№ 5
На сделанные мне вопросы Высочайше учреждённым Комитетом отвечаю я следующее1
1.
Я был принят в тайное общество в моей квартире состоящей в Лейб-Гренадерских казармах, господином Каховским около месяца до 14 декабря; точнее этого не могу означить время моего принятия.
2.
Ни что иное как желание принадлежать к оному; так как оно было по словам г[осподин]а члена, принявшего меня, для блага общего и как доверенность была главным условием при моём вступлении, то не смотря на то, что он не открыл мне ни плана, ни средств к достижению, я согласился вступить в оное.
3.
Известная мне цель общества как я уже выше сказал было: благо общее; средства же к достижению, так как я ещё не давно был членом, и не мог ещё заслужить доверенности, то их от меня скрыли.
4.
Так как мне сказано было стараться заслуживать любовь и уважение солдат то я и предполагаю что надежда была на оных.
5.
Известные мне члены общества были г[оспода] Рылеев, Каховский и Сутов; кто же из членов более действовал мне не известно, ибо круг моего действия не простирался далее: как получать приказания от общества через г[осподи]на Сутова, из чего следует что я // (л. 8 об.) не мог знать:
6.
Когда и кем из членов предполагалось начать открытые действия общества;
7.
Ни, что препятствовало обществу до сего времени к исполнению цели его;
8.
Ни, кто именно из членов, где и когда имели совещания о возмущении 14 декабря, ни, наконец, какие предполагались дальнейшие действия в случае удачи оного.
9.
Мог ли я в душе своей присягать когда я готовился к возмущению?
10.
Я не был ни в одном Гвардейском полку ни прежде и ни после присяги.
11.
Наставления полученные мною от общества через г[осподина] Сутова были: чтоб я старался возмутить солдат и привести их на Сенатскую площадь или в случае неудачи прибыть одному туда же.
12.
Один я, другие же офицеры напротив старались удержать оных.
13.
Когда мы подходили ко дворцу то в него вступали Сапёры; я принял их за Измайловских // (л. 9) и думал тут же найти и Московских, а так как цель моя была соединиться1 с ними то я и взошёл на двор, но только что увидал что тут их нет то и воротился.
14.
Граф Милорадович был ранен до моего прибытия, и я не знаю кто нанёс ему рану.
15.
Также не знаю кто ранил полковника Стюрлера, я был в это время на противной стороне на (против Галерной улицы) и хотя я и спрашивал у некоторых тут бывших кто был именно ранивший полковника, но не получил утвердительного ответа.
16.
Кто давал г[осподи]ну Глебову шпагу и деньги на вино для солдат мне также не известно.
17.
Да, я дал г[осподи]ну Сутову пороху для заряда карманного пистолета, для чего же ему было нужно, он мне не сказал.
18.
Не знаю в чьей квартире я был в доме графа Остермана, но кто именно те дамы давшие мне убежище, ибо я их в первый раз в моей жизни видел; также как и тут бывших свитских офицеров и офицера Гвардейского Экипажа. Г[осподин] Бестужев коего я тут нашёл: адъютант Его Королевского Высочества Герцога Виртембергского. Отдал кивер и получил // (л. 9 об.) круглую шляпу я от одной из дам мною выше означенных2.
19.
Всё что умею сказать о том кто мне дал партикулярную шинель это то: что он среднего роста, худощав, черноват, густые брови, хорошенько же его лица я рассмотреть не мог во-первых потому что я близорук, а во-вторых уже было темно и у него шляпа была с большими полями (это было минут за пять до того как стала действовать артиллерия). Так как тут было только два Лейб-Гренадерских офицера а именно г[осподи]н Сутов и я, то ему не трудно было после3 найти её; это как мне кажется, уничтожает невероятие чтоб незнакомый мог дать мне свою шинель.
20.
Не знаю, знали ли хозяева квартиры в доме графа Остермана что я действовал на площади или нет; по крайней мене я им этого не говорил. Двоюродный брат мой у которого на квартире ночевал уже около месяца как было тогда4 в отпуску. -
В дополнение на вопрос 5-ой скажу: что так как я на верное не знаю принадлежат ли г[оспода] Кожевников и Жеребцов к нашему обществу, то я их и не показывал в числе мне известных членов, ибо об них мне ни г[осподин] Каховский ни г[осподи]н Сутов не сказывали, а так как по словам первого многие были которые действовали за Великого Князя Константина Павловича, не зная ничего об обществе, то может быть они из числа оных; спросить же у них я не мог ибо у нас полагалось правилом скрывать даже от тех, о которых мы уверены, что принадлежат к обществу; что мы из числа оного. -
Г[енерал]-адъ[ютант] Бенкендорф // (л. 10)
1 В оригинале ошибочно: «соединься».
2 Далее стоят вычеркнутые и взятые в скобки слова: «Всё что умею сказать».
3 «После» - над строкой.
4 «Тогда» - над строкой.