© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Мартынов Алексей Петрович.


Мартынов Алексей Петрович.

Posts 11 to 20 of 20

11

№ 10 (8)

Высочайше учреждённая Комиссия требует от поручика квартирмейстерской части Бобрищева-Пушкина 1-го подробного и откровенного пояснения в том: какое именно принимал участие в делах тайного общества и в каких сношениях находился с членами оного 36-го егерского полка майор Мартынов?

Кроме того, что он был членом тайного общества и что ему отданы были спрятать на время бумаги полковника Пестеля, о чём и прежде упоминал я, - другого ничего, касающегося до майора Мартынова, я не знаю; думаю даже, что он вообще ничего не делал в сём отношении, ибо он человек больной и почти не выходил никогда из комнаты, кроме как только гулять, - и знаком был очень с немногими.

Подпоручик Бобрищев-Пушкин 1-й1 // (л. 17)

1 Ответ написан Н.С. Бобрищевым-Пушкиным 1-м собственноручно.

12

№ 11 (9)

Высочайше учреждённая Комиссия требует от поручика квартирмейстерской части Крюкова 2-го подробного и откровенного пояснения в том: какое именно принимал участие в делах тайного общества и в каких сношениях находился с членами оного 36-го егерского полка майор Мартынов?

Член нашего общества майор Мартынов, как мне известно, был в сношениях с подпоручиком Заикиным, который принял его, с полковником1 Леманом и со мною, который передал ему бумаги для вручения тому, кто будет прислан за оными и который объявит ему всё, что мне было поручено от полковника Пестеля по возвращении моём из Василькова.

Поручик Крюков 2-й2 // (л. 18)

1 В подлиннике ошибочно: «подполковником».

2 Ответ написан Н.А. Крюковым 2-м собственноручно.

13

№ 12 (10)

Высочайше учреждённая Комиссия требует от поручика квартирмейстерской части Бобрищева-Пушкина 2-го подробного и откровенного пояснения в том: какое именно принимал участие в делах тайного общества и в каких сношениях находился с членами оного 36-го егерского полка майор Мартынов?

Честь имею почтеннейше ответствовать высочайше учреждённой Комиссии, что мне совершенно неизвестно, в каких сношениях находился 36-го егерского полка майор Мартынов с членами тайного общества, равно и то, что бумаги полковника Пестеля были привезены в м[естечко] Тульчин от него.

Квартирмейстерской части поручик Бобрищев-Пушкин 2-й1 // (л. 19)

1 Ответ написан П.С. Бобрищевым-Пушкиным 2-м собственноручно.

14

№ 13 (11)

Высочайше учреждённая Комиссия требует от поручика квартирмейстерской части Аврамова подробного и откровенного пояснения в том: какое именно принимал участие в делах тайного общества и в каких сношениях находился с членами оного 36-го егерского полка майор Мартынов?

Я не знаю и ни от кого никогда не слыхал, принадлежал ли г[осподи]н майор Мартынов к тайному обществу, почему на сделанный мне вопрос ничего сказать не могу.

Поручик Аврамов1 // (л. 20)

1 Ответ написан И.Б. Аврамовым собственноручно.

15

№ 14 (12)

Высочайше учреждённая Комиссия требует от подполковника Фаленберга подробного и откровенного пояснения в том: какое именно принимал участие в делах тайного общества и в каких сношениях находился с членами оного 36-го егерского полка майор Мартынов?

Находился ли 36-го егерского полка майор Мартынов в тайном обществе и имел ли какие сношения с членами оного, истинно не знаю, о чём имею честь ответствовать высочайше учреждённой Комиссии.

Подполковник Фаленберг1 // (л. 21)

1 Ответ написан П.И. Фаленбергом собственноручно.

16

№ 15 (13)

Высочайше учреждённая Комиссия требует от поручика квартирмейстерской части Загорецкого подробного и откровенного пояснения в том: какое именно принимал участие в делах тайного общества и в каких сношениях находился с членами оного 36-го егерского полка майор Мартынов?

В высочайше учреждённую Комиссию ответ квартирмейстерской части поручика Загорецкого

В делах тайного общества участия не принимал и сношений никаких с 36-го егерского полка майором Мартыновым никогда не имел.

Поручик Загорецкий1 // (л. 26)

1 Ответ написан Н.А. Загорецким собственноручно.

17

№ 16 (2)

Квартирмейстерской части подпоручик Заикин в ответах, данных на вопросы от 25 февраля 1826, показал между прочим:

«Квартирмейстерской части поручик Крюков 2-й, приехав из местечка Немирова в самое то время, как я отправлялся к полковнику Пестелю, прощаясь со мною, просил меня заехать из местечка Линцы в местечко Немирово для взятия бумаг г[осподина] Пестеля от г[осподина] майора Мартынова и для удобнейшего получения оных дал мне лоскуток бумажки, на которой собственною рукою г[осподина] Мартынова была написана его фамилия с тем, чтобы по показании её майору Мартынову (они так условились) сей последний сказанные бумаги мне выдал.

Когда я спросил у поручика Крюкова, какого рода сии бумаги, то он мне сказал, что он сделал такого же рода вопрос полковнику Пестелю и что сей последний отвечал ему, что в полотно зашито его сочинение, которое он просит сохранить, а в двух остальных бумагах заключается известие об успехах общества, прибавя, чтобы по прочтении их членами, живущими в Тульчине, их, как ненужные, сожгли; когда же я спросил у поручика Крюкова о виде, в каковом он их у майора Мартынова оставил, то он сказал, что к полотну (в коем сочинение зашито) приложена печать (не помню, верно им ли, или кем-либо другим) и что он, перевязав сей пакет снурком крестообразно, две сказанные бумаги заложил за оный.

Приехав в м[естечко] Немирово и остановясь у майора Мартынова, я спросил у него про те бумаги, и он, отдавая их точно в таком виде, как описывал поручик Крюков (кажется мне), спросил меня о роде сих бумаг, на что я ему и объявил слышанное // (л. 10) мною от поручика Крюкова. Зашив потом сии бумаги в подушку, я приехал в м[естечко] Тульчин, где нашёл братьев Бобрищевых-Пушкиных, и на другой день мы отправились в с[еление] Кирнасовку».

Сие показание подпоручик Заикин подтвердил на очной ставке с поручиком Крюковым 2-м и уличил сего последнего в том, что приведено выше.

Квартирмейстерской части поручик Крюков 2-й, соглашаясь с вышеписанным показанием подпоручика Заикина, в ответах своих на вопросы от 8 апреля 1826-го поясняет, между прочим:

«Из местечка Линцы прибыл я в местечко Немирово, где оставил у Мартынова как запечатанные Пестелем, так и другие две бумаги, возвратился наконец в Тульчин. После меня Заикин  был послан от Тульчинской управы к Пестелю с известием о болезни блаженной памяти государя императора и с тем, чтобы привезть из Немирова бумаги».

22 июня 1826-го

Выписано из подлинных дел о Заикине и Крюкове

Военный советник Вахрушев // (л. 26)

18

№ 17 (16)

Копия

О майоре 36-го егерского полка Мартынове

Подпоручик Заикин показывает, что в майе месяце 1825 в Тульчине принял в тайное общество 36-го егерского полка майор Мартынов. Князь Барятинский и полковник Пестель называют майора Мартынова членом общества.

Полков[ник] Леман показывает, что поручик Крюков 2-й бумаги Пестеля оставил в Немирове у майора Мартынова, подпоручик же Заикин подтверждает, что бумаги Пестеля, оставленные Крюковым 2-м, он получил от Мартынова. Подпоручик Крюков 2-й сознался, что он, проезжая из местечка Линцы чрез Немиров, // (л. 26 об.) оставил бумаги Пестеля у майора Мартынова.

По высочайшему повелению майор Мартынов требован был сюда, но по болезни не мог быть отправлен и находится поныне под арестом впредь до разрешения.

Подписал: флигель-адъютант полковник Адлерберг

Верно: // (л. 27)

О Мартынове высочайше повелено сообщить главнокомандующему 2-ю армиею имеющиеся о нём сведения с тем, чтобы произвёл исследование и о последующем уведомил начальника Главного штаба его величества с своим заключением.

Сия высочайшая воля исполнена 16 июля 1826 (№ 936).

Надворный советник // (л. 28)

19

№ 18 (17)

Справка

Г[осподи]н начальник Главного штаба его императорского величества от 16 августа № 1391 уведомил, что государь император вследствие доклада отношения г[осподина] главноком[андующего] 2-ю арм[иею] 3 августа № 376)1 высочайше повелеть изволил майора Мартынова иметь под строгим надзором.

О исполнении сей высочайшей воли сообщи г[осподину] главнокомандующему 2-ю армиею г[осподи]н начальник Главного штаба его величества.

(Отношение г[осподина] начальника Глав[ного] штаба находится в деле о поручике Лачинове.)

Ивановский

1 Слова «вследствие доклада отношения г[осподина] главноком[андующего] 2-ю арм[иею] 3 августа № 376» вписаны над строкой.

20

О следственном деле А. Мартынова

О принадлежности к Южному обществу майора 36-го егерского полка Алексея Мартынова Следственному комитету стало известно из показаний П.И. Пестеля 19 января 1826 г., где он назвал впервые новые имена членов тайного общества, и было решено о взятии Мартынова «испросить высочайшее соизволение». 20 января такая резолюция последовала.

21 января 1826 г. было получено отношение председателя Следственного комитета А.И. Татищева на имя главнокомандующего 2-й армией П.Х. Витгенштейна об аресте и отправлении в Петербург Мартынова. В ответ главнокомандующий 2-й армией 9 февраля 1826 г. сообщил о невозможности выполнения этого указания из-за болезни Мартынова и выслал два показания Мартынова, приложенных к рапорту дежурного генерала Байкова, и свидетельство о болезни Мартынова (док. № 2/1).

В двух данных в м. Тульчине объяснениях А. Мартынов не сознался ни в принадлежности к тайному обществу, ни в знании его цели и планов, но показал, что был знаком с Н.Ф. Заикиным, который говорил ему о бедственном положении крестьян и «о людях, которые об этом стараются». Он признался, что в середине ноября 1825 г. у него на квартире находилось зашитое полотно с надписью «логарифмы», которое принёс к нему Н.А. Крюков, а на другой день оно было взято Н.Ф. Заикиным. Содержание тюка ему не было известно.

Следственная комиссия произвела опрос некоторых декабристов о членстве и действиях в тайном обществе А. Мартынова. Н.Ф. Заикин подтвердил, что принял в тайное общество Мартынова и открыл ему цель общества: установление в России республиканского правления, но отметил, что участие в делах общества, кроме хранения бумаг П.И. Пестеля, Мартынов не принимал (док. № 5/3).

П.М. Леман показал, что у Мартынова были оставлены бумаги П.И. Пестеля (док. № 6/4). А.П. Барятинский заявил, что лично Мартынова не знал и полагал, «что он одним именем только считается в обществе» (док. № 7/5). П.И. Пестель отметил, что от других членов слышал о Мартынове, «что образ его мыслей... совершенно революционный и республиканский», но участия в делах общества он не принимал из-за болезни, отношения поддерживал с П.М. Леманом и свитскими офицерами, жившими или приезжавшими в м. Немиров (док. № 8/6).

А.П. Юшневский не был знаком с Мартыновым (док. № 9/7). Н.С. Бобрищев-Пушкин 1-й показал, что Мартынов - член тайного общества и что ему были отданы на хранение бумаги Пестеля (док. № 10/8). Н.А. Крюков 2-й показал, что Мартынов был знаком с Н.Ф. Заикиным, который принял его в общество, с П.М Леманом и им, Н.А. Крюковым, от которого он получил бумаги Пестеля (док. № 11/9). П.С. Бобрищев-Пушкин 2-й, И.Б. Аврамов, Н.А. Загорецкий и П.И. Фаленберг не показали о Мартынове ничего определённого (док. № 12/10, 13/11, 14/12, 15/13).

Кроме указанных выше документов, дело А. Мартынова содержит рапорт дежурного генерала Главного штаба е.и.в. от 9 марта 1826 г. с приложением отношения главнокомандующего 2-й армией П.Х. Витгенштейна от 27 февраля об отмене доклада царю его представления об увольнении Мартынова в отпуск на 4 месяца для лечения на Кавказских минеральных водах в связи с распоряжением об его аресте (док. № 3/14) и отношение главнокомандующего 2-й армией П.Х. Витгенштейна начальнику Главного штаба е.и.в. И.И. Дибичу от 11 марта 1826 г. о невозможности отправить Мартынова в Петербург из-за необходимости срочной операции (док. № 4/15), копию с выписками из дел Н.Ф. Заикина и Н.А. Крюкова 2-го, сделанную 22 июня 1826 г. Вахрушевым, копию с записки о Мартынове и справку с высочайшей резолюцией (док. № 16/2, 17/16, 18/17) и опись документов дела (док. № 1).

По докладу о Мартынове главнокомандующего 2-й армией 16 августа 1826 г. последовало высочайшее повеление: иметь Мартынова под строгим надзором.

Следственное дело А. Мартынова хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 138.

Согласно современной нумерации в деле значится 31 лист, в том числе два литерных и чистые. На листах сохранилась также нумерация, проставленная во время формирования его надворным советником А.А. Ивановским, которая учла в деле 44 листа, в том числе чистые. Документ № 1 попал в дело после его формирования и не был тогда пронумерован.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Мартынов Алексей Петрович.