№ 2 (1)1
Секретно
От главнокомандующего 2-ю армиею генерала от кавалерии графа Витгенштейна
Господину военному министру генералу от инфантерии и кавалеру Татищеву
Вследствие отношения вашего высокопревосходительства от 21 генваря за № 169 с изъяснением высочайшей воли государя императора о взятии под арест и отправлении в С[анкт]-Петербург 36-го егерского полка майора Мартынова имею честь уведомить, что в то же время был послан мною генерал-вагенмейстер армии подполковник Макаров, который по опечатании бумаг доставил оные сюда вместе с ним.
Но как майор Мартынов оказался весьма в болезненном положении, то и предписал я дежурному генералу армии приказать его освидетельствовать в присутствии его и подполковника Макарова генерал штаб-доктору армии статскому советнику Ханову, // (л. 1 об.) дивизионному доктору коллежскому советнику Шлегелю и старшему врачу Тульчинского гошпиталя коллежскому асессору Милованову.
И как по свидетельству, препровождаемому у сего в подлиннике с рапортом дежурного генерала, оказался он, Мартынов, трудно больным и притом по болезни сей, как медиками описывается, может ему последовать скоропостижная смерть, почему и приказал я снять с него, Мартынова, по сему делу показание, а впоследствии, по показанию подпоручика Заикина, взяты от него дополнительные объяснения, которые в подлинниках препровождаю к вашему высокопревосходительству.
Буду иметь честь ожидать уведомления вашего насчёт отправления майора Мартынова, который, как выше значится, по тяжёлой болезни отправиться в Санкт-Петербург теперь не может. // (л. 2) Ныне же он содержится за строгим караулом.
Главнокомандующий 2-ю армиею генерал от кавалерии граф Витгенштейн
№ 201
9 февраля 1826-го
Тульчин // (л. 3)
От 36-го егерского полка майора Мартынова требуется следующее объяснение.
1) По объявлению вашему о знакомстве с свиты его императорского величества подпоручиком2 Заикиным, часто ли он у вас бывал, где и в какое время? // (л. 3 об.)
В продолжение лечения моей болезни находился в м[естечке] Тульчине, подпоручик Заикин приходил ко мне, но не часто и в разное время. // (л. 3 об.)
2) Что он вам говорил насчёт правительства и к чему клонилось его суждение?
По возвращении его, Заикина, из домового отпуска, не могу припомнить в апреле или майе месяце, был у меня и говорил о бедном состоянии крепостных землевладельцев, суждения его клонились к желанию облегчить их положение и что есть люди, которые об этом стараются.
3) Для чего он вас хотел познакомить с полковником Пестелем или ещё с кем именно и что он вам говорил о Пестеле? // (л. 4)
Хотел познакомить меня с полковником Пестелем, когда я выздоровлю, и говорил о нём как о человеке с большими познаниями. // (л. 4)
4) Принадлежали ли вы к тайному обществу, давно ли были приняты, кем, в какое время и где? Что вам притом было говорено о тайнах сего общества и какая требовалась клятва сохранить сие в секрете? // (л. 4 об.)
Не принадлежал и ничего не было говорено. // (л. 4 об.)
5) Где начально возникло то общество, кто действующие главные члены и участники в оном, наименуйте?
Неизвестно мне.
6) Какие цель и план сего общества объявлены вам были, кем именно и к чему клонилось стремление оного, т.е. к разрушению существующего в России порядка вещей или к другим каким пагубным предметам? // (л. 5)
Неизвестен. // (л. 5)
7) Читаны ли вам и кем именно написанные для тайного общества предположения под названием «Русская правда» или другим наименованием и у кого таковые хранились? // (л. 5 об.)
Не чинаны и неизвестно3 мне ничего по этому. // (л. 5 об.)
8) Не говорил ли вам поручик Заикин о других лицах, принадлежащих к сему скопищу, равно и о том, где ещё существуют подобные общества и кто оные составляли?
Не говорил.
9) Не известно ли вам, каким образом предполагались в тайном обществе к первоначальным действиям по плану оного? Где должно было произойти начало его; не приготовлялись ли к таковым намерениям нижние чины и в которых местах и ротах? // (л. 6)
Неизвестен. // (л. 6)
10) Не слыхали ли вы от участников тайного общества о подобных существовавших скопищах на Кавказе, в Польше и в некоторых губерниях России? Какие цели оных, равно чрез какое средство имели между собой сношения? // (л. 6 об.)
Не слыхал. // (л. 6 об.)
11) Во время пользования вас в м[естечке] Тульчине не говорил ли вам чего штаб-лекарь Вольф и к чему клонился его разговор?
Довольно часто говорил об осторожности в словах, но к чему особенно это клонилось, мне было неизвестно.
12) Сверх вышеозначенных пунктов не имеете ли чего ещё показать касательно общества и тех лиц, кои принадлежат оному и вам известны, объявите по сущей справедливости?
Наконец всё сие вы должны будете утвердить присягою и заверить при том, что ничего вам известного не скрыто.
Ничего не имею более показать, что и могу утвердить присягою.
36-го егерского полка майор Алексей Мартынов руку приложил4
Дежурный генерал 2-й армии генерал-майор Байков
4 февраля 1826 года
Местечко Тульчин // (л. 7)
1 Вверху листа пометы чернилами: «№ 666», «19 февраля 1826» и резолюция: «Майора Мартынова оставить до выздоровления».
2 Буквы «дпо» в слове «подпоручик» в вопросе и ответе вписаны над строкой.
3 Исправлено из «неизвестен».
4 Ответы написаны А. Мартыновым собственноручно.
Дополнительное объяснение требуется от 36-го егерского полка майора Мартынова.
13) Из показаний некоторых лиц видно, что у вас на квартире в местечке Немирове полковник Леман и подпоручик Заикин зашивали бумаги в полотно и подушку; объясните, какая надпись на обвёртке была и кем написана? // (л. 7 об.)
Около половины ноября прошлого 1825 года было у меня на квартире запечатанное и зашитое в полотно с надписью на оном: «логарифмы»; кои в таком виде и принесены ко мне на квартиру свиты его императорского величества поручиком Крюковым и на другой день поутру приехавшим подпоручиком Заикиным зашиты в наволочку подушки, чтобы не выронить в дороге; полковник Леман был у меня в тот день, но не видал и не зашивал подушки.
14) Что заключали в себе оные бумаги, кому принадлежали, откуда к вам и кем привезены; кто именно взял от вас и куда отвезены?
Что заключали в себе зашитые полотно, мне неизвестно, принадлежали поручику Крюкову, им привезены, откуда не знаю, и взяты от меня подпоручиком Заикиным для доставления Крюкову в м[естечко] Тульчин.
По уличению таковому имеете откровенно по прежним 12 пунктам сознаться в причастии к тайному обществу и всё то открыть, что вам известно.
Что объяснил, сверх сего ничего не имею открыть.
36-го егерского полка майор Алексей Мартынов руку приложил1
Дежурный генерал 2-й армии генерал-майор Байков
8 февраля 1826 г.
М[естечко] Тульчин // (л. 8)
1 Ответы написаны А. Мартыновым собственноручно.
Секретно1
Главный штаб
2-й армии
По части
дежурного генерала
Отделение
в Тульчине
8 февраля 1826
№ 198
Господину главнокомандующему 2-ю армиею
генералу от кавалерии и кавалеру графу
Витгенштейну
Дежурного генерала оной же армии
Рапорт
По выполнению повеления вашего сиятельства генерал штаб-доктор армии, статский советник Ханов, доктор 16-й пехотной дивизии коллежский советник Шлегель и старший лекарь Тульчинского гошпиталя, коллежский асессор Милованов в присутствии моём и подполковника Макарова свидетельствовали 36-го егерского полка майора Мартынова; и в коем он положении оказался, имею честь у сего представить подлинное свидетельство за подписом // (л. 8 об.) присутствовавших и свидетельствовавших и при том долгом поставляю доложить, что майор Мартынов при бытности моей оказался в столь болезненном положении, что не только ходить, но с трудом и сидеть может, и от беспрерывной одышки тяжело для него даже и говорить. О чём вашему сиятельству имею честь донести.
Генерал-майор Байков // (л. 9)
1 Рапорт написан на бланке с печатным штампом, приведённом ниже.
Свидетельство
№ 133)1
По предписанию г[осподина] дежурного генерала 2-й армии, данному по воле его сиятельства господина главнокомандующего, мы, нижеподписавшиеся, в присутствии г[осподина] дежурного генерала армии свидетельствовали 36-го егерского полка майора Мартынова относительно болезненного его состояния и нашли: что он, страдая около четырёх лет брюшною водяною болезнию, несколько раз излечивавшеюся, с некоторого времени подвергся грудной водяной болезни, которая ныне при общем расслаблении организма и нередко оказывающейся повсеместной опухоли до того усилилась, что может произвести скоропостижную смерть; сверх того, на верхней части правой ляжки имеется застарелая золотушного свойства язва с затверделою выше оной опухолью, в чём свидетельствуем.
М[естечко] Тульчин, февраля 7 дня 1826 года
Тульчинского военного гошпиталя лекарь, коллежский асессор Милованов
16-й пехотной дивизии дивизионный доктор, коллежский советник Шлегель
Полевой генерал штаб-доктор 2-й армии, статский советник Ханов // (л. 9 об.)
Генерал-вагенмейстер 2-й армии подполковник Макаров
Дежурный генерал 2-й армии генерал-майор Байков // (л. 23)
1 Номер свидетельства написан на полях вертикально.