© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Муравьёв-Апостол Матвей Иванович.


Муравьёв-Апостол Матвей Иванович.

Posts 71 to 80 of 80

71

№ 17 (19)1

Я позабыл сказать что брат мой Сергей будучи у меня в деревне в конце 1824 года мне говорил2 что он истребил две песьни который я ему привес говоря мне что он очень сожалел видить по них что Рылеев и Бестужев (адьютант) не имеют Религии. Ахтырскаго Гусарскаго полка Арсеньев, Семичев и Франк были приняты в члены Южнаго общества в 1824 году в Лагере в Белой церкви Бестужевым и братом моим Сергеем. Я Семичева видил у брата в Василькове он ехал из отпуска он пробыл у брата пол часа. Он сказал что в Харькове все возхищены от Покойнаго Государя - кроме сего он ничего более не говорил я его видал в другой раз у Артамона Муравьева в Любаре. - Арсеньева и Франка я никогда не видил.

Я полагал что Молчанов принадлежит обществу по следующей причине. Когда Молчанов подал в отставку в 1824 году3 генерал Рот стараясь его удержать в службе ему говорил что напрасно он оставляет службу и себя в пример ему поставил. Молчанов ему отвечал что он никогда не решится получить все раны которые украшают Генерала Рота. - Г. Рот его назвал Трусом при многих так что ето дошло до Молчанова4 || (134 об.) в Лещине Молчанов просил брата чтоб он имел с ним тайное свидание, брат согласился полагая что он его хочет просить в секунданты: но Молчанов ему сказал что он узнал что Генерал Рот говорил об нем и что он намерен его убить. Брат на ето ему отвечал что он очень удивляется что он его призвал чтобы ему ето объявить. - Мне брат ето разказал в Василькове в конце 1825 года.

Через Семичева брат писал Артамону Муравьеву напоминая ему что они обещались начать действии в течении 1826 года. Я писал что я поеду в Петербург но что я буду его видить прежде моего отъезда.

Я приношу свою благодарность Комитету за позволение которое Он мне дал исповедоватся и приабщится что я сегодня сделал.

Отставной Подполковник Матвей Муравье в Апостол5

Генерал Адьютант Чернышев.

1 Вверху листа помета: «Читано 14. Апреля».

2 Первоначально: «сказал».

3 Слова «в 1824 году» вписаны над строкой.

4 На нижнем поле листа полустертая помета карандашом: «Дать запрос Сергею Муравьеву».

5 Показание написано М.И. Муравьевым-Апостолом собственноручно.

Александр Муравьев в 1817 году хотел чтобы общество которое он составил действовало через Масонскую Ложу: почему и была основана Ложа трех Добродетелей. Но он оставил скоро сию мысль потому что все время заседании Ложи занято Масонскими работами и что всякой Масон имеет право приехать в Ложу. - Князь Лопухин, Александр Муравьев, Кн. Долгорукий, Кн. Трубецкий, Князь Ф. Шаховской, Никита Муравьев, брат мой и я принадлежали сей Ложи ето самое меня заставило вспомнить что Кн. Ф. Шаховской принадлежал обществу прежде нежели Гвардейской отряд пришел в Москву.

Понедельник 12-го апреля 1826 г.1 || (л. 135)

1 Дополнительное показание, данное Комитету М.И. Муравьевым-Апостолом по собственному почину, написано им собственноручно, но не подписано.

72

№ 18 (20)

1826 года Апреля 16-го дня от Высочайше учрежденнаго Комитета Подполковнику Сергею Муравьеву Апостолу дополнительный вопросный пункт:

Брат ваш Подполковник Матвей Муравьев Апостол показывает, что он полагал, что Молчанов принадлежит обществу по следующей причине: Когда Молчанов подал в 1824 году в отставку Генерал Рот стараясь его удержать в службе ему говорил, что напрасно он оставляет ее и поставил в пример себя. Молчанов ему отвечал, что он никогда не решится получить все раны, которые украшают Генерала Рота. -

Г. Рот его назвал трусом при многих, так что это дошло до Молчанова. В Лещине Молчанов просил вас, чтобы вы имели с ним тайное свидание. Вы согласились полагая что он - просит вас в секунданты, но Молчанов вам сказал, что он узнав, что Генерал Рот говорил об нем, намерен его убить. Вы разсказали о сем брату своему в Василькове в конце 1825 года.

Поясните: справедливо ли сие показание?

Генерал Адьютант Чернышев.

Сие показание Брата совершенно справедливо. Пришед к Молчанову, по приглашению его, я застал его в крайнем огорчении, он разсказал мне говоренное на его щет Генералом Рот, но не говорил || (л. 135 об.) однакоже что он твердо намерен его убить, а говорил что он намерен объясниться с ним, а если объяснение не будет для него удовлетворительно, то он столь чувствует себя оскорбленным, что даже решится его убить, но что он прежде желал спросить в сем случае у меня совета. - Я ему присоветовал остаться совершенно покойным. Что он и исполнил и успокоился после перваго порыва огорчения.

Подполковник Муравье в Апостол1.

Генерал Адьютант Чернышев. || (л. 129)

1 Показание С.И. Муравьевым-Апостолом написано собственноручно.

73

№ 19 (16)1

J'étais homme avant d'être juge, ces belles paroles sont restés gravées dans mon coeur. Malgré ma dernière déposition qui a dû donner à Votre Excellence une idée de toute l'énormité de mon crime et qui a dû Vous taire comprendre aussi pourquoi l'existence m'est devenu à charge. J'ai encore supplier Votre Excellence qu'Elle daigne mettre aux pieds de l'Empereur ma dernière prière. Elle ne me refusera pas cette grace si Elle daigne faire attention à la fâcheuse et terrible influence qu'exerce une société secrète sur les membres qui voudraient s'en éloigner.

On peut la comparer au rôle que jouait la destinée dans les tragédies des anciens. On a beau vouloir s'en éloigner, ayant quitté la route du devoir on est condamné à tourner dans un cercle vicieux qui vous ramène au point qu'on voulait fuir. L'exaltation m'a perdu. Ma conscience ne me donne point de repos ni nuit, ni jour. Je suis le fils ainé de mon Père. C'est sur moi qu'il devait compter pour la conservation de mes frères. J'ai bien cruellement trompé son attente.

Qu'il me soit permis de donner une preuve véritable de répentir à ma Patrie ainsi qu'à mon Père, afin qu'on sache que si je me suis rendu coupable - J'ai senti toute l'énormité de ma faute et que j'ai eu le courage et de l'avouer et de le réparer autant que cela a été du mon pouvoir. - || (л. 129об.) Se laisser mourir de faim est la mort la plus cruelle - c'est celle que je choisis - elle sera un bienfait pour moi - elle me donner le repos de la tombe et dégagera ma mémoire du poids énorme de mon crime. - Daignez ne pas rejeter cette supplique. Que Votre Excellence ne voye pas non plus dans ces lignes l'effet d'un esprit troublé. C'est dans toute la force de mon intelligence que je vous l'adresse.

Mathieu Mouravieff Apostol.

Vendredi Saint.

P. S. Je supplie Votre Excellence au nom de Notre Seigneur mort sur la croix pour nous, au nom des personnes que vous avez aimées et qui ne sont plus, ne me refusez pas la seule grace que j'ose encore demander. Songez que je n'ai plus d'autre moyen ici bas de réparer mes fautes envers ma Patrie et envers les miens. - Dieu qui voit mes tourmens me donnera dans sa Bienveillance infinie le repos que je ne peux trouver que lorsque j'aurai débarrassé la terre de ma presence. || (л. 130)

Que mon Père ignore toute l'énormité de mon crime. Lorsque nous nous reverrons - les tourmens de ma concience me présentèrent ä lui tous purifié. - Il daignera, car il est bien bon me pardonner et me recevoir là bas dans son sein. Mes fautes et ma fin arrêteront mes compatriotes s'ils venaient à dévier comme je l'ai fait. Je leur dois cette exemple. La mort efface tout2. || (л. 131)

1 Вверху листа карандашом поставлен знак рассмотрения «В».

2 На листе 130 об. написан адрес: «Господину Генерал-Адьютанту Генералу Лейтенанту и Кавалеру Графу Чернышеву», и имеются остатки черной сургучной печати.

Перевод.

Я был человеком раньше, чем быть судьей, - эти прекрасные слова остаются запечатленными в моем сердце. Несмотря на мое последнее показание, которое должно дать Вашему превосходительству представление о всей безмерности моего преступления и заставить Вас понять также, почему существование делается мне в тягость, я еще умоляю, Ваше превосходительство, чтобы Вы соблаговолили положить к ногам государя мою прследнюю просьбу.

Вы не откажете мне в этой милости, если Вы удостоите обратить внимание на прискорбное и ужасное влияние, которое оказывает Тайное общество на членов, которые хотели бы уйти из него. Можно сравнить это с ролью, которую играла судьба в трагедиях древнего мира. Напрасно хочешь уйти - покинув путь долга, вы осуждены вращаться в порочном кругу, который вновь приводит вас к той точке, от которой вы хотели бежать. Экзальтация погубила меня. Моя совесть не дает мне покоя ни ночью, ни днем. Я - старший сын у отца. На меня он должен был полагаться в сохранении моих братьев. Я весьма жестоко обманул его ожидания.

Да будет мне позволено дать истинное доказательство раскаяния перед моим Отечеством, так и перед моим отцом, дабы знали, что если я впал в вину, то и почувствовал всю безмерность моей ошибки и имел мужество признать ее и исправить ее, насколько это было в моих силах. Умереть голодной смертью - смерть наиболее жестокая - я ее выбираю, она будет благодеянием для меня, она даст мне покой могилы и облегчит память обо мне от огромной тяжести моего преступления. Соблаговолите не отвергнуть этой мольбы. Пусть Ваше превосходительство не видит в этих строках следствия помраченного духа. Я к Вам обращаюсь в полной силе своего ума.

Матвей Муравьев-Апостол.

Страстная пятница1.

P. S. Во имя бога, умершего за нас на кресте, во имя тех, кого Вы любили и кого больше нет, я умоляю, Ваше превосходительство, не откажите мне в единственной милости, которую я осмеливаюсь еще просить.

Подумайте о том, что я не имею другого средства исправить здесь на земле свои ошибки по отношению к Отечеству и своим родным. Бог, видящий мои мучения, даст мне в своем безграничном благоволении покой, который я могу найти только тогда, когда освобожу землю от своего присутствия.

Пусть мой отец не знает о всей безмерности моего преступления. Когда мы снова увидимся - я предстал бы перед ним очищенным благодаря мучениям моей совести. Он, так как он очень добр, соблаговолит простить меня и принять меня в ином мире в свои объятия. Мои ошибки и мой конец остановит моих соотечественников, если они захотят совратиться с пути, как я это сделал. Я буду им примером. Смерть сгладит все.

1 16 апреля 1826 г.

74

№ 20 (17)1

В Следствие приказания, вчерась даннаго мне Вашим Превосходительством, я, не теряя ни минуты тотжечас отправился в назначенное место. Лично предоставлял я себе долг и честь, донести Вам об успехе; но записка Ваша обязывает взять перо, и предварительно известить Ваше Превосходительство, что я нашел Нещастнаго гораздо в спокойнейшем духе, нежели мог ожидать. Он даже отрекся начисто от последних слов и намерений, в избытке скорби сорвавшихся с языка его.

Полагаю, что на бумаге пришлет он Слезы раскаяния своего к Вам что ж надлежит вообще до человека сего; я имею причину думать, что воображение его, сильно возбужденное горьким одиночеством, с коим он небыл знаком во всю жизнь свою, а паче - упреки совести сухие и палящие, суть единственною причиною душевных его волнений и мятежа.

1 Вверху листа карандашом поставлен знак рассмотрения «В». Письмо, вероятно, адресовано генерал-адъютанту Чернышеву.

Три часа, мною у него проведенные, достаточны, чтобы успеть заглянуть во внутренние изгибы сердца его. Сию минуту паки отправляюсь я к злополучному, и - более, нежели || (л. 131 об.) когда либо, вменять себе в обязанность, по часту посещать его. О дальнейших последствиях буду иметь честь, аккуратно извещать Ваше Превосходительство.

В духе любви Иисуса Воскресшаго, опешу отвечать Вашему Превосходительству на привет ваш: Воистинну - Христос Воскресе!

Спаситель Мира Спасет верующих в Него.

С неумирающим Чувством благоговения

Честь имею пребыть

Вашего Превосходительства всепокорнейший слуга

Казанскаго Собора Ключарь Петр Мысловский

18 апреля

Царь Суббот,

праздник

праздников1 || (л. 132)

1 В 1826 г. 18 апреля было воскресенье (первый день праздника пасхи).

75

№ 21 (18)1

Je demande bien humblement pardon à Votre Excellence pour la prière que je lui ai adressée dans un de ces momens, qui ne sont que trop fréquens, depuis que je vois toute l'étendue de mes fautes. Daignez croire à la sincérité de cet aveu. Le désir de pouvoir donner une preuve éclatante de répentir s'empare de moi et prédomine toutes mes facultés. J'oublie que nous ne sommes que des Êtres de peu de jours et que nous devons même remercier la Providence de ce qu'elle Daigne nous permettre de pouvoir expier une partie de nos péchés par les privations morales, les plus terribles. || (л. 132 об.)

Depuis l'année 1823 l'idée du suicide est devenue, pour ainsi dire, une idée fixe en moi. Mon frère, s'en étant apperçu dans2 situations que nous eûmes ensemble, me fit jurer l'année passée encore chez moi à la campagne, devant le portrait de notre défunte Mère que je n'attenterai pas à mes jours. Je vais demander avec plus d'ardeur à Dieu qu'il daigne m'affermir dans mes souffrances et qu'il me donne surtout la force de les supporter comme je le dois. Avec ma conscience toute déchirée la solitude est affreuse. - Je demande doublement pardon à Votre Excellence de ce que je l'importune; parceque je suis persuadé || (л. 133) quel effort il lui faut faire pour lire même l'écriture de

Mathieu Mo'uravieff Apostol

Dimanche-Saint

1826.3 ||  (л. 136).

1 Письмо адресовано генерал-адъютанту Чернышеву.

2 Далее часть слов вырвана при распечатывании письма.

3 На листе 133 об. написан адрес: «Его превосходительству милостивому Государю Александру Ивановичу Чернышеву».

Перевод.

Покорнейше прошу прощения у Вашего превосходительства за просьбу, с которой я обратился к Вам в одну из тех ныне весьма частых минут, когда я увидел всю безмерность моих ошибок. Благоволите поверить в искренность моего признания. Желание дать ясное доказательство раскаяния овладевает мной и господствует над всеми моими чувствами. Я забываю, что наша жизнь коротка, и мы должны благодарить провидение за то, что оно дает нам возможность искупить часть наших грехов путем ужаснейших моральных лишений.

С 1823 г. мысль о самоубийстве сделалась для меня, так сказать, навязчивой идеей. Мой брат, догадавшись об этом1 когда мы оказались вместе, заставил меня поклясться в прошлом году у меня в деревне перед портретом нашей покойной матери, что я не покушусь на свою жизнь. Я буду горячо молить бога, чтобы он укрепил меня в моих страданиях и чтобы он особенно дал мне силы вынести их, как должно. При угрызении совести одиночество ужасно. Я вдвойне прошу прощения у Вашего превосходительства в том, что досаждаю Вам, ибо я знаю, какие усилия нужны, хотя бы для того, чтобы разбирать написанное

Матвеем Муравьевым-Апостолом.

Светлое христово воскресение

1826.

1 Далее часть слов вырвана при распечатывании письма.

76

№ 22 (21)1

Votre Excellence!

Si la peine de mort existait chez nous, j'aurais attendu avec joie l'Instant qui aurait terminé ma trop coupable existence. Depuis que le bandeau qu'une imagination délirante avait mis sur mes yeux est tombée, je vois avec effroi toute l'étendue de mes fautes et les horribles conséquences qui les ont suivies, si j'ai tardé si longtemps à en faire l'aveu. - J'avouerai que l'idée de me présenter au Comité pour les confesser toutes me faisait frémir. Je croyais que la tombe couvrirait toute l'étendue de ma culpabilité. - C'était en combler la mesure. Daignez vous rappeler, Votre Excellence, que j'ai été moi-même mon propre accusateur et ce qui m'a coûté le plus l'accusateur des complices de mon égarement. -

Je le devais à ma Patrie. Voilà ce qui me donne la hardiesse de vous supplier que vous ayez la bonté d'intercéder l'Empereur de m'imposer quelque punition qu'il ïvoudra; mais de grace que ce ne soit pas la réclusion solitaire. Lorsque l'idée que j'ai trahi tous mes devoirs se présente à mon esprit, je sens que mes idées s'égarent et lorsqu'on est aussi coupable que moi || (л. 1Зб об.) il est horrible de mourir après avoir perdu la connaissance de soi-même.

Daignez ne pas rejetter cette prière que j'ose vous adresser. Cette grace que je demande est la seule espérance qui me reste sur cette terre. Le souvenir de cette charitable action que Votre Excellence aura daigné faire à mon égard viendra Lui sourire à son dernier moment et moi jusqu'au dernier jour de ma vie e prierai Dieu qu'il daigne éloigner ce moment aussi loin que possible pour les malheureux qui auront le bonheur de s'adresser à Elle - les coupables sont aussi des malheureux. Permettez moi, Votre Excelience, de compter sur votre intercession pour moi auprès de Sa Majesté l'Empereur.

Mathieu Mouravieff Apostol

1 Письмо адресовано генерал-адъютанту Чернышеву. Вверху письма имеется помета: «Читано 28 апреля».

Si l'Empereur avait la bonté de m'imposer une punition dans laquelle je puisse prouver jusqu'à la fin de mes jours la sincérité et l'ardeur || (л. 137) de mon répentir. Combien je remercierai Dieu pour cette grace et combien je me croirais encore heureux de pouvoir donner ce dernier signe d'amour à ma Patrie et effacer ou du moins expier mon criminel égarement ainsi que la mort de mon frère! C'est à Votre Excellence que je devrai cette seule faveur que j'ose encore espérer. || (л. 3)

Перевод.

Ваше превосходительство!

Если бы смертная казнь существовала у нас, я ждал бы с радостью мгновения, которое закончило бы мое слишком отягощенное виной существование. С тех пор, как спала с моих глаз пелена, которую наложило на них пылкое воображение, я вижу с ужасом всю величину моих заблуждений и ужасных последствий, которые за ними последуют, если бы я замедлил с их признанием.

Я признаюсь, что мысль предстать мне в Комитете, чтобы признаться во всем, заставляла меня содрогаться. Я думал, что могила покрыла бы всю мою большую вину. Но это превышало бы меру. Соблаговолите вспомнить, Ваше превосходительство, что я сам был собственным обвинителем и что мне было всего горше - обвинителем соучастников моего заблуждения. Я обязан был этим Отечеству. Вот то, что дает мне смелость умолять Вас, чтобы Вы были добры ходатайствовать перед государем назначить мне наказание, какое он захочет, но, умоляю, только не одиночное заключение. Когда я мысленно представлю, что я изменил своему долгу, я чувствую, что мои мысли путаются, и когда так виновен, как я, ужасно умереть, потеряв самосознание.

Соблаговолите не отказать в этой просьбе, с которой я осмеливаюсь к Вам обратиться. Эта милость, которой я прошу, есть единственная надежда, которая остается мне в этом мире. Воспоминание об этой милости, которую Ваше превосходительство соблаговолит сделать по отношению ко мне, да осветит лучом радости последний миг его жизни, а я до
последнего дня своей жизни буду молиться богу, чтобы он удалил насколько возможно этот момент для несчастных, которые будут иметь счастье обращаться к Вам - виновные те же несчастные. Позвольте мне, Ваше превосходительство, рассчитывать на Ваше заступничество за меня перед его величеством
.

Матвей Муравьев-Апостол.

Если бы государь имел доброту наложить на меня наказание, в котором я мог бы доказать до конца моей жизни искренность и пылкость моего раскаяния, как бы я благодарил бога за эту милость и как бы я считал себя еще счастливым быть в состоянии доказать любовь к моему Отечеству и уничтожить или, по крайней мере, искупить мое преступное заблуждение, также как смерть моего брата! Этой единственной милостью, на которую я еще осмеливаюсь надеяться, я буду обязан Вашему превосходительству.

77

№ 23 (22)

Выписка из показаний о Подполковнике Матвее Муравьеве-Апостоле

Кто показывает. Содержание.

Подполковник Сергей Муравьев-Апостол.

Матвей Муравьев был в числе основателей Начальнаго Общества в Петербурге в 1816. Году.

В 1823 Году Южное Общество сносилось с Северным чрез Матвея Муравьева (цель переговоров смотри Пестеля)1

1 Т. е. показания Пестеля.

В 1825. в Лагере при Лещине Матвей Муравьев не был.

В 1825. учавствовал в решении и плане Общества, объявленном Трубецкому при его отъезде (смотри Трубец.:) Находился при возмущении и действиях Черниговскаго полка.

Привез из Петербурга две песни (кажется Рылеева) одну относящуюся до состояния Крестьян, а другую возмутительную.

Генерал Майор Князь Волконской.

В 1822 или 1823. Северное Общество чрез Матвея Муравьева настоятельно требовало, чтобы Пестель приехал в Петербург. || (л. 3 об.)

В 1823 и 24-м Годах в Петербурге он Волконской сносился в качестве уполномоченнаго от Южной Управы - с Матвеем Муравьевым, Никитою Муравьевым, Трубецким, Оболенским и Митьковым, из коих о преступном решении Южнаго Общества истребить всех сообщил только Матвею Муравьеву и Трубецкому (допол: 8).

Подполковник Поджио.

Матвей Муравьев сказывал, что в 1817. в Москве было в заговоре против Государя человек до 50-ти и даже назначены час и место для удара под начальством Артамона Муравьева (Доп. 12).

Он же сказывал, что Пестель хотел составить Партию из нескольких человек под названием Гард-Пердю и поручить ее Муравьеву1 для исполнения цели Южнаго Общества.

В бытность его в Петербурге Матвей Муравьев был там в сношениях с Северными членами.

Матвея Муравьева считал готовым на то покушение в Петербурге, которое || (л. 4), намеревался произвести. С ним виделся он в начале 1825. (Доп. 1).

Когда Борятинский в-1823 Году привез письмо к Никите Муравьеву от Пестеля, где он потребовал поспешнаго содействия (в истреблении), то Матвей Муравьев уверил его Поджио, что это общее решение Южнаго Общества.

Матвей Муравьев в 1823-м в Петербурге был при учреждении Северной Управы и назначении Директоров Никиты Муравьева, князя Трубецкаго и Оболенскаго. Он просил его Поджио донести Южному Обществу, (допол: к 6. пункту:)

В Октябре 1823-го Матвей Муравьев присудствовал на Собрании у Пущина, где читаны составленные им Поджио правила, избраны председатели - и положено начать работу. Тургенев взялся написать о Суде присяжном. Потом он Поджио был в непрерывных сношениях с Матвеем Муравьевым, который жил в Петербурге именно для водворения в Северном Обществе Республиканскаго Правления, || (л. 4 об.) изложеннаго Пестелем.

1 Так в подлиннике.

Матвей Муравьев говорил ему Поджио, как сдесь страшатся Пестеля, подозревая, что он хочет присвоить себе всю власть; чего он Муравьев однако не полагает, в это самое время Матвей Муравьев объяснил ему Поджио весь план Пестеля о совершении умышляемаго злодейства и намерение составить из отважных людей Ла гард-Пердю, которую хотел поручить Лунину. Мнение же Матвея Муравьева о сем было таково, что бы (истребление Царствующей фамилии) совершить отдельным от Общества заговором, дабы отвратить укоризну в сем преступлении от имяни Общества (письмо к Лев: 12. Марта)

Матвей Муравьев при отъезде его Поджио на Юг препоручил сказать там, что Никита Муравьев все дело останавливает и что его должно сменить; о чем он Поджио и говорил. Рылеев обещал писать Котихизис Свободнаго человека и возмутительныя песни. Пушкин писал: Ах! скучно мне на родимой стороне. М. Муравьев привез || (л. 5) с собою из Петербурга две песни (письмо к Лев: 12. Марта).

Матвей Муравьев видевшись с ним в Киеве в Апреле 1825. изьявлял туже решимость действовать вопреки всем предположениям прочих.

Матвей Муравьев в 1823. Году жил в Петербурге имянно для того, чтобы в Северном Обществе водворить и утвердить предположенный Южным Обществом Республику и. Истребление (письмо к Лев: 12. марта).

Майора Лopepa.

Что хотя Пестель и утверждал, что его Республиканская Конституция принята Петербургскими членами; но брат Сергея Муравьева отставный (Матвей) сказал ему Лореру, что Это неправда и что Общество решилось только требовать у Государя Свободы крестьянам.

Полковник Бурцов.

Матвей Муравьев был член начального Общества в Петербурге.

Полковник Тизенгаузен.

Матвей и Сергей Муравьевы вовлекли его в свое Общество льстивыми убеждениями || (л. 5 об.) о готовящемся счастии для Народа в Конституции.

Подпоручик Бестужев Рюмин.

Васильковская Управа состояла под начальством Сергея и Матвея Муравьевых и его Бестужева; ея занятие: внешния сношения.

У Сергея Муравьева в Лещине Матвей Муравьев был в совещании о посылке убийц Государя в Таганроге.

После этаго совещания обратились к Славянам, которые согласились содействовать, (смо: Бестужева:)

Князь Трубецкой.

Матвею Муравьеву поручено было надзирать за Новиковым, который оказался дурным; Сергей же Муравьев отбирал у Новикова Устав Общества.

Полковник Тизенгаузен.

В Ноябре 1825. Сергей и Матвей Муравьевы ездили к нему просить, чтобы позволил остаться Бестужеву в Василькове для переговоров с Поляками (допол. показ.)

Подполковник Поджио.

Что он был с Матвеем Муравьевым в непрерывных сношениях по утверждению Южных Инстиганций и что || (л. 6) вместе с Матвеем Муравьевым огорчился медленностию Никиты Муравьева и настаивал о смене его.

В намерении покуситься на жизнь Государя надеялся на содействие Матвея Муравьева (допол: 1)

В 1823. Году узнал от Матвея Муравьева и Барятинскаго о решении Южнаго Общества (истребить Императорскую фамилию).

Полковник Пестель.

К написанию Русской Правды особенно побуждали его Матвей Муравьев и Князь Оболенский (18.)

Матвей Муравьев был с ним у Оболенскаго, где разсуждали о времянном правлении и где он Пестель ударил по столу (18.)

Матвей Муравьев был в сношении с Оболенским и прочими (19.)

Князь Барятинский.

Матвеем Муравьевым переписанный план Конституции Никиты Муравьев послал на Юг чрез Александра Поджио. || (л. 8)

78

№ 24 (23)

Об Отставном Подполковнике Матвее Муравьеве-Апостоле.

Матвей Муравьев Апостол при первом допросе сознался, что был членом Тайнаго Общества и принят Полковником Александром Муравьевым в Петербурге в 1817-м Году.

Он был в числе тех членов союза, которые в 1817 Году в Москве под начальством Александра Муравьева совещались о покушении на жизнь блаженной памяти Государя, когда Якушкин вызвался нанести удар Его Величеству. Брат его Сергей Муравьев возстал против сего заговора, и по болезни своей чрез него (Матвея) представил учавствовавшим1 || (л. 8 об.) членам письменное мнение, по прочтении коего все от намерения своего отстали.

1 Внизу листа помета: «№ 4. Читана 5-го Июня 1826».

Разказывая о сем заговоре Подполковнику Поджио, он Муравьев увеличил число совещавшихся до 50. человек тогда, как в самом деле находилось только 6 единственно для внушения об обществе выгоднаго мнения.

В начале 1818 Года, будучи Адьютантом при Князе Репнине, уехал с ним в Полтаву. Здесь, он нашел Новикова, принадлежавшаго к союзу благоденствия и основавшаго в Полтаве масонскую ложу для приготовления в ней людей || (л. 9) способных ко вступлению в общество.

В 1821 Году слышал от Никиты Муравьева, что Лунин сделал предложение, вытьти нескольким человекам в масках на Царскосельскую дорогу для покушения на жизнь покойнаго Императора.

В конце 1822-го Муравьев из Полтавы возвратился в Петербург и был переведен в Полтавский полк. В следующем затем году вышел в отставку и уехал на житье в деревню.

В продолжение бытности в Полтаве, Муравьев по обществу недействовал; но знал, как || (л. 9 об.) о объявленном в Москве уничтожении союза, так и о решимости некоторых членов продолжать оный.

О возстановлении обществ на Юге и Севере он был известен. Цель их стремилось1 ко введению в России представительнаго правления посредством силы. Южное общество предполагало начать свои действия в то время, когда полки наполнятся членами его; оно в особенности надеялось на 8 дивизию, где много находилось Семеновских солдат.

От участия в Южном Обществе начально отказывался и даже II (л. 10) уговаривал брата своего Сергея следовать его примеру; но в последствии сделался сообщником в преступных его замыслах.

Матвей Муравьев не был ни на одном из совещаний, происходивших между Южными членами в 1823 Году в Киеве и в Каменке, в 1824-м в лагере при белой церкви и в 1825-м в лагере же при Лещине; но знал все, о чем там разсуждали и что было предполагаемо или от брата своего Сергея, или от Бестужева.

О предприятии Сергея Муравьева с Швейковским, Бестужевым и Норовым в 1823-м Году при Бобруйске, когда умышляли овладеть || (л. 10 об.) Особою Государя, узнал он от Швейковскаго в Петербурге в 1824 Году.

1 Так в подлиннике.

В 1823 Году Муравьев получил от Южной Директории поручение ехать в Петербург и открыть сношения с Северным обществом. Цель сих сношений была стараться соединить оба общества, согласить Северное на избрание одного Директора и возбудить в членах сего последняго более рвение и деятельности потому, что Петербург предназначался главным пунктом действия.

Приехав в Петербург в Июне 1823-го он нашел там Князя || (л. 11) Барятинскаго, имевшаго от Пестеля поручение объявить Никите Муравьеву о принятой Южным Обществом республиканской цели с изстреблением особы Государя, и требовать ответа: готово ли Северное разделять меры к достижению оной. Барятинский уехал, будучи не доволен Никитою Муравьевым.

Северное общество находилось тогда в разстройстве и не имело заседаний; но по убеждению Южнаго члены решились возобновить свои действия и по осени 1823-го избрали Директоров: Никиту Муравьева, Князя Трубецкаго и Оболенскаго, и || (л. 11 об.) Муравьев принимал тогда участие в собраниях, происходивших у Пущина, Оболенскаго, Нарышкина и Рылеева.

Матвей Муравьев первые объяснения имел с Никитою Муравьевым, а потом находился в сношениях со всеми прочими членами Севернаго общества. Князь Оболенский просил Муравьева пригласить в Петербург самаго Пестеля, полагая, что личное его присудствие скорее сблизит общества между собою.

При отъезде Александра Поджио на Юг в конце Декабря 1823. Муравьев послал с ним туда переписанный план конституции Никиты Муравьева. || (л. 12)

Вскоре за тем, Пестель приехал в столицу и после неудачи переговоров своих, поручил Муравьеву продолжать сношения с Северным обществом и тайно от онаго учредить особенное общество. Он тогда же принял нескольких Офицеров Кавалергардскаго полка в Южное общество, и объясняя Муравьеву план на введение республики, говорил ему о намерении составить вне общества особенную партию для истребления Императорской фамилии.

В это время Матвей Муравьев долго не имел писем от брата своего Сергея и, услышав || (л. 12 об.) от Графа Олизара, что Генерал Эртель приехал в Киев, возмнил, что с приездом Эртеля Южное общество открыто и захвачено, и брат его находится в опасности. Он принял преступное намерение покусится на жизнь блаженной памяти Государя, и начально сообщил об оном Пестелю, которой, одобряя его, сказал: что он (Матвей) понимает дело, а потом Артамону Муравьеву, Вадковскому и Свистунову. Все были согласны с его умыслом.

Вскоре однако же получил от брата уведомление, что он не писал к нему за отлучкою в деревню, оставил || (л. 13) преступное свое намерение и поспешил известить о том помянутые лица. Между тем Ватковской сказывал ему, что находясь в новой деревне и имея у себя духовое ружье он сам помышлял посягнуть на жизнь Монарха.

В Августе 1824 Года Матвей Муравьев возвратился из Петербурга в деревню и оставался, как говорит, вне общества, ибо с членами онаго не видался, кроме брата Сергея и Бестужева, приезжавших к нему в деревню, и один раз бывІнаго там Майора Лорера.

Из Петербурга привез с собою две вольнодумческия песни: одну - || (л. 13 об.) сочинения Рылеева, а другую Александра Бестужева.

Почувствовал отвращение к обществу, он писал к брату Сергею, остерегая его тем надзором, какой правительство обращает на полуденный край; а потом говорил Лореру весьма дурно на щет общества и желания своего удалиться от онаго. Но после, убежденный Бестужевым, согласился послать им же написанное к Пестелю письмо, в котором уверял в неизменной привязанности к обществу.

По просьбе брата Сергея принял на себя поручение Южнаго общества, что бы уговорить Князя II (л. 14) Трубецкаго к действию на 4 Корпус; но Трубецкой обещания своего не исполнил; а при отъезде из Киева в Петербург сообщил ему поручение старатся склонить Северное к соединению и объявить о решительном намерении начать действия в 1826 Году.

Не задолго перед тем, Муравьев видел Карниловича, которому Бестужев сообщил последняя предположения Южнаго Общества и дал между прочим списанную им (Матвеем) копию с мнения о изтреблении Цесаревича.

Он слышал о умысле Якубовича, о чем привезли сведение Бриген и Нарышкин, бывшие в Киеве в Октябре 1825. || (л. 14 об.)

От брата Сергея знал, что командуемый им баталион Черниговскаго полка ему совершенно предан, и что в Лагере при Лещине ходили к нему Семеновския Солдаты, и божились, что за ним последуют, коль скоро им дадут знать о начатии дела.

Бестужев разказывал ему, о присоединении к Южному Обществу славянскаго, над которыми он начальствует; но из членов его он видел только одного Андреевича.

Муравьев знал главные черты Руской правды, написанной Пестелем, и 'Катихизис и прокламацию, сочиненныя Бестужевым и братом || (л. 15) его Сергеем, и читал речь Бестужева к Славянскому Обществу, а также и мнение его о необходимости изтребления Цесаревича.

Муравьев неутверждает показания Подполковника Поджио о том, что при свидании в Киеве изъявлял ему нетерпеливость скорее начать действия, вопреки предположениям прочих членов, и что Поджио считал его с Митьковым готовыми разделить с ним преступное намерение покуситься на жизнь ныне Царствующаго Государя; но признается, что при известности о преступных его мнениях полное право имел почитать его готовым на все злодеяния. || (л. 15 об.)

27. Декабря 1825. В Любаре Бестужев известил Муравьева и брата его Сергея, об арестовании бумаг в Василькове и что их самих велено взять и отправить в Петербург.

Тут Бестужев сказывал им, что пред отъездом своим из Василькова приглашал 4-х Черниговских Офицеров отправиться с ним в Петербург для покушения на жизнь ныне Царствующаго Императора; но мысль сия Муравьевым была отвергнута.

Матвей Муравьев сознается, что испуганный известием Бестужева, он предложил брату || (л. 16) обеим застрелится и когда повторил сие на дороге к Бердичеву, то брат было согласился; но Бестужев удержал их.

Когда брат его Сергей решился из Любара ехать к месту расположения Черниговскаго полка, то и он, не желая оставить его в столь несчастном положении, туда же с ним отправился.

В Трилесах Подполковник Гебель, объявивший обеим Муравьевым арест, был ранен двумя Черниговскими Офицерами, из коих одного Матвей Муравьев, выбежав из квартиры на шум, успел удержать от дальнейшего неистовства. || (л. 16 об.)

30. Декабря Матвей Муравьев был с братом его Сергеем, когда сей, собрав две роты Черниговскаго полка, выступил к Василькову. Вступив в сей город он арестововал майора Трухина, взял к себе знамена и полковой ящик, выпустил арестантов, и учредил караулы, забиравшие жандармов и других проезжающих. Сдесь присоединился Бестужев.

31-го. Декабря возмущённый 6 рот Черниговскаго полка вышли из Василькова по направлению на белую церковь; но узнав о посланном против них отряде, повернули на дорогу к || (л. 17) Трилесам, что бы пройти к 8 дивизии.

Бестужев, на походе от Василькова говорил, что если начатое возмущение неудастся, то надобно скрыться в лесах и пробравшись в Петербург посягнуть на жизнь Государя.

3 Генваря возмутители были окружены и разстроены отрядом Гусар и Артиллерии. Матвей и Сергей Муравьевы и Бестужев взяты в плен; меньшой брат Иполит убит, а Порутчик Кузьмин застрелился.

Матвей Муравьев в общество ни кого не принимал.

В продолжении следствия, || (л. 17 об.) угрызения совести его столь были сильны, что он впал в отчаяние и хотел уморить себя голодом. Но убежденный кроткими внушениями веры пришел в себя - и успокоился.

Показание Князя Волконского, Подполковника Поджио, Сергея Муравьева, Тизенгаузена и других.

Откровенное признание Матвея Муравьева согласуется с показаниями о нем сделанными.

Правитель дел Боровков || (л. 7)

79

№ 25 (24)

Обстоятельства, принадлежащая к силе вины:

в 17-м году был принят в общество.

В 17-м году был в совещании, в котором покушались на жизнь Государя.

в 23-м году решился убить Государя.

в 23-м году Муравьев был посылан от Южной Директории в С. Петербург и способствовал к возобновлению действий Севернаго общества.

Во время возмущения Черниговскаго полка, находился при оном и взят с оружием в руках.

Обстоятельства, принадлежащие к уменьшению вины:

27 Декабря он отклонил Бестужева от намерения его отправиться в Петербург для изведения ныне Царствующаго Государя. || (л. 7 об.)

Он удержал Шиполова1 от нанесения смертельнаго удара Подполковнику Гебелю.

Муравьев в совершенном раскаянии.

1 Вместо «Щепилло».

80

ДЕЛО М.И. МУРАВЬЕВА-АПОСТОЛА

Захваченный 3 января 1826 г. во время восстания Черниговского полка на поле сражения, М.И. Муравьев-Апостол был привезен в Белую Церковь, а потом в Могилев-Белорусский, в штаб 1-й армии, где 7 и 9 января он дал свои первые показания (см. документ № 3 (2).

Из Могилева он был перевезен в Петербург. 17 января 1826 г. он был допрошен генерал-адъютантом Левашовым (см. документ № 5 (1). После допроса Николай I отдал следующее распоряжение коменданту Петропавловской крепости: «Присылаемого Муравьева отставного подполковника посадить по усмотрению и содержать строго».

22 января Муравьев-Апостол представил в форме исторической справки на французском языке описание известных ему событий, имевших место в Обществе (см. документ № 6 (4). Эта справка Муравьева-Апостола была заслушана в Комитете 23 января. Она была переведена на русский язык, причем перевод вошел в состав следственного дела М.И. Муравьева-Апостола.

В нем есть места, оставшиеся без перевода, вероятно, потому, что подлинник в некоторых местах переводчику не удалось прочесть, поскольку почерк М.И. Муравьева-Апостола мало разборчив. Переводчик, недостаточно знакомый с фактической стороной дела, допускал иногда и прямое искажение подлинника (так, географическое название «Брусилов» он принял за фамилию какого-то действующего лица, вместо названия «Трилесы» в переводе появился «Триславль» и т. д.). Ко всем подобным местам даны подстрочные примечания, исправляющие неточности перевода.

Вне хронологической связи с документами, составляющими собственно следственное дело Матвея Муравьева-Апостола, стоит один документ. Это - письмо М.И. Муравьева-Апостола на французском языке к своему брату С.И. Муравьеву-Апостолу, написанное им задолго до восстания - 3 ноября 1824 г.- из поместья Хомутец (см. документ № 7 (5). Оно сохранилось среди бумаг С.И. Муравьева-Апостола, отобранных у него при аресте, и приобщено к следственному делу. В связи с этим письмом последовал 27 января вопрос Н.И. Лореру, находящийся в данном деле (см. документ № 8 (6).

Вопрос об этом письме перед самим автором, т. е. М.И. Муравьевым-Апостолом,. был поставлен наряду с прочими вопросами 29 января (см. документ № 12 (11), пункт 36). Весьма ценные и содержательные данные о причинах, вызвавших появление этого письма, дал 6 февраля Сергей Муравьев-Апостол.

В общем ходе следствия по делу о Муравьеве-Апостоле особо важны две предложенные ему обширные группы вопросов. Первая группа из 36 вопросов вручена была Муравьеву-Апостолу 29 января 1826 г. Получив ответы, Комитет решил допросить П.И. Пестеля, М.П. Бестужева-Рюмина и других декабристов, чтобы проверить показания М.И. Муравьева-Апостола, особенно его сообщения о сношениях с Польским обществом. Та же группа вопросов, с небольшими изменениями, 31 января была предложена С.И. Муравьеву-Апостолу.

Для выяснения всего вновь поступившего следственного материала, где было много противоречащих друг другу сведений, Комитет предложил некоторым декабристам и в том числе М.И. Муравьеву-Апостолу дать новые показания. В связи с этим и были предложены М.И. Муравьеву-Апостолу 10 апреля вторично новые вопросы (всего 12. допросов) (см. документ № 15 (14). Ответы его на этот второй запрос содержатся в документе № 16 (15). Эти ответы Комитет признал «пространными и удовлетворительными».

После ответов на вторую серию вопросов М.И. Муравьев-Апостол пытался путем голодовки прекратить свое существование, и Комитет решил прибегнуть к воздействию на него при помощи религии: накануне праздника пасхи (17 апреля) к нему был послан с увещанием ключарь Казанского собора П. Мысловский, особой запиской извещающий о результатах своего посещения (ем. документ № 20 (17).

Этим, собственно, заканчивается основная часть следственного дела М.И. Муравьева-Апостола. Но к нему добавлено несколько документов второстепенного значения. В их числе имеется дополнительное показание М.И. Муравьева-Апостола, сделанное им по собственному почину, которое примыкает к вопросам Комитета от 10 апреля 1826 г., и ряд других.

Следственное дело М.И. Муравьева-Апостола № 397, хранящееся в Центральном Государственном историческом архиве в г. Москве, в фонде № 48, заключает в себе 137 листов.

В деле М.И. Муравьева-Апостола мы находим три сплошных нумерации. Две из них сделаны в более позднее время карандашом; одна идет вверху каждого листа, другая - внизу.

Различие между ними сводится к тому, что счет по верхней нумерации на единицу более, чем по нижней. В настоящем издании положен в основу счет по верхней нумерации. Кроме этих двух систем счета находим еще третью, сделанную военным советником Вахрушевым, она начинается с 17-го листа и идет до 137-го листа по современному счету (по Вахрушеву это 120-й лист), т. е. до конца текста.

Кроме того, Вахрушев в свой счет включил несколько чистых листов (или листов с адресами) и вместе с ними всего насчитал 132 листа. На обороте последнего листа мы находим следующую заверительную запись: «В сем деле сто тридцать два номерованных листов, не включая белых в средине дела, неномерованных. Военный советник Вахрушев», По этой нумерации и сделана воспроизводимая нами в настоящем издании «Опись документов», находящаяся в начале следственного дела и также скрепленная Вахрушевым. По этой описи в деле значится всего 21 документ.

Нумерации Вахрушева мы не находим в следующих частях дела, поступивших уже после разметки Вахрушева: 1) в выписке из показаний декабристов о М.И. Муравьеве-Апостоле (см. документ № 23 (22); эта выписка имеет свою особую полистную нумерацию: 1-4; 2) в записке правителя дел Следственного комитета Боровкова о Муравьеве-Апостоле (см. документ № 24 (23), она также имеет свою самостоятельную полистную нумерацию с 1 по 10; 3) в главных пунктах обвинения Муравьева-Апостола (см. документ № 25 (24); на этом документе стоит цифра «1».

Кроме того, остатки старой нумерации, предшествовавшей нумерации Вахрушева, мы находим на листах 28-31 (по современной нумерации); на этих листах написаны вопросы и ответы М.И. Муравьева-Апостола (см. документ № 4 (3). И вопросы и ответы писаны рукой писаря и только скреплены подписью Муравьева-Апостола, на этих листах мы находим пометку: «6-9». По своему характеру они относятся к начальному периоду следствия. Поскольку в них Муравьев-Апостол ссылается на свои показания, данные им в Белой Церкви, можно предположить, что они относятся к числу допросов в Могилеве, почему и сохраняют остатки прежней нумерации.

Наконец, следует обратить внимание еще на один факт: в документе № 14 (13) мы находим карандашную приписку: «Труб. б. № 20», Что означает номер Трубецкого бастиона, в котором был заключен М.И. Муравьев-Апостол.

Примечание. Надстрочные знаки французского текста (например, à, ê, é), обычно опускаемые декабристами в беглом французском письме, восстанавливались без оговорок в тех случаях, где их отсутствие мешало пониманию смысла текста.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Кованные из чистой стали». » Муравьёв-Апостол Матвей Иванович.