© Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists»

User info

Welcome, Guest! Please login or register.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Охотников Константин Алексеевич.


Охотников Константин Алексеевич.

Posts 1 to 10 of 11

1

КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ ОХОТНИКОВ

(1793 - 1.03.1824).

Отставной капитан 32 егерского полка, бывший адъютант М.Ф. Орлова.

Отец - отставной майор, калужский помещик Алексей Андреевич Охотников (1752 - 27.06.1824, с. Татаринцы Козельского уезда), мать - княжна Наталья Григорьевна Вяземская (р. 1774), в браке с 1792; за отцом 1200 душ.

В службу вступил подпрапорщиком в 37 егерский полк - 17.05.1810, участник русско-турецкой войны 1806-1812, за отличие в сражении прапорщик - 26.06.1810, подпоручик - 29.06.1811, участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов (Бауцен, Лейпциг, награждён орденом Анны 4 ст. и Владимира 4 ст. с бантом), поручик - 4.04.1813, ранен и взят в плен французами, где находился с 2.02 по 2.04.1814.

Переведён в Лубенский гусарский полк - 9.08.1815, штабс-ротмистр - апрель 1818, ротмистр - май 1820, переведён в 32 егерский полк (в 16 дивизию М.Ф. Орлова в Кишинёве) - 22.04.1821.

Назначен заведующим юнкерской и ланкастерской школами - 22.05.1821 (во время его отпуска с 5.08 по 14.12.1821 школами заведовал декабрист В.Ф. Раевский), привлекался к дознанию по делу В.Ф. Раевского.

Уволен от службы по домашним обстоятельствам майором - 11.11.1822. В Кишинёве приобрёл виноградный сад, в апреле 1823 был у Орлова проездом к родителям в их Калужское имение с. Татаринцы Козельского уезда (ныне Сухиничский район), где скончался от чахотки. Похоронен в Татаринцах под церковью Покрова Пресвятой Богородицы (разрушена в годы ВОВ).

Член Союза благоденствия (1820), участник Московского съезда 1821, активный член Кишинёвской управы тайного общества.

Брат - Николай (ск. 1861), служил в лейб-гвардии Уланском полку; в 1823 - корнет, в 1824 вышел в отставку с чином поручика; калужский помещик; был женат на Софье Васильевне N.

Сёстры:

Екатерина (1795 - 1876, с. Татаринцы Козельского уезда), замужем за Никитой Кузьмичом Омельяненко (1779 - 10.09.1855, с. Озерки Перемышльского уезда Калужской губернии), тайным советником, калужским губернатором (1816-1825);

Елена (1804 - 2.06.1824, с. Татаринцы Козельского уезда);

Елизавета (1807 - 3.10.1824, с. Татаринцы Козельского уезда);

Авдотья (?-?, похоронена в с. Татаринцы Козельского уезда, под церковью), замужем за Василием Сергеевичем Рогозиным;

Софья (ск. до 1833, похоронена в с. Татаринцы Козельского уезда, под церковью), замужем за Николаем Ивановичем Комаровым (1.11.1794 - 25.05.1853);

Анна (ск. 1844, с. Татаринцы Козельского уезда), в замужестве Панина;

Мария (?-?, похоронена в с. Татаринцы Козельского уезда, под церковью), в замужестве Кошвальская.

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 83, 146.

2

И.В. Немировский

Кишинёвский кружок декабристов (1820-1821 гг.)

Проблема «Пушкин и кишиневские декабристы» относится к числу хорошо изученных. Нет ни одного исследования, посвященного кишиневскому периоду творчества поэта или деятельности кишиневского кружка, где бы не затрагивался этот вопрос. При этом отмечено, что кишиневские декабристы - М.Ф. Орлов, В.Ф. Раевский, П.С. Пущин, К.А. Охотников - не только составляли основу окружения Пушкина в Кишиневе, но именно в спорах с ними формировалось политическое мировоззрение поэта, его этическое и эстетическое кредо.

Обстоятельно изучены различные аспекты взаимоотношений Пушкина с М.Ф. Орловым. Пушкинские строки, характеризующие его общение с главой кишиневского кружка декабристов: «С Орловым спорю...», рассмотрены на широком историко-культурном фоне. Определены отголоски этих споров в творчестве Пушкина, прежде всего в исторических заметках, а также и в лирике. Так, Б.В. Томашевский связал проблематику пушкинского стихотворения «Война» со спорами о «вечном мире», которые Пушкин вел с Орловым.

Пристальное внимание исследователей привлекли взаимоотношения Пушкина с «первым декабристом», В.Ф. Раевским. Интерес к этой теме особенно обострился после того, как М.А. Цявловский убедительно показал, что программные стихотворения Пушкина 1822 г. «Не тем горжусь я, мой певец» и «Ты прав, мой друг, - напрасно я презрел», обращены к Раевскому.

Менее изучены взаимоотношения Пушкина с П.С. Пущиным. Однако работа Р.В. Иезуитовой пролила свет и на эти, весьма сложные и противоречивые взаимоотношения, также нашедшие отражение в пушкинском творчестве, в частности в послании «Генералу Пущину».

До настоящего времени не было работы, специально посвященной взаимоотношениям Пушкина с человеком, игравшим видную роль в кишиневском кружке декабристов, К.А. Охотниковым. Это объясняется тем, что Охотников умер еще до восстания декабристов и документов о нем дошло мало. Однако сохранившиеся мемуарные свидетельства и некоторые письма в сочетании с доступными архивными изысканиями сделали возможным составление его биографии и более подробное освещение его взаимоотношений с Пушкиным.

Если ко всему сказанному выше добавить, что благодаря исследованиям Н.Я. Эйдельмана обстоятельно изучена история дружбы Пушкина с И.П. Липранди и Н.С. Алексеевым, людьми, близкими к кишиневским декабристам, то проблема «Пушкин и кишиневский кружок Союза благоденствия» покажется исчерпанной. Но это далеко не так.

Нельзя не заметить определенного «крена», который существует в изучении деятельности кишиневских декабристов: детально изучены их связи с Пушкиным, но при этом относительно мало изучены взаимоотношения даже виднейших членов кружка. Кишиневская организация молчаливо признается исследователями цельной и «невозмутимой»; при этом игнорируется то обстоятельство, что основной период деятельности кишиневцев приходится на конец 1820 г. - начало 1822 г., т. е. на один из самых кризисных периодов в истории декабризма, когда просветительский этап движения сменялся периодом формирования более конспиративных политических обществ. Эта смена проходила в мучительных дискуссиях, развернувшихся как на Московском съезде Союза благоденствия в январе 1821 г., так и в основных управах Союза.

Был ли кишиневский кружок счастливым исключением из общего правила или и здесь, как и в других звеньях Союза благоденствия, имели место определенные внутренние разногласия? Этот вопрос представляется важнейшим и для истории декабризма, и для пушкинистики. Именно по кишиневскому кружку Пушкин судил о движении в целом, связывая деятельность своих кишиневских друзей с деятельностью последующих тайных обществ. В 1825 г. Пушкин говорил декабристу И.И. Пущину (на слова последнего: «Не я один вступил в это новое служение отечеству»): «Верно, все это в связи с майором Раевским, которого пятый год держат в Тираспольской крепости и ничего не могут выпытать».

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных кишиневскому кружку декабристов, многое в его деятельности продолжает оставаться неясным. Вопросы охватывают два круга проблем. Первый круг вопросов касается деятельности кишиневских декабристов со второй половины 1820 г. до января 1821 г., когда кишиневцы, по крайней мере формально, действовали в рамках Союза благоденствия; одна из основных проблем в этой связи - о статусе кишиневского кружка внутри Союза благоденствия. Что касается деятельности кружка после января 1821 г., то здесь главными представляются вопросы о степени самостоятельности кишиневской организации и (важность последней проблемы нам еще предстоит обосновать) о внутренней целостности кишиневской организации.

Решение вопроса о статусе кишиневского кружка внутри Союза благоденствия сталкивается со значительными трудностями, связанными с тем, что к концу 1820 г. Союз как цельная организация переживал кризис, тогда как организация в Кишиневе только формировалась. Поэтому, видимо, нет смысла говорить о связях кишиневцев с центральными управами, но необходимо поставить вопрос об отношении кишиневского кружка к Тульчинской управе, принимая при этом во внимание, что и Тульчинская организация была отнюдь не однородна по своему составу, что и здесь к концу 1820 г. наметилось несколько идеологических групп: с одной стороны, М.А. Фонвизин и И. Бурцов, с другой - П.И. Пестель и А.П. Юшневский; особо можно выделить позицию Н.И. Комарова.

Несмотря на всю неопределенность сложившейся ситуации, многие исследователи называют кишиневский кружок декабристов «управой Союза благоденствия», называют без всякого обоснования, как будто это вопрос давно решенный положительно, между тем подобное утверждение исследователей нуждается в обосновании, так как до сих пор не найдено ни одного высказывания современников, ни одного документа эпохи, где бы кишиневский кружок назывался «управой Союза благоденствия». Это означает, с нашей точки зрения, только одно: в глазах декабристов, по крайней мере формально, кружок и не был управой. Но, может быть, кишиневская организация просто не успела получить формальный статус управы, хотя реально обладала всеми качествами, чтобы считаться таковой?

Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо вспомнить, какие организации внутри Союза благоденствия могли получать статус управ. Соотнося показания декабристов с соответствующими статьями из «Законоположения Союза благоденствия», автор «Донесения Следственной комиссии» так говорил о делении Союза на управы: «Управы были Деловые, Побочные и Главные.

Управа называлась Деловою и получала список первой части Устава, когда в ней было не менее 10 членов; до тех пор она считалась недействительною, однако же Коренной союз имел право делать исключения из сего правила для скорейшего распространения Общества <...> всякая <управа> могла завести себе побочную, которая имела сношения только с нею <...>. К Главным поступала та, которая завела три Побочные или три Вольные общества <...>, такая управа получала список второй части Устава».

Конечно, на практике внутренняя структура Союза благоденствия отнюдь не всегда соответствовала «Законоположению», поэтому, определяя реальный статус кишиневского кружка (да и любой организации внутри Союза), необходимо исходить не только из формальных признаков, но и из того, обладала ли организация достаточной внутренней целостностью как в вопросах тактики, так и в вопросах политической программы. При этом безусловно, что степень тактического и программного единства является производной от численности организации и ее разветвленности.

Вопрос о составе кишиневского кружка Союза благоденствия нуждается в уточнении. В «Алфавите декабристов» зафиксирована принадлежность к Союзу шестерых кишиневцев: командира 16-й дивизии генерала М.Ф. Орлова и пятерых офицеров этой дивизии - В.Ф. Раевского, К.А. Охотникова, А.Н. Непенина, П.С. Пущина и И. Юмина. Остается недоказанной принадлежность к кишиневской организации Союза благоденствия братьев Ивана и Павла Липранди. Принадлежность к Союзу И.П. Липранди утверждал на следствии Н.И. Комаров, однако его свидетельство не нашло подтверждения в ходе работы Следственной комиссии. Пробыв в заключении около месяца, И.П. Липранди был освобожден с оправдательным аттестатом и 2000 рублей наградных.

С точки зрения автора проблемной статьи об И.П. Липранди П.А. Садикова, не заслуживает доверия и утверждение С.Г. Волконского о принадлежности И.П. Липранди к Союзу благоденствия. По мнению исследователя, «неразоблаченным участником бессарабской организации» был не Иван Липранди, а его брат - Павел. Но и с этим трудно согласиться, так как «Воспоминания» В.Ф. Раевского, изданные полностью уже после публикации статьи П.А. Садикова, не подтвердили предположение последнего о том, что П.П. Липранди предупредил Раевского о готовящемся обыске.

Правда, возможно, что Раевский просто не хотел компрометировать П.П. Липранди, который в момент написания «Воспоминаний» еще служил, однако, даже если бы удалось доказать определенное участие, которое П.П. Липранди принимал в Раевском, это не было бы доказательством принадлежности офицера к кишиневскому кружку Союза благоденствия.

При этом утверждение Н.Я. Эйдельмана о том, что, «независимо от вопроса о формальном членстве Ивана Липранди в тайном обществе, в начале 1820-х годов он был несомненно близок южным декабристским кругам»,  вполне можно отнести и к П.П. Липранди. Идейная близость и дружба братьев Липранди с членами кишиневского кружка несомненна, однако их сознательное участие в его деятельности безусловно подразумевало бы формальную принадлежность братьев к тайному обществу, хотя, конечно, не ограничивалось ею.

Число кишиневцев, членов Союза благоденствия, скорее всего и ограничивается теми шестью, которые попали в «Алфавит декабристов». Эти шесть человек, среди которых были такие яркие фигуры, как М. Ф. Орлов и В. Ф. Раевский, вполне могли бы составить «Деловую» управу, несмотря на то что по «Законоположению» количество ее членов не должно быть меньше десяти. Исключения допускались, определяющее значение при этом приобретал вопрос о тактическом и программном единстве организации.

Для кишиневского кружка, сложившегося только к концу 1820 г., вопрос о таком единстве был в значительной степени связан с тем опытом пребывания в Союзе благоденствия, который приобрел каждый из шести его членов к моменту общей встречи в Кишиневе. Именно этот опыт и определял представление каждого о целях и тактике организации, тем более что переезд этих декабристов в Кишинев был обусловлен служебной необходимостью, а не делами Союза.

Самый большой опыт пребывания в Союзе благоденствия имел К.А. Охотников. Близкий друг М.А. Фонвизина, он руководил московской управой Союза еще в 1818 г.; видимо, Фонвизин и принял Охотникова в тайное общество. Орлов был принят в Союз благоденствия в Тульчине, накануне своего приезда в Кишинев, Фонвизиным, Пестелем и Юшневским. Также в Тульчине в 1819 или 1820 г. Н.И. Комаровым был принят в общество В.Ф. Раевский. В 1819 г. Пестелем, скорее всего в самом Кишиневе, был принят в Союз А.Н. Непенин. Тогда же полковником Бистромом был принят И. Юмин.

Если учесть, что политическая ориентация принятых в Союз и их представления о его целях были связаны с идейной позицией тех, кто их туда принимал, то «пестрота» во взглядах кишиневских декабристов станет неизбежной, ведь они были приняты в Союз людьми разных (порой, как Пестель и Комаров, противоположных) политических убеждений. Следовательно, вопрос о наличии среди кишиневцев общего взгляда на тайное общество и его задачи не представляется простым и очевидным, и при решении его необходимо исходить из сравнения индивидуальных позиций наиболее активных членов кишиневского кружка Союза благоденствия.

В своей «Записке», написанной во время следствия, М.Ф. Орлов так определил круг членов кишиневской организации: «Приехавши в Кишинев, я нашел там Охотникова и вскоре потом явился ко мне майор Раевский <...>, который дал мне понять, что он также член общества <...> Я нашел еще Непенина, также члена общества, посвященного Пестелем, и который тому ни душой, ни телом не виноват. Других членов общества в дивизии ни одного, кроме сих трех, и во время моего командования не прибавилось».

Конечно, к свидетельству Орлова необходимо относиться с осторожностью, однако дальнейшее расследование не нашло аргументов, противоречащих утверждению генерала о том, что И. Юмин и П.С. Пущин, не названные им в «Записке», кишиневские формальные члены Союза, фактически не участвовали в деятельности кружка. В «Алфавите декабристов» о П.С. Пущине сказано так: «Был членом Союза благоденствия, но уклонился и не участвовал в тайных обществах, возникших с 1821».

И. Юмин характеризовался следующим образом: «По изысканию комиссии оказалось, что в 1819 г. он вступил в Союз благоденствия, но впоследствии донес о сем генералу Сабанееву <...> К тайному обществу же не принадлежал». Именно на 1821 г., т. е. на то время, когда, по изысканию комиссии, Пущин и Юмин отошли от деятельности тайного общества, и приходится основной период деятельности кишиневских декабристов.

Таким образом, Орлов, видимо, не слишком грешил против истины, утверждая, что у него «было два офицера, которые входили в общество: Раевский <...> и Охотников». Правда, необходимо отметить, что, помимо формальных членов Союза благоденствия, в Кишиневе было несколько активных помощников Орлова и Раевского, не принадлежащих к Союзу, - это поручик Н.С. Таушев, прапорщик В.П. Горчаков, тот же И.П. Липранди.

И все-таки центр кишиневского кружка Союза благоденствия и центр широкого круга либерально настроенных офицеров 16-й дивизии безусловно совпадали, его составляли все те же Орлов, Раевский и Охотников. Отношения между ними и определяли политический «климат» кишиневской организации. Решение вопроса о том, составляли ли кишиневские декабристы управу Союза благоденствия, в значительной степени зависит от того, в какой степени были сплочены кишиневцы и как были связаны с Тульчинской управой.

В том, что декабристы из штаба 2-й армии, прежде всего Пестель и Фонвизин, были заинтересованы иметь в Кишиневе свою дочернюю организацию, свидетельствует та настойчивость, с которой Орлов был приглашаем ими сначала в члены Союза, а потом на Московский съезд Союза благоденствия. Об этом же свидетельствует наличие у К.А. Охотникова, близкого друга Фонвизина, устава Союза благоденствия, «Зеленой книги», с расписками некоторых членов общества.

Последнее обстоятельство свидетельствует также об определенном несоответствии в распределении «ролей» внутри кишиневского кружка, ведь, как заметил Ю.Г. Оксман, наличие устава с расписками у Охотникова говорит о том, что именно он был формальным главой кишиневского кружка (если рассматривать его как отделение Союза благоденствия), тогда как вряд ли требует специального обоснования то, что фактическим руководителем кишиневцев был Орлов, старший воинский начальник в Кишиневе, человек общерусской известности.

О разногласиях между М.Ф. Орловым и «партией» М.А. Фонвизина, проявившихся на Московском съезде Союза благоденствия, существует большая мемуарная и исследовательская литература. Гораздо меньшее внимание исследователей привлекло то обстоятельство, что активным членом «партии» Фонвизина явился Охотников, второй делегат от кишиневцев на Московском съезде, и что в полемике с Орловым Охотников принял непосредственное участие.

Присутствовавший на съезде Н.И. Комаров рассказывал об этом так: «Этого последнего моего вечера (на съезде. - И.Н.) я никогда не забывал и не забуду: в первой комнате от гостиной слышу шум, а войдя, застаю в сильном споре Орлова с Фонвизиным, Якушкиным, Охотниковым. Не бывши при самом начале спора, не знаю о чем, но догадываюсь явно, что Орлов опровергал положение Фонвизина и с жаром, а как сего придерживались с Фонвизиным живущие Якушкин и Охотников, то у него в эту минуту вырвалось, что это похоже на заговор в заговоре».

В дальнейшем М.Ф. Орлов покинул съезд, а К.А. Охотников остался и сделался причастен «заговору в заговоре», как с неудовольствием определил Орлов структуру новой организации, т. е. был посвящен в тайну нового тайного общества, созданного после того, как Союз благоденствия был распущен.

Посвященность Охотникова в планы создания новой организации еще не свидетельствует о том, что после Московского съезда кишиневский кружок сохранил свои связи с Тульчинской управой. Ведь в Тульчине с 1821 г. взяла верх не «партия» Фонвизина, к которой принадлежал Охотников, а «партия» Пестеля. Пестель впоследствии свидетельствовал, что у них «с Непениным же и майором Раевским никаких совершенно не было <...> сношений. Об уничтожении общества в Москве было им сообщено покойным Охотниковым».

Ю.Г. Оксман так определил сложившуюся ситуацию: «Характеризуя революционную работу на юге в период 1821-1822 гг., формально правильно говорить о продолжении подпольной деятельности в Кишиневе членов Союза благоденствия, а не о Бессарабской ячейке Южного общества». Ю.Г. Оксман аргументирует свою точку зрения тем, что, подобно Пестелю, Охотников не принял ликвидаторских решений Московского съезда и решил действовать «в духе полученных им в Москве директив».

Поскольку такие директивы в Москве Охотников мог получить только от Фонвизина, расходившегося с Пестелем по вопросам программы и тактики тайного общества, то это, естественно, не могло укрепить связи кишиневского кружка с Тульчинской управой.

Итак, учитывая серьезные разногласия, проявившиеся между М.Ф. Орловым и К.А. Охотниковым, незначительный характер «внешних» связей кружка, наконец, принимая во внимание, что число активных участников кишиневского кружка Союза благоденствия в 1821 г. не превышало трех человек, вряд ли целесообразно говорить о существовании в Кишиневе управы Союза благоденствия. Раскол, затронувший абсолютно все сферы Союза благоденствия, коснулся и его кишиневской ячейки.

Это тем более важно подчеркнуть, что, утверждая общность идеологических установок кишиневцев, многие исследователи утверждают и общность их тактики, как тактики прямого влияния на солдатскую массу, что, по мнению этих исследователей, свидетельствует об ориентации кишиневцев на военную революцию. Между тем именно ориентация на военную революцию должна быть обусловлена высокой степенью идеологического единства. Поскольку наличие серьезных разногласий между Орловым и Охотниковым можно считать установленным фактом, чрезвычайно важно сравнить позицию Орлова с позицией другого выдающегося члена кишиневского кружка - В.Ф. Раевского.

Многосторонняя просветительская деятельность В.Ф. Раевского прекрасно описана в нескольких монографиях и монографических статьях, нас же интересует прежде всего то, в какой степени эта деятельность была определена политическими планами Орлова. Сам Орлов во время следствия по делу декабристов утверждал, что «Раевский действовал самостоятельно и никого не компрометировал». Следствие, проведенное генералом Сабанеевым еще в 1822-1823 гг., также не выявило политических связей между Орловым и Раевским.

Действительно, участие Раевского в деятельности кишиневского кружка еще не может служить гарантией посвященности Раевского в политические планы Орлова. Даже Охотников, бывший гораздо ближе к Орлову, чем Раевский (Охотников был адъютантом и другом генерала), еще накануне Московского съезда Союза благоденствия ничего об этих планах не знал, и выступление Орлова содержало для него не меньше неожиданных предложений, чем для других декабристов.

Конечно, как командир дивизии М.Ф. Орлов определенным образом направлял действия В.Ф. Раевского на посту директора дивизионных, юнкерской и солдатской школ, но трудно разграничить, где кончалось влияние Орлова - командира и начиналось его влияние как члена политического общества. Представляется, что степень зависимости Раевского от Орлова в практических действиях (особенно, если речь идет о таком важном деле, как военное выступление против правительства) должна определяться близостью идеологических позиций этих виднейших представителей декабристской мысли. Важнейшим же идеологическим вопросом того времени продолжал оставаться крестьянский вопрос, поэтому представляется целесообразным сравнить позиции декабристов именно по этой проблеме.

Развернутая характеристика воззрений В.Ф. Раевского выходит за рамки настоящей работы, скажем только, что крестьянскому вопросу Раевский посвятил свой основной публицистический труд, трактат «О рабстве», где поэт-декабрист подробно останавливается на том развращающем влиянии, которое крепостное право оказывает как на крестьян, так и на дворян-крепостников: «Взирая на помещика русского, я всегда воображаю, что он вспоен слезами и кровавым потом своих подданных, что атмосфера, которою он дышет, составлена из вздохов несчастных <...>

Дворянство русское погружено в разврат, бездействие и самовластье <...> Справедливо сказал Гельвеций, что дворяне есть класс народа, присвоивший себе право на праздность, но дворяне наши, позволяющие себе все и запрещающие другим все, есть класс самый невежествующий и развращеннейший в народах Европы <...> Какое позорище для патриота видеть вериги, наложенные на народ правом смутных обстоятельств и своекорыстия». Таким образом, антикрепостническая позиция В.Ф. Раевского является одновременно и антидворянской. В этом и заключается ее специфика по отношению ко взглядам подавляющего большинства дворянских революционеров, также выступавшим против крепостного права.

Существенно иной была позиция по крестьянскому вопросу М.Ф. Орлова, который считал, что процесс отмены крепостного права должен быть медленным и постепенным и что полная ликвидация его должна быть компенсирована дворянству определенными политическими правами. С.И. Тургенев писал в своем дневнике: «К Орлову буду отвечать по пунктам; разбирая здесь (видимо, в полученном С.И. Тургеневым письме. - И.Н.) идею о рабстве, он немного по-русски думает, что дворяне теряют право, которое им иным правом компенсировать надобно».

Могла ли столь большая разница в политических позициях определить разницу в направлении практических действий М.Ф. Орлова и В.Ф. Раевского? Безусловно, если речь идет о военном выступлении, ведь при этом реализация какой-то конкретной политической программы становится основным вопросом, целью восстания. Однако политические разногласия могли нивелироваться, если декабристы не ставили перед собой столь решительной задачи.

Каковыми же были политические планы М.Ф. Орлова? Иными словами, имела ли его разнообразная просветительская деятельность среди солдат 16-й дивизии цель подготовить их к вооруженному выступлению против правительства? Вот каково мнение по этому вопросу начальника штаба 2-й армии генерала П.Д. Киселева: «Цель, которую преследовал себе Орлов, несомненно есть цель похвальная: уничтожить варварство в управлении людьми - было всегда желание благомыслящих начальников, но с желанием сим надлежит сохранить дисциплину, и потому жестокость могла быть искореняемой постепенно, через посредство начальников, без участия в том нижних чинов, т. е. вынуждением скромности первых, а не дерзости последних. Способ им (Орловым. - И.Н.) принятый был совершенно противный; пагубные последствия показали оное.

Орлов полагал возможным командовать дивизией без разделения власти. Он и нижние чины составляли все степени начальства - он хотел представить себя спасителем всех - и против всех восстановил солдат. Я дозволю себе объяснить здесь сокровенную мысль: он ожидал войну и полагал, что сможет приобресть большого числа <нрзб.>, чтоб исполнить ожидания его самолюбия, забыв, что к тому вернейший способ есть повиновение, которое существовать не может, если чинопочитание разрушено».

П.Д. Киселев - близкий друг М.Ф. Орлова, много сделавший для того, чтобы облегчить его положение, и сам, безусловно, незаинтересованный в том, чтобы правительство усмотрело в действиях Орлова политические мотивы. Но при этом генерал Киселев один из самых осведомленных современников, фактический руководитель как расследования по делу Раевского, так и ряда локальных следствий по делу о возмущении Камчатского и Охотского полков дивизии Орлова.

Лично ведя расследование по делу о возмущении Камчатского полка, Киселев специально интересовался вопросом, не был ли кто-нибудь из офицеров причастен к солдатскому возмущению; ничего подобного установить не удалось. Таким образом, было бы неправильно игнорировать мнение генерала Киселева, тем более что в течение всего 1821 г. война с Турцией действительно представлялась очень вероятным событием, особенно важным для дивизии Орлова, бывшей авангардом русской армии.

В настоящее время существует многообразная мемуарная и исследовательская литература о связях членов кишиневского кружка и лично Орлова с греческим национально-освободительным движением, о планах Орлова использовать свою дивизию в возможных военных действиях. Особый интерес в этом отношении представляют воспоминания участника освободительного движения в Греции Филимона, утверждавшего о решимости Орлова присоединиться со своей дивизией к восстанию А. Ипсиланти, присоединиться даже в том случае, если русское правительство откажется помогать восставшим. Хотя последнее утверждение не является полностью доказанным, безусловно, что и М.Ф. Орлов, и все кишиневцы многое связывали с предстоящей, как им казалось, войной.

Оценивая в целом ситуацию, сложившуюся среди кишиневских членов Союза благоденствия, можно отметить, что она принципиально не отличалась от положения в других звеньях Союза: и в кишиневской организации легко усматриваются значительные расхождения в позициях ее виднейших членов, как в вопросах тактики (М. Орлов - К. Охотников), так и в идеологии (М. Орлов - В. Раевский). Это не исключает целенаправленной работы кишиневцев по воспитанию солдатской массы, по пресечению злоупотреблений в армии, но делает едва ли возможной их ориентацию на военное восстание. Планам революции еще суждено было зреть, вбирая в себя «мрачный опыт» периода 1821-1823 гг.

Могли ли столь серьезные расхождения в идеологических позициях кишиневских декабристов, их столь разные подходы к ключевым вопросам исторического развития, не определить их взаимоотношений с Пушкиным? Ответить на этот вопрос положительно можно лишь допустив, что Пушкин знал об этих разногласиях.

Свидетелем споров между декабристами о том, «насколько было бы полезно учреждение тайного общества в России», Пушкин стал в имении декабриста В.Л. Давыдова Каменке в конце 1820 г., когда туда съехались виднейшие члены Союза благоденствия - М.Ф. Орлов, И.Д. Якушкин, К.А. Охотников.

Вопрос о целесообразности создания тайного общества, который здесь «в шутку» обсуждался между Орловым и Якушкиным, спустя малое время «всерьез» встанет на обсуждение во время Московского съезда Союза благоденствия. Причем каменские собеседники выступят там как непримиримые идейные противники. Впечатление об их взаимоотношениях как о постоянной полемике нашло отражение в письме Пушкина из Каменки Н.И. Гнедичу: «Время мое протекает между аристократическими обедами и демагогическими спорами».

Возможно, Пушкин не знал о разногласиях, проявившихся на Московском съезде между Орловым и Охотниковым по вопросам программы и тактики тайного общества, но о различных подходах Орлова и Раевского к крестьянскому вопросу не мог не знать. При этом Пушкину была гораздо ближе демократическая позиция В.Ф. Раевского, чем аристократическая М.Ф. Орлова. Отголоски этих споров можно усмотреть в пушкинских «Заметках по русской истории XVIII века».

3

Декабрист К.А. Охотников, кишинёвский знакомый Пушкина

В числе лиц, составлявших кишиневское окружение Пушкина, видное место занимал член Союза благоденствия, адъютант генерала М.Ф. Орлова, Константин Алексеевич Охотников (1793 - 1824). Выяснение характера и степени влияния этого декабриста на поэта представляется важнейшей задачей, которой препятствует отсутствие цельной биографии Охотникова. Наша работа может рассматриваться как подступ к этой важной проблеме. Здесь мы попытались собрать воедино все, что известно об Охотникове, с тем чтобы иметь возможность более точно оценить роль декабриста в кишиневском кружке Союза благоденствия, который, по существу, и составлял основу пушкинского окружения в 1820-1823 гг.

О том, что эта роль была очень значительна, свидетельствуют многие мемуаристы. Так, Ф.Ф. Вигель рассказывал: «Два демагога, два изувера, адъютант Охотников и майор Раевский <...> с жаром витийствовали. На беду попался тут и Пушкин, которого сама судьба совала всегда в среду недовольных». С большой симпатией высказывается об Охотникове другой мемуарист - И.П. Липранди: «На его <М.Ф. Орлова> умных, оживленных беседах перебиралось все, исключая правительственных учреждений, существующего порядка.

Он <К. Охотников> мог иметь свой личный взгляд, мог сообщать его и другим, но благородный характер его никогда не покусился бы на совращение молодого человека с пути присяги и долга». Эту характеристику дополняет следующее замечание: «Что касается до Охотникова, то этот, в полном смысле слова, был человек высшего образования и начитанности, что иногда соделывало его очень скучным в нашей беседе, где педантическая ученость была неуместна».

Замечательно характеризует К. Охотникова сам М.Ф. Орлов в письме к Николаю I, написанном вскоре после ареста генерала в Москве: «У меня было два офицера, которые входили в общество: Раевский (майор, арестант в Тирасполе) и Охотников. Последний умер. Это был храбрый и превосходный молодой человек (ибо, государь, можно быть благородным человеком и принадлежать к тайному обществу)».

Об отношении кишиневских декабристов к Охотникову красноречиво свидетельствует отзыв о нем В. Раевского: «Это самоотвержение для общей пользы, строгая жизнь и чистая добродетель без личных видов глубоко врезались в груди моей. Я тайно завидовал, что человек почти одних лет со мною так далеко ушел от меня в совершенстве нравственном».

В 1823 г. после следствия по делу В. Раевского, к которому Пушкин проявлял самый живой интерес, именно с Охотниковым поэт передает конфиденциальное письмо П.А. Вяземскому в Москву.

Однако, несмотря на ту роль, которую играл Охотников в кишиневском кружке декабристов, в исследовательской литературе его фигура занимает скромное место. Тому, конечно, есть причины, и главная из них та, что в 1824 г. Охотников умер и, естественно, не мог быть привлечен к общему следствию по делу декабристов, хотя по приговору комиссии и был объявлен «деятельнейшим членом». (Имя Охотникова упоминают в своих показаниях многие декабристы). Таким образом, отпал главный источник сведений о декабристе - материалы его дела в Верховном уголовном суде. Что же касается участия Охотникова в процессе Раевского, то и это дает крайне скупые сведения - возможно, благодаря осторожному поведению Раевского.

Помимо общей скудности материала об Охотникове - причины, объективно объясняющей почти полное отсутствие исследовательских работ, специально ему посвященных, - существует и другая, субъективная, которая заключается в том, что личность Охотникова оказывается как бы заслоненной фигурами М. Орлова и В. Раевского, деятельность Охотникова представляется целиком зависимой от деятельности Орлова и определяемой идеологическими установками последнего; таким образом, вопрос о собственной идеологической позиции Охотникова не встает вообще.

Это приводит к парадоксальным историческим выводам: в 1820-1823 гг. на фоне общего кризиса, затронувшего абсолютно все сферы Союза благоденствия, его кишиневская ячейка объявляется счастливым исключением из общего правила - настолько, что серьезно ставится вопрос о ее «бескризисном» существовании и после января 1821 г. Между тем отношения Охотникова с Михаилом Орловым развивались отнюдь не столь гладко, как это обычно представляется, о чем свидетельствует такой важный эпизод, как совместное участие Орлова и Охотникова в московском съезде Союза благоденствия, формально положившем конец Союзу.

Из воспоминаний И.Д. Якушкина, который передал М. Орлову письмо М.А. Фонвизина с приглашением приехать в Москву, следует, что Орлов согласился участвовать в съезде не сразу и с большой неохотой. Еще не дав Якушкину окончательного ответа, Орлов пригласил его в Каменку, к Давыдовым. Якушкин уже собрался было отказаться, но тут вмещался Охотников: «... он взял меня в сторону, - вспоминает Якушкин, - и просил меня убедительно ехать с ними вместе, без чего было бы мало надежды, чтобы он <М. Орлов> приехал в Москву».

Таким образом, уже накануне съезда поведение Охотникова отличается определенной независимостью. Эта независимость с еще большей силой проявилась во время заседаний. Как известно, уже на первой сходке делегатов М. Орлов выступил с программой, которая вызвала резкое недовольство большинства присутствующих, группировавшихся вокруг инициатора съезда М.А. Фонвизина. «Неистовым мерам» Орлова Фонвизин противопоставил программу, направленную на повышение конспирации внутри общества и на более тщательный отбор новых членов. По свидетельству участника съезда Н. Комарова, Фонвизин предложил разделить всех членов общества на «три разряда <...> высший, "незнаемый", в виде постоянно действующего совета, <...> "исполнителей" и <...> "нововводимых"».

В числе тех, кто решительно выступил против этого предложения, был Михаил Орлов; в числе тех, кто не менее решительно встал на его защиту, был Константин Охотников. Н. Комаров приводит замечательный эпизод, свидетельствующий о самых острых разногласиях между «делегатами кишиневской управы»: «Этого последнего моего вечера, - пишет он, - я никогда не забывал и не забуду: - в первой комнате от гостиной слышу шум, а войдя, застаю в сильном споре Орлова с Фонвизиным, Якушкиным, Охотниковым. <...> Не бывши при самом начале спора, не знаю о чем, но догадываюсь явно, что Орлов опровергал положение Фонвизина и с жаром, а как сего придерживались с Фонвизиным живущие Якушкин и Охотников, то у него в эту минуту вырвалось с неудовольствием, что это похоже на заговор в заговоре».

То, что на съезде Охотников так решительно примкнул к «партии Фонвизина» и выступил против своего соратника по кишиневскому кружку, отнюдь не случайно и объясняется многими обстоятельствами жизни декабриста до приезда в Кишинев.

Охотников происходил из очень обеспеченной семьи калужских дворян. Его отец имел 1200 душ. Мать Охотникова, Наталья Григорьевна - урожденная княжна Вяземская. Образование декабрист получил в иезуитском пансионе аббата Николя (по предположению Л.Н. Оганян, одновременно с П.А. Вяземским).

Службу свою Охотников начал в 1811 г. на юге, где Россия вела войну с Турцией. В 1812-1813 гг. он участник всех крупных сражений Отечественной войны и Заграничного похода. В 1814 г., накануне битвы за Париж, Охотников попал в плен.

После войны он продолжил службу в Лубянском гусарском полку, а в августе 1816 г. перешел на службу в 38-й егерский полк, которым командовал М.А. Фонвизин. Однако этому переходу предшествовало очень важное для биографии Охотникова событие: в 1816 г. для расследования злоупотреблений командира Лубянского полка туда приехал П.Х. Граббе, один из друзей М.А. Фонвизина, в будущем член Союза благоденствия. У нас нет сведений об участии Охотникова в деятельности комиссии, которую возглавлял Граббе, но факт их личного знакомства сомнению не подлежит.

Не позднее 1819 г. Фонвизин принял Охотникова в Союз благоденствия. Именно к этому времени относятся свидетельства об их совместной деятельности в Москве. Характеризуя идейную позицию Охотникова, мы сталкиваемся с большими трудностями, которые возникают из-за отсутствия источников, отражающих взгляды декабриста.

Однако несомненная общность взглядов Охотникова и Фонвизина говорит о том, что Охотников не был сторонником быстрого военного переворота и что для него деятельность Союза благоденствия в полном соответствии с его уставом, Зеленой книгой, была прежде всего не столько деятельностью политической, сколько нравственной, направленной на борьбу с частными злоупотреблениями, на формирование общественного мнения и на воспитание солдатской массы.

Характеристика, которую дал Охотникову Ф.Ф. Вигель, свидетельствует о том, что для своей пропаганды Охотников использовал любую аудиторию. Однако это представляется возможным только в том случае, если его взгляды отличались известной умеренностью. Так или иначе, в мутной волне доносов, которые поступали из Кишинева в штаб 2-й армии и в Петербург, имя Охотникова упоминалось крайне редко; в деле Раевского он участвовал только как свидетель, причем из близких друзей Раевского, составлявших кишиневский кружок декабристов, он пострадал менее всего и в отличие от А. Непенина, И. Пущина и М. Орлова был оставлен на службе.

Хорошо знавший кишиневское окружение М. Орлова начальник штаба 2-й армии П.Д. Киселев, характеризуя взгляды Охотникова, назвал его «мечтателем политическим».Большое внимание Охотников уделял воспитанию в себе высоких нравственных качеств. Его любимым автором был апологет республики Тит Ливий, однако сам по себе этот факт не доказывает, что республика являлась политическим идеалом Охотникова. Так, декабрист В. Давыдов показывал на следствии: «При вступлении моем в общество не мог князь Волконский объявить мне о республике, ибо я был принят, как теперь помню, в Кишиневе Охотниковым, который был совершенно других мыслей».

В Кишинев Охотников переехал в 1820 г. Сам переезд представляется нам далеко не случайным: в начале 20-х гг. центр декабризма перемещается на юг, а незадолго до Охотникова во 2-ю армию перевелся из Москвы его друг и командир М.А. Фонвизин. Правда, местом службы Фонвизина стал не Кишинев, а Тульчин, но именно на юге, в Киеве, Фонвизин и представил Охотникова Орлову в качестве члена Союза благоденствия. (Не лишено основания предположение о предшествующем знакомстве Орлова с Охотниковым, поскольку оба были помещиками Калужской губернии.)

Отношение М. Орлова к Союзу уже в этот период было сложным. Близко зная многих его членов, сам он не торопился войти в его состав. «Фонвизин, Пестель и Юшневский <...> настоятельно просили меня, чтобы я взошел в общество, - признавался Орлов впоследствии, - и наконец, видя мое упорство, сказали, что зная все их тайны и имена многих, не великодушно не разделять их опасности. Я поддался на сию причину и вступил в общество».

Затем Орлов встретил Охотникова уже в Кишиневе, и очень может быть, что члены тульчинской управы, прежде всего Фонвизин, рассматривали последнего как своеобразного эмиссара Союза благоденствия при Орлове. По наблюдению Ю.Г. Оксмана, именно Охотникову формально принадлежало первенство в кишиневской ячейке Союза благоденствия, у него же хранился устав с расписками новых членов. Однако это формальное первенство, конечно, не отменяло фактического, безусловно принадлежавшего М. Орлову.

Несмотря на имеющиеся расхождения в позициях Орлова и членов тульчинской управы, можно без преувеличения сказать, что в течение 1820 г. Охотников сделался правой рукой Орлова в той многосторонней деятельности, которую тот проводил в 16-й дивизии. Поскольку особое внимание Орлов уделял взаимоотношениям офицеров с солдатами, именно Охотников возглавил дивизионные учебные заведения, в том числе солдатскую школу взаимного обучения; по поручению Орлова Охотников занимался расследованием злоупотреблений офицеров кишиневского гарнизона. Однако - при том что в практической деятельности Орлов всецело опирался на Охотникова - можно предположить, что в свои политические планы он его не посвящал; программа «крутых мер», предложенная Орловым московскому съезду, была для Охотникова не меньшей неожиданностью, чем для других делегатов.

После того как Орлов покинул съезд, Охотников не только остался в качестве полноправного его участника, но был в числе тех немногих, кто знал, что Закрытие Союза формально и что тайное общество продолжает существовать.

В 1821 г. служба Охотникова при Орлове продолжалась. Никакими данными о разногласиях между ними мы не располагаем, если не принимать во внимание тот факт, что в августе 1821 г. Охотников сдал управление дивизионными школами В. Раевскому.

В конце 1821 г. Орлов оставил Кишинев, а в апреле 1823 г. Охотников посетил своего бывшего командира в его калужском имении. После отъезда Охотникова М. Орлов писал жене: «Охотников пробыл здесь два дня и, все раскритиковав, все разбранив, изложив все свои философские воззрения, увозит теперь с собой это письмо. <...> Не знаю ничего несноснее этого воплощенного нравственного совершенства, которое оговаривает всякий чужой поступок и берет на себя роль ходячей совести своих друзей. В сущности, он прекраснейший и достойнейший человек, и я люблю его от всей души, но у него привычка говорить другому в лицо самые грубые истины, не догадываясь, что каждая из них бьет словно обухом по голове».

По-прежнему дружескими оставались отношения Охотникова с М. Фонвизиным, который с большой тревогой писал в марте 1824 г. И. Якушкину: «Как жаль бедного Охотникова - я опасаюсь, чтобы болезнь его не имела худых последствий. Уведомь меня об нем, <...> а я сегодня пишу к нему». В середине апреля Фонвизин узнал о смерти Охотникова.

В жизни Охотникова особую страницу составляют его отношения с Пушкиным. По свидетельству И.П. Липранди, беседы поэта «с Вельтманом, Раевским и Охотниковым и некоторыми другими лицами <...> дали толчок к дальнейшему развитию научно-умственных способностей Пушкина по предметам серьезных наук». Местом встреч декабриста и поэта служила квартира Липранди, где «не было карт и танцев, а шла иногда очень шумная беседа, спор и всегда о чем-то дельном».

Кроме того, Пушкин почти ежедневно мог видеть Охотникова и разговаривать с ним в доме Михаила Орлова. И здесь Охотников был инициатором самых серьезных, «дельных» бесед (иногда к неудовольствию менее серьезно настроенных гостей: «Охота тебе слушать разговоры Охотникова с братцем о политической экономии», - говорил И. Липранди Федор Орлов, брат генерала).

Можно с достаточной уверенностью утверждать, что в таком небольшом городе, как Кишинев, где круг образованных людей был относительно узок, Охотников входил в число близких знакомых Пушкина, действительно влиявших на идейную позицию поэта и в значительной степени определявших его интересы. Вместе с тем, очевидно и другое: несмотря на частые встречи и общность интересов, дружбы между Пушкиным и Охотниковым не сложилось, при этом с обеих сторон можно усмотреть вежливо-ироническое отношение, о котором свидетельствует, например, следующий эпизод: «Однажды вечером собралось ко мне, - вспоминает Липранди, - человек десять, людей различных взглядов <...> Пушкин был в схватке с Раевским, одни поддерживали первого, другие второго, и один из спорящих обратился узнать мнение Охотникова, не принимавшего никакого участия в споре и сидевшего на диване с книгой, взятой им наугад с полки.

В этот раз ему попался один из томов Тита Ливия, и он с невозмутимым хладнокровием, глядя на наступавших на него Пушкина и Раевского для разрешения их спора, не обращая никакого внимания на делаемые ему вопросы, очень спокойно предлагал послушать прекрасную речь из книги и начал "pères conscrits". Это хладнокровие выводило из себя Пушкина и Раевского, одинаково пылких, из терпения <...> После этого Пушкин за глаза и при встрече с Охотниковым не иначе называл его, как „père conscit“. Впрочем, Александр Сергеевич уважал Охотникова и не раз обращался к нему с серьезным разговором».

Оценивая отношение Охотникова к Пушкину, трудно избежать вопроса о том, была ли вызвана определенная сдержанность к поэту одного из лидеров кишиневской ячейки Союза благоденствия только несходством характеров и темпераментов или же она являлась отражением какой-то коллективной позиции. Этот вопрос, как нам представляется, непосредственно связан с другим, гораздо более общим: почему, несмотря на близкое знакомство со многими заговорщиками и свою репутацию первого вольнолюбивого поэта России, Пушкин не был непосредственно причастен к заговору? Наиболее «хрестоматийный» ответ (заговорщики ценили талант поэта и опасались за его судьбу) вряд ли можно считать достаточно убедительным.

Во-первых, у нас нет оснований думать, что Охотников сознавал все значение Пушкина как поэта; во-вторых, ситуация второй половины 1820 г. еще не предполагала серьезных опасений за судьбу членов тайного общества, тем более что сам Охотников не принадлежал к радикальному крылу Союза и, по свидетельству В.Ф. Раевского, «тогда Общество не имело еще цели истребить существующую или царствующую династию. Приготовления к конституции, распространение света или просвещения и правила чистой добродетели - было основанием установления этого общества».

Существует и другая точка зрения на отношения Пушкина с декабристами. В наиболее резкой форме она выражена членом Южного общества И.И. Горбачевским: «Бедный Пущин, - он того не знает, что нам от Верховной думы было запрещено знакомиться с поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, когда он жил на юге, - и почему? Прямо было сказано, что он по своему характеру и малодушию, по своей развратной жизни сделает донос тотчас правительству о существовании Тайного общества».

Мнение Горбачевского, человека, не знавшего Пушкина, безусловно крайность. Восприятие им личности поэта было определено позднейшей официальной легендой и опосредовано сложным отношением к творчеству Пушкина людей 60-х гг. И все-таки до известной степени это мнение отражает точку зрения той части деятелей декабрьского движения, чьим установкам на «чистейшую добродетель» и аскетизм противоречило эпикурейское отношение Пушкина к жизни.

Возможно, что к последним принадлежал и Охотников, для которого этическая программа Союза благоденствия имела не меньшее значение, чем политическая. Но несмотря на все сказанное, мы хотели бы подчеркнуть, что в отношениях между поэтом и декабристом и речи не было о недоверии. Об этом свидетельствует участие Пушкина и Охотникова в споре о том, насколько полезным было бы для России учреждение тайного общества. В обсуждении принимали участие Ал. Н. Раевский, М.Ф. Орлов, В.Л. Давыдов и И.Д. Якушкин. Спор происходил в Каменке, имении братьев Давыдовых, в конце ноября 1820 г. Вопрос о создании тайного общества был поставлен М. Орловым.

«Сам он высказал все, что можно было сказать за и против Тайного общества, - пишет И. Д. Якушкин. - В.Л. Давыдов и Охотников были согласны с мнением Орлова; Пушкин с жаром доказывал всю полезность, которую могло бы принести Тайное общество в России. Тут <...> я старался доказать, что в России совершенно невозможно существование Тайного общества, которое могло бы быть хоть на сколько-нибудь полезно. Раевский стал мне доказывать противное и исчислил все случаи, в которых Тайное общество могло бы действовать с успехом и пользой <...> "В таком случае давайте руку", - сказал я ему. И он протянул мне руку, после чего я расхохотался, сказав Раевскому: "Разумеется, все это только шутка".

Другие также смеялись, <...> кроме Пушкина, который был очень взволнован; он перед этим уверился, что Тайное общество или существует или тут же получит свое начало и он его будет членом, но когда увидел, что из этого вышла только шутка, он встал, раскрасневшись, и сказал со слезой на глазах: "Я никогда не был так несчастлив, как теперь, я уже видел жизнь мою облагороженною и высокую цель перед собой, и все это была только шутка" <...> В 27-м году, когда он пришел проститься с А.Г. Муравьевой, ехавшей в Сибирь к своему мужу Никите, он сказал ей: "Я очень понимаю, почему эти господа не хотели принять меня в свое общество; я не стоил этой чести"».

Смысл рассказанного Якушкиным эпизода, на первый взгляд, довольно прост: члены общества, стремясь разуверить Александра Раевского в своей принадлежности к тайному обществу, разыгрывают сцену спора, причем попутно они вводят в заблуждение и Пушкина. Такая трактовка данного эпизода, несмотря на то что она принадлежит самому Якушкину, вызывает серьезные возражения.

Во-первых, заметим, что инициатором спора явился М. Орлов, который вряд ли позволил себе подвергать таким рискованным шуткам Александра Раевского, своего близкого друга. К тому же о принадлежности Орлова к тайному обществу Раевский знал определенно. Если при этом учесть, что основным вопросом предстоящего съезда в Москве был вопрос о пользе тайного общества для России, то станет понятно, что во время встречи в Каменке, непосредственно предшествующей московским дискуссиям, не могло не возникать споров - причем не шуточных, имеющих цель отвести глаза посторонним, а самых серьезных, живо интересующих всех присутствующих.

Очень показательно, что участником этих споров был и Пушкин. Характеризуя свое пребывание в Каменке, поэт писал Н.И. Гнедичу в начале декабря 1820 г.: «Время мое протекает между аристократическими обедами и демагогическими спорами. Общество наше, теперь рассеянное, было недавно разнообразная и веселая смесь умов оригинальных, людей, известных в нашей России, любопытных для незнакомого наблюдателя».

Отношения Пушкина с Охотниковым складывались в сложный период кризиса Союза благоденствия, когда основной формой существования тайного общества стала дискуссия. И в Кишиневе, и в Каменке поэт являлся активным участником споров между декабристами.

В «Летописи жизни и творчества А.С. Пушкина» определены временные границы взаимоотношений Охотникова и Пушкина: от 23 сентября 1820 г. по начало 1823 г. Однако и внутри данного промежутка общение поэта и декабриста не было непрерывным. Можно предположить, что общение это было особенно частым в сентябре - ноябре 1820 г. - в период острых идейных разногласий внутри Союза благоденствия. Именно к этому времени относится совместное пребывание Пушкина и Охотникова в Каменке. 1 декабря их пути разошлись. Охотников вместе с М. Орловым уехал в Москву, чтобы принять участие в съезде Союза благоденствия.

Пушкин остался в Каменке и вернулся в Кишинев только в начале марта 1821 г. К этому же времени сюда приехал из Москвы Охотников. Их совместное пребывание в Кишиневе продолжалось до середины мая, когда поэт уехал в Одессу. 3 августа Охотников сдал управление дивизионными школами Раевскому и до конца декабря оставил Кишинев. Вернувшись, он застал разгром кишиневской ячейки декабристов. 1822 год и поэт и декабрист провели в Кишиневе почти безвыездно.

Этот период их общения мог быть особенно значимым, так как Охотников, единственный из активных членов кишиневского кружка Союза благоденствия, остался на службе, однако документированными свидетельствами на этот счет мы не располагаем. В начале 1823 г. Охотников уехал из Кишинева в Москву. Он увозил с собой конфиденциальное письмо Пушкина, адресованное П.А. Вяземскому, и должен был на словах передать тому тревожные обстоятельства следственного процесса по делу В. Раевского - М. Орлова.

И.В. Немировский

4

№ 1

В.Ф. Раевский - капитану К.А. Охотникову1

С. Каракмазы, 23 ноября [1820 г.]

Насилу собрался я писать к тебе, любезный Охотников, за то надеюсь помучить тебя добрые полчаса над моим письмом, содержание коего не будет, конечно, заключать ни верных метафизических доводов Шанди, отца  Тристрамова, ни объективных углов атаки и продовольствия Буллова, ни пиитического жанра усопшего Хвостова и его собратий...

Но ты найдёшь в нём ту простоту и откровенность, которые свойственны нам, оживотворённым одною благородною целию, тем же стремлением к пользе общей, тою же надеждою к достижению... баста! Самохвальство прилично только старым воинам, которые при покойной блаженной памяти императрицы Екатерины переносили ужасные труды при переходах от Киева до Днестра до города Глухова! - а нам оно не свойственно, терпение - есть девиз солдата русского, терпение и скромность должно быть девизом нашим.

Надо преуведомить тебя, что я пишу к тебе из комнаты, которая ничем не лучше той, которую описал Грессет в своей «La Chartreuse», с тою разницею, что я защитил себя от внешних ветров, а крыс и кошек, по счастию, в целом дворе нет!.. Недостаёт только пера и воображения Грессетова, - а то [бы] дело было в шляпе, и наместо этого письма получил бы ты предлинное послание, но увы! на берегах Тираса всё усыпляет пылкие и ещё (Mercurii sublim. Sapsap и серными ваннами) непогашенные чувства; здешний народ и дикая природа сильнее действуют на нервы и мышцы, нежели действие жрецов на Дельфийскою Пифиею или Месмера над молодыми девками; магнетическими прикосновениями они приводили в магнитный сон или снобдение (somnambulismus) или в провозрение, или, наконец, в просветление, а меня здесь всё приводит в недоразумение, утомление, нетерпение и, наконец, в усыпление.

Только было взошёл я на кафедру (перед 9-ю егерской ротою) и во имя Демосфена, Цицерона и Красса загремел о подвигах предков наших, о наших собственных подвигах и будущих наших подвигах, о Румянцеве при Кагуле, о Кутузове при Бородине, и только было полетел с Суворовым от Рымника по верхам Альпийским, как Михаил Фёдорович обрезал или перерезал мой полёт приказом своим за №, кажется, 34, и я, как Икар в воду, с тем различием, что Икар не командовал ротою, а я принуждён остаться теперь командиром 50 или 60 человек настоящего папского войска.

Не думай, чтобы я писал это тебе в сомнамбулизме, совсем нет, дело идёт вот о чём: у нас (да я думаю и везде так, даже и у кафров и готтентотов) водится обыкновенно, что кто больше имеет смысла и разума - что составляет теперь по новой системе Шиллинга или Веланского, ум, - следственно, кто больше имеет ума и опытности, и заслуг, тому поручают более власти с доверенностию управлять ею по рассудку и законам: капитан управляет ротою, полковник полком, генерал дивизиею и т. д. Теперь вышло с нашего левого фланга наизворот и с большим ущербом для благородных намерений Михаила Фёдоровича.

1) При батальоне составлена учебная команда, состоящая из 80 человек отборнейших людей - надежды и опоры целой роты; ею командует подпоручик N, который едва ли в три шеренги поставленную нумерацию с знаком + будет уметь привести в одно целое. Вы скажете: а где же батальонный командир? Великий Алла! У него есть паши: топаджи-паши, капуджи-паши, кади и... и проч. и проч.; зачем ему думать о Суворове, Румянцеве, о нравственности и духе солдата? Он приказал - и учебного солдата вертят, стягивают, крутят, ломают, толкают, за и перетягивают, коверкают, щипают и, ...чёрт возьми, иногда и - кусают!..

А визирь выходит, чтобы иногда сказать: Изрядно! А чаще всего: Скверно, гадко, мерзко, - прибавляя за каждым разом русскую солдатскую привычку... - я вас перекатаю! в говно зарою! Вот и Суворов, вот Румянцев, Кутузов, Воронцов... всё полетело к чёрту, и солдаты остаются всё те же, с тою разницею, что они забывают своих товарищей в роте, своих начальников и теряют то единодушие, которое было неразлучно с знамёнами Суворова!.. Капитан знает в своей роте каждого солдата, он знает нравственность каждого, он обходится с Константином иначе, как с Федулом. Он Петру говорит: «Это, любезный друг, нехорошо», а Тарасу говорит: «Ты скотина, я тебя заставлю это делать», а в учебной команде и Константину, и Федулу, и Петру, и Тарасу - одна честь, одно обхождение, одни темпы брани!..

2) При полковой команде всё то же, только тут султан приказывает визирю или анычар-аге! Да ему и без того дела много. И тут, однако ж, командует подпоручик X., который хотя и благороднее и умнее первого, но он не виноват, если отец не имел состояния учить его, а краткость века воспретила видеть поля кагульские, бородинские, лейпцигские! Но между тем у ротного командира остаётся 50 человек, а учебной команды при полку под командою подпоручика 240 человек.

Поверь, любезный друг, что не одно честолюбие говорит здесь... Нет, польза общая того требовала, я хотел в короткое время моего командования выставить роты на образец. Накупил грифельных досок, бумаги, чернил, азбук, перьев - и вдруг со всеми этими принадлежностями остался командиром 40 человек портных, сапожников, артельщиков, горбатых, хромых, кривых, словом сказать, целой кунсткаморы, к которой боюсь приступить, ибо петербургские пригляделись и надоели. Но что ещё удивительней, что, отобравши у нас самых лучших и способнейших людей, после отдадут всю хвалу и славу тем, которые едва ли успели разглядеть лица этих людей, не только узнали, как кто из них зовётся. Finis.

Не радуйся, любезный друг! Ты думал, что finis заключает в себе совершенное finis - ты крепко ошибся: за одну осьмушку твоего письма я хочу наказать тебя целыми двумя листами. И, по всем вычислениям Ейлера и Лагранжа, все мои идеи истощатся к концу этого листа. Finis - значит только finis той скучной материи о командах, которая заключает в себе половину письма, но, взявши Кондильяка и прочтя его со вниманием, ты согласишься, что я говорил правду, не знаю, однако ж, согласится ли с этим генерал.

Я не был в Одессе, не получал ниоткуда никаких известий, и сам прекратил со всеми переписку, ибо на два письма не отвечал в Тульчин ни слова. Но знаю и ведаю, что всё идёт хорошо, и, соглашаясь с твоими же словами, я теперь у моря жду погоды! Ничто не развлекает, не занимает меня, я сижу, как дервиш, поджавши ноги, и думаю только о том, чтобы эта ночь была для меня приятней прошлой и чтобы товарищ Морфей был ко мне поснисходительней, ибо он часто меня отдаёт на жертву воображения, которое, подобно азоту, заставляет меня на утро прокашлять более обыкновенного!

Чёрт возьми! Здесь есть чудесные молдаванки, и я всегда забываю свою Психею, или Аглаю, или Галатею, когда смотрю на какую-нибудь Гракину, Аксенею или Настазию! Если бы ты был на моём месте, то сделал бы то же; не забыл бы, конечно, своего идеала, но твоё всегда неограниченное воображение и фокус зрения в соединении лучшей представил бы тебе Рим, Византию, Лукрецию, Корнелию... триумфы невинности, добродетели, свободы, представил бы тебе всё невозможное возможным, возможное невозможным... и Аксения - отрасль какого-нибудь Грахка или Мария, или побочная натуральная и, вернее прочих, отрасль Овидия, который умер здесь на берегах Тираса, - была бы существом выше обыкновенным, существом, дышущим свободою своих предков; но я, - я слабый смертный, сознаваясь с Баумейстером, что сущность сущего есть вездесуща, забываю о простых земных благах, пью небесный дар в объятиях какой-нибудь Гракины - только не Агриппины - и забываю лицей Приапов и почтенного Колумба, который, открыв Америку, заставил меня из уважения к его памяти есть так долго меркурий и записать нектаром - декохтом.

Наконец, из этого хаоса моих мыслей и истин, положенных на бумагу, ты знаешь теперь, что я делаю и что думаю.

Теперь скажу, что делается и думается у нас: с нового года в нашем полку учреждается библиотека. Мы выписываем 2 иностранных журнала и все русские, выписываем ландкарты и рублей на 500 книг, - вот тебе отчёт об успехах... Это заключение хаоса!.. Кланяйся от меня почтенному Липранди, всем вашим и Фёдору Фёдоровичу моё истинное почтение скажи.

Если это письмо тебя не заставило зевать, то пиши ко мне, я отвечать аккуратно буду, однако, пожалуйста, не на осьмушке. Наконец идеи мои истощились по самому обещанию, лист кончается, свеча догорает, будить человека не хочется - всё согласилось, чтобы я перестал писать и дал покой твоему чувству зрения, которое весьма утомилось. Прощай. Остаюсь всегда преданный

Раевский

ЦГВИА, т. VII, лит. В, л. 117-120 об. Автограф.

1 Константин Алексеевич Охотников (1793–1824). Бывший лубенский гусар, участвовал в наполеоновских войнах, был в плену у французов. С 1821 г. - капитан 32-го егерского полка (дивизии М.Ф. Орлова в Кишинёве), состоял адъютантом при Орлове и до переезда в Кишинёв В.Ф. Раевского заведывал кишинёвской ланкастерской школой.

Был членом «Союза благоденствия», вместе с Орловым в качестве делегата 16-й пехотной дивизии принимал участие в январском московском съезде союза в 1821 г. Уже в 1818 г. занимал в рядах «Союза благоденствия» настолько видное место, что к нему был направлен для ознакомления с задачами союза В.Ф. Раевский, только что принятый в Тульчине в Тайное общество.

Вышел в отставку в 1822 г. и вскоре умер от чахотки.

В «Алфавите декабристов» сказано, что он был одним из деятельнейших членов союза. Охотников был человек умный, очень образованный и начитанный, так что даже давил друзей учёностью и иногда докучал им своим педантизмом. Реакционер Вигель называет его изувером и демагогом, сообщает, что он вместе с В. Раевским «с жаром витийствовал» на вечерах у генерала Орлова. В общем, однако, Охотников не любил без нужды говорить и на дружеских собраниях больше молчал.

Однажды собралось у Липранди человек десять. Пушкин вступил в ярый спор с В. Раевским. Охотников сидел на диване и молча читал Тита Ливия во французском переводе. Пушкин и Раевский обратились за разрешением спора к Охотникову. Он им в ответ стал читать речь к сенаторам из Тита Ливия и начал: «Peres consents! (Patres coscripti – обычное обращение к римским сенаторам)». Пушкин и Раевский прервали его и продолжали наседать с требованием его мнения. Но Охотников невозмутимо предлагал им выслушать эту знаменитую речь и опять начинал: «Peres consents!» Однако далее этих слов пойти не мог из-за шума. Пушкин его прозвал после этого «pere consent».

Генерал Орлов отзывался об Охотникове так: «Не знаю ничего несноснее этого воплощённого нравственного совершенства, которое оговаривает всякий чужой поступок и берёт на себя роль ходячей совести своих друзей. В сущности, он прекраснейший и достойнейший человек, и я люблю его от всей души, но у него привычка говорить другому в лицо самые грубые истины, не догадываясь, что каждая из них бьёт того словно обухом по голове».

Иначе оценивал эту нравственную непреклонность Охотникова В.Ф. Раевский, сам не знавший в жизни никаких компромиссов. Он пишет об Охотникове: «Этот человек, получая несколько тысяч в год от отца, тратил на себя одно жалованье. Получаемые же деньги были принадлежностью бедных; все несчастные в Кишинёве знали его. Я сам был свидетелем, когда Охотников, не имея денег, продал последний бриллиантовый перстень, подарок короля прусского, дабы обеспечить участь одного израненного и бездомного офицера, служившего с ним вместе в турецкую и французскую войну. Он купил ему виноградный сад и дом близ Кишинёва…

Самоотвержение Охотникова для общей пользы, строгая жизнь и чистая добродетель без личных видов глубоко врезались в груди моей. Я тайно завидовал, что человек почти одних со мною лет так далеко ушёл от меня в совершенстве нравственном – и поклялся истребить последние недостатки в себе самом».

5

№ 2

В.Ф. Раевский - К.А. Охотникову

[Конец апреля - начало мая 1821 г.]

Любезный Охотников! Я не отвечал на последнее письмо твоё, ожидая удобного случая сказать полковнику о помощи юнкерам, но весьма кстати Таушев приехал сюда, видел всё и скажет тебе подробно все здешние обстоятельства.

Моя школа приняла свой ход, но ни места, ни способов не было, чтобы устроить так, как хотелось. В юнкерской и ланкастерской - всё один и сам. Люди успевают, но на господ юнкеров, будущих товарищей наших, надо обратить особенное внимание. Эти члены я столбы отечества, у нас в самой низкой доле! Чего можем мы ожидать от юношей, погрязших в распутстве, невежестве, и, будучи повреждены вначале, - ничего больше не обещают в будущем [кроме] пагубы самим себе, стыда мундиру, бесполезного бремя другим и отечеству. Михайло Фёдорович, кажется бы, из патриотизма или из сострадания должен обратить на них свой взгляд и попечение. Ему будет честь и общая благодарность тех, которые не чувствуют самих себя. Полки будут иметь хороших офицеров. А он - хороших, благородных подчинённых, которые облегчат во всяком случае труды его.

Я ожидаю производства с нетерпением. Почему оно затянулось, не понимаю, - только я бы согласился лучше устремить все свои труды на нравственное образование большого числа юношей, нежели на ноги их. Советую тебе, приступя к благородному делу, обратить первое на нравственность, а потом - на образование и науки. Ибо едва ли можно вообразить, до какой степени достигла порча нравов!..

Я всё время собирался быть у вас, но по некоторым причинам до приезда Михаила Фёдоровича я быть не могу и потому все подробности оставляю до личного свидания с тобой. Прощай. Будь здоров и пиши к преданному тебе Раевскому.

ЦГВИА, т. VII, лит. В, л. 114-115. Автограф.

6

№ 3

В.Ф. Раевский - К.А. Охотникову

1 мая [1821 г.]

Адрес на конверте: Его благородию милостивому государю Константину Алексеевичу Охотникову. При дивизионной квартире в Кишинёве.

Я получил письмо твоё, любезный Охотников, перед самым отъездом в Одессу, но выполнить твоего поручения не мог, потому что аспидных досок купить по дороговизне невозможно, и даже в греческую ланкастерскую школу выписывали из Парижа.

Новостей в Одессе никаких нет, ибо более недели ни один корабль в порт не входил. Неаполитанские происшествия меня взбесили! Полагаю, пиемонтцы менее будут италианцами?!

Впрочем, сущность сущего при единстве разнородной гармонии составит то действительное, которое в эмпирическом действии при деятельном движении побочных организованных существ, может как субъективно, так и объективно дать целому веществу то свойство, которое Невтон, или Ньютон, доказал центральным влечением.

Однако диссолютное в отношении к абсолютному не то ли же имеет действие в производстве мистико-техническом, какое парабола при своей конечности - к черепу земли?

Из сего ясно видеть и уразуметь можно, что Кант + Шиллинг + Эккартсгаузен + Фихте + Штилинг + Веденский - составят то единое метафизическо-сферическое тело, которое, соединясь элипсом в параболе, заставит в уразумении усомниться, ибо:

Сомненье - мудрости есть самый зрелый плод...

Батюш[ков]

Но при всём этом не заставит усомниться тебя в дружбе моей. Прощай и пиши к преданному тебе Раевскому.

1 мая (сижу целый день дома).

ЦГВИА, т. VII, лит. В, л. 124-124 об. Автограф.

7

№ 4

В.Ф. Раевский - К.А. Охотникову

17 июня [1821 г.]

Благодарю тебя, любезный Охотников, за поздравление. Я не столько свободен, сколько ты воображаешь, - те же занятия и одна и та же цель заставляют меня быть невольником. Классы для юнкеров и ланкастерская школа суть цепи для меня весьма приятные, ибо я делаю пользу отечеству и отдаю ему долг мой, сколько в силах теперь. Я наверное ручаюсь, что из школы моей юнкера будут лучшие по армии. Это - не гордость и самолюбие, но твёрдая уверенность на старание моих юных сотоварищей!

Устремимся, любезный друг, к пользе общей, и мы увидим успехи наши, увенчанные, если не бессмертием, то наверное, благодарением обязанных и хвалою собственных чувств!!!

Предлинную диссертацию напишу тебе в ответ на письмо твоё, теперь ограничиваюсь этим.

Поблагодари от меня любезного Таушева за память и письмо и отдай ему дружеский мой поклон.

Прощай, преданный тебе

Раевский

ЦГВИА, т. VII, лит. В, л. 116-116 об. Автограф.

8

№ 5

В.Ф. Раевский - К.А. Охотникову

Аккерман, 14 июля [1821 г.]

Любезный Охотников, я начинал уже досадовать за твою беспечность, как получил от тебя маленькую записочку, за которую благодарю, равно и за присылку номеров.

С нетерпением жду времени, когда буду свободен, дабы посетить Кишинёв. Я хочу видеть твои занятия и успехи учеников, в чём не сомневаюсь при твоих трудах.

Я просил тебя об Михайловском и ещё повторяю мою просьбу. Но ты не найдёшь в нём учителя по твоему ожиданию - русский язык он знает плохо, арифметику до тройных правил хорошо, географию - Европу и Азию - изрядно. Но способности и отлично благородные чувства заставляют меня желать ему добра, и всё, что ты для него сделаешь, будет мне порукою в твоей приязни. Только поспеши его взять и не смотри ни на какие отговорки. Скажи, когда война будет, ты его отпустишь. Из нашего полка двух или трёх юнкеров лучших перевели в 17-ю дивизию.

Когда возьмёшь Михайловского, уведомь меня тотчас.

Я посылаю тебе первую тетрадь географических уроков составленных мною для полка. По получении от тебя ответа пришлю остальные - русского языка и арифметики; до тройных правил преподавать арифметику можешь поручить Михайловскому, равно и кратко географию. Да отдай ему эту записку.

Я не теряю здесь времени: вместо ушедших с полком людей из школы набрал рекрут и учу по методе ланкастерской. Чрезвычайно успевают. По письмам из России я вижу, что эту методу хотят уничтожить, дабы не дать просвещению так быстро распространиться. Итак, любезный, спеши, пока время, дать какие-нибудь понятия юнкерам. Я убеждаю тебя, а отечество и обязанные будут тебе благодарны.

Будем делать, что можем теперь!.. Не теряй времени делать добро другим.

Ты ничего не пишешь о Мих[аиле] Фёд[оровиче], о новостях, которые для меня столь занимательны. У нас пустыня; из Одессы ничего не слышно, но я послал туда нарочного узнать обо всём и сегодня получу ответы.

Пожалуйста, пиши ко мне как можно больше. Ничем меня более не обяжешь.

Мнение моё об учении юнкеров я опишу тебе в будущем письме, т. е. после ответа твоего; вели и Михайловскому писать ко мне.

Я предполагаю, война до весны начаться не может. Заготовлений никаких нет. И как скоро я узнаю, что это всё пустое, то останусь в Аккермане. Но как бы ни было, я намерен в непродолжительном времени побывать у вас. Как сожалею о потере Липранди! Я писал к нему.

Я боюсь обременить тебя, а то в полку нашем есть ещё два юнкера, обещающие много: Перхалов и Лукомский; если можешь - возьми, а если нет - как хочешь. Главная моя просьба о Михайловском. Остальная молодёжь весьма с худою нравственностью, сле[довательно], о них думать нечего.

Кланяйся от меня Таушеву, Друганову и хозяйке своей. Прощай. Пиши и исполни просьбу, преданный тебе Раевский.

14 июля.

P. S. Покамест начнёшь географию учить по карте, вели им учить на память.

ЦГВИА, т. VII, лит. В, л. 110-111 об. Автограф.

9

№ 6

В.Ф. Раевский - К.А. Охотникову

22 июля 1821 г.

Адрес на конверте: Его благородию милос[тивому] государю Константину Алексеевичу Охотникову. Капитану и кавалеру. При дивиз[ионной] квартире.

Здравствуй!

На последнее письмо твоё отвечать тебе буду лично - в Кишинёве, ибо сейчас получил позволение от Орлова приехать - письмом через Калакуцкого. Я чрезвычайно этим доволен. Там поговорим о пользе отечества! О способах дать образование (этим) юношам!

Если можешь, до моего приезда постарайся о юнкере Левецком 1-м, дабы не потерять его из дивизии; он необходим будет при заведении большой школы.

Рад, что ты доволен Михайловским. В 32-м полку есть хотя не такие, но весьма изрядные; но без меня не делай ничего и не требуй никого.

Буде можно, похлопочи мне о квартире недалеко от школы и от тебя. Прощай.

Ожидай преданного тебе Раевского.

Скажи Михайловскому, что буду.

ЦГВИА, т. VII, ли. В, л. 112-113. Автограф.

10

№ 7

В.Ф. Раевский - К.А. Охотникову

25 июля [1821 г.]

Адрес на конверте: Охотникову в Кишинёв. При генерале Орлове.

Его благородию Константину Алексеевичу.

Любезный Охотников! Неожиданный поход, смотр Вахтена, неизвестность ничего, или для чего это всё - мне вскружили голову; и так до совершенной известности я остался здесь как командир двух рот, для содержания караула поставленных.

Приказы Орлова, кажется, написаны были на песке! Вахтен при смотре разрешил не только унтер-офиц[ерам], но и ефрейторам бить солдат палками до 20 ударов!!! И благородный порядок обратился в порядок палочный.

Об смотре ты можешь подробно узнать от солдат и офицеров, но не от полковника, которого я постичь не могу. Он все дерзости сносил равнодушно, хотя безвинно, и полк был представлен в наилучшем виде.

Я здесь останусь, пока не узнаю наверное, что кампания будет.

Поручаю, прошу тебя и убеждаю премного портупей-юнкера Михайловского нашего полка вытребовать и взять к себе в школу; он оказал очень много успехов, и мне не хочется оставить его на жертву носков и киселистов! Ты можешь его выпросить у дивизионного командира, а меня этим навсегда премного обяжешь. Всё, что для него нужно, я беру на свой счёт.

Не забудь, пришли мне номера на эполеты и пиши как можно чаще.

Податель сего есть штабс-капитан Прокопов. Он получил отставку и ищет места. О смотре нашем от него узнать можешь.

Если дивизионная квартира не скоро тронется, я сам у вас скоро буду, только уведомь меня о приезде вашего генерала. Прощай и пиши.

Раевский

Любезному Таушеву кланяйся, да о юнкере опять прошу тебя.

ЦГВИА, т. VII, лит. В, л. 121-122 об. Автограф.


You are here » © Nikita A. Kirsanov 📜 «The Decembrists» » «Прекрасен наш союз...» » Охотников Константин Алексеевич.