Е.Н. Туманик (Новосибирск)
Декабрист А.Н. Муравьев и его «Наставление сыну Михаилу»
Александр Николаевич Муравьев (1792-1863) является основателем первых декабристских политических объединений - Союза Спасения и Союза Благоденствия. Будучи идеологом умеренного направления в декабризме, в 1819 г., видя неизбежность радикализации тайных обществ, Муравьев, активно противодействуя этой тенденции, открыто заявил о своей особой позиции и демонстративно вышел из организации с требованием роспуска политического союза.
Но тем не менее до конца своих дней именно А.Н. Муравьев, не только сохранивший свои политические убеждения, но и активно соединивший их с практикой государственной службы, оставался одним из виднейших идеологов декабризма.
В начале 1819 г. в мировоззрении А.Н. Муравьева начинает превалировать нравственно-религиозная сторона. По всей видимости, он пытался переосмыслить свои христианские убеждения и нравственную философию. Другой важнейшей составляющей мировоззрения А.Н. Муравьева после идейного разрыва с тайным обществом является складывание у декабриста определенных педагогических идей. Впоследствии проблемы педагогики и воспитания всегда будут занимать важное место в жизни А.Н. Муравьева, причем не только теоретическое, но и практическое.
Интерес Муравьева к педагогике вполне объясним с точки зрения семейных традиций и даже природно-генетической склонности - его отец, Н.Н. Муравьев, являлся основателем и содержателем знаменитого «муравьевского» училища колонновожатых. Предпосылкой для становления педагогических воззрений А.Н. Муравьева можно считать и взгляды на воспитание и образование, сформулированные в недрах преддекабристской Священной Артели - организации, виднейшим членом которой он был в середине 1810-х гг.
Кстати, о Муравьеве-педагоге в нашей литературе говорить не принято, и это вполне естественно, т. к. он по своим профессиональным занятиям не принадлежал к сфере образования, в отличие хотя бы от своего знаменитого отца. Тем не менее даже для Н.Н. Муравьева старший сын как наставник юношества был достаточно авторитетен. Так, в конце 1830-х гг. по желанию деда сын Михаила Муравьева, младшего брата декабриста, Леонид на время был переселен в дом дяди и воспитывался вместе с детьми А.Н. Муравьева Иваном и Софьей.
А.Н. Муравьев оказал важнейшее идейное влияние на воспитание племянников Александра и Михаила Валентиновичей Шаховских, сыграв, по сути, главную роль в складывании их взглядов на жизнь. И перечень этих примеров может быть значительно расширен. Педагогические воззрения А.Н. Муравьева изложены в ряде сочинений, а их отголоски можно встретить в письмах и воспоминаниях декабриста. Первым произведением в этом ряду правомерно считать «Наставление сыну Михаилу», написанное 15 июня 1821 г., в день, когда ребенку исполнилось два года.
«Наставление...», сохранившееся в фондах Отдела рукописей Российской национальной библиотеки в собрании П.Л. Вакселя, публикуется впервые. Название документа весьма условно (оно не является авторским); дело в том, что «Наставление...» представляет собой начальные листы альбома, или памятной книги, которую А.Н. и П.М. Муравьевы собирались передать своему сыну со многими записями и посланиями.
По первоначальному замыслу «Наставление...» должно было открывать эту книгу. Но ранняя смерть мальчика прервала работу над альбомом, который, помимо родительских поучений и пожеланий, должен был содержать историю семьи и другие важные для ребенка подобного рода сведения: «При сем найдешь ты и краткое описание жизни родителей твоих со времени знакомства их по самый день рождения твоего; и, наконец, полные и подробные обстоятельства рождения твоего, младенчества и, может быть, и юношества твоего, если Богу угодно будет удалить все могущее прервать сии труды наши».
Ю.И. Герасимова, впервые давшая краткую оценку источнику в комментариях подготовленного ею тома сочинений и писем декабриста, предполагала, что листы альбома с указанными записями были уничтожены после восстания 14 декабря, но нам представляется, что они, по всей видимости, так и не были заполнены, единственной причиной чего явилась кончина Михаила в феврале 1822 г.
Все страницы памятной книги написаны рукой А.Н. Муравьева и от единственного лица, несмотря на то, что вторым автором альбома должна была стать его супруга. В посвящении памятной книги сказано: «Александр Муравьев и Прасковья Муравьева любезному сыну своему Михайлу».
Кроме того, страницы пронумерованы А.Н. Муравьевым собственноручно. Страница 1 (по нумерации А.Н. Муравьева) является титульным листом альбома и содержит посвящение с эпиграфом. Страница 2 (по нумерации А.Н. Муравьева) пустая, она является оборотом страницы 1. Страницы 3-7 (по нумерации А.Н. Муравьева) содержат «Наставление...». Затем нумерация А.Н. Муравьева пресекается, причем страница - оборот страницы 7 (по логике нумерации страница 8) является незаполненной.
Следующий лист из альбома вырван (по логике нумерации А.Н. Муравьева страницы 9-10), а «Молитва» (второй документ памятной книги) написана на не обозначенных номерами страницах 11 и 12. Утраченным является только один лист альбома, на котором, предположительно, должна была быть воссоздана история жизни родителей Михаила «по самый день рождения» его. Но для подобного рассказа, даже учитывая то, что по замыслу А.Н. Муравьева он должен был быть кратким, одного листа или двух страниц явно недостаточно.
Таким образом, можно считать, что до наших дней дошли практически все основные документы из «альбома Михаила», в частности «Наставление...» и «Молитва». Эпиграфом к «Наставлению...» взята цитата из Арндта, проникнутая типично рыцарско-средневековой символикой и образностью для выражения смысла и назначения жизни христианина: «Да будет вера щитом твоим, молитва стрелами, слово же Христа твоего да будет острым мечом; сим оружием сокрушишь дерзость мира и диавола, и, яко мужественный воин, соверша победу свою, иди ко блаженству твоему, Христу...»
Введение подобного эпиграфа представляется тщательно продуманным шагом - это яркий показатель продолжавшейся в XIX в. глорификации национального сознания. Достижение наивысшего воздействия идей христианского воспитания символически мыслилось А.Н. Муравьевым именно через создание в сознании ребенка (мальчика) прямых связей между образами, выработку стереотипного мышления и мировосприятия («вера» = «щит», «молитва» = «стрелы», «слово Христа» = «острый меч»; все вместе = «оружие» для «победы» над злом; путь же христианина = подвигу «воина»). Это обретало особый смысл еще и потому, что по традиции рода Муравьевых Михаил предназначался для военной карьеры и должен был со временем получить соответствующие воспитание и образование.
Послание к Михаилу начинается с обоснования А.Н. Муравьевым роли и прав родителей, в особенности отца, на наставление детей в жизни, что рассматривается им не только как естественный родовой закон, но и как священный долг, воля Божья. Иными словами, процесс воспитания потомства, основная цель которого воспитание во Христе, является важнейшей родительской обязанностью, пренебрегать которой дети, в свою очередь, не имеют права:
«Не ветвь ли служит проводом древленому соку к листу? И не от корня ли все древо оный получает? Корень же не из земли ли извлекает оный? Когда так, то кому, как не тебе пользоваться наставлениями моими, тебе, от Бога мне врученному»8. Здесь мы видим философско-символическое построение не только «родового древа», но и обоснование того, на чем, собственно, базируются родительские право и обязанность - на воле Божьей.
Таким образом, весь ход воспитания получает как естественное законное обоснование, так и определенный Богоустановленный порядок, нарушать который нельзя. Отец в этой системе становится «проводом вечной Истины», не внимать которой ребенок просто не имеет права, т. к. отрицание подобных родительских наставлений равнозначно греху. В «Наставлении сыну Михаилу» мы можем увидеть прямое влияние педагогических идей Дж. Локка, сторонником философии которого был А.Н. Муравьев, выступавшего против выдвижения образования на первое место в системе воспитания и полагавшего только нравственное знание единственным источником силы характера и внутреннего счастья.
А.Н. Муравьев говорит: «Во всем Творении увидишь вечную Премудрость, если не ослепишь духовных очей своих. Все приведет тебя в радость, когда волю свою обратишь к источнику ее, когда безмолвствовать будет плоть твоя, когда жить будешь сердцем чистым, а не рассудком поврежденным».
Полагая во главу угла нравственно-духовное становление личности, направляя формирование характера ребенка именно в данном направлении, делая при этом главным рычагом исключительно христианское воспитание, А.Н. Муравьев в то же время не стремится заключать сына в жесткие рамки запретов. Главным принципом воспитания становится выработка у формирующейся личности чувств гармонии с окружающим миром и правил добродетельного поведения в соответствии с принципами «абсолютной свободы во Христе».
А вот далее, по мере превращения ребенка в юношу, в ход вступает принцип свободной воли и свободы выбора. Передав формирующейся личности «вечную Премудрость», воспитатель уже не вмешивается в дальнейший жизненный цикл своего воспитанника, когда «ударит настоящий час... испытания», когда вступит он «на путь, к жизни или к смерти ведущий»: «Тогда воля твоя будет председательствовать во внутренности судилища духа твоего. Приговор ее будет приговором твоим. Блюди, чтобы не пали весы налево!».
Свобода человеческой воли и выбора является главным принципом подобного, можно сказать, истинно христианского подхода к воспитанию. А.Н. Муравьев пишет: «О, ежели б я мог присутствовать в совете сем, ежели б имел я голос в совести твоей!.. Но не суждено мне присутствовать в тайном совете сем... Руке человеческой не дозволено проникать в сию таинственную храмину».
Итак, на ранней стадии становления человеческой личности устанавливается достаточно жесткая субординация, когда ребенок не имеет права отвергать наставления родителей, напротив, он обязан строго подчиняться их воспитанию. Родители же, в свою очередь, обязаны делать все возможное для развития нравственно полноценной личности. После вступления выросшего ребенка в самостоятельную жизнь они, как бы им этого ни хотелось, уже не имеют права влиять не его выбор совести, который, конечно же, зависит от характера и направления полученного воспитания.
Мораль такова: всему свое время, и о том, каким вырастет ребенок, нужно заботиться именно в процессе становления его личности, от которого будет зависеть и жизненный выбор. Единственный совет, который, может дать, с точки зрения А.Н. Муравьева, отец своему сыну, перед которым стоит проблема выбора, так это призывать на помощь Бога: «Призови же Его, о, Михаил! Он не отречется... Тогда узнаешь волю Его, увидишь свет Его, услышишь Слово Его...».
Используя педагогические теории Локка, А.Н. Муравьев уже в самом первом своем сочинении о воспитании решительно противоречит этическому учению того же философа. Муравьев высказывает собственные противоположные Локку этические воззрения, в основе которых лежит этика христианская. «Не для веселий, не для слез дана тебе жизнь сия... Они относительно всей жизни твоей как врачевства сладкие и горькие для тела твоего... Душе нашей... возвращают... первобытную ее чистоту, светлость, силу и совершенство.
Итак, мой друг, все оные суть средства, а не цель бытия нашего. Цель же - по ту сторону гроба!». Таким образом, «нравственно образованный» (благоразумный) человек живет не для достижения собственного удовольствия (по Локку), а во имя совершенствования души, чтобы донести ее в «мир иной» в первозданном качестве. Этика Локка рассматривается как путь к освобождению человека, достижение через гармонию между личными и общественными интересами (благоразумие) идеала либеральной свободы.
А.Н. Муравьев предлагает иной способ к достижению той же цели. Создается впечатление, что он, прекрасно осознавая неизбежность социально-экономических перемен в России, делает попытку создания наиболее оптимального нравственного учения, отвечающего потребностям национального культурного сознания и ведущего к той же либеральной цели - освобождению личности. Человек живет не для радостей, т. е. он должен освободиться от соблазна «сотворить себе кумира» в сфере достижения жизненных удовольствий.
Человек живет не для скорби, т. к. в человеческом бытии не должно быть уныния - это тоже своеобразное «рабство». Свобода от «веселий» и «слез» - путь христианской свободы. Индивидуум, таким образом, не может начать жить ни во имя того, ни другого. Восприятие «веселий» и «слез» как «врачевств» - единственный способ освобождения личности христианина и нравственный путь к цели всей жизни, которая «за гробом».
Мы не воспринимаем доктрину А.Н. Муравьева как чисто индивидуалистскую; конечно, в «Наставлении...» не говорится о гражданских идеалах, но, проводя аналогию с этическими построениями Локка, можно напрямую связать личное с общественным. То, к чему призывает А.Н. Муравьев, является выгодным способом для достижения оптимальной жизненной философии, внутреннего спокойствия. Перед нами возникает человек, освобожденный от мнимых ценностей и идеалов, которые часто люди создают себе сами.
И только такая личность чувствует себя в жизни наиболее свободно и комфортно вне зависимости от различных обстоятельств, ее внутренний уклад соответствует основополагающим нравственным ценностям, она свободна не только от внешних факторов, но и сама перед собой, т. к. ей не ведомы угрызения совести. Естественно, свободным человек свободен в своих действиях, которые он осуществляет с точки зрения нравственного выбора, и только. И именно такой гражданин наиболее полезен государству и обществу, опять же с точки зрения абсолютной нравственности, абсолютного нравственного закона.
Таким образом, А.Н. Муравьев соединяет педагогическое учение Локка с этикой христианства, что звучит необычайно новаторски в преддверии «золотого века» русской педагогики и русской религиозной философии. Нет нужды говорить о том, что подобный подход к проблеме воспитания и оригинальная трактовка теории Локка не потеряли актуальности и в контексте современности.
Воззрения А.Н. Муравьева позволяют проследить пути философского учения Локка в русской культуре и наиболее точно определить угол отражения идей английской философии XVII в. в национальном культурном сознании эпохи формирующихся капиталистических отношений. Текст «Наставления...» приводится в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации. Но мы, конечно же, сохранили яркие стилевые особенности авторского языка, написание некоторых слов, что позволяет ощутить культурное своеобразие и риторику эпохи.
Наставление сыну Михаилу Александр Муравьев и Прасковья Муравьева любезному сыну своему Михайле.
Да будет вера щитом твоим, молитва стрелами,
слово же Христа твоего да будет острым мечем;
сим оружием сокрушишь дерзость мира и диавола,
и, яко мужественный воин, соверша победу свою,
иди ко блаженству твоему, Христу. Аминь.
Арндт (Л. 2)
Любезный сын мой Михаил!
Не ветвь ли служит проводом древленому соку к листу? И не от корня ли все древо оный получает? Корень же не из земли ли извлекает оный? Когда так, то кому, как не тебе, пользоваться наставлениями моими, тебе, от Бога мне врученному.
Наставления сии не мои; я здесь служу токмо проводом вечной Истины, чрез меня тебе вещающей. Как в важных, так и в маловажных обстоятельствах, везде услышишь ты неизменный глас ее, если только не заткнешь ушей духа твоего. Во всем Творении увидишь вечную Премудрость, если не ослепишь духовных очей своих. Все приведет тебя в радость, когда волю свою обратишь к источнику ее, когда безмолвствовать будет плоть твоя, когда жить будешь сердцем чистым, а не рассудком поврежденным. О, сын мой! Когда сие вручено тебе будет, тогда ударит настоящий час твоего испытания, тогда вступишь ты на путь, к жизни или к смерти ведущий! (Л. 2 об.).
Тогда воля твоя будет председательствовать во внутренности судилища духа твоего. Приговор ее будет приговором твоим. Блюди, чтобы не пали весы налево! О, ежели б я мог присутствовать в совете сем, ежели б имел я голос в совести твоей! Как неотступно, как громко стал бы возбуждать, уговаривать, направлять, подвигать и подкреплять сего грозного, но справедливого судию. Представил бы и мои, и всех людей опыты, указал бы и страшную бездонную пропасть, и райский христианский венец.
Сколько не употребил бы я трудов, прошений и, ежели бы даже смел - и самых насилий, чтобы направить тебя на путь Истины... Но не суждено мне присутствовать в тайном совете сем - и желание сие прощается любви отцовской. Руке человеческой не дозволено проницать в сию таинственную храмину. Она есть судебная храмина Всевышнего Строителя. Призови же Его, о, Михаил! Он не отречется; отвори же Ему, сын мой; Он стоит при дверях; впусти Его - Он сядет на престол судьи! Тогда узнаешь волю Его, увидишь свет Его, услышишь Слово Его - и где ты будешь! (Л. 3).
Не для веселий, не для слез дана тебе жизнь сия; однако и те и другие найдешь ты на пути. Какое, скажешь ты, странное мнение: вот, что беспрестанно мне встречается, а не для них я живу! Нет, мой друг, не для них. Они относительно всей жизни твоей как врачевства сладкие и горькие для тела твоего. Подобно как без оных тело твое от болезни избавиться не может, так и без радостей, и без печалей жизнь твоя исправиться не может.
Но, как врачевства, разрешаясь в тончайшие части, силою своею содержат тело и возвращают оному потерянные силы его и, наконец, совершенное первое здоровье; так и счастия и несчастия, коими вся жизнь преисполнена, если оными пользоваться, зная силу их и цену, и, непрестанно обращаясь к подателю оных, производят душе нашей величайшую пользу; и совершенною заплатою и искуплением духовного и телесного врача нашего Господа Иисуса Христа возвращают ей первобытную ее чистоту, светлость, силу и совершенство. Итак, мой друг, все оные суть средства, а не цель бытия нашего. Цель же - по ту сторону гроба! (Л. 3 об.).
Вот, любезный сын, тебе вкратце все то, чему ты учиться будешь в доме родительском или в руках тех, коим ты поверен быть можешь. И вот что ты на деле, а не на словах только во все течение свое показывать должен. Надеемся, что в молитве нашей не откажет нам многомилостивый Бог. Первая твоя благодарность должна быть к Создателю, что родился ты от Христиан и во Христианстве. Великое сие благодеяние, высокое сие избрание должны столько же, говоря сравнительно, и еще больше проникнуть дух твой к Нему любовью, нежели раскаленное железо проникнуто огнем.
Да будет в самом основании существа твоего, и да явствуют в тебе снаружи любовь к Творцу твоему и к ближнему. Да коснется Господь души твоея. Да возжет Он волю твою пламенным желанием стремиться к Нему. Да просветит Он разум твой светом Премудрости Своея. И да наследишь ты жизнь вечную!
При сем найдешь ты и краткое описание жизни родителей твоих со времени знакомства их по самый день рождения твоего; и, наконец, полные и подробные обстоятельства рождения твоего, младенчества и, может быть, и юношества твоего, если Богу угодно будет удалить все могущее прервать сии труды наши.
1821 года 15 июня.