№ 13
Копия
О поручике конноартиллерийской № 5 роты Нащокине
Нащокин членом общества не был; но в 1824 году в лагере при Белой Церкви, познакомившись с Бестужевым-Рюминым, он слыхал разговоры его, исполненные вольнодумства и ропота против правительства, а в 1825 году в лагере при м[естечке] Лещине находился в собрании членов у Сергея Муравьёва, где, сообразив прежний разговор Бестужева, возымел подозрение и немедленно удалился, не постигая, впрочем, тайных их намерений.
При разговоре об открытии общества после возмущения, бывшего в С[анкт]-Петербурге, он узнал, что цель оного состояла в ограничении верховной власти, а средства к исполнению - возмутить войско, и что действия предполагалось начать в 1826 году при соединении 3 и 4-го пехотных корпусов под местечком Белою Церковью, но прежде ни о цели, ни средствах, ни о намерении покуситься на жизнь блаженной памяти императора ему не было известно.
О Нащокине показывают:
Показание Бестужева-Рюмина - Нащокин, лучше сказать, ознакомлен с существованием общества, нежели решительно в оное принят. Когда Бестужев в 1824 году сделал Нащокину предложение войти в общество, то он отвечал, готов содействовать, если оно имеет целию искоренить злоупотребления правительства и ограничить власть государя. С этого времени он считался полупринятым.
На очной ставке Бестужева-Рюмина с Нащокиным первый подтвердил вышеизложенное своё показание, кроме того, что вместо слов: «Готов содействовать» и проч[ее] Нащокин сказал ему, Бестужеву, только: «Хорошо»; напротив же того Нащокин, отвергая улику Бестужева, остался при своём показании.
Показание Сергея Муравьёва-Апостола - Нащокин в делах общества не принимал никакого участия, ибо принадлежал к третьему разряду, которому планов не открывали.
Показание Матвея Муравьёва-Апостола и Бечаснова - Прочие показывают его членом, потому что о принятии его слышали от Бестужева-Рюмина.
Сверх сего, подпоручик Борисов 1-й показывал, что по открытии общества, когда уже брали многих под арест, он видел Нащокина в Житомире, где Киреев, Иванов и Веденяпин совещались с ним, Борисовым, возбудить прочих членов к вооружению; однако Нащокин от сего решительно отрёкся; Борисов же перед очною с ним ставкою объявил, что отрицание Нащокина признаёт справедливым, ибо хотя он и нашёл его вместе с означенными лицами, но он ничего с ним не говорил, и вскоре по приезде его, Борисова, Нащокин вышел.
Содержится в крепости с 2 февраля.
На подлинной докладной записке означена следующая высочайшая резолюция за подписанием барона Дибича: «Продержав ещё три месяца в крепости, отправить по-прежнему на службу с переводом в другую роту».
Верно: над[ворный] сов[етник] Ивановский
Высочайшим приказом 7 июля 1826 означенный Нащокин переведён в 11-ю конноартиллерийскую роту.