© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Муравьёв Артамон Захарович.


Муравьёв Артамон Захарович.

Posts 31 to 40 of 40

31

11

4-го декабря 1847. Иркутск

Письмо ваше, почтенная, добрейшая Вера Алексеевна, от 21 октября получила 30 ноября. Не понимаю, куды мои многие письма девались. Я вам послала чрез одного молодого человека Евгения Осиповича Голенковского 2 ваши портфеля, 2 духовные Ар[тамона] З[ахаровича] и еще какие-то рисуночки детей ваших. Об этом молодом человеке можно узнать у Ив[ана] Лог[иновича] Медвед[никова], который с ним знаком и, вероятно, видаются.

M-r Голенков[ский] служит в С.-Петербурге. Я просила доставить все это Пелагее Вас[ильевне] Муравьевой в небытность вашу. Другие ваши посылки все еще у меня, трудно было найти верный случай. Просила я г[осподи]на Булычева доставить вам ящичек, но отказался взять. Анд[рея] Вас[ильевича] Пят[ницкого] поджидала, думая, скорее чрез него найду случай, но как теперь едет сюда Ник[олай] Ник[олаевич] Мур[авьев], ему всего будет удобнее переслать к вам все, что у меня хранится. Все, что вы желали, я сберегла, могу сказать, силою, кроме янтарей, ни одного выручить мне не удалось.

Что же делать, если отстранили меня от исполнения воли покойного, жаль только, потому что он много на меня надеялся. Всю свою болезнь говорил со мною о делах своих, умоляя меня исполнить волю его по желанию и распоряжению Ар[тамона] З[ахаровича]. Первый шаг, который сделали эти господа, было отступлением, и все пошло от начала до конца противное воле покойного. Может, я бы еще того хуже распорядилась, Бог знает, по крайней мере, усердие мое было бы велико, а ваш совет был бы для меня великою помощью.

Не вините меня, что Рожанский не удовлетворен, когда все продавали Сутгов и Муханов, Рожанский был каждый день посещаем ими, был их самым близким соседом. Как же они не начали с него, больного, укладу, имея все вещи Ар[тамона] З[ахаровича] у себя, серебро, часы, книги, экипажи, лошади, янтари, все вещи из комнат Ар[тамона] З[ахаровича], из кладовой, судно со всеми лодками, в нем транспорт говядины чужой, его собственной 700 пуд жиру, много что-то, даже до мелочей, несколько бочек клюквы и брусники.

Много было припасов разного рода, железных вещей. Я не знаю подробностей этого всего, потому что это все продавалось уже этими господами, и я не могла слова сказать. Была же возможность удовлетворить Рожанского и лавочные долги, как желал Ар[тамон] З[ахарович], чтобы с последних начать. Я много перенесла горя за то, что сама распорядилась 300 р[ублями] с[еребром].

Прислать эти деньги я им не решалась, потому что надо было сколько-нибудь заплатить бедному Прибышевскому. Вы уже знаете, почтенная, добрая Вера Алексеевна, что я ему послала 200, а 100 у меня остающиеся пошли на удовлетворение мальчика Ванюшки, служащего до самой кончины у Ар[тамона] З[ахаровича], у него же была расписка собственноручная покойного. Теперь она у меня, 160 р[ублей] ассигн[ациями] уплачено по ней. Остальные отдала, как я вам уже писала, П[етру] Ив[ановичу] Борисову, которому еще 300 с чем-то надо доплатить ассиг[нациями]. Кажется, я употребила для самых беднейших.

Прибышевскому я заплатила остальные 350 руб[лей] сереб[ром] и получила расписку Ар[тамона] З[ахаровича] на 1000 руб[лей] сереб[ром]. Если вы не заплатите г[осподи]ну Корсини, как я просила в прежнем письме, то придется мне внести 305 р[ублей] с[еребром] за то только, что эти господа распорядились, не имея права, когда еще не заплачена вещь. Я могла бы очень отказаться платить, но как по моей просьбе г[осподи]н Корсини купил и выслал токарный станок для Ар[тамона] З[ахаровича], мне совестно было заставлять хлопотать Корсини, тем более что, по его убеждению, он сделал одолжение для Ар[тамона] З[ахаровича]. Теперь еще обещала я внести одному должнику 1500 р[ублей] за покойного. Да один из купцов 1050 умоляет меня принять на себя уплату. Разными мелочами выдала я более 1000 руб[лей]. Вдруг я не могу уплатить всего, но, взяв на себя уплату, должна же выплатить хоть по срокам.

Я всегда буду помнить слова почтенного, доброго Ар[тамона] З[ахаровича]: «Я на вас надеюсь много, благодетельница М[ария] К[азимировна], ваше участие и за гробом успокоит меня». Помоги мне Господи успокоить прах Ар[тамона] З[ахаровича], с моей стороны, я много, много благодарна ему. Как вы уже знаете, добрейшая Вера Алексеевна, в Ар[тамоне] З[ахаровиче] я потеряла последнего человека, который с искренним участием хлопотал у всех, чтобы выручить меня отсюда. Где только мог, говорил и убеждал, что я ничем не заслужила невольного моего пребывания здесь. Дай Бог ему Царствие Небесное. Мужа моего почитал, любил дружеским сердцем, всегда называл его светлым человеком. Без слез никогда не вспоминал имени моего мужа, а когда бывал на его могиле, с особенным чувством молился за упокой души его.

Теперь они соседями в земле, как были на сем свете. Успокой Господи прах друзей, которые при жизни своей столько делали добра. Мой добродетельный, кроткий муж был святой жизни человек. Ар[тамон] З[ахарович] имел свои слабости, как, бывало, сам про себя говорит, но сердце у него добрейшее, всегда готовое одолжить каждого.

Жаль, что вы, почтенная, добрая Вера Алексеевна, не видели m-de Руперт. Много бы вам она могла передать об Ар[тамоне] З[ахаровиче] и его кончине. Я очень рада, что Ник[олай] Ник[олаевич] вам близкий родственник, надеюсь, что он захочет видеть меня и разберет все дела покойного вашего Ар[тамона] З[ахаровича], а когда вы чрез него узнаете подробно обо всем, тогда не надо будет вам беспокоить себя разными недоразумениями.

Записку вашу я лично отдала Кар[олине] Кар[ловне], она мне сказала, что написала к вам о делах подробно, как вы желали. И письмо, вероятно, вы получили. Я же как прежде, так и теперь ничего не могу вам передать, кроме того, что сама сделаю, кому уплачу. Более всех радуюсь, что Ник[олай] Ник[олаевич] сам разберет дела Ар[тамона] З[ахаровича]. Тогда все будут спокойны. Вероятно, Ник[олай] Ник[олаевич] найдет средство пересылать к вам письма и тогда, когда будете у сына вашего, которому кланяюсь усердно.

Дай Бог ему все доброе. Письмо это я пошлю под адресом П.В. Мур[авьевой], вероятно, вы видитесь с нею. Иначе я не знаю, чрез кого бы вам получить, вы же не написали адреса.

Прощайте, почтенная, добрейшая, многоуважаемая Вера Алексеевна, не взыскивайте с меня, что Рожанский не удовлетворен. В свое оправдание я вам сказала о средствах, какие имели для уплаты беднейшим эти господа. Часов стенных я не дам никому и золотых, которые храню для Алек[сандра] Арт[амоновича].

Покойный, умирая, дал в память С.П. Труб[ецкому] любимые его пистолеты из собственных рук своих и мне указал на эти стенные часы и сказал: «Сохраните их у себя, пожалуйста». Во время его болезни он все на них смотрел и радовался, что день прошел, ближе к концу говаривал: «Или умру, или выздоровею». Горькое для меня воспоминание эти часы, но я их сохраняю.

Поручаю себя вашей памяти, всей душой вам преданная М. Юшневская.

ГА РФ. Ф. 1463. Оп. 2. Д. 687. Л. 28-31

32

12

17-го генваря 1848. Малая Разводная

Письмо от 12 ноября прошлого года получила, почтенная, добрейшая Вера Алексеевна. Очень горько, что не могла вам тотчас отвечать, недели две пролежала в постели. Сильно простудилась и не на шутку было расхворалась. Теперь еще через силу могу писать, но не хочу откладывать далее моего письма.

Мне очень больно, что вы, добрейшая Вера Алексеевна, недовольны мною, как заметно из двух ваших писем последних. Дому покойного Ар[тамона] З[ахаровича] не могла я не отдать г[осподи]ну Баснину. Это назначение было сделано самим покойным. При том же содержание караульного немало стоило, а все-таки подвергало дом разорению. M-r Голенковский, вероятно, не мог вас найти, потому не представил вам посланных мною портретов и писем моих.

Евгений Осипович Голенковский служит в горном соляном департаменте, кажется, помощником г-на контролера. Он постоянно живет в С.-Петербурге. Легко его вам теперь найти, я только сегодня узнала об его пребывании нечаянно. Один из его товарищей был у меня и сказал о нем. Я хотела вам послать расписки покойного Ар[тамона] З[ахаровича], которые я выручила, уплатив деньги должникам покойника. Но как сюда будет Ник[олай] Ник[олаевич] и как вы обещались просить его разобрать и войти в дела покойного, я нахожу лучшим вручить ему и объяснить, сколько выплатила я денег из собственного моего долга Ар[тамону] З[ахарови]чу.

На все у меня есть собственноручные расписки, а те, которые их не имеют от покойного, не получат от меня ни гроша. Г[осподи]ну Корсини за станок, которым распорядились безо всякого на то права, внесу деньги, хотя не <одно слово неразб.>, но 305 руб[лей] cер[ебром] не стоят, по моему мнению, чтобы тревожить память добрейшего Ар[тамона] З[ахаровича]. В феврале месяце получит от меня Корсини эти деньги.

Что касается до продажи имущества покойного, я не имею никакого дела и отвечать не могу ни за что, потому что меня решительно отстранили эти господа, и я ничего не знаю и ни малейшего понятия не имею, кому и сколько уплачено. Даже и того не знаю, сколько выручено денег за имущество Ар[тамона] З[ахаровича]. Несправедливо, добрейшая, почтенная Вера Алексеевна, вы мною недовольны.

Одна я писала вам обо всем подробно, и одна я, можно сказать, более всех страдаю в этом деле, перенеся со всех сторон неприятности, ничем мною не заслуженные. Вы видите, что говорит с вами страдающее сердце, но чистое, безукоризненное. Усердие мое к памяти человека, который, в свою очередь, и мне оказывал участие и разделял по доброте своей мои испытания, любя и почитая покойного мужа моего, всегда будет свято. Я старинного веку, особо помню вечно одолжения. Бог моя опора и защита во всех моих житейских обстоятельствах. Он всевидящ и судья каждому.

Простите меня, почтенная, добрейшая Вера Алексеевна, что я так чистосердечно выразилась вам о моем огорчении, ей-Богу больно, что вы выразили свое негодование, а я не чувствую себя виновной пред вами. Люблю и уважаю вас не менее, как покойного вашего мужа по близкому вашему родству с ним. Никогда не изменюсь в моих чувствах, до гроба. Что же делать, если 8 тысяч верст нас разделяют, поневоле можно впадать в недоразумение, которое трудно, невозможно объяснить.

Если бы я была так счастлива еще в моей жизни, что могла бы возвратиться в мою родину, повидалась бы с вами и многое передала вам. Господь не допускает свидеться нам, что же делать!

У нас были новые слезы - 7 генваря скончался Осип Поджио, родственник М.Н. Волк[онской]. Все ее семейство горько о нем плачут. У него остался здесь родной брат, Александр Поджио, Потеря его велика. Он, бедный, тяжело ее переносит. Здоровье его весьма расстроенное, да укрепит его Господь.

В нашем Иркутске много умирают, большей частью нервической горячкой и ударами. Осип Поджио простудился, и разбил его паралич, удар за ударом, в течение двух суток неимоверно страдал. Удары повторялись сперва чрез несколько часов, наконец чрез 10 минут бесчисленное множество конвульсий били его во все стороны. Господь избрал его для перенесения таких ужасных страданий на сем свете, а может, в будущей жизни спасен будет. Поджио был католик, успел приобщиться и схоронен на католическом кладбище.

Кончу мое письмо, почтенная, добрая Вера Алексеевна, прося вас не иметь дурного впечатления ко мне, прочтя сие письмо. Я вся тут, что у меня на душе, и весь век так прожила. Будьте уверены, помню дружбу и добро. Остальные чувства, наводящие огорчения, скоро у меня проходят, и не вспоминаю о них.

Очень бы желала, чтобы сие письмо застало вас еще в Петербурге, но если оно будет вам переслано за границу, прошу вас поклониться от меня Александру Артамоновичу, желаю ему  вместе с вами, почтенная, добрая Вера Алексеевна, всевозможного счастья и утешения душевного, ничем не помрачаемого.

От всей души вам преданная Мария Юшневская.

Все, что у меня хранится для вас и вашего сына после покойного Ар[тамона] З[ахаровича], попрошу Ник[олая] Ник[олаевича] переслать вам. А для меня очень трудно найти случай, живши постоянно в деревне, и мало видаю даже городских знакомых.

ГА РФ. Ф. 1463. Оп. 2. Д. 687. Л. 32-34 об.

33

13

13 февраля 1848

Добрейшая Вера Алексеевна, письмо ваше от 7 генваря получила, и раньше этого посланное с прошедшею почтою дошло до меня. Спешу вам отвечать и сказать все чистосердечно, как думаю, действую. Моя совесть пред вами и всем светом не укорит меня никогда. Начну с того, что вы очень справедливо негодуете на меня, что я, пославши вам портреты с г[осподи]ном Голен[ковским], не навернула их на валек. Ев[гений] Ос[ипович] уверил меня, что в сохранности довезет, и не соглашался их иначе брать, как расстеливши их на дне своей вализы1. Все-таки виновата в этом случае. Простите меня, добрейшая, почтенная Вера Алексеевна.

Могло легко со мною случиться, что я имя переменила в письме Пелагее Вас[ильевне], это нередко случается со мною. Часто и в разговоре замечание мне это делают. Не от дистракции (рассеянность. - Е.Д.) это случается, а от дурной памяти помнить имена. Виновата пред вами еще и тем, что не записала себе, куда г[осподи]н Голен[ковский] назначен был на службу.

Может быть, я бы все поаккуратнее исполнила, но он приехал ко мне проститься, когда уже у него все было готово к отъезду. Мне же хотелось послать вам непременно чрез верного человека записки покойного Ар[тамона] З[ахаровича], последнюю из них, я надеюсь, вы мне возвратите, мне хочется сохранить ее как ценный памятник доброты и доверия ко мне Ар[тамона] З[ахаровича]. Прошу вас убедительно, добрейшая Вера Алексеевна, простите меня за все мои ошибки в отношении посылки с Голен[ковским] и за все неприятное, что по моей ошибке перенесли. Мне очень горько, что я столько виновата пред вами.

Корреспонденция ваша и всех родных Ар[тамона] З[ахаровича] хранится у меня. Чистосердечно вам сказать, я боялась поручить ее увезти с обозом, чтобы не затеряли. Едущие все отказывались взять ящик довольно великий. Я не решалась до Анд[рея] В[асильевича] Пят[ницкого] отправлять, а когда он приехал, до того был занят, что упустил время, когда купцы отправлялись. Теперь буду просить Ник[олая] Ник[олаевича], он все скоро к вам перешлет. А мне, ей-Богу, трудно было найти случай. Чрез почту, говорят, такой посылки нельзя посылать. Могли бы разбить ящик, а может быть, другое что-нибудь помешало бы вам в исправности получить оные.

Все письма Ар[тамона] З[ахаровича], как у него были в столе и на столе, я уложила и не дотрагивалась до них, кроме отыскала одно, посланное вам К[атериной] З[ахаровной], по вашему желанию. Все прочие письма сохранены у меня. Я надеюсь, что вы скоро получите, теперь Ник[олай] Ник[олаевич] позаботится доставить вам. Часы золотые у меня, не достанет духу продать, потому что Ар[тамон] З[ахарович] много раз говорил, что отошлет сыну своему. Я всякое его распоряжение свято исполняю. И исполню, чего еще не исполнила.

Ящичек, о котором вы поминаете, едва отыскала и выручила у ксендза, он ему был продан этими господами. Все мелочи забраты были ими, ножницы, ножичков несколько, карандаши, до такой степени все забрали. Книги до того спешили увезти, что две на улице потеряли. Бог им судья. На меня пусть нападают, я этим нимало не огорчаюсь. Пусть что хотят пишут. Я на все отдам отчет самый верный, самый совестливый.

Карандас, который, говорят, потерялся, я свой за Ар[тамона] З[ахаровича] отдала и не думаю, что за него деньги вносили. Вещицы у меня какие остались, не дам в продажу и едва с большими неприятностями удержала у себя. Они и не помнят, эти господа, что именно у меня задержано, обвиняют меня, сами не понимают за что. Две ручки бронзовые, пресс-папье сына Ар[тамона] З[ахаровича], помнится, Никитушки, у меня, посланы будут вам вместе с перепискою.

Ваш маленький портфель зеленый, еще несколько портретов - вот и все, есть крест железный с бронзовым распятием, образ св. Митрофана у меня, Спасителя я ему, покойному, подарила работы моего зятя, в разводнинскую церковь назначила, и еще отдан образ в эту же церковь - шитый (образ) Ек[атериной] З[ахаровной] бисером2 во время похорон доброго, почтенного нашего Ар[тамона] З[ахаровича]. Царствие ему Небесное.

Вот вам отчет всему, что у меня хранится из вещей покойного, и не дам ничего из этого продавать, во-первых, потому, что эти безделицы приятно сохранить у себя родным Ар[тамона] З[ахаровича], и потому, что все это до того не ценно, что выручишь сущую безделицу. Есть еще печатка горного  хрусталя  довольно  большая,  подаренная  Леонидом  Мур[авьевым] Ар[тамону] З[ахаровичу] с его гербом, зачем же продавать эту печать, когда она уже вырезана, и пользоваться кому-нибудь чужим гербом.

Вот, добрейшая Вера Алексеевна, судите меня, как хотите, я вся тут откровенна и чистосердечна. Вы сами говорите, что имею право владеть стенными часами, и не дам никому их, уверяю вас. Больше еще имеете вы права и ваш сын сохранить что-либо на память от Ар[тамона] З[ахаровича]. Мои отношения к нему были дружеские, а ваши святые.

Вы требуете моего мнения насчет поданного вам счета. Я ничего не понимаю, есть тут какое-то недоразумение, долги вписаны, о которых я никакого понятия не имею и не слыхивала от Ар[тамона] З[ахаровича] об них. Главное, покойник всегда считал до 28 т[ысяч] долгов. Не понимаю, как так много набралось. Вероятно, господа распорядители верили на слово. Мое мнение еще скажу вам: надо было оценить все вещи и начать с уплаты лавочникам, как было назначено в записке Ар[тамона] З[ахаровича], не распоряжаться также одним, отстранив меня совершенно от этого дела.

Я много могла бы сообщить им словесных распоряжений покойного, кроме того, не имели они права решать дела ранее шести недель по кончине Ар[тамона] З[ахаровича]. Могли бы вас спросить совета, означив дела как они есть, в каком состоянии и какие средства находят к уплате долгов. Кто же оценял все проданное? Может, купцы бы взяли по той цене, по какой у них куплено. Еще мое мнение и каждого такое же: не платить иначе как по расписке собственноручной покойного и по тому, что было заплачено Ар[тамоном] З[ахаровичем] самим. У нас потому и несогласие пошло, что, по моему мнению, не хотели поступать, а спешить старались окончательно действовать.

Все-таки скажу, может, и ошибаюсь, не отстранили бы меня ото всего, лучше бы все было. И довольны бы были все кредиторы, как сами теперь говорят. Если я избрала посредника, не будучи в силах поладить с г[осподи]ном Сутго[фом], это еще не значит, чтобы действовать, совершенно удаливши меня. Покойный Ар[тамон] З[ахарович] имел на меня великую надежду, когда с такою доверчивостью умолял меня заняться его делами по кончине его. Не знаю, находите ли вы, почтенная Вера Алексеевна, справедливым все, что высказала вам чистосердечно.

Добрейшая, почтенная Вера Алексеевна, вы велите быть осторожною. Я, на великое мое несчастие, не умею поступать осторожно. Это мой недостаток, всю мою жизнь была чистосердечною, без всякой оглядки, много перетерпела за это, и все-таки что на душе, то и на языке.

Не знаю почему, Кар[олина] Кар[ловна] спросила у меня третьего дня, получила ли от вас письма. Получа первое, я сказала: «Получила», но подробностей письма не говорила, вчерась снова Кар[олина] Кар[ловна] спрашивает: «Вы еще получили письмо?» - «Получила». - «Что пишет вам В[ера] А[лексеевна]?» - «Ничего особенного, извещает о получении моей посылочки с портретами». Потом Кат[ерина] Ив[ановна] приехала Тр[убецкая].

Также спросила, не знаю почему, я то же отвечала. Еще двое спросили меня, то же отвечала. Меня очень поразило, что, никогда не спрашивая, вдруг так многие интересуются. Может, это безо всякого умысла, но после вашего замечания быть осторожною я ничего не сказала о получении счета.

Вы говорите, добрейшая Вера Алексеевна, мы бедные женщины, беспокровные и беспомощные, ах, правда ваша, правда великая. Люди нападают на нас, когда более всего нам надо оказывать внимание и участие. Особливо я, бедная старушка, одна-одинешенька в здешнем крае, безо всякой опоры. Но может быть, мы счастливее других, наш покровитель - Отец милосердный Господь. Волею его мы остались на земле страдалицами. Он - наша опора, наш защитник, на него уповать должно и переносить наслание Божие на нас, воля Его святая с нами. Милосердием своим нас не оставит. Я человек верующий, как и вы, добрая Вера Алексеевна, будем молиться и ожидать милости Господни. Да будет воля Его святая над нами во всем.

Деньги Прибышевскому я заплатила 350 руб[лей] сереб[ром], собственные, 200 отдала из тех, которые Ек[атерина] З[ахаровна] позволила мне распорядиться по моему усмотрению. 305 р[ублей] сер[ебром] заплатила Корсини за станок токарный. Великие неприятности кончились со стороны должника. На все это имею расписки на гербовой бумаге, а от Прибышевского собственноручная расписка Ар[тамона] З[ахаровича]. Еще заплатила 1500 за доставленное сало и железо Арб[узову]3, Титову4, за Ар[тамона] З[ахаровича] издержек мелких до 1000 руб[лей] разного рода по запискам Ар[тамона] З[ахаровича]. Остальные деньги, еще следуемые от меня, уплачу по времени, не отдавая никакого отчета г[оспода]м Суд[гофу] и Мух[анову].

Не обязана вносить мои счеты, когда они отстранили меня, вышла бы одна путаница из этого. Мои уплаты по распискам и документам совершаются. Я отдам отчет сама вам или кому поручено будет. Ар[тамону] З[ахаровичу] многие еще должны, документы забраны этими господами, чтобы взыскать, не знаю, получены ли эти деньги. С будущей почтой пришлю вам счет, сколько вспомню, вещам Ар[тамона] З[ахаровича], взятым г[оспода]ми распорядителями. Теперь не могу более писать. Всею душою вам навсегда преданная М. Юшневская.

Забыла вам сказать, что я обещала взять на себя долг Синицына5, денег ему еще не могла отдать. Дом точно за 50 р[ублей] с[еребром] на лето отдавала Ар[тамона] З[ахаровича].

От г[осподи]на Без[образова] не получил Ар[тамон] З[ахарович] денег обещанных 21 т[ысячу], но М[ихаил] А[лександрович], вероятно, выручит эти деньги от кого следует, эта сделка была при мне, и Пиленков знает.

ГА РФ. Ф. 1463. Оп. 2. Д. 687. Л. 35

Примечания

1 Вализа (от фр. valise postale - «почтовый мешок»), единица багажа, дипломатическая почта (сумка, пакет, конверт). Вероятно, Е.О. Голенковский вез в Петербург какие-то официальные документы.

2 В 1828 г. А.З. Муравьёв получил от сестры вышитую ею икону. Из письма А.Г. Муравьёвой: «Он недавно получил образ, который послала ему сестра и который очень хорош» (Муравьёв А.З. С. 173). В письме от 22 августа 1828 г. Е.З. Канкрина сообщала брату: «Если ты получишь образ моей работы, то попроси мне дать знать. Тут никто, кроме меня одной, бисером не работает» (там же, с. 463).

3 Сведений не обнаружено.

4 Возможно, из семьи иркутских купцов Титовых.

5 Возможно, из семьи иркутских купцов Синицыных.

34

14

22 апреля [18]48. [Кяхта]

Добрейшая, почтенная Вера Алексеевна, я имела удовольствие познакомиться с В.М. Мур[авьевым]1, действительно молодой человек очень мне понравился, заметны в нем чувства душевные, прекрасные. Я говорила с ним о делах Ар[тамона] З[ахаровича] и убедилась, что В[асилий] М[ихайлович] в память нашего добрейшего, многочтимого Ар[тамона] З[ахаровича] рад бы все сделать, чтобы удостовериться, что прах его никем не потрясаем. Но без средства уплатить долги трудно достичь своей цели.

Я крепко надеюсь, что В[асилий] М[ихайлович] с большим участием будет хлопотать, чтобы сделать возможное по делу покойного, дай Бог ему успех. Должно надеяться и уповать на Бога, что в добром деле всегда Господь поможет. Вероятно, В[асилий] М[ихайлович] к вам писал, мне более нечего объяснять вам о делах покойного. Само собою расписки Прибышевского, Корсини, Арбузова и Козьмина2 при сем прилагаются. Все придет в известность. Вещи он вам доставит. Они хранились у Ан[дрея] Ва[сильевича] Пят[ницкого].

В[асилий] М[ихайлович] хотел сделать некоторым вещам оценку и все-таки к вам отправить. Я запоздала писать вам, потому что с марта месяца живу в Кяхте. Мои способы не позволяли мне далее оставаться вблизи Иркутска, дороговизна час от часу на все возрастала, и мне надо было перебраться, где подешевле жить, чтобы этим средством избавить себя от новых долгов.

В Кяхте климат очень для меня нехорош, что делать, зато я здесь требую менее издержек. Провизия дешева, людей только двое при мне, человек и женщина, да еще ищу достать порядочную кухарку. Помещение и дрова дали мне из гостеприимства знакомые.

Чай здесь очень дешевый, а сахар-рафинад 100 р[ублей] ас[сигнациями] пуд. Что же делать, временно помочь себе можно леденцом китайским, покуда не будет дешевле сахар или мои способы улучшаться. В[асилий] М[ихайлович] был в Кяхте3, здесь виделся со мною. Я не могла ранее ничего вам сказать, покуда не увиделась с добрым В[асилием] М[ихайловичем]. Не знаю, застанет ли вас мое письмо, почтенная, добрейшая Вера Алексеевна, в Петербурге, на всякий случай пишу вам. Если же вы не поедете почему-нибудь за границу, адресуйте письма ваши в Кяхту на мое имя. Получу исправно.

Когда будете писать Алек[сандру] Ар[тамоновичу], прошу вас поклониться усердно ему от меня. Я очень уважаю Ал[ександра] Арт[амоновича], о нем общие похвалы слышу. Буду ожидать письма от вас и из Иркутска от В[асилия] М[ихайловича]. Если будет что-нибудь нового по делам  покойного, вас извещу.

ГА РФ. Ф. 1463. Оп. 2. Д. 687. Л. 40-40 б.

Примечания

1 Муравьёв Василий Михайлович (1824-1849), родственник и адъютант генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва.

2 Сведений не обнаружено.

3 В.М. Муравьёв был в 1848 г. командирован в Кяхту «для негласного… исследования всех изворотов нашей торговли с китайцами» (Матханова Н.П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX века. Новосибирск, 2002. С. 126).

35

15

30 сентября 1848. Кяхта

Почтенная и добрая Вера Алексеевна, письмо ваше давно получила с приложением записки г[оспо]д Мух[анова] и Суд[гофа], не могла вам тотчас отвечать, потому что письмо ваше застало меня больною, и теперь еще едва могу писать, но не хочется отлагать далее моего ответа.

2 кольца, часы и образа были у меня, вам отослала кольца и образа, остальные образа находятся у Му[равьева] В[асилия] М[ихайловича], часы золотые, печати, портреты и вся ваша переписка и родных Ар[тамона] З[ахаровича], не помню уже, какие еще вещи. Я надеюсь, что В[асилий] М[ихайлович] писал вам об этом. Что касается того, что говорит г[осподи]н Муханов, будто не могут отдать вам отчета, покуда я не предоставлю счета, кому я заплатила, несправедливо.

Им должно отдать отчет из тех вещей, которые они продали после Ар[тамона] З[ахаровича], как то: экипажи, судно с лодками и всеми принадлежностями, янтари, серебро и проч., а я совсем отдельная статья. Не мешалась в их распоряжения, за себя отдала самый справедливый добросовестный отчет, на что у меня хранятся расписки тех лиц, которые получили деньги или вырученные мною расписки собственноручные Ар[тамона] З[ахаровича], а именно:

Товарищу Ар[тамона] З[ахаровича] - Борисову - ассигн[ациями] 312 р.

За постройку памятника, чугун[ных] вещей и других похоронных расходов - 838.

Мальчику Ванюшке по расписке Ар[тамона] З[ахаровича] - 130.

Арбузову за взятое Ар[тамоном] З[ахаровичем] сало, кожи и пр. - 1500.

Прибышевскому отдала - 1225.

Корсини за станок - 1067.

Синицына долг взяла на себя - 1050.

Милиеру1 и кондитеру за Ар[тамона] З[ахаровича] - 79.

Всего 6201.

Деньги, полученные 300 руб[лей] сереб[ром], исключительно отданы 200 Прибышевскому, 100 в разные руки. Они не входят в мой счет, который вам написала.

Нуждаясь во необходимом, я не могла более внести за Ар[тамона] З[ахаровича], но могу вас уверить, что буду стараться сделать все, что по моим силам, чтобы успокоить прах человека, которого я уважала и который много надеялся на мое усердие и его участие к его делам.

При сем возвращаю записку долгов Ар[тамона] З[ахаровича], сделанную г[осподино]м Мух[ановым], а Сутгова, вероятно, вы видели, он послан на Кавказ и, верно, виделся с матерью своей в Петербурге. Я потеряла адрес к Пелагее Вас[ильевне] Му[равьевой] и это письмо отсылаю к Кар[олине] Кар[ловне].

Был [должен] некто Вирчинский2 400 руб[лей] ассигн[ациями], которые деньги взысканы и внесены в экспедицию ссыльных. Я вам уже давно писала о том, что никто из находящихся в России родственников не имеет права наследовать после смерти наших господ, и что остается после них, если здесь нет никого из родных, поступает в экспедицию о ссыльных. Я что могла сделала, чтобы сберечь на уплату долгов.

И что по моим силам, хоть понемногу буду еще вносить, покуда буду иметь возможность. Если бы в эти два года вносили то, что получал покойный Ар[тамон] З[ахарович], способы от сестры своей и других родных, немного бы осталось доплачивать. Но видно, что это невозможно, если этого не делается. И я убеждена, что в могиле бедный Ар[тамон] З[ахарович] соболезнует об этом. Вы меня простите, добрая Вера Алексеевна, что я так чистосердечно говорю с вами. Но что же мне делать?

Письмо ваше написано в таком тоне, будто я виновата всему, что не уплачиваются долги. Где же я возьму более, чем искреннее участие заставляет меня делать. Чтобы окончить все дела, вам надо списаться с В[асилием] М[ихайловичем] и что можно, хотя понемногу, присылать на уплату. Если хотите успокоить прах Ар[тамона] З[ахаровича], который вас любил до последней минуты, и сестру свою также, пусть сын Ар[тамона] З[ахаровича] ходатайствует об долгах отца, может, скорее тетушка его умилостивится. Без этого не могу придумать, как пособить делу.

Ради Бога, добрейшая, почтенная Вера Алексеевна, не сердитесь на меня за мое чистосердечие. Я человек Боголюбящий, старушка, готовящаяся к будущей жизни, по совести говорю и поступаю. Больно мне будет, если вы огорчитесь против меня. И заранее прошу вашего прощения за все сказанное.

Преданная вам душою Марья Юшневская.

ГА РФ. Ф. 1463. Оп. 2. Д. 687. Л. 41-42 об.

Примечания

1 Мильер, француз, парикмахер в Иркутске.

2 Возможно, речь идёт о Юзефе Верчиньском (1783/85-1849), польском политическом ссыльном, возвращённом в 1843 г. на Волынь.

36

16

23 июня 1849. Кяхта

Сейчас принесли мне ваше письмо, уважаемая Вера Алексеевна, и тотчас спешу отвечать вам на него. Живу я все еще в Кяхте, и, может быть, придется пожить еще несколько месяцев. Потом думаю возвратиться в Малую Разводную, если Бог позволит. Правда, давно я не писала к вам и не получала от вас писем. Была больна, потом переменила квартиру, снова у меня разболелся левый глаз, и о сю пору не могу ничем заниматься, тотчас делается боль в глазу.

В марте месяце чрез Сергея Петровича Труб[ецкого] внесла я 300 руб[лей] сереб[ром] в уплату одного не терпящего долга покойного Ар[тамона] З[ахаровича], а всего с лишком 6000 заплатила, все документы передала к Сергею Петр[овичу] Труб[ецкому], которым людям отдала деньги за долг покойного вашего мужа. В.М. Мур[авьеву] не можно было заняться по этим делам, большею частью был болен, жил на горячих водах и, наконец, неожиданно умер. В молодости своей он умел приобресть людей, которые его ценили и искренно его любили.

Теперь у меня нету никаких бумаг, ни документов по долгам Ар[тамона] З[ахаровича], я надеюсь, что Сергей Петрович Труб[ецкой] известил вас об этом. Вещи, какие еще у меня хранились, переданы были покойному В.М. Мурав[ьеву]. Я очень рада, что наша переписка ничего неприятного заключать в себе не будет. Конечно, человек уважительный, добрейший, С.П. Труб[ецкой] усердно займется делами товарища, которого очень любил, и всегда их отношения были дружеские.

Если я когда-нибудь и выразилась в моих письмах откровенно и чистосердечно, простите меня, добрейшая, почтенная Вера Алексеевна, тем более что меня увлекало одно чувство - успокоить прах доброго, уважаемого Ар[тамона] З[ахаровича], который постоянное оказывал участие в моем несчастии и испытании. Ценил моего мужа достоинства и вспоминал о нем с чувством глубокого уважения. Я этого никогда не забуду доброму Ар[тамону] З[ахаровичу].

Если вздумаете писать ко мне, добрейшая Вера Алексеевна, пишите в Кяхту на мое имя. В иркутском почтамте известно, куда посылать мои письма, но все-таки замедляет получение, если не прямо идут письма. Примите лучшие желания всего вам доброго, спокойствия душевного и всего, что сами себе желаете. Поручаю себя вашей памяти и дружескому расположению, уважающая вас и преданная Мария Юшневская.

На письме вашем не было числа назначено.

Вероятно, вы уже знаете, что Кар[олина] Кар[ловна] Кузьмина скончалась в конце мая. Все мы жалеем об этой потере для института.

ГА РФ. Ф. 1463. Оп. 2. Д. 687. Л. 43-44 об.

37

17

12 генваря 1849. Кяхта

Почтенная, добрейшая Вера Алексеевна! Благодарю вас от всего сердца за доброе письмо ваше от 7 ноября, полученное мною две недели тому назад чрез Ив[ана] С[ергеевича] Персина. Простите меня, что не тотчас отвечала вам. Я получила известие о кончине моей матушки и до сих пор не могу успокоиться от нового, очень для меня тяжкого испытания. Все дожидалась нетерпеливо возможности уехать к ней и принять ее благословение, но, к несчастью, не получив разрешения на мой выезд из Сибири, я лишена этого счастья. Воля Господняя свята для меня, покоряюсь ей и молю Бога о милосердии для меня на будущее время.

Если можно, добрейшая, почтенная Вера Алексеевна, скажите мне, где ваш добрый Александр Артам[онович] теперь живет, из письма вашего заметно, что он остался за границею. Принимая всегда самое живое участие ко всему семейству вашему, мне было бы грустно, если бы вы меня считали чужою или постороннею в этом отношении. Вам угодно знать о г[осподи]не Рожанском, уже несколько месяцев прошло, как он умер. Это был страдалец на земле, у него был рак на щеке, и он лишился глазу, и наконец Господь сжалился над ним. Письмо это я пошлю Ив[ану] Сергеевичу Персину для отсылки к вам, не зная адреса. Может быть, вернее дойдет мое письмо этим путем.

Вы меня извините, почтенная, добрейшая Вера Алексеевна, если нечетко написала к вам, у меня очень болит рука. Я простудила ее, сидя под окошком, и не могу хорошо владеть уже несколько дней. Надеюсь, со временем пройдет.

Будьте уверены, добрейшая Вера Алексеевна, что я и остальные 655 р[ублей] постараюсь внести поскорее. Самой мне будет легче на душе, когда расплачусь вообще с моими долгами, а этот долг для меня святее всех других.

Я все еще живу в Кяхте и думаю, что проживу еще год, здесь дешевле стоит содержание, и, кроме того, имею случай помочь себе немного моими трудами: то учу рукоделью, то сама рукодельничаю, и этим средством могу более отделять моих денег на уплату долгов. Посвятив себя на то, чтобы скорее устроить несчастные дела свои долговые, готова переносить лишения, невзгоды, что Бог пошлет, только бы скорее успокоить себя на будущее время, если еще поживу. Пожелав вам счастья, доброго здоровья и всего хорошего, навсегда останусь, почтенная, добрейшая Вера Алексеевна, от души преданная вам М. Юшневская.

ГА РФ. Ф. 1463. Оп. 2. Д. 687. Л. 45-46

38

В.А. Муравьева - М.К. Юшневской

1850 г.1

Давно, очень давно не имела я никакого известия от вас, добрая и почтенная М[ария] К[азимировна], и не знаю вовсе, где вы находитесь - в Кяхте или Иркутске. Представляется верная оказия, которой и решаюсь воспользоваться. Хотя мы и не знаем друг друга лично, но обстоятельства не только познакомили нас, но и сроднили; более того, еще доказательства дружбы вашей к покойному Ар[тамону] З[ахаровичу] поселили в сердце моем навсегда чувство истинной признательности.

Нередко вспоминаю я о вас и, конечно, не дожидаясь писем ваших, осведомилась бы о вас, если бы голова и душа моя не были в беспрерывном отягощении от труднейших обстоятельств; наконец, и силы, и здоровье упадают с летами, и так, что недостает первых на устройство насущных дел. И вот в этих тяжких переворотах нахожусь я вот скоро 10 лет (следствие причин небезызвестных вам, я думаю). По чувствам христианства должно принимать все - и трудности жизни, и печали, и болезни, словом, все, как испытание, свыше на нас наложенное, но по-человечески они действуют на нас и истощают и силы, и способности, и эти действия я сильно ощущаю на себе.

Сердечно соболезновала я, узнав из последнего письма вашего, что прекратилась жизнь матушки вашей, и глубоко почувствовала горесть вашу в невозможности принять последнее благословение ее.

Желала бы знать, где находится теперь дочь ваша, есть ли у нее дети и имеете ли других родных в России?

Разделяя во многих отношениях участь вашу, все, что касается до вас, мне интересно знать.

Благодарю вас за желание знать о моем сыне. Он возвратился наконец из-за границы и теперь со мною. Будущность в руках Божиих, но в настоящую минуту утешаюсь и благодарю Создателя, что мы вместе.

Если бы я знала наверное, что вы возвратились в Иркутск, то просила бы вас повидаться с родственником моим, туда на службу поступившим, - Александром Илларионовичем Бибиковым2. Я убедительно просила его заняться делами Ар[тамона] З[ахаровича]. Он в октябре должен был доехать в Иркутск, но по сие время я не имею от него писем. Все, что можно только делать: просить, умолять, - я непрестанно это исполняю при всяком случае, но со всем этим дела не подвигаются, и страдание мое продолжается, почему и решаюсь снова прибегнуть к вам и чрез вас умолять всех тех, кто может иметь содействие в этом деле, общими силами достигнуть желаемого от Пиленкова.

При отъезде г[осподи]на Персина тому 3 года я писала чрез него к князьям Трубецкому и Волконскому и снова умоляла не терять из виду цели нашей. Теперь не смею и совещусь беспокоить их писанием и чрез вас возобновляю мои просьбы. Вас же прошу убедительно повидаться с А.И. Бибиковым, может быть, он и скажет вам что нового.

На всякий случай прилагаю здесь тот самый счет, который вам давно сообщила, прибавив тут уплаты, вами сделанные.

Вы немало подивились, добрая М[ария] К[азимировна], когда узнали, что вместо 28 т[ысяч], о коих Ар[тамон] З[ахарович] говорил вам, оказалось более 40 т[ысяч] долгу, а теперь, оказывается, и сверх присланного мне счета от гг. Сутгофа и Муханова по распискам вашим уплачено более. Для ясности я поручила это приписать на обороте счета. Если вы имеете какие-нибудь данные, чтобы пояснить мои недоразумения, примите труд мне написать оные, ради Бога, не откажите.

Есть еще долг в Красноярске до 5000 руб[лей] асс[игнациями]. Если б достигли склонить Пиленкова передать мне или сыну моему права, то 21 т[ысячи] достаточно для совершенной оплаты всем.

Бог ведает, как эти долги тяготят меня, и тоже ведает, что, уплачивая здесь, я не имею никакой возможности удовлетворить всех.

С покойным Вас[илием] М[ихайловичем] Муравьевым посланы были бумаги руки Ар[тамона] З[ахаровича] (вами мне доставленные) для передачи князьям Волконскому и Трубецкому, как документы. Сделайте милость, поведайтесь, где они, и уведомьте меня. Спешу окончить в ожидании г. Вицкого3, который так добр, что обещал мне писать, что узнает о делах, столь сильно меня интересующих. Прощайте, добрая М[ария] К[азимировна], верьте моей истинной преданности. Вера Муравьева.

ГА РФ. Ф. 1463. Оп. 2. Д. 687. Л. 100-103

Примечания

1 Дата определена М.В. Муравьёвым. Правильнее было бы поставить дату не ранее 1851 г., так как А.И. Бибиков был направлен в Восточную Сибирь в 1851 г.

2 А. И. Бибиков (1826-1889), племянник декабриста М.И. Муравьёва-Апостола, в 1851-1854 гг. чиновник по особым поручениям Главного управления Восточной Сибири.

3 Лицо, о котором идёт речь, не установлено.

39

Л. Шинкарев

Вторые похороны декабристов

В середине июля 1952 года иркутскому археологу П.П. Хороших поручили произвести раскопки в деревне Большая Разводная, на правом берегу Ангары. Просили выполнить задание быстро и постараться не привлекать к себе внимания местного населения, тем более что у жителей в ту пору были дела поважнее, чем глазеть на земляные работы. Скоро весь берег со старыми лиственничными избами, уже заброшенными огородами, пыльной проселочной дорогой скроется на дне Иркутского водохранилища и над замшелыми крышами в зеленоватой воде засеребрятся рыбы. Деревня переезжала на новое место, до раскопок ли в хлопотные дни!

И если археолог Хороших почувствовал некоторую растерянность, как бы душевную неготовность к раскопкам, то причиной тому была не странность поставленного условия, а исключительность самого поручения. На плане деревни Большая Разводная уже кто-то обозначил кружочком церковь - там в ограде могилы Артамона Муравьева и Алексея Юшневского, - а за крайним порядком изб, за огородами, тот же карандаш обвел маленькое старое кладбище, где хоронили Петра и Андрея Борисовых.

- Прах декабристов надо спасти. Могилы раскопать, истлевшие гробы заменить, перевезти прах в Иркутск и захоронить на городском кладбище. Есть мнение о раскопках не распространяться. Вам понятно, Павел Павлович?

- Где могилы Борисовых - тоже известно?

- Пока нет ... Придется искать.

В помощники Хороших назначили антрополога А.И. Казанцева, профессора медицинского института, тоже застигнутого врасплох таинственным и небывалым в его долгой практике заданием.

Прежде чем отправиться на раскопки, Хороших и Казанцев, два старых иркутских интеллигента, засели за книги, переворошив библиотеки в обеих квартирах и подняв на ноги знакомых библиографов. Не знаю, что они читали и о чем говорили между собой, но могу представить, как не терпелось им воскресить в памяти исторические события, с детских лет для них святые, и как они были счастливы опять и ближе прежнего войти в мир молодых тогда людей, воинов-сподвижников, любивших Россию так, что несчастья не отучили их желать ей добра.

Стояло жаркое лето 1826 года, когда из Петербурга выехали первые фельдъегерские тройки, охраняемые жандармами; в кибитках сидели закованные в кандалы декабристы, по четыре узника в кибитке. После семимесячного заключения в Петропавловской крепости, после полуночной гражданской казни на крепостном плацу, после горестных прощаний с родными и другими участниками восстания, ожидавшими своей судьбы, первым группам декабристов с перевала через Уральские горы открылись синие леса, гряда за грядой, а за ними где-то на реках Тобольск, Колывань, Томск, Красноярск ... Доблестные участники войны 1812 года, русские офицеры, лучшие из дворян, они с робкой благодарностью и даже потрясенно замечали доброе отношение к себе сибирского населения, о котором до той поры знали разве что понаслышке, и с надеждой всматривались в печально известный край - что их там ждет?

Одно время генерал-губернатором Западной Сибири был Пестель, которого Герцен называл не иначе как «Настоящим римским проконсулом, да еще из самых яростных. Он завел открытый систематический грабеж во всем крае, отрезанном его лазутчиками от России. Ни одно письмо не переходило границы нераспечатанным, и горе человеку, который осмелился бы написать что-нибудь об его управлении».

Сын же генерал-губернатора, идеолог Южного общества П.И. Пестель, автор знаменитого конституционного проекта «Русская правда», видел будущую Сибирь краем развитым и свободным: по его мнению, на первых порах предстояло распространить среди сибирских народностей земледелие, поднять их социально-экономический уровень до уровня российского народа, ибо только в этом случае они сумеют воспользоваться правами, которых декабристы добивались для народов России.

Не для всех декабристов Сибирь была землей чужою и далекой Г.С. Батеньков и В.И. Штейнгейль, сибиряки по рождению, связывали надежды на общественные перемены также и с Северной Азией, видя в мечтах ее великую будущность. Иные декабристы в разное время путешествовали по восточным окраинам России и тоже прониклись живым участием к судьбам туземного населения.

Желая их перевода на оседлость, строили планы социальных преобразований, обдумывали законопроекты, способные развеять отчужденность аборигенов от непривычного уклада жизни, чтобы «утвердить Сибирь как верную спутницу России и, присоединенную некогда в качестве дикой и пустынной, еще раз присоединить как образованную и прогрессивную: иначе она истощится и сделается бесполезною, будет даже в тягость».

В истории Сибири никакая другая общность ссыльнокаторжных не оставила такой чистый, глубокий, незарастающий след, какой проложили декабристы. никто, пожалуй, не двинул вперед с такою радостью и с таким упоением, как они, интеллектуальную жизнь в Иркутске, Чите, Тобольске и в других местах поселения, где их скромные домашние очаги задавали уровень духовным исканиям целых губерний. Испив до дна горькую чашу страданий на Нерчинской каторге, на рудниках и заводах, они вышли на поселение с просветленной мечтою - своими руками, сколько хватит им cил, начать переустройство края с самых простых шагов.

Раевский в Олонках затеял выращивать огурцы в парниках и стал учить этому крестьян, а потом, говорят, он едва ли не первым в Прибайкалье получил на своем огороде арбузы. Муравьев-Апостол принялся выращивать под Вилюйском, на холодной якутской земле, картофель. Трубецкой, Поджио, Якубович стали разрабатывать золотые россыпи по берегам сибирских рек. Николай Бестужев обследовал Гусиное озеро в Бурятии и открыл месторождение бурого угля... Декабристы лечили больных, открывали школы, изучали природные ресурсы. И когда волею судеб оказываешься у сибирских могил, перед каменными плитами с их именами, мысли о прошлом проецируются в сегодняшний день и возвращаются вопросом к твоей собственной совести.

Перед этими могилами становится стыдно словоблудия, надутости, многозначительности ничтожных поступков, когда существует освященное веками простое нравственное правило - делать на земле добро и не поступать дурно, не быть среди трудящихся людей паразитом. Прекрасно обозначил эту человеческую обязанность Л.Н. Толстой: «... как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим».

Но вернемся к Хороших и Казанцеву, когда они сидели над старыми книгами и старались найти что возможно о четырех декабристах, оказавшихся на поселении под Иркутском в небольшой ангарской деревушке, вытянутой над рекою восемнадцатью подслеповатыми избами.

Что они узнали тогда?

Генерал Алексей Петрович Юшневский, член Южного тайного общества, был арестован в Тульчине, увезен в Петербург и приговорен к смертной казни отсечением головы. Эту меру заменили ссылкой в каторжные работы. Храбрый воин, образованный человек, отличный музыкант, он приводил в замешательство иркутских крестьян своею выносливостью и неизменно ясным невозмутимым лицом. Когда на деревенской улице кто-нибудь из старичков сочувствовал генералу, он отвечал с кроткой улыбкой:

- Всякий умеет жить, когда ему хорошо, но надо уметь жить, когда трудно.

К нему в Сибирь приехала жена Мария Казимировна разделить горести его жизни. Юшневский был сдержан в выражении эмоций и не слишком-то любил говорить о себе, но в одном из писем брату не выдержал, сорвалось: «Мы живем в такой крайности, что не постигаю, как дальше существовать будем».

Держишь в руках письма Юшневского и диву лаешься, как в этой глухой таежной деревушке, забытой богом, ему хватало духа следить за новостями в мире науки и высказывать суждения, поражающие своею прозорливостью. «Ты обещал показать опыты светописи, - пишет Юшневский брату. - Вероятно, ты прочитал уже где-нибудь известия о новых опытах над действием света профессора Мезер, деланных в присутствии Гумбольдта и Энке. Подлинно, дойдут скоро до тоrо, что откроют средство удерживать изображение предмета, видимого в зеркале...»

Подумать только, это написано в отрезанной от мира сибирской деревне, 5 апреля 1843 года, примерно в то самое время, когда Европа узнала об открытии Луи Даггера, сумевшего закрепить, наконец, естественный свет на твердой пластинке и получить изображение предмета так, как он отражается в зеркале, - начиналась эра дагеротипии, или фотографии.

Юшневский учил крестьянских детей и первым на иркутской земле начал выращивать кукурузу.

В январе 1844 года Юшневский отправился в деревню Оёк на похороны декабриста Ф.Ф. Вадковского, старого своего друга; не сменяясь, нес на плече гроб до церкви, и, когда гроб поставили на катафалк, во время заупокойной, он поклонился земле и упал замертво.

Артамон Захарович Муравьев тоже был членом Южного общества. Тучный, жизнерадостный, добродушный человек, первоклассный гастроном, изысканный гурман и щеголь - таким он остался в памяти близких ему людей. Раскатистый хохот Муравьева был заразителен для всех, кто оказывался с ним рядом. «Его все любили за беззаветную и деятельную доброту, - вспоминал Н.А. Белоголовый, - он не только платонически сочувствовал всякой чужой беде, а делал все возможное, чтобы помочь ей; в нашей деревушке он скоро сделался общим благодетелем, потому что, претендуя на знание медицины, он разыскивал сам больных мужиков и лечил их, помогая им не только лекарствами, но и пищею, деньгами, - всем, чем только мог. Между прочим, он изучил и зубоврачебное искусство...»

Декабристы Борисовы были в числе организаторов и руководителей Общества соединенных славян - бедные армейские офицеры, простого происхождения, без связей в высшем свете. Это они подняли войска в Новоград-Волынске и поспешили на помощь восставшему Черниговскому полку. На допросах никто из них не выдал товарищей по тайному обществу, каждый старался взять вину на себя, чтобы не подвергать смертельным мукам брата. Оба они до конца следствия держались мужественно и с большим достоинством. В своих ответах на вопросы следствия Андрей Борисов писал: «...законы ваши неправые, твердость их находится в силе и предрассудках».

Борисовы были на редкость похожи: невысокого роста, худощавые, с большими задумчивыми глазами. Они никогда не расставались, и эта неразлучность привела к невероятному сходству натур. Говорили тихо, вполголоса, только Петр чуть громче брата - служба в артиллерии, оглушительные пушечные залпы сделали его глуховатым. Братья нежно любили друг друга, взаимное общение доставляло им спокойствие и радость.

Природа Забайкалья увиделась им сквозь щели тюремной ограды. Изнуренные каторжными работами, они собирали травы и коренья в короткие часы прогулок по двору, все это несли в камеру, - рисовали, описывали.

Петр Борисов был прекрасным художником, его рисунки сибирской флоры - безупречно точные, красочные, яркие - вызывали такой интерес товарищей по каторге, что все почитали за честь отыскать и принести в камеру братьев что-нибудь для их гербариев. Скоро на подоконниках, на табуретках, на полу лежали ценнейшие гербарии сибирских растений, альбомы с рисунками, чучела прибайкальских птиц.

По свидетельству декабристов, Андрей Борисов увлекся насекомыми Сибири и разработал для них новую классификацию. В то время никто не понял этого настоящего научного открытия. Мелко исписанные бумаги пылились в тюремной камере. Товарищи по каторге вспоминали о них много лет спустя, когда Парижская Академия наук приняла совершенно такую же классификацию насекомых, даже не подозревая о работах декабриста на сибирской каторге.

Борисовым не хотелось, чтобы многолетние наблюдения за растительным и животным миром Прибайкалья пропали зря, и они затевают переписку с Петербургом, шлют посылки. в Ботанический сад с тем бескорыстием и добротою, которыми отличалась вся их страдальческая жизнь. Управление Благодатского рудника по-своему истолковало неустанные хлопоты братьев. «Андрей Борисов страдает помешательством в уме», - появилась запись в служебных бумагах каторги.

В деревне Малая Разводная Борисовы жили уединенно. И здесь их изба была завалена коробками с сибирскими коллекциями. Чтобы как-то поддержать братьев, ссыльные декабристы добились для Петра Борисова официального научного поручения: описать сибирских муравьев. Петр принялся за дело с кропотливостью настоящего исследователя. Он написал большой труд, иллюстрировал его своими рисунками. Но труд так и не был издан. А рисунки, говорят, купил за бесценок проезжий чиновник, их награвировали на стали в Англии, а потом воспроизвели в одном из петербургских альбомов, не указывая имени художника.

Однажды в Сибирь приехала ревизия сенатора Толстого, наслышанная о краеведческих интересах Борисовых и об их художественном даровании. Один чиновник из свиты сенатора, задумав иллюстрировать отчет о поездке, заказал ссыльным братьям рисунки сибирской фауны и флоры. И снова настали для братьев счастливые рабочие дни. Все, кто видел новые рисунки Петра Борисова, говорили, что он превзошел самого себя. А когда и этот труд был завершен, чиновник бессовестно обсчитал Борисовых и увез альбомы в Петербург - они затерялись среди прочих бумаг царской администрации.

В те годы Петр Борисов давал уроки математики сыновьям иркутских купцов, чтобы прокормить себя и больного брата. В числе учеников оказался и юный Николай Белоголовый, будущий известный русский врач, друг Боткина, знакомый с Герценом, Огаревым, Салтыковым-Щедриным. Он лечил и описывал болезнь Тургенева, у него на руках умирал Некрасов.

Записки Белоголового полны величайшей признательности своим учителям-декабристам. Петр Борисов сыграл в судьбе мальчика особую роль, пристрастив его к природе и к естественным наукам. «По окончании уроков, - читаем в воспоминаниях Белоголового, - он, если день был хороший, тотчас же брал нас с собой на прогулку в лес. и для нас это составляло великое удовольствие: в лесу мы не столько резвились на просторе, сколько ловили бабочек и насекомых и несли их к Борисову, и он тут же определял зоологический вид добычи и старался поделиться с нами своими сведениями.

Иногда он приводил нас к себе в свой крохотный домик, и тогда, лишь только мы переступали порог комнаты. несчастный брат его, никогда не снимавший с себя халата и не выходивший на воздух, порывисто вскакивал из-за переплетного станка и убегал в соседнюю комнату, так что мы никогда не видели его лица. В жилище Борисова нас всегда манила собранная им небольшая коллекция сибирских птиц и мелких животных, а также великое множество его собственных рисунков, за работой которых он просиживал все часы своих досугов. В этой страсти он находил для себя источник труда и наслаждения в своей однообразной и беспросветной жизни».

До крайности застенчивый, Петр Борисов старался ничем не выдать страданий и тоски, чтобы не огорчать больного брата и всех, кто оказывался тогда с ним рядом. Но не выдержал скрытых и мучительных напряжений. Однажды ночью, когда при свече он разбирал цветы, - сердце остановилось, голова его рухнула на стол, безжизненно опустились руки. В комнату вбежал Андрей, увидел, что произошло, в страхе и в отчаянии хотел было поджечь дом, а потом, подавленный безысходным горем, повесился - в той же комнате, заваленной цветами, гербариями, чучелами птиц.

«Каждый из них в отдельности, - писал о декабристах Н.А. Белоголовый, - и все вместе взятые - они были такими живыми образцами культуры, что естественным образом поднимали значение и достоинство ея в глазах всякого, кто с ними приходил в соприкосновение, и особенно в тех, в ком бродило смутное сознание чего-то лучшего в жизни, чем то животное прозябание и самоопошливание, какими отличалась жизнь тогдашнего провинциального захолустья».

Как обошлось время с Юшневским, Муравьевым, Борисовыми? молча думали Хороших и Казанцев (так они оба потом рассказывали мне), когда грузовая машина с надписью на борту «посевная», громыхая лопатами и ломами, неслась по старой байкальской дороге, оставляя за собой клубы пыли, - что сохранила сибирская сырая земля?

Грузовик въехал в Большую Разводную ранним утром, остановился у церкви. Хороших и Казанцев вошли в ворота и близко от ограды увидели могилу Алексея Петровича Юшневского. На могиле памятник с чугунной доской. «Мне хорошо» (слова покойного) - выбито на чугуне.

Копали долго. Горка земли вырастала у церковной ограды. Павел Павлович Хороших извлек из ямы бревна перекрытий, замерил глубину и нанес размеры раскопа на миллиметровую карту. И только опустившись до пояса, он почувствовал под ногами каменистее выпуклое основание.

- Гроб, наверное? - предположил Казанцев.

- Кирпичная кладка.

Долго долбили холодный грунт.

Они оказались на прочном каменном основании, и приходилось бить камень ломом, отбивать кирпич от кирпича, чтобы расчистить раскоп и копать дальше, отбрасывая лопатой на поверхность комья холодной земли. Хороших уже с головой скрылся в раскопе. когда лопата снова звякнула о каменный пол. Глубина была примерно 1,6 метра от поверхности. И опять спустили в яму ломы и стали долбить камень, который поддавался с трудом; связующий кирпичи раствор не уступал камню. В русских селениях так не хоронили - скорее всего, Мария Казимировна просила крестьян устроить глубокий склеп сообразно католическим традициям.

В каменном склепе на бревнах и на кирпичах стоял деревянный гроб с металлическими ручками. Гроб был обит зеленым глазетом так называют парчу с шелковой основой и золотым или серебряным стежком. Покойник лежал на подушке из черного шелка. Судя по всему, он был похоронен в черном сюртуке и в суконных клетчатых брюках, на ногах кожаные полvботинки. На шее Юшневского висел золотой крестик. Гроб плохо сохранился, и прах покойного переложили в новый.

Крестьяне прослышали о раскопках у церкви, набежали взрослые и дети, предлагали свои услуги, да только мешали копать, пришлось искать милиционера, чтобы оттеснить толпу от края могилы.

Второй раскапывали могилу Артамона Захаровича Муравьева.

Сдвинули в сторону сложенный из серого камня памятник с чугунной доской: «Здесь покоится прах Артамона Захаровича Муравьева. Сконч. 4 ноября 1846 года на 53 году рожд.». В письме М.К. Юшневской из Малой Разводной в Европейскую Россию проскользнуло упоминание о потайной нише. где якобы был установлен скульптурный бюст сына Муравьевых. В 1924 году историк Б.Г. Кубалов предложил вскрыть нишу. В ней обнаружили прекрасную гипсовую скульптуру работы неизвестного мастера первой четверти XIX века - головку юноши. Бюст передали в Иркутский художественный музей.

Под каменными плитами была черная земля с кусками разбитого кирпича и серого песчаника. Только на глубине 60 сантиметров от поверхности оказалось перекрытие из лиственничных бревен толщиной в двадцать пять - двадцать восемь сантиметров. Бревна подняли, сложили в сторонке и снова копать, то и дело натыкаясь лопатой на обломки красноrо кирпича.

- Передохнул бы ты, Пал Палыч, - сказал Казанцев.

- Странная могила ... Давай продолжать!

На глубине примерно 80 сантиметров оказалась подземная арка, сложенная из кирпичей, ребром к ребру. Впечатление было такое, что арка тоже прикрывала таинственный склеп. Разобрали кирпичи, снова застучали лопатами, пока не уткнулись во второе перекрытие - из бревен; они были потолще бревен верхнего перекрытия. Бревна хорошо сохранились, наверное, холод полутораметровой глубины предохранял их от гниения.

Под этим перекрытием обнаружился выложенный из кирпича склеп и на глубине два метра двадцать сантиметров на каменной кладке стоял деревянный гроб, тоже обитый светло-зеленым глазетом. На боковых досках гроба сохранилась надпись из наклеенных бумажных букв: «Святый боже...» - дальше не разобрать.

Подняли крышку гроба.

Вот записанный мною рассказ П.П. Хороших:

«Голова Артамона Захаровича Муравьева покоилась на небольшой шелковой подушечке. Лицо было укрыто сеткой из черных шелковых нитей, теперь уже истлевших. Все тело под оранжевой шелковой шалью, которая тоже плохо сохранилась. Его хоронили, как видно, в черном сюртуке и в ботфортах. На шее оказалась ладанка на плетеном шелковом шнурке. В ладанке золотой овальный медальон с прядью волос жены, сыновей? Тут же была и крошечная серебряная иконка с изображением Спасителя».

Рассказ А.И. Казанцева:

«Я увидел мумию, стянутую сухой черной кожей. На голове сохранились редкие русые волосы. Лицо чуть поросло щетиной, короткая бородка. О выражении лица я затрудняюсь что-нибудь сказать, но мне оно показалось спокойным и умиротворенным. Левое плечо покойника было переломано и потом срослось. Одна нога тоже была переломана. Эти детали окончательно подтвердили, что перед нами Артамон Захарович Муравьев: из литературы известно, что он однажды упал с экипажа и сломал ногу, а в другой раз руку ... Сомнений у меня не было».

Прах Муравьева тоже перенесли в новый гроб.

Напоследок предстояло раскопать могилу братьев Борисовых на запущенном сельском кладбище, где лебеда поднялась выше крестов. Хороших и Казанцев ходили из конца в конец холмистой земли, приподнимали кресты, стараясь разобрать стертые временем надписи, но могила не находилась, и тогда позвали на помощь разводнинских стариков - может быть, они наведут на след.

Старики кряхтели, задерживались то у одного холмика, то у другого, но наверняка сказать ничего не могли. Кто знает, где порешили крестьяне хоронить самоубийцу и брата самоубийцы - в церковной ограде не положено было, а здесь они затерялись среди прочих могил.

Хороших спросил стариков:

- В какой стороне самая старая часть кладбища?

- Однако, в той стороне, катару мы обошли.

- Может, крест с той могилы унесло в бурю?

- Отчего же ... Тут много крестов поломало.

И они шли дальше меж зеленых холмиков, приподнимая из бурьяна черные перекладины, но братья Борисовы, как в горемычной жизни своей, так и на деревенском кладбище, не хотели выделяться и остались меж разводнинских крестьян, уравненные сырою землей.

Археолог Хороших так и не нашел могилы братьев Борисовых, теперь она навеки скрылась в волнах Иркутского моря, где-то в местах, над которыми проносится белоснежная «Ракета», курсирующая на линии Иркутск - Лиственничное. Зимой, в январе или феврале, когда заливы водохранилища схватываются льдом, на той же акватории сидят по воскресным дням закутанные в тулупы рыболовы, долбят лунки, поддергивают лески с крючками: может быть, клюнет...

А два грузовика с гробами Муравьева и Юшневского в июле 1952 года прошли путь до Иркутска - там похоронили декабристов во второй раз.

40

Ю.А. Киселёва

Перезахоронение декабристов А.П. Юшневского и А.З. Муравьёва: новые данные из документального фонда ИОКМ

[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTIxLnVzZXJhcGkuY29tL3MvdjEvaWcyL3JBTmlzTW5ma05mSXhMM29XbHJ4cFV0Vm9uV1RRdXByd2haYW9xM0oyNzBSQzNaTW10QmtyZ3Bvd1RxYlFmZTltUkJiVnlmYTBDeDlhN1pWdXloR0dnUk0uanBnP3F1YWxpdHk9OTUmYXM9MzJ4MjAsNDh4MzEsNzJ4NDYsMTA4eDY5LDE2MHgxMDIsMjQweDE1MywzNjB4MjMwLDQ4MHgzMDcsNTQweDM0NSw2NDB4NDA5LDcyMHg0NjAsMTA4MHg2OTEsMTE5OHg3NjYmZnJvbT1idSZ1PUpkaXllSXkwVjE5U1FyOVZ5RE9yWGZYX0FpcHJIMGlBcGlNNUdFQVZNX2MmY3M9MTE5OHgw[/img2]

Неизвестный фотограф. Могилы декабристов А.П. Юшневского и А.З. Муравьёва. 1920-е. Картон, серебряно-желатиновый отпечаток. 9 х 14 см. Государственный исторический музей.

В собрании Иркутского областного краеведческого музея особое место занимают мемориальные предметы декабристов А.П. Юшневского и А.З. Муравьёва. Необычная история их появления в музее связана с перезахоронением праха декабристов в 1952 г. Перенос могил был вынужденной мерой, причиной которой явилось масштабное строительство Иркутской гидроэлектростанции. В этот период параллельно проводились спасательные работы по выявлению и возможному переносу объектов историко-культурного наследия из будущей зоны затопления.

В число таких объектов вошли могилы А.П. Юшневского и А.З. Муравьёва, расположенные рядом, на погосте в деревне Большой Разводной.

Перезахоронение состоялось, прах перенесли на городское Лисихинское кладбище, а изъятые из могил личные предметы были переданы на хранение в краеведческий музей. Среди них - золотой нательный католический крест, принадлежавший А.П. Юшневскому, и несколько предметов А.З. Муравьёва: медная пуговица, ладанка (тканый мешочек), в которой находились серебряная иконка-образок и золотой медальон.

Впервые о перезахоронении декабристов стало известно спустя более двадцати лет благодаря иркутскому журналисту Леониду Шинкарёву, опубликовавшему в 1974 году книгу «Сибирь: откуда она пошла и куда она идёт». Главу под названием «Вторые похороны декабристов» автор посвятил двум иркутским учёным - археологу Павлу Хороших и профессору медицины Апполинарию Казанцеву, производившим в июле 1952 г. перезахоронение.

Перед учёными стояла ещё одна задача - обнаружение могилы декабристов братьев Борисовых, утраченной ко времени описываемых событий. К сожалению, поиск учёных не дал результатов. Позднее эта территория вошла в ложе затопления, и прах Борисовых остался навечно покоиться под водами иркутского водохранилища.

Л. Шинкарёв ведёт повествование непосредственно от лица учёных, ссылаясь на то, что подробный рассказ об описываемых событиях составлен с их слов. В дальнейшем все последующие публикации исследователей, краеведов, возвращавшихся к истории перезахоронения декабристов, как правило, идут со ссылкой на публикацию Л. Шинкарёва или просто повторяют её текст.

Обратиться к этой теме я решила  после  изучения  материалов документального фонда музея. В музейном хранилище среди 60 тысяч экспонатов, расположенных на стеллажах, выделен отдельный фонд, насчитывающий несколько десятков единиц хранения, с которым на протяжении ряда лет не прекращается исследовательская работа. Здесь хранятся материалы, которые при первичном изучении не ответили на вопросы, когда, от кого, на каком основании поступили документы в музей, кому принадлежали.

Так началась работа с папкой «Вскрытие могил декабристов Муравьёва А.З. и Юшневского А.П., произведённое П.П. Хороших в с. Б. Разводная в 1952 г.». В папке-скоросшивателе хранятся пожелтевшие от времени листы с печатным текстом и рукописными записями. Машинописный текст содержит описание внешнего облика надгробных памятников, далее, последовательно, по пунктам, раскрыта техническая сторона работы при вскрытии склепов; заключительная часть фиксирует визуальную картину, представившуюся учёным непосредственно после вскрытия гробниц.

И в заключение перечислены предметы, изъятые из могил и впоследствии переданные в музей.

Особый интерес вызвали несколько листов рукописных записей карандашом безвестного автора. При первичном изучении документа появилось предположение, что владельцем папки являлся П.П. Хороших, который до 1977 г. работал в краеведческом музее. Но этому необходимо было найти подтверждение. После сравнения рукописей из папки с коллекционными описями, составленными ученым в разные годы, а также с подписанными характерным почерком музейными фотографиями из археологических экспедиций, не оставалось сомнений, что записи сделаны Павлом Павловичем Хороших.

Вернёмся к книге Леонида Шинкарёва, который стал первым, кто поведал иркутскому сообществу, каким образом проходило перезахоронение декабристов и кто был причастен к нему.

Выяснилось, что текст книги практически построчно совпадает с текстом рукописи из музейной папки П.П. Хороших. Это позволило предположить, что иркутский археолог предоставил известному журналисту Л. Шинкарёву все материалы, касающиеся событий, происходивших летом 1952 г. Но в обнаруженной рукописи имеются интересные детали, которые не вошли в книгу, оставшись неизвестными её читателю.

Среди записей хранится оригинальный чертёж, датированный 15 июля 1952 г., выполненный учёным цветными карандашами, где захоронение декабриста А.П. Юшневского представлено в разрезе.

Этот чертёж является единственным документом, свидетельствующим о конструкции могильного склепа декабриста.

В документах подробно зафиксировано послойное вскрытие, которое позволяет проследить, что могила Артамона Захаровича Муравьёва, погребённого в 1846 г., была устроена идентично захоронению Алексея Петровича  Юшневского, скончавшегося в 1844 г.

И вновь я предлагаю вернуться к книге, где автор перечисляет обнаруженные в могиле А.З. Муравьёва личные вещи. «Его хоронили, как видно, в чёрном сюртуке и в ботфортах. На шее оказалась ладанка на плетёном шёлковом шнурке. В ладанке золотой овальный медальон с прядью волос <…>, была и крошечная серебряная иконка с изображением Спасителя».

Но среди вещей А.З. Муравьёва, переданных в музей, был ещё один предмет, о котором в книге нет упоминания. Это латунная пуговица. Почти семьдесят лет атрибуция пуговицы как элемента одежды покойного ни у кого не вызывала сомнений.

Почему пуговица в могиле была в единственном числе и где остальные - такой  вопрос никогда не возникал. От даты погребения (1846 г.) и до перезахоронения (1952 г.) прошло более ста лет. Исходя из состояния артефакта, который имеет очаги активной коррозии, было высказано предположение, что, если другие пуговицы и имелись, они могли быть разрушены.

Я же предлагаю обратиться к записям П.П. Хороших, который фиксирует следующее: «На шее покойного находилась ладанка, обшитая шёлковой материей, на плетёном шёлковом шнурке. На шнурке латунная пуговица со следами герба, в ладанке находится золотой овальной формы медальон с прядью женских волос. В ладанке также находилась серебряная икона с изображением Спасителя».

Таким образом, из записей учёного становится известно, что эта пуговица со следами герба не являлась принадлежностью сюртука, в который был одет покойный. Если пуговица хранилась на шнурке ладанки вместе с вещами, дорогими и памятными для декабриста, то, возможно, с ней Артамона Захаровича связывали определённые воспоминания, события из жизни. К сожалению, фрагменты герба на пуговице не сохранились. О его наличии стало известно из записей П.П. Хороших.

Предположительно, в том же 1952 г. чья-то неумелая рука произвела преступную процедуру очистки от очагов коррозии. Вмешавшись в состояние артефакта, неизвестный нанёс ему огромный урон, вследствие чего фрагменты герба были утрачены. Свидетельством тому наличие на лицевой стороне пуговицы множественных глубоких царапин механического характера.

В книге обращает на себя внимание один факт, не подтверждённый записями археолога П.П. Хороших. Так, Л. Шинкарёв приводит слова второго учёного, Апполинария Казанцева, дающего оценку внешнего облика покойного Артамона Захаровича: «Я увидел мумию, стянутую сухой чёрной кожей. На голове сохранились редкие русые  волосы. Лицо чуть поросло щетиной, короткая бородка. О выражении лица я затрудняюсь что-нибудь сказать, но мне оно показалось спокойным и умиротворённым».

Но Павел Павлович, детально фиксировавший вскрытие захоронений, писал следующее: «На голове слабо заметны волосы русого цвета, <…> череп плохой сохранности, скелет плохой сохранности <…>». Таким образом, возникает вопрос о достоверности освидетельствования останков, которое приводит в книге автор, ссылаясь на профессора А.И. Казанцева, так как записи П.П. Хороших противоречат этим сведениям.

Как бы то ни было, необычная история вторых похорон декабристов А.П. Юшневского и А.З. Муравьёва, которая произошла через сто лет после их смерти, обрела новые черты и подробности. Благодаря оставленному ученым П. П. Хороших наследию, спустя почти 70 лет открылись новые интересные факты, которые дополнили историю перезахоронения двух декабристов.

Литература:

Шинкарёв Л.И. Сибирь: откуда она пошла и куда она идёт: факты, размышления, прогнозы. Иркутск, 1974.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Муравьёв Артамон Захарович.