© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Нащокин Дмитрий Александрович.


Нащокин Дмитрий Александрович.

Posts 11 to 14 of 14

11

№ 10

1826 года апреля 26 дня в присутствии высочайше учреждённого Комитета по отрицанию поручика Нащокина, что он членом тайного общества никогда не был, дана ему очная ставка с подпоручиком Бестужевым-Рюминым, который показывал, что когда он, Бестужев, в 1824 году сделал Нащокину предложение войти в общество, то он отвечал: «Готов содействовать, если оно имеет цель искоренить злоупотребления правительства и ограничить власть государя»; с того времени Нащокин считался полупринятым; так как был только ознакомлен с обществом, нежели решительно в оное принят.

На очной же ставке:

Подпоручик Бестужев-Рюмин утвердил своё показание, кроме того, что вместо: «Готов содействовать», - Нащокин сказал: «Хорошо».

Подпоручик Бестужев-Рюмин1

Поручик Нащокин, отрицая улику Бестужева-Рюмина, остался при своём показании.

Поручик Нащокин2

Генерал-адъютант Чернышёв

1 Показание подписано М.П. Бестужевым-Рюминым собственноручно.

2 Показание подписано Д.А. Нащокиным собственноручно.

12

№ 11

1826 года апреля 30 дня в присутствии высочайше учреждённого Комитета по разноречию в показаниях дана очная ставка отставному подпоручику Борисову 1-му с поручиком Нащокиным в том, что первый из них показывал:

а) Что по приезде его в Житомир, увидевшись с Ивановым, с ним, Нащокиным, Веденяпиным 1-м и 2-м и Киреевым, узнал, что общество открыто, многих берут под арест и рано или поздно дойдёт и до них, и что 2-я армия уже взбунтовалась. Тут по общему совещанию положили ему, Борисову, ехать обратно в 8-ю бригаду и в пехотные полки и возбудить членов общества к вооружению с имеющимися у них частьми войск, и следовать на Житомир, потом на Киев и, наконец, овладеть Бобруйскою крепостью, в которой дожидаться подкрепления.

б) Что Иванов и Киреев дали ему, Борисову, письма, с коими он поехал в 8-ю бригаду, а оттуда в Пензенский полк, где Громницкому, Лисовскому и Тютчеву объявлял им то, что положено было на совещании в Житомире, присовокупив слышанное на оном, что 7-я и 9-я дивизии, гусары и артиллерия 3-го корпуса и несколько полков 2-й армии готовы действовать.

в) Что при означенном совещании в Житомире с общего согласия его, Борисова, Киреева, Веденяпиных 1-го и 2-го и Нащокина принято было мнение Иванова о необходимости защитить свою жизнь, в чём он, Борисов, настоятельно требовал от них изложения на бумагах всех причин и подписки, но они отказались от сего.

Напротив же сего поручик Нащокин отрицательно утверждал, что об отправлении Борисова в 8-ю бригаду с Ивановым, Киреевым, Веденяпиным 1-м и 2-м и с ним, Борисовым, не совещался, о цели совещания их, у кого оное происходило и кто первый предложил меру вооружения, он неизвестен, о данных же ему, Борисову, Ивановым и Киреевым письмах, равно о свидании его с Громницким, Лисовским и Тютчевым и о готовности к возмущению войск 7-й и 9-й дивизии, гусар и артиллерии 3-го корпуса он, Нащокин, ничего не знал и о сём никому не говорил, а хотя помянутого Борисова в квартире Веденяпиных и Киреева и видел, но с ним никакого разговора не имел.

На очной же ставке:

Подпоручик Борисов 1-й.

Перед очной ставкой подпоручик Борисов 1-й объявил, что он находит показание поручика Нащокина справедливым, ибо хотя он и застал г[осподина] Нащокина вместе с прочими лицами, но он с ним ничего не говорил и вскоре по его приходе вышел.

Отставной подпоручик Андрей Борисов1

Генерал-адъютант Чернышёв

1 Показание подписано А.И. Борисовым 1-м собственноручно.

13

№ 12

Высочайше учреждённый Комитет требует от поручика Нащокина откровенного показания:

1

Как ваше имя и отчество и сколько от роду лет?

2

Какой веры и каждогодно ли бываете на исповеди и у святого причастия?

3

Присягали ли на верное подданство ныне царствующему государю императору?

4

Где воспитывались? Если в публичном заведении, то в каком именно, когда и куда из оного были выпущены? И ежели у родителей, то кто именно были ваши учители и наставники?

5

В каких предметах вы старались наиболее себя усовершенствовать или приготовить?

6

Не слушали ли сверх того особенных лекций, в каких предметах наук, у кого, когда и где именно?

7

С которого времени и откуда заимствовали первые вольнодумческие и либеральные мысли, т.е. от внушений ли других или от чтения книг, и каким образом мнения сего рода в уме вашем укоренялись?

8

Когда вы вступили в службу, где и каким образом продолжали оную и не были ли за что-либо в штрафах или под судом, когда и чем дела были окончены?

Генерал-адъютант Чернышёв

На вопросные пункты высочайше учреждённого Комитета честь имею отвечать.

На 1-й

Зовут меня Дмитрий Александров сын Нащокин, от роду мне двадцать восемь лет.

На 2-й

Веры греко-российской, на исповеди и у святого причастия бывал каждогодно.

На 3-й

На верноподданство ныне царствующему государю императору присягал.

На 4-й

Воспитывался я во 2-м кадетском корпусе и в 1812 году ноября 22 дня был из оного выпущен в артиллерию.

На 5-й

В математике и артиллерийскому искусству.

На 6-й

Особенных лекций ни в каких предметах наук ни у кого нигде не слушал.

На 7-й

С самого младенчества моего был воспитан родителями моими в страхе божием, которое впоследствии вкоренилось во мне и не оставляло меня до сих пор1. Бог меня избавил от вольнодумческих мыслей, и я ни от кого не заимствовался и избегал, чтобы могло клониться к либерализму или вкоренить во мне оный; мысли, сердце, жизнь моя были всегда устремлены для блага государя императора моего и отечества.

На 8-й

В службу вступил я в 1812 году ноября 22-го дня во 2-ю запасную артиллерийскую бригаду, 1813 года находился в откомандировке за ремонтом артиллерийских лошадей в Нижегородской губернии, в 1814 году переведён в 8-ю бригаду, что ныне 4-я артиллерийская бригада, в 8-ю батарейную роту; в 1814 и 1815 году был в походах за границею, но в сражениях не бывал; в 1818 году переведён в конноартиллерийскую роту № 12 и до 1820 года находился при генерал-майоре Сухозанете; с 1820 по 1823 служил в упомянутой роте налицо, откуда при производстве переведён в конную роту № 6 и в том же году в конноартиллерийскую роту № 5. В штрафах и под судом никогда не находился.

Конноартиллерийской роты № 5 поручик Нащокин2

Генерал-адъютант Чернышёв

1 Так в подлиннике.

2 Ответы написаны Д.А. Нащокиным собственноручно.

14

№ 13

Копия

О поручике конноартиллерийской № 5 роты Нащокине

Нащокин членом общества не был; но в 1824 году в лагере при Белой Церкви, познакомившись с Бестужевым-Рюминым, он слыхал разговоры его, исполненные вольнодумства и ропота против правительства, а в 1825 году в лагере при м[естечке] Лещине находился в собрании членов у Сергея Муравьёва, где, сообразив прежний разговор Бестужева, возымел подозрение и немедленно удалился, не постигая, впрочем, тайных их намерений.

При разговоре об открытии общества после возмущения, бывшего в С[анкт]-Петербурге, он узнал, что цель оного состояла в ограничении верховной власти, а средства к исполнению - возмутить войско, и что действия предполагалось начать в 1826 году при соединении 3 и 4-го пехотных корпусов под местечком Белою Церковью, но прежде ни о цели, ни средствах, ни о намерении покуситься на жизнь блаженной памяти императора ему не было известно.

О Нащокине показывают:

Показание Бестужева-Рюмина - Нащокин, лучше сказать, ознакомлен с существованием общества, нежели решительно в оное принят. Когда Бестужев в 1824 году сделал Нащокину предложение войти в общество, то он отвечал, готов содействовать, если оно имеет целию искоренить злоупотребления правительства и ограничить власть государя. С этого времени он считался полупринятым.

На очной ставке Бестужева-Рюмина с Нащокиным первый подтвердил вышеизложенное своё показание, кроме того, что вместо слов: «Готов содействовать» и проч[ее] Нащокин сказал ему, Бестужеву, только: «Хорошо»; напротив же того Нащокин, отвергая улику Бестужева, остался при своём показании.

Показание Сергея Муравьёва-Апостола - Нащокин в делах общества не принимал никакого участия, ибо принадлежал к третьему разряду, которому планов не открывали.

Показание Матвея Муравьёва-Апостола и Бечаснова - Прочие показывают его членом, потому что о принятии его слышали от Бестужева-Рюмина.

Сверх сего, подпоручик Борисов 1-й показывал, что по открытии общества, когда уже брали многих под арест, он видел Нащокина в Житомире, где Киреев, Иванов и Веденяпин совещались с ним, Борисовым, возбудить прочих членов к вооружению; однако Нащокин от сего решительно отрёкся; Борисов же перед очною с ним ставкою объявил, что отрицание Нащокина признаёт справедливым, ибо хотя он и нашёл его вместе с означенными лицами, но он ничего с ним не говорил, и вскоре по приезде его, Борисова, Нащокин вышел.

Содержится в крепости с 2 февраля.

На подлинной докладной записке означена следующая высочайшая резолюция за подписанием барона Дибича: «Продержав ещё три месяца в крепости, отправить по-прежнему на службу с переводом в другую роту».

Верно: над[ворный] сов[етник] Ивановский

Высочайшим приказом 7 июля 1826 означенный Нащокин переведён в 11-ю конноартиллерийскую роту.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Нащокин Дмитрий Александрович.