедшего года. Я предполагаю, что они затерялись на почте, а виною тому может быть ошибочный адрес. Вы, конечно, найдете средства вернее меня адресовать приложенное при сем письмо, и с Вашей помощью я надеюсь быть обрадован ответом. Извините мою докучливость.

ГАРФ, ф. 279, оп. 1, ед. хр. 207, л. 2 об.-4 об.

13

№ 8

П.И. Борисов - Н.Я. Фалькенбергу4

Малая Разводная. 6 февраля 1842 г.

Ваше превосходительство, Милостивый государь.

Со времени поступления моего с родным моим братом на поселение Верхнеудинского округа в селение Подлопаточное претерпели мы жесточайшую нужду и недостаток в пропитании нашем. Принужденный находиться безотлучно при больном моем брате Андрее, не мог я ничего предпринять к снисканию себе пропитания, а родные мои, будучи сами в недостатке, не имеют возможности оказать нам ни малейшего пособия.

После перевода нашего на поселение в Малую Разводную узнал я от поселенных моих товарищей, что неимущему из них отпускается но высочайшей воле Государя ежегодно денежное пособие. Находясь с братом моим и ныне в том же недостатке средств к нашему пропитанию, я прибегаю к Вашему Превосходительству, покорнейше прося ходатайства Вашего о назначении нам с братом каждому того самого пособия, каким пользуются прочие поселенные мои товарищи и, хотя, вероятно, встретятся затруднения с выдачей нам денег за прошедшее время, однако, не теряю надежды, что ходатайство Вашего Превосходительства доставит нам это пособие. Получив деньги, следуемые нам со дня нашего поселения, то есть с 27 июля 1839 года, я найду возможность построить домик, обзавестись хозяйством и устроить больного брата моего.

С истинным уважением честь имею быть Вашего Превосходительства, Милостивый государь, покорнейший слуга Петр Борисов.

Отдано лично генерал-майору Николаю Яковлевичу Фалькенбергу 6 февраля 1842.

ГАРФ, ф. 279, ста. 1, ед. хр. 207, л. 10 об.-11.

14

Примечания:

1. Это граф Абрам Гаврилович Волькенштейн, который помогал сёстрам Борисовым.

2. В.С. Шапошников - Верхнеудинский окружной начальник, позже комиссионер компании по поиску золота.

Письмо написано при следующих обстоятельствах. В годы жизни на каторге и на поселении А.И. Борисов страдал временными припадками душевной болезни, не носившей, однако, буйного характера и не требовавшей его изоляции от общества. Во всяком случае перед начальством Читы и Петровского Завода никогда не возникал этот вопрос и ни один декабрист не писал о каких-либо признаках буйства у него. Наоборот, его поведение было тихим, незаметным. Правда, своеобразием его поведения было то, что он не переносил другого общества, кроме брата и отдельных декабристов; в иных же случаях он убегал в какой-нибудь закуток.

После выезда Борисовых на поселение в Подлопатки новый генерал-губернатор Восточной Сибири В.Я. Руперт получил каким-то образом известие о болезни Андрея Борисова и распорядился о немедленном его помещении в Верхнеудинскую больницу, в отделение сумасшедших (ГАИО, ф. 24, оп. 3, ед. хр. 389, картон 15, л. 121).

Ни просьбы товарищей Борисовых, ни ходатайство отдельных иркутян - друзей декабристов, ни слёзы жены Руперта не помогли отменить это жестокосердное в данном случае распоряжение. Только получив донесение, что А. Борисов отказался принимать пищу и его здоровье в этой связи находится в опасности, Руперт согласился отменить своё прежнее распоряжение и отправить декабриста снова в Подлопатки.

Публикуемое письмо к Шапошникову написано П. Борисовым на следующий же день после того, как брат был увезён в Верхнеудинск.

3. Ф.В. Фишер (1782-1954) - русский ботаник-систематик, член-корреспондент Петербургской академии наук, в 1824-1850 годах директор Петербургского ботанического сада.

4. Н.Я. Фалькенберг - начальник 8-го округа корпуса жандармов. Способствовал переводу Борисовых из Подлопаток.

15

Из показаний П.И. Борисова1

Имя мое Петр, отечество - Иванов, от роду имею 25 лет2.

Воспитывался в доме моего родителя, он же был моим учителем и наставником, но кроме российского языка, географии, истории, математики и первых начал астрономии никаких других наук не преподавал, и мнений относительно правительства я от него никаких не заимствовал.

Я старался до производства в офицеры усовершенствовать себя в математике и артиллерии, но имел более склонности к натуральной истории, философии и морали и после моего производства совершенно предался сим последним.

Будучи юнкером, слушал курс чистой математики, артиллерию и фортификацию полевую и долговременную у штабс-капитана Берстеля, что ныне подполковник и командир 2-й легкой роты 9-й артиллерийской бригады. Особенных лекций кроме вышеупомянутых ни в каких предметах наук никогда ни у кого и нигде не брал. Собственному моему старанию и прилежанию обязан я познанием французского языка и польского, также и других наук, кроме вышеупомянутых; в них я не имел другого наставника кроме терпения и желания образовать себя.

Никто не внушал мне вольнодумства и либеральных мыслей. Чтение греческой и римской истории и жизнеописания великих мужей Плутарха и Корнелия Непода поселили во мне с детства любовь к вольности и народодержавию; впоследствии жестокости командиров к их подчиненным питали оную и раздували час от часу более.

В 1819 году, незадолго до похода в Грузию той роты, в коей я тогда находился, командир оной наказывал палками за пьянство и растрату денег бывшего фельдфебеля, фейерверкера и рядового при сборе всей роты без рубашек, по приказу начальника артиллерии в корпусе. Я был до того тронут, что вышел из фронта и давал самому себе клятвы уничтожить наказание такового рода, хотя бы сие стоило мне жизни.

Несправедливости, насилие и угнетения помещиков, их крестьянам причиняемые, рождали во мне всегда подобное чувствование и укрепляли в моем уме либеральные мысли. К сему способствовали также неудовольствия и огорчения, собственно мною получаемые. Я любил читать и размышлять, всякую новую мысль хотел, прежде нежели сделать ее своею, разобрать и доказать самому себе истину оной, но, будучи ослеплен любовию к демократии и свободе, каждую вольную мысль находил справедливою и не мог ничем опровергнуть оной. Для чтения избирал сочинения только тех писателей, коих мысли и дух были сходны с моими; таким образом я нечувствительно сделался либералом.

Желание быть полезным человечеству занимало меня всегда: я положил себе за правило искать истину и думал, что, образовываясь в мнениях, меня погубивших, я ищу ее и найду. Общее благо есть верховный закон, вот максима, которая была основанием и моей религии и моей нравственности. Мой родитель не старался влить в меня чрезмерной набожности; он часто говорил мне, что богу приятнее всех жертвоприношений видеть человека честным и делающим добро, что бог смотрит не на полные, но на чистые руки, а еще более на чистое сердце; однако не поселял в душе моей вольнодумства.

Сомнениями же моими относительно некоторых мест Старого завета и некоторых обрядов, установленных церковью, о коих не говорит Иисус Христос, я одолжен некоторым французским авторам и собственному своему рассудку, который во всем заблуждался. В моем вольнодумстве укрепляли меня притеснения многими священниками как нашей, так и католической церкви, их прихожанам оказываемые, также как и худая мораль некоторых из них. Однако я не без веры...

Разгоряченный мечтами3, в 1823 году, познакомившись с поляком Люблинским, который показался мне сначала человеком опытным, предложил я моему брату составить тайное общество, целию коего был бы отдаленный и сделанный без больших потрясений государственный переворот, и пригласить к сему помянутого поляка как человека с хорошими сведениями.

После некоторых размышлений мы открылись в сем Люблинскому, который, уступя моим просьбам, дал мне слово помогать в учреждении общества такового рода. Соединить вместе все славянские поколения и сделать оные свободными показалось мне предприятием блистательным, ибо я думал чрез то доставить счастие не только моим соотечественникам, но даже другим народам. Написанные мною правила и клятвенное обещание были переведены на польский язык Люблинским; сим только одним он способствовал к учреждению Славянского Союза...

Цель Соединенных Славян состояла в том, дабы соединить славянские поколения федеративным союзом; в центре союза построить город, в который бы посылались депутаты от славянских народов и находилось главное управление федеративного союза. На берегах же морей, близ славянских земель лежащих, основать торговые порты. Верных средств к достижению сей цели мы не имели. Умножение членов и образование себя в науках и художествах были одними нашими занятиями. Я не мог ничего сделать более, как только начертать план цели сего общества; времени и гению предоставлено было произвести оный в действие...

В 1825 году, не упомню какого именно числа августа, когда наша бригада пришла на маневры под местечко Лещин, я увиделся с Тютчевым и был им уведомлен о существовании Южного Общества, коего членами были подполковник Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин, с которыми он взялся меня познакомить. Сначала, не зная, что сие общество было очень многочисленно и какая цель оного, я думал присоединить оное к Славянскому Союзу, о чем говорил Иванову и Горбачевскому, но после, осведомись о всем подробно и чувствуя малочисленность и слабость своего общества, я не мог ничего говорить против предложения, которое делал мне и Горбачевскому Бестужев-Рюмин дабы соединиться с ними, хотя некоторые члены и не совсем были на сие согласны. Наша цель, говорил он нам, очень многосложна, а потому едва ли можно достигнуть ее когда-нибудь; к тому же надобно более думать о своих соотечественниках, нежели о иноземцах. Я и мои товарищи сим убедились...

Государственный Завет, данный Бестужевым Спиридову, был следующего содержания: выгода России и подвластных ей народов, могущих пользоваться самобытностию и независимостию, определяют границы оной. Польша признается независимою и самостоятельною. Все племена, населяющие Российское государство, принимают наименование русских. Все сословия уничтожаются и сливаются в одно гражданское. Государство разделяется на 3 округа: столичный, Донской и Киргизский и 5 губерний. Губернии разделяются на уезды, уезды - на волости; волость состоит из 1000 душ.

Земля в волостях делится на участки, и каждому гражданину дается участок. Оставшиеся участки от раздела принадлежат всей волости и отдаются в наем, но не более как на один год. Государство состоит из народа и правления. Власть народа сосредоточивается в столице. Столица - Москва или Нижний Новгород. Каждая волость имеет два списка: волостной и скарбовый4, подать платится с земли.

Каждый гражданин вносится в волостной список в одной только волости, ибо сие означает его политическое состояние, но он может быть записанным в скарбовых списках многих волостей, кои показывали его имущество. Законодательная власть поручается Народному вечу, состоящему из 5 народных депутатов, выбранных на один год; исполнительная же власть отдается в руки Державной думе, состоящей тоже из пяти депутатов, выбранных из среды народа на один год. Первым поручается объявлять войну и заключать мир, вторым - вести войну и трактовать о мире.

Кроме сих двух властей находится блюстительное сословие, именующееся Верховным собором и состоящее из пятидесяти членов, избранных народом и остающихся в сем соборе до своей смерти. Они называются боярами. Сим боярам предоставляется власть блюстительная; они должны удерживать законодательную и исполнительную власть в пределах законности. Никакой закон, изданный Народным вечем, без утверждения Верховного собора не мог быть приведен в исполнение Державною думой.

Каждый гражданин был бы уведомляем о предлагаемом для утверждения законе и мог делать на оный свои замечания. Губернии находятся на военном положении. Войско повинуется Державной думе и по выступлении только за пределы отечества главнокомандующий принимает над оным начальство. Губернии управляются воеводами и посадскими: прежде заводится все это в казенных селениях.

Господские крестьяне окупают их вольность деньгами или летнею работою и, сделавшись свободными, поступают в волости, получают там участки и записываются в волостном и скарбовом списках. Также должны поступать и дворовые люди. Подробности о влиянии Народного веча на Верховный собор воевод и посадских я не упомню; также забыл, кем были назначаемы в губернии воеводы и посадские: Народным вечем или Верховным собором. Я читал сей Государственный Завет только однажды, когда переписывал его по просьбе Пестова...

После соединения Славянского Союза с Южным Обществом сей союз совершенно уничтожился5. Мы оставили цель и правила, коим следовали прежде, PIиз всех членов у меня только осталось Клятвенное обещание и Катехизис.

Прежние Славяне думали только о введении конституции в свое отечество; из числа их Выгодовский не был принят в Южное Общество по причине подозрения, которое на него имел Бестужев-Рюмин; Жебровский - потому, что прервал со мною все сношения при самом своем вступлении; Высочин отказался еще прежде, когда было предложено сделать собрания, быть славянином и не входить после с нами ни в какие связи; граф Макгавлий6, также как и мой брат Андрей, по причине их отдаленности - их принятие оставлено было до случая; наконец, Люблинский подобно Высочину не хотел иметь никаких тайных сношений с нами, и я его подозревал с некоторого времени и начал опасаться, о чем говорил Горбачевскому и предостерегал Бечасного и Андреевича 2-го, дабы они не были с ним слишком откровенны...

Не бывши еще членом Южного Общества и не имея в виду никакой цели, обходился я всегда с моими подчиненными ласково7, был снисходителен к их ошибкам, а иногда в годовые праздники и торжественные дни, ежели у меня случались деньги, давал им на водку, чем и внушил в них к себе некоторую привязанность. Фейерверкера же Зенина расположил к себе тем, что в свободное время показывал ему по его просьбе арифметику и геометрию. После сентября месяца 1825 года, когда сообразно наставлениям, полученным от Бестужева, должен был я действовать на солдат, то сделал некоторые наблюдения над духом оных, решился употребить к сему фейерверкеров лучшего поведения.

Зенин был первый, на которого я обратил внимание, и старался от него узнать довольны ли солдаты их нынешнею участию (хотя уже заметил их неудовольствие) и, вошедши с ним в подробности, говорил ему, что о них, также как и вообще о низшем сословии людей, заботятся многие значительные особы и стараются о том, дабы облегчить их жребий; что им не должно только унывать, быть твердыми и в случае нужды решиться умереть за свои права; что ежели они исполнят все это; то лета их службы уменьшатся. Командиры и частные офицеры не будут их обижать более по своим капризам; ошибки во фронте не навлекут палочных ударов и проч. Однако, между прочим, прибавил, что сие хотят сделать таким образом, чтобы не нужно было никому умирать.

Точно так же поступал я, разговаривая с другими. Сначала они колебались, но, обольщенные представляемою им золотою будущностию, говорили мне неоднократно, что рады со мною умереть; однако на солдат действовать опасались, хотя я о перевороте говорил слегка и требовал только, дабы они старались извлечь солдат из уныния, в коем они погруженными находятся, удалить от них безнадежность, что жребий их никогда перемениться не может, заставить жить в согласии друг с другом, повиноваться фейерверкерам, удаляться пьянства, быть твердыми и готовыми на все.

В конце минувшего года мои поверенные доносили мне, будто бы они говорили солдатам, хорошее поведение и твердость характера коих они знали, о всем том, что я от них требовал, но что немногие сему верят и расположены следовать моим советам и что один бомбардир, после того как фейерверкер упрекал его за дурные поступки и прибавил, что ежели бы он не предавался пьянству и поступал так, как должно хорошему солдату, то его бы участь облегчилась и его никогда не наказывали бы палками, сказал своим товарищам на другой день: «наш фейерверкер хочет итти против закона». Сей случай и подобные привели в робость моих поверенных и ослабили их усердие.

[i]Однажды фейерверкер Кузнецов на мой вопрос, что нового, отвечал мне: «вчера мы говорили между собою о всем том, что от вас слышали, и готовы следовать за вами всюду, ежели только увидим, что здесь нет ничего худого; в противном случае мы ни за что не беремся и не делаем одного шагу с места». Все же вообще твердили беспрестанно, а особенно в начале сего года: «мы опасаемся, чтобы это не был бунт и чтобы с нами не случилось того же, что случилось с лейб-гвардии Семеновским полком».

И я заметил, что мои уверения были тщетные. Родичев и Крайников были более склонны следовать моим внушениям, также как и их сослуживцы; к сему их располагали более всего притеснения, ими получаемые; мои обещания имели над ними более власти; многие солдаты 2-й легкой роты, по их словам, были готовы итти за нами туда, куда мы их поведем (Крайников думал прежде, что я и мои друзья хотим бежать за границу). «Для нас лучше умереть, - говорили они, как доносили это поверенные, - нежели вести таковую жизнь»...

1-й батарейной роты фейерверкеры Гончаров, Васильев, Кузнецов и Фадеев были приготовлены мною так, как и Зенин, но действия их ограничивались, как мною уже сказано, тем, чтобы, расположивши к себе солдат, подать им надежду лучшей будущности, внушить дружество, согласие, бодрость и твердость, отвлечь от пьянства, усыпляющего в них все чувствования, и тем приготовить к решимости следовать дальнейшим моим внушениям. 2-й роты фейерверкер Родичев, Зенин, Евдокимов и канонир Крайников поступали точно так же; я никогда не говорил им о возмущении открыто, заметив их сомнения, и не открывал никаких решительных действий, до преобразования относящихся...

Целию сего общества8 сначала были одни правила Питагоровой секты: усовершенствование себя в науках, художествах и добродетели, любовь и дружба. Еще теперь можно найти в моих бумагах девиз, сделанный мною для сего общества: две руки, соединенные вместе над жертвенником, с надписью: «La gloir, l'amour et l'amitie»9. Оно было названо общество Первого согласия. Потом мы присоединили к прежней цели усовершенствование нравственности и очищение религии от предрассудков.

Наконец, я убедил Волкова10 и моего брата, которые мне в этом противились, присоединить к первой цели основание известной республики философа Плотина и согласил их принять имя Друзей Природы, написал большую часть правил, клятвенное обещание и устав сего общества, а девизом оного сделал солнце, выходящее из-за горного хребта и рассеивающее своими лучами собравшиеся над ним тучи, с надписью «взойду и рассею мрак». Но вскоре после нашего производства все это было оставлено; тетрадка, содержащая в себе все вышеупомянутое, писанная моею рукою, предана огню моим братом, а рисунки моей же работы, не помню каким образом, уцелели в его бумагах...

После того как общество Друзей Природы уничтожилось, я часто говорил брату, каким бы образом снова воскресить оное. Различные огорчения сделали моего брата недовольным правительством; я с младенчества был влюблен в демократию; очень часто, еще будучи дома, мой брат ссорился со мною за моих греков и римлян; ему не нравились мои политические мнения; он был врагом народодержавия; но в 1823 году наши мнения сделались почти сходными между собою, и мы предполагали установить общество, целию которого бы было, в то время когда члены оного значительно умножатся, требовать от государя положительных законов, коим бы он сам был подчинен. Умеренная монархия занимала мысли брата, а я для избежания ссор, как и прежде, соглашался с ним часто против своего сердца.

Познакомившись с поляком Люблинским, я предложил брату открыть ему, Люблинскому, наши намерения и просить его совета; он на сие согласился, общество установлено; цель его - соединение славянских племен. Ни мой брат, ни Люблинский не участвовали в составлении Клятвенного обещания и Катехизиса Соединенных Славян; это - мое произведение; я бы легко мог сие доказать ответом моего брата на мое письмо, писанное мною к нему в то время, когда я узнал о смерти моей бабушки и болезни моего отца, ежели бы оный был цел.

В сем ответе мой брат, стараясь меня утешить, между прочим, писал: «я не мог верить, чтобы сии строки начертала та рука, коею были написаны P. S: S и Р», также одною записочкою Люблинского, в коей он, препровождая ко мне следующую Апотегму* на французском языке, говорит: поместите это там, где вы найдете приличным. Люблинский по моей просьбе перевел только Катехизис и Присягу на польский язык. - Федеративный союз славянских поколений, подобный греческому, но гораздо его совершеннее, был моим прожектом.

Я же в 1825 году согласил Славян учредить собрания и в первом из таковых намерен был предложить, дабы те из членов, кои имеют крестьян, позволили им окупить свою вольность, а не имеющие крестьян обязались бы вносить некоторую сумму денег и на оную покупать крепостных людей у господ, худо с ними обращающихся, а впоследствии отпускать их на волю. О сем намерении я говорил Кирееву и Красницкому11 и убедил их со мною согласиться. Но Тютчев своим открытием Южного Общества воспрепятствовал мне привести мой план в исполнение...

Вооружив вверенные нам части войск, я и другие члены думали исполнить клятву, данную Бестужеву в собрании, бывшем у Андреевича. Я предполагал соединиться с Муравьевым-Апостолом и подкрепить его, ибо хотя еще не слыхал о возмущении Черниговского полка, но полагал, что Муравьев не оставит им предпринятого, зная решимость и твердость его характера.

*Дух рабства обыкновенно показывается напыщенным, тогда как дух вольности - бодрым, а дух истинной великости - простым. - Прим. П. Борисова.

Брат привез ко мне письма от Киреева и Иванова; первый, уведомляя об опасности, нам угрожающей, и о том, что они видят беспрестанно провозимых чрез корпусную квартиру жандармами арестованных заговорщиков, писал, что они решаются по примеру Муравьева для избежания наказания умереть; второй советовал уведомить о сем всех наших друзей, как то Громницкого, Тютчева, Лисовского, Бечаснова и Горбачевского, но его записку и я не мог прочесть всю, потому что худо была написана.

Я не знаю, что писал Горбачевский к Спиридову, ибо не читал его записки; я же уведомлял в своем письме Тютчева, Громницкого и Лисовского об опасности, висящей над главами преобразователей, о приказе арестовать Бестужева и Муравьева, напоминал им данную ими клятву и честное слово и приглашал, возбудивши в солдатах революционный дух, итти в Новоград-Волынск, а оттуда, взявши артиллерию, - в Житомир, где будем думать о дальнейших предприятиях; к сему прибавил, дабы они удерживали солдат от убийств, насилий и грабежа.

Горбачевский после свидания с моим братом говорил мне, что сначала офицеры Пензенского полка не верили словам моего брата и что он едва мог убедить их в истине своего известия, показал письма Киреева и Иванова, которые они писали ко мне, также и мои к Тютчеву и другим писанными, что они соглашались последовать совету Муравьева и моему приглашению и намерены были тотчас послать в деревни за патронами и потом, вооружив свои роты, итти в Новоград-Волынск, и что Лисовский не надеялся на свою роту; при отъезде же брата они поехали советоваться с Спиридовым; что было после, я не знаю...

Пётр Иванович Борисов (1800-1854) - сын отставного штаб-офицера Черноморского флота; воспитывался дома. Основатель и главный деятель Общества соединённых славян; составил «Правила» и «Клятву» этого общества. Осуждён по первому разряду, приговорён к отсечению головы за то, что «умышлял на цареубийство, вызывался сам, дал клятву на совершение оного... учредил и управлял тайным обществом, имевшим целью бунт; приуготовлял способы к оному; составил катехизис и клятвенное обещание; действовал возбуждением нижних чинов к мятежу» (см. «Государственные преступления в России в XIX веке», т. I, Спб. 1906, стр. 56).

«Милосердный» Николай «даровал» П.И. Борисову жизнь, послав его в вечную каторгу. Тому же наказанию был подвергнут старший брат Борисова, Андрей. В каторжной тюрьме Борисовы, по отзывам начальства, были «всегда печальны, тихи, молчаливы и с большим терпением» переносили «своё состояние» (см. «Записки Марии Николаевны Волконской», Спб. 1904, стр. 146). В 1839 г. Борисовы вышли на поселение.

1 Показания П.И. Борисова опубликованы в его деле (см. «Восстание декабристов», т. V, стр. 7 и сл.).

2 Из собственноручно написанного показания (см. там же, стр. 21 и сл.).

3 Из собственноручного показания (см. «Восстание декабристов», т. V, стр. 28 и сл.). В первых показаниях, при аресте на юге и по доставлении в Петербург, П.И. Борисов сообщал неверные сведения, ссылался на умерших, других имён не хотел называть. «Решиться назвать их я не могу, ибо сам вовлёк в сие несчастное положение и внушил им сии мысли» (см. там же, стр. 19). За «чрезвычайнейшее упорство и закоснелость» царь велел 14 февраля заковать Борисова в цепи; расковали его только 30 апреля (см. там же, стр. 467).

4 Скарб (польское) - казна (государственная).

5 Настоящий отрывок интересен как свидетельство старания Борисова выгородить возможно больше товарищей по Тайному обществу.

6 Ф.А. Жебровский - частный служащий; освобождён под надзор после 2-месячного ареста. Макгавлий упоминается в деле Борисова несколько раз; в «Алфавите» не значится.

7 Настоящее показание - собственноручное, дано в ответ на соответствующие вопросы Следственной комиссии. Характеризует способы пропаганды Общества соединённых славян среди солдат (см. «Восстание декабристов», т. V, стр. 42 и ел.).

8 Из собственноручного показания (см. «Восстание декабристов», т. V, стр. 52 и сл.).

9 «Слава, любовь и дружба».

10 Волков - юнкер артиллерии. Следственная комиссия оставила «без внимания».

11 Николай Красницкий - отставной подпоручик пехоты; жил в Новоград-Волынске, член Общества соединённых славян. При аресте Красницкого в его бумагах «ничего предосудительного не найдено». Повелено освободить, но под надзор. Через несколько лет он был снова арестован и отдан в солдаты (см. «Восстание декабристов», т. VIII, стр. 101, 332).

16

Правила Соединенных Славян1

1) Не надейся ни на кого, кроме твоих друзей и своего [оружия]2. Друзья тебе помогут, [оружие] тебя защитит.

2) Не желай иметь раба, когда сам рабом быть не хочешь.

3) Каждый почтет тебя великим, когда гордости и избытку ты искать не будешь.

4) Простота, трезвость и скромность, сии блюстительницы, сохранят твое спокойствие.

5) Не желай более того, что имеешь, и будешь независимым.

6) Богиня просвещения пусть будет пенатом3 твоим и удовольствия с любовию водворятся в доме твоем.

7) Почитай науки, художества и ремесла. Возвысь даже к ним любовь до энтузиазма, и будешь иметь истинное уважение от друзей твоих.

8) Невежество с детьми своими - гордостию, суетностию и фанатизмом - да будет твоим злым духом Велзевулом.

9) Будешь терпеть все вероисповедания и обычаи других народов, пользоваться же только истинно хорошими обязан.

10) Будешь стараться разрушать все предрассудки, а наиболее до разности состояний касающиеся, и в то время станешь человеком, когда станешь узнавать в другом человека.

11) Будешь добродетельным, и добродетель целой жизни соплетет венец спокойствия для твоей совести.

12) Употребить даже свое [оружие], если того нужда будет требовать на защиту невинности, и от несправедливости и мщения не погибнешь, ибо друзья твои защищать тебя будут.

13) Будешь помогать своим рассудком и своим [оружием] друзьям твоим, ибо и они также помогать тебе будут.

14) Будешь таким, и гордость тирании своею суетностию падет пред тобою на колена.

15) Ты еси славянин и на земле твоей при берегах морей, ее окружающих, построишь четыре флота - Черный, Белый, Далмацкий и Ледовитый, а в средине оных воздвигнешь [город]4 и в нем богиню просвещения и своим могуществом на троне посадишь. Оттуда будешь получать для себя правосудие и ему повиноваться обязан, ибо оное с дороги, тобою начертанной, совращаться не будет.

16) В [портах]5 твоих, славянин, будут цвести торговля и морская сила, а в [городе] посреди земли твоей справедливость для тебя обитать станет.

17) Желаешь иметь сие! - соединись с твоими братьями, от которых невежество твоих предков отдалило тебя. Желаешь, все то иметь! - будешь жертвовать 10-ою частию твоих доходов годовых и будешь обитать в сердцах друзей твоих. L'esprit de servitude par ait naturellement ampoule, comme celui de la liberte est nerveux et celui de la vraie grandeur est simple, voila que vous devez observer, т. е. - дух рабства показывается обыкновенно надменным, подобно как дух вольности - бодрым, а дух истинной великости - простым. Вот что вы должны наблюдать6.

1 «Правила Соединённых Славян» («Катехизис») составлены П.И. Борисовым. Здесь печатаются по тексту его дела (см. «Восстание декабристов», т. V, стр. 12 и сл.). Другой экземпляр «Правил» сохранился в деле П.Ф. Выгодовского. Напечатаны также у М.В. Нечкиной («Общество соединённых славян», М.-Л. 1927, стр. 96 и сл.; здесь указаны все мелкие разночтения обоих текстов), в сборнике «Декабристы. Отрывки из источников», М.-Л. 1926, стр. 207 и сл., в «Хрестоматии по истории СССР», т. II, стр. 573 и сл., и др. Правописание текста, данного в сборнике «Восстание декабристов», т. V, здесь не сохраняется.

2 Слова в прямых скобках здесь и дальше вставлены в тексте, опубликованном в сборнике «Восстание декабристов», т. V, вместо изображённых в «Правилах» предметов; в данном случае в оригинале изображен штык. В подлинном виде все знаки воспроизведены у М.В. Нечкиной (см. «Общество соединенных славян», приложение); ср. у М.В. Довнар-Запольского (см. «Тайное общество декабристов», М. 1906, стр. 144 и сл.).

3 Пенаты - боги домашнего очага у древних римлян (родной дом).

4 В оригинале начерчен параллелограмм без верхней стороны; внутри его черта; выше черты - две точки, ниже - три, под тремя - одна; над чертежом - волнистая линия; весь чертёж - символическое изображение города.

5 Нарисованы три якоря - символ порта.

6 «Правила Соединённых Славян» переведены на польский язык Ю.К. Люблинским.

17

Присяга Соединенных Славян1

Вступая в число Соединенных Славян для избавления себя от тиранства и для возвращения свободы, столь драгоценной роду человеческому, я торжественно присягаю на сем оружии на взаимную любовь, что для меня есть божеством и от чего я ожидаю исполнения всех моих желаний.

Клянусь быть всегда добродетельным, вечно быть верным нашей цели и соблюдать глубочайшее молчание. Самый ад со всеми своими ужасами не вынудит меня указать тиранам моих друзей и их намерения.

Клянусь, что уста мои тогда только откроют название сего союза пред человеком, когда он докажет несомненное желание быть участником оного; клянусь до последней капли крови, до последнего вздоха вспомоществовать вам, друзья мои, от этой святой для меня минуты. Особенная деятельность будет первою моею добродетелью, а взаимная любовь и пособие - святым моим долгом.

Клянусь, что ничто в мире тронуть меня не будет в состоянии. С мечом в руках достигну цели, нами назначенной. Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий, пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян.

Если же нарушу сию клятву, то пусть угрызение совести будет первою местью гнусного клятвопреступления, пусть сие оружие обратится острием в сердце мое и наполнит оное адскими мучениями; пусть минута жизни моей, вредная для моих друзей, будет последнею, пусть от сей гибельной минуты, когда я забуду свои обещания, существование мое превратится в цепь неслыханных бед2, пусть увижу все, любезное моему сердцу, издыхающим от сего оружия в ужасных мучениях, и оружие сие, достигая меня преступного, пусть покроет меня ранами и бесславием, собрав на главу мою целое бремя физического и морального зла, выдавит на челе печать юродливого сына всей природы.

1 «Присяга Соединённых Славян» («Клятва») составлена П.И. Борисовым. Здесь печатается по тексту его дела (см. «Восстание декабристов», т. V, стр. 17 и сл.); впервые опубликована в 1906 г. М.В. Довнар-Запольским (см. «Тайное общество декабристов», стр. 145 и сл.).

2 Отсюда до конца «Клятвы» в списке при деле П.Ф. Выгодовского - другой текст: «Пусть увижу всё близкое к моему сердцу от сего оружия посреди страшных мучений издыхающим, а сей меч, достигая виновного, пускай покроет его ранами и бесславием и, собравши па голову того все тягости физических и нравственных зол, напечатлеет на сем челе печать отвержения от целой природы» (см. В.И. Семевский, Политические и общественные идеи декабристов, стр. 311).

18

Из переписки П.И. Борисова1

Письмо П.Ф. Выгодовскому2

Новоград-Волынск. 12 июня 1825 г.

Любезный друг Павел Фомич!

Чтение вашего письма наполнило мое сердце живейшею радостью и заставило забыть все мои огорчения. Я думаю, что вас не нужно уверять в справедливости моих слов, ибо вы знаете, как приятно сблизиться с человеком, умеющим ценить добродетель и чувствующим пользу, проистекающую от света истины. Такому человеку, как вы, слова друга не покажутся пустыми комплиментами, следовательно, с вами я могу говорить всегда откровенно. Не делаю на словах ненужных доказательств на справедливость моих чувствований.

Наш Катон3 жалуется на суетность мира, но что же делать? Должно себя ограничить малым числом друзей, коих расположение и участие стоят гораздо более, нежели все почести, оказываемые светскими невеждами таким людям, коих они не понимают. Оставим свет таким, как он есть. Мы будем усовершенствовать себя в священных правилах морали, морали не ложного, но истинного, которая считает первою обязанностью человека предпочитать всему в мире общественную пользу. Будем в тишине уединения искать святых истин.

Просвещение есть надежнейшее лекарство против всех моральных зол. Невежество никогда никого не делало счастливым, а было всегда источником лютейших бедствий человеческого рода. Итак, любить добродетель и истину - вот наша обязанность, иметь друзей и стараться заслужить их расположение - вот желание вашего до гроба Протагора4.

1825 года. Прериаля5 24 дня. Новоград-Волынск.

Потрудитесь приложенное письмо отдать Катону.

19

Ответ П.Ф. Выгодовского6

Я, будучи частью озабочен должностью, а частью через ожидание писать к вам вместе с любе[зным] Катоном, не отвечал вам тотчас по получении письма вашего...7 участия моего сердца в том доверии и расположенности, каковыми без заслуг моих на то вы удостоили меня. Но ныне приступаю к исполнению долга моего. В письме вашем, даже и в первых строках, нашел я начертание ваших огорчений и не понял, как может укрепитель духа других быть окружен в существенных обстоятельствах горестями.

Истинно соболезную и неужели льстить себе могу, что чтение моего письма или самое сближение наше могло укротить оные. Ежели вы, будучи окружены лично выбором друзей, согласных сердцу, не получали облегчения, то как я мог бы статься сему виновником? Нет, я не могу присваивать себе, то есть, есть в том другая причина, хотя она из одного источника происходит...8 Когда нечаянно подвиги человека получают желаемое внутреннее движение, это вдруг дает ему чувствовать некоторый род утешения...

В чьем сердце помещается храм добродетели9, тот верно будет в нем находить подобную радость. Сего-то счастия, сей дружественной любви, восхищающей в благородные и возвышенные чувства, я бы не согласился променять ни на мнимое горнее царство, ни на самый прелестями наполненный рай Магомета.

Нам приятнее, ежели кто разделяет с нами наше удовольствие, либо когда удовлетворим чьей пользе, нежели когда мы сами только благополучием пользуемся. И это - не суетная мечта: кто мыслит истинно благородно, чье сердце безинтересно, кто не живет добродетельно для боязни Тартара, либо для получения неописанного счастия Элисейского края10, а только совершает доброе единственно оттого, что оно само по себе лучше зла, тот может увериться, что это не есть одна мечтательность.

Недосуг не дозволяет мне дать и моих мнений насчет замечания К.11 о суетности мира, а более что к чему это отнесено, ибо ежели иногда говорим вообще о мире, в то время и себя не выключаешь.

К Н. О.12 я пишу особо, он от меня того требовал, а прочим, в числе коих знакомее мне г. Бечасный, присовокупляю здесь мои почтение и преданность.

Мессидор - термидор13

Здесь.

Алексею Ивановичу Тютчеву в Пензенский пехотный полк в Старо-Константинов. Петру Ивановичу Борисову в 8-ю Артиллерийскую бригаду.

20

Письмо П.Ф. Выгодовскому

[Новоград-Волынск. 11 июля 1825 г.]

Любезный друг Павел Фомич!

Приношу чувствительную мою благодарность за благородное ваше рвение помочь бедному страдальцу Л.14 Поверьте, что он умеет ценить участие, принимаемое в нем, за расположение, кое ему показывают. Но так, как каждый несчастный, он желает узнать, давно ли пошло о нем представление и какую можно надеяться резолюцию, почему и просит вас через меня, дабы вы потрудились о сем нас уведомить. Я же прошу вас приложить свои старания в его пользу.

Ваша защита ему нужна, ибо здешние католические священники ужасно противу его вооружаются и хотят сделать представление. Вы, конечно, спросите, за что? Смейтесь: он здесь три года и не был на исповеди, говорят они, и вот его вина. Я и вы согласны, что это нехорошо, но надобно вникнуть хорошо в сущность поступков обвиняемого человека. Я же и мои приятели ручаются всеми земными благами, что сей гонимый всеми Л. - человек набожный, обожающий бога всем сердцем, всем духом и всем разумом15.

Прощайте. Ваш до гроба Борисов-2.

1825-го года. Мессидор 23 дня. Лагерь близ Новоград-Волынска.

P. S. И я свидетельствую мое почтение. Просим о ходатайстве от суеверов за нашего Юлияна. Ваш по гроб Сципион16.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Борисов Пётр Иванович.