В.А. Шкерин
«Драгоценные заблуждения»: декабрист С.Д. Нечаев о старообрядчестве и сектантстве
Подавив выступление декабристов, император Николай I повелел «истребовать по всему государству от всех находящихся в службе и отставных чиновников и неслужащих дворян» расписки «в том, что они ни к каким тайным обществам... принадлежать не будут», а если кто принадлежал к какому-либо обществу прежде, то обязан сообщить «под каким названием оно существовало, какая была цель и какие меры предполагаемо было употребить для достижения той цели».
К указу прилагались образцы расписок: форма № 1 - о непринадлежности к тайным обществам; форма № 2 - о былой принадлежности. Среди воспользовавшихся формой № 1 был и надворный советник Степан Дмитриевич Нечаев, состоявший при московском генерал-губернаторе чиновником особых поручений.
Однако при проведении соответствующего опроса служащих Московского учебного округа коллежский асессор Д.И. Альбицкий сознался в «кратковременной прикосновенности... к Союзу благоденствия, в который вступил членом в начале 1819 года по предложению бывшего тогда директором тульских училищ титулярного советника Степана Дмитриева сына Нечаева». Причастность к ранним декабристским обществам не составляла серьезной вины в глазах следователей, но в нечаевском случае речь шла уже о клятвопреступлении.
Главный начальник III Отделения собственной его императорского величества канцелярии А.Х. Бенкендорф приказал начальнику 2-го (Московского) округа корпуса жандармов А.А. Волкову собрать «полные сведения» о С.Д. Нечаеве. Возможно, инициатором розыска о Нечаеве выступил сам император. Между тем, московский генерал-губернатор Д.В. Голицын был раздражен появлением на территории подчиненного его города неподвластных ему жандармов.
Несколько позднее Волков докладывал Бенкендорфу: «Вообще здесь партия генерал-губернатора князя Голицына, быв недовольна учреждением службы нашей.., бдительно преследует... все мои движения и готовит стрелы пустить на нас».
Без восторга к учреждению новой полицейской службы отнеслись и некоторые другие сановники. Вероятно, этим объясняется появление отношения начальника Главного штаба барона И.И. Дибича к князю Д.В. Голицыну от 27 сентября 1826 г. о командировании С.Д. Нечаева в Пермскую губернию, в помощь флигель-адъютанту А.Г. Строганову.
Граф Александр Григорьевич Строганов был послан императором на Урал в начале того же месяца, но за это краткое время открыл такое хитросплетение преступлений и злоупотреблений, что уже не мог распутать их в одиночку. Цель его командировки составляла проверка «извета» об убийстве мастерового Кыштымских заводов, намеревавшегося подать жалобу царю.
Арестовав документы Кыштымского горного округа, граф обнаружил счета, «по которым показаны лихоимственные дачи денег разным чиновникам гражданского, военного и другого ведомства, а также прочие расходы по делам заводчика Расторгуева». Сделанная из счетов выписка содержит 365 пунктов, каждый из которых сообщает, кому или за что сделаны соответствующие подношения. Сколь широко была раскинута сеть взяточничества можно судить уже по тому факту, что из всех старших чиновников Пермского горного правления непричастным к делу остался лишь один.
И умерший к тому времени заводчик Л.И. Расторгуев, и его наследники П.Я. Харитонов и А.Г. Зотов, и управляющий Кыштымскими заводами Г.Ф. Зотов - все принадлежали к верхушке сообщества урало-сибирских старообрядцев-беглопоповцев. Выписка не оставляла сомнения в том, что «дачи» делались в интересах не только узкого круга родственников заводчика, но всего старообрядческого сообщества.
Было ясно, что обнаружена отлаженная коррупционная система, созданная ради защиты интересов крупного старообрядческого предпринимательства. Вместе с тем, у правительства не было достаточной ясности даже в том, что представляют собой «расколы» на Урале. Так в расследовании появился новый аспект - «расколоведческий», который и был поручен ведению Нечаева.
Встретившись со Строгановым в Кыштыме 26 октября, Нечаев не только передал ему новое предписание Дибича и составленные в столице «Главные правила» предстоящего исследования, но и спустя четыре дня подписал у нового начальника собственноручно составленные документы - «Напоминание касательно образа исполнения поручения по делу о раскольниках» и «План исследования о возникших в Пермской губернии расколах». Предосторожности были не лишними: со времени выступления декабристов не прошло и года, начальство на местах было встревожено и подозрительно, а действовать Нечаеву предстояло инкогнито и, судя по всему, он был осведомлен о жандармском интересе к своей персоне.
Следующая встреча Строганова и Нечаева состоялась лишь на исходе января 1827 г. Нечаев, «в течении трех месяцев проехав в разных направлениях до 3500 верст по Пермской губернии», представил графу «уже полную записку о существующих в Пермской губернии сектах».
Записка называлась «Первые замечания о раскольниках Пермской губернии». При ее передаче автор просил «довести до сведения Его Величества: 1-е, что... она сочинена была в одну неделю», что не дало «возможности исправить все ее недостатки в плане и слоге; 2-е, что пространство Пермской губернии и подозрительность начальств уездных и заводских... не допустили... собрать более о сектах сведений; 3, что Нечаев собирал оные неофициальным образом...».
Итоговой работой С.Д. Нечаева по результатам этой поездки стала «Записка о сектах, существующих в Пермской губернии», датированная 5 февраля 1827 г. «В сей записке представлены по порядку собранные не официально, но вообще скрытным образом сведения о сих сектах, - писал автор. - Далее изложено будет подробное рассуждение о причинах укоренения и распространения оных по здешнему краю. Из сих причин выведется общее заключение о цели каждого и всех вообще расколов.
Наконец, упомянуто будет о средствах, которые могли бы прекратить их приращение и по времени истребить по крайней мере из числа оных самые нелепые». Пространная записка имеет следующую структуру: «Введение»; главы «О поповщине»; «О беспоповщине»; «О скопцах»; «Причины распространения раскола», из которых выделены «Причины общие» и «Причины особенные» («а. Относящиеся до поповщины; б. Относительно беспоповщины; в. Относительно скопцов или новых израильтян»); «Заключение»; «Мнение о принятии некоторых мер в отношении к расколам, усилившимся в Пермской губернии» и «Замечания» (то есть примечания). В приложениях к записке даны: «Песни, употребляемые при богослужении скопцов»; «Образец пророчества»; «Наставление на путь» и «Список приобретенных книг и рукописей из числа употребимых в разных сектах».
Подобного исследования уральского старообрядчества и сектантства до С.Д. Нечаева не производилось. В нашей работе также будет использован текст дневника, который Нечаев вел во время поездки на Урал и который в конце XIX в. был опубликован митрополитом Н.И. Субботиным в журнале «Братское слово».
«Записка о сектах» сообщает: «Пермская губерния, по сие время заключающая в пределах своих обширные пространства необитаемые и мало известные, в прежние времена представляла верное убежище для раскольников, удалившихся из внутренней России. Вызванные из горных вертепов и дремучих лесов мерами снисхождения со стороны правительства и еще в большем числе по распоряжению его или по воле частных заводосодержателей переселенные в сии отдаленные места из великороссийских губерний, они... распространяли тайно, но... весьма деятельно разные свои заблуждения между прочими менее сведущими в вероучении жителями сего края.
Таким образом потомство прибывших сюда раскольников с присоединившимися потом последователями их толков составляет уже важную часть населения Пермской губернии: более ста тысяч душ обоего пола известны ныне местному начальству за непринадлежащих к господствующей церкви». В «Первых замечаниях» вопрос о численности староверов решен несколько иначе: «более ста тысяч душ, то есть около пятой части всего населения» губернии составляет только «секта» беглопоповцев -«по сведениям, поднесенным покойному Государю от гражданского губернатора...»
Нечаев не случайно делал оговорку по поводу источника этих сведений. Современный уральский историк и православный священник П.И. Мангилев, приводя официальные данные за 1826 г. о 112354 пермских старообрядцах, также отмечает, - что «правительственная статистика учитывала только старообрядцев, официально записанных в раскол. Незаписанных, тайных староверов было намного больше».
В своих записках Нечаев останавливался на трех религиозных течениях: «поповщине», «беспоповщине» и скопчестве.
О первых он писал в «Первых замечаниях»: «Последователи поповщины имеют два явных подразделения. Одни, около 6000 душ, подчинились Синоду под известными условиями, имеют благословенную от епископа церковь и им же поставленных священнослужителей. Именуя себя единоверцами, они более не чуждаются принадлежащих к господствующей церкви, не разумеют их за еретиков, хотя ни на одну черту не отступают от старинных обрядов и в сем отношении великое сохраняют сходство с прежними своими собратиями.
Более упорные из поповщинской секты, сохраняющее древнее отвращение от новых перемен, принятых в Российской церкви со времен Никона, называют всех принадлежащих к ней церковными, себя же исключительно православными христианами, а от правительства в недавнем времени испросили наименование старообрядцев вместо прежнего оскорбительного для них титла раскольников».
О беспоповщине в «Записке о сектах»: «Последователи беспоповщины, чураясь священства как незаконного со времен Никона, руководствуются в мнениях и богослужении наставниками и наставницами, каковыми назначают произвольно из среды своей тех, кои отличаются или набожностью своею или некоторою начитанностию в старых книгах, а большею частию людей смышленых, умеющих подчинять своему влиянию прочих из видов ли некоторого прибытка или для удержания за собою общего уважения...
Вообще они в редких местах составляют общества, но большей частию рассеяны между старообрядцами поповщинской секты, к которой их иногда смешивает невнимательное начальство полицейское, духовное или частное. Таким образом, не имея никакого прочного основания или общей точки соединения, секта сия разделяется на многочисленные отрасли, которые с точностию исчислить тем труднее, чем невежественнее бывают наставники и чем мелочнее отличия превратных их понятий».
И о скопцах - там же: «Секта сия занесена в Пермскую губернию скопцами, сосланными в разное время из внутренней России в работы на заводы казенные. Первые, подпавшие такому наказанию, были открыты в Орловской губернии и со времен императора Павла 1-го употребляются в Березовском заводе близ Екатеринбурга. На винокуренных казенных заводах Ертарском и Талицком (из коих первый в Шадринском, а другой в Камышловском уезде) находится некоторое число скопцов, высланных в 1811 году из С.-Петербурга. При Екатеринбургском монетном дворе числится оных несколько еще позднее поступивших в ведомство тамошнего заводского начальства».
Рассмотрим выделенные Нечаевым «причины размножения раскольников», взяв за основу его «Первые замечания» (использование текстов дневников и «Записки о сектах» будет в этом вопросе оговариваться особо).
«1. Общее невежество, которое тем менее изменяется, что бедные люди не имеют средств учиться, а родители богатого состояния, опасаясь, чтоб дети с большим просвещением не оставили отцовских обычаев, остерегаются доставлять им более сведений, нежели сколько сами имеют».
Вывод явился отражением общей просветительской установки Нечаева. Беседа со старшинами екатеринбургских беглопоповцев Я.М. Рязановым и Ф.Ф. Казанцевым отчасти поколебала это убеждение. «Желающему спасения дают книги, чтоб сам вычитывал нужное, то есть стараются человека привлечь к буквенному рабскому смыслу, отвлекая от свободного духовного разумения веры, - отметил Нечаев в дневнике уже 12 ноября 1826 г. - Для сего у них более грамотных, нежели у церковных».
О том же сообщает и запись от 15 ноября, сделанная после посещения вместе с Рязановым располагавшихся близ Екатеринбурга Шарташских женских скитов: «Вообще у них старательно учат читать друг друга, и все старообрядцы прилагают старание, чтоб детей своих обучить грамоте. Если бы и церковные следовали такому примеру, то менее из них переходили бы в старую веру».
Вот и новая грань нечаевских размышлений: простой народ уклоняется в «раскол» по невежеству, но сами «расколоучители» распространяют свою веру при помощи поверхностного образования, позволяющего лишь воспринимать догмы («привлечь к буквенному рабскому смыслу, отвлекая от свободного духовного разумения веры»).
Говоря о поповщинской «секте», Нечаев отмечал: «В ней состоят богатейшие и наиболее образованные люди из купечества и заводских управителей». Православный же клир проигрывал сравнение с старообрядческими старшинами по части образованности: «Священники вообще очень несведущи в сравнении в настоятелями раскольническими...». Отсюда уже следовал и проигрыш в борьбе за души прихожан:
«Главная сему причина состоит в том, что большая часть крестьян греко-российского исповедания по совершенному неведению оснований своей веры и по совершенной невозможности узнать оныя от священников, столь же невежественных, часто пьяных, и пекущихся об одних своих прибылях, - большая часть, повторяю я, могут почитаться не принадлежащими ни к какой церкви, так что первое, что о вере услышат от кого бы то ни было, принимают с жадностью за истинное».
Подлинное просвещение, по мнению Нечаева, призвано отвратить от «раскольнических заблуждений». Поэтому в «Записке о сектах» он печется о развитии народного образования на Урале: «Недостаток в публичных училищах здесь тем более ощутителен, что не имеется как в России дворовых людей, вообще довольно праздных, чтоб иметь время на обучение детей грамоте и таким образом составлять множество небольших домовых школ.
Есть, правда, на немногих заводах училища, где несколько мальчиков обучаются чтению, письму, грамматике, щету и закону Божию, но они по принятому на заводах порядку остаются там не долее, как до 12 лет и, следовательно, не обучая порядочно основаниям веры. Большая часть не имеет и тех малых способов помочь своему невежеству: мудрено ли же им впасть в детское легковерие?»
Следующими «причинами размножения раскольников» выступают: «2. Закоснелая привычка, которою обыкновенно неразмышляющие люди руководствуются как первым законом; 3. Существующия между раскольниками связи по родству и одной вере, которые с обращением в нашу церковь неминуемо бы пресеклись, и любовь ближних обратилась в вечную вражду; 4. Воспоминание о прежних гонениях и вкорененныя с детства самыя худыя мысли о господствующей церкви».
Примером последнего служит запись в нечаевском дневнике за 14 ноября 1826 г: «Относительно сих гонений Резанов рассказывал мне, будто бы близ Екатеринбурга находится одна гора, на которой похоронено до 1000 человек их собратий (пострадавших) за один крест, то есть за то, что они не так, как мы, крестились. Ежели это правда, ежели это и выдумано, довольно одних о том рассказов, чтобы в потомках питать против нас дух недоверия и неудовольствия».
Целый комплекс причин выделен Нечаевым в связи с низкими моральными качествами и плохой подготовкой официального духовенства: «5. Общий недостаток в надлежащем назидании духовном; 6. Холодность духовенства к спасению душ без примеси других видов; 7. Неспособность и недостаточное просвещение священников..; 8. Часто оказываемые от духовенства худые примеры в поведении, небрежность в отправлении службы Божией и алчность к корысти».
В «Записке о сектах» ненадлежащее поведение православного клира также освещено весьма обстоятельно: «В местах, отдаленных от начальнического наблюдения, случается часто, что священники впадают в грубые пороки, пьянство, сквернословие, вселяющее иногда сильное от православия отвращение в рабочих и поселянах, которые за отдаленностию их жительств или от беспрерывных занятий заводских редко видали другие церкви и других священников, кроме своего прихода и по своему пастырю делают общее заключение о прочих.
Не менее отклоняет набожных людей от церкви небрежное и поспешное отправление службы Божией, какое в повсеместном почти обыкновении у наших священно- и церковнослужителей. В сем отношении, бесспорно, превосходит их вообще благоговейное, неторопливое и сколько можно приближенное к древним уставам богослужение старообрядцев и пламенное, слезами орошаемое моление израильтян (скопцов - В.Ш.).
Но еще более раздражают небогатых поселян непомерные требования некоторых священников, в особенности за венчание браков. Дачи за свадьбы возвышаются иногда до 30, 50 рублей и выше, так что в иных волостях за тем только медлят женить молодых людей, что не скопилось довольно денег на заплату попу... В таком случае как не прибегнуть к забеглым священникам, которые (особливо, ежели еще должны скрываться от полиции), конечно, довольствуются меньшим подарком...
Равнодушие некоторых священников к расхищению своего стада за подарки от раскольников надлежит также включить в число причин распространения их толков. Не редко более возрастают расколы от справедливых опасений священников, чтоб какими-либо препятствиями, от их звания зависящими, или доносами высшему начальству не обратить на себя ненависть сильных по своему достатку или месту раскольников, чтоб не оскорбить заводских хозяев и помощников, и вообще, чтобы не пострадать от того за неимением поддержки».
Досталось от Нечаева и светским властям: «9. Совершенное равнодушие гражданского начальства; 10. Послабление со стороны некоторых чиновников за подарки или из личного угождения; 11. Неудобность местного положения для строгого наблюдения со стороны полиции: пространство, населенность, дремучия леса, непроходимыя горы - все препятствует бдительнейшим ея мерам; 12. Оказанныя раскольникам общия и частныя снисхождения со стороны правительства и данныя по секрету губернаторам предписания о защите их от притязаний духовенства, которыя не всегда бывают справедливы».
Важным недостатком проводимой борьбы со старообрядчеством и сектантством Нечаев считал разобщенность действий гражданской и горной властей. В одной из дорожных книжек (предшествовавших относительно упорядоченным записям в дневниках) он отмечал: «Разделение власти между губернатором и берг-инспектором. Первый - заведывает раскольниками, а другому принадлежит надзор за полициею по заводам, где наиболее закоренелые».
В «Записке о сектах» эта мысль обрела окончательное оформление: «Некоторые помешательства могут происходить в мерах правительства и от того, что дела старообрядческие по сей губернии, как и везде, вверены в особенности гражданскому губернатору, а заводские имения (где наиболее находится раскольников) заведываются полициею, зависящею от Горного правления, которое нисколько не подчинено губернатору...»
Урал - преддверие ссыльно-каторжной Сибири. Это обстоятельство также благоприятствовало росту «уклонений в раскол»: «13. Зараза от преступников, осужденных в горную работу..; 14. Такая же зараза от пересыльных арестантов, остающихся в Пермской губернии по болезни или по особенному снисхождению на более или менее долгое время; 15. Подобная зараза от проходящих арестантов и убежавших из Сибири, которые, возвращаясь в Россию, неминуемо должны прожить некоторое время в Пермской губернии; 16. Соседство с Тобольскою губерниею, куда высылались на поселение распространители разных вредных толков».
Особую роль в распространении «расколов» Нечаев отводил староверческим скитам: «17. Выгоды живущих в скитах и пустынях, хотя бы они состояли в одном пристанище и содержании». Впрочем, «выгоды» этим, по мнению ревизора, не ограничивались. Дневниковая запись от 20 ноября 1826 г. поясняет: «О побуждениях сердечных судить человеку трудно; но вообще замечают, что в монахи охотно идут и ищут убежища в скитах те заводские работники, которым тяжкий труд не по вкусу.
Преследуемые горным или частным заводским начальством (где оно не состоит из старообрядцев), они принуждены удаляться в самыя дикия и непроходимыя места Урала, где нужда, а нередко и голод, заставляет их прибегать к воровству и даже грабежу, которыя скрывать отдаленность от селений не мало способствует, не говоря уже о тайной защите легковерных и суеверных собратий».
«18. Польза изгнанных попов, которые приемлются старообрядцами для священнодействия и которые если бы лишились нового места, без сомнения, остались бы с семействами без пропитания». О том же в дневниковой записи за 9 ноября 1826 г.: «Всех неизвинительнее между раскольниками беглые священники, которые, конечно, не по неведению, не по слепой ревности становятся лжеучителями, а единственно избегая общего презрения за свое поведение, или наказания за проступки, прибегают к таким постыдным средствам пропитания. На сих недостойных служителей церкви должно быть обращено особенное, строгое внимание правительства, ибо они служат главным утверждением самой многочисленной секты в России - поповщины...»
«19. Желание первенствовать в старшинах; 20. Богатство и именитость многих из раскольников; 21. Их вес в делах екатеринбургского градского общества и всеобщее влияние на дела в губернии». Запись в дневнике за 4 ноября 1826 г.: «...купцы екатеринбургские, по уму своему и особенно по капиталам, без малейшего сравнения превосходящим достаток прочих граждан, управляют не только их имением, но имеют в руках своих и все дела городского общества, ибо магистрат и дума наполнены их только единомышленниками, отчего простые бедные граждане очень их боятся. Можно с достоверностию предполагать, что из числа их многие, обольщаясь сильным покровительством или другими выгодами, переходят к их толку».
«22. Управление заводами, порученное поверенным из старообрядцев; принадлежность некоторых таковым же». В «Записке о сектах» эта мысль раскрывается подробнее: «Управление частных заводов, вверенное почти повсеместно приказчикам из старообрядцев, которые по духу своего раскола во многих местах делали и делают все от них зависящее в пользу оного, ко вреду церкви и ее стада, стесняемого более скрытными, нежели явными средствами, о которых хозяева, никогда почти не посещающие заводов и имеющие полную доверенность к оборотливым управителям, не могут или не хотят узнавать... Что же сказать о заводских имениях, составляющих собственность старообрядцев, в каком положении находились и теперь состоят принадлежащие наследницам Вольского купца Расторгуева?»
«23. Обольщающее чувство независимости в столь важных предметах». В «Записке о сектах» отмечено, что старообрядцы «по своей воле поучаются в ее (независимости - В.Ш.) основаниях и наставников избирают также произвольно, руководствуясь в том справедливым уважением или нечуствительно подчиняясь влиянию искусных пустословов». Как ни влиятельны были нечаевские знакомцы Рязанов и Казанцев, но в 1829 г. старообрядческое общество лишило их полномочий старшин за готовность пойти на компромисс с властями.
И последние «причины размножения раскольников»: «24. Таинственность, пленяющая воображение (Поморцы, скопцы); 25. Общая наклонность к благочестию, добродушная доверчивость простого народа в Сибири». О религиозности уральцев (приверженцев и официального православия, и старой веры) «Записка о сектах» отзывалась почтительно: «Строгая набожность, которую отмечали предки во многих местах Сибири, не изменяется и поныне, охраняемая древнею простотою нравов. Наклонность к благочестивой жизни, к богомольным упражнениям являет здесь примеры, какие едва ли где ныне видеть можно в Европейской России».
В «Первых замечаниях» Нечаев тревожился по поводу старообрядческого «своеволия»: «Невежественное упорство и вошедшее в привычку своеволие суть коренныя свойства наших раскольников. В духовном смысле это настоящая вольница Великого Новгорода, где, как известно, начались первыя в России ереси... И действительно, если б вдруг отнято было что-либо из присвоенных ими от послабления начальства, утвержденных давностию и обычаем вольностей, при всей видимой преданности старообрядцев к Государю, могли бы последовать более или менее опасныя волнения, которых целию было бы по крайней мере неповиновение местному начальству и которыя по связям с раскольниками внутренних губерний легко бы распространили повсеместное беспокойство.
Мятежи при Петре Великом, непокорность запорожцев, непримиримая вражда задунайских некрасовцев, бунт Пугачева, показывают характер старообрядцев. Главнейшия лица из нынешних, конечно, образованнее, но зато и несравненно богаче; а деньги в смутах народных не последнюю играют роль».
Однако не стоит излишне драматизировать религиозно-политические воззрения бывшего декабриста. Обратимся к тексту «Записки о сектах», где вопрос об опасности «расколов» рассмотрен более дифференцировано.
В поповщине Нечаев большой опасности не видел. «Вообще могу сказать, - писал он, - что старообрядцы слишком обласканы правительством, чтоб питать к оному одинакие с предками своими чувствования; они ныне сердечно преданы своим Государям; многие из них отличаются качествами общежития в дополнение к многим достоинствам ума и сердца; со всем тем дух секты сохраняет еще в себе нечто неприязненное, особещееся, древний характер упрямства и в то же время резкие черты скрытности и лукавства, как общую принадлежность слабости».
Не находил он серьезной опасности и в скопцах: «...число сих сектаторов, как здесь, так и по другим местам в империи незначительно... Но если бы и размножились.., при свойственной им слабости характера, при их благоговейной жизни новые израильтяне не могут быть беспокойными гражданами; ибо Христос, ими исповедуемый, ежели и впрямь родится, то царствовать должен на духовном престоле. Хотя же господствующая церковь и правительство почитают зараженными духом антихристовым, но это единственно в том смысле, что истинная их церковь от оных угнетается. Впрочем, они искренне молятся о покойном Государе, ...за ныне царствующего Императора, ...и пророчат, что скоро его величество, вся Россия и вся земля примет их веру».
Более других, по мнению Нечаева, оппозиционными настроениями охвачена беспоповщина, особенно такие ее толки, как поморщина и стариковщина.
В «Записке о сектах» о верованиях поморцев сказано: «Вавилонскою блудницею признаются латинская церковь, а греко-российская ее ученицею... Под змием разумеют они духовенство, а зверя представляет гражданское правительство...» Но там же отмечено: «В теперешнем положении поморцы Пермской губернии не опасны, либо малоопасны: в тех местах, где наибольшие их общества, там на тысячу людей других понятий можно полагать только по десятку или по два перекрещенцов».
Подобным образом описаны и приверженцы стариковщины: «По мнению их латинская вера заразила российскую церковь крестом трехперстным и четвероконечным, а жидовский или старый завет вошел в нее жезлом архиерейским, который будто бы представляет того медного змия, коего повелено было от Господа Моисею сокрушить во избежание идолопоклонства: по сим двум событиям они судят о начальных действиях Антихриста. Они полагают даже, что были уже в мире его предтечи (которые угадать не сложно), но о Государе искренне молятся за то спокойствие, коим по воле его величества пользуются сии остатки истинной церкви и за прочие его попечения о благе общем».
Итак, по мнению Нечаева антиправительственный и антицерковный запал одних «расколов» уже иссяк, а другие слишком малочисленны, чтобы представлять угрозу. «Из всех сих сведений и сообщений можно достоверно извлечь заключение, что истинная цель существующих в Пермской губернии сект состоит в одном набожном желании спастись и что характер их, при всех превратных понятиях, не имеет в себе ничего возмутительного в отношении ко введенному порядку и законному правительству», - утверждается в «Записке о сектах». И далее: «...нельзя ожидать от нынешних раскольников таких же буйств, какие предки их в первые времена оказывали, руководимые грубейшим невежеством, дикостию нравов и по местам действительно выведенные из терпения посрамлением, угнетениями и угрозами».
Допущение Нечаевым возможности старообрядческих бунтов заметно ослабело от «Первых замечаний» к «Записке о сектах». Однако и в последней работе он настаивал, что «поморское согласие и в особенности секта израильтян и скопцов должны почитаться опасными, ежели не в общем смысле, по малому числу сих сектаторов, но, по крайней мере, в смысле частном, как отчуждающие своих последователей от прочих граждан и по догмату девственности, препятствующие брачным узам или и совсем лишающие возможности вступать в оный». Таким образом, речь шла уже не о прямой угрозе государству или господствовавшей церкви, а о нарушении общечеловеческих и супружеских связей.
В «Записке о сектах» отмечено, что беспоповцы «расторгают супружество, если муж и жена вступают в их веру, и велят жить чисто, как брату с сестрою; но взамен гораздо снисходительнее к другим плотским сопряжениям, допускают даже оные между родными братьями и сестрами, налагая за все таковые грехопадения некоторые епитимии, за совершением которых в крестьянском быту трудно усмотреть, и которые, вероятно, тем менее исполняются, что самые наставники... обвиняются в непозволительных связях с новообращенными женщинами». Речь идет, соответственно, о проблеме не политической, а нравственной.
Небезупречным считал Нечаев и отношение к браку беглопоповцев: «...когда -муж хочет бросить жену, то утверждает, что не был на ней женат в церкви или в часовне, а доказать противное трудно, ибо они не ведут книг метрических, а обязаны о рождающихся, вступающих в брак и умирающих доносить губернатору чрез своих старшин; но имеют ли они способ верно о том знать и исполняют ли в точности сию обязанность, - это сомнительно».
За свободу нравов порицались и староверческие скиты: «Зазорное обращение монахов с монахами во многих местах заставляет степенных людей из старшин старообрядцев расселять подалее один скит от другого. Настоятели и настоятельницы, чтоб строгими взысканиями не разогнать своей братии, принуждены оказывать им неизвинительное снисхождение. От того-то в женских скитах оказываются многие последствия скрытного распутства. Там всегда воспитывается много детей, которые большею частию обязаны жизнию самим монахиням...»
Завершающий раздел «Записки о сектах» составляет «Мнение о принятии некоторых мер в отношении к расколам...». Это целая программа, предложенная властям для противодействия распространению старообрядчества и сектантства. Лейтмотивом звучит мысль: «...просвещенное человеколюбие при рассмотрении действительного состояния сих религиозных сословий вообще призывает более к великодушному смирению, нежели к строгим взысканиям за драгоценные для них заблуждения».
Важной мерой Нечаев считал учреждение губернских комитетов по делам раскола: «Чтобы согласить действия правительства к вернейшему и скорейшему окончанию часто возникающих в Пермской губернии беспорядков или соблазнов со стороны расколов, полезно было бы сосредоточить влияние на дела их как духовной, так и гражданской и горной частей в одну точку образованием особого комитета или приказа, в котором членами назначить епархиального архиерея, гражданского губернатора и берг-инспектора, как председателя Горного правления. Без совокупного участия сил независимых друг от друга ведомств многие исследования принимают слишком медлительный ход или получают непрямое направление. Может быть и в других губерниях, где находится большое число раскольников, не худо было бы утвердить такие комитеты».
Интересно отметить, что поданный властям в 1826 г. проект Я.М. Рязанова и Ф.Ф. Казанцева «по составлению нового порядка для сибирских старообрядцев» также предполагал учреждение в Пермской, Оренбургской, Тобольской и Томской губерниях соответствующих комитетов из гражданских губернаторов, губернских прокуроров и местных духовных иерархов.
Секретные совещательные комитеты по делам раскольников действительно появились на Урале в царствование Николая I, при этом в Пермской губернии сразу два: в 1838 г. в Перми и в 1845 г. в Екатеринбурге. В первом, соответственно, главенствовал губернатор, во втором - главный начальник уральских заводов. Единения сил, к которому призывал Нечаев, не произошло. Да и «просвещенное человеколюбие» не стало определяющим в деятельности комитетов.
Следующее предложение: «Небесполезно будет пригласить владельцев заводов к строжайшему наблюдению, чтоб поставленные ими в начальники старообрядцы не отваживались посягать на какие-либо меры скрытые или прямые, могущие укоренить или распространить раскол». Опять же нечаевский совет был услышан: в 1847 г. император запретил назначать старообрядцев на руководящие заводские должности.
«Из представляемых по выборам городским кандидатов полезнее на сей конец утверждать предположительно принадлежащих к православию или, по крайней мере, к единоверческому сословию». В Екатеринбурге оттеснить старообрядцев с поста городского головы удалось только к 1835 г. «По волостям можно совершенно запретить выбор в начальники принадлежащих к какой-либо секте, исключая случаи существенной необходимости». Эти «мнение» Нечаева на «просвещенное человеколюбие» похожи едва ли.
На существенное ограничение свободы староверов направлена еще пара его предложений: «Самый выбор старшин раскольнических нужно подчинить распоряжению и утверждению губернских комитетов, которым поставить правилом отклонять от таковых должностей людей, известных по своему фанатизму, надменности, хитростям и слишком сильному влиянию на мнения грубой толпы.
Вообще справедливо бы было местному начальству вникнуть во внутренний распорядок и зависимость людей, избираемых в разные должности к старообрядческим церквям и часовням и, поскольку то можно, подвергнуть отчетности разные их сборы» и «Потребно усугубить надзор и ввести строжайшую цензуру над книгопечатнями раскольничьими, а с тем вместе обратить внимание и на простонародные картины, которые печатаются на дереве и за безделку продают повсеместно в большом количестве».
Прочие предложения тест на «просвещенное человеколюбие» проходят.
Нечаев акцентировал внимание на исключительном положении екатеринбургской Никольской старообрядческой часовни, обеспечивавшие ей невиданную многочисленность прихожан. «Самый значительный из оных (приходов - В.Ш.) есть составившийся в Екатеринбурге старанием старшины Резанова при Николаевской часовне, в которой прежде совершалась тайно, а ныне по дозволению правительства совершается явно литургия: важное преимущество, каким не пользуется ни одно старообрядческое общество по губернии Пермской и даже во всей Сибири... Вообще по четырем губерниям - Пермской, Оренбургской, Тобольской и Томской считается уже более, нежели по двадцати тысяч прихожан сей единственной в Сибири церкви, итого более восьмидесяти тысяч».
Какой из храмов официального православия в России мог похвастаться таким приходом? «Кажется, здравой политике должно не дозволять между старообрядцами образования столь обширных приходов.., - рассуждал Нечаев. - И ежели уже дозволено в одном месте совершать литургию, немного окажется разницы в последствиях, ежели даровано будет и в других местах позволение обращать часовни в церкви и таким образом составлять совершенно отдаленные приходы, подчиненные в каждой губернии своему комитету».
Нечаев протестовал против распространения грубых антираскольничьих сочинений, вместо которых предлагал «напечатать вновь род увещевания к раскольникам еще более смягченного... Такой ручной книги нужно несколько десятков тысяч экземпляров для распределения ее между раскольниками и церковными к вразумлению первых и к отвращению последних от разных заблуждений. Вообще хорошо бы было иметь запас таковых книг при каждой церкви, чтоб всегда можно было раздавать их безденежно или продавать по малой цене, точно так, как книги, издававшиеся от Библейского общества».
Обратим внимание на два момента. Во-первых, на гигантский тираж (обычный в то время составлял от 600 до 1200 экз.). Во-вторых, на ссылку на опыт работы Библейского общества. Само общество к тому времени было запрещено, а его издания сожжены в столичной Александро-Невской лавре. Считая «уклонение в раскол» следствием недостаточной просвещенности, Нечаев предлагал допустить детей старообрядцев «в народные училища... с дозволением не учить в оных закону Божию, ибо непременное о том правило -как более отдаляет родителей от заведенных школ».
Более острожным должно стать, по мнению Нечаева, и применение такой суровой меры наказания, как ссылка, поскольку она часто ведет к распространению «лжеучений»: «...неосторожно было бы обвиненных или подсудимых лжеучителей поморского согласия рассьглать или переселять с места их жительства в другие... Что касается до скопившихся израильтян, то, кажется, нет иного способа остановить успехи нещадных их заблуждений, как содержать всех открываемых последователей сей секты (как больных неизлечимою нравственною болезнею) в постоянном отдалении от прочих под самым бдительным, но вместе с тем и сострадательным надзором».
Критика, которой Нечаев подверг официальное духовенство, предполагала предложение мер, направленных на исправление ситуации: «Полезно циркулярными пастырскими посланиями возбудить ревность священников в обращении раскольников и сохранении своего стада мерами сану их приличными, позволяя прибегать к помощи гражданского ведомства в одном только случае необходимости, при нарушении общего порядка, явного неуважения к святыне и т. п., дабы не раздражать без пользы раскольников и тем более не удалять от церкви».
Предлагалось также более равномерно распределить священников по территории обширной Пермской губернии, построить новые храмы (наряду с каменными и деревянные), восстановить небогатые обители, закрытые при Екатерине II, и привлечь монахов к проведению церковных служб для мирян. Наконец, Нечаев рекомендовал уделить внимание развитию института миссионерства: «Вообще полезная будет мера, если станут рассылаться особые люди для обозрения, как действуют и ведут себя священнослужители, поручив им, как бы в качестве миссионеров, помогать делом и словом, где востребует необходимость, к удержанию прихожан в православии и к обращению впавших в раскол обратно в церковь». Для подготовки миссионеров следовало учредить особые училища.
В начале 1827 г., когда писалась «Записка о сектах», Николай I еще не определился в своей конфессиональной политике. Одной рукой утверждая устав федосеевской общины в Риге, другой рукой он уже благословлял власти Поволжья на поход против Иргиза. Неожиданно ставший признанным знатоком старообрядчества и сектантства С.Д. Нечаев, не только избежал жандармского преследования, но и перешел на службу в Синод, где в 1833-1836 гг. даже занимал обер-прокурорскую должность.
В дальнейшем царская позиция становилась все более непримиримой по отношению к любым отклонениям от официального православия, и «просвещенное человеколюбие» потеряло право голоса в этом вопросе. Бывший декабрист был смещен с обер-прокурорского поста, получив взамен почетное, но менее влиятельное место в Сенате.