Академик Н.М. Дружинин
К истории идейных исканий П.И. Пестеля
Вещественные реликвии являются самыми ценными экспонатами историко-революционных музеев. Но они приобретают для нас внутреннее значение только при одном условии: если в мертвом материале дерева, металла или ткани мы сумеем прочесть революционное прошлое, если музейные вещи оживут перед нами как внешние символы общественных отношений.
«Воскресить» уцелевшие реликвии - научно-исследовательская задача музея, которая составляет обязательную предпосылку его просветительной работы: только изучив и описав выставленные предметы, мы сумеем вооружить руководителя экскурсий необходимыми фактами и обобщениями; научное изучение материала - единственная надежная база для музейного этикетажа и устных разъяснений.
В настоящее время Музей Революции СССР приступает к планомерному изучению и описанию накопившихся революционных реликвий. Предлагаемая статья является первым опытом подобного исследования: за исходный пункт выбрана ценная историко-бытовая коллекция - масонские знаки декабриста Павла Ивановича Пестеля. До сих пор не существовало никакого описания этой коллекции, значение ее составных частей было неясным, а их связь с революционным движением декабристов оставалась не раскрытой и сомнительной. Задача настоящей статьи - на примере данного экспоната показать приемы научно-описательной работы, предпринятой Музеем Революции СССР.
Масонские знаки П.И. Пестеля имеют свою историю. 13 декабря 1825 г., на основании доноса капитана Майбороды, Пестель был арестован в местечке Тульчин по распоряжению начальника Главного штаба бар. И.И. Дибича. Одновременно генерал-адъютант гр. А.И. Чернышев, специально командированный из Таганрога, поехал вместе с начальником штаба 2-й армии П.Д. Киселевым произвести секретный обыск в квартире Пестеля в местечке Линцы.
Дом был оцеплен и подвергнут «строгому осмотру». При этом, руководясь указаниями доносчика, обратили особенное внимание на большой шкаф, в котором Пестель хранил свои бумаги. Отсюда извлекли два запыленных пустых портфеля, полковые документы, письма родных, экономические и военные записки и, наконец, «масонские знаки с патентами на пергамене».
Служебные бумаги были сложены обратно и запечатаны; все остальное, в том числе масонские знаки, было забрано и представлено при рапорте 20 декабря 1825 г. главнокомандующему 2-й армией гр. П.X. Витгенштейну. Отсюда масонские знаки поступили в Петербург в распоряжение Следственного комитета и были приобщены к делу Пестеля.
Позднее, вместе с другими делами декабристов, интересующая нас реликвия перешла на хранение в Государственный архив и вместе с пестелевскими документами лежала в «особом сундуке» под № 284. В 1900-1903 гг. делопроизводитель архива историк Н.П. Павлов-Сильванский разобрал бумаги Пестеля, разбил их на восемь дел и поместил масонские знаки в особый конверт за № 480.
Летом 1917 г., в обстановке угрожавшего германского наступления, материалы Государственного архива были перевезены в Москву и размещены в здании Архива Министерства иностранных дел. Когда позднее был образован Архив Октябрьской революции, следственные материалы о декабристах влились в его состав и образовали в нем специальный фонд XXI. Именно отсюда 25 ноября 1925 г. масонские знаки П. Пестеля были извлечены и переданы Музею Революции СССР для музейной экспозиции.
Таким образом, подлинность сохранившейся коллекции не вызывает никаких сомнений. Внимание исследователя может быть сосредоточено на других вопросах: какое место занимают данные знаки в системе масонского ритуала? Что говорят они о масонстве Пестеля? и имеют ли они какую-нибудь связь с революционной деятельностью этого декабриста? Ответы на поставленные вопросы нужно искать прежде всего в том следственном деле, к которому были приобщены отобранные «вещественные улики».
Через девять дней после ареста Пестель был подвергнут первому допросу в Тульчине: производившие дознание генерал-адъютанты вручили ему вопросные пункты, на которые он ответил в тот же день, 22 декабря. Первый из поставленных вопросов касался масонских знаков и был сформулирован следующим образом: «С которого времени и к какой масонской ложе вы принадлежали, где были всегдашние или постоянные собрания ее членов и для чего вы сохраняли у себя знаки и патенты общества Масонского после состояния запретительного повеления верховной власти и после данной вами отрицательной подписки, которые обязывали вас немедленно истребить их?».
На этот вопрос Пестель дал следующий ответ - единственный прямой и конкретный ответ его тульчинских показаний: «В начале 1812 года вступил я в Масонство и принадлежал к ложе в Петербурге под названием Amis Réunis. В 1816 году перешел я в ложу Трех Добродетелей потому, что в оной употреблялся русский язык, а в первой: французский. В конце сего же 1816 года или в первых числах 1817 года оставил я совсем Масонство и с тех пор никогда уже с оным никаких сношений не имел.
Заседания происходили в Петербурге в особом доме, обществом Масонским нанимавшемся. В запретительном повелении Верховной Власти о существовании Масонства не читал я приказания истребить знаки и патенты Масонские. Впрочем, остались сии вещи у меня без истребления по забвению о них. Оне валялись в числе прочих вещей, я на них смотрел как на игрушки прежних лет и никакой в них не видел ни цены, ни важности».
Пестель был прав: именной указ кн. В.П. Кочубею, опубликованный 1 августа 1822 г., предписывал закрытие всех тайных обществ, в том числе масонских лож, но ни указ, ни форма обязательной подписки не требовали от масонов уничтожения патентов и знаков. Поэтому сохранение масонских эмблем не могло быть вменяемо в вину, и Пестель мог со спокойным сердцем исповедаться в своем масонском прошлом: он точно указал названия лож, более или менее точно датировал свое пребывание в ложах, конкретным объяснением предупредил вопрос о мотивах перемены ложи и закончил пренебрежительно-ироническим отзывом об увлечениях юных лет. Показание было достаточно ясным и правдоподобным, не вызвало у следователей никаких сомнений и ликвидировало вопрос о масонских знаках в самом начале следственного процесса.
Но показание Пестеля нельзя принимать на веру. Оно давалось в условиях неожиданного ареста и, главное, в тот момент, когда Пестелю была еще не ясна создавшаяся обстановка. Он имел полное основание рассчитывать на успех тактики запирательства и применил ее последовательно, с начала и до конца: ни на один вопрос, кроме первого, он не дал требуемого ответа, ссылаясь на свою непричастность к тайному обществу и на свое неведение об его деятельности.
Но, преднамеренно отрицая свое участие в заговоре, Пестель мог, из такого же обдуманного расчета, затушевать свое масонское прошлое. Естественное недоверие к ответу арестованного укрепляется прежним показанием Пестеля: подписывая в 1822 г. обязательство не принадлежать к масонским ложам, Пестель не выполнил до конца требования рескрипта: упомянул о ложе «Трех добродетелей», но умолчал о первой ложе «Соединенных друзей».
К счастью, в нашем распоряжении есть достаточно данных, чтобы проверить и дополнить собственноручные показания Пестеля. Принадлежность Пестеля к масонской ложе «Amis Reunis» подтверждается не только списками ее членов, но и патентом, найденным в Линцах и хранящимся ныне в ЦГАОР СССР. Патент составлен на французском языке, напечатан на пергамене и снабжен восковой печатью, заключенной в небольшую жестяную кустодию на сплетенных шелковых ленточках - голубой и белой. Патент гласит следующее:
Почтенная ложа Соединенных Друзей, законно учрежденная на Востоке С.-Петербурга Всем Востокам, рассеянным по двум полушариям,
Привет, Единение и Сила.
Мы, нижеподписавшиеся, должностные лица (Dignitaires), чиновники (Officiers) и члены почтенной ложи Св. Иоанна под отличительным названием Соединенных Друзей объявляем и удостоверяем, что брат Михаил Пестель, 19 лет, офицер Гвардейского Литовского полка был возведен в три символические степени королевского искусства. Достойный этой милости в силу своего прекрасного поведения как в ложе, так и в среде профанов, он сумел снискать уважение и дружбу своих братьев по ложе.
Убежденные, что он никогда не уклонится со стези добродетели, мы просим всех масонов оказать ему хороший прием, братски допустить его в свои мастерские и помочь ему всемерной поддержкой, которая может ему понадобиться, точно так же, как мы действуем в отношении наших братьев чужих Востоков, когда дружба приводит их в наш храм.
Выдано на нашем Востоке в первый оборот первого месяца 5812 г. (1-го марта 1812 года простонародной эры). После чего брат Михаил Пестель приложил свою подпись к «ne varietur».
Дальше следуют подписи должностных лиц ложи «Соединенных друзей», в том числе наместного мастера А. Жеребцова и секретаря Дальмаса.
Возраст и служебное положение обладателя патента совпадают с возрастом и должностью Павла Пестеля. Сомнение возбуждает только поставленное в тексте имя Михаил; Государственный архив не решился отождествить Михаила и Павла Пестеля и на обложке дела № 479 приписал сохранившиеся патенты двум разным лицам. Но сомнение рассеивается, когда мы всматриваемся в левые поля документа: здесь, за словами «ne varietur» («во избежание подделки») подписано собственной рукой декабриста: «Paul-Michel de Pestel».
Таким образом, документально устанавливается тот момент, когда молодой Пестель получил третью символическую степень - мастера иоанновской ложи «Соединенных друзей». Посвящению в звание мастера должно было предшествовать сначала получение первой степени - ученика, затем второй степени - товарища. Обычно возведение на высшую ступень иоанновского масонства отделялось от первоначального принятия в ложу промежутком в несколько месяцев; иногда в виде исключения этот срок сокращался. Можно думать, что Пестель перестал быть «профаном» в конце 1811 или в самом начале 1812 г., т. е. приблизительно в то время, которое он сам указывает в своем показании.
Что же представляла собой ложа «Les Amis Réunis» («Соединенных друзей»), в которую вступил 19-летний прапорщик Литовского гвардейского полка? Это была одна из первых масонских «мастерских», открывших свои «работы» с наступлением нового «гуманного» курса. Заполненная представителями дворянской знати, проникнутая настроениями салонного либерализма, она походила на оживленный столичный клуб, в котором звуки масонского молотка сменялись веселыми кантатами и непринужденными беседами.
Официально здесь возвещали борьбу с фанатизмом и национальной ненавистью, проповедовали естественную религию и напоминали о триедином идеале «Soleil, Science, Sagesse» (солнце, знание, мудрость). Здесь охотно принимали иностранцев и отличались изысканной галантностью по отношению к дамам. Наряду с «либералистами» - П.Я. Чаадаевым и А.С. Грибоедовым - здесь фигурировали вел. кн. Константин Павлович и министр полиции А.Д. Балашев. Веселые «братские трапезы» оглашались пением жизнерадостных куплетов:
О сколь часы сии прелестны,
Составим купно громкий хор -
Вкушай веселие небесно,
Счастливой вольности собор!
Трудно искать серьезного направления в этой ложе, аристократической и пестрой по своему составу, одинаково чуждой и глубокого морального настроения, и сосредоточенной политической мысли. Что заставило Пестеля записаться в члены этой шумной и модной ложи?
По-видимому, мотивы его решения были далеки и от масонской мистики, и от революционных замыслов. Только что - в декабре 1811 г. - он кончил с отличием привилегированный Пажеский корпус. Зачисленный в гвардию, он должен был начать самостоятельную жизнь. Сын сибирского генерал-губернатора не мог похвастаться родовитым происхождением и органической связью с русской аристократией. Он должен был сам завоевывать себе карьеру - постепенно, спокойно и расчетливо.
Приобщение к передовому Дворянскому кругу было первым шагом на этом жизненном пути. Вот почему интерес к военным и политическим наукам Пестель охотно соединил с нетрудными «работами» у масонского алтаря. Это был тот же мотив, который побудил молодого В.И. Лыкошина послушаться благоразумного совета и через ложу «Соединенных друзей» заранее обеспечить себя полезными связями.
Мы не знаем, помогли ли Пестелю его новые масонские знакомства во время походной жизни в России и за границей. Его масонская биография временно обрывается - на целое четырехлетие. К 1816 г. Пестель приурочивает свой мотивированный переход из ложи «Соединенных друзей» в ложу «Трех добродетелей». Бумаги этой последней ложи сохранились в собрании Рукописного отдела ГБЛ и были отчасти использованы Т.О. Соколовской; они не только подтверждают тульчинские показания Пестеля, но проливают новый свет на его революционные планы.
Возвращение армии из заграничного похода должно было оживить деятельность масонских организаций. В ложи стали вливаться новые кадры военной молодежи. Старые формы не всегда удовлетворяли изменившимся привычкам и взглядам. Возникла потребность в более замкнутых объединениях и в более серьезных начинаниях. Ложа «Соединенных друзей» не перестала быть модной, но ее пестрый состав и поверхностное направление вызывали чувство неудовлетворенности в кругах молодых прогрессивно настроенных масонов.
В конце 1815 г. небольшой кружок - преимущественно гвардейской молодежи, членов ложи «Amis Réunis» - решил основать самостоятельную масонскую «мастерскую». Ложа была инсталлирована «самовольно», без предварительного разрешения правительства и при заметном недовольстве покидаемой ложи-матери. Учредители пригласили в качестве великого мастера популярного и разносторонне образованного масона гр. М.Ю. Виельгорского, обойдя менее блестящего и более консервативного Бебера. В составе членов новообразованной ложи блестят четыре титулованных имени - будущих членов тайного общества: князей С.Г. Волконского, П.П. Лопухина, И. А. Долгорукова и П. П. Трубецкого, Одним их первых принятых «профанов» был будущий «диктатор 14 декабря».
Ложа имела достаточно светский состав (Ланские, А.Б. Голицын, А.М. Муромцев, А.А. Полторацкий и др.), но сохраняла значение небольшого замкнутого кружка - по-видимому, близко знакомых и симпатизирующих друг другу людей. Вплоть до осенних месяцев 1816 г. было очень немного аффилиаций и еще меньше - новых принятий. Заседания заполнялись выборами, церемониями ритуала, время от времени - моральными поучениями или разъяснениями символов. Но в общем вся обстановка ложи «Трех добродетелей» резко отличалась и от мистической сосредоточенности ложи «Умирающего сфинкса», и от столичного клуба «Amis Réunis». Перед нами - рационалистическая среда передовых офицеров, которые ищут опоры для тесного дружеского объединения.
После длинного летнего перерыва ложа возобновила свои занятия 5 октября. На первом же заседании кн. С.Г. Волконский выступил с «программной» речью: он горячо призывал усилить деятельность ложи и шире раздвинуть ее ряды: нужно не только аффилиировать братьев-масонов, но и принимать в свою среду новых сочленов.
Эта мысль встретила живое сочувствие и быстрое осуществление: ложа «Трех добродетелей» начинает пополняться частью выходцами из других «храмов», частью - новопринятыми «профанами». Но ложа не теряет своего прежнего облика: подбор приглашаемых «братьев» происходит под определенным углом зрения; случайные и навязанные члены представляются непрошенными гостями и вызывают открытое недовольство.
Особенное значение приобретают шесть постановлений ложи: 5 октября аффилиируется кн. Ф.П. Шаховской и посвящается в ученики кн. Ф.Ф. Гагарин (впоследствии член тайного Военного общества); 19 декабря происходит аффилиация кн. Ал. Ипсиланти, будущего руководителя греческого восстания, а через неделю - Матвея Ивановича Муравьева-Апостола; 2 января 1817 г. принимается его брат Сергей Иванович, а в конце месяца - Никита Михайлович Муравьев.
Активизация ложи проявляется и в другом отношении: «либералисты» начинают атаку на руководящие должности и 1 февраля одерживают значительную победу: наместным мастером ложи избирается Лопухин, надзирателями - Волконский и Долгоруков, секретарем - С. Трубецкой, ритором - Шаховской. Всем этим фактам сопутствует один эпизод, который особо отмечен и подчеркнут в протоколах ложи: на заседании: 7 октября (следующее после «программной» речи Волконского) появляется в качестве гостя «брат» Пестель.
«Он был принят всеми братьями нашей мастерской со всею радостью, какую может доставить созерцание брата, который так дорог вследствие питаемой к нему дружбы. Мастер был истолкователем их чувств; этот уважаемый брат взял слово, чтобы поблагодарить почтенную ложу за то расположение, которое она оказала ему, приобщив его к работам сегодняшнего дня». Обмен речами был произведен на французском языке, который был общепринятым в занятиях ложи.
В течение следующих четырех месяцев Пестель не появлялся на заседаниях ложи. Но его имя снова всплывает после решающих выборов, произведенных 1 февраля: непосредственно после баллотировки Пестель предлагается к принятию в число членов ложи «Трех добродетелей». Предложение вызывает единодушное одобрение. 6 февраля 1817 г.- момент почти совпадающий с утверждением устава «Союза спасения» - Пестель был торжественно введен в заседание ложи, принес клятву на алтаре и после поздравлений сочленов ответил благодарственной речью.
Таким образом, в его тульчинское показание необходимо внести небольшую хронологическую поправку. Вероятно, на этом же заседании аффилированному «брату» был вручен знак иоанновской ложи «Трех добродетелей», сохранившийся в масонской коллекции Пестеля. Знак сделан из бронзы и представляет собой скрещенные меч, крест и якорь, увенчанные пылающим сердцем: символы трех христианских добродетелей - веры, надежды и любви, соединенные с символом неустанной нравственной борьбы, которую обязан вести каждый «свободный каменщик».
Верхняя перекладина якоря снабжена двумя надписями: на лицевой стороне выгравировано название ложи: «□des 3 vertus. О. de St Prg» («Ложа 3 добродетелей. Восток С.-Петербурга»), на обороте - время ее инсталляции: «11 Ja 1816» («11 января 1816»). С помощью небольшого колечка знак прикреплен к тонкой ленте из зеленой «струйчатой» (муаровой) ткани, символизировавшей надежду на осуществление идеально-нравственных целей. Знак ложи составлял отличительное украшение мастера и предназначался для ношения в кафтанной петлице.
В неразрывной связи с этой эмблемой стоит другой сохранившийся знак из коллекции Пестеля: белый ключик из слоновой кости, с равносторонним треугольным ушком и квадратной вогнутой бородкой. Ключик надет на «струйчатую» (муаровую) ленту цвета небесной лазури (символ морального созерцания) ; он вручался иоанновским мастерам и свидетельствовал об их праве «открывать двери» (т. е. посещать) иоанновские ложи всех символических степеней (ученические, товарищеские и мастерские).
После принятия Пестеля деятельность ложи «Трех добродетелей» развивалась в намеченном направлении: постепенно пополняясь новыми членами, она сохраняла характер масонского союза военной молодежи, преимущественно из офицеров гвардии. «Либералисты» быстро повышались в степени товарищей и мастеров. Выборы 14 апреля дали им новую, на этот раз решительную, победу: великий мастер генерал-лейтенант H.M. Бороздин, мешавший выдержанному подбору членов, получил замаскированную отставку; на его место был избран один из учредителей, член революционного кружка кн. П.П. Лопухин.
На должность наместного мастера был приглашен старый и ревностный масон, инициатор «Союза спасения» А.Н. Муравьев; звание второго надзирателя перешло к кн. Ф.П. Шаховскому, обязанность секретаря принял кн. П.П. Трубецкой; ритором был избран Никита Муравьев и церемониймейстером Сергей Муравьев-Апостол Часть членов, по-видимому, отстала и перевес в руководящей мастерской ложе перешел к негласным представителям «Союза спасения». Фактически ложа «Трех добродетелей» превратилась в неофициальный филиал тайного революционного общества.
Сущность всех происшедших изменений делается яснее в свете позднейших показаний арестованных декабристов. Рассказывая о зарождении революционной организации, кн. С. Трубецкой дал следующее ценное пояснение: «Тогда масонство было в большом ходу, Александр Муравьев, бывший тогда молодым человеком с пламенным воображением, пылкою душою, видел в нем какое-то совершенство ума человеческого, предлагал вступить всем в Масоны, но Шипов и я не были Масонами, другие, которые были у нас в виду люди, также не были Масонами, и потому его предложение не было принято, а положено написать небольшой устав для порядка и формы в действии. Устав был написан Пестелем».
Дав характеристику «Союза спасения», Трубецкой продолжал: «Александр Муравьев, как я выше сказал, весьма привязанный тогда к Масонству, доказывал, что общество только и может существовать посредством ложи. Он старался и успел сделаться начальником ложи, существовавшей тогда здесь под именем ложи Трех Добродетелей. Но многие члены с ним в сих мыслях не согласовались, попытка его осталась без успеха». Показание Трубецкого не совсем точно: его уверения о непринадлежности к масонству документально опровергаются протоколами ложи, но основное существо его рассказа подтверждают и другие участники «Союза спасения».
Матвей Муравьев-Апостол в одном из своих последних показаний передал следующее: «Александр Муравьев в 1817 году хотел, чтобы общество, которое он составил, действовало через Масонскую ложу: почему и была основана ложа Трех Добродетелей... Князь Лопухин, Александр Муравьев, кн. Долгорукий, кн. Трубецкой, князь Шаховской, Никита Муравьев, брат мой и я принадлежали сей ложи» Это показание тоже вызывает некоторые возражения: ложа «Трех добродетелей» была задумана и инсталлирована раньше, чем образовался «Союз спасения».
В первый период ее существования - до октября 1816 г. - не обнаруживается никаких признаков преднамеренного революционного плана. Но повторяющееся указание на организационную инициативу Александра Муравьева находит себе полное подтверждение в его собственном показании: «Хотя я и не был начальником ложи, называемой Трех Добродетелей, а был оным князь Лопухин, я же был вторым по нем в ложе сей; но сознаюсь, что имел преступное намерение под покровом сей масонской ложи обезопасить членов общества; почему и старался привлечь в нее членов. Но сие происходило в Петербурге прежде выступления гвардейского отряда в Москву».
Таким образом, изменения личного и, в частности, руководящего персонала ложи «Трех добродетелей» приобретают определенный политический смысл. В течение 1816 г. в небольшой группе революционно настроенных офицеров обсуждался вопрос об учреждении тайного общества. Переговоры особенно оживились с наступлением осени, когда из Митавы приехал Пестель, хорошо известный и сильно импонировавший кружку Муравьевых. Выдвигались различные проекты конспиративной организации.
Александр Муравьев настойчиво и успешно предлагал облечь революционное общество в защитную оболочку масонской ложи. Несмотря на возражения Трубецкого (а может быть, и Шипова), большинство друзей разделяло его надежды. Ложа «Трех добродетелей» уже была зачаточной формой политического союза: наряду с другими параллельными образованиями она отражала в себе процесс консолидации передовых представителей армии. Трое активных членов - Лопухин, Долгорукий и Трубецкой - связывали ее с группой Муравьевых.
Казалось сравнительно нетрудным воспользоваться готовой, более или менее однородной и замкнутой ячейкой, ввести в нее членов слагающейся политической организации, образовать из них руководящее ядро и превратить масонскую «мастерскую» в лабораторию революционных идей. Первое появление Пестеля 7 октября 1816 г. носит характер предварительной разведки, выяснения состава и обстановки рекомендованной ложи. Проверка дала благоприятные результаты, и план, предложенный А. Муравьевым, был реализован в течение зимних месяцев 1816-1817 гг.
Мирное завоевание ложи «Трех добродетелей» не исключало необходимости образовать крепкое и спевшееся ядро, которое должно было внедриться в расплывчатую масонскую организацию и переделать ее по своему образу и подобию. Устав «Союза спасения» сознательно воспроизводил ступени масонской иерархии, ритуал церемоний и клятв, внешний культ строжайшей и сокровенной тайны. Между революционной фракцией («Союз спасения») и облекающей ее полулегальной организацией (масонская ложа) необходимо было установить полное соответствие.
Комиссия, избранная для разработки устава, сложилась из четырех масонов, в том числе из «братьев» ложи «Трех добродетелей» - Трубецкого, Долгорукого и Шаховского (последний выполнял обязанности секретаря). По общему признанию участников, четвертому члену, Пестелю, выпала наиболее влиятельная и решающая роль: именно он координировал организационные формы «Союза спасения» с привычными формами масонской ложи. Утверждение устава совпало с первым ощутительным успехом заговорщиков в деле завоевания ложи. Дальнейшие победы явились результатом сознательно и планомерно примененной тактики.
Таковы выводы, которые вытекают из сопоставления протоколов изучаемой ложи и следственных показаний декабристов. Нет никакого сомнения, что Пестель не только поддержал организационный проект А. Муравьева, но принял самое активное участие в его реальном осуществлении. Вступая членом в ложу «Трех добродетелей», он открыто санкционировал ценность предложенного плана и усилил ряды его сторонников не только весом лишнего голоса, но и силою своего морального авторитета. И здесь необходимо внести существенную поправку в его тульчинское показание: предпочтение русского языка французскому не играло решающей роли в его симпатиях к избранной ложе.
Но у нас есть основание утверждать, что участие Пестеля в попытке законспирировать тайное общество было не только более активным, но и значительно более сложным. Давая свои тульчинские показания, Пестель не сказал самого главного: он не расшифровал тех рукописей и важнейших эмблем, которые были изъяты при его домашнем обыске. Разбираясь в этих материалах, мы убеждаемся, что Пестель сознательно умолчал о наиболее интересной странице своей масонской биографии: о своей принадлежности к высшим степеням шотландского («андреевского») братства.
Из уцелевших реликвий прежде всего обращает на себя внимание второй патент на пергамене, окаймленный сложным масонским рисунком и скрепленный печатью Шотландской ложи «Сфинкса». Патент напечатан на латинском языке и заключает в себе следующий текст:
На Востоке Петроградском из ложи правильно устроенной, крепчайшей и блистательной, там, где мир, дружба и равенство царствуют, в 7-й день первой недели и 12-го месяца февраля в год Великого Союза 717 и эры простонародной 1817 всем достойнейшим и славнейшим правильным братьям привет, привет, привет!
Мы, великий мастер, наместный мастер, достойные надзиратели, должностные лица и мастера братства святого Андрея, директорией назначенные в ложу Сфинкса, согласно статутам, украшенные степенями, соответственно отличиям, собравшись на основании правил в достаточном числе, известном истинным братьям, в силу предоставленного нам права удостоверяем, что мы признали братом Павла Пестеля, отличного воина, родившегося в Петербурге в... году, облеченного третьего степенью братства святого Иоанна; его после испытания, в удостоверение нашего благоволения и дружбы, мы поместили среди избранных и впервые присоединили к числу мастеров братства святого Андрея.
В подтверждение чего мы выдали это письменное свидетельство с приложением подписей наших и секретаря, с подвешенными печатями - общества и великого мастера. Славнейших, достойных и дражайших братьев мы умоляем, чтобы они признали его братом и воздали ему подобающие почести, так же как и мы воздаем их союзникам, снабженным подобным документом.
Величайшего Архитектора Вселенной мы просим, славнейшие братья, чтобы он принял вас под свою святую и соразмерную охрану.
Выдано в Петербурге в вышеуказанный день, месяц и год.
Следуют подписи «официалов» ложи, из которых выделяются правящий мастер камергер Жеребцов, наместный мастер Оде де-Сион, вводитель Чекалевский, стюарты Г. Зубов и Д. Нарышкин, секретарь Дальмас.
Патент дополняют пять масонских эмблем, экспонированных в Музее Революции СССР. Три знака составляют одежду шотландского брата четвертой степени (ученика товарища ложи): это черный замшевый запон (передник) с белой шелковой каймой, четырьмя такими же розетками и мельхиоровым изображением черепа и скрещенных костей на откидном клапане; нашейная лента из черной муаровой ткани, пересеченной тремя белыми шелковыми полосками с мельхиоровым изображением черепа и скрещенных костей в равностороннем прорезном треугольнике; наконец, такая же черная муаровая перевязь с деревянной рукояткой обломанного кинжала, увенчанной мельхиоровым изображением королевской короны.
Остальные знаки представляют собой одежду шотландского брата пятой степени (мастера ложи): 1) белый лайковый запон (передник), обшитый бледно-красным шелком и украшенный пламенеющей вифлеемской звездой с буквой G, двумя скрещенными секирами на откидном клапане (то и другое из бронзы) и четырьмя симметрически расположенными розетками (из бледно-красного шелка); 2) перевязь в виде алой «струйчатой» (муаровой) ленты с узкими зелеными краями, к которой прикреплено бронзовое изображение пламенеющей звезды (сходное с первым).
Назначение и символический смысл этих знаков выясняются из двух переплетенных рукописей, принадлежавших Пестелю. В обоих - французский текст, начертанный каллиграфическим почерком и обрамленный на каждой странице двойной черной рамкой. Одна из тетрадей носит заглавие «Quatrième Grade» («Четвертая степень»), другая - «La Maîtrise Ecossaise» («Степень шотландского мастера»). Вчитываясь в содержание обеих рукописей, мы узнаем в них обрядники шотландских лож шведской системы, аналогичные тем, которые хранятся в Рукописных отделах ГБЛ и Исторического музея в Москве.
Перед нами проходят описания убранства ложи, ритуалы посвящений, катехизисы и регламенты, разъяснения символов и раскрытия шифров. Из содержания сертификата, помещенного в тетради «Quatrième Grade», очевидно, что обе рукописи вышли из ложи «Сфинкса». Описание одежды, вручаемой братьям четвертой и пятой степени, совпадает с внешними признаками масонских знаков, принадлежавших Пестелю.







