© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Оболенский Константин Петрович.


Оболенский Константин Петрович.

Posts 11 to 12 of 12

11

№ 10 (9)

Копия

О поручике л[ейб]-г[вардии] Павловского полка князе Оболенском

Оболенский сознался, что принят в тайное общество братом его в генваре 1825 года, но при вступлении другой цели ему не открыто, кроме образования себя, дабы во всяком роде службы быть полезну Отечеству. Не видя в цели сей ничего противузаконного и быв твёрдо убеждён, что брат родной не завлечёт его в дурной поступок, после многократных настояний изъявил, хотя с неудовольствием, своё согласие, но сношений по обществу и действий никаких не имел, о замыслах оного совершенно не знал и о происшествии 14 декабря ни от кого не был предварён.

Признание Оболенского подтверждается показанием старшего // (л. 16 об.) брата его Евгения Оболенского, который говорит, что, хотя он и был принят ещё в 1817 году, но по молодости и рассеянности его не только не действовал по обществу, ни с кем из членов в сношении не был и, едва вскоре после принятия приехал в Москву, как уже и о существовании общества забыл.

В 1825 году по приезде старшего Оболенского в Москву он в число составлявших там управу снова ввёл брата своего, который, однако, тоже вовсе не действовал и даже не сближался с членами. Равным образом губернский секретарь Кашкин объясняет, что всё участие сего Оболенского по обществу состояло в том // (л. 17) только, что он провёл вечер у своего брата, в который и имел несчастие впасть в сие заблуждение после десятилетнего с ним пребывания, проведённого в совершенной непричастности к обществу.

Содержится в крепости с 25 генваря.

Верно: над[ворный] сов[етник] Ивановский

На подлинной докладной записке означена следующая высочайшая резолюция за подписанием барона Дибича: «Выпустить и выписать тем же чином в полки Финляндского корпуса».

12

О следственном деле К.П. Оболенского

Имя брата известного члена Северного общества Е.П. Оболенского, поручика Павловского полка Константина Петровича Оболенского стало известно членам Следственного комитета после допроса С.Н. Кашкина 11 января 1826 г. В тот же день последовал приказ об аресте К.П. Оболенского. 18 января командир 2-го пехотного корпуса князь Горчаков распорядился его арестовать по месту службы. Оболенский был арестован в Рязани и доставлен 24 января в Петербург, посажен сначала на главную гауптвахту, а затем, после допроса, 25 января - в арестантский покой № 4 Невской куртины Петропавловской крепости, куда был отправлен с собственноручной запиской царя: «Присылаемого князя Оболенского 2-го посадить по усмотрению и содержать хорошо».

В первоначальном показании, данном генерал-адъютанту В.В. Левашову, К.П. Оболенский сознался, что был принят в январе или феврале 1825 г. в Москве своим братом в тайное общество, цель которого заключалась «в распространении просвещения», и назвал фамилии семи членов общества, которых видел у брата. Он припомнил, что на одном из собраний у А.А. Тучкова «было трактовано о средствах ввести конституцию в России, но определительного плана принято не было».

На этом его контакты с членами общества и ограничились, так как в октябре 1825 г. он уехал из Москвы по делам службы в Рязань. После смерти Александра I присягал Константину Павловичу. 19 декабря получил известие о вступлении на престол Николая I и на другой день участвовал в присяге. Вскоре после этого выехал из Рязани к заболевшему отцу в Москву, где и узнал о событиях 14 декабря в Петербурге (см. док 3/1).

27 января 1826 г. К.П. Оболенский обратился с прошением к Николаю I, в котором, повторяя уже изложенное ранее в первом показании, стремился оправдать своё вступление в общество тем, что не видел ничего незаконного в его цели («стараться образовать себя сколько возможно»), и дал согласие на вступление в общество «с большим неудовольствием» (см. док. 4/3).

11 февраля 1826 г. К.П. Оболенский получил от Следственного комитета широкий круг вопросов (см. док. 5/4). В ответах Оболенский отметил, что, вступая в общество, был «твёрдо убеждён, что брат не завлечёт меня ни в какой дурной поступок»; настоящая цель общества ему не была известна, из членов общества брат познакомил его с И.И. Пущиным, которого он видел в Москве в течение лета три раза (см. док. 6/5).

Эти ответы были заслушаны в Комитете 22 февраля 1826 г.

20 февраля Следственный комитет попытался выяснить у Е.П. Оболенского время принятия им в тайное общество брата и цель общества, открытую им ему. В показаниях Е.П. Оболенский сообщил, что брат был принят в тайное общество вместе с ним в 1817 г. И.Г. Бурцовым. Конечная цель общества - введение конституции, ближайшая - распространение просвещения. Брат вёл рассеянный светский образ жизни и в делах общества не участвовал, вплоть до его ликвидации. Однако позднее брат, видимо, догадывался о существовании тайного общества, так как проживал с ним на одной квартире.

В 1823 или в 1824 г., перед отъездом брата из Петербурга к новому месту службы в Рязань, Е.П. Оболенский объявил ему «о существовании общества и дальней цели оного - достижении в Отечестве конституционного правления посредством просвещения» и назвал имена нескольких членов, живущих в Петербурге. В 1825 г. Е.П. Оболенский во время своего приезда в Москву принял брата в тайное общество и познакомил его с членами Московской управы Северного общества, чтобы показать ему «совершенную откровенность за дружбу его» (см. док. 7/6).

7 апреля 1826 г. К.П. Оболенский был вызван в Комитет на очную ставку с А.А. Тучковым для установления участия последнего в собраниях Практического союза в Москве. Причём К.П. Оболенский отрицал всё, что им было сказано в первоначальном показании В.В. Левашову, и заявил, что у Тучкова обсуждалась поэма К.Ф. Рылеева «Войнаровский».

Кроме указанных выше документов, дело К.П. Оболенского содержит опись документов, формулярный список о службе Оболенского, «вопросы о воспитании» и ответы его на них, выписку из показаний декабристов об Оболенском и записку о нём (см. док. 1, 2/7, 8/2, 9/8, 10/9).

По докладу Следственной комиссии о К.П. Оболенском 15 июня 1826 г. последовала следующая резолюция Николая I: «выпустить и выписать тем же чином в полки Финляндского корпуса».

По высочайшему приказу 7 июня 1826 г. К.П. Оболенский был переведён в 45-й егерский полк.

Следственное дело К.П. Оболенского хранится в ГА РФ, в фонде 48, под № 81. Согласно современной нумерации оно состоит из 17 листов, на листах сохранилась также нумерация, проставленная во время формирования дела надворным советником Ивановским, которая учла 15 листов; в неё не вошли документ № 1 и обложка дела.

Ниже дан перечень дел Следственного комитета, в которых имеются показания К.П. Оболенского по разным вопросам, не вошедшие в состав публикуемого здесь дела № 81:

1. Дело № 172 А.А. Тучкова, л. 25-25 об. (протокол очной ставки от 7 апреля 1826 г.).

2. Дело № 294 «О деньгах и вещах, принадлежавших арестованным лицам», л. 202 (расписка от 17 июня 1826 г.).

3. Дело № 303 «Об отобранных сведениях от арестованных лиц, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел», л. 177 (показание без даты).


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Оболенский Константин Петрович.